Для чего воруют катализатор на машине
Почему с автомобилей воруют катализаторы: во всем виноват рост цен на палладий
Каталитический катализатор автомобиля становится ценной добычей для воров
«Покупаем металлолом дорого»: такого рода объявления знакомы, вероятно, практически всем. В дело идет старый и ненужный хлам, который перекупщики перепродают, выручая неплохие деньги. Еще более выгодная ситуация с цветным металлом. Однако никто не предполагал, что личный автотранспорт может выступить в качестве соблазнительной приманки для тех, кто ищет способ заработать на перепродаже драгцветмета.
В апреле 2019 в полицию поступило сообщение о подозрительном мужчине, крутившемся возле одиноко стоявшего Volkswagen Transporter. Когда патруль прибыл на указанное место, полицейские увидели, что из-под днища минивэна видны искры и слышен звук работы металлическими инструментами. После того как злоумышленника извлекли из-под машины, при нем оказалась не только аккумуляторная «болгарка» и нехитрый набор слесарных инструментов. Целью похитителя был катализатор, который мужчина хотел срезать с чужого Фольксвагена. И такие случаи не редкость. Почему?
Все дело в палладии, драгоценном металле, участвующем в производстве автомобильного катализатора. Каталитический нейтрализатор – устройство, снижающее токсичность выхлопных газов. В его конструкции предусмотрен активный слой, функция которого – осуществление химического процесса по очистке отработанных газов. Этот активный слой состоит из цветных и благородных металлов: платины, церия, меди, железа, марганца, никеля, палладия и родия.
Проблема также в том, что спрос превышает предложение. Для мировой индустрии требуется порядка 10 миллионов унций. Однако возможности его добычи лимитированы всего 9 миллионами, что связано со снижением производительности шахт в Южной Африке на 13,5% – именно здесь сосредоточено до 40 процентов мировых запасов металлов платиновой группы.
По технологии в катализаторе стандартного легкового автомобиля применяется несколько граммов палладия и других драгметаллов. Но уже для внедорожников, популярность которых неуклонно растет, или грузовиков, оснащенных мощными двигателями, потребность в палладии достигает 31 грамма, то есть одной тройской унции. Возвращаясь к началу: какой лакомый кусочек для скупщиков драгцветмета, не правда ли?! Особенно с учетом взлетевших до небес цен на бирже.
Более крупные машины имеют более высокую посадку: забраться под пикап или микроавтобус, чтобы отпилить деталь, которую можно задорого продать, совсем не сложно. Особенно когда воров двое: один под машиной, другой – «стремщик». Известны случаи, когда такими делишками промышляли и нечистоплотные брокеры, ввозящие машины из-за рубежа. История вскрывалась во время техосмотра.
Экология экологией, но сохранность и безопасность личного транспорта также очень важна. Воры не дремлют, они могут не украсть машину, но изуродовать ее. Не забывайте об этом, паркуя свой автомобиль в малолюдном месте или оставляя его на ночь на неохраняемой площадке.
Кража катализатора — это новая беда для автовладельцев. Как от этого защититься?
В России растет число краж автомобильных катализаторов. Кому это выгодно, и что делать?
Как ранее передавали ведущие СМИ, до России докатился мировой тренд кражи автомобильных каталитических нейтрализаторов, который ранее накрыл Великобританию, Евросоюз и США. Как говорят эксперты, риск лишиться катализатора есть у абсолютно любого автовладельца. Мы в 1Gai.Ru решили разобраться с этим с целью узнать, кому это нужно, какие владельцы автомобилей под угрозой больше всего и что можно сделать, чтобы защититься от этой новой напасти.
Как вы поняли, для воров лакомым кусочком может оказаться не вся машина, а только ее малая ценная часть, а именно каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который имеет сегодня практически каждый современный автомобиль (в машине их может быть несколько).
Катализатор можно относительно легко украсть, не открывая автомобиль и не используя общедоступные инструменты, которыми пользуются угонщики. Внутри катализатора есть драгоценные металлы (золото, палладий, платина, иридий и другие), мировые котировки которых за последний год взлетели до небес.
Как происходит кража катализатора
Все занимает несколько минут, не требует больших знаний и специализированных инструментов. В последний год полиция все чаще сообщает о краже катализаторов в нашей стране. Судя по резкому росту краж, многие преступники нащупали настоящую золотую жилу, в буквальном и переносном смысле. Так что надеяться на то, что волна краж пойдет на убыль, не стоит. Эта тенденция, по словам экспертов, только набирает обороты.
Самое плохое, что преступников не отпугивают современные системы безопасности, установленные на современные транспортные средства. Ведь для кражи катализатора вору достаточно залезть под машину и срезать нейтрализатор болгаркой или электропилой. Причем нередко такие кражи происходят прямо среди белого дня в оживленных местах.
Так, в конце прошлого года пресс-служба УМВД России по Приморскому краю сообщала, что были задержаны преступники, подозреваемые в серии краж автомобильных катализаторов.
Оперативная съемка / mvdmedia.ru
В дежурную часть УМВД по городу Владивостоку стали поступать массовые заявления от автовладельцев о краже катализаторов. Большинство накануне кражи слышали на улице звук болгарки. В результате оперативных мероприятий злоумышленники были задержаны и в последующем дали признательные показания. Общая сумма ущерба составила 800 тыс. рублей.
Также в прошлом году в Петербурге был осужден Мухамед Шомахов, которого суд признал виновным в кражах катализаторов с каршеринговых автомобилей. Шомахов с подельником похитили катализаторы с 13 каршеринговых автомобилей. Ущерб составил 1 763 960 рублей.
И число подобных случаев только увеличивается. Особенно это касается внедорожников, с которых срезать катализатор намного легче. В том числе повышенный интерес преступники проявляют к японским автомобилям.
Почему растет число краж катализаторов: причина — на бирже
Оперативная съемка: преступников поймали с поличным во время резки катализатора
Возникшее в последнее время преступное явление кражи катализаторов — большая проблема для всех водителей. Тем, кто не может оставить машину в гараже или на охраняемой стоянке, необходимо учитывать возможные риски, связанные с кражей катализатора. Но почему неожиданно эта деталь стала так популярна у воров?
В результате больших мировых цен на драгоценные металлы растет и стоимость катализаторов — как новых, так и б/у. Так, используемый катализатор может стоить в среднем от 7 до 15 тыс. рублей. В среднем в одном катализаторе от современного автомобиля может содержаться от 1 до 3 граммов палладия.
Куда преступники продают ворованные катализаторы? И не только преступники…
Примеры объявлений в Интернете и поисковая выдача организаций, скупающих катализаторы
Несмотря на то что в нашей стране существует запрет на незаконный оборот драгметаллов, в России процветает нелегальный рынок драгоценных металлов. И большую его долю как раз составляет скупка используемых катализаторов.
Достаточно набрать в поиске Сети «продать катализатор» или «скупка автомобильных катализаторов» — и перед вами предстанет множество сайтов, предлагающих купить срезанный с машины нейтрализатор. Причем у многих таких контор есть услуга «скупка с выездом». Чем не рай для преступников?! Ведь понятно, что в таких незаконных «ломбардах» документы проверять никто не будет. Кстати, количество организаций и частников, участвующих в теневом рынке, связано несколько с волной краж катализаторов. Львиную долю предложений на черном рынке поддерживают автовладельцы, которые специально срезают со своих машин катализаторы. Но это уже другая история.
Как узнать, что украли катализатор
Автомобилисты сразу узнают, если с машины был украден катализатор. Дело в том, что вместо привычного шума двигателя они слышат громкий басовый шум. Это связано с тем, что каталитический нейтрализатор находится между двигателем и глушителем и дополнительно глушит звук выхлопа. В том числе в случае его отсутствия вы заметите приличный дым из-под машины (также сильный запах выхлопных газов).
Что делать, если украли катализатор
В этом случае, согласно действующему законодательству, автовладелец обязан установить на транспортное средство новый нейтрализатор вредных веществ, который обойдется очень недешево. Например, средняя стоимость нового катализатора для Hyundai Solaris и Kia Rio составляет 45 тыс. рублей. Если не вернуть на место катализатор, то уровень вредных веществ в выхлопе будет превышен, что запрещает эксплуатацию автомобиля.
Так, согласно пункту 6.1 перечня неисправностей транспортных средств, эксплуатация которых запрещена, если содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТами 17.2.2.03-87, Р 17.2.2.06-99 и 21393-75, то эксплуатировать автомобиль нельзя. В этом случае автовладелец не только не пройдет техосмотр, но и может быть оштрафован органами ГИБДД. Так, согласно пункту 1 статьи 12.5 КоАП РФ, за управление транспортным средством, эксплуатация которого запрещена, водителя ждет штраф в размере 500 рублей.
Но это в теории. На практике подобные штрафы на дорогах большая редкость. Плюс ситуация с прохождением техосмотра в России (карта техосмотра, по сути, превратилась в очередной побор с автомобилистов). Именно поэтому многие автолюбители предпочитают срезать со своих машин катализатор, продать его, вварить вместо него пламягаситель и ездить уже без нейтрализатора, экономя топливо и заливая менее качественное топливо.
Так что, по сути, вместо катализатора возможно вварить вставку. Но предупреждаем: это идет вразрез с существующими нормами закона.
Как защитить автомобиль от кражи катализатора
Щит, который защищает от кражи катализатора / drive2.ru
В связи с ростом краж катализаторов многие водители задаются вопросом, можно ли защитить свою машину от кражи. Конечно, самый верный способ — оставить машину в закрытом гараже или на охраняемой стоянке. Однако не у всех есть такая возможность. По идее, верный способ защитить свою машину от возможной кражи катализатора — это выбирать оживленные места для парковки, освещенные уличными фонарями. Также выбирайте места для парковки, которые попадают в поле зрения камер наблюдения. Обычно преступники предпочитают не попадать в камеры.
В том числе можно приобрести и установить специальный щит-защиту, который препятствует срезанию катализатора. Для внедорожников на раме существует более радикальный способ защиты — с помощью тросов.
Ну, также можно, конечно, не обращать внимание на рост краж, но тогда, как и с угонами, придется просто рассчитывать на удачу. Но мы все же не рекомендовали бы автомобилистам рассчитывать на русское авось, а все-таки внимательно отнестись к этой проблеме. Как минимум каждый автовладелец при парковке машины у дома должен призадуматься о том, чтобы поставить авто таким образом, чтобы преступникам было неудобно/опасно срезать катализатор. Ну, а чтобы спать спокойно, проще установить специальную защиту.
Оперативная съемка злоумышленников во время кражи катализатора / dailymail.co.uk
Есть еще один малодейственный способ — надеяться, что вас пронесет и цены на палладий, золото и другие драгметаллы в скором времени упадут. Но это маловероятно. В период экономической нестабильности по всему миру, связанной с коронавирусом, инвесторы вкладывают деньги в рынок драгоценных металлов.
Кроме того, ежегодно ужесточаются экологические требования по выбросам, что, как следствие, приводит к повышенному спросу на драгметаллы, используемые автопромышленностью в катализаторах. А в нынешних условиях, когда многие автомобильные компании заявляют, что будут стремиться к нулевым выбросам в автомобилях, надеяться, что количество драгметаллов в катализаторах уменьшится, не стоит.
Так что вряд ли в ближайшем будущем стоимость используемых нейтрализаторов на черном рынке уменьшится.
С автомобилей новосибирцев массово срезают катализаторы – кто и зачем это делает
В составе этой важной детали машины есть драгоценные металлы. Злоумышленники срезают катализаторы, чтобы потом сдать их за деньги
В Новосибирске с автомобилей горожан массово срезают катализаторы. Причём сигнализация машин не срабатывает, так как злоумышленники, которые делают это, забираются под автомобиль и за считанные минуты срезают деталь. Недавно правоохранители задержали таких преступников.
Новосибирец Дмитрий С. рассказал, что его автомобиль стоял у дома по адресу ул Гребенщикова, 9, и в ночь с субботы на воскресенье кто-то спилил катализатор с его машины. Мужчина обнаружил пропажу утром, когда стал заводить автомобиль, и обратился в полицию. Правоохранители нашли виновных.
У Данила И. автомобиль стоял на парковке на придомовой территории. Сигнализация не сработала, так как злоумышленники залезли под неё и срезали или открутили катализатор – под днищем мужчина нашёл два болта. В полицию не обращался, так как не хотел терять время из-за ожидания правоохранителей, установил обманку и перепрошил за 12 тысяч рублей.
А сибирячка Алина Н. тоже утром завела машину и понялала, что катализатора нет. Девушка вызвала полицию и написала заявление, но преступников не нашли, так что она заменила всё за свой счёт, потратив 10 тысяч рублей.
Недавно похитителей катализаторов задержали полицейские. В воскресенье, 17 октября, около 2:20 экипаж полка ДПС ГИБДД управления МВД России по Новосибирску на улице Гризодубовой остановил автомобиль «Шевроле Ланос», в котором были водитель и пассажир. При проверке документов они заметно нервничали. При осмотре салона автомобиля правоохранители обнаружены четыре автомобильных катализатора, труборез, домкрат и две рации.
Полицейские установили, что злоумышленники украли катализаторы с машин у домов по адресу ул. Краузе, 21/1 и ул. Свечникова 1 и 4. Они хотели сдать их за деньги.
Фото: пресс-служба ГИБДД по Новосибирску
Задержанных доставили в отдел полиции №7 «Ленинский», где установили их личность. Они оказались жителями Новосибирска, которых ранее уже привлекали к уголовной ответственности за разбой и вымогательство. Владельцев транспортных средств, с которых срезали катализаторы, также установили, они написали заявления.
Правоохранители завели уголовные дела о краже. Сейчас они проверяют причастность задержанных молодых людей к аналогичным преступлениям, они сами сейчас под стражей.
Как рассказал технический директор одной из международных сетей автосервисов Алексей Рузанов, массовое воровство катализаторов связано с их ценой, которая может доходить до 100 тысяч рублей за бывшие в употреблении. Она такая высокая потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы – платину, палладий и родий. Их соотношение может быть разным и зависит от типа двигателя и марки автомобиля. В дизельных моторах больше платины, в бензиновых –родия и палладия. Минимальная цена б/у катализатора – 6 тысяч рублей, поэтому многие сейчас стали ставить защиты, наваривать арматуру, сетки.
По словам эксперта, заменить катализатор самостоятельно сложно, желательно делать это в автосервисе. Состояние катализатора нужно проверять, если пробег выше 100 тысяч км. Нужно смотреть, не забит ли он и не сплавился ли. Первые признаки плохого состояния катализатора –ухудшение динамики разгона автомобиля. Новый катализатор – очень дорогая деталь. Например, для новой «Шкоды» он будет стоить в районе 180 тысяч, то есть, около 10% стоимости всего автомобиля, а если автомобиль подержанный, то это уже 30% стоимости машины, поясняет Алексей Рузанов.
Зачем скупают автомобильные катализаторы и в чем заключается их ценность?
Вам попадались рекламные объявления о скупке автомобильных катализаторов? Мы попробовали разобраться почему их активно покупают и сколько можно на этом заработать.
Вокруг скупки и последующей утилизации катализаторов сейчас образуется целая бизнес-отрасль. Автомобилистам предлагают бесплатно вырезать из системы выпуска катализатор, установив вместо него пламегаситель и обновив прошивку двигателя.
Автомобильный катализатор, он же каталитический нейтрализатор, частично очищает выхлопные газы, превращая окись углерода и углеводороды в двуокись углерода и воду. Это происходит за счёт химических реакций при «участии» таких металлов, как платина, иридий, родий или палладий.
Стоимость «начинки» катализатора зависит от типа устройства, его веса, размеров и цен на металлы. Например, керамические катализаторы с японских автомобилей можно продать по цене от 1500 до 45000 рублей за килограмм веса. А, например, за металлический катализатор российского производства дадут от 1000 до 4000 рублей.
Количество ценных металлов в катализаторе определяют с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, который показывает качественное и количественное содержание определенного элемента. Для стран с более жесткими требованиями (например в Евросоюзе) в катализаторы добавляют больше ценных металлов, и такие устройства, соответственно, дороже на вторичном рынке.
Автомобильные катализаторы не только скупают, но ещё и воруют! По статистике, в России в последние годы растёт количество таких преступлений. Проблема заключается в том, что катализатор достаточно просто украсть, имея в распоряжении труборез и домкрат. В случае с внедорожниками даже домкрат может не понадобиться. Такие случаи особенно характерны для Москвы и Санкт-Петербурга, где этому способствует широкое распространение сервисов каршеринга.
В некоторых странах количество краж резко возросло после начала пандемии. Например, на прошлой неделе полиция Лос-Анджелеса арестовала 19 человек и конфисковала 250 краденных катализаторов общей стоимостью 750 тысяч долларов.
Для предотвращения краж американская полиция рекомендовала автолюбителям оставлять машины на освещенных парковках или под камерами видеонаблюдения. Более решительные меры включают в себя приваривание болтов на катализаторе или нанесение каким-либо образом номерного знака на корпус катализатора.
Подпишитесь на наши аккаунты
Комментарии
Гость-2 19.03.2021 ответить
Катализатор это зло,особенно на корейских машинах.
Прием драгметаллов 19.03.2021 ответить
И что,эту дрянь не подделывают? Знакомому на металлоприемку военной радиоаппаратуры содержащей драгметаллы,часто приносили халтурные самодельные конденсаторы(их марку принципиально не называю,чтоб не подделывали).Ведь вырезать квадратную пластинку из фольгированного гетинакса или меди,припаяв к ней проволочки,покрасив зеленой краской и подделать на ней надпись «радиодетали» гораздо легче,чем выдолбить в металле пробу,как на поддельных ювелирных изделиях.»Конденсаторы-капельки» и «подушечки» еще проще подделывать,потому такие еще чаще приносят в драглом,хоть они и дешевле зеленых.Потому скоро будут радиодетали принимать только с проволочными ножками,для возможности проверки работы конденсатора мультиметром.А откусывать эти проволочные ножки с них будут только непосредственно перед взвешиванием.
Дворник 20.03.2021 ответить
Не знал про драгметаллы в катализаторах,а эмалевые конденсаторы-«подушечки» мы будучи школьниками,всегда подделывали.Лепили из жевачки,смолы,или даже из глинистой грязи нужной формы «конденсатор»,втыкали в него проволочки-ножки,затем покрывали твердой эмалью нужного цвета(добавляя в нее иногда для требуемого цвета кирпичную пыль).Потом самодельной печатью наносили маркировку «конденсатора»,сутки сушили,скусывали эти ножки,а потом эту халтуру сдавали в приемку драгметаллов.Самодельную печать мы делали так:буквы и цифры(а так же другие символы «радиодеталей»)изготавливали сгибая из тонкой проволоки,приклеянной к резинке или пробке резиновым клеем,сутки высушивали.Чтобы нанести маркировку на «кондер»,следовало лишь обмокнуть ее в черную или синюю краску и прижать эту печать к «конденсатору».Вот и все.А до этого мы пытались рисовать маркировку на «конденсаторе» от руки,тонкой шариковой ручкой,но это было нудно и долго,к тому же букыв не всегда получались ровными. Так же мы сдавали гражданские радиодетали,нарисовав на них в нужном месте ромбик(который означал,что деталь военная,с содержанием драгмета),или звездочку(на военных радиодеталях до 60-х годов выпуска рисовалась звезда,а не ромбик).И таким образом тоже облапошивали приемщиков драгмета.Но воровством катализаторов мы никогда не занимались.
Александр 20.03.2021 ответить
А мы,будучи школьниками тоже зарабатывали,только не сдачей металлолома и электроплат с драгметаллами,а находили в газете,или интернете объявления,типа: «Куплю Б/У резину на КАМАЗ».Собирали не лысые выкинутые шины,или забирали их с базы(благо недалеко была металлобаза,где частенько разделывали в металлолом старые грузовики и автобусы,не зная куда девать с них шины,потому там были нам рады).Дальше мы звонили по объявлению и привозили покупателю на багажниках своих велосипедов эти бэушные шины.Иногда удавалось даже за 300 рублей продать одну шину размером 260-508(9.00-20).Но чаще мы их продавали за 50-100руб.(больше за них редко давали).Но помню,это был достаточно хороший,честный и интересный заработок на каникулах.
Коля примус 21.03.2021 ответить
Будучи школьниками и немного после мы тоже «зарабатывали».Терлись по вечерам около баров и кафешек.Когда датые мужички выходили мы их встречали и изымали у них баблишко и прочее барохло.Много конечно не перепадало,но нам хватало.Кончилось правда печально,зоной.
Зло 15.10.2021 ответить
туда тебе и дорога
Громко пукнул 22.03.2021 ответить
А как по новым правилам без католизатора проходить ТО.Да и за границу без него не пустят.Купить что-ли электромобиль,так и там чтонибудь воровать начнут.Так что лучше по старинки пешком.
борман 26.03.2021 ответить
София 30.03.2021 ответить
Ну это еще не скоро. Лет 20 поездите.
wmekrd 30.03.2021 ответить
а как они проверят? особенно на границе
Алексей 22.03.2021 ответить
А когда мою машину собирали в Японии в 1995 году, на заводе Исузу забыли катализатор поставить. Так до сих пор без него и езжу.
Механик 02.04.2021 ответить
А программу по управлению двигателем специально под Вашу машину не забыли переделать? И заодно технологию сборки на заводе(((
Хабар 08.04.2021 ответить
Врать не надо. В Уссурийске твою машину собирали. Конструктор называется.
сарбол 13.04.2021 ответить
Константи 23.03.2021 ответить
По моему статья в плане цен на автокаты устарела ещё до того как вышла в публикацию.
Актуальный ценник на керамику раза в два выше, а на металлические в максимуме раз в 10 дороже.
По каталогу можно свериться
владимир 23.03.2021 ответить
вячеслав 23.03.2021 ответить
Скляренко М 23.03.2021 ответить
Вот такая у вас страна.Одни на*бывают сдавая потделки,вторые на*бывают их продавая.Третьи откровеные бандиты.А потом все удивляются почему мы производим такое барахло.Страна с такими гражданами не имеет право на жизнь.И это видит и понимает весь мир,кроме вас самих.
владимир я 30.03.2021 ответить
круто определяешь кому жить а кому нет
Вова петушок 02.04.2021 ответить
Нормально определяет. Тебя не устраивает что-то?!
Для Скляренко М 24.03.2021 ответить
Это и ваш любимый фюрер видел и понимал,только закончилось это для всего мира печально.А насчет радиодеталей подделок-их после скупки не продают,а переплавляют.Уж кому-кому,а вам это должно быть известно.У вас ведь когда началась «АТО», выяснилось,что вся драгоценная радиоаппаратура из КУНГов связи,зенитных комплексов и даже из танковых и авиационных раций куда-то пропала,хоть военная техника и оставалась закрыта и отпечатана,находясь в консервации.А ваши вояки свое дело знали,потроша десятилетиями военную аппаратуру на драгмет.Не даром же родине служить за такую зарплату.А уж про откровенных бандитов вообще не рассказывайте.Бандитче вашей «великої країни України» сейчас сложно найти страну.И ваша власть это первый бандит.
Иван 24.03.2021 ответить
Молоток, только аплодисменты
Евгений 11.04.2021 ответить
Допустим, что раскулачили технику еще при великом и могучем СССР, это выяснилось уже позже, при попытке снять с консервации. В 1980-х расследовал дело о незаконном хранении боеприпасов. У хлопчика изьяли 3 кг. пластида, привёз по дембелю из СА. Оказалось, что пластид выскабливали из «ящичков» танковой кумулятивной защиты. Потом эти танки горели в Чечне после первого попадания из РПГ, а пропагандосы рассказывали,о поставках «чехам» современных ПТ комплексов из стран НАТО.
Гоша 26.05.2021 ответить
Иван 24.03.2021 ответить
Молоток, только аплодисменты
Игорь 08.04.2021 ответить
Для сервисменов главное достать катализатор, а как там будет поставлено заварено им откровенно поКуй.
Маня Облигация 08.04.2021 ответить
и через годик пойдут гайцы с прибором а у тебя завышен газик На стоянку авто и штрафик Тут все у них в сговоре
сергей 09.04.2021 ответить
не ведитесь на это владельцы свежих авто и автомобилей премиум класса. ваше авто вам само просигналит обо всем.не вырезайте раньше чем надо.
Дмитрий 12.04.2021 ответить
Да мутняк это все какой то. Новый катализатор на 14ю стоит 8000, а они принимают его от 1 до 4 т.р. за кг. Абсурд
Михаил 29.04.2021 ответить
На иномарках в катализаторах делают напиление из платины для уменьшения выброса вредных выхлопов. там не считаются с этим металом, они думают о чистоте в городах.
Роман 15.09.2021 ответить
обезьяны травят сами себя, ничего нового)))
Асылбек 25.09.2021 ответить
Асылбек 25.09.2021 ответить