Для чего врачу нужна экономика
Зачем врачу экономическое мышление?
Если такая постановка вопроса простительна студентам шестого курса, то как понять организаторов здравоохранения региона, для которых реформы в нашей системе и повышение качества медицинской помощи населению сегодня как никогда актуальны? Почему отдельные наши курсанты, повышающие свою квалификацию, до сих пор недооценивают тесную взаимосвязь между уровнем здоровья населения и состоянием экономики государства?
Давно доказано, что здоровье – это категория не только социальная, но и – в опосредованной форме – экономическая. Сохранение здоровья населения есть одновременно и сохранение экономического потенциала страны.
Стало очевидным, что каждый врач (особенно руководитель современного ЛПУ) должен рассматривать свою деятельность не только с профессиональной, но и с экономической точки зрения – то есть от решения экономических проблем здравоохранения зависит функционирование медицинских учреждений, независимо от формы собственности.
В настоящее время актуальные проблемы экономики здравоохранения условно можно разделить так: а) проблемы охраны здоровья; б) прогрессивные формы управления объектами здравоохранения; в) решение финансово-экономических вопросов, менеджмента и маркетинга медицинских услуг.
Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, попробуем рассмотреть систему здравоохранения с точки зрения функционального аспекта экономики – менеджмента. При таком подходе работа любого медицинского учреждения подпадает под категорию серийного производства. При расчете себестоимости, рентабельности и других ключевых показателей основными являются затраты на выпуск «единицы продукции» (пролеченный больной), что зависит от возможностей материально-технической базы, производителя (больница), кадрового обеспечения (медперсонал), финансирования, организации, планирования, а также – от интенсивного труда и психологических проблем медиков в новых условиях работы.
Решения об экономических переменах в такой отрасли народного хозяйства, как здравоохранение, должны приниматься обязательно одновременно с управленческими решениями по подготовке квалифицированных врачей (руководителей) с достаточными экономическими знаниями. Эти знания жизненно необходимы, так как в работе ЛПУ наметилась тенденция к самоокупаемости и многоукладности, в том числе с учетом широкой подготовки семейных врачей. Всё это требует умения экономически мыслить и на основе этого строить свою работу. Врачу (менеджеру) крайне важны знания экономических законов, – чтобы в рыночных условиях выбрать рациональные, с экономической точки зрения, схемы обследования и лечения пациентов, проводить превентивные мероприятия по сохранению здоровья, давать экономически обоснованные рекомендации по формированию здорового образа жизни, принимать экономически взвешенные управленческие решения.
Сегодня управление качеством медицинских услуг невозможно без непрерывности лечебно-диагностического и реабилитационного процессов, применения единых организационных и медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, освоения и использования менее затратных, но высокоэффективных лечебно-диагностических манипуляций. До сих пор не предусмотрена обязательность расчетов экономической эффективности медицинского оборудования с учетом объемов и качества оказываемых медицинских услуг, стоимости и окупаемости. Поэтому очень часто дорогостоящие аппараты приобретаются без оценки самоокупаемости и экономической эффективности, то есть без учета экономической выгоды.
В наше время врач должен уметь рассчитать стоимость медицинских услуг, составить калькуляцию доходов и расходов и уметь распорядиться своей прибылью. Оценку экономической эффективности медицинских вмешательств, например, необходимо проводить с учетом равновесных цен и издержек, соответствующих общественно эффективному объему производства. Чтобы пересчитать, сколько стоит оказание квалифицированной медицинской помощи, следует сравнить затраты с суммой, которую способно собрать государство (налоги, поступление от пошлин, налоги на прибыль предприятий и т.д.). Разница между этими двумя показателями и составляет уровень «платности» медицинской помощи.
Мы должны привыкнуть к мысли, что бесплатной медицины не было и во времена плановой экономики. «Бесплатный характер здравоохранения – не более чем экономическая иллюзия в обществе, где вся прибавочная стоимость экспроприируется и распределяется государством», – писал А.Д. Сахаров. Дефиниции «платная» и «бесплатная» являются лишь относительными категориями, поскольку, вне зависимости от каналов финансирования, источником любых, в том числе и денежных ресурсов, является работающее население страны. Работники, с одной стороны, производят все материальные ценности (национальный продукт или доход), а с другой, – осуществляют оплату всех расходов, в здравоохранении в том числе, в форме налогов, страховых взносов в фонды обязательного и добровольного медицинского страхования, личных затрат на медицинские услуги, медикаменты и т.д. Соответственно, «бесплатной» для себя население считает медицинскую помощь, предоплату которой оно уже фактически осуществило в форме соответствующих налогов и страховых взносов.
Ситуация, сложившаяся сегодня в мировой экономике, чрезвычайно сложна. Периодическое возникновение кризисов в капиталистической экономике – когда частная собственность на средства производства вступает в конфликт с общественным характером труда – описал еще К. Маркс. Согласно теории больших циклов экономической конъюнктуры экономиста Н.Д. Кондратьева, наивно надеяться, что нынешний спад экономики скоро закончится. Отдельные макроэкономические показатели не дают, к сожалению, повода к каким-либо оптимистическим прогнозам. По оценкам экспертов, мы можем рассчитывать на возобновление роста глобальной экономики только к 2015 году. А с учетом того, что рынок медицинских услуг, как организационная структура, является рынком несовершенной конкуренции, нам, медикам, предстоит самим думать и находить выход из создавшейся ситуации.
Вот почему нашей отрасли нужны высококвалифицированные врачи-менеджеры с глубокими знаниями по экономическим проблемам здравоохранения. Надеюсь, что в общих чертах, читатель нашел ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос. Будем помнить слова основателя экономических наук Адама Смита: «Мы недостаточно богаты, чтобы позволить себе роскошь бесплатно лечиться у хороших врачей. И слишком бедны, чтобы быть здоровыми».
В. ПРИСЕНКО, доцент кафедры социальной медицины, организации и экономики здравоохранения.
«Медицинский вестник» № 17, ноябрь 2009.
Для чего врачу нужна экономика
Кафедра благодарит всех студентов, принявших участие в конкурсе и раскрывших свой творческий потенциал! Перед участниками стояла непростая задача осмысления горизонтов будущей профессии и возможных путей её постижения. Залог успешной конкурсной работы – это огромная мотивация к учебе, накопленный багаж знаний, гражданская позиция, осознанная ответственность за будущую деятельность. Через эссе авторы доказали необходимость и востребованность экономических знаний для будущего врача.
Алина Каденко (1 курс, 10 группа стоматологического факультета): «Быть вне экономики нереально: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И какими бы ни казались далекими вопросы экономического устройства мира, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно, то люди зависимы и бедны».
Вадим Свинухов (1 курс, 2 группа лечебного факультета): «Самоусовершенствование, постоянное и методичное расширение знаний и навыков – это постоянные спутники врача всю жизнь, поскольку без них даже самый талантливый специалист не сможет добиться истинных высот и трудовых успехов».
Александр Приказчиков (1 курс, 19 группа лечебного факультета): «Врачу под силу и решение экономических проблем, следует только учитывать, что полученный им возможный эффект может быть оценен с социальных, медицинских, экономических позиций. Социальный эффект может быть измерен такими показателями, как число сохраненных жизней, изменение рождаемости, смертности, естественного прироста населения и др. Он потенциально связан с экономическим эффектом, так как один из его результатов – воспроизводство рабочей силы».
Виталий Кузичев (1 курс, 9 группа, стоматологический факультет): «Стоматологу крайне важны знания экономических законов, чтобы в рыночных условиях выбрать рациональные, с экономической точки зрения, схемы обследования и лечения пациентов, проводить превентивные мероприятия по сохранению здоровья зубов, давать экономически обоснованные рекомендации по формированию здорового образа жизни, принимать экономически взвешенные решения».
Кафедрой были определены критерии оценки конкурсных работ: соответствие формы и содержания, логическая последовательность изложения, характер аргументации, содержание примеров, эмоциональная окрашенность, отсутствие или низкая степень заимствования из внешних источников. Учитывались также этическая и ассоциативная составляющие.
Таким образом, работы и их авторы были распределены по следующим местам.
II место (по 11 баллов) разделили несколько студентов:
III место (по 7 баллов) также поделили между собой:
Остальные студенты, принявшие участие в конкурсе, премируются дополнительными бонусными баллами (5) к итоговому рейтингу.
Кафедра от всей души поздравляет победителей конкурса
и желает им дальнейших успехов в учебе!
Е.Н. Кукина,
доцент кафедры экономики и менеджмента
В ВолгГМУ рассказали, зачем врачу изучать экономику
Кафедра благодарит всех студентов, принявших участие в конкурсе и раскрывших свой творческий потенциал! Перед участниками стояла непростая задача осмысления горизонтов будущей профессии и возможных путей её постижения. Залог успешной конкурсной работы – это огромная мотивация к учебе, накопленный багаж знаний, гражданская позиция, осознанная ответственность за будущую деятельность. Через эссе авторы доказали необходимость и востребованность экономических знаний для будущего врача.
Вадим Свинухов (1 курс, 2 группа лечебного факультета): «Самоусовершенствование, постоянное и методичное расширение знаний и навыков – это постоянные спутники врача всю жизнь, поскольку без них даже самый талантливый специалист не сможет добиться истинных высот и трудовых успехов».
Виталий Кузичев (1 курс, 9 группа, стоматологический факультет): «Стоматологу крайне важны знания экономических законов, чтобы в рыночных условиях выбрать рациональные, с экономической точки зрения, схемы обследования и лечения пациентов, проводить превентивные мероприятия по сохранению здоровья зубов, давать экономически обоснованные рекомендации по формированию здорового образа жизни, принимать экономически взвешенные решения».
Кафедрой были определены критерии оценки конкурсных работ: соответствие формы и содержания, логическая последовательность изложения, характер аргументации, содержание примеров, эмоциональная окрашенность, отсутствие или низкая степень заимствования из внешних источников. Учитывались также этическая и ассоциативная составляющие.
Таким образом, работы и их авторы были распределены по следующим местам.
II место (по 11 баллов) разделили несколько студентов:
III место (по 7 баллов) также поделили между собой:
Остальные студенты, принявшие участие в конкурсе, премируются дополнительными бонусными баллами (5) к итоговому рейтингу.
Кафедра от всей души поздравляет победителей конкурса
и желает им дальнейших успехов в учебе!
Е.Н. Кукина,
доцент кафедры экономики и менеджмента
Экономика и медицина: что нужно знать исследователю?
Мастер-класс д.м.н. Концевой А.В. посвящен экономическим аспектам научных исследований.
Вопрос: Зачем клиницисту знать экономику здравоохранения?
Ответ: клиницисту вероятно подобные знания не нужны, это задача организаторов здравоохранения. А вот исследователю знание основ экономического анализа не будет лишним. Во многих странах мира – обязательным требованием для внедрения новых медицинских технологий – является не только оценка их клинической эффективности и безопасности, но и экономической целесообразности их внедрения. У нас это пока не является обязательным, но ситуация может со временем измениться. В любом случае для лиц, принимающих решения, дополнительные экономические аргументы могут оказаться полезными.
Вопрос: Молодой российский кардиолог, какой он?
Ответ: Мы в рамках работы нашей рабочей группы взаимодействуем с молодыми специалистами уже 3,5 года. Молодой кардиолог России – креативен, готов к восприятию нового, готов работать в проектах РКО, а еще у него(нее) есть чувство юмора и широкий кругозор. У нас есть регионы России где молодые кардиологи особенно активны, это прежде всего Самарская область, Санкт-Петербург, Ульяновская область. У не сомневаюсь, что через 10-15 лет наиболее активные молодые специалисты станут опинион-лидерами в своих регионах.
Анна Васильевна любезно предоставила нам презентацию своей лекции: Экономика и медицина: что нужно знать исследователю?
Раздел 4. Экономика и управление здравоохранением.
Тема 4.1. Экономика здравоохранения. Цены и ценообразование.
Стало признанным, что здоровье – это категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то, что оно не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Здоровье, соответственно, не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.
Нельзя согласиться и с тем, что здравоохранение традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. В нем сочетаются товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть « отраслью сохранения и производства здоровья», в которой используется большой арсенал медицинских, экономических методов и средств.
С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:
· стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;
· цена отдельной медицинской услуги и стоимость видов медицинской помощи в целом;
· оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;
· оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;
· оценка экономического ущерба от преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации.
Ответы на эти и другие вопросы дает наука – экономика здравоохранения.
Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.
В рамках законодательства, с учетом действия экономических законов, организации здравоохранения осуществляют экономическую деятельность – работу по производству и реализации медицинских товаров и услуг, направленную на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые. Материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «экономика», «экономика здравоохранения». Зачем нужны экономические знания медицинским работникам
2. Раскройте содержание понятия «цена»
3. Что такое ценообразование
4. Что такое себестоимость медицинских услуг, рентабельность
5. Перечислите основные источники финансирования здравоохранения.
Тема 4.2. Развитие рыночных отношений в здравоохранении. Структура
и механизм действия рынка услуг.
Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.
В обыденной жизни рынок чаще всего ассоциируется с местом, где можно купить продукты, одежду, хозяйственные товары и т.д. это самая старая форма рынка – традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. С точки зрения экономики рынок отражает взаимоотношения, которые складываются между производителями, продавцами, посредниками и потребителями товаров и услуг. Существует множество определений рынка, но не все они сводятся к тому, что рынок является совокупностью экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.
Рынок медицинских товаров и услуг – это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.
Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования, техники и др.
Различают следующие основные понятия рынка:
Признавая эффективность рыночных механизмов, нельзя, однако, абсолютизировать их значение в здравоохранении, полностью подчинив его деятельность законам рыночной экономики. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы индивидуума и общества в целом, не может целиком и полностью аккумулировать в себе рыночные механизмы. Для того, чтобы погоня за прибылью и выгодными видами медицинских услуг не стала самоцелью, не сказалась пагубно на здоровье населения, должна быть разработана и внедрена модель здравоохранения, основанная на государственном управлении (регулировании) рыночных механизмов, единственной целью реализации которой должно стать повышение доступности и качества медицинской помощи населению, повышение эффективности деятельности самой системы здравоохранения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое рынок, какие основные понятия рынка принято выделять. Какие рынки входят в систему рынка здравоохранения
2. Раскройте содержание понятия «спрос». Какие факторы влияют на спрос
3. Раскройте содержание понятия «предложение»
4. Раскройте содержание понятия «конкуренция». Кто может быть участниками конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг здравоохранения
5. Что такое маркетинг, что он в себя включает, виды маркетинга
6. Раскройте содержание понятий «услуга», «рынок медицинских услуг»
7. Как разделяют медицинские услуги. Каковы их специфические особенности
8. Каковы особенности рынка медицинских услуг.