Для чего выпускникам вузов необходимо знать особенности государственного регионального и местного
Выпускнику о рынке труда
Всем известно, как непросто сегодня выпускникам найти своё место в профессиональном сообществе в условиях сложившейся конкуренции. Очень часто молодые люди теряются в огромном количестве профессий и не могут остановить свой выбор на одной из них.
Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состоянии здоровья, требованиям выбираемой профессии. К тому же, квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения. Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей.
Легко оперируя понятиями «спрос», «предложение», «квалификация», «специализация» мы должны чётко понимать их смысл и видеть отличия.
Предлагаем вам вспомнить определения основных понятий, наиболее часто встречаемых по данной теме.
Занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.
Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу.
Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Спрос – потребность общества в специалистах определённого профиля.
Предложение – количество специалистов, готовых работать по специальности.
Вакансия – имеющееся свободное рабочее место.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённых знаний и навыков, приобретаемых путём обучения и практического опыта.
Специальность – это вид профессиональной деятельности, требующий определённых знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путём обучения и практического опыта.
Направление специальности – это разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности.
Квалификация – это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определённой сложности в рамках специальности, направления специальности.
Должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.
Зарплата – это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Важнейшим факторами экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее эффективной занятости населения.
Известно, что рынок труда отличается высокой подвижностью. Для современного рынка труда характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Наблюдается постоянный повышенный спрос на рабочих массовых строительных профессий, водителей, слесарей, станочников, монтажников, каменщиков, кровельщиков. Существует недостаток врачей, медицинских сестёр, фельдшеров, а также инженеров отдельных квалификаций.
Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда зависит от многих факторов.
Факторы, определяющие спрос на рабочую силу:
1. число вакантных рабочих мест;
2. трудно заполняемые вакансии;
3. динамика потребностей в сотрудниках на новые рабочие ме-ста/организация новых рабочих мест;
4. динамика текучести кадров и т.п.
Факторы, влияющие на предложение рабочей силы:
1. динамика численности трудоспособного населения;
2. структура трудоспособного населения по полу, возрасту;
3. миграция работников.
Важно помнить, что выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его интересам, знаниям и умениям.
Советы будущим выпускникам школ и их родителям
1. Анализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.
2. Важно помнить, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.
3. Выбор будущей профессии – один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви – к будущей профессии.
4. Вспомните поговорку: «Не место красит человека, а человек – ме-сто». Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!
5. Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной вами профессии. И если справитесь – дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти своё место в жизни!
Что рынок труда предлагает молодым специалистам
Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.
В I квартале 2019 г. молодые специалисты разместили на портале поиска работы HeadHunter 750 882 резюме, но компании предложили им всего 140 228 вакансий, показало исследование HeadHunter. На одно рабочее место претендовало 9,6 молодого человека – конкуренция за рабочие места среди молодежи была значительно выше, чем среди остальных соискателей (6,9 человека на место). Безработица среди молодежи до 25 лет, по данным Росстата, тоже превысила общие показатели по рынку: в мае в России было 18,6% безработных молодых людей против 5% среди работников постарше с опытом работы.
Работодатели по-прежнему неохотно нанимают молодых людей на работу – не хотят инвестировать в дополнительное обучение и опасаются, что молодой работник выучится и покинет компанию, так как молодежь чаще меняет место работы, чем сотрудники старшего возраста, говорит руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт» Анастасия Стасева. Еще реже, по ее наблюдениям, работодатели стали нанимать молодых специалистов с неоконченным высшим образованием: их надо доучивать больше, чем выпускников.
И все же постепенно ситуация на рынке труда молодых специалистов улучшается, уверен Иван Сафронов, управляющий партнер портала трудоустройства молодежи FutureToday. По его наблюдениям, в 2019 г. в компаниях выросло число проектов, ориентированных на молодежь, работодатели стали предлагать больше стажировок и создавать рабочие места именно для молодых специалистов. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. работодатели разместили на 47% больше вакансий для молодых специалистов, чем в I квартале 2018 г., а молодые прислали лишь на 20% больше резюме, чем за год до этого. Для сравнения: рост количества вакансий для других групп работников составил в этот же период 18%.
Начать с продаж
Исследование показало, что самый большой спрос на молодежь остается в сфере продаж: на долю вакансий для молодых приходится 42% от общего числа вакансий в этой сфере. На 2-м месте – сфера консультирования (12% общего числа вакансий), работодатели ищут в основном стажеров-консультантов или продавцов-консультантов.
На 3-м месте – административная работа (10% общего числа вакансий). Спрос на молодежь есть также в финансах и банках (8%), в сфере туризма и гостеприимства (8%) и в информационных технологиях (8%).
Молодых специалистов охотно берут в отделы продаж, подразделения телемаркетинга и call-центры, потому что механизм работы сотрудников на начальных позициях подробно описан в должностных инструкциях и молодым людям не нужен большой профессиональный опыт, говорит Мария Дегтярева, руководитель группы консультантов по подбору персонала компании Ancor Consumer Goods. По ее словам, если после года – полутора работы на стартовой позиции молодой специалист хорошо себя зарекомендует, он сможет продолжить карьеру в других подразделениях компании. Например, в рознице можно за три года пройти путь от продавца до директора магазина, говорит Стасева.
В 2019 г. отмечается также спрос на молодых специалистов на производстве, в технической эксплуатации и технической поддержке, говорит Екатерина Токарева, региональный директор Kelly Services. Кадров остро не хватает, и работодатели пытаются всеми способами привлечь молодежь. Они разрабатывают программы стажировок и укрепляют отношения с вузами, рассказывает Дегтярева.
Тем не менее на производство до сих пор приходится только 3% вакансий для молодых от общего числа вакансий в этой сфере, по данным HeadHunter. Молодые мало востребованы и в управлении персоналом (3%), а также на транспорте и в ло- гистике (6%).
Техническое образование и английский язык
Исследование показало, что в I квартале 2019 г. в описаниях вакансий для молодежи чаще всего упоминалось требование высшего технического образования (31% от общего количества вакансий для молодых специалистов). Еще в 30% вакансий работодатели указывали необходимость экономического образования, в 13% – юридического, а в 10% – медицинского.
Молодые люди с техническим образованием очень востребованы в IT: благодаря курсу на цифровизацию экономики спрос на этих специалистов значительно превышает предложение, рассказывает Дегтярева. Профильное образование также ценится в строительстве, инженерных профессиях, проектировании и фармацевтике, говорит Стасева.
Большое внимание работодатели уделяют и знанию английского языка – больше всего пользуются спросом инженеры, которые свободно читают техническую документацию на английском, отмечает Сафронов. По данным HeadHunter, в начале этого года среди стартовых вакансий, где требовалось знание иностранного языка, преобладали именно вакансии со знанием английского (90,6%).
Грамотность и ответственность
Однако в подавляющем большинстве профессиональных сфер знания молодых интересуют работодателей значительно меньше, чем их личные качества и навыки. Когда компания нанимает молодого специалиста, она чаще всего покупает не его экспертизу, а его потенциал, поясняет Михаэль Гермерсхаузен, гендиректор рекрутинговой компании Antal Russia.
Работодатели обращают большое внимание на личные качества молодых еще и потому, что знания сейчас быстро устаревают и компании постоянно обучают сотрудников, говорит Дегтярева. Изменить личные качества крайне трудно – проще сразу нанять более подходящего человека, поясняет она.
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2019 г. стали грамотная письменная и устная речь (25,8% вакансий от общего количества вакансий на портале), владение персональным компьютером (10%), навык продаж (7,3%), умение вести переговоры (2,5%) и презентационные навыки (2,4%). Среди личных качеств, как показало исследование, высоко ценятся ответственность (22% от количества вакансий), целеустремленность (10%), стрессоустойчивость (10%), исполнительность (7%), амбициозность (5%), коммуникабельность (5%).
Зарплата и карьера в Москве
В этом году впервые сократился разрыв между зарплатами, которые предлагают выпускникам работодатели, и зарплатными ожиданиями выпускников, рассказывает Стасева. По ее словам, раньше московские работодатели предлагали молодым специалистам на стартовой позиции 15 000–30 000 руб. в месяц, а те хотели 80 000 руб. Теперь компании предлагают 30 000–40 000 руб. в месяц, а молодые просят 40 000–60 000 руб.
Аналитики HeadHunter изучили зарплаты молодых специалистов в 15 профессиональных областях. На старте самые низкие зарплаты предлагают бухгалтерам (37 000 руб. в месяц в Москве), а больше всего получают начинающие разработчики и специалисты по эксплуатации информационных систем (65 000 руб. в месяц в Москве). Стартовая зарплата в Москве специалиста по внутреннему аудиту – 44 000 руб., менеджера по продажам – 46 000 руб., финансиста и юриста – 52 000 руб.
Но зарплаты молодых быстро растут. По данным HeadHunter, больше 100 000 руб. в месяц через три года работы в Москве зарабатывают представители 12 профессий: менеджеры по развитию бизнеса, специалисты по персоналу, маркетологи, аудиторы, специалисты по транспортной логистике и закупщики, менеджеры по продажам, финансисты, юристы, агенты по недвижимости, проектировщики, специалисты по эксплуатации информационных систем и разработчики.
В Москве менеджер по продажам получает через три года работы 116 000 руб., а через пять лет – уже 170 000 руб.
Еще быстрее вырастают зарплаты работников интеллектуальной сферы: маркетолог после вуза зарабатывает 44 000 руб., через три года – 109 000 руб., а через пять лет – 167 000 руб. Проектировщик на старте получает 56 000 руб., через три года – 112 000 руб., а через пять лет – 162 000 руб. Самые высокие зарплаты через пять лет работы у агентов по аренде недвижимости (254 000 руб.) и разработчиков (213 000 руб.).
На быстрый карьерный рост могут рассчитывать молодые IT‐специалисты, у которых переход на следующую позицию занимает меньше года, рассказывает Дегтярева. Медленнее поднимаются по карьерной лестнице молодые люди, работающие в госучреждениях, науке и образовании, говорит она.
Однако в этом году рекрутеры заметили новый тренд: на собеседованиях молодые специалисты стали больше говорить о желании расти профессионально, нежели о стремлении быстро сделать карьеру, рассказывает Стасева. Все чаще молодые люди предпочитают проектную деятельность обычной штатной работе: участие в проектах позволяет все время учиться новому и решать разнообразные задачи, объясняет эксперт.
Зарплаты в регионах
В регионах зарплаты начинающих специалистов в I квартале 2019 г., по данным HeadHunter, были ниже, чем в Москве: в Петербурге – на 17,2%, в Приморском крае – на 29,7%, в Краснодарском крае – на 37,1%, в Свердловской области – на 37,9%, в Новосибирской области – на 39,5%.
Молодежь стремится работать в городах-миллиониках, для них в крупных городах больше возможностей, рассказывает Токарева из Kelly Services.
И число вакансий в миллионниках и областных центрах растет опережающими темпами. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. прирост вакансий для молодежи по отношению к I кварталу предыдущего года составил: в Хабаровске – 85% (при общем приросте вакансий по рынку Хабаровска в 22%), в Екатеринбурге – 59% (общий прирост по рынку – 43%), в Краснодаре – 54% (по рынку – 38%), в Новосибирске – 35% (в среднем по рынку – 24%).
Согласно исследованию, выпускник в регионе в начале этого года мог рассчитывать на зарплату в 25 000–30 000 руб. Специалисты по управлению и организации производства получали 26 000 руб., финансисты – 27 000 руб., юристы – 28 000 руб., проектировщики – 32 000 руб. в месяц.
Но многие молодые люди могут рассчитывать на быстрый рост зарплаты уже через три года работы: специалист по управлению и организации производства получит 54 000 руб., специалист по техобслуживанию – 67 000 руб., транспортный логист и закупщик – 70 000 руб., разработчик – 97 000 руб.
Карьера в регионах
Как и в Москве, конкуренция между молодыми за рабочие места в регионах значительно выше, чем среди работников постарше и с опытом работы. По данным HeadHunter, в начале 2019 г. в Краснодаре на каждую вакансию претендовало 17,1 молодого специалиста, в Новосибирске – 13,7, в Екатеринбурге – 10, в Хабаровске – 8.
На Дальнем Востоке молодых специалистов чаще всего берут в нефтегазовую отрасль, нефтехимию, сельское хозяйство, судостроение, горное дело, рассказывает Дегтярева. Тем не менее многие молодые люди стремятся уехать в центральные регионы России, так как не видят возможностей карьерного и профессионального роста на Дальнем Востоке.
Мечтают переехать множество молодых специалистов и из Екатеринбурга – такое желание высказывает каждый пятый выпускник вуза, продолжает Дегтярева. По ее словам, уральская молодежь чаще всего переезжает в Санкт-Петербург, но после переезда нередко понимает, что рабочих мест в Северной столице не так немного. Многие возвращаются обратно.
Самые привлекательные для молодежи работодатели Урала – крупные производственные компании, они организуют регулярные стажировки для местных студентов и потом берут их на работу, говорит Дегтярева. Например, компания «Сибур» запустила в апреле этого года программу развития «Первый элемент» для студентов и выпускников химического и физико-математического профилей, а также для инженерных, технических и естественно-научных специальностей. Компания провела карьерные марафоны в Москве, Екатеринбурге, Уфе, Томске, Новосибирске и еще нескольких городах, рассказывает Ольга Улесова, директор по управлению талантами компании. Кандидаты проходили оценку в формате деловой игры и сдавали профильные тесты.
Наиболее благоприятная ситуация с трудоустройством выпускников в Новосибирске, полагает Дегтярева. Молодых специалистов активно нанимают международные FMCG-компании и российские агропромышленные комплексы. В поисках работы в Новосибирск нередко приезжают также выпускники из Омской области и Алтайского края, замечает Дегтярева.
Искусственный интеллект и большие данные
Работодатели готовы брать молодежь на новые специальности, которые вырастают из уже существующих профессий. Молодые люди востребованы везде, где разрабатывается и внедряется искусственный интеллект, говорят рекрутеры.
Специалистов в этой сфере мало, их выпускает всего несколько вузов в стране, и кадров остро не хватает. Согласно исследованию HeadHunter, с января 2017 г. по март 2019 г. количество вакансий в сфере разработки систем по машинному обучению выросло в 2,5 раза, а в сфере больших данных – в 2 раза.
Работодатели часто нанимают на новые специальности именно молодых людей, потому что те выросли в эпоху новых технологий и хорошо в них разбираются – компании ждут от них свежих идей и неординарных подходов, говорит Сафронов. Он знает примеры, когда молодые люди с техническим образованием, а иногда и с экономическим быстро устраивались на позицию специалиста по анализу больших данных (data scientist) и получали стартовую зарплату от 70 000 до 130 000 руб. в месяц, а через год – два – еще больше.
По данным банка зарплат HeadHunter, в 2018 г. средняя зарплата data scientist составляла в России 130 000 руб. в месяц, заработок разработчика систем машинного обучения – 145 000 руб., а жалованье архитектора блокчейна – 150 000 руб. в месяц.
Однако рассчитывать на высокие заработки могут хорошо подготовленные выпускники – кто начал развивать профессиональные навыки и получать опыт на стажировках еще во время учебы, замечает Дегтярева.
Диплом по госзаказу
Санкт-Петербург и Ленинградская область развивают такое взаимодействие.
В этом году город вошел в пятерку пилотных регионов, в которых был запущен федеральный проект поддержки занятости студентов.
Причем на Петербург было выделено денег больше, чем на четыре остальных региона вместе взятых. Ежемесячно с мая по август 16 тысяч студентов работали по различным направлениям, в том числе на обеспечение дистанционного обучения на кафедрах, в общежитиях.
Это дало возможность многим учащимся не покидать в пандемию Петербург.
С учетом региональных потребностей в городе сформировано за последние двадцать лет более тридцати так называемых вертикальных вузовских комплексов. В состав комплекса входит вуз, колледж, техникум, а это означает, что есть возможность получить и высшее, и среднее профессиональное образование, пройти дополнительную профподготовку.
Вузы задействованы в многочисленных региональных программах. Например, студенты выпускных курсов вузов выполняют дипломные проекты по заданию исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, направленных на решение проблем, наиболее значимых для социально-экономического развития города. По итогам дипломного проектирования студентам выплачивается единовременная стипендия. Более сотни проектов уже внедрено.
Постоянное взаимодействие между вузами, органами власти и потенциальными работодателями приводит к тому, что подавляющее большинство выпускников находит достойную работу. Так, согласно мониторингу 2019 года, в котором приняли участие 42 государственных и 18 частных вузов, из общего количества выпускников очной формы обучения трудоустроились или продолжили обучение 90,8 процента. Причем процент высок как по техническим (92,9), так и по гуманитарным (87,7) направлениям.
Для чего выпускникам вузов необходимо знать особенности государственного регионального и местного
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. № ГД-500/05 “О направлении рекомендаций”
Минпросвещения России направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Рекомендации
по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса
Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, за последние годы процент трудоустройства изменился от 55,8% в 2017 г. до 62,2% в 2018 г.
Согласно форме статистической отчетности СПО-1 ориентировочный выпуск в 2020 году составит 738,4 тыс. выпускников.
А. Предлагаемые меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников ПОО.
1. Создание координационного органа на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
В ЦОППах необходимо формировать аналитические центры, осуществляющие мониторинг и анализ регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств. Проводимый анализ должен позволить обеспечить оперативное консультирование выпускников ПОО о возможностях трудоустройства.
В качестве инструмента для этого возможно использовать цифровую платформу ЦОПП, содержащую информационно-справочные материалы и документы по вопросам профориентации и трудоустройства, а также сведения о положении на рынке труда и предложения работодателей.
Кроме этого, необходимо обеспечить взаимодействие между ЦОПП субъектов Российской Федерации, в целях информирования о наличии вакансий по профессиям и специальностям для возможного трудоустройства выпускников ПОО.
3. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.05.1999 N 1283 «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2001 N 3366 «О программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» в субъектах Российской Федерации должны быть созданы Центры содействия трудоустройству. Задачи центров:
— взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);
— системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, «крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных услбвий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;
— психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;
— формирование банка вакансий выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.
4. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть организацию временных форм занятости выпускников (работа в качестве экспертов, сельскохозяйственные работы и другие временные работы), трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.
5. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО.
6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.
К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).
На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям. Такая помощь может включать вопросы: создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте, а также оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.
РУМЦ СПО должны обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей (по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях). Обращения к РУМЦ СПО должны быть возможны вне зависимости от территориальной принадлежности.
7. ПОО, РУМЦ СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос по включению целевой группы выпускников ПОО в комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию создания собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.
Б. Предлагаемые меры, направленные на продолжение обучения выпускников ПОО.
Таким образом, выпускники имеющие профессию, могут продолжить обучение по специальности.
Кроме этого, согласно части 1 статьи Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ.
3. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
В этой связи, руководителям ПОО необходимо провести анализ качественных параметров состава выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить среднее профессиональное образование и (или) профессиональное обучение, и обеспечить информирование о возможностях получения среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения.
Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместно с руководителями ПОО необходимо организовать работу по внесению изменений в государственные задания ПОО, по корректировке контрольных цифр приема на соответствующий учебный год (в случае необходимости) в целях продолжения обучения выпускников ПОО.
В. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет» (прилагается).
Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет»
Обзор документа
Минпросвещения предложило меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников организаций среднего профобразования и на продолжение их обучения в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательного процесса.
Приведен примерный перечень ресурсов, который можно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков, компетенций и организации самозанятости.