Для чего языку нужны единицы сочинение
Презентация на тему Сочинение о языковых единицах речи
Слайды и текст этой презентации
Сочинение о языковых единицах речи
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Б.Н.Головина:
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Основными функциями языка являются:
Коммуникативная (функция общения);
мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
Это
отрезок речи, регулярно воспроизводимый как определенное единство содержания и выражения.
Единица фонетическая (фонема).
Единица морфологическая (морфема).
Единица синтаксическая (словосочетание и предложение).
Единица лексическая (слово).
Единица фразеологическая (устойчивое словосочетание).
Единица смысловая (морфема, слово, словосочетание).
Единица коммуникативная, единица сообщения (высказывание).
Единица языка, языковая единица
Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:
(1)Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив уроки, шел домой к приятелю.
(2)У Демки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Семку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (3)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке – у Демкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Демка хвастался этим и пользовался своим преимуществом.
(4)Однажды в каникулы, летом, Демидка объявил, что мать, отец и он едут в деревню, на рыбалку. (5)Он провел Семку в отцовский кабинет, где лежали катушки с леской, крючки разных размеров и великолепные блесны.
(6)Семка кивнул, стараясь быть равнодушным, но сердце его заныло. (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, и он едет на рыбалку…
(8)Несколько дней в доме Демки шла суета, Семка, приходя вечерком, сидел неприкаянно в кресле, его как бы не замечали, он чувствовал себя не в своей тарелке, уходил, печалясь, а мама все спрашивала, что с ним.
(9)Он отмахивался, молчал, потом прибежал возбужденный, сказал, что Демкина семья берет его с собой, засуетился. (10)Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко.
(11)Неделя пролетела словно во сне. (12)Ребята удили здорово, таская жадную уклейку на простой хлебный шарик, бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене.
(13)Потом Семка уехал, а Демид с родителями остался. (14)Семка едва ли не каждый день наведывался к приятелю. (15)Дверь была закрыта, хозяева не возвращались, и Семка жутко тосковал по Демке.
(16)Когда он совсем уже решил, что Демидовы родители, видно, проживут там до осени, дверь оказалась открытой.
Определяем роль языковых единиц в тексте
— Назовите единицы языка, которые использовал автор в этих предложениях.
Мыслим и рассуждаем
Пишем сочинение. Вариант 1.
Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Несомненно, тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки речи могут таится в возможностях морфемики и лексики, морфологии и синтаксиса.
Обратимся к тексту. Одним из доказательств этой мысли может служить слово «счастливчик». В нём всего лишь с помощью суффикса –чик- передано мнение Сёмки о друге, которому в жизни, как считает мальчишка, повезло больше.
А такая синтаксическая единица, как словосочетание «жутко скучал», где зависимое слово выражено наречием, помогает детально представить настроение Семки.
Действительно, от того, насколько умело, в соответствии с темой и задачей высказывания, использованы языковые явления, зависит достоинство речи.
Пишем сочинение. Вариант 2.
Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Мы знаем, что наша речь состоит из фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней, и, следовательно, её достоинство складывается из богатства каждого из этих уровней.
Проверим данную мысль на тексте А.Лиханова. Фразеологизм «не в своей тарелке» передал душевное состояние Сёмки, почувствовавшего себя неловко от того, что его перестали замечать в семье друга, а глаголы в предложении 12 помогли увидеть действия героев, понять их искреннюю радость от поездки в деревню.
Вот так с помощью этих двух удачно отобранных языковых единиц автор точно передал настроение и чувства героев.
Творческих взлётов Вашим
ученикам, коллеги!
Егораева Г.Т., Москва
Эссе на тему «Что такое язык и зачем он нужен»
Кафедра общего языкознания
Галимова Серафима Андреевна
«Язык следует рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс.» Гумбольдт
Лингвистика имеет достаточно тесные связи с философией. Именно благодаря языку, который постоянно развивается, меняется, мы можем увидеть ступени развития человеческого познания.
Как ни странно связь между философией и языком прослеживается в работах Аристотеля и Платона.
Тема моей диссертации – это «Фитонимия и зоонимия в албанской фразеологии», и главная задача моего исследования – это раскрытие зависимостей языка от мышления, культуры данного народа, характеристики связности отдельных языковых единиц: слов и словосочетаний, представляющих фразеологизмы, определение причин появления фразеологизмов в языке. Данные понятия имеют, в некоторой степени, философскую интерпретацию, в рамках которой подразумевается наличие некоторого явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения такого явления.
Такого рода исследования представляют особый интерес, так как они позволяют более четко понять и установить отображение представлений о мире и менталитет народов.
Когда лингвист занимается исследованиями, он невольно следует концепции бытия и познания.
Не стоит забывать о том, что фразеология является богатым источником информации о мире, о народе, отражает специфическое осмысление бытия, поэтому одним из приоритетных направлений современного языкознания является изучение языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением и выявление взаимосвязи между языком и ментальностью народа.
Согласно гипотезе Сепира – Уорфа именно язык отражает и формирует наши представления о мире, определяет способ мышления и способ познания реальности. Автор теории – известный американский этнолингвист Б. Л. Уорф, который в свою очередь опирается на взгляды другого американского лингвиста первой половины ХХ века Э. Сепира. Согласно этой гипотезе, носитель, овладевая своим родным языком, одновременно усваивает определенное отношение к реальности, к окружающему миру имеющееся в его языке.
Таким образом, мы можем заключить, что изучая любой раздел языкознания, мы сталкиваемся с необходимостью проникать в смысл частей языка и его целостной организации. А это и есть философия, которая неразрывно связана со всеми сферами нашей жизни.
Благодаря лекциям по философии языка, я смогла увидеть связь между философией и лингвистикой. Невозможно написать работу по языкознанию, не обращая внимания на то, что язык имеет системный характер.
Язык любого народа – это ключ к пониманию мышления, осознание действительности.
Важнейшие условные знаки культуры – это слова. Предметы и явления окружающей действительности описываются именно словами, которые в дальнейшем соединяются в смысловые цепочки.
А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь», с этим сложно не согласиться.
Каждый лингвист знает, что язык и мышление неразрывно связаны между собой, язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. Благодаря лекциям по философии я начала чаще задумываться по поводу связи между лингвистикой и философией, видеть, то, что раньше было неочевидным при изучении лингвистического материала.
Философия изучается студентами на протяжении всего периода обучения в Университете, она открывает великолепные горизонты бытия и сознания.
Не стоит так же забывать, что она является прародительницей многих наук.
Ученые – лингвисты были не только лингвистами, но и в большей мере философами (Гумбольд, Аристотель, Платон, Кант, Руссо).
Таким образом, изучение лингвистики будет не полным, если мы не будем обращаться к философии, дающей нам необходимый материал к размышлению.
Кроме того, хочется отметить, что лекции по философии открывают перед студентами более широкие и полные просторы это мира, заставляются задуматься о многих вещах с новых точек зрения.
Ну и конечно, при написании разного рода работ, мы не сможем обойтись без философии, чтобы изучать различные аспекты языка.
Таким образом, курс философии языка является полезным для изучения в Университете, и кроме того расширяет кругозор слушателя.