Для чего юристу философия
Для чего юристу философия
Зачем юристу философия
Для любого учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства) в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной правовой теории.
Для чего юристу философия
— Сегодня на этот предмет ведутся оживленные дискуссии, в ряде учебных заведений преподавание данных «мировоззренческих» дисциплин сильно сокращено. Но я думаю, что это неправильно. Для юриста, пожалуй, больше чем для представителей большинства других профессий, важна широта мировоззрения.
Нужна ли философия современному юристу
Роль и значение философии права в системе юридического знания
Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей – подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права»[22].
Зачем юристу философия
Второй вид – это материализм, который бывает метафизическим и диалектическим. Идеализм и материализм как системы мировоззрения были открыты еще в Древней Греции Античными философами. Наиболее часто упоминаются в философской литературе Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)
В условиях реформирования современного российского общества возрастает роль философской культуры юристов, что предполагает не только теоретизирование и умение объективно оценивать окружающую действительность, но и практическое применение полученных знаний. Последнее предполагает, что личностное становление специалиста не должно уступать профессиональному, что в свою очередь, достижимо на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности, оценки и личной нравственной культуры. Мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенствования, повышения качества профессиональных знаний.
Нужна ли юристу философия
— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить.
Философия права
«Чтобы узнать основной высший смысл права, приводит пример такого подхода французский философ права Ф. Батиффоль, — необходимо установить: почему существуют различные общества; но как ответить, не зная точно, что представляет собой человек, к чему он стремится, куда идет и должен идти? В конце концов, нам необходимо знать о Вселенной в целом, чтобы дать надлежащий ответ на подобные вопросы; но он не возможен для нас. Поэтому лучше ограничиться изучением позитивного права».
Зачем мне как будущему юристу философия
Философия права в системе философии и юриспруденции Философия права Философия права — ( или правовая философия ) раздел и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства,… … Википедия Философия проекта Юрист Онлайн Если Вы попали на эту страницу — значит Вам действительно интересен проект Юрист Онлайн и Вы хотите узнать о нем побольше.
Для чего юристу философия
Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.
Для чего юристу философия
права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв. но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в. публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах и права.
Применение философии в профессии юриста
Она не просто обязывает тебя сохранять конфиденциальность обращения клиента, но и налагает обязанности на государственные органы. Адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам работы со своим клиентом. А любого другого частнопрактикующего юриста можно по этому вопросу допросить, и он не имеет права отказаться.
Для чего юристу философия
формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; овладение основными историко-философскими, онтологическими, гносеологическими, социально-философскими, антропологическими и аксиологическими концепциями, способствующими общему развитию личности будущего специалиста-юриста По окончании курса студент должен разбираться в различных типах онтологических учений и основных онтологических различиях, должен ориентироваться в философских концепциях сознания и познания, важнейших парадигмах социальной теории, проблематике современной философии истории, а также понимать трудности и задачи современной философии человека и культуры, ищущей рациональные пути обсуждения условий формирования личности, границ и оснований культуры.
Для чего юристу философия
На такой вопрос Алексей Валериевич Босенко обычно отвечает, что «низачем» – потому как она «не от нужды, а без нужды», «от свободы и по свободе». Ведь обычно вопрос «зачем?» ставится либо риторически, выражая бесполезность предмета (зачем это нужно?), либо из корыстного интереса – исходя из того, что наше время пропитано духом коммерции и прагматизма.
Место и роль философии в жизни человека, общества, деятельности юриста
Следует подчеркнуть, что определить и представить суть и содержание методологии вообще и философской методологии, в частности, непросто. Обусловлено это многими причинами. Так, до сих пор само понимание методологии остается предметом теоретических споров ученых как в области философии, так и в сфере естественных, технических, гуманитарных и социальных наук.
Нужна ли философия современному юристу?
Афанасьева О.В., исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии МГЮА, профессор, доктор социологических наук.
См.: Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.
Чтобы убедиться в этом, вспомним, что такое философия, что она изучает и выполняет ли она в наше время свои основные функции: мировоззренческую, познавательную, методологическую, ценностно-ориентирующую, интегративную, критическую и др.
Кстати, студенты МГЮА (конечно, наиболее образованные и социально зрелые) отвечают: «Нужна», активно изучая философию во время занятий и во внеучебное время, участвуя в работе конференций по философии (см., например: Материалы межвузовской конференции «Русская философия и современность». М.: МГЮА, 2006; «Философия как фактор духовно-нравственного развития человека: история и современность», декабрь 2007 г.), философского кружка по актуальным проблемам философии и этики, Российского философского общества, на последнем заседании которого в Институте философии (апрель 2008 г.) студенты приняли участие в обсуждении доклада «Философия сетевых коммуникаций и формирование гражданского общества».
Однако в процессе обучения студенты часто забывают об общности и целостности мира, ибо им предлагают как можно раньше определиться со специализацией, т.е. тем сегментом профессиональной деятельности, которым они ограничат всю свою дальнейшую жизнь. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» и «ящичкам» раскладываются «предметы», «дисциплины», последовательно изучаемые на различных курсах. Студент привыкает к делению на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, начисто забывая, что сама-то природа (как естественная, так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о нашем делении на «удельные княжества». Природа живет по законам единого и гармоничного целого, к реализации которых стремится и человеческое общество, и отдельная личность.
Но можно ли без философии осмыслить эту целостность мира?
Во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку: хаос (еще Эпикур задавался вопросом, откуда взялся хаос), космос, ноосфера. Философия всегда актуальна. Философские проблемы буквально окружают нас. Достаточно открыть утреннюю газету, чтобы убедиться в этом.
См.: Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 20.
В-третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих вечных вопросов. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаются исходя из уровня развития общества и науки, а также в зависимости от мировоззрения и способностей самих философов. Хотя в целом решения должны быть научными, т.е. доказываться, опираться на научные достижения своего времени и быть обязательными для каждого разумного человека.
Сегодня наиболее острые и сложные проблемы, требующие своего разрешения, находятся на стыке наук: развитие глобального энергетического кризиса; разрешение экологического кризиса и обострение проблемы ресурсов, глобального изменения климата; рост народонаселения и интенсивное освоение новых регионов и наукоемких технологий производства; снижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления; социальные проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, гиборгизации (замены естественных органов человека искусственными); освоение планет Солнечной системы и использование космических технологий в земных условиях; развитие и совершенствование искусственного интеллекта, широкое его применение во всех системах производства и жизнеобеспечения людей и др. При исследовании проблем управления обществом, природно-промышленным комплексом и человеком переплетаются самым неожиданным образом такие науки и направления, как технология и эстетика, социология и физиология, биология и приборостроение, физика и психология, лингвистика и математика и др.
Новые проблемы, возникающие в естественных и социально-гуманитарных науках, свидетельствуют о развитии новых форм жизнедеятельности человека, общества и государства, порождают новые типы правоотношений между ними и соответственно новые виды правонарушений и преступлений.
Но может ли современный юрист разобраться в этих проблемах без философского их осмысления?
Философия дает образцы методов познания, используемые на самом высоком теоретическом уровне, методы умозрительного синтезирования, тем самым выполняя методологическую функцию.
Конечно, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. Для того чтобы решать философские проблемы науки, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. В философии вырабатываются всеобщие методы познания окружающей действительности, систематизируются общенаучные и частные методы познания.
Незнание современными специалистами, аспирантами и докторантами хорошо разработанных в философии методов познания (например, диалектики, системного метода) заставляет их изобретать новые методы (типа триалектики, которая якобы заменяет «дуалистическое» учение диалектики на троичную триалектику ).
Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации?
Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22.
О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.
Надо ли лишать молодого специалиста таких обобщающих и развивающих знаний, какие дает философия?
Философия культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует ценностной ориентации человека, поиску своего места в жизни, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни, а значит, учит жить. Аксиологическая функция философии особенно усиливается в переломные периоды истории государства и общества. Русский юрист П.И. Новгородцев отмечал: функции философии состоят в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.
Но эту задачу нельзя решить без философского мышления, философского взгляда на мир, государство, общество и человека. Невозможно разрабатывать продуктивные стратегические, социокультурные проекты развития государств и народов, не понимая их места и роли в истории человечества.
Будущие юристы должны иметь представление о генетической социальной природе человека (в том числе преступника), о роли сознательного и бессознательного в деятельности и поступках человека, природе и сущности социальных общностей (народов, наций) и государства, о нравах преступной среды и многое, многое другое.
Жизнь показывает, что юристы, ориентированные на сиюминутные интересы и прагматизм, не способны создавать хорошие законы. Ярким примером непродуманного законотворчества является новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Не успел он вступить в силу, как были внесены отдельные изменения и дополнения, а часть приложений к нему изложены в новой редакции. А ведь большинство специалистов предупреждали, что проект УПК не доработан. Но если студенту с натяжкой можно выставить удовлетворительную оценку, то жить по «троечным законам» людям невозможно.
См.: Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2001. С. 5.
При целенаправленном воздействии на личность специалиста-юриста в процессе обучения в вузе все дисциплины в той или иной мере участвуют в процессе социализации. Но курс философии, учитывая ее мировоззренческую и ценностно-ориентирующую функции, играет решающую роль. Более того, сегодня курс философии заменяет множество других дисциплин, развивающих личность студента, повышающих уровень их общей культуры: физику, биологию, антропологию, психологию, педагогику, религиоведение, этнографию, этническую географию, демографию, этику, эстетику, геронтологию, танатологию (учение о смерти), космологию.
Вполне возможно, что в весьма пренебрежительном отношении к философии виновны сами преподаватели-философы, ибо среди философов нет единого мнения по поводу возможностей философии в становлении личности студента, существуют разные точки зрения на преподавание философии в вузе.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 15.
Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т.д. Но именно этому, как мы показали, учит философия.
Какая философия нужна юридическому образованию?
не являясь автором размещенного ниже материала, я, тем не менее, позволил себе представить его вашему вниманию.
Причин для этого две.
Первая состоит в том, что написан он моим отцом, чью просьбу содействовать ее размещению, я не считаю возможным игнорировать.
Вторая же, самая главная, заключается в том, что поднимаемый в статье вопрос о необходимости преподавания философии студентам-юристам, и, прежде всего, о тех формах, в которых такое преподавание может иметь место, вполне соответствует тематике Zakon.ru, а затрагиваемые в нем темы даже несколько шире самого материала.
Очевидно, что квалификация юриста определяется не только и не столько умением механически цитировать номера статей, а более широкими навыками рассуждения и работы с материалом. Не просто перебором набора конкретных тезисов, но и умением их применить в нужный момент, обыграть или сформулировать новые. Владением искусством подвести клиента, оппонента, и, наконец, судью к согласию со сформулированным юристом аргументом. Другой вопрос согласен ли сам юрист с ним внутренне или же исходит из конкретных интересов в конкретном процессе …
К сожалению, во время обучения на юрфаке санкт-петербургского Университета у нас не было ни курсов столь необходимого для юриста ораторского мастерства, ни отдельных программ, оттачивающих практику написания текстов. В этих условиях, семинары по философии оставались, пожалуй, единственным предметом на факультете, который бы позволял прорабатывать умение спонтанного и свободного рассуждения на заданную тему.
Второй вопрос, о котором меня заставляет задуматься предложенная вашему вниманию статья – собственно та роль, которую играет живое общение с преподавателем в процессе подготовки качественного юриста. Думаю, что без таких учителей как Смирнов Виктор Тимофеевич, Мусин Валерий Абрамович, Филип Фушар и Бертран Ансель, мой путь в профессии был бы совсем иным. Трех первых, увы, уже нет.
Буду признателен вам, если предложенный текст вызовет у вас отклики или замечания. Отвечать на них будет сам автор.
Какая философия нужна юридическому образованию?
Содержание опубликованных тезисов представляло реферативный пересказ статьи Дж. Белла «Юридическое образование», опубликованной в Оксфордском справочнике юридических исследований. (John S. Bell. Legal Education // The Oxford Handbook of Legal Studies, 2012.). Речь шла о развитии современного юридического образования в момент перехода от классической модели как передачи знаний к модели формирования компетенций и далее к модели образования как организационной поддержки опыта обучения самого студента. Основная идея Тезисов состояла в том, что исследование истории юридического образования, предпринятое Дж. Беллом, позволяет выделить 3 модели, которые необходимо учитывать, реформируя университетское образование юристов. Разумеется, отдельные элементы более сложной модели могут существовать и раньше; так отношения между научным руководителем и студентом, включающие целый спектр личностного воздействия, будут выходить за границы простой передачи знаний. Но для классической модели образования это будет скорее исключением из правил. Таким же исключением окажутся попытки формирования компетенций, или навыков путем абстрактного рассказа о них.
При всей важности академических аспектов этой дискуссии, сегодня она приобретает неожиданно злободневный характер. Речь идет о той гуманитарной катастрофе, которая произошла в начале прошедшего учебного года, когда руководством Санкт-Петербургского Университета (СПбГУ) был осуществлен переход к преподаванию философии в режиме on – line для всех факультетов Университета, независимо от профиля студентов.
Разумеется, дело не только в том, что этот переход стал одним из средств для «оптимизации» педагогического процесса, и, как итог, поводом для массового увольнения преподавателей институтов истории и философии СПбГУ. Неискушенный адресат официального информационного месседжа свяжет происходящее в СПбГУ с развитием современных информационных технологий. И сделает вывод, что происходящее вполне отвечает духу времени, и, соответственно, неизбежно. Однако, называть философией отныне читаемый с экрана монитора наспех составленный в прошлом году единый курс и при этом ссылаться на современные технологии – значит не просто лукавить, но и искажать существо дела самым бессовестным образом.
Оставляя в стороне огромное число обстоятельств, связанных с переходом к этому режиму – очевидную спешку, переход почти в состоянии цейтнота, отсутствие внятной легитимности такого перехода, зачет по курсу философии, превративший его в разновидность ЕГЭ и т.п. обратим внимание на его наиболее пагубную особенность. Курс философии в режиме on — line абсолютно одинаков для всех факультетов и институтов СПбГУ: для юристов, биологов, историков, математиков, психологов … Как если бы его составитель обладал той полнотой знаний о современности, которая делает этот курс актуальным, жизненно важным, позволяющим коррелировать его с «неотложностью современности» для представителей столь различных специальностей и образовательных программ.
Но совершенно очевидно так же, что когда в случае с философией маску Большого Брата начинает примеривать на себя начальник среднего или более высокого уровня, у которого нет ни дара, ни способностей создавать системы мышления, идеологии, философские учения, тогда общество – разумеется, если оно все еще стремится к идеалам гражданского общества – не может не почувствовать тревогу. Возможность управлять людьми от лица государства, определять их судьбы, не может и не должна становиться для руководителей любого уровня источником соблазна определять от лица государства, что есть Истина. Иногда и просто потому, что это не только глупо, но и смешно.
Вся технологическая составляющая, имеющаяся сегодня в распоряжении администрации СПбГУ, оказалась не более чем инструментом на службе старой классической модели образования как института передачи знаний; передачи знаний от того, у кого они есть, к тому – у кого их нет. От лектора на экране – всем студентам первых курсов факультетов и институтов Университета. Используя компьютерную аналогию, можно сказать, что т.н. новое технологическое обеспечение образовательного процесса в режиме on — line оказалось не более чем «железом» в отличие от «программного обеспечения». Разумеется, речь не идет о принципиальных возможностях, открываемых новыми информационными технологиями в процессе образования. Речь идет о том, как убого эти технологии были использованы в одном из ведущих университетов России.
Ценность науки в современном капиталистическом обществе определяется не ее ролью в установлении истины или в построении справедливого общества. Научный работник «познает», чтобы заработать себе на жизнь, работодатель «инвестирует в процесс познания», чтобы обогатиться. Таким образом, современность присутствует в программе курса философии в режиме on — line лишь качестве критериев, которые она формально не может не декларировать, но которым ее содержание совершенно не соответствует.
Попытка создать массовую аудиторию, имитируя использование современных технологий, не отменяется включением в новый учебный курс т.н. “индивидуальных заданий”, именно потому, что они никакого отношения к индивидуальности студента не имеют. Когда-то Г. Г. Гадамер заметил, что разговаривать с учебной аудиторией невозможно, потому что любая аудитория состоит из людей с различными историями. Странно выглядят претензии формировать компетенции, игнорируя индивидуальную историю тех, кого судьба привела на юридический факультет, а не иные образовательные программы, чье призвание окажется связанным с необходимостью культивировать фундаментальные когнитивные установки, характерные для деятельности и мышления юриста.
Зададим себе вопросы: должен ли юрист в процессе обучения запоминать то кажущееся невероятным количество законов, которые связаны с различными отраслями права, с различными правовыми системами, с процессами изменения законодательства, все более и более разрастающимися видами деятельности, которые предполагают юридическое сопровождение, а вместе с тем делают все более разнообразным перечень профессий, которые требуют юридической подготовки. И это в условиях, когда современные технологии необычайно упрощают поиск необходимой информации. Становится понятным, почему в Гарварде, от студентов, если верить источникам, уже не требуют дословно запоминать закон.
Следующий шаг в нашем рассуждении поможет сделать определение права как определенности, которую оно вносит в отношения между людьми, и которая проявляется, в том числе, и в отношении к языку как совокупности лексических значений, предполагающих однозначное определение. Именно в отношении к языку, используемому на службе права, его наиболее важным инструментом становится письменный текст, письмо как таковое. А вместе с ним и такая итоговая форма знания как понятие. Именно здесь обнаруживается, что юридическое образование в наибольшей степени приближается к классической модели образования как трансляции знаний.
Субъект знания – тот, кто может сформулировать правильные определения соответствующих понятий. Тогда субъект знания и образованный человек – почти синонимы, потому что образованный человек – это тот, кто может правильно использовать язык. Правильно использовать язык на службе правильного мышления с тем чтобы принять решение, определенность которого выражена самым недвусмысленным образом: так как это делает судья, вынося свой вердикт – виновен / невиновен.
И вот для обозначения этой способности отдавать себе отчет в процессе деятельности, в том числе и в образовательном процессе и используется термин «компетенции». Если призвание образования состоит не только в том, чтобы подготовить человека к интеграции в социум, но и помочь ему реализовать свои индивидуальные возможности и ресурсы, то слово компетенции вполне подходит для того, чтобы включить в себя долгосрочное развитие личности,
Автор: Литвинский Вячеслав Михайлович,
доцент кафедры философской антропологии института философии СПбГУ (до 30.06.019), педагогический стаж – 41 год, в том числе на психологическом (последние 12 лет) и юридическом (последние 4 года) факультетах.
Теги: философия в режиме on — line , современность, компетенции, языковой поворот в науке и философии, юридическое образование.