Для чего юристу изучать менеджмент
Что такое менеджмент?
Термин «менеджмент» означает «управление». Управление представляет собой организацию воздействий, направленных на достижение целей. Таким образом, менеджмент – это сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.
Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус», что в переводе означает «рука»; первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позднее это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями (предприятиями).
Какие существуют определения менеджмента?
Существует множество определений менеджмента:
Авторы определения | Определение |
В.А. Абчук | управление – это наука, позволяющая находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих |
Р. Баттрик | управление – это организация и реализация целенаправленных воздействий |
П.Ф. Друкер | управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу |
А.В. Карпов | управление – это совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного установления взаимодействия между элементами производственной системы исходя из ее целей и единства функций |
В. Кнорринг | управление – это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов |
С.Н. Князев | управление – это информационный, целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей, обусловленный действием объективных экономических законов общества и обеспечивающий целенаправленное поведение этих коллективов при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия управленческих решений |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури | управление – это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь сформулировать и достичь целей |
А. Файоль | управление – это функция административного персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации |
Какова роль менеджмента на предприятии?
Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений. Именно менеджмент обеспечивает связанность и интеграцию экономических процессов на предприятии, в регионе, в стране.
Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инвариантны социально-экономической системе и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных системах (в технических устройствах, в живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от гр. kybernetikc – искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятностные системы, как экономика предприятия, отрасли, региона, человеческий мозг и др.
В сфере производства уровень управления, как правило, обусловливает перечень и содержание управленческих задач. На предприятиях независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, ради чего создано и функционирует предприятие) до методов сбыта продукции и полной ответственности за успех или неудачу деятельности.
В условиях конкуренции эффективность – главное условие выживания фирмы и главная цель менеджмента. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды – на потребителя, в части внутренней среды – на персонал.
Следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент: во-первых, это способ, манера общения с людьми, во-вторых, это власть и искусство правления, в-третьих, это особого рода умелость и административные навыки. Наконец менеджмент – это и еще орган управления, административная единица.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и предприятием в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей предприятия посредством привлечения других людей. Субъектом этого процесса является менеджер, то есть руководитель любого уровня управления, будь то директор предприятия, начальник производственного участка, глава юридической консультации, главный врач в медицинском учреждении и т.п.
Как можно охарактеризовать символический ключ менеджмента?
Символический ключ менеджмента: «цели-человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде – на потребителя, во внутренней – на персонал».
В науке современного менеджмента выделяют следующие черты:
Почему необходимо изучать менеджмент?
Попробуем объяснить, почему так важно изучать в настоящее время менеджмент как учебную дисциплину.
Предположим, вы работаете во главе собственного предприятия. О чем вы как руководитель считаете в первую очередь? Наверное, о том, как организовать производство и есть ли для этого объективные факторы. Важным вопросом при этом является организация взаимодействия сотрудников для реализации поставленных целей. Вы также думаете о том, как получить максимальную прибыль, заплатить налоги, расплатиться с долгами, какой объем финансовых средств направить на развитие предприятия и, наконец, как распределить прибыль между собственниками и работниками предприятия. Итак, какую роль вы играете, пытаясь найти ответы на все эти сложные вопросы?
Вы можете быть экономистом, технологом, юристом, конструктором, банкиром… Но, независимо от того, чем занимается ваша фирма (производством, юридическими консультациями, торговлей, посредническими услугами), вы, прежде всего, менеджер, т.е. организатор и вдохновитель всей вашей деятельности как внутри предприятия, так и в его отношениях с внешней средой.
Вы наметили цели, сформировали коллектив единомышленников, который вместе с вами трудится для достижения этих целей, или вам еще предстоит сформировать такой коллектив. При формировании коллектива вы исходите из того, что ваши сотрудники имеют свои собственные цели, которые также необходимо учитывать. Вы производите продукцию, которую необходимо сбывать, это означает, что нужно найти рынки сбыта. Занимаясь сбытом продукции, вы должны думать о том, что делают ваши конкуренты, научиться влиять на них. Одновременно со всем этим вы должны постоянно думать о развитии и совершенствовании работы на вашем предприятии, чтобы вовремя перейти на выпуск новой продукции, реконструировать действующее производство или закрыть его.
Существует ли у вас научная база для решения перечисленных проблем? Наверное, трудно управлять без опыта и знаний, которые должны постоянно обновляться? А как управлять, если опыта и знаний нет вовсе? Вот тут и поможет менеджмент. Он знакомит с современными методами управления и особенностями их применения в условиях различных предприятий, учит использовать свои знания о конкретной экономической ситуации. Менеджеры обязаны оперативно принимать управленческие решения, которые должны быть как эффективными, так и соответствовать действующему законодательству. Менеджмент учит, как организовать четкую работу предприятия, при этом работники должны ясно понимать, что, как и для чего они делают.
Для того, чтобы предприятие могло добиться своих целей, его задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является весьма важной деятельностью. Оно является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени требует координации. В управлении нуждаются не только производство и сервисно-консультационные организации, но и государство, регионы, области, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения. Кстати, философы древности считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.
Из каких компонентов состоит современный менеджмент?
Комплекс менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.
Какие выделяют вехи в развитии менеджмента?
Краткая характеристика основных направлений в менеджменте:
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.
Становление юриста-специалиста или юриста-менеджера?
Становясь как юрист, последний рано или поздно попадает в ситуацию выбора – расти как специалист или менеджер.
Смысл в том, что вырасти юристом-специалистом будучи одетым в шапку юриста-менеджера невозможно. Почему так? Да все просто. Вместо изящных речей в судебных заседаниях, разрабатывания алгоритмов выигрыша определенного дела, вас ждет скучная офисная работа, связанная с учетом, планированием, маркетингом (ROI, ROE и пр.), разбором полетов в коллективе, решением проблемных моментов в общении с клиентами.
Если вы решили сплотить вокруг себя коллектив и организовать юридическую фирму, адвокатское объединение (бюро), то будьте готовы, что ваши навыки как юриста-специалиста, скорее всего, не понадобятся, поскольку не сыграют никакой роли в потоке дел.
Задачи управленца и специалиста различные, как и способы работы. Исходя из этого и навыки таких юристов различные.
Зачастую, юрист-специалист может не понимать, зачем и что делает директор его компании, как и директор не раз бывает в недоумении относительно того, почему его подопечный не планирует наперед год, не ведет учет финансов…
Деньги. Кстати, не обязательно, что юрист-специалист будет зарабатывать меньше чем юрист-менеждер. В денежном эквиваленте все может быть различным.
Возможно кто-то возразит и скажет об универсальных многофункциональных юристах способных и исковое писать и руководить десятком юристов своей компании. Вспомните много ли вы таких знаете? Если же вспомнили, то прикиньте насколько глобальные юридические проекты у них.
Публикации
Алексей Кравченко, консультант по развитию юридического бизнеса
— Поставьте конкретные, достижимые, актуальные, измеримые и ограниченные во времени цели и выберите методы и средства для их достижения.
— Проведите анализ текущих дел, подготовьте план действий на ближайшее время.
— Поддерживайте связь с сотрудниками, донесите до них ваше видение развития компании, обрисуйте цели, которые вы ставите перед ними, найдите способы дополнительной мотивации.
— Определите для себя контрольные точки (раз в месяц, квартал, в полугодие) и проводите тщательный анализ соответствия движения вашей компании сформированной стратегии. Вовремя вносите коррективы в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств.
Что в 90% случаев мешает достижению поставленных целей?
Управление юридической фирмой можно сравнить с прохождением марафонского забега. И тут, как и в спорте, важно не то, насколько резво ты рванешь на старте, а то, насколько правильно распределишь свои силы, чтобы не сойти с дистанции, так и не приблизившись к намеченным целям.
Финансы НЕ поют романсы, или как правильно управлять денежными ресурсами
Здесь юристы-предприниматели зачастую допускают 2 ошибки.
1. Начинают свой бизнес на заемные средства, проще говоря, берут кредит для основания компании.
Чтобы избежать финансового краха, рассчитывайте только на себя. Конечно, получение определенных заемных средств не станет существенной помехой для вашего бизнеса. Но застраховаться от риска неплатежеспособности все-таки стоит. Для этого заранее составьте бизнес-план, где пропишите, сколько и каких именно средств вам понадобится, как быстро окупятся ваши вложения.
2. Расходуют деньги не по назначению.
«Кадры решают все!», или как правильно управлять персоналом
Как и в предыдущем случае, собственники юридического бизнеса не достигают успеха ввиду нескольких ошибок, основными из которых являются следующие.
1. Отсутствие четкой вертикальной и горизонтальной структуры внутри юридической фирмы.
При формировании штата сотрудников крайне важно заранее определить их количество, должности и служебные обязанности. Это поможет избежать двоевластия и привлечения опытных специалистов к работе, не требующей особой квалификации, в ущерб их основной деятельности.
Примерная схема такой лестницы (сверху вниз) выглядит так:
— главный юрист (начальник отдела);
— младший юрист или помощник;
— секретарь, работник курьерской службы и т.д.
2. Отсутствие четкого распределения обязанностей между руководством, специалистами, техническим персоналом.
Нередки ситуации, когда работу, с которой справился бы и один специалист, выполняют несколько сотрудников. И наоборот, ряд направлений деятельности в компании вообще не продвигается, поскольку просто некому заняться этой работой. Кроме того, во многих юридических фирмах юристы по долгу службы вынуждены также выполнять обязанности секретарей, курьеров, маркетологов. Все это приводит к простоям в работе с клиентами и невероятно высокой загрузке профессиональных специалистов.
3. Отсутствие грамотного подхода к подбору кадров.
Низкое качество кадровой работы приводит к тому, что в юридической компании могут годами работать сотрудники, абсолютно не заинтересованные в успехе общего дела. Кому-то до пенсии осталось пару лет, кто-то планирует уходить в декрет, а некоторым вообще все равно, где работать, лишь бы дома тунеядцем не называли.
Подбирая сотрудника на ту или иную должность, руководствуйтесь наличием в у претендентов умения:
Дополнительными «плюсами» является высокая компьютерная грамотность, знание иностранных языков, опыт работы и безупречное профессиональное реноме.
4. Отсутствие автоматизации рабочего процесса.
Чтобы освободить время юриста и избавить его от выполнения непрофильных обязанностей:
Ответы на эти вопросы помогут определить, сколько вашего рабочего времени уходит впустую, не принося ощутимого результата, а в большинстве случаев вообще снижая прибыльность бизнеса.
До 30% сократить временные потери, а значит, на треть повысить продуктивность работы вашей компании помогут следующие меры:
Всего несколько простых шагов позволят вам в разы увеличить результативность работы вашей юридической компании.
Где найти хороших клиентов, или как работает закон Парето в юридическом бизнесе?
Как управлять юридическим бизнесом
На магистерской программе «Управление юридическим бизнесом и правовой службой компании» юристов обучают менеджменту, финансам и современным коммуникациям. О том, как это происходит, рассказывают ее преподаватели и первые выпускники.
Зачем юристам менеджмент
В современной, цифровой экономике преимущества получают не узкие специалисты, а те, кто обладает гибкими, мультипрофессиональными навыками. Это в полной мере относится и к юридической сфере: юрист и менеджер — сочетание, открывающее обладателям этих знаний и навыков новые возможности в ближайшие десятилетия.
руководитель академического совета программы, ординарный профессор ВШЭ
Программа охватывает три ключевых направления деятельности в юридической сфере:
управление юридическим бизнесом
повышение эффективности юридической функции организации
инновационные решения в правовой инфраструктуре
«Наша магистратура — для “взрослых”, здесь учатся профессионалы, уже работающие на рынке, — добавляет Дмитрий Кузнецов. — Но мы принимаем не только юристов. Для студентов без юридического образования в учебном плане предусмотрен адаптационный курс ”Юридическое дело”».
Чему научат на программе
Учебный план программы сочетает блок управленческих, финансово-экономических и коммуникационных дисциплин, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов:
Стратегии в менеджменте
Операционная эффективность и управление проектами в юридическом бизнесе
Управление человеческими ресурсами в юридическом бизнесе
Маркетинг юридических услуг
Финансовый менеджмент в юридической индустрии
Деловые коммуникации и переговоры
Психология управления в юридическом бизнесе
Комплаенс-менеджмент
Мотивация и управление вознаграждением
Риск-менеджмент и система безопасности бизнеса
Управление конфликтами, стрессами и временем
Кроме того, важнейшие практические вопросы, которые возникают в деятельности любой компании, разбираются на научно-исследовательских семинарах «Управление правовой службой компании» и «Юридический консалтинг» и на проектном семинаре «LegalTech в цифровой экономике».
Кто преподает
В числе преподавателей — ведущие профессора ВШЭ и практики из отрасли.
Так, занятия по маркетингу юридических услуг проводят декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова и директор специальных проектов «Право.ру» Екатерина Клейменова. Об операционной эффективности и управлении проектами рассказывают партнер международной юридической фирмы Dentons Марат Мурадов и бывший исполнительный директор Сбербанка Сергей Лоханов.
Занятия по финансовому менеджменту проводили ординарный профессор ВШЭ Николай Берзон и Александр Нуждин, работавший более десяти лет финансовым директором «Пепеляев Групп». Научно-исследовательские семинары организует руководитель программы, профессор ВШЭ Антон Селивановский, который имеет 15-летний опыт работы в таких компаниях, как PricewaterhouseCoopers и Baker&McKenzie.
На программе много выездных занятий и мастер-классов. Студентов принимали, например, в юридических службах компаний СИБУР, Сбербанк, «Мегафон», Thomson Reuters, юридических фирм Dentons и «Алруд», комплаенс-службы компаний АТОН и «Вымпелком».
Что говорят студенты
В начале июля состоялся первый выпуск программы — дипломы магистров получили 20 человек.
90% выпускников отметили значительный рост компетенций в плане понимания бизнеса, менеджмента, лидерства и командообразования.
80% выпускников значительно улучшили навыки коммуникации, презентаций и публичных выступлений, а также отметили готовность к переменам.
«Нередко в вузах максимальное время тратится на изучение теории, — говорит Ангелина Щетинина, специалист «МКБ Капитал». — Но эта магистерская программа на 80% состоит из практических занятий, что делает процесс обучения более интересным и повышает конкурентоспособность выпускников».
«Обучение на программе позволило мне перезагрузить и трансформировать самого себя — повысить компетенции и посмотреть на окружающий мир другими глазами, — отмечает главный инвестиционный юрист «РЖД-Инвест» Павел Баранов. — Мы находились в постоянном взаимодействии с коллегами и нашими наставниками, и это общение стимулировало наше дальнейшее развитие».
Прием документов на магистерскую программу «Управление юридическим бизнесом и правовой службой компании» продолжается по 16 августа. Обучение платное. На программе предусмотрено 20 мест.
Зачем юристу MBA? 1685 просмотров
Зачем юристу MBA?
Современные юристы должны быть достаточно компетентными в вопросах финансовых потребностей и операций своей компании и её клиентов. Тем не менее, большинство юристов по-прежнему после окончания юридического факультета имеют степень бакалавра гуманитарных наук, а учебная программа юридических факультетов мало ориентирована на бизнес.
Вместе с тем, навыки ведения бизнеса – требование сегодняшнего дня. Юрист, который способен рассматривать деятельность компании через призму бизнеса:
становится востребованным как самими компаниями, так и их клиентами.
Только немногие компании предоставляют своим юристам возможности для непрерывного юридического образования на курсах, которые в какой-то степени связаны с маркетингом или финансами. Однако именно у таких компаний наибольшие шансы избежать ошибок однобокого трактования законов, контрактов и других важных правовых документов и, тем самым, сделать деятельность своих юридических департаментов более бизнес ориентированной.
Для них и предназначен спцеиализированный курс по MBA для юристов от ведущего европейского провайдера бизнес-тренингов и семинаров в странах СНГ Bizeducate ltd.
Курс в сжатом виде объясняет процессы управления бизнесом без прохождения полной дорогостоящей программы MBA.
Программа курса дает качественный толчок юридической карьере и ориентирована на специалистов, готовых стратегически мыслить и минимизировать потенциальные риски от ошибочных решени
Такой вид обучения, в виде насыщенного краткосрочного курса в формате практического интенсива, является на текущий момент наиболее оптимальным способом получения деловых навыков юридической практики без затрат времени и средств на получение полного MBA.
К тому же юристы, освоившие новые компетенции, могут лучше понять ценность, которую они предоставляют, что, безусловно, отразится на росте их зарплаты и востребованности на рынке труда.