Для меня было очевидно то что

Ковидная война проиграна, или Чего боится Кремль?

С таким глубинным народцем, что населяет сейчас просторы России, мы бы не смогли повторить подвиг наших отцов и дедов. Увы, народец нынче стал другой, способный лишь громыхать патриотизмом только на словах и за столом, а не встать плечом плечу и достать шашку, когда враг уже ворвался в наши дворы и дома.

Объявленные властями каникулы превратились в день непослушания и всеобщего веселья, в день массовой скупки путёвок заграницу, бронирования отелей и билетов.

В сторону юга полетели забитые под завязку ковидные колесницы, и плевать народец хотел на все эти странные призывы Президента прервать страшную ковидную цепь, проведя эти дни в кругу семьи, дома.

По данным аналитика Александра Драгана из компании Aviassales, только в первые сутки после объявления каникул количество запросов выросло на 53%, а за прошедшую неделю в 2,6 раза.

Сочи +116%, Краснодар +208%, Симферополь +161%, Калининград +111%, Минводы +163%. Зарубежные направления так же выросли в запросах более, чем в 2 раза. Турция +116%, Египет и ОАЭ +80%, Армения и Кипр +118%.

Для меня было очевидно то что. Смотреть фото Для меня было очевидно то что. Смотреть картинку Для меня было очевидно то что. Картинка про Для меня было очевидно то что. Фото Для меня было очевидно то что

В тоже время коечный фонд во многих туристических регионах уже исчерпан, а только что привитые Спутником-Лайт получают практически сразу QRкод, но не выработку антител. Так что по мнению Александра Драгана ситуация просто катастрофическая, с чем полностью согласен и очень рекомендую прочитать его анализ в оригинале.

Фактически объявленные каникулы вместо того, чтобы выполнить роль замедлителя распространения коронавируса и спасения не только россиян, но и медицины от окончательного укладывания её в землю, стали/станут катализатором новых заболеваний.

Разве такого эффекта ожидали наши власти и можно ли было это просчитать заранее? Очевидно, что всё это было ожидаемо и предпринимаемые полумеры только усугубили ситуацию.

Но почему вместе с ожидаемым результатом от этих каникул Крым и Краснодарский край не усилили врачами, скорыми и мобильными крематориями? Местные морги и крематории просто не справляются с перегрузкой, смертность растёт, привиться очень сложно и я очень сомневаюсь в цифрах официальной статистики.

А что бизнес? А бизнес разный и, если одни проигрывают, то есть те, кто очевидно выигрывает. Туристический, похоронный, интернет торговля и доставка гребут прибыля лопатой, и не одной.

Бизнес ноет и требует помощи, Правительство обещает помочь, но всё это лишь латание дыр и деньги на ветер. Декларирование помощи — это хорошо, но бизнес это риски и никто не обещал собственникам, что они на своей теме будут вечно рубить бабло. Все прекрасно понимали, что коронавирус не уйдёт, это уже четвёртая волна и надо было готовиться.

Собственнику нужна прибыль, наемным работникам зарплата и, чтобы там не мычали про социально ориентированный и ответственный бизнес, только прибыль и ничего более не волнует людей.

Почему властям нельзя назвать реальные цифры ковидной статистики, почему нельзя сказать, что сами всё продули, избегая вакцинирования, что выкручивайтесь как хотите и ввести локдаун на 3-4 недели? Почему не подготовились заранее? Ответ простой – были выборы и Кремль не готов был говорить правду.

Но меня волнует не столько бизнес, сколько обычные люди, хотя, конечно, тут есть прямая связь. Нужна адресная помощь конкретным людям, а не абстрактному бизнесу. Нужна ли помощь тем, кто рванул на Юга? Однозначно нет, но и они будут выть про убытки.

Сколько продлятся вынужденные каникулы? Это ключевой вопрос, который беспокоит бизнес и рядовых граждан. Большинство экспертов сходится на 3-4 неделях, в зависимости от ситуации в том или ином регионе.

Севастополь закрыл не только въезд для не привитых, но и на выезд за границы города. Законно ли не знаю, но эффективно. В Хакасии вводится комендантский час и прекращает работать общественный транспорт. Жёстко? Да, но эффективно.

Пока одни будут отдыхать на югах, другие будут работать дистанционно или очно. Так что в таком формате каникул, которые нам предложены они не имеют никакого смысла. Надо либо закрывать всех на 2-3-4 недели и наращивая темпы вакцинации, либо оставлять всё, как есть и не играть в войнушку с короной.

Чего боится власть? Протестов? Нет. Аномальной смертности? Нет. Так чего-то она боится, если играет в полумеры. Для меня это главный вопрос и на него ответа нет.

Чего боится Кремль и почему опять полумеры? Есть ли у Вас ответ на этот вопрос? Как и где Вы проведёте эти ковидные каникулы? Пишите мне Здесь!

Источник

Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку

Практика по материалам открытого банка ФИПИ.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.

4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.

13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45

Источник

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 9 класс

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 7 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. В каком предложении подчинение придаточных последо­вательное?

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она посте­пенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был про­быть сутки для закупки нужных вещей, что и было пору­чено Савельичу.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него воз­лагается.
2) Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодер­жавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «не­забвенный покойный родитель».
3) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.
4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и го­лоледица.

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться не смогу.

1) 1, 2
2) 1, 3
3) 2, 3
4) 1, 2, 3

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в сим­бирском трактире было глупо и чувствовал себя винова­тым перед Савельичем.
2) Каждый раз когда приближалась осень начинались раз­говоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.
3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле.
4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.

B1. Напишите вид подчинения придаточных в данном пред­ложении.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

C1. Какие художественные приёмы использованы в этом фраг­менте стихотворения А.С. Пушкина (см. задание B1) и какую роль они играют?

Вариант 2

A1. В каком предложении подчинение придаточных парал­лельное?

1) В. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».
2) К.С. Станиславский считал, что будущее театра — в углуб­лённом психологическом реализме, что необходимо ре­шение сверхзадач актёрского перевоплощения.
3) Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память.
4) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Для того чтобы народ мог контролировать государство, и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, существует институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
2) СССР был связан с Чехословакией договором о взаимной помощи, в котором была существенная оговорка, в соот­ветствии с которой Советский Союз мог оказать военную помощь Чехословакии лишь в том случае, если подобные меры предпримет и Франция.
3) Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справить­ся с ним будет легко.
4) В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасно­сти (3) то она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 3, 4
4) 2, 3, 4

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Самые большие наводнения происходят в нижнем тече­нии Вай-Фудзина там где река принимает в себя сразу два притока.
2) Подозреваемых могут отпустить если выяснится что они ничего противоправного не совершали.
3) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость тогда налетел второй селезень.
4) Чтобы помочь машине и наверстать время которое поте­ряли при затянувшейся погрузке капитан при казал по­ставить парус.

B1. Напишите вид подчинения придаточных в данном пред­ложении.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

C1. Какие художественные приёмы использованы в этом фраг­менте стихотворения А.С. Пушкина (см. задание B1) и какую роль они играют?

Ответ на тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-2
А4-4
В1. однородное
Вариант 2
А1-4
А2-1
А3-3
А4-3
В1. однородное

Источник

Для меня было очевидно то что

Отказаться от неверно выбранной стратегии – значит проявить здравый смысл, умение взять контроль над ситуацией, вовремя нажать на тормоз, вовремя вывернуть штурвал. Пусть над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, раз остановился. Посмотрим, что с этими людьми будет, кто окажется тем самым последним, который хорошо смеется.

Думаю, что у Димы Лебедева через всю спину красуется татуировка: «ОТКАЗЫВАЙСЯ ОТ НЕВЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ. ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ СИЛЫ».

У меня такая тоже есть. Мне ее отец сделал.

4. То, что очевидно для вас, не очевидно для других

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей.

– Максим, ты слышал новую песню Елены Ваенги «Снова стою одна»?

– Папа, я не знаю, кто такая Елена Ваенга.

– Как, сынок, ты НЕ ЗНАЕШЬ ВАЕНГУ?! Ее все знают!

29 июля 2002 года я пришел работать в компанию «Что делать Консалт», с которой связал дальнейшую жизнь.

Попал я туда, как и большинство моих знакомых, случайно. По окончании вуза искал работу по специальности и пришел устраиваться сервисным инженером. Сотрудники службы персонала, волшебным образом распознав во мне талант переговорщика, заверили, что меня будут этому учить. Так я здесь и оказался.

Хочу сразу же обратить внимание на следующие аспекты.

Я ни одного дня не работал в коммерческой организации, все мои занятия до этого были как у Тома Сойера.

Я не знал, почему во мне распознали талант переговорщика, так как с клиентами тоже никогда не работал.

Я до этого провел четыре года в армии, где был несколько изолирован от развивающегося социума, отчего порой чувствовал себя дикарем.

Москва для меня не была тогда городом возможностей. Тем местом, где имелась работа, тогда как на моей родине работу было найти крайне затруднительно.

И вот он, первый рабочий день. Мой первый руководитель Н. А. дает задание на выезд к клиенту на другой конец Москвы, диск с записью демоверсии «КонсультантПлюс» и какие-то инструкции, про которые я забыл, как только спустился в метро.

Переговоры, на мой взгляд, прошли замечательно. Меня никто не выгонял с порога, на меня не кричали, меня выслушали, вежливо сказав, что, наверное, когда-нибудь информация пригодится, и отправили обратно.

Н. А. я побаивался, не знал, чего от нее ждать. Увидев меня, она сказала: «Заполняй отчет. Через полчаса подходи сдавать». Какой отчет? Куда сдавать? Как заполнять?

Мне эта ситуация не нравилась. А спросить я почему-то стеснялся, так как никого не знал, со мной тоже не подходили знакомиться, люди вокруг занимались своими делами. Вот и сидел, как истукан, глядя на мерцающий экран монитора. Отвратительное ощущение.

Два моих соседа по комнате разговаривали, я краем уха подслушивал их разговор, и тут (о, чудо!) один из них говорит: «Мне к Н. А. через 5 минут, надо еще отчет заполнить», достает заявкубумагу на выезд, переворачивает лист и начинает заполнять поля. Ах, вот оно что! Я достал свой лист, перевернул, начал внимательно изучать, медленно заполняя то, что понимал. Но что такое, например, «Сегмент: БДЖ, КМ, КГС, К, С, М, Гар», так и не догадался.

Кое-как, кряхтя, через полтора часа поковылял к Н. А. и начал сдавать ей наполовину заполненный отчет.

– А почему ты счет клиенту не выставил, раз возник интерес к нам?

Что ответить? Что я не знал о необходимости выставлять клиенту счет и впервые об этом слышу? Что я понятия не имею, что такое счет и как его выставлять? Что я работаю первый день и могу рассчитывать на то, что со мной буду разговаривать как с новичком? Что в первый день я не хочу показаться тупым, поэтому не признаюсь Н. А., что ни фига не понимаю?

Не дождавшись ответа, Н. А. крикнула одному из матерых сотрудников:

– Вацлав, помоги новичку выставить счет!

Вацлав, долго не заморачиваясь, что-то быстро сделал, кому-то быстро позвонил, узнал номер счета, что-то потыкал на калькуляторе. Через пять минут у меня в руках был свеженапечатанный счет.

Что мне делать с ним дальше, я не предполагал вообще, так как слова «выставить клиенту счет» для меня в единый смысл не складывались. Я отдаленно понимал, кто такие клиенты и что такое счет, хорошо понимал, что такое слово «выставить», так как мы в армии выставляли часовых вокруг охраняемых объектов, но словосочетание «выставить клиенту счет» определенно не вмещалось в рамки. Интуиция меня в этот момент подводила, а спрашивать было страшно, чтобы не подумали, будто я «особенный». Что делать, я не знал.

Источник

Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; формировать умение определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение; составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; развивать умение правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение сочинений.)

III. Анализ контрольной работы

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 28, с. 105—107, 109).)

— Какие предложения называются многочленными?

— Какие виды подчинительной связи бывают в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными? (Соподчинение, последовательное подчинение.)

— Каким бывает соподчинение? (Однородным и неоднородным.)

— Какое подчинение называется последовательным? (Такое, при котором придаточные предложения зависят одно от другого.)

2. Анализ предложений

Проанализируем сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, записанные на доске.

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

Все три придаточных (изъяснительных) относятся к главному предложению, они аналогичны однородным дополнениям, отвечают на один и тот же вопрос: помню (что?).

Такое соподчинение называется однородным (сравним с однородными членами предложения).

2) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

Оба придаточных относятся к главному предложению, стоящему между ними, отвечают на разные вопросы, относятся к разным членам главного предложения: нагнулся (когда?) — придаточное времени; к ручью (какому?) — придаточное определительное. Придаточные не связаны друг с другом, независимы, неоднородны.

Такое соподчинение называется неоднородным. В некоторых учебниках оно называется параллельным.

Заметим, что при таком соподчинении придаточные могут относиться как к разным членам главного предложения, так и к одному (см. далее).

3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

Первое придаточное (времени) относится к главному предложению: было темно (когда?), а второе (цели) — к первому придаточному: добрались до лагеря (с какой целью?).

Выстраивается определённая последовательность, цепочка. Такое подчинение называется последовательным.

3. Составление схем

(Ученики самостоятельно создают схемы только что разобранных сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, а затем один из учащихся записывает схемы на доске.)

(Цифрой 1 обозначено придаточное первой степени, цифрой 2 — второй.)

При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным первой степени. Придаточное, которое относится к первому придаточному, называется придаточным второй степени. В принципе, число степеней придаточных не ограничено.

Как пример можно привести перевод английской народной песенки — всем с детства известное стихотворение С. Я. Маршака, которое начинается сложноподчинённым предложением с одним придаточным: Вот дом, который построил Джек, — а заканчивается сложноподчинённым предложением с восемью придаточными, то есть последнее из них — восьмой степени:

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

Который построил Джек.

Разумеется, бывают случаи более сложных комбинаций придаточных.

4. Анализ предложений

Сопоставим два предложения.

1) Бывает, что, если не повезло с утра, не везёт весь день.

2) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт весь день.

Прислушаемся к интонации: в первом примере на стыке двух союзов небольшая пауза, во втором примере союзы произносятся слитно.

Аналогичная картина наблюдается, если заменить слово то словом так: в данном случае они синонимичны.

Итак, когда в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы (что и если, что и когда, так что и хотя) оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается со слов то, тем или так, запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. Доверимся также своей речи: произношение подскажет, нужна ли запятая.

Рассмотрим несколько примеров.

1) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.

2) Я возражал ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня. (А.-Ф. Прево)

запятая не ставится.

3) Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.

4) Мне стало ясно, что когда я выйду из себя, то сдержаться не смогу.

Если при однородном подчинении используются сочинительные союзы, знаки препинания ставятся так же, как при однородных членах предложения:

Он был рад, что весело провёл время и что все довольны.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 167 — комментированное письмо, составление схем на доске и в тетрадях.

3. Упр. 169 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI. Подведение итогов урока

— Какие сложноподчинённые предложения называются многочленными?

— Назовите виды подчинительной связи. (Соподчинение, последовательное подчинение.)

— Что такое однородное и неоднородное соподчинение?

3. Работа над ошибками контрольной работы.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Замените словосочетание кольцо из серебра, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 170 — чтение, пояснение постановки знаков препинания, составление схемы на доске.)

III. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.

1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу. (В. Балязин)

2) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. (М. Лермонтов)

Дополнительные задания ко 2-му предложению

— Найдите слова с омонимичными корнями. (Горный, горящую.)

— Найдите приставки с чередованием согласных. (Бесполезно, безрассудно.)

3) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. (Е. Осетров)

4) Многим покажется странным, что ешё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 171 — выразительное чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

2. Упр. 172 — выразительное чтение, письменное выполнение 1-го абзаца.

3. Упр. 173 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

4. Упр. 174 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

3. Тест по теме урока

IV. Подведение итогов урока

— Расскажите о знаках препинания в сложноподчинённых предложениях на стыке двух союзов.

— Что общего в постановке знаков препинания при однородных членах и при однородном подчинении придаточных?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *