Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

Уровни научного познания

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Методы научного познания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность метода научного познания

Слово «метод» в переводе с древнегреческого означает путь к достижению некой цели. Поэтому, в глобальном понимании, метод можно рассматривать как определенные приемы, ряд действий, которые нужно предпринять для того, чтобы получить результат – решить определенную задачу, достичь поставленной цели, практической или теоретической. Разработка методов необходима для любой деятельности, поэтому в науке, как одной из важнейших сфер человеческой деятельности, имеются свои специфические методы.

Научное познание – это процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых доказывается и проверяется практикой. Из-за специфики научного познания, которая заключается в подчинении строгим принципам, методы, используемые в процессе познания обеспечивают достоверность получаемых результатов.

На основе анализа процесса научного познания можно выделить два основных типа методов научно-познавательной деятельности:

Универсальные методы относятся к человеческому познанию в целом, на их основе строится как научное познание, так и практическое, повседневное.

Общенаучные методы относятся только к научному познанию. В свою очередь, они делятся на эмпирические и теоретические.

Кроме перечисленных методов существуют еще и узкоспециальные методы, которые носят специфический характер и разрабатываются, и применяются в рамках определенных научных дисциплин. К ним относятся такие методы, как методика проведения физического эксперимента, методика социологического исследования, методика анализа исторических источников, методика эксперимента в биологии, методика решения математической задачи и т.д.

Следует отметить то, что независимо от типа научно-познавательной деятельности, основой любого метода являются три главных принципа:

Готовые работы на аналогичную тему

Методы, не соответствующие данным принципам являются неэффективными.

Универсальные методы познания

К универсальным методам познания относятся:

Анализ и синтез являются двумя универсальными, противоположно направленными операциями познавательного процесса.

Анализ – это прием мышления, при котором подразумевается разъединение целостного предмета на составляющие части для их полного всестороннего изучения.

Синтез в противоположность анализу, является таким приемом мышления, при котором ранее выделенные составные части предмета объединяются в единое целое.

Анализ и синтез имеют четыре разновидности.

Первая разновидность – это природный анализ, который подразумевает разъединение предметов на части, и природный синтез – объединение данных частей в новые предметы в строгом соответствии с возможностями, имеющимися в природе.

Вторая разновидность – это практический анализ, который означает разъединение предметов на компоненты, и практический синтез – объединение этих компонентов, в соответствии с возможностями практики, которые не могли бы быть реализованы в природе.

Мысленный анализ и мысленный синтез – третья разновидность. Он означает разъединение либо соединение того, что не возможно ни на практике, ни в природе.

Метаанализ и метасинтез – это четвертая разновидность, анализ и синтез знаний о мире.

Анализ и синтез имеют связь с другими методами научного познания.

Абстрагирование –это прием мышления, который характеризуется тем, что во внимание принимаются только интересующие исследователя свойства и признаки, остальные не берутся во внимание, то есть исследователь от них абстрагируется. Процесс такого выделения предполагает, что выделенные признаки и свойства должны обладать особыми знаками. Абстрагирование является универсальным методом научного познания, без него невозможны ни научное, ни повседневное познание.

В результате обобщения устанавливаются общие характеристики, свойства и признаки исследуемых объектов. Процесс обобщения происходит в тесной связи с процессом абстрагирования. В результате абстрагирования некоторых свойств объекта создается основа для их объединения в единый класс.

Индукция и дедукция широко распространены во всех областях научно-познавательной деятельности.

Индукция – это метод исследования, при котором в процессе изучения из частных фактов выводится общее утверждение, то есть это процесс движения от частного к общему.

Основой индукции служит опыт и наблюдение, во время которых собираются отдельные факты.

Дедукция является методом познания, противоположным индукции. То есть в процессе дедукции происходит движение от общего к частному. В рамках этого метода исследователь, опираясь на общее знание, делает частные выводы, поэтому основой дедукции является общее суждение.

На начальной стадии научного исследования чаще всего преобладает индукция, затем большую роль начинает играть дедукция, таким образом эти два метода научного познания тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Аналогия – метод научного познания, при котором исследователь, основываясь на сходстве объектов в каких-либо признаках делает вывод об их сходстве и в других признаках. Различают ассоциативную аналогия, которая носит образный характер, проявляется в психологических аспектах творческой деятельности. И логическая аналогия, когда исследователь делает вывод о сходстве явлений на основе их параллельного изучения.

Моделирование – это исследование объекта методом создания его копии. Модель должна соответствовать объекту исследования в тех свойствах, которые подлежать изучению.

Общенаучные методы познания

Эмпирические методы.

К эмпирическим методам познания относится эмпирическое знание, главной целью которого является получение результатов наблюдения и формирование фактов.

Наблюдение является особым видом деятельности, который состоит из элемента наблюдения, наблюдателя и средств наблюдения.

Измерение, как метод научного познания, предполагает изучение численных значений измеряемых величин.

Теоретические методы научного познания.

Теоретическое знание, метод мысленного эксперимента – на этом уровне используются общенаучные методы, однако реализуются они через систему специфических приемов.

Аксиоматический метод – при нем изначально задается набор положений, не требующих доказательств, затем строится система выводных предложений.

Гипотетико-дедуктивный метод, метод научного познания, суть которого заключается в создании гипотез, дедуктивно связанных между собой.

Источник

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Методы научного познания

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

К методам научного познания относят:

Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

· предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

· знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

· мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними.

Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Смотреть картинку Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Картинка про Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты. Фото Для научного знания крайне важна которая предполагает что методы и результаты

Гипотезапредставляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.

6)ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые был употреблен древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. дон.э.). В сфере современной научной деятельности этика изучает специфику моральных взаимоотношений как внутри самого научного сообщества, так и между наукой и обществом в целом, определяя свод ценностей, норм и правил в данных областях.

Занятия наукой — специфический род человеческой деятельности, суть которого — систематический процесс исследований, направленный на получение знаний, основанных на проверяемых результатах. Этика науки — дисциплина, изучающая специфику моральной регуляции в научной сфере, а также свод ценностей, норм и правил в этой области. Она охватывает два круга проблем: первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества, а второй — между обществом в целом и наукой.

Основные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством ученых, следующие:

1. самоценность истины;

2. ориентированность на новизну научного знания;

3. свобода научного творчества;

4. открытость научных результатов;

5. организованный скептицизм.

Принцип самоценности истины или универсализм подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Истина и только истина — основная ценность деятельности в сфере науки. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно — ложно», все остальное — за пределами науки. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» не оказалась обнаруженная в процессе исследования истина, она должна быть обнародована. По выражению академика Е.Б. Александрова, «истина должна выявляться в ходе многих независимо воспроизводимых исследований, экспериментов или наблюдений и быть совместима с теми, что достоверно установлены ранее. А на вопрос о том, кто судьи, естественно ответить, что верховным судьей является мировое научное сообщество, опирающееся на непрерывно растущий свод фактов и объективных законов природы — на накопленное коллективное научное знание. И суд этот достаточно безапелляционный. В науке (по крайней мере, в области точных наук) не применим принцип свободы совести, позволяющий каждому верить по-своему: наука живет знанием, а не верой».

Из данного принципа следует одно из обязательных условий научной деятельности: условие точного соблюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных, действующих в конкретной научной дисциплине.

Новизна научного знания. Наука существует, только развиваясь, а развивается она непрерывным приращением и обновлением знания. Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователя о ранее полученных в этой области науки знаниях.

Свобода научного творчества — идеальный, но не всегда реализуемый принцип научной деятельности. Для науки нет и не должно быть запретных тем, и определение предмета исследований есть выбор самого ученого.

Всеобщность или открытость научных достижений. На результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, ибо они принадлежат всему человечеству. Автор и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.

Организованный скептицизм или исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учеными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *