Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что

Что такое профессиональная деформация: причины и профилактика

Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Смотреть фото Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Смотреть картинку Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Картинка про Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Фото Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что

Что такое профессиональная деформация

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.

Впервые о профессиональной деформации упомянули в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи озаботились тем, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.

В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин использовал термин «профдеформация» применительно к учителям. Он писал о том, что учителя, которые всю жизнь проводят на одной должности, подвергаются негативным изменениям личности.

В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт обратил внимание на то, как чиновники распространяют рабочие привычки на повседневную жизнь. Он описывал это как удушающую бюрократию, которая проникла во все сферы жизни и привела к неспособности людей принимать самостоятельные решения.

Среди более поздних исследователей профдеформации в России — психологи и социологи Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Многие из них обращали внимание на то, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, обладающие той или иной властью над другими

Какой бывает профдеформация

Психологическая профдеформация может приводить к разным изменениям личности:

При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.

Какие профессии в зоне риска?

Учителя. У преподавателей за годы работы складывается особый тон общения — назидательно-менторский, но это лишь то, что бросается в глаза. «За кадром» часто остаются гиперответственность, стремление все контролировать, жить «по расписанию» и выстраивать жесткую иерархию в общении с людьми. Еще одна характерная черта — консерватизм, который мешает принимать новое и порождает панику перед любыми переменами.

Бухгалтеры. Здесь тоже часто проявляются стремление к жесткой организации и упорядочиванию всего — начиная от всевозможных списков и чек-листов и заканчивая организацией вещей дома. Главные уязвимые точки — примерно те же, что и у преподавателей: стремление к тотальному контролю и планированию всего. Часто это люди с «синдромом отличника», которые боятся выйти за жесткие рамки — как в работе, так и в личной жизни.

Врачи. Еще одна профессия, где жесткие рамки заданы высочайшей степенью ответственности. Частые проблемы медиков — снижение порога эмоциональной чувствительности, вплоть до нулевой эмпатии, чересчур физиологичное восприятие людей и жизненных ситуаций, попытки поставить диагноз себе и близким.

Психологи. Исследования показывают, что после многолетней практики психологи и психотерапевты склонны применять профессиональные приемы в повседневной жизни. Например, анализ поведения окружающих или выстраивание защиты и дистанции при общении — аналогично той, что выстраивается между психологом и пациентом.

Руководители. Люди на руководящих должностях любят организовывать любые процессы, выстраивать иерархию, брать ответственность и требовать конкретных результатов даже там, где это вовсе не обязательно. Они часто испытывают высокий уровень стресса, потому что вынуждены решать рабочие задачи даже в выходные или на отдыхе. Неудивительно, что работа и личная жизнь у топ-менеджеров часто неразделимы.

Военные и полицейские. Как и у руководителей, у военных часто прослеживается авторитарный стиль общения, причем здесь дело доходит до приказов. Кроме этого, они склонны выстраивать жесткую иерархию и не ставят под сомнение действия начальства.

ИТ-специалисты. Как правило, программистами, разработчиками или системными администраторами становятся люди с математическим складом ума. Отсюда — характерные издержки профессии: рациональный и технический подход ко всему, любовь к четким алгоритмам и формулам вместо импровизации и гибкости. Айтишникам может быть сложно адаптироваться к меняющимся условиям и не отвергать все, в чем нет понятной логики и закономерности. В поисках этой логики они склонны выстраивать ритуалы вокруг бытовых действий, что иногда может принимать форму ОКР. По этой же причине у них часто бывают сложности с эмпатией, эмоциональным интеллектом и личными отношениями.

Юристы. Профдеформация здесь проявляется в излишней педантичности, склонности к канцеляризмам и бюрократии, следовании жестким регламентам. Юристы бывают дотошны в деталях, часто вступают в споры, если считают, что их в чем-то ущемили, приводят избыточные аргументы в пользу своей позиции. У некоторых развивается нетерпимость к чужим проступкам, даже если те не нарушают никаких законов.

Звезды тоже страдают профессиональной деформацией — вплоть до одержимости. К примеру, голливудский актер Вэл Килмер, готовясь к съемкам в фильме The Doors, выучил все песни Джима Моррисона, изо всех сил старался имитировать его тембр голоса, походку и привычки. Роль получилась очень убедительной и стала одной из лучших в карьере актера. Но даже после съемок он не смог выйти из образа. Близкие Килмера были обеспокоены тем, что тот по-прежнему ведет себя, как настоящий Моррисон, не осознавая этого. В итоге актеру понадобилась помощь психоаналитика, чтобы справиться с этой проблемой.

Источник

Эмоциональное выгорание и его профилактика

«Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда»

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.

При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:

2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

Основные направления профилактики

1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».

2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.

Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.

Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.

Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;

— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;

— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;

— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;

Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.

Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.

Источник

Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника

Рассмотрение сущности и содержания профессиональной деформации социального работника выдвигает такие проблемы, как стимулирование его профессионального самосовершенствования, предупреждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.

Профессиональное долголетие специалиста — это качественная характеристика его способности на высоком уровне решать профессиональные задачи в течение всего периода времени, отведенного социумом для профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.

В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие направления:

Стимулирование профессионального самосовершенствования специалиста. В основе реализации этого направления лежит деятельность по повышению его нравственно-профессиональной культуры. Оно включает:

Важнейшей проблемой повышения профессионального долголетия специалиста является подготовка его к самопрофилактике негативной профессиональной деформации.

Эта проблема должна решаться еще в профессиональном образовательном учреждении. Рассматривая общепрофессиональную и специальную подготовку социального работника, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомендации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение формирует у будущего специалиста качества, умения и навыки, необходимые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений деформирующих явлений в процессе профессиональной деятельности. При подготовке социального работника необходимо:

4. Способность снять эмоциональное напряжение от профессиональной деятельности по ее завершению. С этой целью целесообразно:

5. Соблюдение режима труда и отдыха. В процессе работы научиться чувствовать душевное и физическое состояние. При необходимости делать паузы с учетом личного состояния для снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.

6. Руководство учреждения, где работает социальный работник, должно проявлять понимание, участие и оказывать ему помощь в деятельности, особенно с«психологически неудобным» клиентом. При необходимости переориентировать такого клиента на другого специалиста, имеющего опыт работы с подобными типами.

7. При анализе профессиональной деятельности специалиста и ее результатов не переносить оценочные суждения на его личность. Цель анализа — выявить, что и как делает специалист и каким образом можно улучшить действенность и результативность профессиональной деятельности.

Преодоление явлений негативной профессиональной деформации социального работника. Такая деятельность всегда исключительно сложна. Известно, что легче предупредить возникновение какого-либо негативного явления, чем его в дальнейшем преодолеть.

В работе по преодолению негативной профессиональной деформации важна диагностика — выявление последствий, насколько глубоко и серьезно деформирован человек, в чем конкретно это проявляется и как сказывается на выполнении функциональных обязанностей, его жизнедеятельности. Некоторые проблемы деформации нуждаются в разработке специальных индивидуальных программ их преодоления, реализация которых часто требует участия многих специалистов. В отдельных случаях для преодоления профессиональной деформации необходима смена места работы, длительное лечения и пр.

Источник

Профессиональные деформации специалиста в социальной работе

Понятие, сущность и содержание профессиональной деформации. Факторы, влияющие на развитие профессионального «выгорания» специалиста по социальной работе. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления20.04.2015
Размер файла36,6 K

Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Смотреть фото Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Смотреть картинку Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Картинка про Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что. Фото Для профилактики негативной профессиональной деформации социальным работникам рекомендуется что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальной работы

по дисциплине «Профессиональные деформации специалиста в социальной работе»

на тему «Профессиональные деформации специалиста в социальной работе»

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие, сущность и содержание профессиональной деформации

1.2 Факторы, влияющие на развитие профессионального «выгорания» специалиста по социальной работе

1.3 Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника

2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие сущность и содержание профессиональной деформации

профессиональный деформация социальный работник

Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разрушение) личности и ее проявление свидетельствует о том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая деятельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет прогрессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совершенства, а что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродливую форму, что негативно сказывается на всей последующей его жизни.

1.2 Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания»

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций, предъявляемых социальному работнику.

Существенную роль в «эмоциональном выгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.

Следующим неблагоприятным фактором связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т. д. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту ли, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения «эмоционального выгорания» личности специалиста в социальной работе увеличивается в таких случаях:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с ‘»немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,

— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,

— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,

— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консультанта.

В некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, синдром «выгорания» могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

В ходе взаимодействия с субъектом социальный работник, используя свою личность как инструмент влияния на него, если социальный работник, часто прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости.

Имеют значение и производственные факторы. «выгорание» развивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

л) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Существенно влияют на развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и другие факторы.

Восприятие личностью социального работника социального мира и отдельного человека во многом будет определяться не только личностным развитием, но и в большей мере объективными обстоятельствами.

Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п.

Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.

Психологическое изучение профессиональной деятельности тесно связано с проблемами психологии личности. Точнее, здесь целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности социального работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Таким образом, анализ литературы по проблеме изучения факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания и, деформацию личности специалиста, позволяет сделать следующие выводы:

В социальной работе можно выделить две группы отрицательных факторов:

Обе группы связаны между собой.

С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала.

С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.

Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях, когда специалист переживает психотравмирующие факторы может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде.

1.3 Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника

Выделим наиболее типичные позитивные проявления профессиональной деформации специалиста. Они имеют личностный и поведенческий характер.

Поведенческая позитивная профессиональная деформация специалиста. Она является следствием изменения поведения человека в связи с выполнением профессиональных обязанностей, чаще в связи с назначением на новую должность, требующую большей организованности, дисциплины, ответственности. К таким поведенческим изменениям следует отнести: позитивное, статусное, поведенческое и нравственно-культурное проявления.

Личностно-поведенческое изменение специалиста как позитивная деформация. Она характерна для человека, положительно меняющегося под воздействием профессиональной деятельности, и проявляется в его нравственно-профессиональном самосовершенствовании.

Позитивное нравственно-культурное изменение специалиста. Такое изменение проявляется в повышении личной культуры, ответственности, организованности, собранности, дисциплины под воздействием требований выполнения профессиональных обязанностей. Выражается это в более высокой культуре не только профессиональной деятельности, но и поведения специалиста как личности, его отношения к себе, окружающим.

Профессиональная деформация специалиста негативной направленности имеет достаточно широкий спектр своего проявления. Выделяют также профессиональную деформацию поведенческого, личностного и в итоге личностно-поведенческого характера. Она характерна как для специалиста-практика, так и руководителя.

Поведенческая деформация социального работника негативного проявления представляет собой соответствующие изменения по форме и сфере проявления, которые являются следствием его профессиональной деятельности. Наиболее типичными видами (формами) проявления поведенческой деформации личности социального работника могут быть следующие:

1) ситуативный характер: только с подчиненными и коллегами; только на работе; только на рабочем месте и дома;

2) повсеместный характер: не считаясь с окружением и средой.

Нередко подобное поведение рассматривается как важное условие «доходчивости» и «выразительности» речи. Оно характерно для определенной категории военных, тех, кто занимает административные и бесконтрольные должности, а также для специалистов, уровень культуры самопроявления которых связан со сложившимися установками. Существуют сравнительные выражения по оценке таких людей: «как сапожник», «как шофер».

Все поведенческие формы профессиональной деформации специалиста имеют особенности в проявлении в зависимости от сферы. Наиболее типичными позициями с негативной поведенческой деформацией являются:

B. Повседневная форма проявления. Это самая грубая форма деформации человека. Она может быть результатом вседозволенности, бесконтрольности и безнаказанности по отношению к поведению и деятельности специалиста со стороны непосредственного окружения, руководства и личной самокритичности. В данном случае самокритичность выступает больше как самоодобрение и самоутверждение.

Предпосылками поведенческой деформации специалиста являются соответствующие негативные качественные характеристики (например, властность, самоуверенность, жесткость и пр.), присущие ему. Профессиональный статус и сама профессиональная деятельность стимулируют наиболее полное раскрытие характерного негативизма личности и ее утверждение, определяя своеобразие деформации.

В чистом виде та или иная форма поведенческой деформации личности специалиста проявляется редко. В поведении человека чаще всего имеют место различные отрицательные моменты в зависимости от его личной культуры, окружения, ситуации.

К видам (формам) деформации личности, вызванной преимущественно изменениями эмоционально-волевой сферы и существенно сказывающейся на жизнедеятельности специалиста, вследствие его профессиональной деятельности, относятся:

2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Рассмотрение сущности и содержания профессиональной деформации социального работника выдвигает такие проблемы, как стимулирование его профессионального самосовершенствования, предупреждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.

В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко выделяются следующие направления:

— стимулирование профессионального самосовершенствования специалиста;

— подготовка будущего специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности;

— создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации специалиста;

— преодоление явлений негативной профессиональной деформации личности специалиста.

Стимулирование профессионального самосовершенствования специалиста. В основе реализации этого направления лежит деятельность по повышению его нравственно-профессиональной культуры.

1. Повышение социального статуса профессии социального работника. Эта проблема носит и общегосударственный, и средовый характер.

3. Система работы с начинающими социальными работниками по оказанию им помощи в адаптации к профессиональной деятельности, преодолении трудностей начального периода, приобретении опыта практической деятельности.

4. Повышение профессиональной компетенции специалиста.

5. Создание среды, способствующей развитию нравственно-профессиональной культуры деятельности.

6. Создание нравственно-психологической атмосферы в центре профессиональной деятельности, стимулирующей творчество, инициативу, желание и стремление к наиболее полному самопроявлению.

7. Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы с различными категориями людей.

Важнейшей проблемой повышения профессионального долголетия специалиста является подготовка его к самопрофилактике негативной профессиональной деформации. Рассматривая общепрофессиональную и специальную подготовку социального работника, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомендации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение формирует у будущего специалиста качества, умения и навыки, необходимые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений деформирующих явлений в процессе профессиональной деятельности.

При подготовке социального работника необходимо:

1. Сформировать у будущего специалиста навыки самоуправления, умения управлять собой в различных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

2. Способствовать к формированию и развитию еще в процессе обучения эмоционально-психологической устойчивости и защищенности, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности.

3. Усвоить рекомендации по работе с клиентом, необходимые специалисту для сохранения эмоционально-психологической устойчивости. Для работы с клиентом с эмоционально-волевой неустойчивостью, особыми нуждами специалисту следует учиться защищать свою эмоциональную систему, психику от его деформирующего (разрушающего) воздействия. С этой целью психологи рекомендуют учиться:

— проявлять внешнее участие во взаимодействии с клиентом, не перенося получаемую информацию в глубину своей чувственной сферы;

— управлять своим эмоциональным состоянием, не допуская перевозбуждения, внутреннего глубокого сопереживания;

— учиться переключать внутреннее внимание к проблеме клиента на нечто иное (какой-нибудь предмет, иную мысль), сохраняя внешнее участие в процессе работы с клиентом. Это позволяет специалисту не допустить глубокого эмоционального вовлечения в сопереживание;

— управлять процессом взаимодействия с клиентом, не позволяя ему самому глубоко втягиваться в эмоциональное переживание и самопроявление в связи с личными проблемами, помогать ему излагать кратко и по существу именно ту информацию, которая в данной ситуации необходима специалисту.

Создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформации личности и поведения социального работника. В каждой профессии к таким условиям относят свои. Они способствуют наиболее оптимальному самопроявлению специалиста в профессиональной деятельности, сохраняя его нормальную эмоционально-волевую устойчивость.

Для социальной деятельности к таким наиболее общим условиям можно отнести следующие:

1. Стимулирование самосовершенствования социального работника, повышение его профессионально-педагогической культуры.

2. Формирование личной ответственности- за поведение и самопроявление социального работника, его отношение к профессиональной деятельности и ее результатам, что стимулирует профессиональное самосовершенствование специалиста.

3. Умелое использование рекомендаций по самопрофилактике негативной деформации в процессе профессиональной деятельности и накапливание практического опыта, в том числе в:

а) управлении процессом взаимодействия с клиентом;

б) акцентировании своей мысли и действий не на эмоциональном состоянии клиента, а на содержании его проблемы и способах ее решения.

4. Способность снять эмоциональное напряжение от профессиональной деятельности по ее завершению. С этой целью целесообразно:

а) не переносить профессиональные проблемы (информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности) в семью. Не допускать, чтобы семейная обстановка становилась продолжением профессиональной деятельности;

б) после работы с клиентом переключаться на эмоционально благоприятные явления, стимулирующие психологическую разгрузку специалиста;

в) в домашних условиях полностью переключаться на семейные и личные проблемы, побуждая себя к наиболее полному отдыху, восстановлению физических и духовных сил.

5. Соблюдение режима труда и отдыха. В процессе работы научиться чувствовать душевное и физическое состояние. При необходимости делать паузы с учетом личного состояния для снятия психологического напряжения (перенапряжения). С этой целью учиться переключаться на иную деятельность, которая в большей степени помогает сохранять эмоционально-волевую устойчивость.

6. Руководство учреждения, где работает социальный работник, должно проявлять понимание, участие и оказывать ему помощь в деятельности, особенно с «психологически неудобным» клиентом. При необходимости переориентировать такого клиента на другого специалиста, имеющего опыт работы с подобными типами.

Преодоление явлений негативной профессиональной деформации социального работника всегда исключительно сложна. Известно, что легче предупредить возникновение какого-либо негативного явления, чем его в дальнейшем преодолеть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аминов Н.А., Морозова Н.А. Психодиагностика специальных способностей социального работника// Социальная работа. 2008.- №2.- с. 49-53

7. Игумнов С.А. «Психотерапия и психокоррекция детей и подростков» М.: Изд-во Института психотерапии, 2010. 112 с.

12. Методы психотерапии http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/neblagopoluchnye-semi (дата обращения 22.07.2012)

14. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. http://www.psyparents.ru/read/books (дата обращения 08.08.2012)

15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Изд-во «Аспект-Пресс», 2009. 460 с.

16. Семьи с открытой формой неблагополучия. Социальный работник. 2012. №4. http://sw.myalmalyk.ru/2012/04/семьи-с-открытой-формой-неблагополучия (дата обращения 28.07.2012)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Факторы профессионального роста специалиста. Понятие и основные причины профессиональной деформации как негативного психологического явления, ее уровни и оценка последствий. Феномен психического выгорания, группы симптомов и методы профилактики.

презентация [225,5 K], добавлен 29.11.2013

Психологический механизм и сущность профессиональной деформации. Виды и причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников внутренних дел. Специфика проявлений профессиональной деформации.

дипломная работа [307,7 K], добавлен 29.04.2009

Понятие деформации личности специалиста как изменения структуры деятельности и личности, негативно сказывающихся на продуктивности труда. Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания. Признаки развития деформации личности.

презентация [1,8 M], добавлен 22.08.2015

Определение понятия «синдром эмоционального выгорания» и особенностей его проявления. Факторы, влияющие на развитие профессиональной деформации врача. Модели и стадии эмоционального выгорания. Методы профилактики и лечения профессиональной деформации.

презентация [2,0 M], добавлен 02.03.2013

Проблема влияния профессии на личность и внутренний мир человека. Факторы, способствующие профессиональной деформации и ее основные уровни. Пути реабилитации, приемы саморегуляции эмоционально-волевой сферы. Описание феномена психического выгорания.

реферат [27,5 K], добавлен 01.12.2013

Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации личности. Экспериментальное исследование факторов профессиональной деструкции сотрудников УВД.

дипломная работа [119,4 K], добавлен 27.11.2010

Общее представление о профессиональной деформации личности педагога, стадии и аспекты профессионального выгорания, пути его преодоления. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию и мировоззрение.

курсовая работа [186,0 K], добавлен 20.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *