Дмх кабель что это
Какой кабель использовать для управления светом? DMX vs. Mic!
Стал замечать, что большинство диджеев использует обычный, самый дешевый микрофонный кабель для управления светом на своих мероприятиях. Также, встречал примеры использования DMX-кабеля для передачи аудио сигнала. В этой статье я попытаюсь рассказать, почему так делать нельзя. Расскажу про отличия в микрофонных и DMX-кабелях, а так же о том, почему не стоит покупать дешевые решения от наших друзей из поднебесной.
Начнем с отличий. Сигнал DMX представляет собой цифровой поток данных, состоящий из 0 и 1. Каждая часть двоичного кода в этом потоке должна оставаться разборчивой для принимающего прибора, в противном случае прибор будет работать некорректно. 1 должна оставаться 1, а 0 должен оставаться 0, и передаваться они должны с минимальными задержками. DMX-кабель спроектирован с идеальными, для данного типа сигнала, характеристиками (особенно емкость и сопротивление), а так же очень хорошо экранирован.
Давайте сравним спецификации микрофонного и DMX-кабелей на примере продукции от немецкой компании Klotz.
DMX кабель Klotz OT206Y:
3-х жильный: (7 x 0,20 мм ) луженая медь
Сечение: 0,22 мм²
Сопротивление: 110 Ω
Емкость: 47 пф/м
Экран из алюминиевой фольги: покрытие 100%
Экран из луженой меди: покрытие 85%
3-х жильный: (28 x 0.10 мм ) луженая медь
Сечение: 0,22 мм²
Сопротивление: 85 Ω
Емкость: 60 пф/м
Экран из луженой меди: покрытие 95%
Из приведенных выше значений можно понять, что DMX-кабель имеет более качественное экранирование в виде фольги из алюминия и плетеного экрана из луженой меди, в то время как у микрофонного кабеля есть только плетеный экран. Сопротивление и емкость кабелей имеют большую разницу. Но это совсем не означает, что кабель DMX является превосходным вариантом и для аналогового аудио. Каждый из этих кабелей спроектирован с идеальными характеристиками для передачи того сигнала, для которого они предназначаются. DMX-кабель — цифровые данные, микрофонный кабель — аналоговое аудио.
Теперь давайте взглянем на несколько фотографий с различными типами кабелей:
Дешевый микрофонный кабель со спиральным экраном
Качественный микрофонный кабель с плетеным экраном
Качественный DMX-кабель, с фольгированным и плетеным экранами
Обратите внимание, в дешевом микрофонном кабеле (рис. 1) экран изготовлен из тончайших медных «волосков», скрученных по спирали. Отсутствует жила для заземления, вместо нее используется все тот же экран. С таким кабелем лучше не связываться вообще. Он не годится как для передачи аудио, так и DMX-сигнала. Более дорогой микрофонный кабель (рис. 2) имеет качественный экран из луженой меди и третью жилу для заземления. Такой кабель прослужит вам куда дольше, чем дешевый китайский кабель, но только для передачи аналогового аудио. При работе с DMX-сигналом, при прокладке кабеля на большие расстояния, скорее всего будут проскакивать ошибки. Это чревато тем, что прибор на конце кабеля начнет работать неадекватно. Затем обратите внимание на то, как DMX-кабель (рис. 3) отличается от двух экземпляров, рассмотренных выше. Он имеет 3 жилы, фольгированный экран и плетеный экран из луженой меди. Такой кабель идеально подойдет для работы с DMX-сигналом и избавит вас от проблем даже при прокладке на большие расстояния.
Подведем итог. Люди используют микрофонный кабель для управления светом по протоколу DMX только потому, что он чрезвычайно дешев. Но на деле они получают кабель, который непригоден даже для аналогового аудио, не говоря уже о цифровых сигналах. Я советую всегда смотреть на спецификации покупаемого вами кабеля, а по возможности и на срез его в катушке. Так, вы наверняка будете уверены в том, что купили качественный провод, который прослужит вам верой и правдой не один год.
DMX кабель без понтов
#1 rostovman
тут на некоторых ветках кричат о страшной дороговизне дмх-кабелей, даже по сравнению с микрофонными.
С другой стороны, по конструкции это должен быть симметричный двухпроводный кабель.
Наиболее помехоустойчивым типом симметричного сигнального кабеля является «витая пара».
Кроме протокола ДМХ есть и другие, со своими достоинствами, особенно хорошо работающие в системах с неподвижными прожекторами с лампами накаливания, в том числе галогенными.
#2 ALEXLIGHT2003
#3 КириллРезинкин
#4 Mercury
А мы проводим эксперимент. Нам на местном радиорынке знакомая тетка предложила кабель симметричный по 45 баксов за 100 м. Пока купили метр, будем его гонять во всех режимах, ложить в морозилку и т.п., если интересно про результаты отпишусь. А так кабель внешне очень даже симпатичный, по крайней мере и красивее, и толще жилы, чем у бюджетных серий Кордиала и иже с ними.
#5 Дмитрий Гивентарь
PS
Doug Fleenor недавно специально сделал пару весёлых видео по поводу ДМХ кабелей:
Это человек, у которого дома весь свет и даже кофеварка управляются ДМХ.
#6 ALEXLIGHT2003
#7 Timpani
ALEXLIGHT2003, Jan 19 2010, 05:02 PM, написал:
#8 Олег Шпиленко
rostovman, Jan 19 2010, 12:39 PM, написал:
#9 КириллРезинкин
Дмитрий Гивентарь, Jan 19 2010, 04:05 PM, написал:
#10 x-pro
#11 smart
#12 vadim67
#13 smart
#14 rostovman
smart, Jan 20 2010, 08:12 PM, написал:
#15 Voron
#16 vadim67
#17 Дмитрий Гивентарь
Voron, Jan 21 2010, 08:09 PM, написал:
DMX кабель работает до километра.
#18 КириллРезинкин
Граждане световики, подскажите. Я не очень владею современными тенденциями в светотехнике.
Насколько я понимаю потихоньку современные приборы обзаводятся Ethernet разъемами.
Так может пока мы тут брезгуем технологии потихоньку к этому подходят.
x-pro, Jan 19 2010, 11:43 PM, написал:
А вы не думаете что разработкой занимались маркетологи и не инженеры.
П.С.: Хотя я не настаиваю. Я пока даже эксперименты ставить не буду. Так, праздное любопытство.
#19 freewish
в новых ДК, филармониях и театрах управление софитами делается витой парой, но сравните условия камерных площадок и проката.
ИМХО: если нет денег даже на хорошую коммутацию, зачем работать в шоу-индустрии?
#20 KinoSvet
rostovman, Jan 19 2010, 12:39 PM, написал:
тут на некоторых ветках кричат о страшной дороговизне дмх-кабелей, даже по сравнению с микрофонными.
С другой стороны, по конструкции это должен быть симметричный двухпроводный кабель.
Наиболее помехоустойчивым типом симметричного сигнального кабеля является «витая пара».
Кроме протокола ДМХ есть и другие, со своими достоинствами, особенно хорошо работающие в системах с неподвижными прожекторами с лампами накаливания, в том числе галогенными.
Уже 6 лет используем обычный электрический сетевой кабель в пластике, купили на рынке, выбрали более мягкий, 3 жилы по 1квадрату, от пульта прокладывли до площадки по 120м без сплиттера и все работает, между приборами тоже переделали на него и тоже без проблем, к разным пультам подключали Pilot, Hog, NSI- все работает! Делали исталяций кафе и из него DMX провода сделали, работает и без помех!
CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана
Сборка электрощитов, автоматика и автоматизация для квартир и частных домов. Программы для ПЛК. Сценический свет (световые шоу, настройка оборудования). Консультации, мастер-классы.
Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)
Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL
Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск
Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)
Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2
Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом
Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный
Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)
Кабели: Интерфейсные (RS-485, DMX-512)
Кабели для интерфейса RS-485 разного вида
Хэй! И сегодня ещё одна часть поста про кабели. На этот раз про RS-485, потому что в то время, когда я расспрашивал других о том, чем мне развести RS-485 внутри щита на ОВЕНы, мне не попадались люди, которые знают. Все советовали какой-то J-Y(ST)-Y (который я никак не запомню как правильно обозначается) и прочую хрень со словами: «Ну там же похер, главное же витая пара чтобы была».
Стал я искать другие кабели и составил для себя некую памятку, которой с вами и делюсь сейчас. Суть моей заморочки в том, что многие советуют, мать их, всякие финтифлюшные кабели для RS-485, но ни одна сволочь не показывает (или не упоминает) о том, насколько сложно эти кабели правильно разделывать внутри щита и подключать к устройствам. Вот по этому критерию я и составлял свой рейтинг этих кабелей.
Что такое RS-485 физически? Это — витая пара с волновым сопротивлением в 120 Ом. Если вокруг нет помех и длина линии короткая (скажем, пару метров внутри щита), то этому интерфейсу совершенно наплевать на то, каким кабелем он проложен. Да хоть просто проводами.
Я так самый первый щит на ПЛК собирал: взял кусок от обычной витой пары и нафигачил всё между ПЛК и его модулями. Вот тут её можно разглядеть среди кучи проводов:
Тестирование выходов ПЛК и ламп освещения
Ещё было толком не до конца ясно: то ли этот кабель для пожарки, то ли для RS-485. Я взял его метров 20 на пробу и собирал на нём свои щиты. Вот так этот кабель выглядит:
Кабель типа J-Y(ST)Y 1x2x0.8, который можно применять в RS-485
И поэтому мы плавно и переходим к тому, что мне было непонятно: как вы ЭТО, блин, монтируете-то в щитах? Когда у нас магистральные линии — там проблем нет, потому что такой кабель подходит на клеммы или другие разъёмы и его там можно разделать с запасом. А вот как быть, когда внутри щита надо несколько модулей ввода-вывода окучить? Там кусочки этого кабеля будут короткие, нормально их разделать (в том числе вывести экран) хрен получится.
Я с ним мучился вот так вот:
Пример соединения RS-485 кабелем J(ST)Y
Мне пришлось окучивать концы каждого кабеля термоусадкой, чтобы из него ничего не выпало. На соединение экрана я тут забил, но мне всё-таки интересно то, как же надо поступать в этом случае, если экран — это тонкая проволочка. Паять, что ли?
Идём дальше. Недавно я решил порыться в каталоге ЭТМа и посмотреть: есть ли специальные кабели для RS-485, доступны ли они по складам и сколько стоят. И нашёл два более приятных в работе кабеля. Собственно, ради них я и затеял этот пост.
Первые кабели — это КОПСЭнг(А)-FRHF. Эти кабели выпускаются (и есть в наличии) в вариантах «-FRHF» или «-FRLS». Для наших случаев (разводка RS-485 в щшите или по квартире) можно брать любой из двух вариантов кабеля — тот, который будет в наличии.
Название сложное и кабель вроде как немного сопротивляется огню, но это не главное его достоинство. Главное его достоинство — компактность! Его наружный диаметр всего 4-5 мм, а внутренности держатся гораздо плотнее, чем в этом J-Y(ST)-шо-то-там.
Кабели выпускаются на одну или две пары. Вот чего я занёс себе в базу:
Обратите внимание, что в скобках я указал сечение в кв.мм. Это важная особенность таких кабелей: там пишут диаметр дилы в миллиметрах, который надо самому пересчитывать в сечение, чтобы было понятно, на что рассчитывать. Для простых проектов, где требуется только линия связи, я закладываю кабель небольшого сечения (0,67). А если мне нужно питание (по второй паре кабеля) и связь — то я беру кабели большего сечения, если линия длинная и надо ожидать падение напряжения на ней.
Выглядит этот кабель так:
Кабель КОПСЭнг(А)-FRHF 1×2х0.67, который удобно применять для RS-485 внутри щитов (тонкий)
Изоляция жил у него силиконовая, мягкая. Зачищать её надо аккуратно, а то можно снять больше чем надо. В монтаже этот кабель мне понравился: он неплохо держит форму и тонкий! Вот так я развёл RS-485 в щите котельной в Папушево, про который рассказал в этом посте (даю ссылку на третью часть, откуда можно открыть вторую и первую).
Пример соединения RS-485 кабелем КОПСЭнг
По ощущениям с этим JST — просто прям земля и небо! Очень удобно.
У меня остался вопрос по поводу экрана и того, как этот экран правильно соединять в щите. На этот раз я его спаял!
Спайка экранирующей жилы кабелей между собой в щите
Ну и конечно же заземлил: к этому месту подпаял провод и увёл его на клемму PE. Технология пока отрабатывается: по идее тут тоже надо было термоусадить, но я пока не придумал как такие кабели затермоусадить так, чтобы место спайки экрана было закрыто и кабели отдельно были.
Второй кабель — злоМагистральный!! Это марка «КИ-485-ЭВнг(А)-LS»:
Кабель КИ-485-ЭВнг(А)-LS 1x2x0.6, который удобно применять в магистральных линиях RS-485 (между щитами)
Число пар тоже есть разное. Вот артикулы:
Этот кабель реально ЗЛОЙ! Его наружный диаметр — 8-9 мм, и самое злое тут — это ЭКРАН! В кабелях, про которые я только что рассказал, экран так себе — фольга — только внутри щита монтировать, где с ним можно нежно образаться. А тут экран — как в суровых советских кабелях: полностью оплетает ВСЁ — да так плотно, что его затрахаешься расплетать!
Внутри кабеля провода проложены верёвками для того, чтобы пары не ломало при небольших радиусах изгиба. Экран выведен и на проволочку и на оплётку. Таким каблом хорошо тянуть линии между щитами по дому (так и будет на этом объекте, про который я расскажу дальше).
Оба кабеля мне понравились! Буду их использовать!
Ещё из новостей — это новые УЗИПы для сигнальных линий от ABB (производятся на заводе в Великобритании). Вот образец такого УЗИПа с артикулом 7TCA085400R0311. Он рассчитан на одну сигнальную линию и придуман сразу для того, чтобы подключать магистральный кабель и его экран.
УЗИП от ABB для линий RS-485 в промышленных сетях на DIN-рейку (7TCA085400R0311)
По высоте — небольшой, поэтому можно использовать сразу в качестве клеммника в шкафах. Верхний болт — это PE. Можно накинуть наконечник, можно накрутить на шину прям (если нужен блок таких УЗИПов). Я чуток жалею, что не знал о них полгода назад, а то заложил бы в щит!
И последнее, про чего я ещё напомню — это про кабели для DMX-512. Который тоже тот же RS-485, только с другим протоколом. У меня лежит кабель DAP DIG-110, который по структуре напоминает микрофонный, но предназначен специально для RS-485, так как имеет волновое сопротивление в 120 Ом.
Кабель DAP DIG-110, который удобен для разводки RS-485 в линиях протокола DMX-512
В СценоСвете такие кабели обязательно делают повышенной гибкости, потому что иногда (особенно в прокатных конторах) эти линии часто переключаются и меняются местами (а кабели возятся с площадки на площадку) и кабель с жёсткими жилами такого обращения не выдержит.
Ещё воткну в пост для справки (себе же) картинку подключения кабелей в разъёмы XLR, а то я иногда забываю распиновку.
Справочная картинка подключения разъёмов XLR 3pin в интерфейсе DMX-512
Кабельное и беспроводное DMX управление
Анонс
DJSTORE
Отсутствие проводов дает явные преимущества. Когда кабели не нужны, вам также не требуется перевозить, а затем подключать их. Это сэкономит время и пространство. Несмотря на то, что все провода и их компоненты можно транспортировать за один или два рейса (в зависимости от размера зала), весь набор нужных запчастей будет тяжелым и громоздким. Беспроводные технологии также могут предотвратить потерю (или кражу) кабелей на концертах, что очень часто встречается в шоу-бизнесе. Кроме того, они снизят количество несчастных случаев, когда люди спотыкаются через провода на сцене и за ее кулисами.
В случае сбоя передачи данных в реальном времени, необходимо заполнить короткий по времени «мертвый эфир» пока не произойдет переподключение или перезапуск системы. Как справиться с этими недолгими, но критическими моментами?
Теперь поговорим о латентности. Небольшое напоминание для новичков: это задержка или запаздывание, то есть большое время передачи команды управления светом на приемник. Синхронизация света и звука имеет решающее значение, и латентность собьет ритм выступления. Если прием пакета данных задерживается, световые эффекты будут работать невпопад с музыкой.
Чтобы приступить к исправлению этой проблемы, вы могли бы рассмотреть возможность «облегчения» пакетов данных. Дабы уменьшить число передаваемых элементов, количество каналов может быть сокращено с 512 до 256 (или даже до 128). У вас будет меньше возможностей и средств управления на устройствах, но качество сигнала, безусловно, улучшится. В этом контексте также логично выбрать самое низкое количество DMX каналов на самих прожекторах. Здесь работает то же правило: чем их меньше, тем более надежна система. Функционал прожекторов, движущихся голов и другого оборудования будет уменьшен – особенно если все параметры приборов могут быть установлены только в настройках канала. Всегда имейте в виду, что использование большого количества DMX каналов в трансляции может осуществляться в ущерб результату.
Что нужно для беспроводной DMX системы
В конечном итоге, дополнительные расходы на беспроводную связь покрываются за счет сохраненного вами времени. Но вопрос, какая DMX передача лучше (проводная или беспроводная) является спорным. Беспроводные технологии очень полезны и открывают больше возможностей для творчества. Однако даже если все выступление осуществляется без кабелей, принято на всякий случай включать в сеть несколько прожекторов. Для обеспечения лучшей передачи ко всем закоулкам зала потребуются такие аксессуары, как ретранслятор и разветвитель (для больших крытых помещений). Не забудьте направить антенны вверх над толпой, иначе частоты будут поглощены.
Разделы
Надежная система DMX512 начинается с высококачественных кабелей определенного типа. Если надежность системы очень важна, то в первую очередь надо обратить внимание на кабели и соединительные разъемы, а также на их правильный монтаж. Можно построить DMX систему и с использованием второсортных кабелей (и даже обычных электрических проводов вроде тех, что идут к вашему электрическому звонку), однако в один кошмарный день такая система может внезапно отказать без какой-либо видимой причины в самый разгар важного шоу.
Кабель должен соответствовать стандарту EIA485 (RS485) и состоять из одной или двух низкоемкостных витых пар, помещенных в оплетку и экранированных фольгой. Для того, чтобы провода имели достаточную механическую прочность и минимальное падение напряжения на длинных линиях, они должны соответствовать американскому сортаменту проводов 24 AWG (7/0.2) или выше.
Вторая пара проводов может присутствовать в кабеле в качестве запасной, или может использоваться для передачи других сигналов. Некоторые диммеры используют эту пару для передачи сообщений о сбоях и статусе диммера. Проверьте, использует ли ваше DMX оборудование вторую пару (в настоящее время в большинстве случаев эта пара не используется).
Когда вы производите разводку кабелей для постоянного использования рекомендуется применять кабели минимум с двумя витыми парами для того, чтобы иметь возможность использовать эти линии с будущими версиями протокола DMX512. В настоящее время некоторые производители уже выпускают системы, использующие вторую витую пару для передачи информации от диммеров к консоли. Кроме того, дополнительная витая пара не помешает в том случае, если произошел обрыв или замыкание на главной паре.
Экран кабеля присоединяется к штырькам 1 разъема. Первая (главная) витая пара присоединяется к штырькам 2 и 3. Вторая витая пара (если она есть) присоединяется к штырькам 4 и 5. Экран ДОЛЖЕН быть присоединен на обоих концах кабеля даже в том случае, если приемник не заземлен. В противном случае кабель не будет экранирован.
Типы кабелей.
Приведенная в приложении в конце руководства «Таблица типов кабелей» не является полным списком всех кабелей, которые могут быть пригодны для использования с DMX512. Для этой цели подойдет любой кабель с витой парой, волновым сопротивлением 120 Ом, экранированный и соответствующий стандарту EIA485. Требуемый сортамент кабеля будет зависеть от длины линии, однако рекомендуется использовать кабели с порядковыми номерами не менее 22 AWG, 24 AWG.
AWG означает American Wire Gauge (Американский сортамент проводов). Ч Э