Дневник экспедиции что это

По компасу исследовательского интереса

Как провести малую экспедицию в пришкольном лагере

Учебно-познавательные и исследовательские экспедиции были и остаются привлекательными и для детей, и для взрослых. Правда, организовать большую экспедицию сегодня сложно, поскольку любое путешествие подразумевает серьезные финансовые затраты, многочисленные организационные проблемы. Однако если рассматривать экспедицию как форму совместной деятельности детей и взрослых с целью развития исследовательских умений и навыков, то можно обойтись и без особых затрат.

Искать и открывать!

Вообще экспедиция – это группа лиц, отправляющаяся в путешествие в целях поиска, разведки чего-либо. Экспедицией называют также поездку, поход группы (отряда) с каким-либо специальным (например, научным) заданием. Но ведь для того, чтобы заниматься такого рода деятельностью, вовсе не обязательно выезжать за сотни километров в совершенно незнакомое место. Подобные походы могут быть организованы в пришкольном лагере.
Малая культурно-образовательная экспедиция для участников – это возможность расширить свой кругозор за счет самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности в городе, на природе, в виртуальном пространстве.
Итак, в основе экспедиции лежат слова «искать» и «открывать». Это значит – узнавать что-то новое, доселе неизвестное. Поэтому каждая такая экспедиция для ребенка может стать экспедицией за чудом.
Малая экспедиция длится от одного до десяти дней. При этом участники экспедиции проводят вместе (в поле) 3–5 часов, а самостоятельную работу продолжают дома или в школе (на базе). В экспедиции участвуют от 3 до 10 человек. Возраст участников может быть самым разным – от дошкольников до учащихся 9–10 классов.
Определить конкретные формы проведения мини-экспедиции может помочь знакомство со специальной классификацией. Существует несколько видов классификации экспедиций.
Первый тип классификации – по ее основному содержанию и задачам.
Собственно говоря, здесь есть бесконечное количество видов экспедиций. Одни из них можно называть по цели – «Экспедиция за…» или «Экспедиция в…». Другой вариант – экспедиция по предмету изучения: биологическая, геологическая, археологическая, космическая, фольклорная, экологическая, антропологическая, социологическая, филологическая и др.
Второй тип классификации – по форме организации основной деятельности. Здесь можно выделить следующие варианты. Поисково-разведывательные экспедиции проводятся для проверки имеющейся информации о местах нахождения исследуемого предмета или явления. Научно-исследовательские экспедиции проводятся для изучения предмета или явления в месте их проявления. Испытательные экспедиции предназначены для испытаний объекта или явления или проверки их качеств и свойств. Тренировочно-отборочные экспедиции проводятся для приобретения навыков, необходимых для жизни и работы в каких-либо условиях. Комплексные экспедиции предназначены для исследования объекта, предмета или явления «со всех сторон», исходя из междисциплинарных связей по отношению к объекту исследования.
Стоит подчеркнуть, что разные виды экспедиции по одной и той же теме могут сделать каждую экспедицию уникальной.

Темы на выбор

Несмотря на малую форму, все составляющие элементы подготовки и хода экспедиции полностью сохраняются. Остаются и все полагающиеся для экспедиции атрибуты – выбор маршрута, проведение полевых исследований, ведение экспедиционного дневника, описание результатов экспедиции.
Всякая экспедиция подразумевает прохождение пяти этапов: выработка собственной темы исследования (в рамках общей); определение задач и плана работы; оценка знаний по выбранной теме; работа по основному заданию экспедиции (полевое или виртуальное исследование); оформление результатов в полевом дневнике и оформление итоговой работы; презентация результатов исследования перед другими участниками.
Подготовка экспедиции начинается с выбора темы и проблемы будущей экспедиции. Для малой экспедиции лучше выбрать простую и понятную для участников цель поиска, связанную с возможностью исследования в городе, в пригородной зоне, в местах проживания участников. Однако в любом варианте экспедиция предполагает «движение» к цели. Полевые исследования по такой проблеме могут проходить на городских улицах, в парках, в учреждениях культуры.
Можно предложить следующие темы экспедиций:
«Тайна одной книги» (самая старинная книга города).
«Читательский бестселлер» (самая читаемая книга среди какой-то группы населения).
«По самой длинной улице».
«По самой короткой улице».
«Ботанический уникум» (самое редкое растение в городе).
«Птицы в городе» (изучение птиц, живущих в городе, поиск необычных и редких птиц).
«Городской гербарий» (исследование самых распространенных в городе растений).
«Неизвестный город».
«Что такое Родина» (поисково-творческая экспедиция с самостоятельным освещением, что такое для современного горожанина понятие «Родина»).
«Люди рядом со мной» (экспедиция за интересными судьбами жителей города).
«Новые уголки» (экспедиция по неизвестным уголкам – новостройкам города).
«Старый город» (изучение самых старинных зданий, построек в городе).
«Все памятники» (описание всех существующих в городе памятников или по определенной теме).
«История в памяти города» (мемориальные доски города).
«Литературный маршрут» (литературные герои и имена писателей на карте города).
«Город живет, город дышит» (изучение состояния атмосферы города).
«Как устроен город» (исследование работы городских служб).
«Наша Кунсткамера» (поиск и описание наиболее необычных произведений искусства в городе).
«Личность года» (знакомство с жизнью и судьбой необычных людей – жителей города).
«А под нашими ногами» (поиск возможных залежей полезных ископаемых в городе и в пригородах).
«Карта для молодых» (изучение мест образования, отдыха детей и молодежи в городе).

Рубрики полевого дневника

После выбора темы группы определяются с маршрутом и разрабатывают экспедиционное задание (задание полевых исследований). Это может сделать и сам педагог (и тогда задание будет выдано группе) или сама группа определяет, что и как будет исследовать.
Затем разрабатывается маршрут экспедиции, распределяются роли. Хорошо, если каждый участник экспедиции найдет в рамках общей свою тему-задачу, которая описывается им в полевом дневнике (дневнике исследования).
План экспедиции (разрабатывается индивидуально каждым участником).
– Исследуемая проблема (что хочу выяснить).
– Как буду действовать.
– Источники, материалы (Доэкспедиционные и используемые во время экспедиции).
– Способ представления материала после экспедиции.
Каждая группа (каждый участник) ведет дневник экспедиции. Он содержит следующие рубрики: «идея экспедиции», «общие справочные сведения об объекте экспедиции», «описание предполагаемого маршрута», «паспорт препятствий маршрута», «список участников», «цели и задачи экспедиции», «график движения», «описание маршрута», «основные события, факты каждого дня экспедиции», «итоги экспедиции», «приложения (фото- и видеоматериалы)».

Дневник экспедиции

Дата; что произошло; что было интересно; что нужно уточнить (какие возникли вопросы).
Собственно говоря, каждый дневник является сам по себе результатом исследования (результатом экспедиции). Кроме дневника, каждый участник сможет использовать собранные во время экспедиции полевые материалы для дальнейшей исследовательской работы или сразу оформить полученные результаты в виде реферата, доклада, презентации. Итоги экспедиции подводятся на общих «круглых столах», на конференциях и др.

Может пригодиться

Самое сложное в планировании экспедиции – понять, что именно вы хотите отыскать (открыть, исследовать). Чтобы облегчить эту задачу, можно предложить ребятам попробовать решать ее пошагово, используя предложенный здесь алгоритм.

Шаг первый. В течение 2–3 дней внимательно понаблюдай за самим собой: к чему ты проявляешь интерес в принципе. Какие телепередачи любишь смотреть, что привлекает твое внимание на улице во время прогулок, какие темы тебе наиболее интересны во время разговоров со сверстниками и взрослыми. Попробуй зафиксировать на бумаге 2–3 наиболее важные для тебя темы или предметы твоего внимания.
Шаг второй. Составь к каждой из тем список вопросов-мнений. Пусть они пока не касаются сущности темы, а просто описывают ее. Запиши по каждой теме то, что ты уже знаешь (хотя бы в виде общего представления).
Внимательно посмотри на свои записи и выбери одну тему для дальнейшего изучения.
Шаг третий. Поговори о выбранной теме с друзьями, родителями, другими взрослыми. Постарайся выяснить, что знают твои собеседники об интересующей тебя теме. Дополни свои записи сведениями, которые ты получил.
Шаг четвертый. Собери информацию о выбранной теме в интернете или библиотеке. Это поможет тебе уточнить, что уже известно об изучаемой проблеме, а что еще нет. Обязательно фиксируй источник информации в виде списка литературы или списка сайтов.
Шаг пятый. Попробуй проанализировать всю информацию, которая у тебя скопилась по теме будущего исследования. Выбери наиболее интересные и малоизвестные для тебя моменты. Попробуй определить, что ты хочешь выяснить из того, что пока для тебя не известно. Это и может быть заданием твоей экспедиции.
Шаг шестой. Сформулируй тему своего исследования и задачу экспедиции. Зафиксируй их в своем полевом дневнике (дневнике экспедиции).

После того как ученики пройдут все шесть шагов, происходит совместное обсуждение возникших тем и задач, во время которого ребята могут объединиться в группы – по принципу общей тематической направленности будущей экспедиции.

Источник

Дневник школьной этнографической экспедиции

Е.Л.Галкина. Материалы к этнографической экспедиции.

В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.

Перед полевой работой нужно ознакомиться с основной этнографической литературой по данному району и по тем вопросам, которые намечаются для исследования, затем составить план работы и маршрут. При этом желательно составить также детальный вопросник на основании прочитанной этнографической литературы и при консультации специалиста по изучаемой теме, чтобы не упустить ничего важного и исследовать тему возможно полнее. Необходимым условием успешной работы этнографа-исследователя является его сближение с населением. Легче всего этого можно достичь, включившись в повседневную жизнь и работу местного населения. Желательно, чтобы этнограф сам непосредственно наблюдал изучаемое явление, напр., изучая охоту, знакомился с местными охотниками, ходил вместе с ними на охоту; или, наблюдая весенний лов рыбы, подробно описывал его, а затем устанавливал уже путем расспросов особенности и отличие летнего и зимнего лова. Получаемые сведения нужно проверять расспросом нескольких лиц, записывать рассказ каждого лица, а затем записать отдельно установленный факт. Наблюдая какую-либо сторону современного быта, нужно расспрашивать также стариков, каковым было это явление в прошлом, какие происходили изменения в разное время. Так, при изучении обряда народной свадьбы, где он еще сохранился, желательно, чтобы исследователь сам побывал на нескольких свадьбах, путем расспросов уяснил смысл и значение всех деталей обряда, роль отдельных участников, содержание песен, особенности свадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний, а также отметил со слов стариков, как этот обряд справлялся в прежнее время, как к нему готовились, кто не имел права на нем присутствовать.

Цели этнографической школьной экспедиции:

1. расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;

2. знакомство с первичными навыками исследовательской работы;

3. развитие навыков сбора и обработки первичного материала;

4. развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;

5. воспитание интереса к истории края.

развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;

стимулировать развитие творческих способностей;

способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;

стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.

Рекомендации по сбору экспонатов.

В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.

Рекомендации по сбору информации по программам.

Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.

Информаторами могут стать только местные жители. Ими должны быть представители разного пола и возраста.

При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информация: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.

Участники не должны подсказывать информатору ответ.

Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.

Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.

Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда в данный населенный пункт.

Полевой дневник экспедиции

Дневник участника экспедиции – это учет всех действий учащегося на практике, в хронологическом порядке.

На титульном листе дневника производится запись фамилии, имени, от-

чество учащегося, полное название учебного заведения.

№ записи Число, месяц, Время и ме- Описание Примечания

год сто записи выполняемой

4.2.3 Полевой дневник (полевая тетрадь).

В полевой тетради производится полная запись всего, что учащийся делает в процессе экспедиционной работы. В полевой тетради описываются обычаи, обряды, заносятся полностью, подробно, с диалектными

особенностями все рассказы, в ней фиксируются беседы по вопросникам, подготовленным для экспедиции. В ней – же производятся зарисовки. Никакие данные не должны оставаться за пределами тетради. Строго запрещается краткое, сокращенное обозначение, неряшливый почерк, неразборчивые отметки. Обязательны даты и обозначение места обследования, фамилии, в начале каждого репортажа запи-

сываются фамилии, имена, отчества, информаторов, обозначаются года и местаих рождения.

Обычаи и обряды, тексты и репортажи по культуре записываются от старожилов, знатоков материала.

При работе с информаторами необходимо соблюдать следующую по-

а) число, месяц, год записи;

б) место записи: название населенного пункта, его административная

в) от кого делается запись – полное имя, отчество, фамилия, год и место

рождения, место рождения родителей;

Если участников несколько, необходимо составить полный список;

г) необходимо отметить, от кого получили информацию рассказчики,

или исполнители обрядов, песен и др.;

д) записывается вся информация, полученная от рассказчика, по ходу

рассказа задаются наводящие вопросы. Можно, дать рассказчику самому вы-

страивать повествование, дать вспомнить все, что он знает, слышал или делал, в рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая форма будет основной.

При записи песен, сказок, легенд и т.п. форм, необходимо дать рассказ-

чику время вспомнить полный текст, певицам – распеться, подобрать исполнительниц, знающих голоса песни. При исполнении музыкальных произведений надо выделить лишь тех, кто знает и может исполнить его, (например, свадебную песню). Нельзя позволять включать в пение аккомпанемент, если в традиции он отсутствовал;

е) необходимо пояснять контекст записываемых песен, сказок, обрядов и

т.п.: когда, с кем, для кого, почему делали так, или иначе. Если возможно, надо сделать запись вариантов;

Запись в полевой тетради ведется в свободной форме, все замечания, по-

яснения, дополнения, обязательно вносятся в тетрадь. Полевая тетрадь – наиболее полный документ об экспедиционной работе. Запись в полевой тетради не всегда сохраняет тематическую направленность. Фольклорист и этнограф могут «следовать» за рассказчиком – информатором, останавливаться на том, что более подробно он может описать (показать, спеть). Систематизация полевой экспедиционной записи производится в «Отчете о фольклорно – этнографической экспедиции».

Дневник – это учет всех действий учащегося на практике, в хронологическом порядке.

Работа с людьми начинается с объяснения цели визита. Данные фиксируются, перепроверяются, сравниваются со сведениями других информаторов.

Для учета собранных вещей или коллекций заводится особая тетрадь. В ней каждый экспонат записывается в порядке получения под отдельным номером, на предмет укрепляется такой же номер или талон-бирка с описанием легенды.
Вещи, входящие в одну коллекцию и подаренные одним лицом, записываются под одним номером, но с введением внутренней нумерации для каждого предмета. Основанием для передачи экспонатов в музей является акт приемки-сдачи. Сведения о вновь поступивших вещах заносятся в специальную книгу. На каждый полученный предмет оформляется карточка

Основные правила ведения и хранения полевых документов (дневника и карточек)
1.На внутренней стороне обложки тетради записывается номер полевого дневника, название экспедиции, фамилия и инициалы ее участника, подробный адрес организации, силами которой проводится экспедиция.

2.Каждый лист дневника нумеруется.

3.Запись каждой новой беседы с информатором начинается с нового листа:

Ф.И.О. информатора (если женщина – указывается девичья фамилия), год, место рождения, место постоянного проживания, образование, профессия, национальная, этническая, родовая принадлежность.

Образец заголовка карточки: Этнографическая экспедиция МИОО Лаборатория народоведения и межкультурной коммуникации

Сведения об информаторе: Область, край, республика (подчеркнуть)

Район, населенный пункт

Полевой дневник №___ Листы №№_______

Пленка №_____ Кадры №№_____

Карточка №______ (заполняется руководителем практики)

Материалы экспедиции сводятся в отдельные папки и хранятся в школьном краеведческом музее. Могут быть использованы обучающимися для написания рефератов, статей.

Примерная тематика сбора полевого этнографического материла
1. Хозяйственные занятия. Оленеводство. Охота. Рыбная ловля. Собирательство. Промыслы. Кедровый промысел. Домашнее производство. Выделка шкур и кожи. Пути сообщения. Природопользование. Природоохранные меры и запреты.

2. Поселения. Жилища. Временные. Стационарные. Хозяйственные постройки.

3. Одежда. Обувь. Головные уборы. Украшения.

4. Пища. Мясная пища. Растительная. Лекарственные средства растительного и животного происхождения.

5. Утварь. Берестяная. Деревянная утварь.

6. Средства передвижения. Способы перемещения груза. Устройство средств передвижения. Назначения.

7. Социальные отношения. Родоплеменная или фамильно-родовая структура. Система родства. Генеалогия. Семья, семейный быт. Семейные обряды. Родильная обрядность. Свадебная обрядность. Поминально-погребальная обрядность

8.Религиозные представления. Культы. Шаманизм.

9.Народные знания. Календарь. Медицина. Ветеринария.

10.Исторические легенды и предания. Народные праздники. Декоративно-прикладное искусство.

11. Современные этнические процессы. Этнодемографические и этнотерриториальные процессы. Этноязыковые процессы. Этнокультурные процессы. Межэтнические отношения. Этническое самосознание.

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.

2.Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966.

3. Егоров С.Б. Методика полевых этнографических исследований. СПб, 2006.

4. Каплан М.А., Максимов П.П. Принципы и методы экспедиционно-собирательской работы. М., 1978.

5. Шмелева М.Н. Полевая работа и изучение современности// СЭ.

Правила работы с информаторами по программам – «вопросникам»:

1) Подбор нужных лиц из местного населения;

Информаторами могут стать работники школ, местных администраций, культурных учреждений и жители того села, где проводится опрос, желательно – его уроженцы, а также представители разного пола и возраста. Обязательно записывать не только их фамилии и адреса, но и общие сведения о них: возраст, время проживания в данной местности, профессия, социальное положение, автобиографические данные – год свадьбы, год переезда и т.д.

Во время бесед информаторы обычно называют и других лиц, которые могут дополнить их рассказ.

2) Начало беседы начинается с того, что этнографы объясняют информатору цель своего визита;

Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа была живой, непосредственной, не имела характер «допроса». Участники опроса не должны подсказывать информатору ответ.

3) Заранее составляется примерный план опроса с выделением группы вопросов, которые обязательно задать информатору;

4) Сбор сведений желательно проводить по всем предлагаемым в программе этнографическим темам, это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения используемой местности;

При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.

5) Вопросы лучше задавать не в конкретной форме, а в общей;

Стараться не показывать, что вы хорошо знаете о том, о чем спрашиваете, иначе активность информатора резко снижается. Полезно сделать вид, что вам что – то не понятно и от других вы слышали иное.

6) Проверка полученных данных по сообщениям нескольких информаторов – обязательная часть опроса местного населения;

Чем больше подтверждений получено во время последующих опросов, тем больше оснований доверять собранным сведениям.

7) Запись информации надо вести без редактирования, «так, как говорят»;

По возможности, использовать видео или аудио аппаратуру. Особое внимание уделять уяснению деталей рассказа чему способствуют показ в действии обряда или приема труда, осмотр вещей, зарисовки, выкройки, т.д.

8) Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник, который необходимо тщательно хранить или передать в этнографические музеи или общества;

Источник

Полевой дневник экспедиции

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ

Группа обучающихся школы №65 г. Кемерово выехала в деревню Хорошеборка для участия в краеведческой экспедиции. В 10:00 выехала передовая группа для оборудования полевого лагеря (руководитель – ).

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Основная группа под руководством воспитателя выехала в 15:00 и прибыла в д. Хорошеборка в 17:00.

Пешком (3 км) от конечной остановки автобуса группа проследовала на базу лагеря, расположенную при впадении реки Хорошки в реку Стрелину. Обустраивались. Разбились на группы.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Продолжили обустройство лагеря. Составили план работы экспедиции на каждый день. «Марш-бросок» в деревню Хорошеборка. Знакомство с инфраструктурой деревни. Была проведена локальная разведка окрестностей: обнаружена колония сурков.

Знакомство с информаторами. показал бронзовый кинжал эпохи ранней бронзы. Кинжал разломан на две части, у него отсутствует навершие. Кинжал найден информатором при вспашке поля у деревни Комаровка в 60-х годах прошлого столетия.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

От информатора же получили первоначальные сведения по истории деревни. Раньше деревня делилась на четыре конца. Левобережье реки Хорошка со стороны с. Раздолье называлось Толстово (якобы, по имени купца Толстова; по другим сведениям эта часть деревни названа в честь основателя деревни). По левому берегу р. Стрелиной располагался Сыровский конец, названный в честь купца Сырова, который держал в деревне большую торговлю, имел большое хозяйство. Конец деревни по правому берегу р. Стрелиной назывался Московским районом (или Москвитинским) по имени купца Москвитина.

Посетили также семью Поляковых. в 30-е годы работал учителем в местной школе. Он сообщил, что в Хорошеборке родился и жил Герой Советского Союза – (на здании бывшей деревенской школы находится мемориальная доска). В деревне до сих пор проживает родная сестра героя.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Вечером, по традиции, подняли флаг экспедиции – открыли полевой сезон. Провели Линейку Памяти, посвященную годовщине начала Великой Отечественной войны. Почтили память погибших минутой молчания.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Местный житель (краевед по призванию) передал много интересных исторических материалов, собранных им в окрестностях деревни. В том числе им была принесена в дар экспедиции медная монета достоинством в одну копейку времен Екатерины II 1771 года чеканки с сибирской символикой (двумя соболями), найденную им на собственном подворье.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Составили опись подаренных материалов. Выявили круг вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время. Исходя из полученных сведений, ставим следующие задачи:

1. Встретиться с Бессоновой Людмилой Алексеевной (заведующей почтовым отделением);

2. Встретиться с заведующей клубом (у которой, возможно, находятся какие-то материалы по истории села);

4. Посетить с. Раздолье: сельсовет, музей, учителя (у которого, якобы, находится «колдовская книга»);

5. Показать фотографии неизвестных пока еще людей местным жителям;

6. Посетить Дом Культуры с. Раздолье с целью ознакомления с материалами по истории д. Хорошеборка;

7. Уточнить списки жителей Хорошеборки, ушедших на фронт;

8. Ознакомиться с похозяйственными книгами;

9. Уточнить сведения о кладах;

10. Уточнить данные по учителю-пасечнику.

Работали в деревне, в «Толстовском краю». Очистили от травы памятник хорошеборцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Работали с информатором – Троегубовым Николаем Яковлевичем. Раньше улица, на которой стоит дом Николая Яковлевича, называлась улицей (или концом) Толстова, сейчас – носит имя Героя Советского Союза, односельчанина, Степанова деревня была «куда как богатая», золото мыли.

Дом-мазанку, где прежде жил Николай Яковлевич, строили Калитины. Дом уже стоял, когда где-то в 60-е годы в нем стал проживать информатор. Сейчас ему (развалинам дома) уже более ста лет. А строили такие мазанки так: делали опалубку и забивали ее соломой и сырой глиной. Дом теплый.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

сообщил, что «старики рассказывали, что жила когда-то в деревне старуха Бурухина, которая, якобы, превращалась в свинью. Жила она в Сыровском краю. Сын ее дружил с одной молодицей, но та не нравилась старухе, и старуха, обращаясь в свинью, гоняла молодуху…»

Вечером Топоров Вячеслав принес в лагерь первый фрагмент керамики, найденный им недалеко от впадения р. Хорошка в р. Стрелину.

Познакомились «поближе» (до пяти метров) с колонией сурков на правом берегу р. Хорошки. Одновременно видели пробегавшего по полю зайца. А вечером в лагерь прилетал филин.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Работа с информатором Скугоревым Александром Семеновичем. Его дом стоит в стороне, которая называлась Толстовским краем: здесь проживало много Толстовых – зажиточных крестьян. Зажиточный был край.

Одновременно с Гусевым колчаковцами были убиты два брата: один застрелен, когда выходил из подполья, другой – повешен на воротах собственного дома. Их колчаковцы посчитали дезертирами.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

В окрестностях д. Хорошеборка (по словам информатора) находятся: «Гычий лог», Лопатошный лог, Конокрадка (большие промоины, глубокие ямы – раньше воры прятали в них ворованных коней). Место у речки носит название Сокольник – «горы каменные с дырками, в которых жили соколы». Еще один лог носит название Падун. Реки – Шорохова, Вагина.

Население, в основном, переселялось в Хорошеборку из Томска, затем стали приезжать переселенцы орловские, курские, вологодские. А до переселенцев раньше здесь чалдоны жили. В 1911 году было приблизительно 11 домов, потом стал строиться в основном Толстовский край, потом – Сыровский, Московский, Воронковский…

В том же приблизительно месте, что и вчера (у впадения р. Хорошка в р. Стрелину – по левому берегу), Топоровым Вячеславом и Воронцовым Леонидом были обнаружены еще несколько фрагментов керамики, железный топорик для тесания камня, железный штырь и др. Девчата занимались оформлением полевой газеты-молнии «Эврика-2011»…

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Занимались приведением в порядок собранного материала. Рассказ, записанный со слов : 103 года прожила одна старушка – Кобылина Анна, или Нюра. Любила выпивать, но главное другое: «Я – рассказывает Валентина Петровна – коровушку как-то подоили и понесла молоко своей матери, а она (Нюра) крынку из моих рук прихватила и говорит, причмокивая: «Хорошее молоко, хорошее…» а на завтра корова ни капли молока не дала… ели Нюша и ее сестра (97 лет прожила), с которой вдвоем они и жили, только хлеб, покупая его в магазине, и молоко… Мать Валентины Петровны, с которой Нюша дружила, позвала последнюю в магазин, где работала, и, взявши за грудки, приказала вернуть молоко корове дочери. Вскоре молоко у коровы наладилось…»

Второй рассказ, записанный со слов : «Один раз ее сестры вернулись с речки и рассказали Валентине, что видели русалку. Она (Валентина) в это не поверила, и пошла проверить. Когда пришла на речку, то увидела женщину, которая была по пояс в воде. И у этой «русалки» были черные длинные волосы, и на груди были волосы. «Русалка» заметила Валентину, и та (Валентина) в испуге побежала прочь, а когда оглянулась – то увидела, что у этой женщины был хвост как у рыбы». Русалку на деревне называют «выдрой».

Работа с дочерью – Костиной Тамарой Геннадьевной. Дом Костиных находится рядом с капитальным мостом. Рядом же находятся останки свай старого, деревянного, моста. Тамара Геннадьевна поведала нам, что на старом мосту обычно сельчане встречали новых переселенцев: кому-то разрешали поселиться в деревне, а кому-то отказывали. в случаях конфликтных, если человек хотел замириться с общиной, то он на середине старого моста должен был выставить два ведра водки – если замирялись, то принимали подношение.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Из берега у дома Костиных вываливаются бревна какой-то старой постройки.

Был совершен выход в бывшую деревню Комаровка, на место разрушенной электростанции.

Десант в с. Раздолье. Знакомство с инфраструктурой села. Посещение администрации сельского поселения и местного медицинского учреждения.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

С утра была проведена вылазка в с. Раздолье – продолжили работу в местной школе с похозяйственными книгами 1924 года. Познакомились с местным врачом – Михаилом Егоровичем. Впечатление – очень положительное. Настоящий сельский интеллигент. Сняли копии с карт сельсовета, Хорошеборского поселения и т. д.

Вечером посетили местный (деревенский) клуб в деревне Хорошеборка – ничего существенного, к сожалению, не осталось – экспозиция деревенского школьного музея была передана в школьный музей села Раздолье.

Вновь отправились в село Раздолье для завершения работы с похозяйственными книгами. В школьном музее был взят интереснейший материал по истории д. Хорошеборка, любезно предоставленный учителем школы

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Также наш полевой лагерь посетила съемочная группа ГТРК – снимали сюжет о работе летнего археолого-этнографического отряда школьного музея «Эврика».

и провели разведку маршрута на пасеку – в Медвежий скит. Вернулись к обеду.

Работали в местном клубе: Тамара Алексеевна (завклубом) и Тамара Геннадьевна (Костина) сообщили дополнительные сведения о жителях деревни; работали с фотографиями, переданными нам из раздольинского школьного музея.

Поход выходного дня – в Медвежий скит, на пасеку.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Ближе познакомились с местной флорой и фауной.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Обсудили с ветеранами план действий на предстоящий день – 2 июля.

Ночью (примерно во втором часу) произошло чрезвычайное происшествие. Дежурный костровой позднее сообщил: «Ночь… По стану лагеря промелькнули тени… Крадучись, они обошли палатки… И… тишина. »

2 июля 2011г., суббота

Как оказалось, ночью «неизвестные» похитили всю обувь, столовые принадлежности у «необстрелянных новобранцев» и расписали лица юных исследователей «под хохлому».

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

18:00 – полевой лагерь посетила Мисс Этнография со свитой – прошло традиционное ПОСВЯЩЕНИЕ юных краеведов

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Были принесены жертвы Огню, Воде и Земле.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

В заключение – «причащение» сгущенкой (с горчицей, кетчупом, солью, перцем), и – клятва краеведов:

«– О, священный олень в лучах восходящего солнца!

– О, священный Отец Огонь!

– О, священная Земля Притомья!

– О, священные Воды Хорошки!

Мы, юные жители Кузбасса, вступая в ряды краеведов, просим открыть нам тайны истории, не оставлять нас без своего покровительства, и торжественно клянемся:

– Не жалеть сил для изучения родного края. Клянемся!

– Не променять удобства палатки, реки, костра на гримасы цивилизации в виде: ванн, телевизоров, диванов и прочего. Клянемся!

– Никогда не менять сладостного вкуса пригоревшей на костре каши на вкус колбас, пельменей, мороженого и прочей отравы. Клянемся!

– Никогда не менять трели птиц, писк комаров и прочих живых тварей на опусы в виде попсы, хип-хопа и прочих жанров музыки. Клянемся!

– Считать находки археологической «помойки» за шедевры Лувра, Эрмитажа, Третьяковки. Клянемся!

Если же я нарушу эту священную клятву, то пусть меня постигнет суровый и заслуженный гнев моих товарищей. Клянемся! Клянемся! Клянемся!»

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Ну, и в завершение – праздничный ужин.

Группа во главе с Андреем Валерьевичем совершила переход по пересеченной местности для обследования Соснового бора в окрестностях деревни. Работали в лагере. Оказали помощь жителям Хорошеборки в составлении обращения к Администрации области по поводу необходимости строительства в деревне противопожарного водоема.

Встречались с главой местной администрации: оповестили его о планах на 09.07 – освящении Памятного Креста. Подарили школьному музею с. Раздолье несколько экспонатов, найденных нами при обследованиях и полученных в дар от жителей деревни.

Продолжали обследование окрестностей деревни – в частности, совершили выход в местность, именуемую местными жителями как Черная колода.

Записали несколько рассказов от Медведева Евгения. Один из них: «У нас в деревне раньше, говорят, много колдуний было. Очень сильных колдуний. Сейчас только одна осталась, тетя Люба. Мы ее «Молитовкой» прозываем. Однажды приехала в одну из соседних деревень колдунья аж из самой Москвы – теперь таких экстрасенсами зовут. Вроде бы как она от разных бед и болезней вылечивала. Вот наши бабы и рванули к ней. А она посмотрела на них и говорит:

– Вы откуда? – и карту им показывает.

Показали они на карте Хорошеборку, а та и говорит:

– Не буду вас лечить. Над вашей деревней черный купол висит. У вас в деревне и своих колдуний хватает.

Так и не стала лечить…»

Марш-бросок в с. Раздолье. Обратно возвращались пешком. Средний темп движения – один километр за 12-15 минут.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Работали с информаторами: Пырсиковым Леонидом Васильевичем, Беккер Любовью Александровной, Елагиной Валентиной Михайловной.

Леонид Васильевич рассказал, что на р. Хорошке, в лесу, когда-то располагался дегтярный завод. А на месте, где сейчас растут тополя, на реке Стрелиной была электростанция. Мельниц в деревне было много – целых пять. Даже одно из окрестных мест называлось – Мельничная гора. Мельницы были водяные – существовала целая система запруд. В гг. большинства мельниц уже не было (кроме двух): как соединились колхозы – пошла разруха (перешли на электричество).

рассказала, что у Сырова Ивгена работал ее дядя – : «… еще до революции он работал в батраках у Ивгена. Сыров славился тем, что за работу всегда щедро расплачивался, не жадничал. Но, говорят, мало кто домой возвращался: люди исчезали бесследно. Так вот, отработал дядька у Ивгена два года и за работу получил воз зерна, телегу и пару лошадей. За время работы дядька сильно привык к этой паре. Жил он в то время в деревне Кулагино – она в шести верстах от Хорошеборки. Выехал он, значит, из села уже к вечеру – ничего, доберусь до дома еще светло будет. Проехал он поскотину, а дальше дорога и сама пошла. Проехал он половину пути, вдруг из кустов два человека выскочили: один лошадей под уздцы схватил, а другой к Никаноровичу с топором бежит. Схватил тогда дядя бич и хлестанул по мужику с топором – прямо по глазам попал. Завыл тот от боли, за глаза схватился. Видит дядька, а сзади еще трое бегут. Тогда он начал другого мужика, что лошадей держал, нахлестывать. И тому по лицу попало: выпустил мужик узду, а дядька начал лошадей погонять. Рванули они с места так, что он чуть сам из телеги не вылетел. Один из разбойников все же влез в телегу, но дядя и от него кнутом отбился. Несмотря на тяжесть воза, кони летели как стрела. Тут и поскотина родной деревни показалась. Так и остался жив – только один мешок с пшеницей потерял.

Через время встретился он с Ивгеном и говорит:

– Зачем же так? Ведь я честно и хлеб, и телегу, и коней заработал…

– О чем это ты? – удивленно спросил Ивген.

А разбойники на некоторое время притихли. Потом опять появились…»

Любовь Александровна рожу лечит, золотуху, «простые болезни лечит» (как она сама говорит). Водку не пьет, не матерится – люди говорят: «святая»…

рассказала в шуточной форме про обряд погребения. «Откупить же место надо, поэтому в могилу бросают деньги… Когда мужа хоронила, сто рублей в карман положила:

Односельчанин Митя Кудрявцев ничего не боялся: когда копали могилу, откопали бутылку водки, так он вскрыл сургуч (старинная бутыль, однако, была) – и выпил…

А к моему мужу, однако, меня присушила Кобылиха (Кобылиха – Анна Прокопьевна – «шибко знатна» была). Еще была Калитина Антонина: как-то ее не пригласили на свадьбу – так у молодых сразу же начался раздор. Обратились к ней, к бабке Антонине, – она дала простыню, которую накинули на молодых, – все пошло нормально.

Моросит небольшой дождь. Связались с Кемеровским отделом Сибирского казачьего войска – подтвердили план проведения мероприятия на 09:00).

Готовили финансовый отчет и прочие отчетные документы.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Работали в деревенском клубе с местными жителями: уточняли данные по лицам, изображенным на фотографиях прошлых лет.

Занимались обработкой собранного материала.

Все с нетерпением ждали наступления ночи – таинственной Ночи на Ивана Купалу! Сидели у костра, рассказывали легенды, сказки, «преданья старины глубокой», плели венки – готовились!

1:00 – ходили на реку Хорошку, пускали венки. Прыгали через костер и т. д. Отмечали Ночь на Ивана Купалу.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

. Весь день провели на речке, купались, загорали.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

На левом берегу р. Хорошка разбили разведывательный шурф – нашли много фрагментов керамики (причем, разнотипной).

Совершили выход на Мельничную гору.

Ребята (во главе с ) подготовили место для установки Памятного Креста основателям деревни.

Провели спортивные соревнования между бригадами – «Веселые старты», и завершили «Международный шахматный турнир Школа №65 – сборная Больших Васюков».

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

13:00 – установка и освящение Памятного Креста: «Основателям деревни Хорошеборка от благодарных потомков. Поклонный крест установлен жителями д. Хорошеборка, учениками школы №65 г. Кемерово, при участии казаков Кемеровского отдела Сибирского казачьего войска 9 июля 2011 года».

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что этоДневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

14:00 – концерт «Казачьей тройки» в местном клубе.

Свертывание полевого лагеря. Прощай, поле 2011 года. По проторенной тропе вышли к конечной остановке автобуса. Отъезд основной группы (во главе с ) домой – в город Кемерово.

Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это Дневник экспедиции что это. Смотреть фото Дневник экспедиции что это. Смотреть картинку Дневник экспедиции что это. Картинка про Дневник экспедиции что это. Фото Дневник экспедиции что это

На следующий день, 11 июля, прибыла грузовая машина для вывоза основного оборудования. В 14:00 «арьергард экспедиции» прибыл в школу, где и разгрузился. Экспедиция успешно завершена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *