Дневник лишнего человека о чем
Дневник лишнего человека
Мысль начать дневник пришла Челкатурину 20 марта. Доктор признался наконец, что жить его пациенту недели две. Скоро вскроются реки. Вместе с последним снегом унесут они и его жизнь.
Кому поведать в последний час свои невесёлые мысли? Рядом только старая и недалёкая Терентьевна. Надо рассказать хотя бы себе собственную жизнь, попытаться понять, зачем прожиты тридцать лет.
Родители Челкатурина были довольно богатые помещики. Но отец, страстный игрок, быстро спустил все, и у них осталась только деревенька Овечьи Воды, где теперь в жалком домишке умирал от чахотки их сын.
Мать была дама с характером и подавляющей гордой добродетелью. Она переносила семейное несчастье стоически, но в её смирении была какая-то нарочитость и упрёк окружающим. Мальчик чуждался её, страстно любил отца, рос «дурно и невесело». Детские годы почти не оставили светлых воспоминаний.
Москва, куда переехали после смерти отца, не прибавила впечатлений. Родительский дом, университет, жизнь мелкого чиновника, немногие знакомые, «чистенькая бедность, смиренные занятия, умеренные желания». Стоит ли рассказывать такую жизнь? Жизнь совершенно лишнего на свете человека. Челкатурину самому нравится это слово. Никакое другое не передаёт так полно сути его.
Лучше всего точность выбранного определения собственной личности и судьбы мог бы подтвердить один эпизод его жизни. Как-то пришлось ему провести месяцев шесть в уездном городе О., где он сошёлся с одним из главных чиновников уезда, Кириллом Матвеевичем Ожогиным, имевшим душ четыреста и принимавшим у себя лучшее общество города. Он был женат, и у него была дочь Елизавета Кирилловна, очень недурная собой, живая и кроткого нрава. В неё и влюбился молодой человек, вообще-то с женщинами очень неловкий, но здесь как-то нашедшийся и «расцветший душой». Три недели он был счастлив своей влюблённостью, возможностью бывать в доме, где чувствовалось тепло нормальных семейных отношений.
Лиза не была влюблена в своего почитателя, но принимала его общество. Однажды мать Лизы, мелкий чиновник Безменков, сама Лиза и Челкатурин отправились в рощу за городом. Молодые люди наслаждались тихим вечером, открывающимися с обрыва далями и багряным закатом. Близость влюблённого в неё человека, красота окружающего, ощущение полноты бытия пробудили в семнадцатилетней девушке «тихое брожение, которое предшествует превращению ребёнка в женщину». И Челкатурин был свидетелем этой перемены. Стоя над обрывом, поражённая и глубоко тронутая открывшейся ей красотой, она вдруг заплакала, потом долго была смущена и большей частью молчала. В ней совершился перелом, «она тоже начала ждать чего-то». Влюблённый юноша отнёс эту перемену на свой счёт: «Несчастье людей одиноких и робких — от самолюбия робких — состоит именно в том, что они, имея глаза. ничего не видят. »
Между тем в городе, а потом и у Ожогиных появился стройный, высокий военный — князь Н. Он приехал из Петербурга принять рекрутов. Челкатурин почувствовал неприязненное чувство робкого тёмного москвича к блестящему столичному офицеру, хорошему собой, ловкому и самоуверенному.
Безотчётная неприязнь переросла в тревогу, а потом и в отчаяние, когда, оставшись один в зале ожогинского дома, молодой человек принялся разглядывать в зеркало свой неопределённых очертаний нос и вдруг увидел в стекле, как тихо вошла Лиза, но, увидев своего обожателя, осторожно выскользнула прочь. Она явно не хотела встречи с ним.
Челкатурин вернулся на следующий день к Ожогиным тем же мнительным, натянутым человеком, каким был с детства и от которого начал было избавляться под влиянием чувства. Собравшееся в гостиной семейство было в наилучшем расположении духа. Князь Н. пробыл у них вчера целый вечер. Услышав это, наш герой надулся и принял вид оскорблённого, чтобы наказать Лизу своей немилостью.
Но тут вновь явился князь, и по румянцу, по тому, как заблестели глаза Лизы, стало ясно, что она страстно влюбилась в него. Девушка до сих пор и во сне не видела ничего хоть немного похожего на блестящего, умного, весёлого аристократа. И он полюбил её — отчасти от нечего делать, отчасти по привычке кружить женщинам голову.
По постоянно напряжённой улыбке, надменной молчаливости, за которыми виднелась ревность, зависть, чувство собственного ничтожества, бессильная злость, князь понял, что имеет дело с устранённым соперником. Поэтому был с ним вежлив и мягок.
Окружающим тоже был ясен смысл происходящего, и Челкатурина щадили, как больного. Поведение его становилось все более неестественным и напряжённым. Князь же очаровал всех и умением никого не обойти вниманием, и искусством светской беседы, и игрой на фортепиано, и талантом рисовальщика.
Между тем в один из летних дней уездный предводитель давал бал. Собрался «весь уезд». И всё, увы, вертелось вокруг своего солнца — князя. Лиза чувствовала себя царицей бала и любимой. На отвергнутого, не замечаемого даже сорокавосьмилетними девицами с красными прыщами на лбу Челкатурина никто не обращал внимания. А он следил за счастливой парой, умирал от ревности, одиночества, унижения и взорвался, назвав князя пустым петербургским выскочкой.
Через две недели Лизавета Кирилловна вышла за Безменкова.
«Ну, скажите теперь, не лишний ли я человек?» — вопрошает автор дневника. Ему горько, что умирает он глухо, глупо. Прощай всё и навсегда, прощай, Лиза!
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Дневник лишнего человека»: краткое содержание, сюжет, герои произведения
О повести
Работу над повестью Тургенев закончил еще в Париже в 1850 году. «Дневник» и начинает в творчестве писателя тему «лишнего человека». Автор обращался к ней и раньше, но если предыдущие произведения были проникнуты иронией и полемикой, то основой «Дневника» является более объективный и глубокий психологический анализ. Писателя особо занимает проблема основательного изображения характера, в этом и кроется тургеневский психологизм, но уже на реалистичной основе, а не романтической.
Сам автор считал «Дневник» удавшимся произведением. В этой повести Тургенев не дает объяснения такому типу людей, не раскрывает глубоко идеологические и общественные связи и отношения. Но здесь уже обозначены симптомы, однако неясны пока причины и методы лечения. Автор «Дневника» Чулкатурин наделен чертами «лишнего человека», но у него еще нет того интеллектуального и нравственного превосходства над окружающими, которое отметит позднее в других своих произведениях и Тургенев, и другие представители литературы 19 века.
Краткий обзор
«Дневник» — пока лишь набросок, дающий характеристику «лишнего человека». Композиция произведения соответствует образу думающего человека. Но сам тургеневский герой поставлен в жалкое и смешное положение, что снижает трагизм его судьбы. Это произошло из-за того, что в повести тема «маленьких людей» сливается с темой «лишнего человека». Это необязательно маленький человек, в последующих произведениях автор отчетливо покажет, как богатый внутренний мир «лишнего человека» возвышается над поверхностной образованностью и аристократическим лоском.
Создавая образ главного героя «Дневника лишнего человека», Тургенев выступает как мастер-реалист. Раскрывая жизнь «избранных», не забывает о пошлых, самодовольных и злобствующих представителях дворянского общества. Лирический тон прозы Тургенева постепенно сменяется обличительными нотами, что соответствует облику персонажа.
Автор устами героя иронично описывает общество города: «скроенный, словно из залежалого материала», «желтенькое и язвительное существо». К таким собирательным характеристикам Тургенев будет прибегать и позже. То раскрывая их типы, то ограничиваясь скупыми набросками, автор будет создавать бытовой фон, на котором и происходит нравственная драма его героев. Для полного раскрытия образа Тургенев в «Дневнике лишнего человека» представляет героя через его исповедь.
Наедине с собой
Краткое содержание «Дневника лишнего человека» начнем с того, как доктор поведал своему пациенту Чулкатурину о его скорой смерти. Узнав, что ему осталось жить недели две, он начинает вести дневник. Первую запись в нем он сделал 20 марта. Поведать свои невеселые мысли некому, и Чулкатурин пытается понять, как и для чего прожиты его тридцать лет.
Родители его были богатыми людьми. Отец быстро все спустил, играя в карты. От былого состояния осталась небольшая деревенька Овечьи Воды, где он сейчас и умирал от чахотки. Мать была гордая женщина и переносила семейные несчастья смиренно, но был в этом какой-то упрек окружающим. Мальчик ее побаивался и был привязан больше к отцу. Светлых воспоминаний о детстве почти не было.
После смерти отца Чулкатурин переехал в Москву. Университет, немногочисленные знакомые, служба мелкого чинуши – ничего особенного, жизнь совершенно лишнего человека. Это слово очень ему нравится, потому что только оно передает точно смысл его существования, и он пишет его в свой предсмертный дневник.
Работа над произведением
Как говорят современники, автор работал над своей повестью в течение двух лет. Всё это время он находился за границей, проживая с семьёй Полины Виардо, своей избранницы. «Дневник лишнего человека» Тургенев завершил в начале 1850 года. В 1858 году автор отметил, что в его повести «схвачен кусок подлинной жизни». В дальнейшем писатель отзывался о своём творении, как о «хорошей вещи». Однако некоторые критики считали, что «Дневник» не соответствовал нормам социальной морали. Именно поэтому вначале он подвергся значительной цензурной правке.
В 1856 году автор восстановил изначальный вариант повести без цензурных купюр, версия была опубликована в сборнике «Для лёгкого чтения». Многие литературоведы считают, что произведение развивает мотивы, которые ранее были актуализированы писателем в «Гамлете Щигровского уезда».
Сейчас можно без труда отыскать краткое содержание «Дневника лишнего человека», однако всё же рекомендуется читать полную версию. Это однозначно позволит лучше понять сюжет и смысл повести.
Кстати, благодаря ей в русской литературоведческой традиции появилось словосочетание «лишний человек».
Первая любовь
«Дневник лишнего человека» Тургенев продолжает рассказом о том, как в минуты отчаяния вспомнил Чулкатурин небольшой городок, где посчастливилось ему провести несколько месяцев. Познакомился он там с важным чиновником уезда Ожогиным. У него были жена и дочь Лиза, очень живая и симпатичная особа. В нее-то и влюбился молодой человек, чувствующий себя неловко в присутствии дам. Но отныне Чулкатурин расцвел душой.
Лиза принимала общество Чулкатурина, но особых чувств к нему не испытывала. Однажды они вдвоем отправились за город, наслаждались тихим вечером и красивым закатом. Красота окружающего и близость влюбленного в нее человека пробудили в Лизе трогательные чувства, и девушка расплакалась. Чулкатурин отнес эти перемены на свой счет. Вскоре у Ожогиных в гостях появился молодой князь Н., приехавший из Петербурга. В душе Чулкатурина сразу зародилось неприязненное чувство к столичному офицеру.
Соперник
Неприязнь Чулкатурина переросла в тревогу и отчаяние. Как-то раз, разглядывая в доме Ожогиных свое лицо в зеркале, Чулкатурин увидел, как в комнату вошла Лиза и, увидев его, тут же тихонько выскользнула из комнаты, избегая встречи с ним. На следующий день он опять пришел в их дом, когда все обитатели дома Ожогиных собрались в гостиной. Узнав, что князь весь вчерашний вечер был у них, молодой человек принял оскорбленный вид и надул губы, чтобы наказать Лизоньку немилостью.
Тут в гостиную вошел князь, Лиза раскраснелась при виде его, и Чулкатурину стало понятно, что девушка влюблена в князя. По напряженной улыбке, по надменной молчаливости и бессильной злости князь сообразил, что перед ним отвергнутый соперник. Окружающим все стало понятно, и к Чулкатурину относились как к больному. А он же все больше становился напряженным и неестественным.
Появление князя Н
К Ожогиным приехал погостить молодой офицер Н. Он производил впечатление человека, имеющего большой опыт амурных похождений. Мужчина был:
Стеснительный Чулкатурин тут же почувствовал антипатию к гостю, а вот отец и мать Лизы стали его обхаживать. Бедного московского чиновника это отнюдь не обрадовало. Основной целью прибытия князя Н. была инспекция рекрутского набора. Как-то раз главный герой находился в главной зале имения Ожогиных, там он внимательно рассматривал отражение своей внешности в зеркале.
Вдруг в помещение зашла та, в ком он души не чаял. Как только девушка увидела Чулкатурина, она тут же убежала прочь. Было ясно, что она не желает видеться с ним. Этот случай сильно расстроил мужчину, после он стал ревновать Лизу к князю Н. ещё сильнее.
На следующий день герой снова стал робким и мнительным человеком, каким он и являлся всю свою жизнь. У него было ужасное настроение.
Все собрались в гостиной, Ожогины пребывали в наилучшем расположении духа, одной из причиной было то, что с минуты на минуту должен был прийти князь Н. Узнав об этом, Чулкатурин надулся и обиделся, он решил наказать Лизу своей немилостью.
Лишний человек
Продолжаем пересказ «Дневника лишнего человека» Тургенева. Между тем уездный давал бал. Князь был в центре внимания, на Чулкатурина никто не обращал внимания. От унижения он взорвался и обозвал князя выскочкой. В той самой роще, где он прогуливался с Лизонькой, состоялась их дуэль.
Чулкатурин ранил князя сразу же, а тот, окончательно унизив соперника, выстрелил в воздух. Дом Ожогиных отныне закрылся для него. На князя смотрели как на жениха, но он вскоре уехал, так и не сделав девушке предложения.
Чулкатурин стал невольным свидетелем разговора, когда Лиза рассказывала Безменкову о своих чувствах к князю. И неважно, что он так быстро уехал. Она счастлива, что любима и любит, а Чулкатурин ей противен. Вскоре Лиза вышла замуж за Безменкова. «Ну, не лишний ли я человек?» — восклицает автор дневника.
На этой печальной ноте герой произведения «Дневник лишнего человека» завершает свою исповедь.
Дневник лишнего человека
Тургенев Иван Сергеевич (1818 — 1883)
Повесть (1848 — 1850)
Мысль начать дневник пришла Челкатурину 20 марта. Доктор признался наконец, что жить его пациенту недели две. Скоро вскроются реки. Вместе с последним снегом унесут они и его жизнь.
Кому поведать в последний час свои невеселые мысли? Рядом только старая и недалекая Терентьевна. Надо рассказать хотя бы себе собственную жизнь, попытаться понять, зачем прожиты тридцать лет.
Родители Челкатурина были довольно богатые помещики. Но отец, страстный игрок, быстро спустил все, и у них осталась только деревенька Овечьи Воды, где теперь в жалком домишке умирал от чахотки их сын.
Мать была дама с характером и подавляющей гордой добродетелью. Она переносила семейное несчастье стоически, но в ее смирении была какая-то нарочитость и упрек окружающим. Мальчик чуждался ее, страстно любил отца, рос «дурно и невесело». Детские годы почти не оставили светлых воспоминаний.
Москва, куда переехали после смерти отца, не прибавила впечатлений. Родительский дом, университет, жизнь мелкого чиновника, немногие знакомые, «чистенькая бедность, смиренные занятия, умеренные желания». Стоит ли рассказывать такую жизнь? Жизнь совершенно лишнего на свете человека. Челкатурину самому нравится это слово. Никакое другое не передает так полно сути его.
Лучше всего точность выбранного определения собственной личности и судьбы мог бы подтвердить один эпизод его жизни. Как-то пришлось ему провести месяцев шесть в уездном городе О., где он сошелся с одним из главных чиновников уезда, Кириллом Матвеевичем Ожогиным, имевшим душ четыреста и принимавшим у себя лучшее общество города. Он был женат, и у него была дочь Елизавета Кирилловна, очень недурная собой, живая и кроткого нрава. В нее и влюбился молодой человек, вообще-то с женщинами очень неловкий, но здесь как-то нашедшийся и «расцветший душой». Три недели он был счастлив своей влюбленностью, возможностью бывать в доме, где чувствовалось тепло нормальных семейных отношений.
Лиза не была влюблена в своего почитателя, но принимала его общество. Однажды мать Лизы, мелкий чиновник Безменков, сама Лиза и Челкатурин отправились в рощу за городом. Молодые люди наслаждались тихим вечером, открывающимися с обрыва далями и багряным закатом. Близость влюбленного в нее человека, красота окружающего, ощущение полноты бытия пробудили в семнадцатилетней девушке «тихое брожение, которое предшествует превращению ребенка в женщину». И Челкатурин был свидетелем этой перемены. Стоя над обрывом, пораженная и глубоко тронутая открывшейся ей красотой, она вдруг заплакала, потом долго была смущена и большей частью молчала. В ней совершился перелом, «она тоже начала ждать чего-то». Влюбленный юноша отнес эту перемену на свой счет: «Несчастье людей одиноких и робких — от самолюбия робких — состоит именно в том, что они, имея глаза… ничего не видят…»
Между тем в городе, а потом и у Ожогиных появился стройный, высокий военный — князь Н. Он приехал из Петербурга принять рекрутов. Челкатурин почувствовал неприязненное чувство робкого темного москвича к блестящему столичному офицеру, хорошему собой, ловкому и самоуверенному.
Безотчетная неприязнь переросла в тревогу, а потом и в отчаяние, когда, оставшись один в зале ожогинского дома, молодой человек принялся разглядывать в зеркало свой неопределенных очертаний нос и вдруг увидел в стекле, как тихо вошла Лиза, но, увидев своего обожателя, осторожно выскользнула прочь. Она явно не хотела встречи с ним.
Челкатурин вернулся на следующий день к Ожогиным тем же мнительным, натянутым человеком, каким был с детства и от которого начал было избавляться под влиянием чувства. Собравшееся в гостиной семейство было в наилучшем расположении духа. Князь Н. пробыл у них вчера целый вечер. Услышав это, наш герой надулся и принял вид оскорбленного, чтобы наказать Лизу своей немилостью.
Но тут вновь явился князь, и по румянцу, по тому, как заблестели глаза Лизы, стало ясно, что она страстно влюбилась в него. Девушка до сих пор и во сне не видела ничего хоть немного похожего на блестящего, умного, веселого аристократа. И он полюбил ее — отчасти от нечего делать, отчасти по привычке кружить женщинам голову.
По постоянно напряженной улыбке, надменной молчаливости, за которыми виднелась ревность, зависть, чувство собственного ничтожества, бессильная злость, князь понял, что имеет дело с устраненным соперником. Поэтому был с ним вежлив и мягок.
Окружающим тоже был ясен смысл происходящего, и Челкатурина щадили, как больного. Поведение его становилось все более неестественным и напряженным. Князь же очаровал всех и умением никого не обойти вниманием, и искусством светской беседы, и игрой на фортепиано, и талантом рисовальщика.
Между тем в один из летних дней уездный предводитель давал бал. Собрался «весь уезд». И всё, увы, вертелось вокруг своего солнца — князя. Лиза чувствовала себя царицей бала и любимой. На отвергнутого, не замечаемого даже сорокавосьмилетними девицами с красными прыщами на лбу Челкатурина никто не обращал внимания. А он следил за счастливой парой, умирал от ревности, одиночества, унижения и взорвался, назвав князя пустым петербургским выскочкой.
338 она знает, что все бросают в нее сейчас камни, но она не променяет своего несчастья на их счастье. Князь недолго любил ее, но — любил! И теперь ей остались воспоминания, ими и богата ее жизнь, она счастлива тем, что была любима и любит. Челкатурин же ей противен.
Через две недели Лизавета Кирилловна вышла за Безменкова.
«Ну, скажите теперь, не лишний ли я человек?» — вопрошает автор дневника. Ему горько, что умирает он глухо, глупо. Прощай всё и навсегда, прощай, Лиза!
Вернуться к оглавлению
Человек контрастов
Чулкатурин – человек контрастов: без имени, но с ироничной фамилией; он молод, но неизлечимо болен. Начинает писать дневник 20 марта, когда в природе возобновляется жизнь, а его — подходит к концу. Между строк виден глубокий подтекст, показывающий, что в жизни этого человека все противоречит душевным устремлениям. И герой пытается постичь себя, осознать сущность своего бытия — он начинает вести дневник.
Грустный финал
Девушка таяла от внимания князя Н., который проявлял к ней галантность и много шутил. Главный герой заметил, как на щеках его любимой появился лёгкий румянец, как заблестели её глаза, и как чувственно она оживилась. Лиза понравилась князю, однако это произошло лишь по той причине, что мужчина был настоящим ловеласом.
Новый возлюбленный Елизаветы Кирилловны не мог не заметить, как Чулкатурин:
Более успешный соперник стал демонстрировать в обращении с главным героем издевательскую мягкость. Сами Ожогины проявляли снисходительное терпение к небогатому чиновнику и общались с ним, как с больным. В итоге мужчина осознал, что не имеет ни малейших шансов добиться взаимности от Лизы, которая по уши влюбилась в блестящего аристократа.
Чулкатурин понимал, что ему не стоит появляться в этом доме, ведь Ожогины хотят видеть женихом своей дочери только князя Н., который всех обаял:
Родители Лизы устроили бал, на нём Чулкатурин оказался в полном одиночестве, а князя Н. окружили вниманием. Главный герой был вынужден наблюдать за счастливой молодой парой. В итоге он не вытерпел внутреннего напряжения и решился на демарш. Будучи в состоянии аффекта, он оскорбил ненавистного соперника, назвав его провинциальным выскочкой, а затем вызвал на дуэль, которая состоялась в той роще, где когда-то Чулкатурин прогуливался с Лизой.
Однажды в разговоре с Безменковым Лиза призналась, что будет жить воспоминаниями о несостоявшемся женихе, и что она благодарна судьбе за то, что в её жизни была настоящая взаимная любовь. Подслушав эту беседу, Чулкатурин ещё больше отчаялся.
Эти откровения стали фатальными для его физического и психического самочувствия. Спустя пару недель девушка стала женой Безменкова. Вскоре после этого Чулкатурин заболел.
Вывод
В литературе 19 века часто поднималась тема «лишних людей» и стала одним из наболевших вопросов. К появлению такого определения писателей привела история. Исторические события тех лет сыграли определенную роль в формировании личностей, которые страдают от своей ненужности и неприкаянности, увядают в самом начале жизненного пути и в отчаянии задают себе вопрос: «Для чего я жил?»
Человек, называемый «лишним», не идет по проторенной дорожке светских людей. Это тип человека с трагической судьбой. Именно такого «лишнего» героя и вывел на страницы своей повести И. С. Тургенев. Тема «лишнего человека» актуальна и сейчас, поэтому многие читатели обращаются все чаще к книгам известных писателей, великих мастеров слова.
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Дневник лишнего человека»: краткое содержание, сюжет, герои произведения
О повести
Работу над повестью Тургенев закончил еще в Париже в 1850 году. «Дневник» и начинает в творчестве писателя тему «лишнего человека». Автор обращался к ней и раньше, но если предыдущие произведения были проникнуты иронией и полемикой, то основой «Дневника» является более объективный и глубокий психологический анализ. Писателя особо занимает проблема основательного изображения характера, в этом и кроется тургеневский психологизм, но уже на реалистичной основе, а не романтической.
Вам будет интересно: Гюстав Флобер, «Саламбо» (исторический роман): краткое содержание, отзывы
Сам автор считал «Дневник» удавшимся произведением. В этой повести Тургенев не дает объяснения такому типу людей, не раскрывает глубоко идеологические и общественные связи и отношения. Но здесь уже обозначены симптомы, однако неясны пока причины и методы лечения. Автор «Дневника» Чулкатурин наделен чертами «лишнего человека», но у него еще нет того интеллектуального и нравственного превосходства над окружающими, которое отметит позднее в других своих произведениях и Тургенев, и другие представители литературы 19 века.
Вам будет интересно: Пьеса Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот»: краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация
Краткий обзор
Вам будет интересно: Научно-фантастический роман Жюля Верна (в соавторстве с Андре Лори) «Пятьсот миллионов бегумы»: краткое содержание, персонажи
Создавая образ главного героя «Дневника лишнего человека», Тургенев выступает как мастер-реалист. Раскрывая жизнь «избранных», не забывает о пошлых, самодовольных и злобствующих представителях дворянского общества. Лирический тон прозы Тургенева постепенно сменяется обличительными нотами, что соответствует облику персонажа.
Автор устами героя иронично описывает общество города: «скроенный, словно из залежалого материала», «желтенькое и язвительное существо». К таким собирательным характеристикам Тургенев будет прибегать и позже. То раскрывая их типы, то ограничиваясь скупыми набросками, автор будет создавать бытовой фон, на котором и происходит нравственная драма его героев. Для полного раскрытия образа Тургенев в «Дневнике лишнего человека» представляет героя через его исповедь.
Наедине с собой
Краткое содержание «Дневника лишнего человека» начнем с того, как доктор поведал своему пациенту Чулкатурину о его скорой смерти. Узнав, что ему осталось жить недели две, он начинает вести дневник. Первую запись в нем он сделал 20 марта. Поведать свои невеселые мысли некому, и Чулкатурин пытается понять, как и для чего прожиты его тридцать лет.
Родители его были богатыми людьми. Отец быстро все спустил, играя в карты. От былого состояния осталась небольшая деревенька Овечьи Воды, где он сейчас и умирал от чахотки. Мать была гордая женщина и переносила семейные несчастья смиренно, но был в этом какой-то упрек окружающим. Мальчик ее побаивался и был привязан больше к отцу. Светлых воспоминаний о детстве почти не было.
После смерти отца Чулкатурин переехал в Москву. Университет, немногочисленные знакомые, служба мелкого чинуши – ничего особенного, жизнь совершенно лишнего человека. Это слово очень ему нравится, потому что только оно передает точно смысл его существования, и он пишет его в свой предсмертный дневник.
Первая любовь
«Дневник лишнего человека» Тургенев продолжает рассказом о том, как в минуты отчаяния вспомнил Чулкатурин небольшой городок, где посчастливилось ему провести несколько месяцев. Познакомился он там с важным чиновником уезда Ожогиным. У него были жена и дочь Лиза, очень живая и симпатичная особа. В нее-то и влюбился молодой человек, чувствующий себя неловко в присутствии дам. Но отныне Чулкатурин расцвел душой.
Лиза принимала общество Чулкатурина, но особых чувств к нему не испытывала. Однажды они вдвоем отправились за город, наслаждались тихим вечером и красивым закатом. Красота окружающего и близость влюбленного в нее человека пробудили в Лизе трогательные чувства, и девушка расплакалась. Чулкатурин отнес эти перемены на свой счет. Вскоре у Ожогиных в гостях появился молодой князь Н., приехавший из Петербурга. В душе Чулкатурина сразу зародилось неприязненное чувство к столичному офицеру.
Соперник
Неприязнь Чулкатурина переросла в тревогу и отчаяние. Как-то раз, разглядывая в доме Ожогиных свое лицо в зеркале, Чулкатурин увидел, как в комнату вошла Лиза и, увидев его, тут же тихонько выскользнула из комнаты, избегая встречи с ним. На следующий день он опять пришел в их дом, когда все обитатели дома Ожогиных собрались в гостиной. Узнав, что князь весь вчерашний вечер был у них, молодой человек принял оскорбленный вид и надул губы, чтобы наказать Лизоньку немилостью.
Тут в гостиную вошел князь, Лиза раскраснелась при виде его, и Чулкатурину стало понятно, что девушка влюблена в князя. По напряженной улыбке, по надменной молчаливости и бессильной злости князь сообразил, что перед ним отвергнутый соперник. Окружающим все стало понятно, и к Чулкатурину относились как к больному. А он же все больше становился напряженным и неестественным.
Лишний человек
Продолжаем пересказ «Дневника лишнего человека» Тургенева. Между тем уездный давал бал. Князь был в центре внимания, на Чулкатурина никто не обращал внимания. От унижения он взорвался и обозвал князя выскочкой. В той самой роще, где он прогуливался с Лизонькой, состоялась их дуэль.
Чулкатурин ранил князя сразу же, а тот, окончательно унизив соперника, выстрелил в воздух. Дом Ожогиных отныне закрылся для него. На князя смотрели как на жениха, но он вскоре уехал, так и не сделав девушке предложения.
На этой печальной ноте герой произведения «Дневник лишнего человека» завершает свою исповедь.
Человек контрастов
Вывод
В литературе 19 века часто поднималась тема «лишних людей» и стала одним из наболевших вопросов. К появлению такого определения писателей привела история. Исторические события тех лет сыграли определенную роль в формировании личностей, которые страдают от своей ненужности и неприкаянности, увядают в самом начале жизненного пути и в отчаянии задают себе вопрос: «Для чего я жил?»
Человек, называемый «лишним», не идет по проторенной дорожке светских людей. Это тип человека с трагической судьбой. Именно такого «лишнего» героя и вывел на страницы своей повести И. С. Тургенев. Тема «лишнего человека» актуальна и сейчас, поэтому многие читатели обращаются все чаще к книгам известных писателей, великих мастеров слова.