Дневной стационар психоневрологического диспансера что это такое
Дневной стационар – когда и кому
Наряду с амбулаторным и стационарным видами лечения все большее распространение получает оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров. Это своеобразный промежуточный вариант между амбулаторным режимом и стационарным лечением. Дневной стационар организуется для осуществления лечебных и диагностических мероприятий при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Общие показания к госпитализации в дневной стационар
На лечение в дневной стационар поликлиники могут направляться следующие больные:
Порядок госпитализации в дневной стационар
Направление в стационар дневного пребывания выдают врачи первичного звена. Госпитализация производится в плановом порядке. При приеме в дневной стационар пациент должен быть первично осмотрен врачом дневного стационара, поскольку план мероприятий по лечению (дату начала лечения, длительность курса лечения, методы обследования, время прихода и длительность пребывания в дневном стационаре и др.) определяет врач дневного стационара для каждого больного индивидуально.
Перед выпиской из дневного стационара производится заключительный осмотр больного врачом дневного стационара, а при необходимости – врачом-специалистом поликлиники, направившим больного в дневной стационар. В день выписки больного из дневного стационара амбулаторная карта передается лечащему врачу через регистратуру с заполненным эпикризом.
В случаях, когда необходимые виды помощи выходят за рамки возможностей медицинской организации, пациент должен быть переведен в медицинскую организацию с соответствующими возможностями.
Условия пребывания в дневном стационаре
Общий объем медицинской помощи, предусмотренный в дневном стационаре
Обеспечение лекарственными препаратами в дневном стационаре осуществляется бесплатно, согласно утвержденному главным врачом формуляру дневного стационара в пределах установленных тарифов и в соответствии с госгарантиями.
Отказ при приеме в дневной стационар
В случае отказа в госпитализации врач дневного стационара в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации делает запись о причинах отказа в госпитализации и принятых мерах с письменным ознакомлением больного. В случае конфликтных ситуаций пациент имеет право обратиться в администрацию поликлиники.
Приложение N 13. Правила организации деятельности дневного стационара (отделения) психоневрологического диспансера (психиатрической больницы)
Правила
организации деятельности дневного стационара (отделения) психоневрологического диспансера (психиатрической больницы)
С изменениями и дополнениями от:
13 сентября 2018 г.
2. Дневной стационар является структурным подразделением психоневрологического диспансера или психиатрической больницы и предназначен для оказания психиатрической помощи пациентам, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.
3. Дневной стационар организуется не менее чем на 15 пациенто-мест. Койки, предназначенные для обеспечения кратковременного постельного режима по медицинским показаниям при проведении лечебных мероприятий, рекомендуется устанавливать в количестве не более 10% от числа мест.
4. Организационная структура и штатная численность медицинского и иного персонала дневного стационара устанавливаются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению N 14 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом.
5. Оснащение дневного стационара осуществляется в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению N 15 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному настоящим приказом.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
7. На должность врача дневного стационара назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям по специальности «психиатрия».
Информация об изменениях:
8. На должность медицинской сестры дневного стационара назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием 2 по специальности «сестринское дело».
9. Дневной стационар осуществляет следующие функции:
активная терапия психозов у пациентов, сохраняющих упорядоченное поведение, в том числе для долечивания и реабилитации после выписки из стационара;
предотвращение повторных госпитализаций у пациентов, нуждающихся в активной терапии;
осуществление психосоциальной терапии и медико-психосоциальной реабилитации пациентов;
коррекция совместно с врачом-психиатром участковым семейных, бытовых и производственных отношений;
бригадное обслуживание пациентов;
привлечение пациентов к участию в выполнении лечебно-реабилитационных программ;
ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.
Информация об изменениях:
1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).
2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).
Так ли страшно лечиться в психоневрологическом диспансере? Развеиваю мифы личным опытом
Сегодня я хочу рассказать о своем опыте хождения на дневной стационар психоневрологического диспансера (ПНД), а также развеять мифы об этом. Нет, я не псих, просто у меня органическая бессонница уже 12 лет – последствие аутоимунного заболевания.
Про миф
И прежде всего хочу развеять миф о том, как страшно попадать в психушку и что вообще это клеймо на всю жизнь.
Во-первых, никому вообще до этого нет дела. Я являлся свидетелем по уголовному делу, выступал на суде, и мне необходимо было при подписи своих показаний указывать, состою ли я на учете в ПНД. Я честно говорил, что состою, но не по месту регистрации (а по месту жительства). Однако же все три следователя махали рукой на указание этого немаловажного факта и – если говорить проще – попросту на это забили.
Возможно, в госучреждениях справка из ПНД по месту регистрации и сыграет какую-то роковую роль, но никто вам не запрещает самому выбрать себе ПНД и наблюдаться там – это нигде не фиксируется. Такой вот лайфхак.
Во-вторых, в ПНД как таковом в принципе нет ничего страшного. В различных фильмах (наподобие «Полета над гнездом кукушки» или «Колодца смерти») для большего накала показывают психушки со всякими страшными психбольными, которые чуть ли не набросятся на вас и станут жрать. Да, в полноценной дурке, то есть именно клинике, не стационаре, да, там бывают буйные больные. Но их держат на галоперидоле и прочих сильнодействующих лекарствах, чтобы они не буйствовали и становились как зомби.
Да, вы будете встречать таковых и в дневном стационаре ПНД изредка – но они абсолютно безобидны. В какой-то степени благодаря этому самому галоперидолу. И да, в ПНД в больничную робу никого не переодевают – это никому не надо опять же. В клинике есть отдельные отделения для буйных и для реабилитационных.
Что же касается полноценных клиник, то там все немного наоборот. Там достаточно много молодых людей возраста 20-25, и попадают они туда с серьезными диагнозами. Никто просто так вас туда не засунет. Моя бывшая жена попала в двухтысячные в первый раз с обострением маниакально-депрессивного психоза в 21 год, девушка Л. того же возраста в наши дни, о которой я только что сказал, лежала там с шизофренией, и третья, распространенная среди молодых людей, болезнь – это биполярное аффективное расстройство (он же БАР), чем сейчас часто подменяют маниакально-депрессивный психоз, что не есть корректно, но я не буду углубляться. Сейчас, к примеру, обе девушки, которые ходят в ПНД одновременно со мной, страдают от биполярки.
Пенсионеры там тоже есть, но их меньше, чем молодых людей (а среднего возраста так вообще почти нет). Их обычно сдают родственники, которым лень возиться с теми заболеваниями, которые у них есть – начиная с той же деменции. В клинике есть библиотека, для ходячих проводятся различные мероприятия, например, дискотеки, есть и кружки по интересам.
Почему я говорю «ходят в ПНД»? Потому что это и правда хождение как на работу, ты приходишь туда к 10 часам на завтрак (обычно это несладкая каша или творожная запеканка от «Севера») + йогурт + чай или какао). Затем все идут получать дневные лекарства + вечерние выдают на руки, строго дозу на сегодняшний день, а в пятницу – дозы всех лекарств на выходные. После чего у тебя есть свободное время до обеда в час дня. Обед, честно скажу, не пять звезд, поэтому на него остаются не все.
Два с половиной часа с момент завтрака и до обеда – это свободное время, больные общаются со своим психиатром, рассказывают, как у них дела, как спали, что было накануне вечером; посещают, если нужно, психолога, либо идут на уколы или иные процедуры. Есть также отдельная группа человек в 10–15, которые находятся на так называемой реабилитации – это те, за кем нужен круглосуточный уход, но они содержатся отдельно от других, и они с ними пересекаются только в столовой на завтрак или обед.
После обеда все идут домой. Я обычно завтракал, принимал лекарства, общался со своим психиатром, а потом шёл домой. Поскольку я там второй раз был из-за обострения бессонницы, мне можно было иметь такой свободный график. Но, помимо меня, так уходить можно разве что 2-3 человекам, и я встретил примерно 10 знакомых лиц, которые были пару лет назад. То есть постоянные клиенты, так сказать.
Одним словом, подводя итоги, хочу сказать, что ничего страшного в дневных стационарах для душевнобольных людей нету, и если вы замечаете за собой какие-нибудь проблемы, то обратиться к психиатру ничего страшного с собой не принесет.
Дневной стационар психоневрологического диспансера что это такое
г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64
Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru
Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:
Воскресенье: выходной
В настоящее время система дневных стационаров динамично развивается. Это удобно и самим пациентам – ведь в дневном стационаре они пребывают всего по несколько часов в день, а в остальное время находятся в окружении семьи и привычной домашней обстановке. В то же время здесь проводятся все необходимые лечебные процедуры и манипуляции.
Сколько времени пациент находится в дневном стационаре?
Как правило, время пребывания в дневном стационаре не превышает 4-х часов. За это время пациент может получить сеанс психотерапии (как индивидуальной, так и коллективной), экспериментально-психологическое обследование и лекарственную терапию. Во время пребывания в дневном стационаре пациенты получают лечение в комфортабельных палатах под наблюдением медицинского персонала. Там же ведется контроль основных показателей жизнедеятельности организма (артериального давления, частоты и правильности сердечного ритма), так как некоторые лечебные манипуляции требуют медицинского наблюдения за состоянием пациента в течение 2-4 часов после их проведения. С находящимися на лечении пациентами работают врачи соответствующего профиля, квалифицированные медицинские сестры, медицинский психолог.
Питание пациентов в условиях дневного стационара не предусмотрено.
Психотерапевтическая помощь для пациентов дневного стационара.
На базе стационара организованы как индивидуальная, так и групповая формы психокоррекционной помощи и психологического консультирования. Регулярно проводятся тематические психообразовательные семинары для различных групп пациентов.
Наиболее эффективным методом немедикаментозного лечения большинства психоэмциональных расстройств по данным Всемирной организации здравоохранения считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Медицинский психолог является ведущей групповой психотерапии, организованной на отделении дневного стационара, где применяя методы и техники когнитивно-поведенческого подхода оказывает помощь пациентам с пограничными нервно-психическими расстройствами.
Программа групповой работы предполагает от 14 до 16 сессий по 2 часа, дважды в неделю, по понедельникам и четвергам, с 11.00 до 13.00.
Чтобы стать участником групповой терапии, необходимо:
•Получить направление на отделение дневной стационар от участкового врача-психиатра;
•Получить рекомендацию на групповую психотерапию от лечащего врача-психиатра отделения дневного стационара;
•Пройти экспериментально-психологическое обследование при необходимости (решение принимает лечащий врач-психиатр отделения);
•Записаться в группу когнитивно-поведенческой терапии у медицинского психолога отделения дневного стационара.
Важно, чтобы пациент имел время, необходимое для посещения групповой психотерапии без пропусков.
Психотерапевтическая помощь для пациентов дневного стационара. На базе стационара организованы как индивидуальная, так и групповая формы психокоррекционной помощи и психологического консультирования. Регулярно проводятся тематические психообразовательные семинары для различных групп пациентов.
Наиболее эффективным методом немедикаментозного лечения большинства психоэмциональных расстройств по данным Всемирной организации здравоохранения считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Медицинский психолог является ведущей групповой психотерапии, организованной на отделении дневного стационара, где применяя методы и техники когнитивно-поведенческого подхода оказывает помощь пациентам с пограничными нервно-психическими расстройствами.
Программа групповой работы предполагает от 14 до 16 сессий по 2 часа, дважды в неделю, по понедельникам и четвергам, с 11.00 до 13.00.
Чтобы стать участником групповой терапии, необходимо:
· Получить направление на отделение дневной стационар от участкового врача-психиатра;
· Получить рекомендацию на групповую психотерапию от лечащего врача-психиатра отделения дневного стационара;
· Пройти экспериментально-психологическое обследование при необходимости (решение принимает лечащий врач-психиатр отделения);
· Записаться в группу когнитивно-поведенческой терапии у медицинского психолога отделения дневного стационара.
Важно, чтобы пациент имел время, необходимое для посещения групповой психотерапии без пропусков.
© ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР» 2021
Дневной стационар психоневрологического диспансера что это такое
Психиатрическая помощь является многокомпонентной и включает в себя не только обследование и наблюдение врачом-психиатром, но и привлечение других специалистов – психотерапевта, психолога, социального работника. Это так называемая полипрофессиональная бригада, в которой у каждого специалиста есть своя профессиональная задача (Былим И.А., Севрюгин Д.В. [2], Казаковцев Б.А., Ястребов В.С., Митихина И.А., Митихин В.Г. [8]). Основное назначение психолога в психиатрическом учреждении состоит в проведении совместно с психиатрами и другими специалистами диагностической, экспертной, реабилитационной, психокоррекционной и профилактической работы с больными (Казаковцев Б.А. [6]).
Психолог оказывает помощь врачу-психиатру на различных этапах обследования, лечения и экспертизы больного, а также участвует в разработке социально-психологических рекомендаций в целях интеграции больных в обществе.
В дневном стационаре психиатрического учреждения при работе психолога действуют общие принципы оказания психологической помощи, однако имеются особенности, имеющие связь и с психическим состоянием пациента, и с условиями оказания психиатрической помощи. В целом это связано с особенностями дневного стационара как промежуточной формы оказания психиатрической помощи, завоевавшей за последнее время значимость при лечении психически больных (Вялов С.С. [4], Казаковцев Б.А. [9], Некрасов М.А. [12]) Психопрофилактика, современное понимание [14]).
Дневные стационары входят в структуру первичной медико-санитарной сети (поликлинической), что обуславливает достаточную свободу пациентов, их осознанный выбор в получении помощи, возможность использовать альтернативные условия (Казаковцев Б.А. [7], Комаров Ю.М. [10], Шеллер А.Д., Волчкова Т.Ф., Бервинова Н.В., Лычкова Ю.В., Шмидт С.П. [16]).
С точки зрения оказания помощи это способствует большой преемственности на разных этапах лечения и реабилитации, использование всех ресурсов интенсивной терапии и полипрофессионального (в том числе и психологического) воздействия, в условиях большей адаптации пациентов (Волчкова Т.Ф., Дроздовский Ю.В. [3], Жабоева С.Л., Совенко Г.Н., Полев А.В., Губарев Ю.Д. [5], Кошелев В.В., Муравьева М.Р. [11], Прилипко Н.С., Разумов А.Н. [15]). Для больных шизофренией это особенно важно в адаптационном плане.
Важное значение промежуточные формы оказания психиатрической помощи имеют в геронтопсихиатрической практике (Брунова С.Н., Руженская Е.В. [1], Пичугина Н.А. [13]). Это значимо не только для самих больных, но и для работы психолога, т.к. в данной категории большой процент занятости занимает не только психодиагностика, но и психокоррекция выявленных психических расстройств. Пожилой пациент, не теряющий связь с домом, менее тревожен, более настроен на занятия, имеет выраженную поддержку в семье.
В целом же организация работы психолога в дневном стационаре соответствует общим принципам организации психологической службы в психиатрии, и нормативной базе по специальности психология.
Основной формой деятельности психолога является экспериментально-психологическое исследование.
Применение психологических методик позволяет улучшить данные о характере и структуре психических изменений, о степени нарушений и сохранности психических функций.
Содержание и объем работы психолога различны, в зависимости от количества больных, тяжести выявленной патологии и поставленных перед психологом задач.
Практическими задачами, в работе психолога являются:
— психологический анализ и оценка степени и структуры нарушений при проведении психической экспертизы (трудовой, судебной, военной и др.);
— психологическое обследование (объективизация динамики психического состояния) в процессе психофармакологической терапии в целях учета эффективности различных видов лечебного воздействия;
— психологический анализ особенностей интеллектуальной деятельности и мотивационной сферы для обследования и выбора учебных и трудовых рекомендаций с целью профилактики инвалидизации больных молодого возраста;
— психологический анализ структуры нарушений психической деятельности при соматических заболеваниях.
Прием пациента психологом должен проходить в специально оборудованном кабинете. Помещение психологического кабинета (лаборатории) должно удовлетворять особым требованиям, которые предъявляет специфика экспериментально-психологической работы. Помещение должно быть светлым, небольшим по площади, обязательно изолированным от постороннего шума.
Экспериментально-психологическое исследование недопустимо в комнате, где работают другие лица (врачи). Психолог должен быть обеспечен методическими пособиями, таблицами и аппаратурой.
Исследовать больного в палате следует в исключительных случаях, когда психологические данные крайне необходимы, а больной не может быть доставлен в кабинет психолога.
Методические пособия для исследования интеллектуально-мнестических функций: «классификация предметных картинок» – 70 карточек, «исключение предметов» – 20 карточек, методика Леонтьева (две серии), набор пословиц и метафор с соответствующими фразами, «последовательность событий» – одна-две серии красочные, остальные копии, в том числе по Битструпу), «сюжетные картинки», методика «Выгодского», «куб Линка», методика Коса (с чертежами), «доски Сенега» (6 вариантов), набор рассказов (печатные и изготовленные крупным шрифтом), классификация геометрических фигур, черно-красная таблица, таблицы Шульта (5 штук), «выбор ценностей», «Клипец».
Бланковые методики: «простые аналогии», «сложные аналогии», «существенные признаки», «исключение понятий», «корректурная проба», «счет по Крепелину», методика Эбингауза, набор для ММРI, методика Розенцвейга, методика Роршаха, методика Векслера.
Методические пособия для исследования эмоционально-волевой сферы: модифицированный опросник Шмишек, стандартизированный многофункциональный метод исследования личности (ММРI, СМОЛ), шкала самооценки Спилберегера Ч.Д., Ханина Ю.Л, тест Кеттелла (16 факторный опросник), метод цветовых выборов, модификация восьми цветового теста Люшера, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), Наnd-тест, АРТ-тест, опросник Айзенка, методика УНП, тест САН, опросник УСК, опросник КОС, тест Томаса, тест Стреляу, порог активности, краткий ориентировочный тест, школьный тест умственного развития, тест мотивации одобрения, тест родительского отношения, тест Басса – Дарки, тест склонности к риску, тест эмоциональной напряженности, тест Дженкинса, тест Лири, тест САН.
Основным принципом построения психологического исследования является моделирование обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, общении; направленность на качественный анализ психической деятельности больных, точная и объективная регистрация эксперимента.
Одной из основных задач, стоящей перед психологом, является помощь психиатру в дифференциально-диагностической работе. Психологическое исследование должно быть направлено на качественный анализ различных форм нарушения психики.
Принципы качественного анализа являются крайне важными. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения эксперимента, а их структура и анализ, дают возможность оценить особенности психической деятельности больного.
При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение больного к исследованию.
Сущность психологического эксперимента состоит в том, что, предлагая то или иное задание, психолог просит больного проделать определенную работу в заданном или собственном режиме. В ходе эксперимента фиксируются реакции больного, его высказывания вопросы, поведение. Задание должно быть содержательным, а инструкция к нему – краткой, четкой, понятной и мотивированной. Такой принцип делает психологический эксперимент похожим на прием «функциональной пробы».
Экспериментально – психологическое исследование состоит из нескольких этапов:
1. Изучение истории болезни. Знание анамнеза, психического статуса, а так же других клинических данных дают возможность психологу сформулировать конкретные задачи эксперимента, сделать выбор методик.
2. Проведение психологического эксперимента. Его нужно начитать только после того как с больным установлен благожелательный контакт и взаимопонимание. Задачу следует ставить четко, а инструкцию давать в доходчивой форме. Нужно удостовериться, что больной все понял, и только после этого предъявлять задание.
Опыт показывает, что свыше 1,5 часов с больным работать нельзя. Он утомляется, восприятие ухудшается, что отражается на результатах. Поэтому в условиях стационара его следует проводить в течение двух дней.
Эксперимент следует проводить в утренние часы, в спокойной обстановке, наедине с больным. Это облегчает контракт, позволяет установить доверительные отношения с пациентом, настроиться на утренний позитивный лад. Кроме того, это имеет значение при обследовании пациентов с выраженной астенической симптоматикой. Данная симптоматика не редкость в психиатрической практике, и не всегда является симптомом основного психического расстройства. Астенические появления часто являются спутником органической утомляемости, или действия нейролептиков. Это значительно затрудняет процесс психологической диагностики или психокоррекции и требует учета в работе.
По окончании эксперимента проводится беседа, в которой экспериментатор разъясняет, дает рекомендации, при необходимости, успокаивает.
Многие методики требуют определенной обработки и подсчета, составления графиков. Психолог анализирует и составляет способы работы и ошибки по разным методикам.
По данным психологического исследования составляется заключение. Оно пишется по определенной схеме и должно содержать ответ на поставленный клиникой вопрос. Нарушения психики должны подтверждаться фактами, полученными в эксперименте, или базироваться на примерах суждений и действий больного.
В конце заключения суммируются наиболее важные данные, полученные при исследовании.
Диагноз заболевания не ставится, так как это должен делать психиатр, на основании полного клинического обследования больного. Заключение не должно дублировать психический статус больного. Оно дополняет клиническое описание сведениями, которые нельзя получить, не проводя психологического эксперимента.
При необходимости, при психологическом обследовании, также, как и при психиатрическом, существует понятие комиссионного обследования. В сложных случаях проводятся психолого-психиатрические комиссии или консилиумы.
Таким образом, в дневном стационаре психиатрического учреждения при работе психолога действуют общие принципы оказания психологической помощи, однако имеются особенности, имеющие связь и с психическим состоянием пациента, и с условиями оказания психиатрической помощи. Дневные стационары входят в структуру первичной медико-санитарной сети (поликлинической), что обуславливает достаточную свободу пациентов, их осознанный выбор в получении помощи, возможность использовать альтернативные условия С точки зрения оказания помощи это способствует большой преемственности на разных этапах лечения и реабилитации, использование всех ресурсов интенсивной терапии и полипрофессионального (в том числе и психологического) воздействия, в условиях большей адаптации пациентов Психолог оказывает помощь врачу-психиатру на различных этапах обследования, лечения и экспертизы больного, а также участвуют в разработке социально- психологических рекомендаций в целях интеграции больных в обществе.