До чего доводят мечты
«Куда приводят мечты», или кто на самом деле создает рай и ад
Крайне редко в отзывах зрителей о фильме стоят рядом «очень тяжелый» и «смотрю в десятый раз с удовольствием». Но любой, кто смотрел «Куда приводят мечты», поймет, как такое может быть: шедевр В.Уорда вызывает очень сложные эмоции и в то же время дарит удивительный свет, ради которого его хочется пересматривать снова и снова. И хотя критики определяют жанр фильма как фантастическую мелодраму, нетрудно заметить, что по стилистике, содержанию и образному ряду он очень близок к сказке. По большому счету, «Куда приводят мечты» — это и впрямь красивая сказка для взрослых, но сказка очень непростая, с глубинными смысловыми и визуальными пластами.
Какие произведения послужили литературной основой фильма?
История Криса, спустившегося в ад за Энни, сильно напоминает древнегреческий миф об Орфее, спустившемся в Аид (подземное царство мертвых) за своей возлюбленной Эвридикой. А сам образ ада и проводника в нем воскрешают в памяти «Божественную комедию» Данте. Можно сказать, что Уорд по-своему пытается раскрыть одну из сложнейших тем европейской культуры, а именно тайну жизни и смерти, о чем недвусмысленно намекает само название фильма.
В чем смысл названия?
Перевод оригинального названия фильма и книги — «What Dreams May Come» — может несколько сбить с толку, потому что английское слово «dreams» означает одновременно и «мечты», и «сны», а само предложение — цитата из одного из монологов Гамлета, являющаяся эпиграфом к книге Мэтисона. Но, поскольку «Какие сны в том смертном сне приснятся» в качестве названия прокатчикам не подошло, фильм получил новое имя.
Что послужило основой визуального ряда?
Фильм Уорда вряд ли производил бы столь сильное впечатление, если бы в его видеоряд не были заложены знаковые образы европейской художественной культуры. Критики насчитали как минимум пять источников визуального ряда: это живопись Возрождения, творчество прерафаэлитов, картины Дали, триптихи Босха, а также современный китч в виде слащавых открыточек с херувимами.
В чем смысл фильма?
«Куда приводят мечты», как и любой хороший фильм, содержит не один, а множество смысловых пластов, и все же один из них, самый интересный, не так часто отмечается зрителями. Речь идет о материальности мысли в самом прямом смысле слова: наш мир что в этой, что в загробной жизни есть то, что мы думаем. Все наши мысли и поступки имеют последствия, м неважно, нравится это нам или нет. При желании даже ад и рай можно интерпретировать как развернутые метафоры процессов, происходящих в нашем сознании.
Другой смысловой пласт связан с еще одной вечной темой — смыслом жизни. Ничего принципиального нового режиссер не говорит: смысл жизни в том, чтобы любить, не замыкаться в скорлупе своего эгоизма, служить своему делу, короче, «наш ад — это жизнь впустую». Убедительность этим мыслям придает психологическая достоверность чувств и поступков героев, неожиданная в фантастическом фильме. В какой-то момент наиболее скептически настроенный зритель начинает верить, что любовь не прекращается вместе с жизнью, а сила духа способна победить даже ад. И ради этого ощущения фильм хочется пересматривать.
В чем смысл финальной сцены?
В финале фильма зритель видит мальчика и девочку у реки, неуловимо похожих на Криса и Энни. Имеем ли мы дело с воспоминанием (на это намекает закадровый голос главного героя) или души вернулись на Землю в новом облике, как и планировали? Режиссер не дает ответа, позволяя зрителю трактовать сцену так, как тот сочтет нужным. Одно несомненно: больше Крис и Энни не расстанутся.
Интересные факты
Поскольку абсолютное большинство сцен фильма разворачиваются в ином мире, Уорд решил прибегнуть к необычному визуальному приему, использовав редкую кинопленку Fuji Velvia. Она создает необычайно. насыщенную, «неземную» цветовую гамму фильма. К сожалению, оригинала фильма, снятого на Fuji Velvia, ныне не существует: он сгорел вместе с другими лентами во время пожара в видеохранилище киностудии в 2008 г.
Хотя создается впечатление, что обстановка чуть ли не всех ключевых сцен фильма — дело рук компьютерных графиков, на самом деле Уорд широко использовал натурные съемки. Так, основой для «адских» сцен послужили интерьеры полуразрушенного авианосца «Oriskany» и бассейна военно-морской базы — правда, компьютерные графики все же изрядно потрудились над их преображением. В итоге единственный «Оскар», который получил фильм, был как раз за визуальные эффекты.
Куда приводят мечты. Книга. Фильм. Немного спойлеров.
Стоит отметить, что сюжет книги и фильма значительно отличается. И именно по этой причине фильм гораздо интереснее книги.
Книга: Однажды утром в двери брата главного героя постучала странная женщина-экстрасенс, которая вручила ему книгу, надиктованную лично ей его умершим братом, в которой покойный рассказывает родственнику о том, как он умер, и что пережил, как в момент смерти, в первые дни (хотя в том мире за чертой понятие времени сильно абстрактно и не более, чем слово), так и в момент, когда решил спуститься в Ад, чтобы найти и спасти любимую жену-атеистку, покончившую с собой.
Если выразить кратко мое мнение, то в книге слишком много эзотерики, понадерганной из массы источников, в убыток сюжету. В процентном соотношении это будет примерно 30% сюжет и 70% лекций, направленных на то, чтобы рассказать главному герою, Крису, что да как происходит с душой после смерти, куда он попал, кто все эти люди, почему все выглядит так, а не иначе, что такое реинкарнация и зачем она нужна. Это все равно, что «Загробная жизнь для чайников». Наверное, по этой причине все описанное в книге очень быстро откладывается на подкорку и не остается в активной памяти, потому что у людей, живущих в один век с Битвой экстрасенсов уже и без этой книги все эти знания есть на уровне подсознания. И описания загробного мира так много, что иногда становилось откровенно скучно. Да и герой, взрослый дядька, порой вел себя, как недалекий подросток, восторженно хлопающий глазами, и больше интересующийся замками, которые строились сами собой под музыку, почему вода не мокрая, почему нет солнца и какая у него милая снова живая собака, чем тем, что будет теперь хотя бы с его младшими детьми, которые из-за поступка матери остались сиротами.
Однако, не смотря на подобную инфантильность главного героя, мне понравились моменты с рассказом о том, почему не стоит общаться с мертвыми усилиями экстрасенсов, откуда берутся все наши идеи и видение их воплощений, почему все религии верны, и все споры на этот счет бессмысленны, что такое Ад и где он находится, что есть душа и мысли и почему нужно верить в Бога.
Что не понравилось? То, что все это не имеет отношения к сюжету. С тем же успехом можно предположить, что автор просто хотел выдать все эти накопленные сведения о жизни за чертой читателю, чем довести его до катарсиса щемящей историей любви двух родственных душ. Будто эта история только повод, который служил лишь периодическим вкраплением в лекции о загробной жизни.
Совсем иначе обстоит дело с фильмов. Меня трудно растрогать, но даже я проревела все 2 часа, пока не начались финальные титры. Наверное, потому что герои здесь более живые, хотя и играют мертвых. Потому что Робин Уильямс, который недавно свел счеты с жизнью, не смотря на то, что он играл в фильме, где очень правдиво показан настоящий Ад, в котором застревают души самоубийц. Потому что в отличие от книги, герой не забивает на своих детей, не смотря на то, что по фильму они погибли 4-мя годами ранее, а ищет их души и находит в самых необычных местах, в самых необычных обликах и в самый неожиданный момент. Потому что невероятный визуальный ряд. Шутка ли, что Рай героя Уильямса- картины его любимой жены. Потому что каждый кадр выписан до мелочей и являет собой просто пиршество для глаз. Потому что невероятной красоты моменты с лиловым деревом и невероятного ужаса картины Ада.
Я бы не стала проводить параллели с Божественной комедией, хотя и там и там есть герой, проводник, и экскурсии в Раю и в Аду, но почему-то такая ассоциация присутствует, хотя в отличие от бессмертного творения Данте книга «Куда приводят» мечты уже наполовину стерлась из моей памяти, хотя я прочитала ее всего 2 дня назад. Фильм не вызвал у меня подобных ассоциаций. Наверное, это из-за значительной переработки сюжета, благодаря которой картина только выиграла.
Мой итог: Книгу едва ли снова возьму в руки, все описанные в ней истины есть в Библии и эзотерических книгах. Фильм будет пересмотрен. И не раз.
Будьте добрее, потому что «если бы люди знали, что потом им придется встретиться с последствиями своих поступков и мыслей, мир в момент бы изменился».
От мечты к цели. Почему мы не доводим дела до конца
Порой сложно понять, каково ваше предназначение и чем вы хотите заниматься всю жизнь. Ведь в мире столько всего интересного! С этим и столкнулась Элис Крайп, которая прежде чем стать предпринимателем и начать работать на себя, перепробовала роли организатора досуга в доме престарелых, младшего менеджера в магазине, страхового агента и не только. В своей книге «Мечтай! Планируй! Действуй! Как выбраться из хаоса дел и осознанно двигаться к цели» она не дает универсальных рецептов, как стать успешным, эффективным и построить многомиллиардную компанию, автор делится своим опытом и рассказывает, как мечтать смелее и идти к своим целям. Перевод книги издательства «Альпина Паблишер» появится в продаже уже в конце сентября. Forbes Woman публикует отрывок о том, почему иногда список дел не работает.
Почему у вас ничего не получается?
Не выполнить все намеченные на день дела — это нормально. Все мы с этим сталкивались. Вы начинаете день со списка дел. День заканчивается, а в вашем списке до сих пор остались невычеркнутые пункты. Не все удалось завершить. Ничего страшного! Наступает завтра. Вы переносите вчерашние задачи в сегодняшний список плюс добавляете еще несколько.
Завтра заканчивается. Вы не закончили. Ничего страшного, это нормально.
Ну да! Это действительно нормально. Но еще это замкнутый круг, который можно разорвать. Я бы даже сказала, что вам необходимо его разорвать, чтобы выкроить дополнительное время в своем ежедневном распорядке для «бонусных» дел третьего уровня, которыми вам хочется заниматься.
Есть три причины, по которым вам никогда не удается переделать все дела из списка: недостаток времени, недостаток коммуникации, недостаток интереса.
Иногда из-за какого-нибудь изменения в графике у вас не остается достаточно времени. Иногда из-за ошибки в коммуникации вы не получаете от другого человека что-то, что необходимо вам для завершения одного из дел в списке. А иногда из-за недостатка интереса к проекту вы теряете мотивацию и тянете с работой или откладываете ее.
Вот и все. Есть только три причины, по которым вы могли не завершить нечто, что хотели или должны были сделать к концу дня. Чтобы определить, какая из этих причин не дает вам решить текущую задачу, задайте себе следующие вопросы:
Что идет не так, что не дает мне это сделать?
Откуда я могу взять больше времени на решение этой задачи?
К кому я могу обратиться за помощью в этом деле?
Какой срок необходимо установить и озвучить, чтобы можно было двигаться вперед?
Уверен(а) ли я, что действительно заинтересован(а) в том, чтобы это сделать?
И затем самый главный вопрос:
Что изменится завтра или на следующей неделе, или в следующем месяце, что позволит мне все-таки решить эту задачу?
Эти вопросы полезны, потому что упрощают проблему «Я не могу это сделать». Вместо абстрактного ощущения тупика вы видите реально существующее препятствие и можете начать преодолевать его. Это хорошее упражнение, но важно, чтобы вы не оценивали ни результаты, ни свои ответы. Оцените лишь причину, по которой застопорились, а затем решите, можно ли исправить дело. Не сетуйте на недостаток времени и не ругайте себя за недостаток мотивации.
Если вы начнете связывать с этим процессом рефлексии негативные чувства, вам не захочется повторять такой опыт, и в дальнейшем вы будете вновь совершать все те же ошибки.
Ответить на эти вопросы нужно для того, чтобы исправить ситуацию и разорвать замкнутый круг «я сделаю это завтра». Если хотите, чтобы что-то изменилось, вы должны изменить ситуацию.
Определите свои приоритеты
Один из способов выяснить, что для вас по-настоящему значимо, заключается в том, чтобы сделать шаг назад и посмотреть вперед. Что вам обязательно нужно сделать в этом месяце? Запишите это. Что вы хотели бы сделать в этом месяце? Добавьте и это к списку. Может быть, в списке у вас окажется всего три пункта. Может быть, 12.
Не обдумывайте его слишком тщательно, просто набросайте то, что придет в голову.
Затем в начале каждой недели заглядывайте в свой главный список на месяц и выбирайте оттуда два или три дела, которые хотите выполнить на предстоящей неделе. Некоторые из них могут оказаться однозадачными действиями (к примеру, записаться на прием к дантисту), другие — более сложными и требующими больше времени и усилий (к примеру, упаковать вещи для переезда).
Главное в том, что, какими бы ни были эти задачи, в понедельник, когда начинается новая неделя, вы уже знаете, какие главные дела вам предстоят. Вы знаете, что вам нужно сделать телефонный звонок или необходимо выделить три дня на сборы. Это ваши приоритеты, и они высечены в граните, вне зависимости от того, что еще появится в вашей электронной почте на этой неделе или какая еще идея внезапно осенит вас, когда вы будете принимать душ.
Конечно, вы все равно можете добавить новые задачи, которые возникнут в связи с электронным письмом, к вашему списку.
Конечно, вы все равно можете радоваться новой идее, которая неожиданно придет к вам. Но эти дополнения не могут стать для вас главными на этой неделе. Вы уже знаете, что вам необходимо сделать, потому что заранее установили для себя приоритеты.
Я предлагаю вам сначала посмотреть на месяц вперед, затем рассмотреть недели в пределах этого месяца. Такой график может показаться слишком плотным (если так, попробуйте посмотреть на год или квартал, а затем расставить приоритеты по месяцам).
Или, возможно, вы решите, что недельных приоритетов слишком мало, чтобы держать вас в тонусе (если так, попробуйте в конце каждого дня намечать себе несколько приоритетов на следующий день).
Как и во всем, вам придется поэкспериментировать, чтобы понять, какой вариант больше подходит вам и согласуется с вашим графиком. Этот метод расстановки приоритетов поначалу может показаться неудобным, и в этом нет ничего странного.
Сложно бывает сосредоточиться на чем-то одном или регулярно менять текущий приоритет, если вы привыкли делать несколько дел одновременно или бросаться вперед без особого плана.
Тем не менее результат того стоит. Расстановка приоритетов — один из множества способов взять под контроль свои дни и время. Вы можете провести линию и следовать за ней, выполняя одну важную задачу за другой, — а остальные дела пусть сами выстраиваются вокруг главных.
Второй способ определения приоритетов заключается в том, чтобы выбрать несколько минут — прежде чем сесть за компьютер или заглянуть в телефон — для составления короткого списка того, что вам нужно сделать сегодня. Прежде чем вам на глаза попалось хоть одно отвлекающее сообщение, посмотрите, что у вас в очереди на выполнение? Не исключено, что несколько минут, потраченных на то, чтобы ответить на этот вопрос, помогут вам сосредоточиться на главном для вас в этот день, прежде чем запросы внешнего мира начнут требовать вашего внимания.
Единственное, от чего я предостерегла бы вас, — от расстановки приоритетов на слишком долгий срок. Как правило, список на неделю — этого достаточно. Если бы 1 января вы распланировали свои недельные приоритеты на следующие три месяца, то, скорее всего, быстро отстали бы от графика или вдруг — скажем, 5 марта — поняли бы, что запланированное вами потеряло смысл и значение. Ваши задачи на неделю должны быть выполнимыми и реалистичными, и чем ближе вы находитесь к тому временному отрезку, который планируете, тем лучше понимаете, что на самом деле нужно и что вы реально можете сделать.
Концепция трех дел
В первые дни после рождения Эллери я, конечно, была счастлива, но, кроме этого, у меня все болело, я была измотана и не знала, за что хвататься. Чтобы не сойти с ума, я изо всех сил цеплялась за все, что напоминало мне прежнюю нормальную жизнь. Каждый вечер я выбирала три дела на следующий день.
И прежде чем лечь спать, я их записывала.
В самом начале в моем списке значились невероятно простые вещи. Отправить три письма с благодарностью. Закинуть одну стирку. Отнести в банк полученный чек и зачислить деньги на счет.
Или: Записаться на послеродовой прием к врачу. Заказать новые слюнявчики. Загрузить фотографии.
Всего три дела. Мне приходилось вылезать из постели, принимать душ, есть, кормить и пеленать малышку и выполнять три простые задачи. И все. Так проходили мои дни. И смысл всего этого был не в том, чтобы на самом деле написать три спасибо за поздравления или постирать одежду; смысл был в том, чтобы создать для себя новую нормальность. Мне необходимо было ощутить успех от постановки ежедневных микроцелей и рисования галочек напротив выполненных дел из списка.
Новая «жизненная цель» — воспитать человека, которую я тогда только что добавила в свои планы, ошеломляла. В те первые недели родительство представлялось мне чем-то неизмеримым и огромным (честно говоря, таким оно представляется мне и до сих пор, но я к этому немного привыкла).
В сравнении с ним простые дела, которые я включала в список, выглядели куда более подъемными. Выполнение этих маленьких дел приносило мне чувство удовлетворения, которое помогало держаться на плаву и позволяло лучше выполнять другие, гораздо более масштабные задачи — приходить в себя после родов и ухаживать за младенцем.
Со временем все выровнялось, и я вернулась к более привычному образу жизни. Но пережитое помогло мне понять, насколько важно сосредоточиться всего на нескольких небольших делах, когда над тобой нависают большие и серьезные задачи. Это упражнение полезно не только для молодых мам. Эту технику вы можете попробовать в любой момент, когда вам покажется, что все вышло из-под контроля, или вдруг работа со списками намеченных дел перестанет получаться.
Выберите несколько небольших дел, которые отнимут у вас совсем немного времени — буквально по несколько минут, — и сосредоточьтесь только на них.
Вы справитесь с этими небольшими задачами, а они, в свою очередь, потянут за собой более масштабные дела.
Аргументы по направлению «Мечта и реальность»
Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.
Основные тезисы:
Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.
В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось встать на кривую дорожку: пойти на грабеж и убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: ростовщица обогащались, в то время как множество нищих бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и угрызения совести. Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным нравственным падением и греховностью.
Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.
А. С. Пушкин. «Метель»
Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.
Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбыться.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.
В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.
Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите
Л. Н. Толстой. «После бала»
На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.
А. П. Чехов. «Ионыч»
Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.
И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»
Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.
А. Н. Островский. «Гроза»
Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.
Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»
После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.