До чего могут докопаться при постановке машины на учет
Допы, из-за которых ГИБДД не поставит машину на учет. Список и объяснение
Автомобилисты, которые доработали свою машину, часто сталкиваются с проблемами во время регистрации в ГИБДД. Инспектор отказывает в постановке на учет и отправляет писать заявление на внесение изменений в конструкцию. После чего собственники вынуждены ехать в лабораторию — проходить испытания и получать документы.
Причем часто речь идет не о гаражных кенгурятниках и спойлерах, чип-тюнинге мотора и изменениях в тормозной системе. Проблемы возникают даже из-за сертифицированных декоративных накладок на кузов и дисков другого размера. Нередко отказывают даже из-за оборудования, которое устанавливают официальные дилеры при покупке машины. Autonews.ru выяснил все нюансы про допы и узнал, почему из-за них возникают проблемы.
«Все это просто украшение кузова»
Первые сложности с регистрацией автомобилей, на которые в дилерских центрах ставят кузовные стайлинг-пакеты, начались пять лет назад. Тогда ГИБДД массово начала отказывать автомобилистам в регистрации таких машин и отправлять их в лабораторию за подтверждением безопасности в связи с внесением изменений в конструкцию. Дилеры столкнулись с тем, что готовые машины с сертифицированными допами уезжали от дилера, а потом получали проблемы с постановкой на учет. Тогда компании по установке дорогого европейского тюнинга начали помогать клиентам получать сертификаты в специальных лабораториях. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель такой компании, пожелавший не называть своего имени.
«Первые проблемы возникли с дисками, аэродинамическими комплектами, накладками на капот, зеркалами и спойлерами, которые, к слову, не выходят за габариты автомобиля и никак не влияют на его безопасность. Все это просто внешнее украшение кузова», — рассказал поставщик допоборудования для дилеров.
При этом из-за нестыковок в документах (административный регламент МВД и техрегламент Таможенного союза) владельцев таких машин ждет серьезный квест. Дело в том, что внесение изменений в конструкцию автомобиля можно инициировать только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не в момент выдачи ПТС, а только после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть фактически клиент, купивший, например, автомобиль с дисками большего размера у дилера, не может внести изменения в конструкцию. Сначала он должен купить машину в заводском состоянии, поставить ее на учет в ГИБДД и уже после вернуться к дилеру за понравившимися дисками.
Оборудование, из-за которого машину не поставят на учет | ||
Оборудование | Что говорит производитель | Что говорят в ГИБДД |
Декоративные накладки на кузов, включая зеркала и спойлеры | Официально сертифицировано в ЕС, не влияет на безопасность | Изменения в конструкции, которые нужно проверять в лаборатории |
Насадка на выхлопную трубу | Не меняет конструкцию, не влияет на экологический класс | Меняет конструкцию, меняет экологический класс |
Диски большего размера | Допустимы автопроизводителем и НАМИ согласно ОТТС | Не указаны на самом кузове, значит не испытаны |
Нештатный бампер | Официально сертифицировано в ЕС, не является частью силовой конструкции кузова, безопасно | Изменения в конструкции, которые влияют на безопасность кузова |
Дополнительный свет | Официально сертифицировано, не влияет не безопасность | Изменение конструкции, влияющее на безопасность |
Доработанная внедорожная подвеска | Официально сертифицирована в ЕС под конкретные марки и модели | Изменения конструкции, влияющие не безопасность |
«Многих клиентов эта процедура отпугивает. Для производителей серийного тюнинга ситуация патовая. Если поставить в ряд пять одинаковых автомобилей с нашим тюнингом, то они все будут идентичны. Но меня каждый раз заставляют проходить процедуры внесения изменений в конструкцию для каждого конкретного VIN-номера», — жалуется предприниматель.
По его словам, самым нелогичным является то, что ГИБДД регистрирует машины с опасным гаражным оборудованием, которое не видно человеческому глазу, а машины с европейскими сертифицированными карбоновыми накладками на кузов отправляют в лаборатории.
Декоративный бампер попал под запрет
Представители рынка тюнинга и стайлинга удивляются тому, что даже четкие определения конструкции автомобиля, указанные в документах, не могут повлиять на отказ в регистрации от ГИБДД. Например, в техрегламенте определение бампера дается как часть внутренней силовой конструкции кузова. А то, что люди в обиходе называют бампером, на самом деле — облицовка. Но в ГИБДД, несмотря на документы, считают иначе: машины с такими допами уезжают в лабораторию.
«Когда люди покупают китайские бамперы, никому до этого нет дела. А когда это дорогой декоративный бампер европейской фирмы — тогда есть вопросы. Сейчас нашим клиентам уже в автосалоне бренда предлагаем комплект документов для внесения изменений в конструкцию. На дорогах катается такое количество дичи, которое не идет ни в какое сравнение с серийным сертифицированным европейским и японским тюнингом. Когда мы это видим, то становится жалко своих сил и денег на эти бумаги и испытания», — пожаловался собеседник Autonews.ru.
По словам предпринимателя, чиновники и МВД не хотят сделать единую процедуру, позволяющую честным игрокам рынка пройти регистрацию прозрачно и просто.
«Сейчас для клиента это уже упирается в четыре визита в разные инстанции. Каждый раз нужно отстоять в очереди и, как правило, заехать на площадку. Удовольствия тут мало», — добавил источник.
Странные истории с дисками
Самые частые проблемы во время регистрации возникают у автомобилей с дисками, размер которых больше заявленной цифры на наклейке в проеме двери. Производители называют это правовым нигилизмом на местах со стороны сотрудников ГИБДД. Дело в том, что обычно в основном документе описания автомобиля (ОТТС) четко прописан применимый размер резины. Например, для Toyota Land Cruiser это 285/60 R18 или 285/50 R20. То есть производитель и НАМИ указывают, что допустимо ставить диски диаметром от 18 до 20 дюймов.
Как правило, эта информация дублируется на наклейках в проеме двери. Но на базовых версиях автомобиля в наклейке двери указаны только R18. И как только собственник приезжает в ГАИ на 20-х колесах, у него возникают проблемы. Для инспектора ГИБДД, как правило, наклейка на кузове важнее официальной документации института НАМИ и компании Toyota. Такие же ситуации возникают и у моделей других марок.
Где искать одобренные допы
Некоторое время назад в Youtube появились ролики, где юристы рассказывали, как купить машину без навязанных дилерских допов. Речь шла, например, о нештатной сигнализации, защите картера и сетке на решетке радиатора. Клиентам предлагали взять машину с допами, рассказать о них во время регистрации инспектору в ГИБДД, получить письменный отказ в постановке на учет из-за внесения изменений в конструкцию, и затем поехать к дилеру и вернуть деньги за допы, сняв их. Autonews.ru отправил запрос в МВД, где попросил указать, действительно ли дилерские допы могут стать причиной отказа в регистрации.
Представители МВД в ответе указали, что дилер может вносить такие изменения в конструкцию, так как является уполномоченным представителем автомобильной компании-производителя.
«Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобилей, в случаях отсутствия указанных документов.
К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория. Таким образом, установка дополнительного оборудования не является внесением изменений в конструкцию», — объяснили в МВД России.
Как раз после этого к Autonews.ru обратились представители компаний, специализирующихся на установке допоборудования, с просьбой разъяснить, чем их доработки, сертифицированные автопроизводителями, отличаются, например, от установки защиты картера.
«Идеальный пример — это компания Jaguar Land Rover. Есть модель Discovery, у которой допы внесены в ОТТС, и это огромный список. Можно ставить кенгурятники и лебедки официально, это допущено автопроизводителем. Если брать логику ГИБДД, то сертифицированный тюнинг у дилера — это тоже дилерские допы», — возмутился один из представителей отрасли.
В каких случаях и какие автомобили не поставить на учёт ГИБДД? Законность отказа в регистрации
Законных причин, когда вы не сможете поставить машину на регистрационный учёт в ГИБДД не так уж и много. А вот незаконных – масса! Между тем, а ГАИ не имеют права самостоятельно устанавливать и придумывать те или иные основания для отказа в переоформлении автомобиля в 2021 году. В этой статье мы выясним все обоснованные причины для отказа в постановке на учёт авто, а также приведём список незаконных оснований и выясним, что со всем этим делать на практике. В частности, излагать материал мы будем в ключе сравнения теории и практики правоприменения в отношении данных вопросов.
Какие в 2021 году законные причины отказа в регистрации?
Все допустимые поводы для отклонения автовладельца заявления о постановке на учёт автомобиля в настоящее время прописаны в 2 основных нормативно-правовых актах.
Это практически исчерпывающий список законов на 2021 год, по которым сотрудникам ГИБДД разрешено не принять авто или мотоцикл для регистрации. Однако, на сегодняшний день есть существенное непонимание автолюбителями действия и законности таких отказов. Во многом такая практика сложилось, потому что в регистрационных подразделениях ГИБДД зачастую отказывают по не совсем законным причинам.
Давайте теперь рассмотрим все возможные основания.
В каких случаях вы не сможете поставить на учёт?
И начнём с тех случаев, когда причины отказа в постановке на учёт автомобиля в 2021 году вполне законны и обоснованны. Таких факторов, на самом деле, не очень много. Но следует их все проверить перед обращением в ГИБДД, чтобы не потратить время зря.
Наличие запретов и ограничений судебных приставов
Это одна из самых распространённых проблем, с которыми сталкиваются водители при обращении в ГИБДД для переоформления купленного б/у автомобиля, к примеру.
Основание – часть подпункт 7 части 5 статьи 20 ФЗ О регистрации:
5. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суть заключается в том, что при наличии задолженностей у предыдущего собственника транспортного средства, которые находятся на принудительном исполнении у судебных приставов, последние имеют право наложить запрет регистрационных действий на имущество должника. Это означает, что фактически изымается право человека отчуждать своё имущество. И делается это, в основном, с единственной целью – чтобы должник не избавился от нажитого, дабы избежать выплаты долга.
Осуществляется такой запрет очень просто: при наличии исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель по данному делу отправляет в ГИБДД официальное письмо о принятой в отношении автомобиля должника мере – запрете регдействий. После получения данного письма сотрудники ГИБДД не вправе производить всё, что связано с регистрацией машины, в том числе замену свидетельства о регистрации (даже при утрате), госномеров и так далее. Причём, информация от пристава до Госавтоинспекции доходит достаточно быстро – в 2021 году отменно налажен электронный документооборот между ведомствами.
При этом, речь идёт о наложении запрета именно на автомобиль (или мотоцикл или иной вид транспортного средства). Даже если у него меняется собственник, запрет остаётся. Таким образом, если вы приобрели машину, на которой висит ограничение регистрационных действий, вы не сможете поставить её на учёт на себя. И будет это происходить до тех пор, пока не закроется исполнительное производство, которое стало причиной наложения ограничения. А это, в свою очередь, произойдёт после оплаты задолженности предыдущим владельцем машины.
Однако, несмотря на отменную работу по передаче писем от приставов в ГИБДД, работа самих ФССП оставляет на сегодня желать лучшего. Дело в том, что практика 2021 года просто пестрит случаями, когда запрет регдействий был наложен на авто по прошествии даже нескольких лет после того, как человек продал машину. У неё могло смениться несколько владельцев, а ограничение бывает наложено из-за самого первого.
К сожалению, именно эта причина в отказе постановки на учёт автомобиля – самая сложная, бюрократическая, и встречающая много незаконного даже в то время, как сама суть её остаётся законной.
Тем не менее, даже если при наличии ограничения регдействий вы не сможете поставить на учёт автомобиль, вы всё ещё можете управлять им. По закону даже более 10 суток, отведённых вам законом на перерегистрацию. Вот только на практике это не всегда работает, и инспектор ДПС на дороге может запросто выписать штраф. Подробнее об этом способе мы рассказали в специальном разделе статьи о запретах.
Некомплектный, повреждённый после ДТП или сломанный автомобиль
А вот здесь кроется небольшой, но существенный обман МРЭО ГИБДД при отказе поставить на учёт машину или мототехнику из-за того, что у неё отсутствует что-либо из компонентов, деталей или узлов. Но, чтобы понять обоснованность отказа в том или ином случае, выясним, что говорить законодательство 2021 года на этот счёт.
Самая главная проблема здесь заключается именно в требованиях безопасности. Сам исчерпывающий список таких требований вы нигде не найдёте. Есть правила соответствия конструкции автомобиля, указанные в документах, перечисленных выше. Но нет конкретного перечня таких изменений конструкции, которые влияют на безопасность.
К сожалению, ответа на последний пункт вы не найдёте нигде.
То есть фактически мы получаем, что на учёт авто не поставить только в случаях, если его номер не совпадает с представленным в документах или в конструкцию внесены изменения, нарушающие требования безопасности. И с идентификационными номерами тоже всё предельно ясно – к ним относятся VIN, номер двигателя, шасси и рамы – никакие другие номера не указываются в документах (ПТС).
Получается, что по закону, например, двигатель, у которого не работает один цилиндр или вовсе автомобиль не на ходу можно поставить на учёт. Однако, требования МРЭО ГИБДД практически всегда едины – без элементов кузова, если машина не на ходу, без стёкол и так далее вы не сможете зарегистрировать авто. Но с повреждениями после ДТП в виде мятых элементов кузова и подобных почти всегда это не будет проблемой.
Двигатель заменён на другую модель
Ещё одна причина законного отказа в постановке на учёт автомобиля, которая может стать и не совсем законной. В этом случае вступает в силу пункт 52 ППРФ №1764:
52. В случае если замена двигателя не связана с внесением изменений в конструкцию транспортного средства, внесение сведений в государственный реестр транспортных средств о его номере осуществляется регистрационным подразделением при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра.
То есть, по сути у любого человека есть право поменять мотор автомобиля. При этом, если это не является внесением изменений в конструкцию, то новый номер агрегата просто вносится в базу данных при очередных регистрационных действиях. В нашем случае таким действием является, например, переоформление машины на нового хозяина. То есть при постановке на учёт вам внесут изменения в документы и выдадут уже с новым номером двигателя.
Если же формально есть изменение конструкции, то в регистрации откажут, если у вас не будет документов о соответствии конструкции безопасности. Это очень сложная и недешёвая процедура, и не любые изменения получится оформить.
Итак, нам необходимо понимать, в каких случаях происходит такое изменение конструкции, чтобы выяснить, поставят или не поставят на учёт машину с меняным мотором. Это, к слову, также касается и мотоциклов.
Раньше в соответствующем Приказе был простой пункт: если модель и характеристики агрегата не меняются, то никаких проблем. Но на сегодняшний день мы имеем отсылку именно к изменению конструкции.
Ответ на данный вопрос нам даст непосредственно определение такого изменения – это установка не предусмотренного конструкцией автомобиля компонента. То есть, если конкретно на вашу марку, модель и модификацию (комплектацию) машины, к примеру, не ставился двигатель объёмом 2 литра, а только 1,6, то установка первого будет изменением конструкции, которое необходимо оформлять отдельно до постановки на учёт.
Но есть ещё в Техрегламенте пункт 77 раздела 3, который указывает, что оценку соответствия не нужно проводить, если компонет прошёл испытание в составе транспортного средства и предназначен для него. Это означает, что, например, для автомобиля Kia K5 в комплектации Luxe ставились двигатели объёмом 2,0 и 2,5 литра. Допустим, на вашем автомобиле стоял двухлитровый мотор, который прежний владелец поменял на 2,5. Так как последний прошёл испытания в составе этой модели авто и предназначен для неё, то и с такой заменой машину должны зарегистрировать в ГИБДД. Но только в теории.
А что на практике в 2021 году? Всё по-старому. Инспекторы регистрационных подразделений всё ещё считают, что у заменённого двигателя должны совпадать модель и технические характеристики – только тогда вы сможете поставить на учёт автомобиль. Иначе нет.
Здесь обратите внимание, что нанесённая на поверхность блока мотора надпись состоит из 2 частей почти на всех агрегатах. Первая – это как раз модель двигателя, вторая – его серийный номер. И как раз модель должна совпадать, а вот номер у другого мотора в любом случае будет отличаться, так как он оригинальный и неповторяющийся.
Например, для двигателей Nissan VQ30 999999: VQ30 – это модель 3-хлитрового агрегата, а «999999» – серийный номер. Просто сравните с указанным в ПТС эти данные, и тогда вы поймёте, стоит ли вообще у вашей машины родной мотор и насколько сложно будет зарегистрировать авто, если он был поменян.
Если автомобиль ранее был утилизирован
Это ещё одно законное основание для отказа в регистрационных действиях. И регулирует это подпункт 3 части 1 статьи 20 закона:
1. Запрещается совершение регистрационных действий:
3) в отношении транспортного средства, снятого с государственного учёта после утилизации;
Утилизация как сама процедура предполагает уничтожение всей машины. А снять с учёта такую машину можно только с соответствующей справкой. Поэтому, если вы приобрели подержанную машину, и она оказалась снятой с учёта на основании утиля, то это основание для расторжения договора купли-продажи.
Но и здесь можно не торопиться. В судебной практике 2021 года много случаев, когда владелец (главное, чтобы после получения отказа в регистрации авто) подавал в суд о признании машины не утилизированной. И на основании решения суда уже повторно подавал заявление о постановке на учёт.
VIN-номера на кузове стёрты или изменены
В борьбе с криминалом ГИБДД очень внимательно сверяет все идентификационные номера на кузове и в документах на машину. А законодательство запрещает проводить регистрацию, если VIN-номер:
Но это всё только в том случае, если в связи с этим невозможно идентифицировать автомобиль (ну, кроме подделки и изменения, разумеется). Если же ВИН просто потёрся или сильно закис или иным образом стал трудноразличимым, то это основание для отправления вашей машины на дополнительную экспертизу, в рамках которой будет вынесено одно из двух решений: либо VIN-номер идентифицируют и внесут в документы, либо выдадут заключение о невозможности идентификации, и тогда автомобиль уже нельзя будет поставить на учёт.
Если авто или его компоненты в розыске
Если на автомобиль было подано заявление об угоне, то фактически такие данные попадают в базу ГИБДД. А вместе с этим в розыскную базу попадает VIN-номера машины, а также номера его агрегатов: двигателя, рамы, шасси и других при наличии.
Если вы приедете в ГИБДД на такой машине, то в регистрации откажут. Более того, если, например, только номер двигателя будет в базе розыскных, то ГАИ также обязаны отказать в регдействиях.
Неполный комплект документов при переоформлении
Для переоформления автомобиля в ГИБДД требуются в стандартных случаях следующие документы:
Не заплатили госпошлины
Увы, но госпошлина – это плата за само оказание услуги. Пока вы её не заплатите (по предоплате), госуслуга не будет оказана.
5. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;
Кроме того, бывают случаи неверного заполнения реквизитов, когда госпошлина уходит в другое ведомство или не за ту услугу. Это также является основанием для отказа в регистрации. И ещё если она будет оплачена не от имени того, на кого будет произведена постановка на учёт.
Ещё 3 причины
Остальные законные причины отказа в постановке на учёт машины мы уже так или иначе упоминали выше:
Незаконные причины отказа в регистрации автомобиля в 2021 году
А теперь перейдём к практике и выясним, какие незаконные причины могут быть для отрицательного ответа на запрос о регдействиях.
Неоплаченные штрафы ГИБДД
Такая практика становится всё реже и реже, но по состоянию на 2021 года ещё существует – особенно в регионах и небольших городах. Суть её заключается в том, что машину или мотоцикл вам не поставят на учёт, если у вас есть неоплаченные штрафы ГИБДД (особенно, если они просроченные).
Чаще всего при подаче заявления вам дают распечатку имеющихся штрафов и отправляют сначала их оплатить, а затем вернуться для дальнейшей регистрации.
Это незаконно, потому что исчерпывающий список всех причин для отказа постановки на учёт перечислен в статье 20 закона О регистрации. И здесь нет ни слова об обязательной оплате штрафов. У нас также есть специальная статья о том, нужно ли оплачивать долги для перерегистрации авто.
Немного ниже мы выясним, что делать в случае отказа из-за штрафов.
Изменения конструкции или наличие тюнинга
ГБО, фаркоп, рейлинги на крыше и так далее – не все изменения являются основанием для отказа в регистрационных действиях. Выше мы выясняли только про сам факт внесения таких изменений. Но не любое влечёт законный отказ в постановке на учёт.
И здесь работает тот же пункт 77 Техрегламента – если компонент имеет сертификат о том, что он прошёл проверку в составе вашего автомобиля, либо если он предусмотрен заводом в эксплуатационной документации, то проверку соответствия проходить не нужно. Как итог, машину на учёт обязаны поставить.