До погоста мне уже не далеко что значит

Значение слова «погост»

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

1. Сельское кладбище. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая.

2. Устар. и обл. Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта. По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Спиридона.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.

Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn).

В современной Латвии есть административная единица территории pagasts (см. Волости Латвии), чьё название, по Фасмеру, восходит к слову «погост».

В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».

ПОГО’СТ, а, м. 1. Сельское кладбище. Снести на п. (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере — название деревни, поселка, населенного саами (лопарями). 4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). [Первонач. место торга, куда съезжались

купцы, называвшиеся в др.-русском языке гостями.]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пого́ст

1. истор. с 947 по 980 гг. жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти ◆ Но чтобы исключить в дальнейшем подобные события, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Данилов А. А., «История. Государство и народы России: 6 кл.», 2007 г.

2. истор. до XVIII в. административно-территориальная единица на Руси, состоящая из нескольких населённых пунктов

3. истор. до XVIII в. крупное селение, являющееся центром административно-податного округа, погоста

4. с XVIII в. сельское кладбище ◆ Приносили на погост девушку, укрывали белое лицо гробовой доской, опускали её в могилу глубокую, отдавали Матери Сырой Земле, засыпали рудожёлтым песком. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Погост был сплошь покрыт могилами, над которыми возвышались то белые, то чёрные деревянные кресты. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Ну да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят. И. А. Бунин, «Темные аллеи», 1938 г. (цитата из НКРЯ)

5. устар. с XVIII в. сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения ◆ Раз, возвращаясь домой через Золотые ворота, я увидел мальчиков и лавочников, бегущих на погост церкви; полицейские суетились. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1854—1858 г. ◆ Ведь это жуткая трагедия молодой красивой женщины, вынужденной жить на погосте с постылым рыжим дьячком. П. П. Бажов, «Отслоения дней», 1944—1947 г. (цитата из НКРЯ)

6. устар. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе либо на дороге, первоначально место торга, куда съезжались купцы

7. рег. название деревни, посёлка, населённого саами ◆ В летние месяцы доступ в этот погост очень затруднителен и благодаря этому летом прекращается всякое сообщение между жителями погоста и берегами Ледовитого океана и Белого моря. В. Ю. Визе, «Лопарские сейды», 1912 г. // «Известия Архангельского общества изучения Русского севера» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обособиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Погост. Это слово пришло к нам из русских письменных источников. С десятого по пятнадцатый век значение его неоднократно изменяется.

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Историческая справка

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления

Раньше это были древнерусские периферийные села, где шла бойкая торговля (называемая ранее «гостьбой»). Затем целые административные территории с центральным селом. Имелся даже собственный глава погоста. Это должностное лицо контролировало сбор дани.

Быстрее всего пришли к такому положению вещей южная и средняя полосы России. Но до 1775 года русский Север еще официально делился на погосты. В дальнейшем погост воспринимается исключительно как кладбище и изредка сельский приход. Именно такое значение придается слову «погост» и в русском фольклоре, и в отечественной литературе.

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Этимологические изыскания

Есть мнение, что неправильно отождествлять «гостя» с восставшим из могилы покойником, явившимся в дом живых. Приверженцы его считают, что от другого «гостя» произошло название «погост». Что это значит? Якобы купцы доставляли разнообразный товар по известным трактам. Назывались они «гостинцы». А от них, собственно, и появились «погосты». Но купец ведь в сущности тоже иноплеменник, пришедший издалека, как бы с другого света.

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Погост – город мертвых

Если первоначально погост – это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых. В переводе на греческий язык – некрополь. Так называлось захоронение за чертой древних городов, украшенное надгробиями и могильными плитами. И до сих пор во всем мире, там, где есть живые, их внимание приковывает погост. Что это? Попытка разобраться что ждет человека, когда он перейдет на вечное жительство на погост? Или просто дань уважения предкам?

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Известные погосты России

В России множество знаменитых погостов.

Люди уходят из мира живых. Но погосты хранят память предков и неодолимо манят к себе тех, кто пока приходит на погост лишь в качестве гостя.

Источник

Древние кладбища Руси: погосты и курганы

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

В наши дни места захоронений обозначают привычным словом «кладбище». Однако само понятие заимствовано. Гораздо более характерным для древнего русского языка считаются определения «погост» и «курган». Помимо самого места погребения они также означают соответствующие способы упокоения. В чём различия и особенности каждого будет рассказано ниже.

Виды погребальных курганов на Руси

Изначально курганами именовались большие насыпи над могилами. Согласно антропологических исследований установлено два варианта древних курганных захоронений. В первом случае подготовительные работы заключались в возведении земляной ограды 1-4 высотой. Диаметр кольцевого сооружения порой достигал 140 м. Тело умершего обряжали в одежды, клали в центр круга с личными вещами, а затем всё вместе поджигали. Пепелище засыпали землёй, нагромождая большой холм. Чем выше насыпь – тем значительнее был прижизненный социальный статус покойного.

Во втором варианте жертву богу Огня приносили на одном устоявшемся расчищенном участке. Прах каждого почившего затем собирали и предавали земле в ином месте.

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Как сжигали умерших на Руси

В более поздние времена тело усопшего стали класть в ладью или на сани. Таким образом родственники желали умершему быстрее достичь чертогов Царства Мёртвых, где обитают остальные души. Вместе с покойным надлежало «уходить» в мир иной домашней утвари, деньгам, крупам и прочим необходимым бытовым вещам. Бывало, что на погребении закалывали любимого коня или собаку почившего, а то и младшую жену.

Формы древнеславянских погребальных курганов

Для крепости курган засыпали землёй с камнями. Холму придавали форму полусферы. Примечательно, что никаких памятных знаков сверху не водружали.

Как древние славяне отличали захоронения от природных курганов?

Для распознавания курганов захоронения обносили остатками каменных пород. Таким образом искусственная насыпь не расползалась и не оседала со временем. Иногда вблизи таких погребений можно увидеть остатки глубокого рва. Рылся он для воспрепятствования разграблению и надруганию над могилой.

Христианизация Руси

После Крещения Руси обычай курганного погребения ещё оставался. Но сжигать сами тела перестали. Запрет на предание огню умерших основан на строках Библии, в которых сказано про Воскресение во плоти. Отказавшись от кремации, люди стали разжигать костры поверх могил. Сюда же в огонь кидали остатки «тризны» – поминального ужина. В различных уголках нашей страны можно найти отголоски давнего обряда. Одни посыпают пеплом кладбищенскую землю, другие – сыплют золу на тело умершего. При чём делается это в процессе отпевания.

Погосты

Если словом «курган» во все времена называли насыпь над захоронением, то с понятием «погост» не было всё так однозначно. Синонимом «кладбища» он стал не так давно. Существует несколько версий возникновения слова «погост»:

Погосты – сёла с церквями

Позднее возле центровых постоялых дворов и торжищ стали строить церкви. Здесь же славили Господа за удачный выторг, испрашивали милости на дальнюю дорогу, отпевали умерших. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Вплоть до 16-го века слово употреблялось в этом значении. Подтверждение вы можете найти в толковом словаре Даля.

Почему погосты стали кладбищами?

Захоронения вблизи Церкви почитались осенёнными благодатью Божиею. На прежних торговых площадях стали проводиться погребения по христианскому обряду. Вскоре понятие «погост», как кладбище, вытеснило определение постоялого двора. Произошла своего рода подмена. Старое слово с отменой в 1775 году территориального деления на погосты стало забываться. В 19 веке уже повсеместно «погост» обозначал место погребения.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Значение слова погост

Словарь Ушакова

пог о ст, погоста, муж.

1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).

2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).

4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)

Фразеологический словарь русского языка

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. В Древней Руси община, селение.

2. Место, где стоит сельская приходская церковь, при которой есть кладбище.

* Я ушел и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Везли на погост чей то вохрой окрашенный гроб. // Некрасов. Стихотворения // / *

Уральская Историческая Энциклопедия

Энциклопедический словарь

первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Словарь Ожегова

ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. когон. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).

| прил. погостный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.

Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;

оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;

Большая Советская Энциклопедия

[от др.-рус. погостити ≈ побывать в гостях; первоначальное значение П. ≈ постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],

сельская община и её центр в Русском государстве 11≈18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное ≈ по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.

Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15≈16 вв.

Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 ≈ начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.

Источник

Погост

Пого́ст – в древ­ней Руси место в посе­ле­нии, где оста­нав­ли­ва­лись и тор­го­вали купцы. Впо­след­ствии и сейчас явля­ется арха­ич­ным сино­ни­мом слову «клад­бище».

До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть фото До погоста мне уже не далеко что значит. Смотреть картинку До погоста мне уже не далеко что значит. Картинка про До погоста мне уже не далеко что значит. Фото До погоста мне уже не далеко что значит

Транс­фор­ма­ция зна­че­ний

(по мате­ри­а­лам сло­ва­рей Фасмера, Пре­об­ра­жен­ского, Уша­кова, Оже­гова, Даля, Шан­ского)

Суще­стви­тель­ное погост про­изо­шло от др-рус. пого­стити «побы­вать в гостях», при­ста­воч­ное обра­зо­ва­ние от гостити. В древ­но­сти гостями име­но­ва­лись купцы (ср.: одно­ко­рен­ные слова: гости­нец, гостинцы, уго­стить, гости­ный (двор)), а место, где они оста­нав­ли­ва­лись в посе­ле­нии и тор­го­вали, и назы­ва­лось погост. Это был свое­об­раз­ный центр тор­говли и дере­вен­ской жизни.

Затем слово при­об­рело новое зна­че­ние в связи с адми­ни­стра­тив­ной рефор­мой кня­гини Ольги в Нов­го­род­ской земле. Она была раз­де­лена на пого­сты для уплаты дани. Вслед­ствие выгод­ного рас­по­ло­же­ния этих тор­го­вых мест на боль­шом пути они изби­ра­лись также кня­зьями для их ста­но­вищ во время осен­них и зимних объ­ез­дов по воло­стям, «в полю­дье» (по людям), для судо­про­из­вод­ства, соби­ра­ния дани и даров. Полу­че­ние этих даров, по обычаю того вре­мени, сопро­вож­да­лось обще­ствен­ными пирами («гоще­нье», «уго­ще­нье»). По этому месту и полу­чала назва­ние тер­ри­то­рия, с кото­рой упла­чи­ва­лась дань. В про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси на кня­же­ских пого­стах появ­ля­лись храмы с при­ле­га­ю­щим клад­би­щем. Само посе­ле­ние т.о. укруп­ня­лось и впо­след­ствии ста­но­ви­лось цен­тром опре­де­лён­ной обла­сти1.

Впо­след­ствии словом погост стали назы­вать адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ницы, состо­я­щие из несколь­ких насе­лён­ных пунк­тов, а также сами насе­лён­ные пункты, явля­ю­щи­еся цен­трами таких адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных единиц.

Таким обра­зом, погост и цер­ковь в нём в про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси стали играть роль объ­еди­ня­ю­щего центра. Храм в глав­ном селе­нии пого­ста был сре­до­то­чием цер­ков­ной и обще­ствен­ной жизни. Это под­твер­ждает тот факт, что все другие церкви, постро­ен­ные в округе в разных посе­ле­ниях (выстав­ках) и других местах вместе со своими прич­тами под­чи­ня­лись церкви в глав­ном селе­нии, а именно пла­тили ей цер­ков­ную дань. Поэтому цен­траль­ный храм пого­ста во вре­мена его рас­цвета носил назва­ние «ста­но­вой», «старой» церкви, а прочие церкви погост­ского округа назы­ва­лись «выстав­ками», «выста­воч­ными» церк­вами.

Вся цер­ков­ная дань, уста­нов­лен­ная с пого­ста архи­ерею («подъ­езд и деся­тина») соби­ра­лась с при­ход­ской ста­но­вой церкви, кото­рая через насто­я­те­лей храмов рас­пре­де­ляла и соби­рала над­ле­жа­щие доли этой дани по всем выста­воч­ным церк­вам своего погост­ского округа, а затем, полу­чив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсы­лала всю дань архи­ерею.

Ста­но­вая цер­ковь, говоря совре­мен­ным языком, была глав­ным храмом бла­го­чи­ния. Высшая цер­ков­ная власть все свои рас­по­ря­же­ния отно­си­тельно взи­ма­ния цер­ков­ных сборов, награж­де­ния или отлу­че­ния кли­ри­ков, а также бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, инфор­ма­цию о собы­тиях в Церкви, празд­нич­ные посла­ния и иные цир­ку­ляры направ­ляла всегда по погост­ским церк­вам.2

Такое адми­ни­стра­тив­ное деле­ние на пого­сты и зна­чи­мость погост­ской церкви сохра­ни­лось на Севере Руси вплоть до област­ной реформы, про­ве­дён­ной Ека­те­ри­ной II в 1775 г., когда пого­сты были упразд­нены. Но несмотря на это слово погост сохра­ни­лось во многих топо­ни­мах по всей России (напри­мер, Ильин­ский, Дмит­ров­ский Погост в Мос­ков­ской обл., Мошин­ский, Илез­ский, Пят­ниц­кий, Кено­зер­ский, Падан­ский Погост в Архан­гель­ской обл.)3

Это же самое слово в очень близ­ком зна­че­нии мы встре­чаем в совре­мен­ном латыш­ском (pagasts) и в фин­ском языках (pogosta), что можно рас­смат­ри­вать как исто­ри­че­ское заим­ство­ва­ние из рус­ского

С этого вре­мени, по сви­де­тель­ству Даля, слово погост сна­чала прочно свя­зы­ва­ется с цер­ко­вью и, как след­ствие, с при­ле­га­ю­щим к ней клад­би­щем, нередко, только с клад­би­щем, в зна­че­нии кото­рого это слово дошло до наших дней. Однако до этого пого­стом могли назы­вать и просто сель­ский приход; и несколько дере­вень, под общим управ­ле­нием и одного при­хода; и цер­ков­ный двор; и цер­ков­ную тер­ри­то­рию с клад­би­щем, при­ход­скими построй­ками и домом причта.

Выра­же­ния со словом погост

У пого­ста (на, при пого­сте) живучи, всех не опла­чешь (не опла­кать).

Сидеть попу на пого­сте, когда не зовут в гости.

Мерт­вых с пого­сту (домой) не носят.

При­ме­ча­ния:

1 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 1.

2 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *