Добродетель это простыми словами что

Значение слова «добродетель»

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами что

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДОБРОДЕ’ТЕЛЬ, и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество человека. Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко. Нкрсв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

доброде́тель I

1. книжн. положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения ◆ Я едва ли верю во что-нибудь на свете; я не верю в порок, а потому не верю и в добродетель. И. С. Тургенев, «Неосторожность», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Конечно, прощение и забвение обид есть первейшая добродетель, но все ж оно плохо! Ф. М. Достоевский, «Двойник», 1846 г. ◆ Можно смело сказать, что три четверти всего германского народонаселения обладали тогда этими добродетелями, были набожны, трудолюбивы в высшей степени, бережливы, воздержанны и скромны. Ф. В. Булгарин, «Воспоминания», 1846–1849 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г.

2. перен. воплощение добродетели [1] ◆ По правую же сторону Печорина сидела дама лет 30-ти, чрезвычайно свежая и моложавая, в малиновом токе, с перьями, и с гордым видом, потому что она слыла неприступною добродетелью. М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская», 1838 г.

3. устар. доброе дело, благодеяние

доброде́тель II

1. добродетельный, высоконравственный человек

Источник

Значение слова добродетель

Словарь Ушакова

Культурология. Словарь-справочник

☼ в системах нормативной этики свойство личности, делающее ее способной к нравственно «правильным» мыслям, словам и поступкам. Понятие Д. в европейской традиции преемственно по отношению к античному понятию «арете» в его послесократовском истолковании; у истоков доктрины о Д. стоит Платон, опосредованный аристотелизмом и стоицизмом. В терминологии, унаследованной европейской мыслью от Аристотеля через посредство схоластики, Д. есть «хабитус» (греч. E^iQ, лат. habitus — навык, стабильное состояние) души; см. Aristot. Eth. Nicom. II, 4,1105Ь20-1106а12. Как всякий другой «хабитус», Д. обычно приобретается, а затем приумножается и осуществляет себя посредством упражнений, т. е. сообразных ей «актов». Всякое проявление Д., в том числе и душевное движение, есть по такому пониманию «акт» Д. (поступок — это «акт внешний», actus externus, самонастраивание души — акт «внутренний», actus internus). Отсюда характерные для западного религиозного обихода выражения типа «акт веры» или «акт покаяния», означающие усилия возбудить в себе некоторое чувство, которые обычно сопровождаются чтением молитвенной формулы, а также термин «духовные упражнения». В акте «хабитуальная» Д. обретает действительность и становится «актуальной» Д.

Все Д. мыслятся как свойства моральные в широком смысле слова; однако среди них выделяются как самая большая группа «моральные Д.» в узком смысле слова. В центре этой группы традиция поставила 4 «кардинальные» Д. (от лат. carde «ось»), число которых связано с символикой 4 стран света, 4 углов дома, 4 стихий и т. п. (полнота естественного), а отбор восходит к Платону (Resp. IV, 427е sqq.): благоразумие (prudentia), справедливость (iustitia), воздержность (temperantia) и мужество (fortitudo). Но если у Платона в связи с его этико-политической концепцией примат принадлежал справедливости, как бы суммирующей в себе прочие моральные Д., гражданской Д. по преимуществу, то схоласты склонны передавать примат благоразумию, Д., осуществляющей подчинение воли разуму и указывающей другим Д. пределы их меры (напр., Thomas Aquinas, Summa theol., la Пае, qu. LXI, art. 2). Вопрос о мере особенно важен потому, что моральные Д. по примеру Аристотеля часто описываются как середина между парами противоположных порочных крайностей: щедрость — середина между скупостью и расточительством, храбрость — середина между трусостью и опрометчивостью, и т. д. Погрешить против каждой Д. можно «недостатком» (per defectum) и «избытком» (per excessum) (трусость — «недостаток» храбрости, опрометчивость — ее «избыток»). Венчая моральные Д., благоразумие связывает их с интеллектуальными Д. (по Аристотелю — дианоэтическими); в числе последних — знание (scientia), мудрость (sapientia), разумение (intellectus), искусство (ars). Отдавая интеллекту первенство перед волей, традиция томизма отдавала интеллектуальным Д. первенство перед моральными. С христианской точки зрения интеллектуальные и моральные Д. в совокупности представляют собой Д. «человеческие», или «естественные»; от них отличны Д. «теологические», или «сверхъестественные» — вера, надежда и любовь (ср. 1 Кор. 13:13), число которых не случайно соответствует троичности Божества — в традиционной христианской символике чисел 3 относится к 4 как божественное к человеческому и вечность к времени, и таково же отношение теологических Д. к кардинальным, а в сумме они дают священное число семь. Если интеллектуальные и моральные Д. по своему происхождению бывают отчасти врожденными (innatae — но это, собственно, еще не Д., а только их задатки и предпосылки, как объяснил еще Аристотель), а главным образом приобретенными (acquisitae), т. е. результатом упражнений, Д. теологические рассматриваются как внушенные свыше (букв, «влитые», infusae), что не снимает задачи упражнять их и осуществлять в «актах». Примат среди теологических Д. принадлежит любви; но это именно «сверхъестественная» любовь, отличная от естественной привязанности. Обладание теологическими Д. мыслилось возможным только для верующего, обладание интеллектуальными и моральными Д. — для всякого человека, следующего «естественному закону».

Педагогический терминологический словарь

1. всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;

2. сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя;

4. представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесённости с принятыми в обществе образцами поведения;

5. выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;

6. деятельно противостоит пороку.

Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определённости этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идёт традиция выделения четырёх кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла.

В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что:

а) человек изначально нацелен на добро и

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74-75)

Источник

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоКак утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку. Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся. Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.

Что такое добродетели: Общее описание

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоПорок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо. Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь. Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоПричем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум. Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума. Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую). Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком. Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.

Добродетель во времена ренессанса

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях. С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела. Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

«Новая» эра

На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы. Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир. Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоНебезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоДанный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

В результате получился следующий список:

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

Внутреннее противостояние

Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

Добродетель это простыми словами что. Смотреть фото Добродетель это простыми словами что. Смотреть картинку Добродетель это простыми словами что. Картинка про Добродетель это простыми словами что. Фото Добродетель это простыми словами чтоК примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Источник

Добродетель

Доброде́тель есть опре­де­лен­ный святым и благим Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра.

Доб­ро­де­тели про­яв­ля­ются как в добрых делах чело­века, так и в добром рас­по­ло­же­нии его души, кото­рым обу­слов­лены добрые дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

«Дела – это еди­нич­ные, в этот час и в этом месте дей­ствия, а рас­по­ло­же­ния озна­чают посто­ян­ные настро­е­ния сердца, коими опре­де­ля­ется харак­тер и нрав чело­века, и откуда исхо­дят его наи­боль­шие жела­ния и направ­ле­ния его дел. Добрые из них назы­ва­ются доб­ро­де­те­лями» (св. Феофан Затвор­ник).

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели также назы­вают еван­гель­скими доб­ро­де­те­лями или еван­гель­скими запо­ве­дями, поскольку они изло­жены в Еван­ге­лии. Все хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем и разу­ме­нием, и к ближ­нему как самому себе.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку после гре­хо­па­де­ния. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не могут быть порож­дены одним дей­ствием вет­хого чело­века, под­вер­жен­ного вли­я­нию гре­хов­ных стра­стей. Для чело­века после гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели явля­ются выше­есте­ствен­ными, ибо они не испол­нимы одними уси­ли­ями его есте­ства. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели – удел нового чело­века, то есть чело­века, обнов­лен­ного бла­го­да­тью Свя­того Духа. Они рож­да­ются от при­ча­стия Выс­шему Добру и Благу – Все­свя­тому Богу. Они не при­над­ле­жат ветхой чело­ве­че­ской при­роде, пора­жен­ной гре­хов­ными стра­стями. Они при­над­ле­жат при­роде, обнов­лен­ной и пре­об­ра­жен­ной бла­го­да­тью.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели бес­ко­нечно пре­вос­хо­дят извест­ные чело­ве­че­ству мораль­ные прин­ципы. «На земле нет ничего, с чем бы можно было срав­нить доб­ро­де­тель хри­сти­ан­скую в досто­ин­стве», – гово­рит св. Феофан Затвор­ник. В Еван­ге­лии Хри­стос учит кро­то­сти, запре­щая мщение вплоть до совер­шен­ного незло­бия и любви к врагам. Еван­гель­ская кро­тость – это призыв к тер­пе­нию оскорб­ле­ний и гоне­ний с молит­вой за врагов, подоб­ной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят». В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует нес­тя­жа­ние не просто как пре­зре­ние к рос­коши и доволь­ство необ­хо­ди­мым, но и как мило­сер­дие к нищим, готов­ность отдать нуж­да­ю­ще­муся все вплоть до своей одежды. В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует цело­муд­рие не только в виде отказа от рас­тли­тель­ных дей­ствий, но и от самих помыш­ле­ний вплоть до страст­ных воз­зре­ний на лицо дру­гого пола. Хри­стос гово­рит о сми­ре­нии и глу­бина хри­сти­ан­ского сми­ре­ния должна про­сти­раться до неосуж­де­ния ближ­него, про­ще­ния его грехов. Хри­стос гово­рит о любви к Богу, выра­жа­ю­щейся в отло­же­нии всех сует­ных дел ради позна­ния Бога, непре­стан­ной молитвы и даже муче­ни­че­ского испо­ве­да­ния веры.

Для при­об­ре­те­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей чело­век должен под­ви­заться, при­ла­гать усилия по борьбе со своими стра­стями и падшим есте­ством. «И это до того суще­ственно, что един­ственно верным путем доб­ро­де­тели всеми свя­тыми при­зна­ется его болез­нен­ность и при­труд­ность, а про­тив­ная тому льгота есть при­знак пути лож­ного: Цар­ствие Божие нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его ( Мф.11:12 )», – учит св. Феофан Затвор­ник. Но итог подвига зави­сит от бла­го­дати Духа Свя­того, все­ля­ю­щейся в чело­века, пре­об­ра­жа­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство, пода­ю­щей ему силу испол­нить запо­ведь и тво­рить добро. «Кто обрел и имеет в себе сие небес­ное сокро­вище Духа, тот неуко­риз­ненно и чисто совер­шает им всякую правду по запо­ве­дям и всякое дела­ние доб­ро­де­те­лей уж без понуж­де­ния и затруд­не­ния», – учит прп. Мака­рий Вели­кий. – Станем же умо­лять Бога, взыщем и будем про­сить, чтобы и нам даро­вал сокро­вище Духа Своего и таким обра­зом воз­могли мы неуко­риз­ненно и чисто пре­бы­вать во всех запо­ве­дях Его, чисто и совер­шенно испол­нять всякую правду». Именно Боже­ствен­ная бла­го­дать учит чело­века любить Бога и ближ­него. «Когда бла­го­дать в нас, то горит дух и рвется ко Гос­поду день и ночь, ибо бла­го­дать свя­зы­вает душу любить Бога, и она воз­лю­била Его, и не хочет ото­рваться от Него, ибо не может насы­титься сла­до­стью Духа Свя­того», – гово­рит о любви к Богу подвиж­ник XX-ого сто­ле­тия святой Силуан Афон­ский. «Без бла­го­дати Божией не можем мы любить врагов, – гово­рит он о еван­гель­ской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, поте­ряли сми­ре­ние и любовь к Богу».

«Каждая еван­гель­ская доб­ро­де­тель соткана из дей­ствия бла­го­дати Божией и чело­ве­че­ской сво­боды; каждая из них – это Бого-чело­ве­че­ское дей­ствие, Бого-чело­ве­че­ский факт», – гово­рит св. Иустин Попо­вич. Он настой­чиво под­чер­ки­вает роль святых таинств, пода­ю­щих Боже­ствен­ную бла­го­дать для испол­не­ния доб­ро­де­те­лей: «Доб­ро­де­тели мертвы, если они не пита­ются от святых Таинств, осо­бенно от святых таинств пока­я­ния и При­ча­ще­ния. Они – девы нера­зум­ные ( Мф.25:1-12 ), не вли­ва­ю­щие небес­ного, бла­го­дат­ного, Боже­ствен­ного елея в бого­по­доб­ный све­тиль­ник души. Святые Таин­ства с избыт­ком исто­чают из себя святые доб­ро­де­тели. А святые доб­ро­де­тели поощ­ряют к святым Таин­ствам, насы­ща­ются ими».

Не сле­дует браться вдруг за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую. При таком образе дей­ствий всякий доб­ро­де­тель­ный навык проч­нее уко­ре­нится в душе. Когда упраж­ня­ешься непре­станно пре­иму­ще­ственно в одной доб­ро­де­тели, под­ме­чает старец Нико­дим Свя­то­го­рец, то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи при­ко­ван мыслию об ней, скорее найдет случаи и спо­собы к совер­ше­нию ее, и воля охот­нее при­ле­пится к этому. Все это очень спо­соб­ствует при­об­ре­те­нию этой одной доб­ро­де­тели; и всего этого может не про­изойти, если сразу возь­мешься за все.

Все доб­ро­де­тели напо­до­бие некоей духов­ной цепи одна от другой зави­сят, одна влечет другую. Так как одна при­об­ре­тен­ная доб­ро­де­тель вызы­вает другую, подоб­ную ей, и помо­гает ей с мень­шими труд­но­стями уста­но­виться в сердце, то и сердце при­го­тов­ля­ется к этому. При­об­ре­те­ние навыка упраж­не­ния в одной доб­ро­де­тели растит и крепит все другие доб­ро­де­тели, ибо они все суть лучи, исхо­дя­щие от одного и того же боже­ствен­ного света.

По мнению св. Иоанна Лествич­ника, есть доб­ро­де­тели при­род­ные, даро­ван­ные Богом всем (мило­стыня, ибо и языч­ники состра­да­тельны, любовь, ибо и живот­ные про­ли­вают слезы, вера, надежда) и доб­ро­де­тели выше есте­ства (чистота, без­гне­вие, сми­рен­но­муд­рие, молитва, уми­ле­ние).

Раз­де­ле­ние доб­ро­де­те­лей на душев­ные и телес­ные опи­сы­вает св. Ефрем Сирин. К доб­ро­де­те­лям душев­ным он отно­сит муже­ство, бла­го­ра­зу­мие, цело­муд­рие, спра­вед­ли­вость, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, вели­ко­ду­шие, тер­пе­ние, доб­рота, про­стота, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, мило­сер­дие, щед­рость, почти­тель­ность, бла­го­го­ве­ние. Телес­ные доб­ро­де­тели – это воз­дер­жа­ние, пост, бдение и другие аске­ти­че­ские подвиги.

«Каждый жела­ю­щий спа­стись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как ска­зано в псалме: укло­нися от зла и сотвори благо ( Пс.33:15 ); не ска­зано только: укло­нися от зла, но и: сотвори благо. Напри­мер, если кто-нибудь привык оби­жать, то он должен не только не оби­жать, но и посту­пать по правде; если он был блуд­ник, то он должен не только не пре­да­ваться блуду, но и быть воз­держ­ным; если был гнев­лив, должен не только не гне­ваться, но и при­об­ре­сти кро­тость; если кто гор­дился, то он должен не только не гор­диться, но и сми­ряться. И сие-то значит: укло­нися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет про­ти­во­по­лож­ную ей доб­ро­де­тель: гор­дость – сми­рен­но­муд­рие, среб­ро­лю­бие – мило­сер­дие, блуд – воз­дер­жа­ние, мало­ду­шие – тер­пе­ние, гнев – кро­тость, нена­висть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет про­ти­во­по­лож­ную ей доб­ро­де­тель».
прп. авва Доро­фей

«Какие рас­по­ло­же­ния в сердце должно иметь хри­сти­а­нину, ука­зы­вают изре­че­ния Христа Спа­си­теля о бла­жен­ствах, именно: сми­ре­ние, сокру­ше­ние, кро­тость, прав­до­лю­бие и исти­но­лю­бие, мило­сти­вость, чисто­сер­де­чие, миро­лю­бие и тер­пе­ние. Святой апо­стол Павел сле­ду­ю­щие ука­зы­вает хри­сти­ан­ские бла­го­рас­по­ло­же­ния сердца, яко плоды Духа Свя­таго: любы, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние ( Гал.5:22-23 ). В другом месте: обле­цы­теся… якоже избран­нии Божии, святи и воз­люб­ленни, во утробы щедрот, бла­гость, сми­ре­но­муд­рие, кро­тость и дол­го­тер­пе­ние, при­ем­люще друг друга и про­ща­юще себе, аще кто на кого имать поре­че­ние: якоже и Хри­стос про­стил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стя­жите любовь, яже есть соуз совер­шен­ства: и мир Божий да водво­ря­ется в серд­цах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и бла­го­дарни бывайте ( Кол.3:12-15 )».
свт. Феофан Затвор­ник

Что такое доб­ро­де­тель? Это сво­бода, кото­рая не выби­рает. Доб­ро­де­тель­ный чело­век не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало есте­ствен­ным. Скажем, мы – в общем и целом чест­ные люди время от вре­мени можем покри­вить душой, хотя в основ­ном и ста­ра­емся гово­рить правду. Этим мы и отли­ча­емся от по-насто­я­щему доб­ро­де­тель­ных людей. У чело­века, утвер­див­ше­гося в доб­ро­де­тели, просто не полу­чится солгать. Доб­ро­де­тель­ный чело­век верен и в малых делах.
прот. Алек­сий Умин­ский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *