Доброцен или светофор что лучше
«Нищемаркеты» входят в моду: три вопроса о магазинах низких цен, которые всё чаще открываются в наших городах
Товар в «жёстких дискаунтерах» лежит прямо в коробках. Это несколько отпугивает покупателей, но позволяет держать цены на низком уровне. Фото: Алексей Кунилов
В России постепенно набирают популярность магазины, которые принято относить к формату «жёсткий дискаунтер» (hard discounter). Участники рынка называют их «открытием 2020 года», которое незаметно прошло на фоне цифровизации ритейла. Только в Екатеринбурге в прошлом году появилось 16 таких магазинов, в том числе две точки новой для нашего города торговой сети «Доброцен».
Что это такое?
«Жёсткие дискаунтеры» несложно отличить от привычных «Верных» и «Монеток».
Во-первых, оказавшись в магазине, у тебя появляется стойкое ощущение, что попал на склад: товары лежат прямо в коробках или на паллетах. Причём в основном это большие упаковки товаров или наборы по несколько штук.
Второе отличие – место расположения магазинов: как правило, они находятся в непроходных местах и на окраинах города.
Третья особенность – ассортимент. Выбор внутри одной товарной группы невелик. И, как правило, тебе предлагаются торговые марки, которые не встретишь в обычных магазинах.
Четвёртая особенность – уровень цен: обычно здесь он ниже, чем в привычных магазинах (хотя, справедливости ради заметим, что на отдельные категории товаров цены сопоставимы с теми, что предлагаются в других магазинах, а иногда даже выше). За это «жёсткие дискаунтеры» в народе окрестили «нищемаркетами».
Отношение к таким магазинам в обществе разнится. Одни предпочитают не заглядывать в условные «Светофоры» и «Доброцены», потому что там нет привычных для них марок товаров, а в качестве предложенных изделий они серьёзно сомневаются. Другие посещают магазины регулярно, хорошо зная, какие качественные товары можно купить по низкой цене. Так или иначе интерес к «нищемаркетам» стабильный: покупателей в зале обычно не меньше, чем в привычных продуктовых магазинах. А видеообзоры цен того же «Светофора» на хостинге YouTube набирают сотни тысяч просмотров.
В России крупнейшими сетями являются:
1) Уже упомянутый «Светофор» (более 2,2 тысячи магазинов);
2) «Доброцен» (более 300 магазинов);
3) «FixPrice» (более 4 300 магазинов).
Последняя сеть несколько отличается от своих конкурентов. Магазины начинали работать в формате «одной цены» на все товары, но со временем несколько изменили концепцию. Сейчас вся представленная там продукция – не дороже 249 рублей за штуку. Кроме того, магазины «FixPrice» – небольшие по площади и часто находятся в торговых или офисных центрах (правда, в тех, где по соседству работают арендаторы с не самыми высокими ценами, – в «Пассаже» и «Гринвиче» «FixPrice» нет). Магазины всех трёх основных игроков представлены в Екатеринбурге – всего это 60 торговых точек.
Как это работает?
Логичный вопрос, который возникает у покупателя: за счёт чего «нищемаркетам» удаётся держать низкий уровень цен? Как рассказал «Облгазете» Алексей Филатов, основатель компании BBCG и Академии ритейла, объединяющей представителей крупнейших розничных компаний России, большинство товаров в таких магазинах покупать выгоднее на 25–30 процентов. По словам Филатова, можно выделить три причины, по которым ритейлерам удаётся снизить цены на продукты.
Во-первых, сужая ассортимент товаров, которым оперирует, например, «Пятёрочка», в два раза, эти ритейлеры экономят свои расходы на сотрудников центрального офиса, на транспорт, на логистику, и главное – на обслуживание этих товаров в магазинах.
Во-вторых, это приёмка товаров, выкладка и её поддержание в магазине. Благодаря тому, что многие товары продаются с паллет, выкладываются в больших объёмах, а ценники меняются очень редко, магазин может почти вдвое сократить расходы на персонал. А именно эта статья – фонд оплаты труда – самая «тяжёлая» в ритейле.
В-третьих, на цены влияет то, что «жёсткие дискаунтеры» становятся выгодными партнёрами производителя того самого сокращённого ассортимента, который продают своему покупателю.
– Предлагая на полках ограниченный вариант товаров, сети удваивают, утраивают продажи производителю. Как следствие – претендуют на более конкурентные закупочные цены, – говорит Алексей Филатов. – Снижение закупочных цен на отдельные товары может достигать от 3–5 и до 10 процентов. Кроме того, все жёсткие дискаунтеры вместе с крупными брендами производителей стремятся развивать свои собственные торговые марки.
Ассортимент товаров в «жёстких дискаунтерах» невелик. Но чтобы читатели «ОГ» представляли себе разницу в ценах, мы сравнили стоимость одинаковых позиций в магазинах «Светофор» и «Монетка».
Масло подсолнечное, 1 л
Крабовые палочки, 200 г
Сыр российский, 1 кг
Каковы перспективы?
По пути развития собственных магазинов «жёсткого дискаунта» идут и крупные, хорошо знакомые нам ритейлеры. Например, X5 Retail Group (основные проекты – «Пятёрочка» и «Перекрёсток») в конце прошлого года открыли первые магазины «Чижик» в Москве. В компании заявили, что до конца 2021 года доля собственных торговых марок в магазинах новой сети составит 30 процентов и продолжит расти. В конце года, на уровне слухов, обсуждалась возможность появления магазинов «Чижик» в Екатеринбурге. Однако, как пояснили «Облгазете» в пресс-службе X5 Retail Group, пока тестирование нового формата будет проходить только в центральной части России.
Зато на Урал в этом году может прийти другая сеть – «Моя цена». Это пилотный проект, который сейчас развивает розничная сеть «Магнит», также делая ставку на собственные торговые марки. Как сообщили «Облгазете» в пресс-службе компании, в ближайший месяц планируется открытие магазинов новой сети в городе Щучье Курганской области и в Челябинске.
– Мы также рассматриваем возможность открытия магазинов «Моя цена» и в других регионах Урала. Подробности будут сообщены позднее, – уточнили представители «Магнита».
Эксперты уверены, что сегмент «жестких дискаунтеров» в ближайшее время продолжит расти. В частности, топ-менеджеры Х5 заявляли о перспективах роста числа «Чижиков» до масштабов, сравнимых с «Пятёрочкой». А российские и зарубежные инвесторы с большим интересом вкладываются в акции «FixPrice» (в марте бизнес-издания сообщали, что первичное размещение акций компании на Лондонской и Московской биржах стало крупнейшим российским IPO за последнее десятилетие).
– Развитие таких сетей дискаунтеров связано с растущей популярностью этого формата у покупателей, – пояснил «Облгазете» директор по внешним связям российской Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко. – В условиях снижающихся фактических доходов населения покупатели стараются найти как удобные для себя по месту расположения, так и более экономичные торговые точки.
В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга также отметили, что по их оценкам тенденция открытия магазинов подобного формата сохранится.
Получить комментарии самих сетей «Светофор», «Доброцен» и «Fix Price» в ходе подготовки материала не удалось.
Справка «ОГ»
Дискаунтерами называют магазины с узким ассортиментом, минимальным набором услуг и достаточно низкими ценами. Выделяют два основных типа таких магазинов – «мягкие» и «жёсткие дискаунтеры».
«Мягкие дискаунтеры» (например, «Магнит у дома», «Пятёрочка», «Верный») также называют «магазинами у дома». Они работают на относительно небольшой площади (от 300 до 1 500 квадратных метров), выкладка товаров здесь зависит от спроса на него. Как правило, в таких торговых точках широкий ассортимент овощей и фруктов и категории «non-food» (товары для интерьера, канцелярия, одежда и др. – с акцентом на сезонность), а также вводятся дополнительные услуги, например, свежая выпечка.
Площадь «жёстких дискаунтеров» больше, но в таких точках персонала меньше. По оценкам Академии ритейла, долю сегмента «жёстких дискаунтеров» на продуктовом рынке России можно оценить в 2–4 процента.
Всего, согласно исследованиям компании Infoline, в России доля дискаунтеров (в целом) в феврале 2021 года составила более 51 процента от общих торговых площадей. С 2015 года размер общей торговой площади, занимаемой дискаунтерами, в млн квадратных метров увеличился практически в два раза.
Цифры
«Жёсткие дискаунтеры» в Екатеринбурге
«Доброцен» | «Светофор» | «Fix Price» | |
2 | 14 | 44 | |
Средняя площадь магазинов (в квадратных метрах) | 1 000 | 800–1 200 | 230–350 |
Ассортимент (количество наименований) | до 2 000 | до 1 000 | 1 800 |
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
Магазин Доброцен
Елена
Магазин «Доброцен» открылся в нашем городе совсем недавно. Около года назад. Мне хочется поделиться со всеми своим мнением о продукции этого нового магазина. Он похож на магазин «Светофор». И находится, в отличии от негго, в центре города. Очень хорошее расположение. Цены там значительно ниже, чем в других магазинах. А поскольку «Светофор» в нашем городе находится на окраине города, то многие переключились на «Доброцен».
В ассортименте магазина представлены следующие товары: консервы, колбасы, рыба, мясо, соки, конфеты, бытовая химия, детские товары и разные бытовые предметы. Есть пиво, вина и прочие напитки.
Мясо по цене дешевле, чем в других магазинах. Рыба свежемороженая тоже дешевле. Мясо никогда не беру, поэтому о качестве ничего не могу сказать. Из рыбы брала горбушу свежемороженую по 178 рублей. Ничего, вполне нормальная. Но в Светофоре она лучше и подешевле 138 рублей. Иногда даже попадается с икрой. Ее чуть-чуть подсолишь и вот тебе готовая икра, почти даром.
Покупаю порошок для чистки труб, порошок для стирки белья большой расфасовки. Трубы хорошо прочищаются от засоров. А стирального порошка хватает на долго и получается очень выгодно.
Часто покупаю макаронные изделия и крупы, каши, сахар кусочками, масло подсолнечное, молоко в пачках. А вот сыры здесь мне не нравятся. Колбасный ассортимент широкий, но если беру, то сырокопченые. Сосиски, сардельки и вареная колбаса не очень хорошего качества. Но люди берут. На вкус и цвет товарищей нет.
Каши разные очень хорошо на завтрак сварить-тоже неплохой вариант. Конечно не думаю, что там много полезного, их даже варить не надо, а просто залить молоком теплым, но по вкусу очень даже ничего.
Очень много специй, соусов, кетчупов, конфет, соков и выпечки разной. Все приемлемо и съедобно. А такая мелочь, как зубная паста, мыло, салфетки, бумага туалетная и прочее вообще дешево и не отличается по качеству от других магазинов.
А вот чистящее средство для унитазов совсем плохое. Такое чувство, что туда налили подкрашенную воду, выльешь весь флакон за 30 рублей в унитаз и смоешь без всякого должного эффекта.
Уже весной покупала семена для посадки. Сажала семена помидор, перца, баклажан и капусты. Весь материал семенной хороший. Все взошло, что приятно порадовало. Потому что всхожесть семенного материала-это главное. А дальше зависит от ухода. Об остальных семенах огурцов, кабачков, моркови, свеклы узнаю при посадке в саду.
Так как люблю очень кофе, пробовала его там брать. Нет больше брать не буду. Может это просто мои придирки. И чай очень плохой. Не стоит его брать. Конечно, если хотите в чем-то сэкономить, то можно посетить этот магазин. Можно выбрать качественный товар. Но может получится и наоборот, купите плохой товар и выкинете. Товар и деньги на ветер.
В целом, я бы не сказала, что он подходит для глобальных покупок. По моему опыту, там можно нарваться на продукты сомнительного качества. Делаем вывод. Этот магазин для выборочных покупок. Там можно что-то купить, но надо тщательно проверять производителя и состав. Или вообще брать проверенный ранее продукт.
Но народу там всегда много. Конечно, не от хорошей жизни спешат туда люди. Их привлекают туда цены и надежда сэкономить.
Есть поговорка, что скупой платит дважды. Но, чтобы не сэкономить на своем здоровье, надо тщательно знакомиться с новым продуктом. Ну, а кто нос воротит по разным причинам (много денег или большой гурман ), не портите настроение другим.
Но раз появляются такие магазины, значит это кому-то нужно. Не так ли?
А вы как думаете по поводу таких магазинов как «Доброцен» и «Светофор»?
Дешевое среди дешевого. Побывали в магазинах супернизких цен
Магазины «Светофор», «Доброцен» и «Грошык» появились в Беларуси совсем недавно, но быстро захватили сердца экономных белорусов. Все три работают в формате жестких дискаунтеров и удивляют по-настоящему низкими ценами. Мы побывали в каждом из них, чтобы уловить отличия и понять, стоит ли сюда ехать за покупками издалека.
«Светофор» и очереди даже в рабочее время
Первый магазин «Светофор» появился в Беларуси пять лет назад, в 2017-м. «Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная (паллетная) выкладка продукта. Во всем реализуется принцип экономии на затратах», — говорится на сайте торговой сети.
Мы отправились в «Светофор» в минских Ждановичах, который скрывается между рыночными рядами со свининой и говядиной в тушах и полутушах. Рыночный аромат сырого мяса залетает в павильон дискаунтера — хорошо, если вы терпимо относитесь к запахам либо временно лишены дара обоняния.
Здесь нет корзинок — только тележки, чего уж мелочиться. По размеру магазин похож на типичный минский супермаркет, но выбор товаров здесь не больше, чем в сельмаге. Пару лет назад директор минского «Светофора» говорила журналисту Onlíner: «Мы — самый дешевый магазин, если не считать оптовых. Но даже в этом случае сомневаюсь, что мы будем дороже». Она же не скрывала тогда, что ассортимент дискаунтера не удивит обилием брендов. Из-за этого провалилась наша идея сравнить цены на один и тот же товар в разных дискаунтерах: найти одинаковые продукты в них непросто.
При первом взгляде здесь есть все — от колбасы с майонезом до пластиковых ведер и набора горшков для рассады, разве что выбор совсем небольшой. Товар лежит на стеллажах и прямо в коробках, как и полагается дискаунтеру.
Десятки коробок с одинаковыми макаронами, одним видом детских соков. Мы смогли найти и только один вид кефира — и тот с уникальной, 1,7-процентной жирностью, один вид мороженого, один торт, один вид обычной несладкой воды. Или вот, к примеру, два холодильника, забитых единственным видом пельменей.
Кое-где встречаются порванные пакеты и побитые банки. Но на сайте магазина есть предупреждение: следите за целостностью упаковки, поскольку, возможно, она была повреждена во время транспортировки.
Стоит ли сюда ехать закупаться на Новый год или, может, юбилей или другой важный праздник? Сложно сказать, потому что ассортимент — не самая сильная сторона «Светофора». Но покажите этот магазин дачнику, и он скажет, что это место похоже на рай: не нужно ломать голову при выборе условных макарон, потому что выбора практически нет, зато здесь наборы горшков для рассады, тазики, ведра, недорогая посуда. Была даже дрель-шуруповерт на акции по 35 рублей (мы ее не нашли, но видели на сайте).
На сайте «Светофора» в рубрике «Вопрос — ответ» спрашивают, продается ли в сети магазинов „Светофор“ фальсификат.
Магазин отвечает: «В „Светофор“ привозят 2 вида брендовых товаров: собственно бренд — это когда точно такой же товар продается и в других магазинах, с одинаковой массой, упаковкой и свойствами; и бренд для „Светофора“ — это товар от известного бренда, но с измененной упаковкой, массой и т. п. Многие путают эту продукцию с подделкой, фальсификатом».
Еще один вопрос на сайте: бывает ли в «Светофоре» просрочка?
Отвечают, что из-за трафика в магазине товар не успевает залеживаться на полках. Тем не менее в декабре 2020-го МАРТ закрывал десять магазинов сети ввиду ряда нарушений законодательства о торговле, в числе которых — «предложение к реализации товаров с истекшим сроком годности».
В полпятого вечера в рабочий день на двух кассах очереди примерно по 20 человек или даже больше. У большинства людей в тележках совсем немного товаров. В очередях хватает бабушек с дедушками и, как ни странно, много мам с детьми: в «Светофоре» хороший выбор сладостей. Здесь нет привычных шоколадок на кассе (мы в принципе не нашли шоколадок), жвачек и другой мелочевки, зато конфеты — сразу в килограммовых упаковках, желатинки — в полукилограммовых, печенье продается в таких коробках, что один человек не съест и за неделю.
Мы рандомно выбрали несколько товаров и записали цены на них.
Макароны «Лидские» (рожки обыкновенные), 900 г | 1,08 р. |
Мука пшеничная второго сорта «Уладар», 2 кг | 1,18 р. |
Кукуруза сладкая Globus, 340 г | 1,75 р. |
Суп сухой куриный с вермишелью «Магги», 50 г | 0,68 р. |
Оливки фаршированные лимоном и сладким перцем «Бондюэль» | 2,29 р. |
Консервы мясные ОМКК (говядина + индейка), 100 г | 1,58 р. |
Хлопья мультизерновые «Витьба» с пшеничными зародышами, 250 г | 0,96 р. |
Напиток безалкогольный сильногазированный «Сокос» вкус апельсина, 2 л | 1,53 р. |
Десерт Panna Cotta шоколадный «Беллакт» | 1,11 р. |
Продукт кисломолочный «Биолакт» без добавления сахара для питания детей раннего возраста, 200 мл | 0,63 р. |
Килька балтийская неразделанная в томатном соусе, 220 г | 1,24 р. |
Гель для стирки Sorti Color, 3000 г | 8,3 р. |
Вода питьевая «Святой источник» «Светлячок» негазированная, 1,5 л | 0,79 р. |
Набор стаканов, 6 штук | 5,76 р. |
Шампунь Timotei Nature Time, 400 мл | 2,38 р. |
Кстати, совсем недавно совладельцы данной сети вошли в русский список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
«Грошык» и «хотя бы минимальный уют»
Сеть жестких дискаунтеров «Грошык» начала свою жизнь с открытия первого магазина в Слониме в начале 2020 года. Уже тогда заявлялось, что «Грошык» будет лучше выглядеть на фоне конкурентов: «За счет внутренней экономии цены на товары могут быть гораздо ниже, чем в обычных магазинах. Такой же будет и наша стратегия. При этом мы постараемся избежать ошибок других сетей и не забывать о комфорте для покупателя. Низкие цены не отменяют создания хотя бы минимального уюта — это вопрос подхода и заботы о людях», — цитируем пресс-релиз 2020 года.
Мы направились в дискаунтер в Минске на Сурганова.
«Грошык» — дочерняя структура «Евроторга». На открытии первого объекта неполных два года назад сообщали, что в стране будут работать по меньшей мере два таких магазина — в Слониме и Солигорске, а дальше как пойдет. Сегодня в стране насчитывается 59 торговых точек сети — кроме Минска, они есть в каждой области Беларуси.
В отличие от «Светофора», здесь есть не только тележки, но и корзинки. Внешне помещение выглядит как обычный приличный минский супермаркет. Вместо белого шума — музыка. «Грошык» еще больше напоминал бы супермаркет, если бы не коробки с товаром, которые выполняют функцию полок (хотя полки тоже имеются).
Названия торговых марок в «Грошыке» в большинстве своем привычные. Здесь несколько видов сметаны, майонеза, шоколадок, чипсов — выбрать есть из чего. Есть продукты, которые уж точно не являются товарами первой необходимости: 33-процентные сливки для взбивания, несколько видов сыра камамбера, суши в контейнерах.
Покупатели здесь отличаются от тех, которых мы видели в «Светофоре». В длинных очередях стоят в основном уставшие после работы люди и скучающие подростки с чипсами в руках.
Макароны «Пастораль Спагетти», 900 г | 1,09 р. |
Масло подсолнечное «Золотая семечка», 1 л | 4,79 р. |
Молоко «Бабушкина крынка» 1,5%, 0,5 л | 0,89 р. |
Молоко «Минская марка» 3,2%, 1 л | 2,49 р. |
Кукуруза сладкая Globus, 340 г | 1,89 р. |
Сметана «Простоквашино» 15%, 350 г | 1,95 р. |
Сырок творожный глазированный «Мишутка» 26%, 50 г | 0,65 р. |
Творог «Савушкин» 5,5% (цилиндр), 300 г | 2,15 р. |
Нектар «Сочный» (яблоко-виноград), 200 мл | 0,55 р. |
Чай Greenfield Summer Bouquet фруктово-ягодный, 25 пак. | 2,39 р. |
Напиток Pepsi Cola, 1,5 л | 1,85 р. |
Кофе Jacobs Monarch растворимый, 190 г | 10,49 р. |
Рыбные консервы «Рыбный стандарт» тунец, 250 г | 2,09 р. |
Жевательная резинка Orbit Bubblemint, 13,6 г | 0,79 р. |
Чипсы Lay’s (сметана и лук), 150 г | 2,19 р. |
Трусики-подгузники Pampers Pants 6 Extra Large (16+ кг) одноразовые для мальчиков и девочек, 44 шт. | 28,99 р. |
Средство для мытья посуды Fairy «Нежные руки Чайное дерево и мята», 900 мл | 4,59 р. |
Шампунь Head & Shoulders (основной уход) | 6,99 р. |
В подборки новостей Министерства торговли «Грошык» не попадал. Из «интриг и скандалов» лишь одна история: в Twitter обсуждали схожесть логотипов «Грошыка» и польского Groszeka.
«Грошык», как и «Светофор», входит в тройку крупнейших дискаунтеров Беларуси. Третий — «Доброцен» в Минске не представлен, зато есть в Жодино. Едем туда.
«Доброцен» и поразительно дешевый чай
На российском сайте «Доброцена» указано, что магазин этой торговой сети есть в Жодино. Гугл подсказывает, что «Доброцен» можно найти еще и в Борисове, Пружанах, Гомеле и Пинске.
В Жодино мы приехали, когда уже было темно, и подумали, что навигатор завез нас не туда — на какие-то склады вместо магазина. Но вскоре показалась вывеска.
В магазине размером с минский гипермаркет светло и просторно. Сложно не заметить, что коробки выложены относительно аккуратно: их явно не бросали одна на одну впопыхах, нет ощущения хаоса. В семь вечера совсем мало покупателей — человек пять, кроме нас с фотографом.
Здесь, как и в «Светофоре», нет маленьких тележек, нет никакой музыки — делаем покупки в тишине и молча удивляемся ценам. Как вам полуботинки мужские (есть и женские) по 14—16 рублей? Женская футболка за 7,5 рубля? Перчатки за 2,88 рубля?