Добровольцы и волонтеры в чем разница
Волонтёр и Доброволец: в чём отличие?
Когда я приглашаю людей на очередной выезд в Питомник ездовых оленей «Северное сияние», некоторые задают такой вопрос: «Почему мы должны им помогать, ведь питомник коммерческий?» Или такой: «В чём суть волонтёрства, если на нашем труде кто-то будет зарабатывать деньги?» А ещё вот такой: «В чём заключается благое дело Питомника?»
И я всегда старательно отвечаю, потому что понимаю, что для спрашивающих это важно. И пишут они всегда очень деликатно: «Поясните, пожалуйста» или «У меня такой вопрос». Это заслуживает уважения. Большое спасибо за вежливость и понимание.
Вы абсолютно правы, «Северное сияние» зарабатывает деньги на коммерческой основе. Вот почему в гости к северным оленям я приглашаю не волонтёров, а добровольцев.
Волонтёр — совершеннолетний человек, безвозмездно трудящийся на благо нуждающихся.
Доброволец — совершеннолетний человек, добровольно трудящийся на благо кого-либо, получающий что-то взамен своего труда.
Работа у северных оленей — это посильный добровольный трудовой вклад человека в развитие Питомника, с обязательной компенсацией в виде различных приятностей. Труд в Питомнике приносит пользу прежде всего самому трудящемуся.
Рассмотрим, какие приятности доброволец может получить взамен своего труда в питомнике «Северное сияние»:
Чем мы помогаем Питомнику:
Хозяйка питомника Наталья всегда рада гостям, а особенно — помощникам.
О благом деле. Этот вопрос обычно задают волонтёры приютов для животных. Они трудятся там постоянно и безвозмездно, и единственной радостью для них является счастье их питомцев. Благополучие животного, познавшего в своей жизни боль и лишения, дорогого стоит. Я полностью их в этом поддерживаю, и сама являюсь волонтёром одного из таких приютов.
Благое дело питомника «Северное сияние» — это прежде всего популяризация животноводческого труда. Наталья и Александр любят своих питомцев как детей. Они были бы очень рады, если бы каждый на Земле смог испытать такое счастье. Этот Питомник — мечта и дело всей их жизни. На мой взгляд, это отличный образец процветающего животноводства. Своим примером семья Скороходовых показывает, что можно содержать счастливых животных, получать от этого радость и признание в виде материального вознаграждения. Таким образом, помогая Питомнику, поддерживая его своим трудом, наши добровольцы участвуют в популяризации животноводства.
Но благое дело «Северного сияния» связано не только с животными — Питомник занимается раздельным сбором мусора и последующей его сдачей на переработку. Также на территории Питомника силами волонтёров РастиГород установлены контейнеры для сбора органических отходов, которые по прошествии времени превратятся в полезный компост. Мало кто знает, но пищевые отходы составляют 50-80% всех наших отходов. Утилизация вторсырья и органики — это тоже очень важно. Важно для нашей планеты.
Большой путь начинается с шага. И этот шаг мы можем сделать вместе!
Волонтер и доброволец: в чем разница?
Казалось бы, два совершенно синонимичных друг другу названия. Но различия в оттенках смысла все же есть.
Новый толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой дает такие понятия: «Волонтер – тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле», а «Доброволец – тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности».
Стоит отметить, что изначально слово «волонтер» заимствованное. Оно происходит от латинского «voluntas», что переводится как «воля, желание, хотение». В России его начали впервые использовать в употреблении в эпоху Петра I. Только звучало оно тогда «волонтур», что означало человека добровольно поступившего на службу в действующую армию. Слово же «доброволец» состоит из двух слов — «добро» и «воля», что означает – делай добро по собственной воле, не прося ничего взамен.
Человек всегда является добровольцем. Это состояние души. Только в нашей стране существует массовое явление добровольцев. А вот волонтером можно быть и один день в жизни. Так в чем же разница?
Волонтер руководствуется идеалами концепции права собственности по отношению к себе, то есть каждый человек пользуется полным и исключительным правом контроля и использования себя и своих возможностей и, следовательно, не обязан предоставлять никаких услуг кому-либо другому, если он не договаривался их предоставлять.
Идеал добровольцев лежит в традиционном образе русского человека, который приходит на помощь в нужный момент и в нужное время. Этот образ является частью нашей культуры. Одними корнями он уходит в православные образы самопожертвования за идеалы добра, а другими – в идеалы взаимопомощи тем, кто попал в беду.
Таким образом, видно, что смысловые различия в понятиях «волонтер» и «доброволец» есть. Но в современных условиях это уже не является самым существенным обстоятельством. Главное и у волонтеров, и у добровольцев есть одна общая цель — помогать, поддерживать, совершать добрые дела и делать мир лучше. И в их сердцах нет безразличия!
Волонтер vs доброволец: как предпочитают называть себя активные граждане
Казалось бы, смысловые различия между словами «волонтер» и «доброволец» неочевидны. Это синонимы. Но, задумавшись по просьбе социологов над оттенками смыслов, респонденты обнаружили нюансы. 24 февраля на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ доцент факультета социальных наук Олег Оберемко выступил с докладом «Представления волонтеров о самих себе и своем мире».
В основу выступления легли результаты эмпирического исследования, проведенного в трех субъектах России: Самарской области, Пермском и Краснодарском краях. Все три региона отличаются достаточно высокой активностью гражданского общества, однако в каждом используется своя организационная модель. Если Самарская область тяготеет к самостийной модели, то в Пермском крае развита поддержка на официальном уровне, причем характер такой поддержки близок к либеральным формам управления, тогда как в Краснодарском крае применяются скорее советские образцы организации работы с молодежью.
Олег Оберемко уточнил, что доклад посвящен не столько реальности, сколько когнитивным аспектам: то есть в большей степени тому, что думают о себе и своей деятельности волонтеры, нежели тому, как они функционируют. Семантика самоопределения представителей гражданского общества изучается преимущественно посредством качественных методов, раскрывающих категориальный аппарат через анализ понятий, в которых люди осмысливают свою повседневную жизнь волонтеров. Саму же реальность с относительно большим успехом показывают количественные методы, вместе с тем упрощая и обобщая ее. Поэтому, по мнению докладчика, социология стремится к объединению обоих подходов.
При проведении опроса в формате интервью для исследователей в первую очередь было важно соблюдение не статистической, а концептуальной репрезентативности. Выборка осуществлялась экспертным путем. До выезда в регионы производился мониторинг виртуального пространства для составления списков формальной и неформальной гражданской активности. Одновременно из представителей административных структур, вузов и иных образовательных учреждений, журналистов и блогеров из молодежной среды регионального центра формировался список экспертов, имеющих представление о ландшафте волонтерства в данном субъекте. В результате для участия в исследовании было выделено в каждом регионе до 10 организаций, функционирующих в его центре и двух других крупных городах.
Доклад построен на ответах на вопрос о предпочтении между словами «волонтер» и «доброволец». Изначально исследователи не предполагали ответы на этот вопрос анализировать, поскольку он служил мостиком к обсуждению «серьезной» темы. Однако материал оказался настолько интересным, что на нем было написано две статьи (выходят в «Социологическом журнале» и журнале «Социологические исследования») и подготовлен представленный доклад.
В локальном масштабе «волонтеры» и «добровольцы» занимаются одинаковой деятельностью и тождественны по своим социальным характеристикам
Казалось бы, смысловые различия между словами неочевидны: это слова-синонимы, их значение в равной мере понятно носителям русского языка, оба слова употребляются в сходных контекстах и для обозначения одних и тех же референтов. Однако респонденты, задумавшись по просьбе интервьюеров над оттенками смыслов, обнаружили нюансы. С одной стороны, большинством отмечается большая частотность употребления термина «волонтер». Слово является универсальным, так как, фонетически адаптируясь под каждый язык, оно тем не менее остается единым для международной среды, а следовательно, закрепленное за ним значение общепринято и понятно на мировом уровне. С другой стороны, возможно, именно потому, что слово воспринимается как заимствованное из западноевропейских языков, оно кажется россиянам эмоционально отчужденным. Тогда как слово «доброволец» называют более «душевным», «родным», «теплым».
Примечательно, что мнение совпадает у респондентов разных поколений. Несмотря на вовлечение молодежи в международные системы информации и коммуникации, слово с русскоязычным корнем по-прежнему остается ближе его заимствованного аналога. В сопоставлении двух слов заложено и стратификационные различия: сказывается то обстоятельство, что «волонтерство» употребляется в официальном языке госструктур, из-за чего дистанционировано в «народном восприятии».
Мотивация использования того или иного термина для характеристики человеком своей деятельности бывает различной. Предпочтение с давних пор известного понятия «добровольчества» может символизировать уход от настоящего для приобщения к исторической традиции. Однако для тех, кому не нравится, что история часто военизирована, слово «волонтерство», наоборот, становится способом диссоциации от нее. Другим мотивом для выбора одного из терминов обычно является его модность.
Самоидентификация, хотя и является субъективным взглядом человека на себя и свои действия, неизбежно соотносится с внешним институциональным контекстом
Впрочем, отвечая на вопрос из зала, наблюдается ли ощутимая разница в поведении тех респондентов, которые привыкли называть себя «волонтерами», и тех, кто определяет себя термином «доброволец», Олег Оберемко ответил, что не установил между ними существенного расхождения. Можно говорить о некой большей интегрированности первых в международный англоязычный контекст, но в целом как в глобальном, так и в локальном масштабе «волонтеры» и «добровольцы» занимаются одинаковой деятельностью и тождественны по своим социальным характеристикам.
Докладчик также отметил, что внутри добровольческого движения условно выделяются так называемые «событийные» и «помогающие» волонтеры. Одни нацелены на внешнюю презентацию своих функций через участие в форумах, фестивалях и иных мероприятиях подобного рода, другие же ориентированы на «реальные» действия поддержки нуждающейся аудитории. Эти категории требуют развития разных социальных навыков.
В ходе обсуждения представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ добавили, что в России довольно слабо развито формальное добровольчество через институты НКО, в то время как точно измерить численность неформальных волонтеров весьма проблематично, поскольку причисляют ли себя к ним респонденты, зависит от формулировки задаваемых в анкетировании вопросов.
Во время дискуссии по итогам выступления Олега Оберемко прозвучал вопрос, почему для исследователей так важно разбираться в картине мира волонтеров. Докладчик объяснил, что через осмысление самоопределения граждан решается управленческая задача привлечения населения к общественным практикам. На сегодняшний день в государствах с капиталистическим строем процент участия людей в активных инициативах заметно выше, и для нашей страны стоит вопрос о формировании среды, благоприятной для развития соответствующих социальных установок. Ведь самоидентификация, хотя и является субъективным взглядом человека на себя и свои действия, неизбежно соотносится с внешним институциональным контекстом, поскольку нельзя быть волонтером в отрыве от общества, в котором человек через добровольчество берет на себя определенную роль и функциональную нагрузку.
Галина Шляхова, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Исследовательская работа «Волонтер и доброволец: сходство и различие»
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
XV районная конференция молодых исследователей
« XXI век. В поисках совершенства»
«Волонтер и доброволец: сходство и различие»
Лискина Вероника Александровна,
Селюк Юлия Максимовна,
обучающиеся 4а класса
средняя школа №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Пилипенко Юлия Леонидовна,
учитель начальных классов
средняя школа №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Содержание исследовательской работы……………………………………………………………. 4
2.1. Волонтер и доброволец: в чем сходство и в чем различие …..………………….……………….5
2.2. Из истории возникновения волонтерства в России …………………. …………………. ……6
3.1. Анализ участия нашего класса в мероприятиях ……………… ………………………………. 7
3.4. Организация встречи с представителями волонтерского движения……………..……………10
3.5. Повторное анкетирование обучающихся…………………………………………. …………..10
3.6. Создание буклета «Быть волонтером, значит делать добрые дела»….………………………..10
Данное исследование ставит своей целью показать важное значение волонтерства в жизни человека и общества.
В работе использованы следующие методы и приемы: изучение научно-познавательной литературы; анкетирование с целью изучения вопросов по теме исследования; анализ, обобщение и систематизация.
В ходе работы было проведено анкетирование. Результаты опроса показали, что знания обучающихся класса об истории волонтерского движения в России имеют поверхностный характер, но желание участвовать в мероприятиях, направленных на оказание безвозмездной помощи, внимания нуждающимся приносит школьникам положительные эмоции.
Вывод, сделанный в результате исследования, а также разработанные практические материалы могут быть полезны обучающимся в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Участники исследования – обучающиеся 4а класса.
Проблема исследования – все ли могут быть волонтерами?
Актуальность: тема актуальна, так как не все понимают, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.
Объект исследования: понятия «волонтер» и «доброволец».
Предмет исследования: волонтерское движение в России, пгт. Излучинск.
Показать важное значение волонтерского движения в жизни человека и общества.
Сравнить понятия «доброволец» и «волонтер».
Познакомиться с историей возникновения волонтерского движения в России.
Провести анкетирование обучающихся.
Представить результаты добровольного участия обучающихся класса в мероприятиях.
Составить буклет ««Быть волонтером, значит делать добрые дела».
— изучение литературы по теме исследования;
— метод сопоставительного анализа;
— обобщение и систематизация полученных данных.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный (планирование своей деятельности).
2. Изучение литературы по теме исследования (сбор и обработка информации).
3. Анкетирование (разработка анкеты, проведение исследования).
4. Разработка и практическое применение творческого продукта.
5. Обработка результатов исследований и проверка гипотезы.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление исследовательской работы (презентация проекта).
С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее. Возможно, не все понимают, на каких принципах базируется волонтерская работа, поэтому в нашей работе мы рассмотрим, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.
Поэтому нашу исследовательскую работу мы посвятили изучению данного вопроса.
II . Теоретическая часть
2.1. Волонтер и доброволец: в чем сходство и в чем различие.
Казалось бы, два совершенно синонимичных друг другу названия. Но различия в оттенках смысла все же есть.
Новый толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой дает такие понятия: «Волонтер – тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле», а «Доброволец – тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности».
Стоит отметить, что изначально слово «волонтер» заимствованное. Оно происходит от латинского «voluntas», что переводится как «воля, желание, хотение». В России его начали впервые использовать в употреблении в эпоху Петра I. Только звучало оно тогда «волонтур», что означало человека, добровольно поступившего на службу в действующую армию. Слово же «доброволец» состоит из двух слов — «добро» и «воля», что означает – делай добро по собственной воле, не прося ничего взамен.
Человек всегда является добровольцем. Это состояние души. А вот волонтером можно быть и один день в жизни. Так в чем же разница?
Доброволец откликается на призыв, а волонтёр приходит по собственной инициативе. Но в большинстве случаев это синонимы
Вывод: Таким образом, видно, что смысловые различия в понятиях «волонтер» и «доброволец» есть. Но в современных условиях это уже не является самым существенным обстоятельством. Главное и у волонтеров, и у добровольцев есть одна общая цель — помогать, поддерживать, совершать добрые дела и делать мир лучше. И в их сердцах нет безразличия!
2.2. Из истории возникновения волонтёрства в России.
Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие корни. Не является исключением и Россия.
История возникновения волонтёрства в России уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома. В них на пожертвования мирян содержались дети. Они обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях или шли в услужение к вельможам.
Первые «человеколюбивые общества» под внимательным присмотром императора в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX в. возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры. Земства были инициаторами распространения бесплатной медицинской помощи в деревнях, где всегда применялись лишь народные средства.
Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, связана с русско-турецкой войной. Монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам.
В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова́ «доброволец» и «ополченец». Образ комсомольца-добровольца, который сражался в рядах Красной Армии, восстанавливал разрушенное войнами народное хозяйство, ехал покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей.
Добровольческие отряды наравне с Красной Армией били фашистов в годы Великой Отечественной войны. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.
К середине 2000-х годов стали появляться первые волонтёрские ассоциации. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство.
Вывод: в России на протяжении многих веков существовало волонтерское движение.
III . Практическая часть
3.1. Анализ участия нашего класса в мероприятиях.
На протяжении всего периода обучения в начальной школе в нашем классе проходят занятия по внеурочной деятельности «Уроки нравственности».
На занятиях мы знакомимся с нравственными нормами и правилами поведения. Мы учимся контролировать свое поведение, ориентируясь на нормы духовно-нравственного воспитания. Мы на собственном опыте имеем возможность проверить свои знания, представления нравственного порядка. Знания, полученные на занятиях, по нашему мнению, отражаются и в нашем поведении.
Все занятия проходят эмоционально, ярко. В игровой форме мы отрабатываем полученные нами знания и навыки. На уроках нравственности все дети нашего класса принимают активное участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Эти уроки пробуждают в детях интерес к внутреннему миру человека, заставляют задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Также на «Уроках нравственности» мы выполняем проектные задания, связанные с волонтерской деятельностью. Уже во втором классе мы приняли участие в поздравлении ветеранов Великой отечественной войны с Днем победы. Для этого мы сделали открытки своими руками и на праздновании этого великого события всем классом поздравляли присутствующих ветеранов на митинге у Мемориала победы в пгт. Излучинск (Приложение 1).
В третьем классе мы подготовили открытки, также сделанные своими руками, ко Дню пожилых людей. После уроков, мы разделились на группы. У каждой группы был свой участок. Кто-то пошел в больницу, чтобы поздравить пожилых людей, кто-то ходил по улицам поселка и также поздравлял встречающихся нам дедушек и бабушек. На следующий день мы обменялись впечатлениями от проделанной работы. Больше всего нас удивило то, что практически все взрослые, с которыми мы общались при встрече, не ожидали такого внимания от маленьких детей. Они благодарили нас, желали нам оставаться всегда такими внимательными к взрослым. Мы в свою очередь ощущали чувство гордости, что подарили минутку радости тем, кто принял участие в создании тех условий для нас, в которых мы сейчас живем (Приложение 1)
Ежегодно мы готовим подарки своим родителям на 8-е марта, на День матери, 23-е февраля. Такое внимание нашим родителям приносит радость, а мы лишний раз говорим им о своей любви и благодарим за все, что они для нас делают (Приложение 1).
В этом году мы решили порадовать наших учителей. Так как мы хорошо умеем делать поделки своими руками и в этот раз мы также воспользовались нашими умениями. На занятии, работая в группах, мы сделали открытку, в которую вложили частичку себя, чувство благодарности нашим педагогам. На переменках между уроками, мы поздравили наших учителей. Улыбка, добрые слова в наш адрес и стало лучшей благодарностью за наш труд (Приложение 1).
Анализируя нашу деятельность на «Уроках нравственности», можно сказать, что мы также принимаем участие в волонтерском движении. Но если опираться на понятия «волонтёр» и «доброволец», наверное, второе понятие нам более подходит. Так как из этих двух понятий следует, что доброволец откликается на призыв, а волонтёр приходит по собственной инициативе. Пока мы находимся в том возрасте, когда мы идем за взрослым, который нас учит делать добрый дела. В нашем случае это классный руководитель – Пилипенко Юлия Леонидовна.
И все-таки главное и у волонтеров, и у добровольцев есть одна общая цель — помогать, поддерживать, совершать добрые дела и делать мир лучше. И мы надеемся, что наши хорошие дела оставляют в сердцах, окружающих только положительные эмоции!
Вывод: участие в мероприятиях, которые приносят положительные эмоции окружающим, делают кого-то даже на минутку счастливыми и нужными, нас также вдохновляют и доказывают, что и в таком возрасте можно приносить пользу. Наверное, кто-то из нас в будущем продолжит свою деятельность в волонтерском движении, потому что это социально- значимая сфера во все времена русского человека.
3.2. Анкетирование обучающихся.
В анкетировании участвовали 24 обучающихся 4а класса. Цель анкетирования:1) выявить знания обучающихся об истории возникновения и деятельности волонтерского движения; 2) выяснить, смогут ли школьники подобрать синонимы к слову «волонтер»; 3) провести анализ впечатлений ребят от участия в мероприятиях духовно-нравственного характера; 4) выяснить количественный состав обучающихся, желающих принимать участие в волонтерском движении (Приложение 2).
Среди опрошенных респондентов выявлено, что 42% обучающихся знают, чем занимается волонтерское движение. 58% ребят не владеют такой информацией.
Представление о начале волонтерского движения в России 92% обучающихся не знают и не слышали. Напротив, имеют небольшое представление, или слышали что-либо 8% школьников.
Синоним к слову «волонтер» смогли подобрать только 8% из класса, а 92% не справились с этим заданием.
92% четвероклассников высказали свое мнение, что им нравится принимать участие в мероприятиях, которые приносят радость другим людям и только 8% на данный вопрос ответили «нет».
Участниками волонтерского движения хотели бы стать 72% одноклассников и 28% не проявили желания (Приложение 3).
Вывод: большинство обучающихся класса не знакомы с историей возникновения волонтерского движения в России и не смогли подобрать синоним к слову «волонтер». Это свидетельствует об отсутствии знаний детей во данному направлению. Но положительный момент, который выявило анкетирование – это осознание детьми того, что помогать другим – это хорошее и нужное дело.
3.4. Организация встречи с представителями волонтерского движения.
Большой процент обучающих нашего класса не знающих историю возникновения в России и деятельность волонтерского движения, натолкнуло нас на мысль подготовить презентацию об истории и организовать встречу с представителями данного направления.
Мы подготовили сообщение в виде презентации о начале волонтерского движения в России, привели примеры добровольческой помощи своих сограждан в разные периоды, начиная с момента зарождения данного движения.
Нами совместно с МАУ РЦДОД «Спектр» была организована встреча с волонтерскими объединениями пгт. Излучинск «Пятый элемент».
На встрече со школьниками – представители молодёжного объединения, подростки с активной жизненной позицией, выступили с презентацией об интересной и разнообразной деятельности волонтёров Излучинска, рассказали о действующих в поселке волонтерских организациях и объединениях, об успешных добровольческих проектах, в которых они участвовали.
Школьники активно задавали вопросы, интересовались как можно присоединиться к объединению. У некоторых из них появилось желание поближе познакомиться с волонтерской деятельностью (Приложение 4).
Вывод: знакомство ребят с историей возникновения, а также с особенностями деятельности волонтерского движения, пробудило интерес у обучающихся к данному направлению.
3.5. Повторное анкетирование обучающихся.
В повторном анкетировании приняли участие 25 обучающихся.
Среди опрошенных респондентов выявлено, что 100% обучающихся знают, чем занимается волонтерское движение. По сравнению с результатами предыдущего анкетирования, процент увеличился на 58%.
Представление о начале волонтерского движения в России 20% обучающихся ответили, что до сих пор не знают. Положительным фактом нашей работы стало то, что 80% имеют небольшое представление об истории.
Синоним к слову «волонтер» смогли подобрать уже 100% ребят из класса. 76% написали синоним «помощник», 36% из числа опрошенных – «доброволец». Среди перечня слов были такие как «доброта» (1%), «помощь» (1%).
Результаты по четвертому вопросу не изменились. Также 92% четвероклассников нравится принимать участие в мероприятиях, которые приносят радость другим людям и только 8% на данный вопрос ответили «нет».
Вывод: результаты анкетирования, проведенного после ряда ознакомительных мероприятия для ребят, существенно изменились. Значит работа была проведена не напрасно.
3.6. Создание буклета «Быть волонтером, значит делать добрые дела».
Вывод: красочный буклет с подробной, но в тоже время краткой и доступной информацией, привлекает внимание обучающихся. Содержание буклета познакомит детей с основными моментами волонтерского движения, и тем самым может сформировать желание у обучающихся присоединиться к этому движению.
Волонтерство – это реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять участие в социальном развитии. Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.
Волонтерская деятельность может помочь воспитать в детях чувство сострадания и милосердия. Но самое главное состоит в том, что волонтеры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартире, городе, и для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.
При работе над проектом мы убедились, что каждый может добровольно оказывать помощь людям в трудной жизненной ситуации, по призыву своей души.
Волонтер очень нужный человек в нашем обществе. Специалисты утверждают: «За волонтерским движением – будущее!»
Алесина Мария, Панеях Элла. Мотивация участия в волонтерском движении. – 6 с. – (Статья). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
Певная М. В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и условия ее достижения (кейс Екатеринбурга) / М. В. Певная, П. А. Амбарова // Социология образования. – 2017. – № 5. – С. 57-69.