Для чего нужно знать основы безопасности жизнедеятельности
Значение школьного курса ОБЖ в жизни человека
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ларин Вячеслав Александрович,
Значение школьного курса ОБЖ в жизни человека
Значение курса ОБЖ в школе, несмотря на то, что он не включён в систему итоговой аттестации, трудно переоценить. В чём особенность этого предмета? Попробуем разобраться.
В этом курсе заложен необходимый материал для безопасной жизни человека. К сожалению, школьный возраст заканчивается быстро и человек вступает во взрослую жизнь. Именно в школе учитель дает ребёнку основные понятия и навыки, которые ему помогут выработать принципы безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Задача учителя в том, чтобы дать знания системные и долговечные, не сиюминутные, которые человек пронесёт через долгие годы. Конечно, в течение жизни знания эти совершенствуются, но основа, должна быть заложена ещё в детстве.
Применять знания ОБЖ на практике молниеносно не значит «не раздумывая». Это не синонимы. Дети в экстремальной ситуации должны действовать быстро, но не бездумно, а сознательно, применительно к данному моменту и обстоятельствам. Это достигается во время практических занятий, моделировании различных жизненных ситуаций.
Немного о методах подачи изучаемого материала. Пословица о том, «что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», в нашем случае не актуальна. Чтобы достичь положительного результата ученику необходимо «и сто раз услышать, и сто раз увидеть». Поэтому, при изучении, например, темы по оказанию первой помощи необходимо о ней подробно рассказать, показать и отработать навык. А при изучении противогаза обучающиеся должны его не просто увидеть, но и научиться им пользоваться и т.д.
Для разнообразия уроков, чтобы они были ещё интереснее, нагляднее и убедительнее, необходимо использовать презентации, плакаты, видео, модели и тренажёры. Проведение викторин, игр, организация походов на природу, посещение музеев и выставок (например, таких как выставка военной техники УГМК, музей «Шурави», «Крылатая гвардия» и др.) повышает интерес к изучаемому предмету и, таким образом, помогает лучше усваивать теоретический материал. Для пополнения знаний обучающихся учитель ОБЖ может пригласить сотрудников МЧС, которые подробно расскажут о своей службе, подкрепят примерами из своего опыта.
Понятый теоретический материал, подкреплённый практическими занятиями, всегда принесёт положительный результат. В этом и состоит основная роль учителя и его педагогический успех.
Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих (то есть ребенок учится помогать не только себе, но и другим людям), приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.
Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Урок №1
Почему нужно изучать предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Цель урока:
1.Ознакомление обучающихся с предметом ОБЖ и необходимостью его изучения для сохранения своей жизни и жизни других людей.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Задачи:
1.Ознакомить обучающихся с предметом школьного курса – ОБЖ;
2.Развивать принципы правильной организации учёбы, труда, досуга, т.е. прививать здоровый образ жизни;
3.Формировать умение видеть опасности и защищать себя и других в любых жизненных ситуациях.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.
Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь.
Применительно к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»
Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Теперь вы понимаете, какие важные задачи решает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучая его, вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них. Изучение предмета поможет вам понять, что такое здоровый образ жизни, как достичь долголетия, вести активный образ жизни и быть полезным для общества.
Приятно смотреть на фотографию, где на равных бегут дистанцию пожилые люди и подростки! А ведь на это способны далеко не все старики. Число пенсионеров, которые не могут жить одни и нуждаются в постоянной помощи, к сожалению, растёт с каждым годом.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
«Но при чём тут я? — скажете вы.
Ведь я ещё молодой, здоровый, старость далеко, можно пока об этом не думать».
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Поверьте, рассуждать так — большая ошибка.
Человек, в отличие от животного, имеет разум, воображение, поэтому может предвидеть, что случится завтра, через несколько лет. Может, нужно уже сегодня позаботиться о своём будущем?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Обсудим вместе
Проанализируйте изображённые на рисунке значки. Дайте характеристику понятия «здоровый образ жизни».
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации
Жизнь сегодня стала легче, чем в древние времена. Но опасностей в ней не становится меньше.
Например:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
ураганы
лесные пожары
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
цунами
грозы
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Это лишь немногие из тех опасных ситуаций, которым подвергается человек в своей повседневной жизни.
Для преодоления опасных ситуаций каждому из нас требуются определённые знания.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Как же рождаются опасные для человека события? Рассмотрим примеры:
Что может случиться с мальчиками?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
К чему приведёт этот поступок детей?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Что может случиться с мальчиком?
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Во всех случаях опасность можно было предвидеть, а значит – избежать беды.
Главные правила безопасного поведения:
Предвидеть опасность.
По возможности избегать её.
При необходимости действовать.
Оказывать помощь попавшему в беду.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации, складывающиеся для одного или нескольких человек и угрожающие их жизни и здоровью, называются экстремальными ситуациями (ЭС).
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Опасные ситуации, складывающиеся для большого числа людей и грозящие тяжёлыми последствиями, называются чрезвычайными ситуациями (ЧС).
сход селя на населённый пункт
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
На земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожает нам с вами порой.
На беду, в отравленье природы
Вносят люди свой «вклад»:
Массы выбросов вредных заводов
Льются в реки и в небо летят.
Попадают на гладь водоёмов,
Отравляют леса и поля,
Юный друг, тебе это знакомо,
Когда в речке купаться нельзя.
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
А явления грозной стихии
Угрожают нам с разных сторон.
Наводненья, пожары лесные
Нам приносят огромный урон.
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не сразила другая беда,
Мы принять должны меры такие,
Чтобы справиться с нею всегда!
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Успехов в изучении ОБЖ!
Описание слайда:
Описание слайда:
МОБУ СОШ №4 пгт. Пойковский Преподаватель-организатор ОБЖ Гришутин Андрей Викторович
ОБЖ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа для 9 класса по ОБЖ.
Спортивное развлечение по безопасности » Юные помощники МЧС»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Причины дТП и травматизма людей
Всероссийский открытый урок ОБЖ в 8 классе..docx
Материал «Журнал по ТБ»
Социальный проект ЮИД «ZEBRA@
Презентация на тему «Экология Орехово-Зуевского района»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429955 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Творческий проект «Чему нас учит ОБЖ»
Разделы: ОБЖ
I. Введение
В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создает искусственную среду обитания, повышает производительность труда, идет по пути научно-технического прогресса.
Однако научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности труда, росту материального благополучия, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф, происходит загрязнение биосферы в процессе производственной деятельности человека.
Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
II. Задача, цель и содержание курса ОБЖ
Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.
Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Задачи:
– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.
III. Направления работы
Для решения этих целей и задач работа проводится по четырём направлениям.
1. Работа по допризывной подготовке
Наряду с изучением тем в 10 и 11 классах по учебному плану в разделе «Основы военной службы» используются такие формы и методы работы как:
– проведение тематических Дней здоровья;
– проведение учебных военно-полевых сборов с юношами 10 класса;
– проведение месячника оборонно-массовой работы. В текущем учебном году был проведен День здоровья на тему «Учись быть сильным, смелым, ловким» совместно с учителем физической культуры Минасянц Н.А., медиком школы Журавлевой Р.Г..
Вся работа позволяет учащимся получить первичное представление о Вооруженных Силах России, познакомится с их традициями, историей.
2. Патриотическое воспитание
Используются следующие формы и методы работы:
1. «Вахта памяти», которая по сложившейся традиции ежегодно проводится в мае месяце.
В нее входит проведение классных часов, уроки Мужества, участие в митинге, уборка территории парка Победы. Учащиеся готовят для ветеранов войны и тыла праздничные поздравления, оказывают необходимую посильную помощь. В школе существует кружок «Милосердие», руководителем которого я являюсь уже шестой год. Учащиеся школы поддерживают тесное сотрудничество с председателем Совета ветеранов М.И Федькиным.
2. Проведение в феврале месяце месячника оборонно-массовой работы «Учись Родину защищать».
В рамках этого месячника проведены:
– школьные соревнования по лёгкой атлетике;
– спортивные состязания во всех возрастных группах;
– Урок мужества;
– конкурс рисунков «Нет войне!», в организации и проведении которого принимают активное участие учителя начальных классов. Вся проводимая работа сводится к воспитанию патриотизма у учащихся, привитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, уважения к истории государства и ее традициям, возможности изучения быта военнослужащих.
3. Правовое воспитание. Изучение Правил дорожного движения.
В сентябре традиционно проводятся классные часы по изучению правил дорожного движения, оформляются уголки по ПДД, на уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по Правилам дорожного движения.
Классными руководителями ведутся журналы с записью тем и дат проведения инструктажей по Правилам дорожного движения и соблюдения техники безопасности.
В январе среди учащихся 5-7 классов проведен конкурс рисунков по ПДД.
В течение учебного года проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, беседы по ознакомлению с Уголовным правом, конференции, беседы о соблюдении гражданских норм и правил, правил поведения в быту и т.д.
Эти мероприятия способствуют воспитанию у обучащихся чувства долга, ответственности, воспитывают культуру поведения.
4. Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона.
В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.
IV. Безопасность детей в ЧС
Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.
Творчески подхожу к учебному процессу, включаю элементы практики. Один из них: для беседы в класс я пригласила работников газовой службы, заранее договорившись с ними о ходе урока. Практически сразу же после начала занятий один из них попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети послушно встали со своих мест и направились к выходу, но в этот момент я их остановила, задав вопрос: «А почему вы сразу же поверили незнакомому мужчине, который представился работником газовой службы?»
Конечно, приведенные выше приемы и логические заключения не бесспорны. Многие из числа моих коллег наверняка подискутируют об этом. Ну, например, что значит «незнакомый мужчина представился работником газовой службы». Это же происходило не на улице, а в классе, в школе, куда после Беслана «незнакомых мужчин» попросту не пускают.
А если исходить из того, что это урок не по терроризму, а по пожарной безопасности и пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) – первый свидетель начавшегося в школе пожара, желающий без паники и давки вывести детей на улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на местах «до выяснения обстоятельств»?
Можно осуждать школьницу по поводу неосторожного обращения с «беспризорным пакетом» у ее парты. Но можно также задавать вопросы по поводу его появления там – снова происки «незримого врага»? Или предложить всем школьникам подписать свои пакеты и перед началом каждого урока проверять, не появились ли «беспризорные». В общем, на сам урок времени может не остаться.
Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.
Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.
Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Пожалуй, наибольший интерес дети проявляют к уроку по оказанию первой помощи пострадавшему. Однажды я принесла с собой манекен, на котором мы отрабатывали навыки в выполнении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Каждому учащемуся захотелось попробовать себя в роли спасателя и оживить «пострадавшего». Некоторым это удалось, и эмоции хлестали через край, делая урок живым и плодотворным.
– Мне эти уроки понравились гораздо больше, чем проходят у нас обычно. Было интересно и даже весело. Кроме того, на таких уроках я узнаю много нового, делюсь своими впечатлениями с другими учащимися и учителями. Поэтому даже одинаковые темы проходят с соблюдением всех требований педагогики, но. по-своему.
V. Действия при пожаре
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.
Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:
VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС
По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.
В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным. 1997). Ежегодное количество погибших при авариях и природных катастрофах в нашей стране превышает 50 тыс., а число получивших увечья – 250 тыс. человек (включая дорожные происшествия) (Методические рекомендации, 1998). По данным А.П.Гречаха (2000), средний уровень риска возникновения чрезвычайной ситуации в России на два порядка превышает принятый в разных странах мира допустимый уровень.
Государственная политика обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в промышленных районах, в районах развития опасных природных процессов базируется, прежде всего, на профилактике возможных проявлений чрезвычайных ситуаций, а потом уже ликвидация их последствий. Как известно, профилактика чрезвычайных ситуаций заключается в последовательном осуществлении взаимно увязанных предупредительных мер и действий по выявлению первичных и вторичных опасностей, прогнозированию и оценке риска возможных потерь. Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба.
Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
– понятие важности этой проблемы;
– защита детей от чрезвычайных и опасных ситуаций;
– спасение жизни другого человека.
VII. Заключение
И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.
Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.
– Мне очень нравится работать с детьми. Я хочу быть для них не просто носителем знаний, а старшим другом, помощником, стараюсь передать свой опыт. Я горжусь, когда кто-то из моих детей добивается в жизни определенного успеха.