Добрый скорее сделает чем сердитый смысл пословицы
Добрый скорее дело сделает чем сердитый
Пословица про добро и зло:
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про добро и зло. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про добро и зло
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 24 августа 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к теме «Пословицы» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 13-14.
1. Есть одна старинная пословица. Подумайте над её смыслом:
Умные учатся на ошибках других, а глупые на своих собственных. Это значит, что умный человек не станет совершать ошибок, которые уже совершили до него. Он учтёт этот негативный опыт и поступит иначе. Но глупец не станет учитывать чужих ошибок и обязательно повторит их сам.
2. Прочитайте пословицы разных народов. О каких качествах человека в них говорится?
Все эти пословицы говорят о доброте.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. В этой пословице говорится о таких качествах, как доброта, отзывчивость и стремление помогать людям. Такой человек обретает своё счастье, помогая другим.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. В этой пословице говорится о таком качестве, как доброта. Человек, занятый добрыми делами, не станет творить злые.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. В этой пословице тоже говорится о доброте. Человек, делающий добро, может быть слабее физически, но намного сильнее душевно, морально.
Слушайся добрых людей, на путь наведут. В этой пословице говорится о таких качествах, как внимательность, уважительность, стремление к овладению новыми знаниями.
3. Знаете ли вы, что Владимир Даль собирал не только сказки, но и пословицы русского народа? Прочитайте пословицы, подумайте над их смыслом. Почему о человеке судят не по его словам, а по делам?
Доброе дело крепко. Это значит, что доброе дело ценится людьми, оно остаётся в их памяти.
Доброму Бог помогает. Это значит, что делать добро легче, чем совершать плохие поступки.
Доброму добрая память. Это значит, что доброго человека всегда будут вспоминать добрым словом.
Делать добро поспешай. Это значит, что человек должен всегда творить добро, не ожидая, когда его об этом попросят.
Не устоять худу против добра. Это значит, что добро всегда будет сильнее зла и всегда его победит.
На свете не без добрых людей. Это значит, что всегда найдётся тот, кто придёт на помощь в трудную минуту.
Доброе дело и в воде не тонет. Это значит, что доброе дело сохранится в памяти, оно не забудется.
Кто свой гнев одолевает, крепок бывает. Это значит, что тот, кто контролирует свои эмоции, способен на многое. А тот, кто им поддаётся, не способен ни на что.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Это значит, что взявшись за дело с настроением, его можно сделать быстрее и лучше, чем без настроения. Нежелание что-то делать является главным препятствием для успешного завершения любого начинания.
О человеке судят по его делам потому, что слова могут обмануть, но дела всегда скажут правду. Человек может говорить одно, а делать другое. Поэтому поступки всегда важнее слов.
В чем смысл поговорки «На обиженных воду возят»?
Не надо долго изучать многочисленные страницы в интернете, посвященные этой поговорке, чтобы убедиться в поразительном многообразии ее толкований, иногда очень противоречивых. Многие люди, сбитые с толку, задаются вопросом, вступают в спор, добиваясь объяснения поговорки «На обиженных воду возят».
Почему именно «обиженный»
Неужели смысл поговорки «На обиженных воду возят» выражает намек на то, что «обиженным», то есть обделенным в чем-то людям, всегда достается самая тяжелая и неблагодарная работа? Кстати, в случае такого понимания, поговорка воспринимается как нечто само собою разумеющееся, как банальность. Или же она является неким предупреждением для этих самых «обиженных»? И почему же их удел именно воду возить, а не, скажем, дрова рубить или лес валить?
И как это соответствует утверждению классического Толкового словаря С. И. Ожегова, что выражение «возить на ком-то воду» означает злоупотреблять его покладистым, добрым характером, нагружая утомительной и не престижной работой?
Пословица или поговорка
Но прежде чем начать уяснять смысл поговорки «На обиженных воду возят», не мешает уточнить, о чем идет речь: о пословице или о поговорке?
Даже в этом вопросе не так-то просто добиться ясности. А ведь это разные понятия.
Если быть точным, то пословица – это сжатое, ритмически организованное народное изречение с поучительным смыслом. А поговорка – усеченная или недоразвитая пословица, которая, как правило, не составляет законченного предложения. Пример: «У черта на куличках».
Надо представить себе, что любое ходячее выражение, будь то пословица или поговорка, бытует (ходит между людьми) как некое живое образование. То есть оно изменяется вместе с ними и вместе со временем, оттого может приобрести новый смысл, отличный от первоначального.
Изменение лексикона за 150 лет
«На обиженных воду возят» — смысл поговорки, да и ее лексический состав изменился с тех пор как она была зафиксирована в 1867 году в «Толковом словаре» В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «На сердитых воду возят на упрямой лошади» — вот так она звучала 150 лет назад.
Как же «сердитые» превратились в «обиженных» и чем они от них отличаются? Оказалось, что многие наши современники не чувствуют здесь различия и воспринимают эти слова как синонимы.
Сердитый, рассерженный, даже злой – это человек, выведенный из душевного равновесия. (Сравните: «Сердитый с горшками не ездит» или даже «Гневливый с горшками не ездит»). Эксперты-языковеды сближают слово «сердитый» со словом «сердце» – рассерчать, сделать что-то в сердцах, то есть сгоряча, необдуманно. И по христианским представлениям, сердце – это место сосредоточения гнева, одного из семи смертных грехов.
Сердитый или гневный
Смысл пословицы «На обиженных воду возят» имеет еще одно значение. Если покопать глубже корневую основу «сердитых» и гневливых, то выясняется, что «гнев» по своему происхождению родствен слову «огонь». Как же потушить огонь? Его заливают водой. Вот так раскрывается древнее и очень глубокое объяснение поговорки «На обиженных воду возят». А в житейском понимании она выражала предупреждение, добрый совет человеку, скорому на гнев, – изменить свое поведение, притушить свою горячность. При этом не отменялось и понимание того, что быть водовозом – занятие тяжелое и не из самых почетных.
И уж совсем не выдерживает никакой критики объяснение пословицы «На обиженных воду возят» в экспозиции Музея воды в Санкт-Петербурге. Оно сводится к простой иллюстрации бытовых обстоятельств: грубых, невежливых водовозов, обижающих людей, наказывают тем, что принуждают их работать бесплатно. Можно подумать, что именно водовозы среди всех городских рабочих почему-то отличались особой нетерпимостью (а где письменные тому свидетельства?) и полиция вынуждена была специально за ними следить и наказывать.
Таким же скороспелым сочинительством отдает и «легенда» о том, что недобросовестные развозчики воды подменяли воду качественную, почерпнутую из полноводной и чистой Невы, на мутную водицу из Фонтанки или Мойки в целях наживы, за то и бывали наказаны. Не мешало бы авторам подобных легенд взять в голову то соображение, что воду развозили не только в Петербурге.
Но как произошла трансформация сердитых в обиженных? Дело в том, что слово «сердитый» стоит в одном синонимическом ряду со словом «обидчивый». И логически это понятно: ведь безосновательно сердитый, гневливый, вспыльчивый исключительно по причине плохого характера человек легко становится обидчивым без всяких видимых причин.
И здесь опять приходится говорить о лингвистической тугоухости наших современников, о невнимательности к смысловым нюансам формы слова. «Обидчивый» – черта характера человека, склонного обижаться, независимо от того, есть ли для этого повод.
«Обиженный» – это тот, кого заведомо обидели, унизили. И зачем же этого человека, уже пострадавшего, еще раз обижать – воду на нем возить?
Не человек, а лошадь
Смысл поговорки «На обиженных воду возят» иногда переносят не на человека, а на лошадь. Действительно, воду на горячей лошадке не довезешь до места, расплещешь по дороге. Для этой работы годятся смирные, по большей части старые лошади или мерины, то есть «обиженные». В русской литературе часто употреблялось словосочетание «водовозная кляча» в значении: загнанная, изнуренная непосильным трудом.
Но ближе к истине те исследователи современной речи, которые указывают на произошедшее в последние десятилетия широкое внедрение в разговорный язык словаря уголовного мира. На жаргоне уголовников «обиженным» (или «опущенным») называют заключенного-гомосексуалиста самой низкой репутации.
Значение «На обиженных воду возят» тут уже сближается с поговоркой «На дураках воду возят» или «На обиженных черти воду возят».
Значит, когда мы говорим «На сердитых воду возят» (а такой вариант пока еще не вышел окончательно из употребления), мы хотим кому-то дать понять о его излишней «сердитости» – неуместной гордыне, амбициозности. Мы как бы призываем человека быть скромнее в его же интересах.
Но смысл поговорки «На обиженных воду возят» будет другим. Он просто констатирует, что тому, кто обойден судьбой и вниманием людей и кто смирился с этим, достается несладкая судьба. Ближние не замедлят этим воспользоваться. То есть это ближе к трактовке, данной в словаре С. И. Ожегова, хотя словарь приводит только поговорку «возить воду».
Попробуйте сравнить два этих варианта. Последний выглядит более плоским, менее интересным в литературном отношении.
Современные смысловые оттенки и историческое наследие
Можно привести немало других вариантов пословицы, не столь распространенных: «воду возят» на «дураках», на «упрямых», на «добрых», на «доверчивых». В отличие от оригинала, нет отрицательных значений, присутствуют и положительные персонажи – «добрые», «доверчивые».
Любопытно, что выражение «воду возить» как часть пословицы превратилось в самостоятельный фразеологизм, и он приобретает различные смысловые оттенки. Так, работящего, трудолюбивого, физически крепкого человека характеризует его способность «воду возить». А иногда это словосочетание звучит иронически: «Да на нем воду возить можно!»
Пословица (или поговорка), будучи устойчивым словосочетанием, не является чем-то однозначным, данным раз и навсегда. Она связывает нас с историческими истоками нашей культуры, но остается живой и в чем-то изменчивой.
Добрый скорее сделает чем сердитый смысл пословицы
Полная версия известных фраз, ставших крылатыми.
==================================
Бабушка [гадала] надвое сказала [то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет].
Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
Гладко было на бумаге [да забыли про овраги, а по ним ходить].
Гол как сокол [а остер как топор].
Голод не тетка [а мать родная].
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
Губа не дура [язык не лопата].
Два сапога пара [да оба левые].
Два сапога пара [да оба на одну ногу].
Девичий стыд – до порога [переступила и забыла].
Дело мастера боится [а иной мастер дела].
Дорога ложка к обеду [а там хоть под лавку].
Дураку хоть кол теши [он своих два ставит].
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
Зайца ноги носят [волка зубы кормят, лису хвост бережет].
[И] делу время, [и] потехе час.
Комар лошадь не повалит [пока медведь не подсобит].
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
На чужой каравай рот не разевай [пораньше вставай да свой затевай].
Не все коту масленица [будет и пост].
Не печалится дятел, что петь не может [его и так весь лес слышит].
Один в поле не воин [а путник].
От работы кони дохнут [а люди – крепнут].
Палка, о двух концах [туда и сюда бьет].
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да не будь простой].
Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
С пчелой поладишь – медку достанешь [с жуком свяжешься – в навозе окажешься].
Семь бед – один ответ [восьмая беда – совсем никуда].
Собака на сене [лежит, сама не ест и скотине не дает].
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
У страха глаза велики [да ничего не видят].
Ума палата [да ключ потерян].
Хлеб на стол – и стол престол [а хлеба ни куска – и стол доска].
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
Шито-крыто [а узелок-то тут].
Язык мой – враг мой [прежде ума глаголет].
Пословицы и поговорки о добре и доброте
В добре жить хорошо.
Добро творить – себя веселить.
Делать добро спеши.
Добро худо переможет.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Добрым делом не кори.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добрые дела и после смерти живут.
Доброе дело два века живёт.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброе семя – добрый и восход.
Добрые слова дороже богатств.
Добро наживай, а худое избывай.
Добрые чувства – соседи любви.
Добродетель доброму не вредит.
Доброта без разума пуста.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой человек не проживет в добре век.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
И собака старое добро помнит.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Лень добра не деет.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
На добрый привет – добрый и ответ.
Не будет добра, коли меж своими вражда.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Никакое худо до добра не доведёт.
От доброго кореня добрая и отрасль.
О добре трудиться, есть чем похвалиться.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
При солнце тепло, а при матери добро.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
С добрым жить хорошо.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Худо тому, кто добра не делает никому.
•Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума. Низами
•Была без радости любовь, Разлука будет без печали. Лермонтов М. Ю.
•Быть любимым и дорогим — приятно. Цицерон
•В любви наружность значит больше, чем авторитет. Публий
•В любви притворство очень похоже на правду. Мольер
•В любви тоска соперничает с радостью. Публий
•В плен захваченным любовью трудно муку превозмочь. Руставели Ш.
•Вечно было так, что глубина любви познается лишь в час разлуки. Джубран X.
•Влюбленный в себя соперников не имеет. Цицерон
•Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается. Овидий
•Влюбленный слеп. Но страсти зримый след Ведет его, где зрячим хода нет. Низами
•Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти. Вергилий
•Всякое препятствие любви только усиливает ее. Шекспир У.
•Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь. Толстой Л. Н.
•Выбирай, кого будешь любить. Цицерон
•Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. Мольер
•Где любят нас — лишь там очаг родимый. Байрон Д.
•Гнев любящего недолог. Менандр
•Дай мертвым бессмертие Славы, живущим — бессмертье любви. Тагор Р.
•Для любящего нет ничего трудного. Цицерон
•Если хочешь быть любимым, люби. Сенека
•Женщине влюбленной Лукавой быть — немудрено! Лопе де Вега
•Знай, у того, кто не правдив в любви, Притворство с лицемерием в крови. Ас-Самарканди
•Знаю, что значит любовь: любовь — помраченье рассудка. Эразм Роттердамский
•Истинная любовь бьет сердце, как молния, и нема, как молния. Горький М.
•Как молния сверкает раньше грома, так сострадание предшествует любви. Тассо Т.
•Когда нет того, кого любишь, приходится любить то, что есть. Корнель Пьер
•Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен. Мольер
•Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит. Демокрит
•Лицемерная любовь хуже ненависти. Плиний Младший
Пословицы о труде
————————— Ахи да охи не дадут подмоги.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Бог-то Бог, да сам не будь плох.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
В своём деле самому судьею быть нельзя.
В согласном стаде и волк не страшен и храбрость крепче стен и башен.
Веника не сломишь, а прутья, по одному, все переломишь.
Во всем деле надо трижды подумать.
Воля и труд дивные всходы дают.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!
Японские пословицы:
*************************
Старинная пословица нас не обманет.
О будущем говорить – чертей смешить
Схожее сходится. Близкие духом тянутся друг к другу.
Оставь полевые цветы в полях.
Даже превосходное превосходится.
Ветви, что дают прохладу, не рубят.
О прошлом не спрашивают.
Не делай того, что надо скрывать.
Доброе сердце лучше красивого лица.
Богатство и знатность, полученные нечестным путём, исчезают, как облако.
Бездельник болтлив.
По одному поступку судят о всех делах.
Человек хорошо делает то, что любит.
Довод сильнее насилия.
Каков гость, таково и угощение.
Бог в честном сердце живет.
Большой человек не занимается маленькими делами.
Близ умного дети и не учась читают.
Не доверяй человеку, хвалящему тебя.
Остерегайся молчаливых людей. С тем, кто молчит, держи ухо востро.
С виду тих, да характером лих.
Дом с прочными устоями никогда не придет в упадок.
У него такое состояние, будто он снес голову черту
Завтра скажи то, что хочется сказать сейчас.
====================================
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОСТОИНСТВАХ ЧЕЛОВЕКА
1.Без грамоты, как без свечки в потёмках.
2.Без цели ничего не делают.
3.Была бы охота, заладится всякая работа.
4.Быть занятым — быть счастливым.
5.В бою побеждает кто упорнее и смелее, а не кто сильнее.
6.Великое дело начать: смелое начало — та же победа.
7.Горячность мешает, спокойствие помогает.
8.Грамота не злом, а правдой сильна.
35 прекрасных пословиц. Добавь, чтобы не потерять:)
1. С деньгами не так хорошо, как без них плохо.
2. Адам — первый счастливчик, потому что не имел тёщи.
3. Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы.
4. Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.
5. Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!
6. Вошло вино — вышла тайна.
7. Бог не может быть везде одновременно — поэтому он создал матерей.
8. Не будь сладок — иначе тебя съедят. Не будь горек — иначе тебя выплюнут.
9. Бойся козла спереди, коня — сзади, дурака — со всех сторон.
10. Гость и рыба через три дня начинают попахивать.
11. Знания много места не занимают.
12. Лучше еврей без бороды, чем борода без еврея.
13. Человек должен жить хотя бы ради любопытства.
14. Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро-быстро бежал.
15. Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих.
16. Если бы благотворительность ничего не стоила — все бы были филантропами.
17. Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену.
18. Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.
19. Издали все люди неплохие.
20. Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают.
21. Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили.
22. Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.
23. Плохая жена — хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет.
24. Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
25. Господи! Помоги мне встать на ноги — упасть я могу и сам.
26. Если жизнь не меняется к лучшему, подожди — она изменится к худшему.
27. Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь.
28. Когда нечего делать, берутся за великие дела.
29. Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба.
30. Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума — никто.
31. Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.
32. Лучше умереть от смеха, чем от страха.
33. Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки.
34. Седина — признак старости, а не мудрости.
35. Старея, человек видит хуже, но больше.
ИСТОРИЯ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
=======================
Мы часто говорим устоявшиеся фразы, не вникая в их смысл. Почему, например, говорят «гол как сокол»? Кто такой «курилка»? Зачем, наконец, “на обиженных воду возят”? Мы раскроем скрытый смысл этих выражений…
——————-—
Гол как сокол
«Гол как сокол», говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми!
«Соколом» в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой.
Александр Пушкин не упустил шанса воспользоваться этой языковой двусмысленностью в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского:
— Как! жив еще Курилка журналист?
— Живёхонек! всё так же сух и скучен,
И груб, и глуп, и завистью размучен,
Все тискает в свой непотребный лист
И старый вздор, и вздорную новинку.
— Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить курилку моего?
Дай мне совет. — Да… плюнуть на него.
————————
Злачное место
Выражение «злачное место» встречается в православной заупокойной молитвы («. в месте злачнем, в месте покойнем. «). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай.
Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно-демократической интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.
————————
На обиженных воду возят
Существует несколько версий происхождения этой этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.
———————-—
Затрапезный вид
И если для богатых людей такой халат был домашней одеждой, то у бедняков вещи из затрапезы считались одеждой «на выход». Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.
———————
Друг ситный
Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило — пшеничным. Для приго
Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило — пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой — сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей.
Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.
———————
7 пятниц на неделе
В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе.
Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день — выходной.
——————-—
Куда Макар телят не гонял
Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в «неформальной обстановке» общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: «Быть же вам всем отныне Макарами!»
Якобы с тех пор, «Макар» стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.
————————
Шарашкина контора
Свое странное название контора получила от диалектного слова «шарань» («шваль», «голытьба», «жульё»). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто » несолидная, ненадежная» организация.
——————-—
Не мытьем, так катаньем
В старину прачки-искусницы знали, что хорошо прокатанное белье будет свежим, даже если стирка произведена совсем не блестяще. Поэтому, погрешив в мытье, они добивались нужного впечатления «не мытьем, так катаньем».
————————
В зюзю пьяный
Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского — Зарецком:
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен.
Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».
——————-—
Делить шкуру неубитого медведя
Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник — басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 —1695).
—————————
Отставной козы барабанщик
Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и «коза» не настоящая, отставная.
———————-—
Обещанного три года ждут
. Обещанного три года ждут
Выражение ввел в речевой оборот Петр Вяземский. Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым «традициям» национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, «не нашего».
—————————
Скатертью дорожка
В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла». Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали.
Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: «Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно». Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!
————————-—
Кричать на всю Ивановскую
В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
———————-—
Раскусить человека
Выражение раскусить человека пришло к нам из тех времен, когда в ходу были монеты из драгоценных металлов. Подлинность их проверяли на зуб: если нет вмятины – монета настоящая.
————————-—
Танцевать от печки
Танцевать от печки – значит действовать по раз и навсегда утвержденному плану, не применяя никаких своих знаний и смекалки. Это выражение стало известным благодаря русскому писателю XIX века Василию Слепцову и его книге «Хороший человек». Это история Сергея Теребенева, который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение пробудило в нем детские воспоминания, самое яркое из которых – уроки танцев.
Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются.
— Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».
————————
Тянуть канитель
Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия.
Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.
————————
Пыльная быль
В XVI веке во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, и в решающий момент схватки бросали его в глаза соперникам. В 1726 году этот прием был запрещен специальным указом.
В настоящее время выражение «пускать пыль в глаза» употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях».
МУДРОСТЬ НАШЕГО НАРОДА
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОСТОИНСТВАХ ЧЕЛОВЕКА
====================================================
1.Без грамоты, как без свечки в потёмках.
2.Без цели ничего не делают.
3.Была бы охота, заладится всякая работа.
4.Быть занятым — быть счастливым.
5.В бою побеждает кто упорнее и смелее, а не кто сильнее.
6.Великое дело начать: смелое начало — та же победа.
7.Горячность мешает, спокойствие помогает.
8.Грамота не злом, а правдой сильна.
9.Данное слово должно, как дуб стоять, а не гнуться, как былинка.
10.Договор дороже денег.
11.Дорогу осилит идущий.
12.За честное обхождение — доверие и уважение.
13.Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
14.И сила уму уступает.
15.Как сказано, так сделано.
31.Русский в поле не сробеет.
32.С кем мир да лад, так тот и брат.
33.Талант трудом добывают.
34.Услуга за услугу — помочь хотим друг другу.
35.Честное дело не таится.
36.Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра
Полная версия известных фраз, ставших крылатыми
• Хлеб на стол – и стол престол (а хлеба ни куска – и стол доска)
• На чужой каравай рот не разевай (пораньше вставай да свой затевай)
• Один в поле не воин (если не воин)
• И один в поле воин, коли по-русски скроен.
• Рыбак рыбака видит издалека (потому стороной и обходит)
• Кто старое помянет — тому глаз вон (а кто забудет — тому оба)
• Не печалится дятел, что петь не может (его и так весь лес слышит)
• За битого двух небитых дают (да не больно-то берут)
• Комар лошадь не повалит (пока медведь не подсобит)
• Расти большой, да не будь лапшой (тянись верстой, да не будь простой)
• С пчелой поладишь – медку достанешь (с жуком свяжешься – в навозе окажешься)
• Язык мой – враг мой (прежде ума глаголет)
• Пьяному море по колено (а лужа — по уши)
• Голод не тетка (а мать родная)
• Повторенье — мать ученья (и прибежище для лентяев)
• Шито-крыто (а узелок-то тут)
• Ума палата (да ключ потерян)
• Бедность — не порок (а вдвое хуже)
• От работы кони дохнут (а люди – крепнут)
• Пыль столбом, дым коромыслом (а изба не топлена, не метена)
• Гол как сокол (а остер как бритва)
• Молодые бранятся — тешатся (а старики бранятся – бесятся)
• Зайца ноги носят (волка зубы кормят, лису хвост бережет)
• У страха глаза велики (да ничего не видят)
• Чудеса в решете (дыр много, а выскочить некуда)
• Дело мастера боится (а иной мастер дела)
• Собака на сене (лежит, сама не ест и скотине не дает)
• Губа не дура (язык не лопата)
• Палка, о двух концах (туда и сюда бьет)
• Гладко было на бумаге (да забыли про овраги, а по ним ходить)
• Тише едешь — дальше будешь (от того места, куда едешь)
• Новая метла по-новому метёт (а как сломается — под лавкой валяется)
• Бабушка надвое сказала (Бабка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет)
Павел Бажов «Каменный цветок».
Есть старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла — слезь». Казалось бы, всё ясно, но…
===============================================
1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее
3. Мы говорим: «мы всегда так скакали»
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Но суть проста: ЛОШАДЬ СДОХЛА — СЛЕЗЬ!
Наша вера создает нашу реальность.
Полная версия крылатых фраз.