Дог френдли что это такое
С собаками можно: зачем ресторану быть дог-френдли
Миска с водой и сахарная косточка
Термин dog-friendly (или pet-friendly, если речь идет обо всех животных) означает доступную среду для домашних собак и их владельцев: любую территорию, где питомцу будут рады.
Обычно бизнес работает по двум моделям, рассказывает владелица сервиса Dog-Friendly Map Сабина Джавадова. Первый подход — когда заведение просто пускает гостей с собаками и относится к этому как к части работы. В другом, более глубоком понимании дог-френдли — это история про сервис. Пусть и минимальный: в большинстве российских заведений он обычно ограничивается миской с водой. Но не везде: например, в иркутской кофейне «Пространство» псу выдают одноразовую пеленку, чтобы хвостатый не пачкал стул, Surf Coffee в Казани и Tinto в Москве балуют собак игрушками. В столичном Table Cafe есть и миски с водой, и крючки для поводков, а на Даниловском рынке даже построили парковку для собак, где можно спокойно (и бесплатно) «припарковать» питомца и пойти за покупками.
Какой именно подход выбрать, зависит от аудитории и ее потребностей, считает совладелица креативного агентства Makhlina Bolshakov и основательница дог-френдли-проекта SobaSoba Вероника Махлина: «Дог-френдли пекарне в спальном районе может быть достаточно пускать с собаками гостей, которые совмещают утреннюю прогулку с покупкой хлеба. Лежанку там не оценит никакой лабрадудль — люди заходят с собакой, чтобы сэкономить время, а не провести его там. А в кафе у парка гости с собаками, может, хотели бы посидеть подольше и дать попить своим уставшим псам — если тут питомцу не нальют воды, это фиаско».
Рост оборота и теплая атмосфера
Авторы проекта Dog-Friendly Map насчитали в России больше 1000 точек общепита, где рады собакам. Но это вовсе не значит, что в остальных заведениях не обслуживают гостей с хвостатыми друзьями: многим рестораторам просто все равно, или они не стремятся привлекать аудиторию собачников. Кажется, хлопот будет много, а плюсов никаких. Но это только на первый взгляд.
«Однажды мы работали с кофейней Bumble Coffee — разрабатывали для них рекламную кампанию, — рассказывает Вероника Махлина. — И выяснили, что большая часть их потенциальной аудитории — собаководы: это кофейня на окраине, где много парков и ни одного кафе, куда можно прийти с псом. Кроме того, владельцы кафе — сами собаководы, знают потребности своей аудитории и обожают ее. Они решили сместить фокус коммуникации на дог-френдли: поставили миски, лакомства и одаривают собак максимальной заботой. В итоге выручка кафе увеличилась в 1,5 раза».
С этим мнением согласна и Сабина Джавадова: помимо денег, дог-френдли политика позволяет заработать лояльность аудитории и создать в кафе теплую, живую атмосферу. «Плюс это бесплатная реклама: среди собачников быстро распространяется информация о том, куда можно прийти с животными», — говорит она.
И локальная кофейня, и ресторан высокой кухни
В подборки дог-френдли заведений чаще попадают кофейни, реже — рестораны высокого класса. По словам Вероники Махлиной, это связано с потребностями аудитории. «В такие рестораны обычно не заходят по пути и одеваются так, что пса просто неудобно с собой взять, а гостям хочется наслаждаться едой и спокойной атмосферой», — рассуждает она. Но при этом подчеркивает: рестораны становятся более демократичными, а высокий статус заведения никак не противоречит дог-френдли взглядам его владельцев.
Сабина Джавадова приводит в пример московский ресторан «Dr. Живаго», принадлежащий Александру Раппопорту. «Мы пришли туда с акита-ину, большой собакой, а там — полный сервис, потрясающе обученный персонал. Тебе принесут лежанку, миску, предложат отдельное меню для животных, нальют воды и спросят, чем еще могут помочь», — говорит эксперт.
По ее словам, стать более открытым к собачникам может и дорогой ресторан, и крохотная пекарня: достаточно купить миску и лакомства. «Это ничего не стоит в масштабах расходов на содержание заведения общепита, но при этом всегда мило и очень приятно. Я вижу в этом для ресторанов реально упущенную возможность и часто не понимаю, почему люди бизнеса этого не замечают», — объясняет она.
«С собачками можно!», но только искренне
Авторы проекта Dog-Friendly Map знают: многие кафе стесняются афишировать, что они придерживаются политики дог-френдли — чтобы не распугать гостей без собак. Однако отсутствие наклеек, табличек и любых опознавательных знаков мешает работать с аудиторией, провоцируя недовольство гостей. Пограничная позиция несет в себе не только репутационные риски. Взять, к примеру, аллергиков: если бизнес будет прозрачным с самого начала и честно расскажет, что в заведении бывают собаки, его не смогут обвинить в нарушении Закона о защите прав потребителей.
Но использовать наклейки «С собачками можно!» (и вообще становиться дог-френдли) стоит, если эта политика действительно соответствует философии бизнеса. «Однажды в жару я зашла с собакой в кафе, где была огромная наклейка «дог-френдли» и продавали печенья для собак, но в итоге сотрудники отказались налить моему псу воды, потому что это «запрещено», — вспоминает Вероника Махлина. — Получается, бизнес несет дополнительные расходы, но только отталкивает посетителей. Лучше не становиться дог-френдли и адекватно объяснять такую позицию, чем становиться, чтобы собирать лайки».
Сабина Джавадова согласна: несколько конфликтных ситуаций — и можно быстро потерять лояльность гостей из сплоченного сообщества собачников. «Многие заведения, которые изначально позиционируют себя как дог-френдли, легко отказываются от этой идеи, если что-то идет не так. Все потому, что у них нет культуры дог-френдли, они не пытаются выстроить нормальную коммуникацию с гостями, обучить персонал», — говорит она.
СанПиН и внятные правила для хвостатых
Ресторану, который планирует стать дог-френдли, эксперты рекомендуют исследовать целевую аудиторию и убедиться, что собаководы — важная ее часть. Можно сделать это в формате тестирования, говорит Вероника Махлина. «Объявите, что проверяете дог-френдли формат, посмотрите, как будут вести себя люди, какие будут отзывы. Это позволит увидеть неожиданные стороны нового режима работы, посчитать количество гостей с собаками, услышать их потребности и узнать об интересах остальных гостей», — советует она.
Следующий шаг: юридическая подготовка. Дог-френдли-проект SobaSoba подготовило подробный разбор, под какие законодательные нормы попадают животные в заведении общепита. Как ни странно, только один СанПиН (СП 2.3.6.1079-01) упоминает животных не как «мясо животного происхождения». Он говорит, что в заведениях нельзя содержать животных и птиц, выпускать их в зал в качестве забавы, но нахождения гостей с питомцами в зале это не касается. Однако риск быть оштрафованным все же остается — в основном, из-за большого пространства для разночтений в законодательстве, говорит Вероника Махлина. «Это как ехать в общественном транспорте без медицинской маски», — считает она.
Подстраховаться помогут внутренние правила поведения, которые рестораны разрабатывают самостоятельно. Пускают собаку без намордника или нет, позволяют ли ей сидеть на кресле — все это лучше зафиксировать в документе, который можно показать гостю. «Людей очень раздражает, когда собак сажают на мебель, это всегда источник конфликтов, — делится Сабина Джавадова. — В то же время собачники, особенно владельцы небольших псов, не хотят, чтобы их питомцы сидели на полу. Поэтому здорово, когда в ресторанах есть лежанки для животных. Так можно избежать проблем с чисткой мебели и уборкой, особенно когда собака приходит с дождливой улицы, и пока она лежит на полу, вокруг растекается огромная лужа». Главное, чтобы такие правила не противоречили федеральным законам и законам субъектов: например, готовность принимать гостей с маленькими собаками и запрет для больших псов может трактоваться как незаконная дискриминация потребителей.
Также во внутренней документации стоит сформулировать правила поведения сотрудников, а затем провести по ним обучение: так персонал будет понимать, что делать в конфликтной ситуации. «Лучше всего, когда есть четкие правила и проинструктированный персонал. Хуже, когда все зависит от человеческого фактора: один администратор разрешает все, а другой и с карликовым пуделем на порог не пускает», — уверена Вероника Махлина.
Последний (но не по значимости) этап — коммуникация с аудиторией. Ресторану нужно формировать дог-френдли культуру, работать с лояльностью гостей через соцсети и другие маркетинговые инструменты. Например, с помощью сервиса r_keeper Loyalty: так можно предложить скидки на кофе для посетителей с собаками и бонусы для тех, кто случайно пообедал в компании хвостатого гостя.
Дог-френдли подход: как увеличить поток гостей кафе в 1,5 раза
Прибыль и маркетинг
3 способа увеличить средний чек в ресторане или кафе
Рассмотрели дог-френдли подход с разных сторон — с точки зрения закона, маркетинга, посетителей с питомцами и дог-френдли заведений.
Вы узнаете, как дружелюбное отношение к животным помогает увеличить выручку, что нужно делать, чтобы привлекать больше гостей, и как лучше организовать обслуживание, чтобы всем гостям было комфортно в заведении. А также когда следование тренду может навредить бизнесу и в каких случаях обязательно пускать гостя с собакой, даже если вы не дог-френдли и не собираетесь им становиться.
Концепция дог-френдли с точки зрения закона
Владельцы кафе и ресторанов сами решают, пускать в заведение гостей с животными или нет, поскольку ни один федеральный закон не регулирует этот вопрос. Не отражён этот аспект и в СП 2.3.6.1079-01, который является основным санитарным документом для сферы общепита.
Есть только одно условие, которое должны выполнять все точки общепита в России. В заведение, даже если оно не является дог-френдли, обязаны пустить гостя с собакой-поводырём. Это установлено в статье 15 закона о социальной защите людей с ограниченными возможностями.
Также учитывайте, что эти вопросы может определять региональное законодательство. Пока, насколько я знаю, только Санкт-Петербург утвердил такой местный нормативный акт. В нём нет запрета на посещение заведений с животными, но есть ограничения: собаке до 40 см в холке поводок и намордник не нужны, для собаки больше 40 см они обязательны.
Региональные законы надо искать на сайтах областного или городского правительства. Если закона на сайте нет, но вы хотите быть уверены наверняка, то лучше уточнить в местной администрации или в территориальном отделении Роспотребнадзора.
Рекомендации владельцам дог-френдли заведений
Чтобы подстраховаться, если возникнут претензии от гостей или вопросы от проверяющих органов:
Маркетинговый анализ: нужно ли вашему заведению становиться дог-френдли
Если вы задумались о том, чтобы сделать ваше заведение дог-френдли и построить на этом часть коммуникации с гостями, для начала проведите анализ и взвесьте все «за» и «против». Вам надо понять, насколько этот подход органично впишется в концепцию вашего бизнеса.
Для большинства современных заведений это уже стало нормой — пускать гостей с собаками. Но между «пустить с собакой» и «быть дог-френдли» есть большая разница.
Например, у вас бар. Скорее всего, гости с собакой заходят за напитками с собой, так как животным обычно не очень комфортно в шумном месте и рядом с ароматами алкоголя.
Вам нужно определиться, стоит ли делать сильный акцент на дог-френдли подход. Есть риск, что если выстраивать свою коммуникацию, упирая на дог-френдли, вы можете привлечь слишком много внимания именно аудитории с животными. И в итоге в заведении будет некомфортно как посетителям с собаками, так и другим гостям.
1. Ответьте на такие вопросы:
2. Проанализируйте, кто к вам приходит — посетители, которые живут недалеко от заведения, или они приезжают к вам из другого района, много ли среди них владельцев собак. В каждом заведении дог-френдли подход работает по-разному. Всё зависит от концепции проекта, его задач, локации. А больше всего — от целевой аудитории и её потребностей.
3. Не следуйте дог-френдли подходу искусственно, просто потому, что есть такой тренд. Это должно быть органичным продолжением ваших взглядов, концепции заведения и его внутренней культуры. Иначе гости могут почувствовать противоречие и вы потеряете их лояльность.
Дог-френдливошинг: как делать не надо
Приведу пример, как не надо поступать, чтобы не потерять лояльность гостей. Однажды я со своей собакой зашла в московскую кофейню. На их двери висела большая наклейка, что заведение дог-френдли. И хотя в меню отдельным пунктом были лакомства для питомцев, нам не дали миску с водой — сотрудники сказали, что им запрещено это делать. А в тот день было жарко, и моя собака очень хотела пить. Моё отношение к кофейне изменилось в тот же миг — больше я туда не захожу.
Такую позицию можно сравнить с понятием гринвошинг, когда с целью увеличения прибыли бренд позиционирует себя более натуральным и экологичным, чем он есть на самом деле. В кофейне я наблюдала дог-френдливошинг. Они хотели улучшить свой имидж в глазах владельцев собак, но получилось обратное.
Как привлекать гостей без наклеек на двери и мисок с водой
Расскажу о другом заведении, где ситуация противоположная. Это пекарня недалеко от моего дома. На её двери нет наклеек, внутри нет мисок с водой. Но это дог-френдли заведение — жители знают, что сюда можно зайти с собакой. И это помогает пекарне увеличить количество покупателей. Например, утром заходят люди, которые гуляют с собакой и покупают свежий хлеб или булочки к завтраку. Так поступаю и я.
Владельцы пекарни не выстраивали свою концепцию на основании дог-френдли подхода, но он помогает им повышать выручку. И при этом без наклеек на двери и мисок с водой они являются неподдельным дог-френдли заведением, куда можно спокойно зайти со своим питомцем.
Терминал
Увеличить поток посетителей в полтора раза: кейс дог-френдли кофейни в спальном районе
Если вы дог-френдли заведение и хотите увеличить поток гостей, вам нужно донести до людей свой подход. Расскажу ещё один пример. Кофейня «Бамбл» находится в спальном районе и на порядок лучше других заведений в округе. Но у её владельцев возникла проблема: про кофейню мало кто знал, так как она расположена в не самом проходном месте.
Ребята обратились к нам за помощью. И вот что мы сделали:
Так мы убедились, что в районе назрела потребность в дог-френдли заведении. И владельцы кофейни использовали это знание, углубив дог-френдли подход — добавили бесплатные собачьи лакомства, в соцсетях больше внимания стали акцентировать на гостях с собаками. Получилось стопроцентное попадание. А благодаря флаерам не только владельцы собак, но и другие жители района узнали о кофейне, и количество гостей увеличилось в полтора раза.
Алина Баймамадова, совладелица кофейни «Бамбл»:
«По результатам акции мы поняли, что гости с питомцами стали чуть ли не нашей главной и стабильной целевой аудиторией. Люди были удивлены и обрадованы, когда узнали о нас. Хотя мы были отмечены на картах в Гугле, Яндексе и других сервисах, о нас мало кто слышал. А с помощью флаеров мы смогли обратить на себя их внимание, и к нам стали постоянно ходить многие местные жители с собаками. Это те гости, на которых по умолчанию мы можем рассчитывать. А благодаря тому, что это очень сплочённая тусовка, нам удалось всю её охватить без каких-то серьёзных вложений в маркетинг».
Это флаер, который мы раздавали владельцам собак:
Мобильное приложение для гостей
Также вы можете привлекать больше постоянных посетителей, используя мобильное приложение для гостей. Quick Resto разработает его бесплатно, с дизайном в стиле вашего бренда.
С помощью приложения вы сможете сообщать гостям об акциях, в том числе отправляя пуш-уведомления. А гости смогут делать через него мобильный предзаказ: гуляя с собакой, они закажут блюда и напитки, которые будут готовы к их приходу.
Почему дог-френдли заведения нужны: мнение хозяйки собаки
Мы с Пайком живём в Петербурге, много гуляем по городу и открываем новые дог-френдли места для себя и наших подписчиков. Нам, собачникам, очень бы хотелось, чтобы всё больше кафе и ресторанов становились дог-френдли.
Ведь для многих из нас собака — не просто животное, это член семьи и компаньон, с которым ты проводишь много времени. Пайк ходит со мной на встречи, и мне важно, чтобы в помещение можно было не только зайти с ним, но и посидеть за столиком, выпить чашку кофе. Но, к сожалению, в некоторые заведения с собакой не пускают, даже чтобы просто взять кофе с собой.
В дорогих ресторанах собак я пока вижу редко. А кофейни — другое дело, там более непринужденная обстановка, и я встречала крупных собак. Например, ребята из «Займёмся кофе» рассказывали, что к ним приходили гости с огромными догами.
Как сделать, чтобы всем гостям было комфортно в дог-френдли заведении
Меня радует, что количество дог-френдли заведений постепенно растёт. Но, на мой взгляд, важно ещё учитывать некоторые моменты, чтобы гостям с собаками и другим посетителям было более комфортно находиться в одном пространстве.
Оформите подписку
Больше статей ждёт вас на почте
Требуется согласие с условиями
Когда в заведении находится несколько собак или одновременно собаки и дети, персоналу надо следить за порядком более тщательно, чтобы избежать неприятных ситуаций. Собака привлекает к себе повышенное внимание: когда мы с Пайком в кафе, многие хотят его погладить, пообщаться с ним, сфотографироваться.
А если я вижу, что в заведении несколько питомцев или кто-то из них неспокоен, то мы лучше зайдём в другой раз. Стычек с другими собаками у нас не было. У Пайка уже выработана привычка: в кафе он тихо и спокойно спит под столом. Но у каждой породы свой темперамент и характер — кто-то более дружелюбен, кто-то менее. И если собак много, может возникнуть лай, и это создаст дискомфорт для посетителей.
Но главное, чтобы сотрудники заведения не молчали, когда видят некорректное поведение гостя с питомцем. Часто вижу фото в Инстаграме, как собака сидит за столом и ест из тарелки хозяина. Для хозяина это может быть нормально, но другим гостям будет неприятно. Думаю, будет правильно, если этому человеку тактично сделают замечание.
Отношение других гостей и персонала к Пайку в дог-френдли заведениях
Мы с Пайком ни разу не столкнулись с негативным отношением со стороны других гостей. А персонал заведений всегда настроен доброжелательно. Везде дают миску с водой: или она уже стоит где-то и нам предлагают подойти к ней, или официанты приносят миску и держат её, пока Пайк попьёт. В некоторых заведениях спрашивают, чем нас можно угостить: кусочком сыра или мяса, печеньем. И, что приятно, каждый раз это очень ненавязчиво.
Дог-френдли подход — у нас и за границей
В Петербурге и Москве немало кафе, где рады животным. Но в Европе или Америке их, конечно, в разы больше. Помню, в Таллине с удивлением заметила, что каждое заведение дог-френдли. Что удобно, там не нужно спрашивать — можно ли с собакой, ты сразу видишь у входа яркие наклейки: «Мы дог-френдли. Заходите, пожалуйста».
Как лояльность заведений к питомцам привлекает гостей. Случай с разбитой чашкой
Я считаю, что всё зависит не только от страны, а от самого заведения. Однажды в Киеве с нами произошла неловкая ситуация, которая очень мило закончилась. Пока мы фотографировались, Пайк дёрнулся, и разбилась чашка с моим кофе. Я долго извинялась, предлагала заплатить за неё. Но ребята из кофейни доброжелательно отреагировали: мне переделали кофе, а деньги за разбитую чашку так и не взяли. Мне понравилось их отношение: что всякое бывает, и ничего в этом нет страшного. И мы ещё несколько раз приходили в это место.
Хорошее дело«Для собак всех пород и размеров»: Я делаю карту дог-френдли-мест в России
Сабина Джавадова рассказывает о dogfriendlymap.ru
Мы рассказывали о карте мест по всей России, где рады посетителям с собаками. На ней собраны кафе, рестораны, отели, парки, ветклиники и не только. Попасть на dogfriendlymap.ru могут только заведения, которые принимают всех собак, независимо от размеров или породы. Кроме этого, у проекта есть блог, где можно найти обзоры кафе и фотографии пушистых посетителей, иллюстрации с правилами поведения как для владельцев собак, так и для сотрудников заведений, а также посты на различные социальные темы, касающиеся собак. Там есть и рассуждения о том, что формат дог-френдли может быть не для всех.
На этой неделе проекту исполняется два года, и мы расспросили его основательницу Сабину Джавадову о том, как он появился, об особенностях её блога, а также о дог-френдли-культуре в России.
С чего всё началось
Можно сказать, что всё началось, когда у меня появилась собака, — сейчас Керри уже одиннадцать лет. Это были дремучие годы в отношении дог-френдли-культуры. На тот момент ни о чём подобном мы и не мечтали. Был 2014 или 2015 год, когда я увидела в аккаунте знакомой, которая тогда жила в центре, что она со своей довольно большой собакой и ещё с одной маленькой ходила на Патриарших прудах в заведения. Я помню, что для меня это был культурный шок. Это было тем, чего мне на тот момент очень сильно не хватало, — чтобы моя жизнь с собакой заиграла новыми красками. Мне хотелось максимально много проводить с ним времени, мне очень нравилось знакомить его со своими друзьями, чтобы они тоже видели, какая у меня замечательная собака. Летом, понятно, можно было ходить в парки и гулять, но зимой это было совершенно нереально и мне всё время было немного совестно, что приходится оставлять его дома одного.
Когда я впервые увидела дог-френдли-стикер на кафе, оно называлось «Ходя Ходя», на Патриарших прудах, я туда сводила всех своих знакомых, потому что другого места я просто не знала. На тот момент я вела ЖЖ, в инстаграме у меня ещё не было особой активности. Я начала рассказывать людям про свои находки, что-то мне присылали. Я в этом видела огромную возможность для себя и для своей собаки, для друзей. Со временем, когда эта история разрослась и появилось не одно-два места, а 10–15 мест в Москве, стали появляться первые статьи, первые списки кафе, которые не просто пускают, а прямо рады людям с собаками и у которых даже есть специальный сервис для гостей с животными. Например, в «Ходя Ходя» всем пришедшим с собаками дарили собачье печенье, причём крафтовое, сделанное малюсеньким производством. Я на тот момент жила в Медведкове, где всё, что касалось собак, было просто отвратительным: плохие собачьи площадки, малоприятные хозяева, которые не убирали за своими животными. То есть культуры, даже в зачаточном состоянии, не было вообще. И тут вдруг какие-то места в центре позволяют прийти с собаками. Я была очарована этим.
После этого мы стали много путешествовать. Наше первое путешествие состоялось в Турцию, потом мы объездили всю Европу: Германия, Чехия, Венгрия. В то время мне как раз нужна была карта, ведь в Москве я хорошо ориентировалась и все места были у меня на подкорке, а перед путешествиями я готовилась и находила статьи о местах, куда можно было пойти с собаками, искала отели. Тогда я для удобства решила воспользоваться приложением Maps Me, которое не привязано к интернету, в нём можно забить нужные точки и пользоваться. Так у меня появились свои маленькие личные карты Берлина, Мюнхена, Будапешта. Вернувшись из очередной поездки в Москву, я решила поделиться своим лайфхаком. На тот момент у меня уже был блог в инстаграме, там было буквально полторы тысячи подписчиков. Он был посвящён путешествиям с собакой по миру, я рассказывала про перелёты и всё такое. И люди стали просить меня поделиться картами. Тогда в Maps Me была функция поделиться, но она была очень кривая, и было неудобно. Я подумала, что история с картами пропадёт, если не дать ей какую-то правильную оболочку. Я попросила свою подругу Анастасию Гобзу помочь мне это оформить и поделиться с людьми информацией. Мне было абсолютно не лень, я тогда и места Москвы на карту набросала, в которых я была уверена. Настя предложила взять за основу существующую платформу, которая предоставляет спутниковую информацию карт, и там разместить любые точки. Мы особо это не обсуждали, я просто упомянула это во время одного разговора. Прошло какое-то время, и Настя Гобза мне сказала: «У меня есть для тебя подарок», — и скинула макеты, которые легли в основу нашей первой версии сайта. А потом она стала главным дизайнером dogfriendlymap.ru. А реализовать карту мне помог коллега, разработчик Максим Смирнов (позже проект перехватил разработчик Фёдор Кузьмин), он сделал всё бесплатно ради такого проекта в портфолио. Через две недели у меня был готовый сайт на руках, который нужно было как-то раскручивать и что-то с ним делать.
Я сделала публикацию в блоге, и буквально на следующий день мне позвонили с московского телеканала и сказали, что хотят записать ролик про путешествия с животными и дог-френдли-культуру. Это было в августе 2019 года. У нас день рождения проекта — 7 августа, в этом году нам два года. Я объяснила, что немного отхожу от темы путешествий: за полгода до этого случилась наша поездка в Черногорию, после которой я поняла, что это был мой последний перелёт с собакой, Керри на тот момент было девять лет, он не очень хорошо перенёс этот перелёт. Я рассказала, что занимаюсь другим проектом, и мне предложили рассказать про него. Я пришла в «Дом культур» на «Сухаревской», и там мы сняли репортаж. На тот момент мы даже не успели сделать инстаграм под проект, тогда о нём знали только подписчики моего личного аккаунта. Мы засуетились и сделали аккаунт для дог-френдли-карты. Вообще мне изначально казалось, что это прикольная идея — через доступ к карте продвигать свой личный бренд, истории про собак. Но как-то всё вывернулось совершенно иначе. После этого ролика на аккаунт Dogfriendlymap стали активно подписываться. Наша аудитория выросла буквально за неделю со ста до где-то тысячи подписчиков. Это было уже немыслимо, потому что мы не думали, что это будет кому-то интересно и нужно.
Первые шаги
Тысячи аккаунтов в инстаграме до нас рассказывали про дог-френдли-места. Это не было какой-то выдающейся темой. Как только мы создали этот аккаунт и как только вышел сюжет, люди стали писать как в поговорке «Свежо предание, а верится с трудом». Наши публикации увидели владельцы крупных собак, и их этот контент скорее раздражал. Я выкладывала наши личные фотографии с Керри (а он джек-рассел-терьер), других у меня не было. Люди приходили с претензией, что это не показательно, может, и прикольно, но они этим воспользоваться не смогут. Сейчас, спустя время, я очень благодарна той критике, потому что это была серьёзная болевая точка нашего проекта, мы действительно делали непоказательные материалы, в которые людям не верилось. Люди хотели видеть на фотографиях своих собак. Потому что все заведения а-ля дог-френдли они видели в сотнях других аккаунтов блогеров, которые ходят везде с декоративными, условно говоря, породами. Это первое о чём я задумалась: что нам надо уйти от этой темы и жёстко перестроиться в сторону больших собак. Сначала я позвала знакомых с самоедом, и мы отсняли часть материала. После этого кто-то из людей, от которых мы на этот раз ждали поддержки, написал, что самоед — это очень милая собака и это опять не показательно. Следующая претензия была не только в размере животного, но и в породе — это впоследствии стало ключевым моментом в развитии проекта. Наша карта — для всех пород и размеров животных. Если мы говорим, что заведения рады собакам, мы имеем в виду всех собак абсолютно. Даже гигантских пород. Но надо понимать, что на карту порой попадают крошечные места и дело не в том, что вас туда не пустят, а в том, что вам самим будет некомфортно. Такое часто случается, к сожалению, до сих пор. Люди могут прийти в небольшое кафе и сказать: «Может, они и дог-френдли, но что там делать, там два столика». Это действительно может быть не очень прикольно, мы часто размышляем над тем, как изменить систему добавления, чтобы оговаривать площадь заведения. Потому что если ты придёшь с бернским зенненхундом в кафе, где просто кресло и барная стойка, то, скорее всего, тебе будет очень неуютно и захочется уйти.
После этого мы позвали на съёмку собаку породы американский стаффордширский терьер. Для меня это был необычный опыт. Мне было не то что страшно, но было боязно, что если вдруг кому-то не понравится такая собака, будет какой-то конфликт в заведении или нас куда-то не пустят, то расстроятся люди, которых я позвала. Потому что я уверена в них и в их собаке, но я не уверена во всём окружении и в целом в этой затее. На тот момент у меня появился профессиональная фотоаппарат. Мы хотели выделяться среди всех и показывать разных собак в заведениях и делать максимально качественный контент в блоге. Съёмка с американским стаффордширским терьером стала моим первым опытом, тогда я вообще не понимала, как работать с животными. Я немножко расстроилась, была недовольна результатом и поняла, что нужно пройти обучение по фотографии и особенно по анималистике.