Догадайся что должно быть в пустых овалах нарисуй и раскрась ответ
Полный решебник (ответы на вопросы) (Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз-ступенька, два-ступенька…» Математика для детей 5-6 лет, часть 1) (стр 16-29)
Здесь представлены ответы на вопросы, подсказки (решебник) по пособию Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной («Раз-ступенька, два-ступенька…» Математика для детей 5-6 лет, часть 1) в помощь родителям учеников.
Некоторые задания с очевидными решениями здесь не разбираются.
3. Прочитайте ребенку задание 2 или 3 раза. Если он скажет, что понял, как выполнять – пусть выполнит. Проконтролируйте точность выполнения задания.
Над чертой должно быть два синих круга, а под чертой – три желтых треугольника.
Два раза прочитайте ребенку задание, проверьте: справа от линии должно быть 3 желтых круга, слева – 2 зеленых квадрата.
4. Внимание! В подобных примерах ошибки подразумеваются только в сумме. В слагаемых ошибок нет. Для сравнения можно подчеркивать элементы слева и справа от знака равно.
а) дорисовать зеленый треугольник в сумме;
б) поменять слагаемые местами.
а) в сумме необходимо раскрасить квадрат в синий цвет;
б) поменять слагаемые местами.
а) вычеркнуть синий круг в сумме;
б) поменять слагаемые местами.
1. В правом задании есть некоторая неоднозначность (методическая недоработка): по правую лапу от крокодила Гены стоит Чебурашка, а в правой части рисунка – щенок. Можно просто пропустить задание 1б.
2. Аналогичное соображение для рисунка справа.
3. Должно быть 3 желтых квадрата справа от красной линии, слева от зеленой линии – 3 синих овала.
4. Лишний элемент – ветка сосны.
а) первое слагаемое – синий цветок;
б) второе слагаемое – желтый треугольник и красный круг.
а) сумма: зеленый квадрат, красный треугольник, желтый круг, синий треугольник;
б) первое слагаемое: синий треугольник.
Предлагаю выучить с ребенком правило: от перестановки слагаемых сумма не меняется.
7. Каждый раз убираем справа по одному квадрату и добавляем по одному кругу слева.
1. Знак «минус» обозначает действие вычитание.
С чем сравнивают вычитание для детей:
В большом мешке были какие-то предметы. То, что стоит слева от знака «минус» – было в мешке. То, что стоит справа от знака «минус» – вытаскивают из мешка. То, что стоит справа от знака «равно» – остается в мешке.
В примере 1а в мешке было: Два больших красных мячи и три маленьких синих мяча. Из мешка вытащили три маленьких синих мяча. В мешке осталось два больших красных мяча.
Вводим слова: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
То, что слева от знака минус называется уменьшаемым.
То, что справа от знака минус называется вычитаемым.
То, что стоит справа от знака равно называется разностью.
В примере 1б разность равна трем маленьким синим мячам.
а) разность – красный круг;
б) разность – два желтых треугольника;
в) разность – два красных круга;
г) разность – два синих квадрата.
3. Все варианты подсказать невозможно. Проконтролируйте правильность выполнения задания. Меняется только один признак (форма, размер или цвет).
1. Цветок нарисовать у почтальона, красным обвести кота Матроскина.
а) разность – красный флаг;
б) разность – синий цветок и желтый шар;
в) разность – синий треугольник, красный треугольник;
г) разность – желтый квадрат, зеленый круг.
1) первое решение – большой треугольник, выделяем по размеру
2) второе решение – круг, выделяем по форме
3) третье решение – красный треугольник, выделяем по цвету
Вводим понятие «части» и «целого». Для сложения: два слагаемых – это «части», «целое» – это сумма. Для вычитания: уменьшаемое – это «целое», вычитаемое и разность – это «части».
а) сумма – два синих квадрата, два красных круга, желтый круг;
б) поменять местами слагаемые, сумма – та же;
а) разность – красный треугольник, желтый круг;
б) сумма – синий квадрат, два красных круга, желтый треугольник.
Фигуры сгруппированы по цвету, можно сгруппировать по форме:
Рецензии на книгу « Информатика. Часть 2. Для детей 4-5 лет. Солнечные ступеньки »
Тетрадку покупала в прошлом 2014 году и тогда она позиционировалась, как тетрадь для 5-6 летних детей. Почему сейчас ориентирована на 3-4 года непонятно. Дочке очень нравится заниматься. Как уже писали задания очень разнообразные и интересные.
Тетрадь понравилась. Цена доступная. Но предлагаемы там упражнения мы сыном 4 г делаем выборочно. Сложновато. Доступно для полного понимания, например, выбери лишний предмет (могут быть разные основания), найди противоположный признак.Ничего, растем-учимся.
отличная серия, удобный формат, черно-белые страницы хороши для раскрашивания, всегда можно дополнить задание или видоизменить его. задания корректны и по возрастам. рекомендую и для педагогов и для родителей.
Очень интересная тетрадь.Задания представленные в ней разнообразные и увлекательные:
Найди закономерность и дорисуй предметы(нарисуй пропущенные фигуры).
Найди предметы с противоположными признаками(картинки с изображением противоположных действий).
Раскрась домики так,чтобы маленький домик был между голубым и коричневым,а коричневый рядом с оранжевым.
Используя три цвета,раскрась пирамидки(5 штук)(зонтики(6 штук))разными способами.
Напиши в кружочках первые буквы названий картинок.Соедини буквы в слова.Какие герои сказок здесь зашифрованы?
Раздели предметы на группы.Назови одним словом каждую группу предметов.
Догадайся что должно быть в пустых овалах.Нарисуй и раскрась.
И еще много учебно-игровых заданий на счет,графический диктант,нахождение и определение лишнего,подбор недостающего предмета,шифровку и т.д.На мой взгляд задания предложенные в данной тетради для детишек 5-6 лет.
Качество представленного материала и самой тетради(плотная бумажная обложка,белая офсетная бумага страниц,крупный шрифт,черно-белые иллюстрации по каждому заданию,формат обычной ученической тетрадки) очень хорошее.Дети с удовольствием и с увлечением работают с этими тетрадями.
Страница 32 посередине. Около яблок в квадрате нарисовать 3 точки. В пустом овале нарисовать 3 предмета. В квадрате около 2 вишен нарисовать 2 точки.
Раскрашиваются 14 треугольников. Внизу рисуются 3 гриба.
Страница 33. Средний столбик: раскрасить один квадрат красным цветом, два квадрата синим цветом. В последнем столбике каждый квадрат должен иметь свой цвет.
Страница 34. Стрелка должна идти от фундамента к недостроенному дому, далее к достроенному дому без крыши, далее к дому с крышей, но без окон и двери. Последняя стрелка идет к дому с дверью и окнами.
Страница 34 внизу. По строке грузовики отличаются цветом кузова, по столбцу цветом кабины.
Страница 36 вверху. Нарисованы 4 больших рыбы и 4 маленьких.
Страница 36 внизу. В банке нарисовать 4 овоща (например, 4 огурца).
Страница 37. Нарисовать около крыжовника 4 точки, около слив – 3 точки, около персиков – две точки. На пустых мешках нарисовать 3 (слева), 1 (справа вверху) и 2 (справа внизу) предмета.
Страница 37 внизу. Раскрасить 4 кубика и 4 цилиндра.
Страница 38 вверху. Раскрасить зеленым цветом 12 треугольников. Получится цифра 4.
Страница 38 посередине. Раскрасить 4 кружка, во втором ряду – 5 кружков, в третьем ряду – 7 кружков.
Страница 39. Соединяем цифру 4 и помидоры, 4 и огурцы. Цифру 3 соединяем с морковью, также 3 соединяем со свеклой. Двойку соединяем с луком, а единицу соединяем с тыквой.
Страница 43 посередине. Нарисовать 4 квадрата.
Страница 43 внизу. Количество точек: 4, 4, 3, 5.
Страница 44 вверху. Дорисовать 1 грушу, 3 апельсина и 5 вишен.
Страница 44 посередине. Дорисовать 2 лепестка, 3, 1.
Раскрасить средний цветок.
Страница 45 вверху. Записать внизу 1 = 1, 2=2, 3=3
На всех картинках нарисовано по 3 предмета.
Внизу картинка с тремя квадратами – лишняя, т.к. на остальных картинках нарисовано по 4 фигуры.
Страница 46. Стрелки расставить так, чтобы после 1 гриба на картинке было 2, далее 3, после – 1 и цикл повторяется. Удобнее от одного гриба в центре провести стрелку наискосок (влево вверх) к 2 грибам, далее вниз к трем, затем вниз к 1,вниз к 2, вправо к 3, вверх к 1, вправо к 2, вниз к 3 грибам.
Страница 46 внизу. Различия:1. В правом верхнем углу дорисовать яблоко. 2.Внизу посередине нарисовать цветок. 3. В левой части (перед петухом) на растении дорисовать 2 листочка.
4. У петуха дорисовать одну пуговицу. 5. У крылышка петуха дорисовать одно перо.
Страница 47 внизу. Добавить два квадрата. Написать 2+2=4
Страница 48 вверху. Раскрасить верблюда, бегемота, зайца, слона, бабочку. Написать 4+1=5
Страница 48 внизу. Заяц и петух не изменились, кот повернут в другую сторону.
Страница 49. Из двух божьих коровок одна улетела. Сколько осталось? 2-1=1 Осталась одна(комментарий: здесь мы выделим условие задачи, вопрос, численное выражение 2-1,решение и ответ).
Из 3 листочков 1 улетел. Сколько осталось? 3-1=2Осталось два листа.
Желтые квадраты:4-1=3Розовые квадраты 4-2=2
Страница 50 вверху. Верхний рисунок 2+1=3 Нижний рисунок 3-1=2
3 ряд 5-2=3 4 ряд 3+2=5
………Были 2 стрекозы, обе улетели. Сколько осталось? Ответ: не осталось ни одной или 0. Решение: 2-2=0
……. Были 3 божьих коровки. Все три улетели. Сколько осталось?
Ответ: не осталось ни одной или 0. Решение: 3-3=0
Страница 52 вверху. Соединить картинки и числа (цифры). 4 – крыжовник, 3 – сливы, 5 – смородина, 2 – клубника.
Страница 52 внизу. Дорисуй 4 ягоды, 2 груши, 1 арбуз, 1 яблоко и 3 персика.
Страница 53 вверху. Две рыбы нарисованы в верхнем левом углу (раскрасить желтым цветом).
Один гриб в правом верхнем углу, второй гриб в левой части рисунка в нижней половине.
Грибы раскрасить коричневым цветом.
Страница 53 внизу. Нужно закрасить два круга. Цифра в квадрате 2.
Страница 54 вверху. Цвет квадратов: 3 голубых, 1 желтый…..4 голубых….1 голубой и 3 желтых ….4 желтых.3 + 1 = 4
….Росли 4 ягоды. Все ягоды сорвали. Сколько осталось?. Ноль. 4 – 4 = 0 Страница 54 внизу. Прямоугольник слева: раскрасить красным цветом 3 квадрата слева.
….Прямоугольник с кругами: раскрасить 4 круга слева
….Прямоугольник с треугольниками: раскрасить 2 треугольника слева.
….Прямоугольник с квадратами в правой части: раскрасить 4 квадрата справа.
Страница 55 посередине. Были 4 листа. Они улетели. Сколько осталось? 4 – 4 = 0
Страница 56 вверху. Красные круги: 4-1=3. Зеленые треугольники 4-2=2
Зеленые квадраты: 3-1=2.Розовые квадраты: 3-3=0
……..Было 5 птиц. 5 птиц улетели. Сколько осталось? Ноль. 5-5=0
Страница 56 внизу. Различия: 1.Колпаки. 2. Шляпка у гриба. 3. Большой мяч.
Страница 57 вверху. 3, 4, 5 строки: нарисовать по 4 кружка. Далее зачеркивается такое количество кружков, которое стоит после знака минус. Так в 3 строке вычеркнуть 2 кружка, в 4 строке – 3, в 5 строке – 4 кружка.
Страница 57 посередине. Далее ставятся 3 стрелки вправо, одна вниз и следующая стрелка идет к 3 ягодам, далее к 2 ягодам и к 1 ягоде. Цикл 4-3-2-1 повторяется 3 раза.
Страница 57 внизу. Закрашиваются два прямоугольника: левый и средний.
Страница 58. Первая строка: треугольники 3 + 2 = 5, квадраты 5 – 2 = 3
Страница 58 посередине. Второй рисунок: одна фигура желтая, 4 голубые
Третий рисунок:1 фигура желтая, 4 голубых.
Четвертый рисунок: 3 фигуры желтые, 2 голубые
Страница 58 внизу. Круги:2+3=5. Квадраты: 5-3=2
Страница 59 посередине. Левое число от знака +(первое слагаемое) показывает, сколько бантиков раскрасить в красный цвет. Правое число от знака + (второе слагаемое) показывает, сколько бантиков раскрасить в зеленый цвет.
Цвет бантиков. 1 строка:;4 красных, один зеленый
2 строка: 3 красных, два зеленых
3 строка: 1 красный, 4 зеленых.
Страница 59 внизу. Одинаковые коврики: крайний слева и крайний справа.
Страница 62 вверху. Сверху вниз. 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6. 3-1=2, 4-1=3, 5-1=4, 6-1=5
Внимание. Автор наряду с понятием ЦИФРА начинает употреблять понятие ЧИСЛО. Число обозначает количество предметов, а цифра помогает записать это количество
на бумаге, доске или на чем-то другом. Цифр мало (0,1,2,3.4,5.6,7.8.9), а чисел бесконечно много.
Догадайся что должно быть в пустых овалах нарисуй и раскрась ответ
На яблоне было 10 яблок, Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?
Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?
Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
Толковая статья про изучение часов, времени.
Дети обожают «Данетки». Тренируйтесь!
*****
Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
*****
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
*****
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
*****
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
*****
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
*****
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
*****
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
*****
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
*****
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
*****
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
*****
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
*****
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
*****
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?
Для психолога
После выполнения заданий раскрась флажок в углу листа таким образом:
красныйполучилось всё отлично; жёлтыйполучилось всё хорошо;
3 еЛёНЬIЙтолько часть заданий выполнена так, как хотелось;
синийне получилось так, как хотелось.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Ответь быстро на вопросы.
Дорисуй или запомни и нарисуй.
4. Запомни увиденные изображения и нарисуй как можно точнее.
5. Рассмотри лица. Подумай, какое лицо должно быть в пустой клетке. Нарисуй.
6. Постарайся запомнить услышанные слова. Теперь посмотри на нарисованные предметы и поставь крестик только возле тех предметов на рисунке, чьи названия прозвучали.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Какое сегодня число? День недели? Месяц?
2. Какое сейчас время года? Какие ещё есть времена ода?
З. Назови все осенние месяцы?
4 Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Что это?
5. Как называется страна, в которой мы живём? Как называется столица России?
6. Назови числа от 1 до 10 и обратно.
7. Стоят два барана. Один смотрит направо, другой налево. Видят ли они друг друга?
1. Попробуй, не водя рукой по линиям, а лишь следя гла зами, определить, какой поросёнок что съел.
2. Не водя рукой, а лишь следя глазами, назови, где кончается каждая линия.
4. Выбери такой же предмет, какой изображён в овале. Раскрась его.
6. Дорисуй СОЛНЫШКУ лучики, тучке дождик, стебельку с листиком — цветочек.
Образец:
7. Помоги овечке добраться до стада и не попасть в лапы волка. Найди самый короткий и безопасный путь.
8. Графический диктант.
Рано-рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам
Что же рано поутру
Носит в сумке кенгуру? Там сидит ребёнок, Рыжий кенгурёнок.
Вот кто едет с мамой
В этой сумке странной!
ЗАНЯТИЕ З
1. Сколько глаз у одной мыши?
2. Какой сейчас идёт месяц по счёту в году? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий месяц? З. Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой?
4. Сколько братьев у Ниф-Нифа? Кто они?
5. Как звали друга Карлсона?
6. Что в голове у Винни-Пуха?
7. Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
1. Дорисуй то, чего не хватает у второго предмета пары.
2. Буквы обводи в кружок, цифры зачёркивай.
т
З. Найди шесть отличий.
4. Каждую фигуру, изображённую в клетках, найди среди тех, которые нарисованы ниже.
5. Найди и вычеркни з таблице слова: слон, пол, дом, МОСТ, СТОП, одр, МАСЛО, ПОЛКА.
7. Угадай, кого позовут домой, если известно, что это не маленький, не девочка, без головного убора.
2. Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой был между синим и жёлтым, а жёлтый был рядом с красным.
З. Фигуры одинаковой формы и с одинаковой штриховкой соедини красной линией, фигуры разной формы, но с одиНаКОВОЙ штриховкой соедини синей линией.
4. Нарисуй круг справа от квадрата, но слева от треугольника.
5. Прочитай слова, двигаясь по стрелкам, начиная от точки.
6. Пёс Трезор разорвал записку, которую мама оставила Стёпе. Восстанови записку и прочитай, что там написано.
7, Выполни действия и напиши
ВО + РОК — К + мы + лов
У Маши и Тани по одной собачке: Жучка и Тобик. Какая собака у Тани, если у Маши Жучка? Подпиши собакам их клички.
9.
Графический диктант. Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится изображение известного тебе предмета.
Белое крыло, И катать мальчишек В море унесло!
2. Всё попробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. Что это? З. На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
4.
За чем язык во рту?
5. Росло 4 груши. На каждой — по три ветки, на каждой большой ветке по три маленькие, на каждой маленькой ветке — по три яблока. Сколько всего яблок?
б. У кого рога длинней хвоста?
7. Как называется летательный аппарат Бабы-Яги?
Вспомни, какой рисунок был у каждой цифры. Нарисуй. Старайся не подсматривать.
4. Рассмотри внимательно первого всадника и лошадь. добавь у второго рисунка то, что художник забыл нарисовать.
5.
Какую деталь вырезали из каждой фигуры? yvvvv zzzz
ооооо 
6. Обведи буквы гласных звуков красным карандашом,
8. Если правильно впишешь имена весёлых человечков в клетки кроссворда, то сможешь узнать, какую книгу они читают.
2
В1 т.“.. з.;4
9.
Графический диктант.
В этом доме тишина.
Много окон, дверь одна.
Мы уселись у окна. За окошком вся страна. дом отправился в полёт, Значит, это.


ЗАНЯТИЕ 6
РАЗМИНКА А что это у человека?
У птицы крыло — у человека
2. У зверя лапа — У человека
У собаки морда — У человека
У конфеты фантик — У человека
5. У льва пасть — У человека
У машины мотор — У человека
7. У подводной лодки перископ — У человека
2. Рассмотри флажки. Подумай, флажок какой формы надо нарисовать в пустом квадрате. Нарисуй.
З. Рассмотри внимательно шапочки. Дорисуй последнюю.
4. Рассмотри таблички с изображением геометрических фигур. В пустых клеточках нарисуй нужные фигуры.
5. Выполни штриховку последнего флажка так, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой.
6. Продолжи ряд, нарисовав следующие фигуры.
7. Составь как можно больше слов, двигаясь по линиям в любом направлении.
8. Преврати слово «сын» в слово «сук», меняя каждый раз только одну букву.
9.
Графический диктант.
Шёл по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Всем приветливо кивал.
Но порой его привет
Оставался без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.
С. Егоров
ЗАНЯТИЕ 7
1. Сколько хвостов у двух ослов?
2. Бублик разрезали на три части.
Сколько сделали разрезов?
З. Батон разрезали на три части.
Сколько сделали разрезов?
4. Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три. Какое число задумали?
5. Столовая принадлежность с четырьмя зубцами.
6. Домашняя птица, про которую говорят: надулся, как
7. Как называется лицо животного?
1. Представь, что тебе нужно нарисовать любые предметы только при помощи разнообразных геометрических фигур. Пофантазируй и нарисуй что-нибудь при помощи:
2. «Незаконченные рисунки». Назови предметы, которые изображены на рисунках. Дорисуй.
4. Посмотри на рисунки. Подумай, на что может быть похожа каждая фигура. Дорисуй.
5. Каждый из мальчиков занят каким-либо делом. А каким — догадайся по движению рук, ног, позе тела. Инструменты, которые расположены в середине рисунка, помогут дать тебе верный ответ.
2
6. Среди гостей на карнавале спрятался ужасный разбойник. О разбойнике известно, что он в женском платье, на его лице нет маски и в руках он ничего не держит. Найди разбойника.
7. Сосчитай все треугольники на рисунке.
ЗАНЯТИЕ 8
РАЗМИНКА Закончи предложения:
Самолётом правитДоску выстругал
Трактор водитВ доме свет провёл
Электричку В шахте трудится
4— 9422
1. Рассмотри каждую строчку. Найди и раскрась лишний предмет. Объясни, почему он лишний.
Б)
2. Маша жила ближе к школе, чем Света. Кто из них жил от школы дальше? Подпиши девочкам имена.
4. Подумай, что было со свечкой сначала и что потом.
5. Подумай, какой лук был посажен раньше других.
6. В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово.
Например: пол — пол
Коля
лампа
Ваня
огород игра
лента гроза
верба шарф —
крошка крот
Света
7.
Возьми красный, жёлтый и синий карандаши. Раскрась ими нарисованные карандаши так, чтобы в каждой строке карандаши были разными, а одинаковых строк не было.
8.
Графический диктант.
Любо толкаться ему,
Как хорошо, что такие
ЗАНЯТИЕ 9
1. Что находится в середине капусты?
2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц в одной кастрюле? З. Какие камни в море?
4. Как называется место, где зимой выращивают овощи?
5. Как называется полосатая африканская лошадь?
6. Всех кормит, а сама не ест. Что это?
7. Прошло три дня после воскресенья. Какой наступил день?
1. Не водя рукой, а только следя глазами, назови, где кончается каждая линия.
2. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, опре
дели, какие буквы соответствуют цифрам. Прочитай зашифрованное слово.
З. Рассмотри образец заполнения фигур,
Заполни пустые фигуры по образцу за 2 минуты.
ОБРАЗЕЦ:
* д
О а да О
4. Найди такие же изображения, как в квадратах справа. Раскрась одинаковые рисунки одним цветом.
5.
Сделай так, чтобы все зайчики в ряду были одинаковыми. Дорисуй то, чего не хватает.
ЗАНЯТИЕ 10
1. Какой сейчас месяц? Какой месяц наступит после него?
2. Как называется место, где шьют одежду? З. Как называется место, где учат детей?
4. Кто хрюкает? Кто лает?
5. Кто носит шляпу на ноге?
6. Большой —? Сытый —? Громкий —? Плохой —?
каждого второго предмета из пары дорисуй недостающее.
2. Рассмотри картинки. На нижней картинке дорисуй недостающие детали.
З. Буратино отправился в гости к Мальвине. Его путь проходил там, где стояли указатели с гласными. А ты сможешь найти дорогу?
4. Выполни задание по образцу.
ОБРАЗЕЦ:
Е п Р П с
С
5. Найди преступника по описанию: он не высокий, не ХРО— мой, не носит усы.
6. Заполни клеточки, чтобы получились слова из трёх букв.
7. Определи, на каком рисунке треугольников больше?
а)
б)
9. Графический диктант.
Интересно прокатиться На коне и на слоне!
Но удобнее усесться
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков! У кого возможность будет
Съездить в жаркие края Прокатитесь на верблюде!
Право, здорово, друзья!
ЗАНЯТИЕ 1 1
2. Назовите пять имён мальчиков, начинающихся с буквы «а».
З. Как называют папу вашего папы?
4. Он с пропеллером и живёт на КРЫШЕ Кто это? 5. Семь дней с понедельника по воскресенье. Что это?
б. Какое животное носит горы? 7.
1.
Раскрась большие шары так, чтобы маленький шар был между жёлтым и синим, а синий был рядом с зелёным.
2. Раскрась маленькие катушки ниток так, чтобы большая катушка была между красной и коричневой, а жёлтая была рядом с красной.
З. Рассмотри образец заполнения фигур. Заполни пустые фигуры по образцу за 2 минуты.
ОБРАЗЕЦ: 4
о ед а о од
4. Овал нарисуй слева от прямоугольника, но справа от треугольника.
5. Помоги рыбке добраться до аквариума. Нужную дорожку раскрась голубым карандашом.
6. Золушке пришло секретное письмо, но она никак не может его прочесть. Попробуй ей помочь.
а аа•а
Напиши этими значками:
какое-нибудь слово
7. Найди общее и различное в словах всех строк. Расставь слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.
а) УБЕЖАЛ, ИСПУГАЛСЯ, УВИДЕЛ,
б) ЧИТАЕТ, ОТКРЫВАЕТ, ЗАКРЫВАЕТ;
в) ЦВЕТЁТ, СОЗРЕВАЕТ, РАСТЁТ.
8.
Найди все слова в цепочках. 1).
9. Графический диктант.
На припёке у тропинки
Греют ящерицы спинки. Жмурятся на СОЛНЫШКе, Щурят глазки-зёрнышки.
Разомлели от жары
Не добраться до норы.
Бегали за мошками Ночь без передышки Натрудили ножки,
ЗАНЯТИЕ 12 
1. Что пишут на конверте, отправляя письмо?
2. И осталась старуха у разбитого. З. Что ставят в конце предложения?
4. Чем жалят осы и ПЧёЛЫ?
5. Перечисли пять деревьев, названия коток рых начинаются с гласной буквы.
6. Когда человек бывает деревом?
Назови противоположное:
7. Чужой —? Тяжёлый —? Сложный
1. Запомни увиденные изображения и нарисуй их как мож-
2. Посмотри на эти рисунки 15 секунд. Постарайся запом
нить все. Переверни страницу и ответь на
Сколько лепестков у цветка?
Какой предмет изображен под номером З?
Есть ли ручка на двери дома?
В какую сторону едет машина? Есть ли в чашке вода?
З. Узнай, в каком кубике на две точки меньше,
е
5. Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое сло
во. Напиши это слово.
балет
белка
олень
речка
Толя
стол
Маша
сетка
Таня
норка
6. Помоги Наф-Нафу убежать от волка. Путь к дому показан на плане.
7. Узнай, в какой домик прибежит Нуф-Нуф, если выберет дорогу с таким орнаментом?
8.
Графический диктант.
У лошадки жеребёнок
Вырастает из пелёнок:
Мать напоит молоком
Поведёт с собой в луга,
Травку вкусную покажет,
А за озорство накажет!
ЗАНЯТИЕ 13
1. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. Кто это?
2. Как звали мальчика-луковку из сказки Джанни Родари?
З. Как называют сказочного человека огромного роста?
4. Когда в пустом кармане есть что-нибудь?
5.
2 + 3 
6. На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
7. На верёвке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
1. Рассмотри квадраты. Подумай, как смещаются фигуры в первых трёх квадратах. Нарисуй геометрические фигуры в четвёртом квадрате.
2. Рассмотри большие фигуры и маленькие, нарисованные в них. Дорисуй недостающие фигуры.
З. Найди и подчеркни во втором столбце подходящее пс
Тарелка суп. Ваза стол, цветы, подарок. АвтобусЯблоко — фрукт, сад, дерево. Лето вода. Зима ветер, берег, лёд.
Яйцо скорлупа. Картофель — капуста, ложка, кожура
4. Дорисуй лица в каждой строчке.
О
6. Соедини слова двух столбиков так, чтобы по-
лучилась рифма.
опушкатрава дрова
гребешок ёлочкаизбушка петушок иголочка лисичка белобока зайчишка василёк сорока сестричка цветок синичка птичка трусишка
7. Определи шифр. Пользуйся только числами 1, 2, З, 4 и 5. Каждая буква заменяет одно число. В первом столбике приведён пример. Впиши нужные числа в рамку с шифром.
Найди общее начало для всех слов.
9.
Графический диктант.
Соберу для мамы робота такого,
Чтобы всю работу делал он по дому:
И стирал, и гладил, жарил и варил, И полы на кухне подметал и мыл.
Чтобы мог зашить он рваные штанишки, На ночь прочитал бы нам с братишкой книжки,
И, придя с работы, мама удивится:
Никакой заботы можно спать ложиться!
ЗАНЯТИЕ 14
РАЗМИНКА
Отвечайте, кто это? Что это?
2. Новая, интересная, библиотечная
З. Красный, спелый, гладкий
4. Большой, неуклюжий, бурый
5. Холодный, белый, пушистый
6. Жёлтые, красные, осенние
7. Рыжая, хитрая, пушистая
1. Рассмотри картинки. Угадай и напиши, кому принадлежат эти лапы.
2. Помоги Винни-Пуху дорисовать из треугольников различные предметы.
З. Помоги художнику дорисовать картинки из овалов.
Весенняя капель Взмах крыла Звон крыльев Хруст снега большой птицы комара
6. Перед тобой два замка. В одном живёт добрая Фея, в другом злая Ведьма. Заверши эти рисунки так, чтобы сразу стало понятно, где чей замок.
ЗАНЯТИЕ 15
Кем (чем) они были раньше?
1. Цыплёнок —
1. Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех?
2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что:
б) папа сидел слева от меня и справа от мамы;
в) мама сидела справа от меня, а папа справа от мамы;
г) папа сидел справа от меня и слева от мамы.
З. Раскрась квадратики в каждой группе так, чтобы два из них были одинаковыми, а два разными.
zzz
4. Составь из этих букв разные слова так, чтобы в каж дом было не меньше двух гласных. Сколько слов у тебя
б получилось?
лист
ЗИМА
СТЕБЕЛЬ
Отгадай зашифрованное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь подходящий значок.
ждьдо
волст
СЯЦМЕ
6. «Магический квадрат». В свободные клетки квадрата вставь пропущенные числа так, чтобы суммы чисел по всем направлениям были равными.
7. Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые.
8. Три зайчика: УИ-ЮСТИК, Белянчик и ПУШИСТИК — соревновались в беге. Подпиши, как зовут каждого из зайчиков если Пушистик занял не второе и не третье место, а Бе-
9.
Графический диктант.
Ты совсем ещё ребёнок:
Тоненькие ножки,
Ходишь ты совсем чуть-чуть, Шаг шагнёшь — и отдохнуть.
Вот и мама прискакала,
Облизала малыша И идёт ласкаться к маме Оленёнок, чуть дыша.
Оленёнок, оленёнок,
Ты совсем ещё ребёнок: Пятнышки на спинке, Белые крапинки.
Вот на тонких гибких ножках Ты за мамочкой бежишь, По тропинке в лес дремучий Вслед за мамой семенишь.
Маленькие рожки, Ну, совсем ещё ребёнок Этот кроха оленёнок.
ЗАНЯТИЕ 16
1. Как называется самая большая и вкусная ягода?
2. Сколько пальцев на левой ноге?
З. Как называют человека, отлавливающего «зайцев» в автобусе?
4. Какое метательное орудие всегда возвращается к охотнику?
5. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если известно, что одному из них 6, а другому 7 лет?
6.
У какого зверька в нашем лесу самое короткое имя?
7. Как называется самое длинношеее животное на Земле?
1. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определи, какие буквы соответствуют цифрам. Прочитай зашифрованные слова.
1 6 8 [1] 7 9 4
1 О
5 6
7 8 9 з
4 5 1 з 5 9 7 1 з
2 7 4 6 З 7 8 1 з 8 2 4
5 1 4 2 1 з 5
7
21
з 5
4 9 О з 2 5 8 1 4 5 2 7
З. Найди цыплёнка, который вылупился из яйца. Раскрась его жёлтым карандашом.
4
4. Найди среди снежинок две непохожие друг на друга, а также на все остальные.
2) 3)
5. Сколько треугольников и четырёхугольников можно найти на чертеже?
6. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Запиши получившиеся слова.
1. РИГБ 2. ВЗЗЕАД
з. ВТЦЕКО
4. АМИНША 
5. ОБАСАК
6. ОУПАПГЙ 7. АСТЧЛОАК
8. АКРАВИУМ 
10. ЕМЧДНОА
7. Впиши в пустые клеточки недостающие буквы (рисунки тебе помогут), и ты узнаешь, как зовут этого мальчика.
8. Помоги ослику Иа добраться до домика Кролика.
9.
Графический диктант.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
На рыбалке я была.
Где же твой рыбак?
Нет, ушёл, хитрец — сорвался.
ЗАНЯТИЕ 17
1. Из него видно, что делается на улице.
2. Что получается, когда заплетают волосы? З. Опасная часть коровы. Что это?
4. Где можно увидеть себя?
5. Как называется самое известное сумчатое животное?
6. Как зовут съедобного героя русской народной сказки?
7. Какой день недели был вчера?
1. Если ты живешь в многоэтажном доме, то твоя квартира расположена в определённом подъезде, на определённом этаже. Напиши адрес каждого предмета (подъезд, этаж).
5 4
1 2 3 4 5
2. Прочитай написанные в скобках адреса и «рассели» предметы по квартирам в дом из задания 1.
З. Встань рядом с клеткой (1, 1) в домике из задания 1. Определи квартиру мальчика Жени, выполнив ходы:
4. Найди отличия. Дорисуй на второй картинке то, что художник забыл нарисовать.
5. Если ты сможешь среди этих букв найти буквы русского алфавита и обведёшь их в кружок, то прочитаешь «спрятанб ную» пословицу.
л D О
R мА Rс
т Е D
о и т
С
6. Найди и раскрась одинаковых клоунов.
«Магические квадраты». Какие числа нужно вставить в свободные клетки квадратов?
9.
Графический диктант.
Хвалился однажды бодливый баран:
Безумною храбростью я обуйн Быка бы я встретил побил бы быка, Быку беспощадно намял бы бока.
Бродягу-волчище бы я забодал, Барбоса боднул бы,
А с барсом бы встретился что ж из того?
Бесстрашно бы бросился
Но тут прошуршал над бараном листок.
И бросился в страхе храбрец
ЗАНЯТИЕ 18
РАЗМИНКА
1. Что не существует, но имеет название?
2. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной Королевой? З. Как называют ребёнка собаки?
4. Как звали мудрого питона — друга Маугли?
5. Как звали самого известного обитателя Цветочного города?
6. Какая самая любимая пора школьников?
7. Как называют дедова сына?
1.
Раскрась часть первого круга с цифрой 1 коричневым карандашом, часть второго круга с цифрой 2 — жёлтым, часть третьего круга с цифрой З — красным, часть четвёртого круга с цифрой 4 — зелёным. Затем раскрась мячи так, чтобы они получились
одинаковыми.
2. Раскрась нижнее кольцо первой пирамидки коричневым карандашом, второе снизу кольцо второй пирамидки синим, третье кольцо третьей пирамидки — зелёным, четвёртое кольцо четвёртой пирамидки красным, верхушку пятой пирамидки — жёлтым. Теперь раскрась пирамидки так, чтобы они
4. Вот Галя, Мила и Тоня. У Тони цветы. Галя не стоит рядом с Тоней. Раскрась Милу.
5. У кукол Ани и Инны одинакового цвета платья, у Нины и Веры бантики, а у Инны и Веры туфельки. Раскрась кукол так, как нужно.
б. В каждом слове найди одно, два или три новых слова.
Например: поляна — пол, Оля, Яна, Поля.
смородина — стрекоза
дедушка
кружка
линейка — сумка
форточка
корабль
колесо
апельсин
кастрюля
8. Какую нитку котёнок смотал с катушки? Продолжи её кончик до лапки котёнка.
9. Графический диктант.
Появились у наседки Удивительные детки.
Наседка квохчет у пруда:
Куда же, дети, вы, куда?
ЗАНЯТИЕ 19
1 Как называется место, где принимают в стирку бельё?
2. Как называется место, где тебя лечат? З. Как называется место, где хранят автомобили?
4. Как называется место, где держат самолёты? 5. Как называется место, где дома готовят еду?
6. Как называется место, где работают клоуны?
7. Как называется место, где дают на время книги?
1. Запомни увиденные изображения и нарисуй их как мож-
4.
Помоги Красной Шапочке найти дорогу к домику бабушКИ. Путь к домику зашифрован в письме.
Найди в каждой строчке нарушение закономерности и вычеркни лишний значок.
6. «Наборщик». Составь слова из букв слова РУСАЛОЧКА.
Этим ловят бабочек
Растёт на грядке л
Бывает утром на траве
7. Выпиши названия ягод и фруктов, которые ты сможешь прочитать на домике улитки. Читать можно и с начала, и с конца, но через одну букву
Как работать с тетрадью
для занятий у ребёнка должны быть: ЦВеТНЫе карандаши, простой карандаш, цветные ручки, линейка.
В течение 2—3 минут взрослый читает вопросы «Разминки», а ребёнок старается в быстром темпе ответить на них.
2, Затем ребёнок в течение 10—15 минут выполняет задания, которые помогают развитию различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, словесно-логического мышления.
З. После этого 2—3 минуты ребёнок выполняет упражнения «Весёлой переменки», так как полезно чередовать не только различные виды умственной деятельности, но и совмещать её с деятельностью физической.
4. Ещё 10-12 минут ребёнок с помощью взрослого выполняет логически-поисковые задания, которые способствуют развитию гибкости мышления.
5. И в заключение занятия ребёнок выполняет графический рисунок под диктовку взрослого, заштриховывает или раскрашивает его.
6. Когда работа закончена, ребёнок должен попытаться сам оценить свои успехи на занятии, воспользовавшись значками на обложке тетради.
Более подробно о проведении занятий и о работе с данными тетрадями рассказывается в методическом пособии.
удк 373.167.1:16 + 16 (0752) БЕК 87.4я71
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «РПС» О. А. Холодова удостоена звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования.
Редактор Маргарита Корепанова
Рисунки Натальи Надточеевой, Игоря Пучкова Вёрстка Ирины Денисовой Холодова О.
Данное пособие представляет систему специально разработанных заданий по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет. Оно рассчитано на программу 1 класса общеобразовательной школы. Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление. Задания, разработанные е системе, могут быть использованы на уроках математики, информатики, логики. Пособие поможет также воспитателям групп продлённого дня при организации свободного времени учащихся и педагогам дополнительного образования при составлении заданий игрового и творческого характера.
В пособии использована авторская система, разработанная кандидатом педагогических наук Н. К. Винокуровой. Рабочие тетради апробированы и успешно применяются в школах различного уровня.
О Холодова О. А.. 2001 tSBN 978-5-7804-03405 (Ч. 1.) Холодова О. А.. переработка. 2007 lSBN 978-5-7804-0345-7 (общ.) © РОС Ткнига, переработка, 2007 Практикум
Издательская лицензия код 221 серия НД № 040515 от 12.04.01 г.
Санитарно-эпидемиологическое заключение .05.
Подписано з печать 25.06.08_ Бумага офсетная. Гарнитура Прагматика.
Формат 90 1 /8. Печать офсетная. Объем 7 п. г. Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 9422.
Издательство «РОСТ», 107082, г. Москва, Бакунинская ул., д. 96/98
ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова»
214000, г. Смоленск, проспект лм. Ю. Гагарина, 2
www.rostkniga.ru
ОСТ книга
Комплексы учебных пособий для начальной школы
Курс «РПС». «Юным умникам п умнпцам»
О. Холодова. «Оным умникам и умницам : Информатика, логика, математика : Задания по развитию познавательных способностей». Рабочие тетради для 1, 2, З и 4 классов и методические пособия к ним. Новое издание, переработанное.
Данные пособия представляют систему заданий по развитию
познавательных способностей (РЛС) детей, Они ориентированы на детей 6—7, 7—8, 8—9 и 9—10 лет и помогают им освоить программу 1, 2, З и 4 классов общеобразовательной школы.
Рабочие тетради (в двух частях для каждого возраста) адресованы детям, а методические пособия — их родителям и учителям начальной школы, воспитателям групп продлённого дня, руководителям кружков дополнительного образования детей, родителям, а также тем, кто интересуется развитием познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Курс «Речь» для начальной школы
Задача данных пособий — помочь учителю в организации и проведении разнообразных по тематике и видам занятий по развитию речи, цель заданий, предлагаемых в данном пособии, — способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших ШКОЛьников.
«Готовпмся в гимназпю»
Т. Н. Соколова. «Русский язык. 4 класс : Упражнения и диктанты повышенной сложности. Тесты». Рабочие тетради. Ключи.
Дневники наблюдений для 2, З, 4 классов.
Данный комплект учебных пособий (дневников наблюдений для 2, З, 4 классов) ориентирован на программу «Зелёный дом» А. А. Плешакова, но может использоваться также при работе и по любой другой программе изучения окружающего мира в начальной школе.