Договор франшизы что это такое
Договор франчайзинга
Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда Франчайзер, то есть правообладатель товарного знака, передает франчайзи – организации или предпринимателю, за определенную плату право на определенный вид деятельности в сфере предпринимательства.
Франчайзи, в свою очередь, может пользоваться бизнес системой Франчайзера, используя его бренд.
Субъектами по такому соглашению могут выступать как юридические, так и физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей.
Данный вид отношений динамично развивается в Российской Федерации. В настоящее время яркими примерами франшиз являются такие сети, как «Макдональс», «Бургер Кинг», и многие другие.
На данный момент заключение договора между правообладателем товарного знака и лицом, желающим его использовать в своей предпринимательской деятельности, регламентируется гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия».
Так как договор франчайзинга подлежит обязательному письменному оформлению, ниже мы рассмотрим поэтапно, как следует оформить документ и какие положения следует в нем прописать.
Преамбула
Договор коммерческой концессии
В преамбуле указываются следующие положения:
Договор вступает в юридическую силу только после того, как в нем будут прописаны все существенные условия. К таким условиям в нашем случае относятся:
Предмет
Информация о предмете договора служит фундаментальной составляющей при заключении любого соглашения. В нашем случае предметом будет выступать непосредственно сама франшиза. Также следует отметить, что помимо права использовать товарный знак, Франчайзи получает комплекс иных услуг от Франчайзера. К таким услугам относятся обучение, готовый план развития бизнеса и иные услуги. Выглядит раздел о предмете следующим образом:
В соответствии с настоящим соглашением Франчайзер передает Франчайзеру право пользования товарным знаком, право на использование коммерческого обозначения и секрет производства (Ноу-хау) за определенное договором вознаграждение.
Франчайзи имеет право пользования комплексом исключительных прав, которые принадлежат Правообладателю.
Франчайзи использует комплекс исключительных прав Франчайзера с целью осуществления предпринимательской деятельности в виде открытия кофейни.
Цена договора
Неотъемлемым разделом в настоящем соглашении является информация о стоимости пользования исключительными правами, а также о выплате роялти. Под роялти представляются ежемесячные денежные отчисления в пользу Франчайзера, который предоставляет комплекс исключительных прав. Вышеупомянутый раздел выглядит следующим образом:
Стоимость пользования исключительными правами составляет 500 000 (пятьсот) тысяч рублей 00 копеек и осуществляется в виде безналичного перевода денежных средств на банковский счет правообладателя в течение 3 (Трех) календарных дней с момента регистрации договора.
Размер ежемесячного роялти составляет 3% от выручки заведения и выплачивается путем безналичного перевода на банковский счет правообладателя не позднее 10 числа каждого месяца.
Права и обязанности сторон
В каждом из соглашений раздел об обязательствах Контрагентов является важной составляющей. В нашем же случае, положения об обязанностях – основа договора, ведь именно определение обязательств Франчайзера является одним из самых главных факторов успешного развития бизнеса.
В положениях указанного раздела важно четко указать, каким образом и с помощью каких услуг Фарнчайзер будет способствовать положительной динамике осуществления предпринимательской деятельности Франчайзи.
Выглядит это следующим образом:
Франчайзер вправе:
• Требовать своевременной выплаты роялти по настоящему соглашению.
• Требовать неразглашения секретов производства (ноу-хау).
Франчайзер обязуется:
• Передать право пользования исключительными правами и секретами производства Франчайзи.
• Предоставить брендбук с четко выстроенными положениями идеологии, сервиса, менеджмента, документооборота, продуктовой линейки и финансах проекта.
• Провести консультацию и дать рекомендации по подготовке к открытию кофейни от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до обучения персонала.
• Оказывать информационную поддержку в социальных сетях.
• Предоставлять маркетинговые материалы, которые являются необходимыми для успешного функционирования кофейни.
• Предоставить услуги штатного дизайнера для оформления интерьера.
• Оказывать бесплатную консультацию штатных бухгалтеров и юристов.
• Предоставить список партнеров, поставщиков, с кем сотрудничает Франчайзер на лояльных условиях.
• Обеспечить государственную регистрацию договора.
Франчайзи вправе:
• Требовать исполнения обязательств Франчайзера по настоящему договору.
Франчайзи обязуется:
• Своевременно оплатить стоимость переданных ему в пользование исключительных прав.
• Своевременно выплачивать ежемесячные роялти не позднее оговоренной соглашением даты.
• Не разглашать секреты производства (ноу-хау).
• Соблюдать инструкции Франчайзера.
Ответственность сторон
В этом разделе прописываются основания возникновения ответственности Контрагентов:
Стороны несут материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
В случае несвоевременной выплаты роялти Франчайзи выплачивает пени в размере 3% от суммы задолженности за каждый просроченный день.
Заключение
В заключительных положениях указываются юридические адреса и реквизиты сторон. В конце документа ставятся подписи контрагентов и после Государственной регистрации соглашения договор франчайзинга считается заключенным.
Регистрация
Договор франчайзинга подлежит регистрации в органах Роспатента.
Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали
Использование договора франчайзинга в предпринимательской деятельности весьма популярно. Организация бизнеса через систему франшизы позволяет владельцу торгового знака получать пассивный доход. Франчайзинг может быть удобным инструментом для структурирования группы компаний с целью формирования одного центра формирования прибыли.
Но еще договор франчайзинга зачастую используется как прикрытие в схемах по дроблению бизнеса. О том, что такое этот договор и какие могут быть риски при его использовании, поговорим в статье.
Общие положения
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.
Этот договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг — п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии в обязательном порядке подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.
В договоре обязательно должны присутствовать следующие существенные условия:
Дополнительно могут быть указаны:
По договору франчайзинга правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):
В свою очередь, пользователь обязан (ст. 1032 ГК РФ):
Важно понимать, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (ст. 1034 ГК РФ).
Кроме того, по договору франчайзинга объектом выступают исключительные права. Это означает, что правообладатель товарного знака должен предварительно зарегистрировать его. А в сам договор должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.
Налоговые риски использования договора
Договор коммерческой концессии достаточно широко используется в практике при организации бизнеса группы лиц.
Изначально франчайзинг предполагает ведение под единым товарным знаком деятельности несколькими независимыми друг от друга субъектами, разделенными, как правило, по какому-то признаку — территориально, по количеству населения в регионе присутствия, масштабу деятельности.
Вместе с тем, использование франшизы объединяет субъектов ведения бизнеса: общие вывески, общие маркетинговые ресурсы или стратегии, единые правила ведения бизнеса и т.д.
Данные обстоятельства дополнительно привлекают внимание со стороны налоговых органов. Например на сайте ФНС России размещена публикация под заголовком «Как работать по франшизе и не попасть на дробление бизнеса», что уже дает понимание о векторе налогового контроля в данной сфере.
В судебной практике также имеются случаи предъявления претензий со стороны налоговых органов к бизнес-моделям, построенным по методу франчайзинга.
Показательным примером может служить нашумевшее «Дело KFC» (дела № А32-45354/2017, № А32-44581/2017, № А32-44543/2017, № А32-46644/2017). Налоговый орган посчитал, что франшиза использовалась исключительно с целью дробления бизнеса. Основанием для этого послужили следующие выводы:
В совокупности все эти признаки свидетельствовали об искусственном дроблении и убедили суд в налоговых злоупотреблениях.
Другим примером дробления бизнеса с использованием договора франчайзинга является дело ООО «КСК-М», где под дробление попала торговля топливом через АЗС (постановление АС Волго-Вятского округа от 31.03.2021 по делу № А11-2223/2017). В указанном деле суд также встал на сторону налогового органа, признав наличие схемы по искусственному дроблению бизнеса по следующим основаниям:
Стоит отметить, что претензии со стороны налоговых органов к договору франчайзинга могут возникнуть не только в связи с дроблением бизнеса. Поводом для доначислений может также послужить размер вознаграждения, уплачиваемое пользователем.
Мы обнаружили несколько кейсов, в которых основанием для предъявления налоговых претензий послужила нерыночная цена сделок, по передаче товарных знаков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу № А40 23890/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2017 по делу № А36-3051/2016). Объединяет данные дела то обстоятельство, что рыночная цена сделки определялась на основании проведенной экспертизы.
Рекомендации по минимизации налоговых рисков
Анализ судебной практики позволил нам выделить основные признаки использования франшизы с целью налоговых злоупотреблений:
С учетом проведенного анализа мы рекомендуем с целью минимизации налоговых рисков при построении бизнеса на основании договора коммерческой концессии учитывать следующие ключевые моменты
1. Содержание франшизы. Правообладатель должен иметь коммерчески привлекательную для всех третьих лиц модель работы по франшизе, которая бы предусматривала не только выплату вознаграждения со стороны пользователей, но и использование ими деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Например, правообладатель может предоставить не только право пользования своим товарным знаком, но также проводить обучение персонала пользователей, внедрить на складах пользователей свою систему хранения товаров. В качестве маркетингового преимущества для пользователей можно использовать возможность размещение ими своих контактных данных на сайте правообладателя или упоминание пользователей в социальных сетях на аккаунте правообладателя.
2. Открытость франшизы. Информация о франшизе и условиях её приобретения должна быть размещена правообладателем в открытом доступе. Любое третье лицо должно иметь возможность приобрести франшизу. В связи с этим рекомендуется исключить случаи, когда договор франшизы заключен только с одной компанией и в течение длительного периода времени другие договоры отсутствуют.
3. Независимость сторон. Правообладатель должен быть полностью независим с пользователями франшизы. Независимость предполагается не только по принципу подконтрольности, родственных связей, но также должны отсутствовать пересечения по персоналу, аутсорсинговым компаниям, местам регистрации, банком обслуживания, использованию имущества. В связи с этим целесообразней не сдавать имущество, например, склады в аренду от правообладателя пользователям.
4. Цена франшизы. Несмотря на то, что налоговые органы не могут проводить контроль цен в порядке главы V.1 НК РФ между лицами, не являющимися взаимозависимыми, тем не менее многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может стать поводом для проверки цены на основании ст. 54.1 НК РФ. С учетом этого целесообразнее до заключения договора провести мониторинг цен по договорам коммерческой концессии в предполагаемой сфере деятельности.
5. Исполнение договора. Договор франшизы изначально предполагает комплекс взаимных прав и обязательств сторон, связанных с порядком использования товарного знака, обучению персонала пользователя, фирменной раскладке продукции и т.д. Все условия договора должны неукоснительно соблюдаться сторонами. Для этого у правообладателя должны иметься необходимые ресурсы: персонал, который проводит обучение, менеджеры, которые следят за развитием франшизы, зарегистрированные права на товарный знак, право на сайт и т.д. Исполнение взаимных обязательств должно подтверждаться соответствующими отчетами, в которых бы был подробно описан комплекс выполненных действий с каждой стороны.
Кроме того, стороны иногда могут не до конца выполнить свои обязательства по договору. Предусмотренная договором система штрафов и неустоек должна также исполняться сторонами. Другими словами, договор не должен существовать только «на бумаге». В случае проверки инспекторы должны видеть реальную деятельность по договору от обоих участников, которая документально зафиксирована.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Договор франчайзинга
Насколько важен договор франчайзинга? Какие ошибки допускают при его подписании и к кому можно обратиться для консультации? Рассмотрим в материале.
Договор франчайзинга
Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.
В 2021 году тем, что всё вокруг работает по франшизе уже никого не удивишь. Бренды открывают новые точки, продавая права сторонним предпринимателям, а начинающие бизнесмены покупают франшизы, желая начать собственное дело с минимальными рисками по схеме, которая уже проверена вдоль и поперёк.
Да и вы сами, если задумайтесь об открытии бизнеса, в первую очередь зайдёте в каталог франшиз.
Но при всей повседневности происходящего мало кто из начинающих знает, что никакого договора франчайзинга в России не существует. это всего лишь общеупотребительный термин.
Удивляться не стоит. Просто так сложилось из-за того, что правительство до сих пор не создало отдельную юридическую базу для этой сферы. Ведь и без неё всё прекрасно работает, правда? Но сейчас не об этом.
Выбрать франшизу, связаться с представителем, получить бизнес-план вы можете в каталоге
Что скрывается за договором франчайзинга
Франчайзинговый договор – лишь общая ширма для множества разных договоров, которые применяются в зависимости от специфики вашего с компанией партнёрства. Чаще всего для описания прав и обязанностей покупателя и продавца франшизы используется договор коммерческой концессии. Но также встречаются и агентский договор, и лицензионный договор, и другие варианты.
Для того, чтобы узнать, что каждый из них собой представляет, рекомендуем ознакомиться с нашим специальным материалом:
А в этой статье мы подробно расскажем о всех них сразу, объединив тему одним общим понятием – договор франчайзинга.
Для чего нужен договор франчайзинга
Многие рассматривают франчайзинг как комплекс бизнес-процессов. И всё. Забывая, что отношения франчайзера и франчайзи действуют ещё и в юридическом поле. Более того, ситуации, когда это юридическое поле становится актуальнее предпринимательского – очень частые. Мы говорим о возникающих разногласиях между участниками франчайзинговых отношений. И договор франчайзинга в этом случае выступает в качестве основного «поля», где сначала развиваются события. Потому что грамотно составленный, он позволит избежать траты времени, ресурсов и сил.
Договор франчайзинга призван узаконить отношения, но так же и регулирует всё, что происходит в дальнейшем между франчайзи и франчайзером. И если какая-то из сторон не справляется (намеренно или не очень) со своими обязанностями, то договор этот момент регламентирует, и ни у кого никаких вопросов по дальнейшим действиям не возникает. Все довольны, все счастливы (нет).
Причём, так как права и обязанности есть у обеих сторон, договор важен и для продавца франшизы, и для её покупателя. По нескольким причинам:
Почему договор франчайзинга важен для обеих сторон
Если вы будущий покупатель франшизы и считаете, что продавцу франшизы договор ни к чему, потому что это ведь его предложение, и он априори будет действовать как нужно, чтобы у всех было всё замечательно, должны вас расстроить. А если вы продавец франшизы и думаете точно также – расстроить вдвойне.
Увы, но на рынке можно встретить немало франчайзинговых предложений, которые созданы «на скорую руку» и их владельцы сами не сильно понимают, как всё должно действовать, чтобы приносить прибыль обеим сторонам.
Дело в том, что франшизы создаются на базе действующих фирм, которые работали самостоятельно. И тут важно – почему предприниматель решает создать франчайзинговое предложение.
Основные причины:
Дело в том, что на рынок выходит немало предложений, цель создания которых – быстрая прибыль. То есть фирма создаёт предложение не задумываясь о его качестве и уверенная, что в этом нет никакой необходимости. Главное – продать несколько франшиз, остальное – приложится.
Судьбу таких фирм можно легко спрогнозировать. Они либо быстро закроются, либо закроют франшизу и сильно потеряют в репутации. Но вместе с собой утянут на дно и доверчивых франчайзи. Вот поэтому, для покупателей франшизы не менее важным пунктом при оценке предложения становится составленный договор франчайзинга.
Почему договор франчайзинга нужно читать
Как правило, текст договора составляется франчайзером, что логично. Потому что он делает предложение, а покупатель его рассматривает. Соответственно и условия, которые в этом договоре прописываются, исходят от продавца.
И покупателю стоит понимать, что по сути то, что прописывается в договоре – это полные условия и полный список того, о чём он слышал из рекламного предложения или от самого франчайзера. Настолько полный, что на него можно полагаться как на гарант в случае разногласий. А значит, что там должно быть учтено вообще всё.
Но также он может включать в себя то, что ни в одном рекламном предложении звучать не будет. Точнее он будет это включать. И важно, чтобы ни для кого такая информация неожиданностью не стала.
Например, КП франшизы может по какой-либо причине умалчивать о так называемых «рекламных взносах». А меж тем, это информация относится к той, которая в том числе может повлиять на конечное решение о покупке.
Франчайзи, которые собираются подписать договор основываясь только на полученной устно информации (или информации из КП), ставят себя в крайне невыгодное положение. Со сто процентной вероятностью, их ждут неприятные сюрпризы.
С другой стороны, для франчайзера также важно, чтобы его будущий партнёр прежде чем согласится с условиями покупки франшизы, был о них полностью осведомлён. Потому что недовольный франчайзи ничем хорошим для компании обернуться не сможет. И минимум это будет потеря времени и ресурсов.
Почему договор нужно не только читать, но и профессионально проверять
Договор франчайзинга – документ юридический и официальный. Хороший договор содержит данные по взаимодействию франчайзера и франчайзи, описывает права и обязанности обеих сторон, алгоритмы решения разногласий, штрафы и неустойки за невыполнение обязательств и прочее. Словом – очень много информации.
И с одной стороны – это необходимо, полезно и правильно. С другой же – может стать инструментом в руках недобросовестных предпринимателей. Причём как со стороны франчайзеров, так и со стороны франчайзи.
Использовать для ввода в заблуждение одну из сторон можно любую нечёткую формулировку. Вас могут просто запутать, использовав подмену терминов.
Да и сложно оценивать юридические документы не будучи профессионалом. Поэтому ошибки случаются часто.
Ошибки при заключении договора франчайзинга
Это краткий список ошибок, которые часто встречаются в практике заключения договоров во франчайзинге. Конечно же, их наличие не будет сто процентным свидетельством того, что кто-то кого-то пытается обмануть. Нет. Вполне вероятно, что франчайзер, составлял договор, не имея опытного специалиста для этого дела. Но тем большую важность приобретает необходимость вычитки и внесения исправлений.
Да и забывать о возможности недобросовестного отношения с целью обмана тоже не стоит. Всё-таки бизнес – достаточно агрессивная среда. Лучше себя обезопасить всеми возможными способами.
Тому же способствует тот факт, что законодательство, регулирующее франчайзинг у нас в стране закостенело и никак не хочет развиваться, хотя такая потребность была всегда.
Потому, если вы не являетесь профессионалом в юридическом и франчайзинговом отношении, будет лучше обратиться к специалистам.
Как обезопасить себя при подписании договора франчайзинга
Быть внимательным и тщательно проверять всё. Это бытовой вариант. Даже не вариант скорее, а необходимые меры в любой ситуации.
Основным же вариантом получить хоть какие-то гарантии, было и остаётся – обращение к человеку, или в фирму, которая на таких вещах специализируется.
При этом вычёркивать такой вариант только по причине дополнительных трат не стоит. Наоборот, траты могут оказаться гораздо выше, если вы не убедитесь, что договор составлен так, как нужно.
Ведь если в дальнейшем возникнут разногласия, то первый шаг к их урегулированию будет состоять из обращения к договору, где должны быть обозначены права и обязанности. А вы его не проверили как следует. В общем, намекаем, что поговорка «скупой платит дважды» приходится здесь как нельзя кстати.
К кому обратиться за профессиональной помощью
Чем больше развивается франачайзинг у нас в стране, тем больше на рынке появляется фирм, специализирующихся на правовом поле этой индустрии. Однако обращаться всё же советуем к тем, которые имеют наибольший опыт и практику.
Например, фирма «Бюрократ», которая занимается этим уже более 9 лет. И что важнее всего – оказывает услуги как покупателям франшиз, так и их продавцам. То есть обладает всесторонним опытом.
С компанией можно сотрудничать как на этапе принятия решения о покупке или продаже франшизы, так и на тех этапах, «когда уже поздно». То есть – когда проблема уже возникла и требует решения.
Для тех, кто находится на первом этапе, причём неважно – со стороны покупателя, или со стороны продавца, у «Бюрократа» есть конкретная услуга. Называется она «Создание договора франчайзинга».