Договор колледжа с вузом что дает
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Заключаем договор на платное обучение
Учреждения могут оказывать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги. Такое право им предоставлено пунктом 4 статьи 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Договор на платное обучение, который заключают вузы, представляет собой самостоятельный тип договора возмездного оказания услуг. Правоотношения в этом случае регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Примерная форма такого договора утверждена приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177. Обычно учебные заведения берут ее за основу, чтобы разработать свой собственный вариант.
Без ряда существенных условий договор считается незаключенным.
Это предмет договора, срок обучения, размер платы и порядок расчетов, ступени и формы получения образования, вид документа об образовании, условия расторжения договора, ответственность сторон.
В договоре необходимо четко прописать то, какие услуги будут оказываться учащемуся. Обратите внимание: перечень платных образовательных услуг, а также порядок их предоставления должен быть предусмотрен в уставе (положении) образовательного учреждения. Это следует из пункта 3 Правил оказания платных образовательных услуг, который утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505.
При этом перечень платных услуг ограничен, формируется с учетом пункта 4 Правил. Так, к платным образовательным услугам относятся:
— обучение по дополнительным образовательным программам;
— преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
— репетиторство;
— занятия по углубленному изучению предметов.
За плату вузы могут реализовывать и другие образовательные услуги. При условии, что они не приводят:
— к снижению установленной наполняемости классов;
— к делению классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ.
Также нельзя за плату проводить факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.
Сторонами договора на платное обучение выступают вуз и физическое лицо (потребитель образовательной услуги). Если студент не достиг совершеннолетия, то подписать с ним договор можно при условии письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Это следует из статьи 26 Гражданского кодекса РФ.
В случае если студент имеет заработок или иной доход и может сам оплачивать обучение, то для заключения договора согласия его представителей не требуется. Правда во избежание проблем рекомендуется даже в этом случае заручиться согласием родителей. Либо иметь документ, который подтверждает, что у студента достаточно доходов для оплаты обучения.
Также несовершеннолетний может заключать договор без согласия родителей, если он признан полностью дееспособным в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ.
Но обычно на практике договор на обучение вуз заключает с родителями в пользу третьего лица, то есть студента (ст. 430 Гражданского кодекса РФ).
Такая форма наиболее оптимальна для того, чтобы беспрепятственно получить налоговый вычет по НДФЛ на обучение. Напомним, что такие вычеты полагаются родителям за обучение своих детей в возрасте до 24 лет (опекунам или попечителям, если возраст учащегося не превышает 18 лет). Размер вычета соответствует фактическим расходам на обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. При этом, по мнению чиновников, чтобы получить вычет, в договоре должен быть указан именно родитель (опекун, попечитель) ребенка (письма Минфина России от 15 ноября 2007 г. № 03-04-05-01/367, ФНС России от 31 августа 2006 г. № САЭ-6-04/876@, УФНС России по г. Москве от 17 декабря 2004 г. № 11-11н/81156).
Пунктом 17 Правил оказания платных образовательных услуг определено, что оплачивать услуги образования необходимо в порядке и сроки, указанные в договоре. При этом плата может быть внесена сразу целиком или авансом (можно предусмотреть график платежей). Это позволяет делать статья 37 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Устанавливать отдельную плату за пересдачу экзаменов, контрольных работ, итоговую аттестацию запрещено (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Также нельзя помимо платы за образование устанавливать единовременные суммы на содержание вуза. Это противоречит пункту 8 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
И еще одно. Нельзя устанавливать условие, по которому студент считается принятым в вуз только после поступления денег на расчетный счет учреждения. Это подтверждается арбитражной практикой (например, постановление ФАС Северо-Кавказкого округа от 26 ноября 2008 г. № Ф08-7124/2008).
Плата может быть внесена как в безналичном порядке, так и через кассу учреждения. Получать наличную оплату учреждению можно без применения контрольно-кассовой техники. Такая возможность предоставлена статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №6, июнь 2010 г.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Всё о целевом обучении в колледже
Может ли кто-то платить за вашу учёбу в колледже вместо вас? Удивительно, но да! Для этого нужно получить целевое направление в колледж. Его можно получить государства, но все не так просто — придётся отработать некоторое время на предприятии. Как это сделать? И чем отличается целевое обучение в колледже от целевого в вузе?
Что такое целевое обучение?
Напомним, что колледж (или ссуз) — это учреждение, позволяющее получить среднее профессиональное образование. Обучение может быть на платной и бюджетной основе.
Для тех, кто платить не может, а на бюджет поступить не смог, есть третий вариант — целевое обучение в колледже.
Оно подразумевает, что учиться вы идете по направлению от конкретной организации, компании или предприятия. При этом, платит за ваше обучение государство. Целевое обучение в колледжах появилось лишь в начале 2019 года. После выхода Постановления Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» такая возможность есть и у студентов ссузов.
Целевое направление в колледж: как получить?
Почему предприятиям это выгодно?
Главное условие целевого обучения: после его окончания «целевику» необходимо отработать в компании, которая направила его на обучение в колледж. Так предприятия набирают себе потенциальных работников с уже освоенными навыками и неплохой теоретической базой. Если же студент откажется отрабатывать, он будет должен вернуть полную стоимость обучения. Однако работает и обратная ответственность: если заказчик целевого обучение гражданина не трудоустраивает его после получения диплома, он обязан возместить расходы федерального или местного бюджета за обучение. С января 2021 года к числу таких организаций также относятся образовательные.
Чем ссуз отличается от вуза?
Вуз — это высшее учебное заведение. Ссуз — среднее специальное учебное заведение. Для того, чтобы поступить в ссуз, необходимо закончить 9 классов, а в вуз — 11. И ссуз, и вуз дают образование, достаточное для того, чтобы начать работать по осваиваемой специальности.
Чаще всего разница в том, что ссузы обучают более прикладным профессиям, чем вузы. Диплом вуза, в свою очередь, предоставляет образование уровнем выше.
Плюсы целевого обучения в колледже
Колледж часто дает возможность получить более прикладную специальность, чем вуз. Во многом целевым обучением вы разом убиваете несколько зайцев:
Минусы целевого обучения в колледже
В колледж поступают после 9 класса. Это значит, что к 20 годам человек «прикован» к своему месту работы. Для многих это является проблемой, потому что интересы и планы могут поменяться. Кто-то разочаровывается за время обучения в выбранной специальности. Но не выполнить обязательства по договору — значит выплачивать всю стоимость обучения. На данный момент сумма может доходить и до 300-400 тысяч рублей в год. Для молодого человека — неподъёмная сумма.
Как получить целевое направление на обучение в колледже?
Чтобы поступить в колледж по целевому направлению, необходимо:
Есть два основных варианта:
Мы советуем написать письмо со всеми вопросами в колледж, в который вы бы хотели поступать. Нередко колледжи имеют договоренности с государственными или частными предприятиями о «целевиках». Для колледжей это взаимовыгодное предложение, потому что за счет «целевиков» они получают партнеров и рейтинг таких учебных заведений среди абитуриентов повышается.
Получается, целевое обучение в колледжах не сильно отличается от целевого обучения в вузе. Разница в том, что вы получаете профессию и место работы подчас раньше своих сверстников. Если вам нравится профессия и вы уверены в выборе ссуза, не смотрите на окружающих. Слушайте свое сердце и стремитесь туда, где вам будет интересно!
Колледж при университете: что это и что дальше?
Содержание
Абитуриент ещё в 8-9 классе должен решить, будет ли он поступать в колледж, или продолжит обучение до 11 класса включительно. В техникум можно идти на базе 9 или 11 классов, но с небольшой оговоркой. Так как существуют специализированные учреждения, студенты могут сразу после колледжа попасть в ВУЗ, при котором функционирует колледж. Преимущество в том, что абитуриент может поступить сразу на 2 или 3 курс, что выгодно по оплате и экономии времени.
Кому нужен колледж после 9 класса?
Поскольку дети ещё не всегда могут принять правильное решение относительно своего будущего, родителям стоит прислушаться к их пожеланиям и дать рекомендации на предмет выбора учреждения. Если до 9 класса ученик занимается усердно, он – отличник, то смысла уходить в колледж после 9 класса нет. Троечники, которые учатся в углублённых классах по предметам, изучают профильные науки, им, конечно же, сложно будет достичь высоких оценок в старшей школе. Нередко бывает и так, что родители понимают и переживают за ЕГЭ. Не сдавать его – прямая дорога в никуда, а сдать плохо – получить справку или аттестат низкого качества.
В обоих случаях можно рассмотреть вариант поступления в колледж или техникум:
Выбирая специализацию, которой нет в ВУЗе, нужно понимать, что продолжение обучения по этой специальности невозможно. Придётся поступать или на смежную область, либо и вовсе получать второе образование в совершенно другой стезе. Но есть и другой выбор: колледж, функционирующий на базе университета. ВУЗ нередко предлагает абитуриентам возможность поступить сначала в колледж, если студент чувствует, что не вытянет программу.
Чтобы поступить в ВУЗ наверняка на желаемую специальность, нужно учитывать личные возможности. Конкурс аттестата проводится среди всех абитуриентов. Если ученик понимает, что ему не попасть в университет, лучше обратиться в колледж, который работает при институте, и может предложить смежные направления и программы подготовки.
Этапы поступления в колледж при ВУЗе
Обычный техникум или колледж при университете – единые учебные учреждения, которые представляют право ученикам после школы или 9 класса поступить и обрести профессию, диплом СПО. На базе диплома абитуриент может подать документы в ВУЗ, при котором учиться в колледже. Поступление в техникум возможно на базе аттестата за 9/11 классы:
Важно! Результаты ОГЭ могут влиять только на выведение общих оценок в аттестате за 9 класс. ЕГЭ влияет на все оценки независимо от того, получены ли они на экзамене или же сданы по иным школьным предметам.
Единственным преимуществом, которым обладает колледж, это возможность подавать документы в неограниченное число заведений. Где-то повезёт, и абитуриент будет зачислен на бюджет. При выборе СПО нужно обращать внимание и на предоставленные программы обучения, и на руководство, и на последующее трудоустройство, так как многие СПО дают рекомендации выпускникам, особенно тем, кто идёт работать по профессии.
Интересно! Если ученик в первый год обучения в колледже оканчивает его без троек, можно перевестись на бюджет при условии сохранения успеваемости.
Что делать после колледжа?
Окончив колледж при университете, Россия и ее законодательная база в сфере образования позволяет продолжить обучение в ВУЗе по той же специальности. Основное преимущество перед старшей школой – университетская программа, где изучаются похожие темы и предметы. После окончания техникума абитуриент может сдать ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ. То же самое можно сделать, отучившись 2 года там, как вместо 10 и 11 классов.
Студенты колледжей при университетах имеют ряд преимуществ:
Студенты могут попасть и на заочное отделение колледжа. Учиться придётся дольше, самостоятельности прибавится, но стоимость обучения гораздо ниже. Это выгодно, если абитуриент не рассчитывал попасть в платное отделение. На бюджет довольно сложно попасть, и отбор довольно жёсткий, как в ВУЗе.
Как поступить в ВУЗ с дипломом СПО?
После окончания колледжа студенты могут выбрать диаметрально противоположную специальность, либо продолжить обучение по тому же направлению. До 2015 года Минобрнауки, согласно приказу №1147, выпускники колледжей пользовались преимуществами. Им было позволено поступать на основании собеседования, не сдавая ЕГЭ и не проходя конкурс аттестатов и дипломов. На более сложные профессии ВУЗ отбирал выпускников техникумов на базе тестирований (ИЗО и физические данные) в зависимости от направления программы.
Сейчас эти послабления отменили из-за того, что к 2020 году многие выпускники ССУЗов не работают по специальности, а продолжают обучение в университетах. Небольшой % студентов может устроиться на работу без высшего образования даже на базе первой профессии. К тому же, получение диплома СПО не даёт шансов на карьерный рост, многие вынуждены получать смежные профессии, квалификации и повышать уровень знаний. Среднее образование не является полноценным во многих сферах деятельности.
Поступать в ВУЗ можно на базе ЕГЭ, а также сдавая вступительные экзамены. Зависит это от ВУЗа – он решает, где и когда, что и кому сдавать. Первое намного сложнее, так как внутривузовские экзамены довольно примитивны составлены по профильным предметам по сравнению с 11-летней базой знаний. Также с 2016 года все абитуриенты могут поступать на первый курс. Это касается выпускников школ и колледжей. Потом, если хорошо учиться, можно на базе СПО перейти на 3 или 4 курс, а также на бюджет.
Институты принимают всех, но для владельцев СПО есть отдельные негласные правила:
Для сокращения программы обучения проводятся дополнительные экзамены. На базе тестирования выявляются самые сильные студенты, которым позволительно заочно учиться без трудоустройства, либо перейти через год обучения в следующий поток групп. В МЭИ выпускники колледжа могут учиться 3 года тогда, как для «чужих» срок образования увеличивается до 5 лет. Есть практика «занятий выходного дня», когда студенты не могут совмещать работу с учёбой, а также вынуждены уезжать в командировки.
Россия позиционирует образовательные ступени «школа – колледж – ВУЗ», как наиболее сильную, и зачастую колледж принимается за первую ступень обучения по программе бакалавриат. Выпускникам легче освоить профессию, зная азы профильных дисциплин, пройдя уже практику и имея реальный опыт в конкретной сфере.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.