Договор парафирован что это значит
Что такое парафирование документа, договора, соглашения
Парафирование договора защищает документ от внезапных поправок текстовой части страниц, что может оказаться выгодно одной из сторон сделки.
Парафирование помогает избежать разного рода нечестных действий, связанных даже с подменой договора перед его итоговым подписанием. Кроме этого, подлог листов можно предотвратить их прошиванием и нумерованием, скреплением печатью с указанием количества листов.
Что такое парафирование договора
Парафирование в переводе с французского языка означает росчерк. Это ориентировочная форма подписания международного контракта (отдельных пунктов) путем фиксирования на всех листах инициалов граждан, участвующих в его разработке и согласовании.
Подобный процесс не является обязательным атрибутом оформления сделки.
Толкование парафирования с юридической точки зрения состоит в демонстрировании факта успешного согласования условий, нюансов контракта сторонами, а также отсутствие возможности отступить от прописанных формулировок. Но до подписания контракта главами государств в текст могут вносится поправки по согласованию.
Когда требуется
Процесс имеет смысл в обстоятельствах, когда все пункты международного соглашение в полном объеме оговорены партнерами, но они требуют одобрения правительств, заключающих договор, а также когда подписание итогового формуляра откладывается не неопределенное время.
Согласованный проект контракта можно оставить без процедуры парафирования, если заседание фиксируется в виде протокола.
Но не стоит забывать, что такая процедура позволяет избежать разногласий и споров в будущем, она является неоспоримым фактом согласования уполномоченными специалистами. Парафирование никогда не заменяет процесса подписания. А после нейтрализации причин по задержке оформления соглашения, текстовая часть меняется на подписанную.
В виду высокой значимости подобного договора (соглашения), так как речь идет о переговорах между разными государствами, политическими системами, прежде чем подписать документ, он проходит несколько этапов развития, выражающиеся в согласовании каждой деталей сделки.
В соответствии со ст.160 ГК РФ контракт любого вида для приобретения юридической силы скрепляется подписью. Ее отсутствие означает недействительность сделки.
В эпоху компьютерных технологий электронный документооборот набирает популярность. Назначение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) аналогично обычной подписи, она удостоверяет факт отсутствия искаженных данных, их заверение уполномоченным лицом, владельцем электронного ключа (сертификата).
Следует отметить, что существующий консервативный подход при решении подобных вопросов не допускает применение информационных технологий. Привычным вариантом оформления договоров является письменная форма. Процедура парафирования вообще не подразумевает применение электронной цифровой подписи.
Чем отличается от обычной подписи
Различия между парафированием и подписанием заключаются в следующем:
Подписание является юридическим актом, выражающим волю государства, окончательным этапом оформления сделки после парафирования.
Все держится на специфике российского делопроизводства.
При организации совместного производства необходимо пройти этапы:
В момент регистрации совместной деятельности может возникнуть внезапная необходимость по внесению непредвиденных поправок в уже подписанный контракт. Это происходит, когда процедура переговоров затягивается на длительное время или была достаточно трудоемкой.
В итоге договор может уже приобрести юридическую силу, но к этому моменту не все разногласия были приняты к сведению. В этом случае необходимо снова наладить конструктивный диалог для обсуждения всех пунктов соглашения. В таких моментах безболезненное внесение корректировок способствует парафирование практически составленного соглашение перед непосредственной государственной регистрацией совместного бизнеса.
Как выстроить бизнес‑процессы для безопасного заключения договоров с контрагентами
При подписании договоров важно максимально снизить налоговые риски и защитить экономические интересы компании. Сделать это можно, только если в компании правильно организованы бизнес-процессы, договоры согласуются и исполняются, а контрагенты проходят тщательную проверку.
Самое важное при договорной работе — постараться убедить контрагента подписать выгодную вам форму договора, регулярно корректировать ее с учетом судебной практики и законодательных изменений. Для контроля сроков и обязательств контрагентов лучше следовать чек-листу. Этот же документ помогает исполнителю отслеживать гарантийные обязательства и документы на подпись.
1. Выберите информационную систему для ведения договорной работы и научите сотрудников ею пользоваться.
Это позволит автоматизировать большинство процессов и сократит время работы.
2. Подготовьте локальные нормативные акты, регулирующие действия сотрудников, которые занимаются созданием и согласованием договоров.
Важно, чтобы локальный нормативный акт был понятным для исполнителей и объяснял то, что сотрудники делают ежедневно (то есть раскрывал бизнес-процесс).
К таким актам относятся Положение о договорной работе и Регламент согласования отдельных положений определенных типов договоров юридическим отделом. Последний определяет, как специалисты по договорному отделу будут проверять договоры. В регламент можно включить таблицу по договору поставки, если компания является поставщиком или покупателем, отметить условия, которые необходимо изменять, привести рекомендации по компромиссным решениям и тому, чего нужно избегать в договоре подряда или перевозки. Новым сотрудникам регламент позволит быстро определить основные риски компании и облегчит передачу дел при увольнении ведущего специалиста.
3. Согласуйте разработанные документы со всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс, и их руководителями.
Возможно, понадобится провести совещания, чтобы услышать мнение исполнителей.
4. Утвердите локальные акты и следите за их исполнением.
Руководить за исполнением — это значит задавать правила игры. И в данном случае успех во многом зависит от авторитета руководителя, который будет руководить процессом. Важно, чтобы сотрудники серьезно относились к документам и следовали написанному в документах.
5. Утвердите формы договора.
Чтобы избежать рисков, старайтесь утвердить свою форму договора с наиболее удобными условиями. Так, если работа с контрагентом предусматривает гарантийные обязательства (проводятся ремонтные работы либо осуществляется допоставка запчастей), нужно продумать условие, при котором срок гарантии пролонгируется на время задержки. Начало и конец работ или поставки должны быть указаны в акте.
Формы договоров нужно постоянно корректировать с учетом судебной практики и изменений законодательства, традиций делового оборота в конкретном сегменте бизнеса и ранее возникавших споров.
6. Контролируйте исполнение договорных обязательств.
Какие пункты договора нужно согласовать с контрагентом
При согласовании договора ключевыми являются несколько пунктов. Но на самом деле существуют сотни условий, которые должны оговариваться в зависимости от специфики, договорной схемы, международного элемента, сегмента бизнеса и т.д.
Несогласование предмета договора может привести к его незаключенности.
Например, выставление счета на оплату в течение пяти рабочих дней всегда несет риски. Порядок оплаты в принципе часто процесс неконтролируемый. Так, у строителей заказчики оплачивают работы в течение 10 рабочих дней после подписания ряда документов и получения денежных средств от заказчика. И в этом случае вы получите деньги только тогда, когда генеральный подрядчик получит деньги от своего подрядчика.
В Решении Арбитражного суда Рязанской области от 15.08.2019 по делу № А54-8453/2017 суд поддержал довод истца о «сдвиге» сроков выполнения работ на время задержки по их оплате вне зависимости от заключенных дополнительных соглашений. По договору в некоторых случаях при выполнении работ был предусмотрен только аванс.
Суд посчитал, что просрочка в оплате любой из работ согласно дополнительным соглашениям приводит к тому, что исполнитель вправе оттягивать работы по всему договору, пока их не оплатят, если другие договоры не оплачены до конца.
Важен для бухгалтерского документооборота и получения денежных средств, так как закрывающие документы являются отправной точкой для получения денежных средств.
Несогласование этого условия может привести к тому, что договор будет считаться незаключенным.
Для международных поставок важно определить, в какой момент поставщик не будет отвечать за риски при повреждении товара. Также нужно оговорить порядок приемки товара по количеству, качеству и ассортименту.
Инструкции Госарбитража П-6 и П-7 регламентируют этот порядок и их можно включить в текст договора. Инструкции применяются и в тех случаях, которые не урегулированы договором. Они выгоднее для покупателя, так как процесс налажен и проходит внутренний контроль качества и количества. Для поставщика детализированный порядок приемки чреват рисками — вызов поставщика, уведомление, потребность в совместной приемке.
Сертификация может быть важна для дальнейших работ или поставок. Если использовать при работе на объектах материалы без сертификатов качества, их придется удалять из сметы. Материалы останутся в работе, но оплачивать их не будут. Это дополнительные риски.
Иногда случается так, что договор заканчивается, а автоматическая пролонгация не предусмотрена при отсутствии возражений у сторон. Напоминание о пролонгации договора тоже можно заносить в чек-лист.
Например, договор подряда может предусматривать штрафные санкции. Если ваш подрядчик нарушает правила охраны труда или не выполняет контрольные функции, например, не сдает отчетность, условие о зачете требований можно предусмотреть так, чтобы сумму штрафа можно было вычитать из тех работ, которые вы должны оплатить. Это можно сделать в одностороннем порядке.
Способ обеспечения обязательств как инструмент нивелирования рисков — не единственный способ. Эффективным способом обеспечения обязательств может быть залог или ипотека и недвижимое имущество. Но имеет значение, в каком порядке вы будете обращать взыскание на это имущество — во внесудебном или в судебном порядке.
Можно заручиться поручительством генерального директора — он будет солидарно отвечать за обязательства своей компании. Например, при долге в 5 млн руб. и заключенном договоре поручительства он обязуется исполнить эти обязательства в определенный срок. Если ни организация, ни генеральный директор не исполняют обязательства, можно взыскать с них средства в любой пропорции: например, 90 % к 10 % или 50 % на 50 %.
Можно заключать договор поручительства вместе с основным договором. В случае ненадлежащего исполнения нужно установить срок два-три рабочих дня после просрочки, и у поручителя наступят солидарные обязательства.
Это условие важно при взыскании дебиторской задолженности. Согласно АПК, претензия может храниться 30 календарных дней, если иное не предусмотрено в договоре. Более короткие сроки в договоре (например, 15 дней) рискованны, потому что контрагент может не успеть получить претензию, отправленную на юридический адрес.
Интересный прецедент раскрывается в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу № А40-206693/2018. Суд отменил решение Арбитражного суда Москвы, потому что истец не смог доказать факт оказания услуг из-за отсутствия документов согласно Постановлению Правительства г. Москвы. Недоговорное условие повлияло на факт выполнения работ. Сумма иска составила 1 млн руб.
Суд посчитал, что универсальных передаточных документов и товарных накладных недостаточно для того, чтобы доказать факт оказания услуги по вывозу грунта и утилизации строительного мусора. Документы подтверждали только объем передачи материалов 5-го класса опасности с объектов заказчика, но не вывоз и утилизацию этих материалов. Вывоз материалов с объекта заказчика могли бы подтвердить путевые листы.
Неполный комплект документов не подтвердил вывоз и утилизацию строительных материалов. В договоре была определена одна цена за услуги по вывозу и утилизации без указания отдельной суммы на утилизацию и вывоз. Если бы цены были указаны отдельно, суд мог бы взыскать долг за перевозку.
Суд пришел к выводу, что истец в полном объеме не оказал услуги по договору и у исполнителя не возникло права на оплату по невыполненным в полном объеме услугам, определенным договором. Оснований для взыскания долга нет.
7 деталей, о которых нужно помнить при заключении договора с контрагентом
Для физлица это дата и место рождения, для юрлица — юридический адрес.
Это важно сделать перед заключением договора. Можно даже взять пример с некоторых банков и записать на видео, как лицо подписывает договор, чтобы позже подпись нельзя было оспорить.
При заключении договора с физическим лицом нужно указывать дату и место рождения — только паспортных данных недостаточно (эти данные невозможно поменять, в отличии от фамилии). Если дата и место рождения не будут указаны, суд может отказать в выдаче исполнительного листа и задолженность нельзя будет взыскать.
В реквизитах юридического лица важен правильный адрес, ИНН и ОГРН. Так как с этим контрагентом будет работать исполнитель, важно отправить корреспонденцию на правильный юридический адрес.
Можно заказать печать с наименованием организации и проставлять ее на каждой странице. Так страницы нельзя будет подменить и не нужно будет подписывать каждую страницу.
В бизнес-процессе должно быть прописано, что парафирование происходит тогда, когда все лица согласовали договор.
Руководитель при получении договора не будет проверять название каждой страницы и все ли лица согласовали договор, ему достаточно будет увидеть штамп.
Можно включить в договор условие об обмене документами по электронной почте, на суде это будет юридически значимым фактом.
Опись вложения поможет подтвердить, что в конверте были определенные документы, и контрагент не сможет доказать, что он не получил их или в конверте находились пустые бумаги.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Договор парафирован что это значит
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 августа 2019 года N ОЛ-10-27/11283
[О необходимости подписания «парафированных» соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов]
В целях исполнения пункта 41 Графика подготовки и рассмотрения в 2019 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (поручение первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Силуанова от 26 февраля 2019 г. N СА-П13-1398) Минсельхоз России сообщает о необходимости в срок до 23 августа 2019 г. подписания «парафированных» соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в соответствии с проектом распределения субсидий на 2020-2022 годы на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», уточненным в связи с отказом ряда субъектов Российской Федерации от ранее направленных заявок (прилагается*).
Парафирование
Добавлено в закладки: 0
Что такое парафирование? Описание и определение понятия.
Парафирование (от франц. “parafe” – «росчерк») – это особая форма предварительного подписания международного договора (либо его отдельных статей) посредством написания на всех страницах инициалов лиц, которые принимают участие в его разработке и согласовании. Подобная процедура, то есть парафирование, не может являться обязательной стадией подписания договора. С юридической точки зрения смысл подобных действий состоит в подтверждении всеми сторонами факта того, что переговоры по указанному соглашению прошли успешно, что согласие по всем его нюансам достигнуто, и в итоге это лишает возможности каждой из сторон отступать от выдвинутых формулировок. Однако, до того момента пока соглашение еще не подписано непосредственно самими главами государств, в текст соглашения могут вносится изменения.
Рассмотрим более детально, что значит парафирование.
Значение процедуры парафирования и отличие подписи от парафа
Парафирование может иметь значение в тех ситуациях, когда международное соглашение полностью оговорено между его участниками, однако требует ещё одобрения правительств, которые заключают договор, либо в том случае, когда подписание итогового варианта уже оформленного текста соглашения по каким-либо иным причинам откладывается.
Парафирование не может являться обязательным этапом подписания соглашения. Согласованный текст договора может быть оставлен и без процедуры парафирования до подписания акта соглашения, особенно если договоренность между сторонами зафиксирована в протоколах заседаний. Но следует помнить, что парафирование дает возможность избежать в будущем различного рода споров и недоразумений, так как оно служит неоспоримым доказательством одобрения ранее оговоренного текста уполномоченными лицами. Парафирование никоим образом не может заменить подписания. А после того, как причины, по вине которых формальное заключение соглашения задержалось, устранены, парафированный текст заменяется на подписанный.
В виду того, что значение такого договора или соглашения, который оговаривается двумя сторонами может быть очень высоким, так как речь идет о договорах между разными государствами и разными политическими системами, значит, прежде чем указанный договор будет заключен, он проходит не одну стадию своего развития, каждая из которых может характеризоваться определенными способами выражения согласия или несогласия сторон.
Согласно действующему федеральному законодательству (ст. 160 ГК РФ) любого рода контракт должен скрепляется подписью, для обретения им юридической силы. Отсутствие подписи на таком документе значит, что соглашение не достигнуто, а сделка в итоге не может считаться действительной.
Что такое подпись? Подпись – это определенная совокупность графических символов, которые служат для идентификации любого человека или как лица физического, или как юридического. Словарь “Ожегова” определяет подпись как собственноручно написанную фамилию. Пункт 3 ст. 160 ГК РФ косвенно подтверждает подобную мысль, а п. 1 ст. 19 ГК РФ, в свою очередь, недвусмысленно гласит, что каждый гражданин приобретает свои любые права только под своим именем, фамилией и отчеством.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, юридически грамотно называть подписью только собственноручно написанное гражданином его полное имя.
В качестве оговорки стоит упомянуть то, что слово «роспись» к заключению каких-либо договоров совершенно не имеет ни малейшего отношения. Это объясняется тем, что в отличие от понятия “подпись”, оно образовывается не от глагола “расписаться”, а от лексически схожего с ним глагола “расписать”, значение которого может определятся словами “украшать” или “разрисовывать”.
В современную эпоху развития электронного документооборота набирает популярности и распространения электронная цифровая подпись (ЭЦП). Такая подпись имеет по сути то же назначение, что и у обычной, упомянутой выше подписи, а именно – удостоверить тот факт, что документ не содержит в себе никакой искаженной информации, и т, что он заверен гражданином или юридическим лицом, владельцем сертификата-ключа такой электронной подписи.
Однако, необходимо сказать, что с учетом некоторого консервативного подхода, который присущ определенному социальному классу социума РФ, решение подобного рода вопросов с применением новых информационных технологий вряд ли будет повсеместно распространено в ближайшее время. Таким образом составление документов в письменной форме, то есть на бумажном носителе, остается всеобще доступным и привычно простым.
При выполнении процедуры парафирования электронная цифровая подпись не используется.
Понятие парафа и применение парафирования
Говоря коротко параф — это то, что на территории РФ обычно именуется как подпись. Можно выделить некоторые его составляющие, которые состоят из:
Параф характеризуется сугубо уникальным для конкретного субъекта набором буквенных символов и соответствующим оформлением. Буквально слово “параф” имеет значение “росчерк”, изначальной целью которого является защита подписи от подделки. Однако, стоит помнить, что, уникализируя непосредственно само изображение подписи, росчерк обычно сводит на нет возможность ее читаемости и правильного понимания, что, в свою очередь не работает на его юридическую силу.
Таким образом, когда речь идет о парафировании, не стоит подразумевать под этим факт только лишь подписанного документа. Однако и сам параф не может заменить подпись.
На данный момент, современная юридическая практика употребляет термины “параф” и “парафирование” чаще всего применительно лишь к международному праву, в том числе когда речи идет о дипломатической либо внешнеторговой деятельности.
При прохождении документом процедуры парафирования, уполномоченные лица могут ставить под текстом договора только параф. Парафом может быть либо монограмма, либо росчерк, либо часть фамилии, однако не печать или полная подпись. Зачастую в данном случае используются только лишь инициалы лица, подписывающего соглашение. Иногда, в некоторых случаях параф может проставляется не только лишь в самом конце всего текста соглашения, но и на всех его страницах.
Поэтому можно сказать, что под подписью нельзя подразумевать параф. Поэтому, использование подписи и парафа весьма различно.
А параф, в свою очередь не может подменить собой подпись. Более того, если документ заверен только лишь инициалами с росчерком, а полное имя заверителя отсутствует, тогда данный документ вполне может при необходимости считаться как неподписанный.
Юридическое значение парафирования
Как уже было упомянуто, если документ уже парафирован, а причины, в связи с которыми его подписание полностью устранены, тогда он подписывается всеми сторонами в установленном действующим законодательством порядке.
Процедура парафирования документа не является обязательным этапом при заключении соглашения между сторонами. Обязательным этапом является факт подписания этого договора, вне зависимости от того, был он ранее парафирован или нет.
В итоге, только подпись в абсолютно точном ее правовом смысле может закрепить за сторонами их права и обязанности в согласии с текстом заключенного договора.
Юридический смысл парафирования подтверждает, что полностью все согласования по тексту договора уже пройдены обеими сторонами-участниками данного соглашения и договор составлен. Однако момент юридических обязательств сторон при этом еще не наступает. Текст договора также еще является обязательным к исполнению сторонами, и в будущем, до момента его подписания, еще может подвергаться некоторому редактированию, так как возможность внесения небольших коррективов в текст договора после этапа его парафирования сохраняется. Однако, подобные изменения не могут вноситься без участия второй стороны данного соглашения.
Использование парафирования в хозяйственной деятельности
На сегодняшний момент, парафирование в основном применимо в практике международного права. Нормы данного юридического действия прописаны в определенных нормативных актах, которые так или иначе связанны с правовым регулированием внешнеэкономической деятельности. Однако, если говорить о возможности парафировать соглашение, достигнутое между несколькими субъектами хозяйственной деятельности внутри государства, то в принципе эта процедура вполне допустима. В определенных случаях парафирование такого рода договоров даже рекомендовано экспертами. Так, например, подобный опыт заключения договоров имеется при организации совместного предприятия.
К слову о промежутке между парафированием и окончательным подписанием соглашения. Все упирается в специфику отечественного делопроизводства. Таким образом, допустим, определенный гражданин взялся организовать совместное предприятие. Он обязан пройти следующие этапы:
Есть один небольшой нюанс. Дело в том, что в момент государственной регистрации совместного предприятия может внезапно возникнуть необходимость внесения непредвиденных коррективов в уже подписанное соглашение. Это может произойти, если процесс переговоров о совместной хозяйственной деятельности был достаточно трудоемким и длительным. В итоге может оказаться так, что договор уже вступил в силу до государственной регистрации, но в ее процессе оказывается, что не все моменты были учтены. Таким образом, всем снова необходимо садится за стол переговоров для выяснения всех пунктов. Именно при таких обстоятельствах и рекомендуется парафировать практически составленное соглашение, чтобы при очередных переговорах можно было безболезненно внести в него все корректировки уже непосредственно перед самой государственной регистрацией совместного предприятия.
Во избежание различного рода нечестных действий, которые могут быть связанны даже с подменой договора перед его окончательным
подписанием существует ряд методических рекомендаций. Например, все соглашение можно прошить, а его листы пронумеровать и скрепить простой бумажной печатью, на которой будет указанно общее количество листов договора. Данные сведения о соглашении подтверждаются печатями и подписями. Используя печать. ее оттиск должен захватывать ту часть текста, где указанно наименование должности ответственного лица и, непосредственно саму бумажную печать, которая закрепляет концы нити прошивающей сам документ. Второй способ перестрахования от подделки документа или его отдельной части – это парафирование либо визирование каждой страницы данного соглашения. Подобная процедура может быть выполнена только уполномоченным на то лицом и только после издания специального приказа. К слову, визирование документа в данном случае намного предпочтительнее, чем то же парафирование. Так как визирование осуществляется не ограничиваясь только обычной подписью, но и при помощи печати или штампа, который содержит в себе название предприятия, полные фамилия, имя, отчество и, непосредственно должность либо структурное подразделение уполномоченного лица, а также и номер страницы, и общее количество страниц в из которых состоит данное соглашение.
Мы коротко рассмотрели что такое парафирование, отличие от подписи и визирования документов, а также практику его применения при подписании международных договоров и при ведении совместной хозяйственной деятельности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.