Договор самозанятости что это
Самозанятым можно нанимать работников: как правильно заключить договор
ФНС подтвердила, что плательщики налога на профессиональный доход могут использовать чужой труд, не теряя права на льготный режим. Им запрещено заключать трудовые договоры, но разрешается заключать обычные гражданско-правовые: с подрядчиками или исполнителями. Это значит, что самозанятый имеет право работать не один и даже вообще ничего не делать лично.
Вот что нужно учесть самозанятым, которые пользуются услугами других людей.
Кого это касается
Разъяснения ФНС касаются плательщиков налога на профессиональный доход. Их еще называют самозанятыми. Теперь НПД можно применять в любом регионе. Самозанятость подходит тем, у кого доход не больше 2,4 млн рублей в год, нет работников с трудовыми договорами и запрещенных на этом режиме видов деятельности.
НПД можно применять со статусом индивидуального предпринимателя или без него. Например, можно сдавать личную квартиру как физлицо или заниматься ремонтом в чужих квартирах как ИП. Ставка налога с доходов от физлиц — 4%, от юрлиц и ИП — 6%, а с учетом вычетов и бонусов — даже меньше.
Самозанятые не могут быть работодателями
Одно из условий самозанятости — запрет на заключение трудовых договоров. Физлица их не могут заключать в любом случае, а вот ИП на других режимах — могут. Например, предприниматель на УСН, ЕНВД или ОСНО может нанять бухгалтера, продавца, грузчика, курьера официально, с ведением трудовой книжки и соцпакетом, — так же, как и компания.
А вот ИП на НПД не может заключить трудовой договор. Если он так сделает, то потеряет право на льготный режим.
Но самозанятые могут быть заказчиками
Несмотря на запрет трудовых договоров, самозанятые могут абсолютно законно заключать гражданско-правовые договоры с физлицами или ИП в рамках своего бизнеса. Например, договоры подряда или оказания услуг. Такого запрета в законе нет, и ФНС это подтверждает.
Например, самозанятый занимается ремонтом квартир. Он штукатурит, красит и кладет плитку, но не разводит электрику. Предприниматель сам дает объявления, общается с заказчиками, заключает от своего имени договоры на ремонт под ключ и сдает объекты. А для сборки щитка и установки розеток он наймет электрика. А чтобы было с кого спрашивать за сроки и качество, заключит с этим исполнителем договор оказания услуг.
У налоговой к такому самозанятому не будет претензий — при условии, что он заплатит налог со всей суммы от собственника квартиры. Вычесть из дохода стоимость услуг электрика не получится.
Исполнителями по договорам с самозанятыми могут быть физлица, ИП на любой системе или такие же самозанятые.
Для создания сайта можно заключить договор с копирайтером и иллюстратором. При доставке цветов — с водителем. При выпечке тортов — с курьером. При пошиве сумок — с бухгалтером и художником по ткани. При организации свадеб — с фотографом и ведущим. При посуточной сдаче квартиры — с клинером.
С этими исполнителями и подрядчиками можно работать на регулярной основе или один раз. Законом такая форма сотрудничества не запрещена. Главное — правильно все оформить.
Гражданско-правовой договор для самозанятых
Зачем самозанятому заключать договоры и о каких особенностях нужно не забывать
Самозанятый — это физическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющие налог на профессиональный доход (специальный налоговый режим). Суть режима состоит в том, что лицо, осуществляющее определённую профессиональную деятельность, сам уплачивает налог 4 или 6 процентов с полученного дохода. Более никакие обязательные страховые взносы или другие налоги с данного дохода платить не нужно.
Таким образом, самозанятость позволяет вести предпринимательскую деятельность на законных основаниях, уплачивая совсем небольшой налог и не тратя ресурсы на ведение бухгалтерии, предоставления отчётностей в налоговую и фонды, подключение онлайн-кассы.
Зачем самозанятому заключать договор с клиентами
Для ведения предпринимательской деятельности самозанятому необходимо фиксировать взаимоотношения между ним и его контрагентами. Если контрагентом выступает физическое лицо и сумма сделки менее 10000 рублей — в таком случае допускается наличие устных договорённостей без фиксации их в письменной форме.
Но стоит отметить, что договор, оформленный в письменном виде, является гарантией на случай возможных претензий и споров. Наличие зафиксированных в документе прав и обязанностей сторон, срока и суммы оплаты выступает страховкой исполнения данных обязательств.
В случае судебных разбирательств письменное соглашение будет главным доказательством в суде. Предоставляя переписку в соц. сетях или ссылаясь на телефонные разговоры доказать какие-либо факты будет затруднительно.
Приведём небольшой пример: Вы кондитер и выпекаете на заказ торты. От клиента поступает заказ на торт с определённым дизайном и начинкой. Вы закупаете материалы и продукты, но тут заказчик решает, что в торт нужно внести определённые изменения, которые повлекут для вас дополнительные затраты. Вы идете ему на уступки, но при получении заказа клиент решает, что торт не соответствует его ожиданиям и платить отказывается.
Основываясь на устных договорённостях работает большинство самозанятых. Но если бы между кондитером и заказчиком был подписан договор, то в нём можно было бы прописать все характеристики заказа, также можно было бы приложить изображение с дизайном торта и установить ответственность сторон за неисполнение предусмотренных обязанностей.
Какой договор можно использовать
Договор — это составленное в письменной форме соглашение сторон, фиксирующие их взаимные обязательства.
Гражданин как самозанятый может работать только по гражданско-правовому договору (ГПХ). При этом он может быть и наёмным работником по трудовому соглашению, но в этом случае для данной организации он не может осуществлять деятельность как самозанятый.
Также есть некоторые виды ГПХ соглашений, которые недоступны для самозанятых, а именно:
Самые распространённые гражданско-правовые соглашения, по которым ведут свою деятельность самозанятые — это договоры подряда и оказания услуг. Но также иногда используют сделки купли-продажи, авторского заказа, перевозки, хранения.
Особенности при заключении самозанятым ГПХ договоров
Договор с самозанятым заключается между юридическим или физическим лицом с одной стороны, и гражданином (физическим лицом или ИП), применяющим налог на профессиональный доход, с другой стороны.
Такое соглашение должно содержать как общие правила, установленные для гражданско-правовых договоров, так и специфические нормы, необходимые для работы с самозанятым.
Есть ряд положений, которые включаются в любой из разрешённых договоров:
Также помимо стандартных условий в договоре нужно прописать специфические положения для самозанятых, а именно:
Что необходимо учесть при ведении договорных отношений самозанятым
Для составления договора не нужно тратить своё время. Через сервис Документовед вы можете получить готовый документ за 10-15 минут.
Вам нужно лишь заполнить все нужные строки и ответить на несколько вопросов. Готовый договор сформируется сразу же после указания вами данных.
При возникновении любых вопросов, в том числе для определения категории необходимого договора, вы сможете обратиться в сервис Документовед и получить консультацию профессионального юриста.
Как стать самозанятым
И сэкономить на налогах
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников.
Когда говорят о самозанятых, то обычно подразумевают людей, которые применяют экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.
Но бывают и другие самозанятые: репетиторы, няни, сиделки, помощники по дому. До 2020 года они не платили налог с доходов, но теперь налоговые каникулы закончились. В результате эта категория самозанятых стала уменьшаться: одни перешли на НПД, другие — «в тень», а те, что остались — отдают со своих доходов 13% НДФЛ.
Расскажу про плательщиков налога на профессиональный доход: выгодна ли такая самозанятость, кто может перейти на новый налоговый режим и как это сделать.
Как выйти из тени
Кто такие самозанятые
Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Закон о самозанятых. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.
Регионы проведения эксперимента. Новый налоговой режим — это эксперимент, и он действует не по всей стране. В 2019 году самозанятыми могли стать люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.
С 1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.
С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своей территории — теперь самозанятым может стать любой гражданин России, а также граждане стран-членов Евразийского экономического союза.
Отличия от ИП. Самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, нет налоговой отчетности, не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.
Разница между ИП и самозанятым
Отличия от патентной системы. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.
А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на разработку компьютерных программ, и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.
Другое важное отличие: если зарегистрироваться как самозанятый в одном регионе, то можно работать с клиентами по всей стране. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.
Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.
Есть и другие отличия — вот полный список.
Разница между патентной системой и НПД
Патентная система налогообложения | Режим НПД | |
---|---|---|
Можно ли совмещать режим с другими | Можно | Нет |
Виды деятельности | Ограниченный перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности | Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности |
Срок действия | 1—12 месяцев | Бессрочно |
Налоговая ставка | 6% с возможного дохода | 4—6% с реального дохода |
Ограничение по доходу в год | 60 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Работники | До 15 человек | Нельзя нанимать |
Налоговый учет | Книга учета доходов ИП | Нет |
Налоговые декларации | Нет | Нет |
Как работает самозанятость
Со своих профессиональных доходов самозанятый платит только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.
НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.
Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:
Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда закончится эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.
Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.
Бонус будет действовать, пока самозанятый не сэкономит 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.
Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что самозанятому положен бонус, — она сама его применит и все рассчитает.
Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, принимать оплаты, получать уведомления и справки, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход, который получает самозанятый от профессиональной деятельности.
При этом самозанятый должен фиксировать, сколько денег он получил от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.
Налоговый период для НПД — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал самозанятый, и рассчитывает налог. Налоговый период длится календарный месяц — январь, февраль, март и так далее.
Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.
Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.
Например, Иван встал на учет как самозанятый 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.
Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.
Самозанятому не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.
Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.
Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги.
Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить страховые взносы.
Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее — платить нужно.
Например, предприниматель зарегистрировался как самозанятый 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса с 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.
А процентную часть взносов — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо отдать до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он был самозанятым.
А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый не платит отдельные взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медицинскую помощь.
Налоговые каникулы. Раньше зарегистрированные в налоговой репетиторы, няни, сиделки и помощники по дому не платили НДФЛ, но с 2020 года льгота закончилась. А у другой категории самозанятых — плательщиков НПД — налоговых каникул никогда и не было.
Работа с ИП и организациями. Самозанятым выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей, — ставка ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.
Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана. Это сложно, дорого и неудобно.
А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто выдать ему деньги, получить чек и ни о чем больше не беспокоиться. Мы уже рассказывали, как самозанятому работать с организациями, — почитайте на досуге.
Можно ли получать справки для льгот. Самозанятому доступны два вида справок:
Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно как-то убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой, но многим компаниям все равно спокойнее, когда есть справка.
Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату услуг ЖКХ или статус малоимущего. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.
Справки для самозанятых формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Они подписаны электронной подписью ФНС и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.
Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть налога на профессиональный доход — 63% — идет в бюджет того региона, где самозанятый встал на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.
Прием платежей для самозанятых
Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
Прием платежей для них упрощен и выглядит так:
Как передать чек. Это нужно сделать в момент расчета: клиент платит наличными либо переводит деньги на карту или электронный кошелек, а потом сразу получает чек.
Бывает, что самозанятый получает деньги через посредника. Например, плательщик НПД решил принимать платежи на своем сайте. Это можно сделать только через посредника, который снимает деньги с банковской карты клиента и переводит на счет самозанятому — за вычетом своей комиссии. В таких случаях можно не спешить с чеком: его надо предоставить до 9 числа следующего месяца.
Передать чек можно несколькими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.
Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно» — если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.
Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.
Кто может перейти на спецрежим
Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.
Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.
Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.
Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены для самозанятых:
Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою кассовую технику, чтобы принимать платежи.
Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.
Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Самозанятым не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.
Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.
Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСНО). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 дней после потери статуса подать заявление в налоговую по месту жительства о переходе на спецрежим.
А в следующем году можно снова стать самозанятым.
Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы от:
Если клиент рассчитается с самозанятым не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НДП.
Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН, ЕСХН или ЕНВД хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.
Индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, то налоговая аннулирует статус самозанятого.
Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с других доходов самозанятый будет платить сам.
Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как самозанятый.
Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.
Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры не платят за себя страховые взносы и считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».
Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.
Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.
Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдавать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.
Как оформить самозанятость
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть 3 способа отправить заявление:
Что нужно для оформления. Все зависит от того, какой способ регистрации вы выбрали. Если подаете заявление через мобильное приложение «Мой налог», то надо:
Регистрация статуса
Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика. Там все просто.
Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.
Через МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.
Через госуслуги зарегистрироваться нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.
Принцип простой: достаточно авторизоваться через сайт госуслуг, и вы сразу же станете плательщиком НПД. Это удобно и быстро: вводить данные вручную не придется — налоговая автоматически получит всю необходимую информацию.
Проверка заявления. Налоговая проверяет информацию до 6 дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления.
Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.
В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.
Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.