Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1027 ГК РФ
1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.
(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в статью 1027 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
Статья 1027. Договор коммерческой концессии
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1027 ГК РФ
1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии — это двухсторонний документ (соглашение), по которому одна сторона за вознаграждение предоставляет второй стороне право использовать наименование, деловую репутацию, секреты производства, товарный знак.
Когда и кому нужен
Договор коммерческой концессии именуется иначе франчайзингом или франшизой. Гражданским кодексом РФ не установлено, какой договор преимущественно понимается под договором франчайзинга, потому что определение происходит через понятие коммерческой концессии. В его рамках предполагается использование технологии изготовления (производства) товаров, репутации, товарного знака. Такая форма взаимодействия между правообладателем и пользователем является выгодной для обеих сторон. Пользователь получает возможность сразу привлечь к себе больше внимания за счет имени брэнда. Вторая сторона расширяет степень сетевого охвата на разных территориях. Оба участника коммерческой концессии преследуют экономическую выгоду.
Такой вид взаимодействия между сторонами сделки распространен в настоящее время.
Примеры договора коммерческой концессии из жизни:
Со стороны правообладателя осуществляется контроль над качеством продукции, дальнейшее обслуживание или техническая поддержка. По этой причине заключение договора коммерческой концессии выгодно и для потребителей товаров: покупатели, приобретая товар или услуги определенной марки, независимо от местоположения рассчитывают на одинаковое качество.
Форма и содержание документа
По своей юридической природе соглашения коммерческой концессии являются сложными, поэтому п. 1 ст. 1028 Гражданского кодекса РФ установлена их обязательная письменная форма. Несоблюдение этого требования переведет сделку в разряд недействительных, и несмотря на то что документ подписан, юридической силы он иметь не будет. Обязательные условия, без которых сделка признается незаключенной, установлены законом, существенные условия договора коммерческой концессии определены в статье 1027 Гражданского кодекса РФ. К ним относят следующие:
Обязательная форма соглашения коммерческой концессии не установлена. Какие разделы включает документ:
Раздел
Какую информацию содержит
Предмет
Определяется перечень прав, используемое наименование, товарный знак, сфера деятельности.
Порядок и срок использования
Устанавливается период, на который предоставляются права, территория использования, право на заключение субконцессии.
Права и обязанности сторон
Право на использование как минимум одного товарного знака содержит в своих условиях договор франчайзинга; это — что отличает его от лицензионного договора.
Размер и порядок выплаты вознаграждения
Определяется сумма, подлежащая уплате, варианты выплаты (единовременная, периодическая или смешанная), срок внесения платежей.
Ответственность сторон
Размер и вид возмещения, в случае если одной из сторон не исполняется договор коммерческой концессии; что это такое и каким способом происходит урегулирование, участники сделки определяют сами.
Изменение и досрочное расторжение
Устанавливается порядок внесения изменений в заключенное соглашение и условия его расторжения.
Разрешение споров
Определяется, в каком виде будут урегулироваться разногласия, устанавливается срок ответа на претензии, порядок направления корреспонденции. Рекомендуем подробнее описывать условия. Например, указать следующие пункты:
Указанный выше перечень не является исчерпывающим. Стороны свободны в определении условий сделки с учетом особенностей ее предмета. В зависимости от того, какие обязательства из договоров коммерческой концессии образуются для сторон, текст документа может содержать приложения. В них подробнее раскрывается специфика передаваемого права (логотипы, изображения, планы, таблицы, схемы).
Используйте готовое решение от КонсультантПлюс
Используйте бесплатный доступ в систему, чтобы скачать проверенный юристом шаблон, избежать подводных камней и защитить свои интересы при оформлении франшизы.
Как подписать договор коммерческой концессии и зарегистрировать право
Предоставление права по коммерческой концессии подлежит государственной регистрации. Правила регистрации устанавливаются приказом Минэкономразвития №371 от 10.06.2016. Рассмотрение заявления о предоставлении права через договор комконцессии является платным, стоимость устанавливается постановлением правительства №941 от 10.12.2008. Государственная пошлина составляет 3 300 руб. + 11 500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания + 3 300 руб. за каждый патент, свидетельство, расширяющие предмет сделки.
Вместе с прилагаемыми документами в Роспатент подается заявление. Оно составляется в письменном виде или подается в электронной форме. Заявление подается посредством почты по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. Предусмотрена возможность подачи через официальный сайт Роспатента. Регистрация осуществляется в течение 68 дней с момента поступления заявления. Несмотря на такой порядок действий, право пользования секретами производства и коммерческим обозначением передается по договору франчайзинга; право собственности переходит не по рассматриваемому виду сделки. Рассмотрим порядок предоставления услуги по регистрации права на основании следующей схемы.
Государственный орган может принять решение об отказе в оказании услуги. Исчерпывающий перечень таких оснований установлен приказом Минэкономразвития №371 от 10.06.2016. К ним относятся следующие:
В случае изменения условий достигнутого соглашения стороны обязаны снова обратиться в Роспатент. Заявление об изменении коммерческой концессии заполняется по установленной форме. За рассмотрение заявления о регистрации изменений уплачивается государственная пошлина — 2 500 руб. + 850 руб. за каждый патент + 11 500 руб. за каждый товарный знак, расширяющие предмет договора.
Договор франчайзинга: риски, правила, важные детали
Использование договора франчайзинга в предпринимательской деятельности весьма популярно. Организация бизнеса через систему франшизы позволяет владельцу торгового знака получать пассивный доход. Франчайзинг может быть удобным инструментом для структурирования группы компаний с целью формирования одного центра формирования прибыли.
Но еще договор франчайзинга зачастую используется как прикрытие в схемах по дроблению бизнеса. О том, что такое этот договор и какие могут быть риски при его использовании, поговорим в статье.
Общие положения
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Таким образом, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.
Этот договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг — п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии в обязательном порядке подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.
В договоре обязательно должны присутствовать следующие существенные условия:
Дополнительно могут быть указаны:
По договору франчайзинга правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):
В свою очередь, пользователь обязан (ст. 1032 ГК РФ):
Важно понимать, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (ст. 1034 ГК РФ).
Кроме того, по договору франчайзинга объектом выступают исключительные права. Это означает, что правообладатель товарного знака должен предварительно зарегистрировать его. А в сам договор должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.
Налоговые риски использования договора
Договор коммерческой концессии достаточно широко используется в практике при организации бизнеса группы лиц.
Изначально франчайзинг предполагает ведение под единым товарным знаком деятельности несколькими независимыми друг от друга субъектами, разделенными, как правило, по какому-то признаку — территориально, по количеству населения в регионе присутствия, масштабу деятельности.
Вместе с тем, использование франшизы объединяет субъектов ведения бизнеса: общие вывески, общие маркетинговые ресурсы или стратегии, единые правила ведения бизнеса и т.д.
Данные обстоятельства дополнительно привлекают внимание со стороны налоговых органов. Например на сайте ФНС России размещена публикация под заголовком «Как работать по франшизе и не попасть на дробление бизнеса», что уже дает понимание о векторе налогового контроля в данной сфере.
В судебной практике также имеются случаи предъявления претензий со стороны налоговых органов к бизнес-моделям, построенным по методу франчайзинга.
Показательным примером может служить нашумевшее «Дело KFC» (дела № А32-45354/2017, № А32-44581/2017, № А32-44543/2017, № А32-46644/2017). Налоговый орган посчитал, что франшиза использовалась исключительно с целью дробления бизнеса. Основанием для этого послужили следующие выводы:
В совокупности все эти признаки свидетельствовали об искусственном дроблении и убедили суд в налоговых злоупотреблениях.
Другим примером дробления бизнеса с использованием договора франчайзинга является дело ООО «КСК-М», где под дробление попала торговля топливом через АЗС (постановление АС Волго-Вятского округа от 31.03.2021 по делу № А11-2223/2017). В указанном деле суд также встал на сторону налогового органа, признав наличие схемы по искусственному дроблению бизнеса по следующим основаниям:
Стоит отметить, что претензии со стороны налоговых органов к договору франчайзинга могут возникнуть не только в связи с дроблением бизнеса. Поводом для доначислений может также послужить размер вознаграждения, уплачиваемое пользователем.
Мы обнаружили несколько кейсов, в которых основанием для предъявления налоговых претензий послужила нерыночная цена сделок, по передаче товарных знаков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу № А40 23890/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2017 по делу № А36-3051/2016). Объединяет данные дела то обстоятельство, что рыночная цена сделки определялась на основании проведенной экспертизы.
Рекомендации по минимизации налоговых рисков
Анализ судебной практики позволил нам выделить основные признаки использования франшизы с целью налоговых злоупотреблений:
С учетом проведенного анализа мы рекомендуем с целью минимизации налоговых рисков при построении бизнеса на основании договора коммерческой концессии учитывать следующие ключевые моменты
1. Содержание франшизы. Правообладатель должен иметь коммерчески привлекательную для всех третьих лиц модель работы по франшизе, которая бы предусматривала не только выплату вознаграждения со стороны пользователей, но и использование ими деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Например, правообладатель может предоставить не только право пользования своим товарным знаком, но также проводить обучение персонала пользователей, внедрить на складах пользователей свою систему хранения товаров. В качестве маркетингового преимущества для пользователей можно использовать возможность размещение ими своих контактных данных на сайте правообладателя или упоминание пользователей в социальных сетях на аккаунте правообладателя.
2. Открытость франшизы. Информация о франшизе и условиях её приобретения должна быть размещена правообладателем в открытом доступе. Любое третье лицо должно иметь возможность приобрести франшизу. В связи с этим рекомендуется исключить случаи, когда договор франшизы заключен только с одной компанией и в течение длительного периода времени другие договоры отсутствуют.
3. Независимость сторон. Правообладатель должен быть полностью независим с пользователями франшизы. Независимость предполагается не только по принципу подконтрольности, родственных связей, но также должны отсутствовать пересечения по персоналу, аутсорсинговым компаниям, местам регистрации, банком обслуживания, использованию имущества. В связи с этим целесообразней не сдавать имущество, например, склады в аренду от правообладателя пользователям.
4. Цена франшизы. Несмотря на то, что налоговые органы не могут проводить контроль цен в порядке главы V.1 НК РФ между лицами, не являющимися взаимозависимыми, тем не менее многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может стать поводом для проверки цены на основании ст. 54.1 НК РФ. С учетом этого целесообразнее до заключения договора провести мониторинг цен по договорам коммерческой концессии в предполагаемой сфере деятельности.
5. Исполнение договора. Договор франшизы изначально предполагает комплекс взаимных прав и обязательств сторон, связанных с порядком использования товарного знака, обучению персонала пользователя, фирменной раскладке продукции и т.д. Все условия договора должны неукоснительно соблюдаться сторонами. Для этого у правообладателя должны иметься необходимые ресурсы: персонал, который проводит обучение, менеджеры, которые следят за развитием франшизы, зарегистрированные права на товарный знак, право на сайт и т.д. Исполнение взаимных обязательств должно подтверждаться соответствующими отчетами, в которых бы был подробно описан комплекс выполненных действий с каждой стороны.
Кроме того, стороны иногда могут не до конца выполнить свои обязательства по договору. Предусмотренная договором система штрафов и неустоек должна также исполняться сторонами. Другими словами, договор не должен существовать только «на бумаге». В случае проверки инспекторы должны видеть реальную деятельность по договору от обоих участников, которая документально зафиксирована.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение наонлайн-курсе повышения квалификациидля получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Договор франчайзинга. Шпаргалка для тех, кто столкнулся впервые
Франчайзинг – популярная, но очень сложная сделка, так как затрагивает основы бизнеса обеих сторон. Соответственно, у этого договора очень много правовых тонкостей. Юристы обеих сторон должны не только сами представлять себе все эти нюансы, но и объяснить последствия тех или иных условий сотрудникам коммерческих подразделений, которые ведут переговоры.
СПРАВКА. Коммерческая концессия основана на том, что правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю право работать под своими средствами индивидуализации. Например, фирменным наименованием (фирмой), товарным знаком; передает ему информацию, составляющую коммерческую тайну, в том числе «ноу-хау», и оказывает разнообразное содействие в определенной сфере предпринимательской деятельности. С помощью франчайзинга правообладатель расширяет масштаб своего бизнеса без расходов на создание новых филиалов. Пользователь же снижает предпринимательский риск, работая под известной маркой, по отлаженным технологиям и на основе уже полученного опыта.
Что необычного в оформлении договора франчайзинга
На стороне правообладателя может выступать только коммерческая организация. Связано это с тем, что по договору коммерческой концессии предается право на использование фирменного наименования, которое может принадлежать только юридическому лицу. Следовательно, индивидуальный предприниматель быть правообладателем по договору коммерческой концессии не может, поскольку он выступает в гражданском обороте только под своим собственным именем (ст. 19 ГК РФ).
В качестве пользователя может выступать коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.
Договор заключается только путем подписания единого документа. Этот договор не может быть заключен путем обмена документами посредством обмена письмами, факсами, телеграммами. То есть общее правило пункта 2 статьи 434 ГК РФ на него не распространяется.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора в связи с ничтожностью (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).
ВОПРОС В ТЕМУ:Прекращается ли договор коммерческой концессии, если исключительное право перешло от правообладателя к третьему лицу?
Нет, такой переход не является основанием для расторжения заключенного договора или внесения в него изменений и дополнений. По ГК РФ новый правообладатель становится стороной договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.
Договор подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Причем для сторон коммерческой концессии договор вступает в силу с момента его подписания (либо иного момента, согласованного сторонами). Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Это относится и к случаям, когда регистрируются изменения к договору (ст. 1036 ГК РФ).
Действующий в 2007 году порядок регистрации договора коммерческой концессии утвержден приказом Минфина России от 12.08.05 № 105н.
По общему правилу договор франчайзинга регистрируют в органе, который зарегистрировал правообладателя в качестве юридического лица – то есть в налоговой инспекции. Однако если правообладатель «прописан» в иностранном государстве, то за регистрацией договора нужно обратиться в инспекцию, зарегистрировавшую пользователя.
Если в состав передаваемых по договору прав входят исключительные права, охраняемые патентным законом (патенты, товарные знаки и т.д.), договор подлежит регистрации еще и в соответствующем патентном ведомстве (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Несоблюдение этого требования также влечет признание договора ничтожным (недействительным). Порядок регистрации утвержден приказом Роспатента от 29.04.03 № 64.
Необходимо регистрировать любые изменения в договоре. Причем если изменения касаются исключительных прав, охраняемых законом, они регистрируются дважды: в налоговой инспекции и соответствующим патентным ведомством.
СПРАВКА.Отметим, что с 2008 года порядок государственной регистрации договоров коммерческой концессии изменится: ею будет заниматься «федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности» (т.е. Роспатент). Поправки с отсроченным сроком введения их в силу внесены Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ. В главу кодекса о коммерческой концессии со следующего года вносятся и другие изменения. В основном они носят технический и терминологический характер. Их необходимость вызыванас введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ и раздела VII – «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»
Особые существенные условия франчайзинга
Права, которые обязательно передаются пользователю. Прежде всего, необходимо указать права, которые передаются пользователю. Обратим внимание: среди этих прав обязательно должны быть: — право на фирменное наименование и (или) и (или) коммерческое обозначение; — право на охраняемую коммерческую информацию (которая нужна пользователю для осуществления переданных ему прав).
Указание на передачу этих в прав – существенное условие договора коммерческой концессии, если его не будут, суд может признать его незаключенным.
«Ссылаться на договор коммерческой концессии в отношениях с третьими лицами стороны смогут только после государственной регистрации франчайзинга»
Право на использование фирменного наименования (коммерческого обозначения) осуществляется в силу простого разрешения правообладателя. Такое разрешение включается в сам текст договора.
Теперь об охраняемой коммерческой информации. Необходимо указать в договоре действия, которые правообладатель должен совершить, чтобы обеспечить доступ пользователя к коммерческой тайне. То есть сведений, в отношении которых правообладатель осуществляет определенные защитные меры. К ним, в частности, можно отнести коммерческий опыт и «ноу-хау».
Думается, что недостаточно внести в договор формулировку «пользователь получает доступ к коммерческой информации правообладателя, составляющей его коммерческую тайну». Охрана коммерческой тайны осуществляется путем принятия целого пакета локальных внутрикорпоративных актов. Поэтому необходимо особо указать, какая конфиденциальная информация представляется пользователю, где именно отражен информация. Это может быть сделано как в самом договоре, так и в отдельном соглашении, которое прилагается к договору.
В договоре также указывается сфера деятельности, в отношении которой устанавливается коммерческая концессия: продажа определенных товаров, оказание услуг и т.д.
ВОПРОС В ТЕМУ:Может ли правообладатель изменить свое фирменное наименование в период действия договора франчайзинга?
Запретить этого правообладателю нельзя. Но в таком случае правообладатель вправе потребовать либо расторжения договора с возмещением убытков, либо уменьшения вознаграждения, которое причитается правообладателю.
А вот если принадлежащее правообладателю право на фирменное наименование (коммерческое обозначение) прекращается вовсе, то прекращается и действие договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1037 ГК РФ).
Срок действия договора. В договоре коммерческой концессии указывается, заключен он на срок либо без указания срока – это существенно условие для данного вида договора. Если срок не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от договора, предупредив другую сторону за шесть месяцев, поскольку договором не установлен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ). Учитывая, что коммерческая концессия регулирует достаточно сложные взаимоотношения сторон (которых может быть и больше двух), мы можем порекомендовать все же устанавливать срок действия договора.
Вознаграждение правообладателя. Еще одно существенно условие договора коммерческой концессии. Формы вознаграждения могут быть самыми различными – в статье 1030 ГК РФ указаны лишь возможные варианты решения этого вопроса.
«Если срок договора не будет назван, то любая из сторон имеет право отказаться от него, предупредив контрагента за шесть месяцев»
На практике вознаграждение состоит из двух частей. Первая – взнос за присоединение к фирменной сети правообладателя. Вторая – последующие периодические платежи (определяемые по твердой шкале или в процентах от выручки).
Формулируя условия о вознаграждении, необходимо предусмотреть механизм пересмотра его размера, поскольку могут возникнуть соответствующие условия. Некоторые из них указаны в законе: — изменение фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя; — истечение срока действия иных исключительных прав, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии.
В обоих случаях пользователь вправе поставить вопрос о соразмерном уменьшении вознаграждения, причитающегося правообладателю. Механизм такого уменьшения лучше заранее определить в договоре.
Примеры дискриминационных условий договора франчайзинга Если вы представляете интересы пользователя, будьте готовы к тому, что другая сторона постарается включить в договор дискриминационные положения.
Несмотря на то, что коммерческая концессия в определенном смысле является видом совместной деятельности (стороны стремятся к достижению успеха сообща), экономические интересы пользователя и правообладателя различаются. Более того, часто франчайзинг носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем. Приведем несколько типичных примеров такого «столкновения интересов»:
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение наонлайн-курсе повышения квалификациидля получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее