Договора с самозанятыми на что обратить внимание
Договор с самозанятым: 11 пунктов для самостоятельного аудита
Если вы заключаете или планируете заключать договоры подряда с исполнителями, применяющими систему налогообложения в виде налога на профессиональный доход, проверьте такой договор по 11 пунктам, описанным в данной статье. Это поможет вам сократить риск налоговых претензий и избежать переквалификации договора в трудовой.
В чем преимущества договоров с самозанятыми?
Выплаты по договорам не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.
Самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход:
Что необходимо сделать при заключении договора с самозанятым?
Как облагаются выплаты по договорам с самозанятыми?
Выплаты по договорам не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.
При расчете налога на прибыль и УСН «Доходы — Расходы» можно учесть расходы на приобретенные у самозанятых товары (включая основные средства, материалы и инвентарь), работы и услуги.
Если компенсируете расходы самозанятого, такая компенсация:
Елена Иванова работает в Компании «Д» по договору подряда и является плательщиком налога на профессиональный доход. За 2020г. ее доход до налогообложения составил 820.000 руб. В рамках выполнения работы по договору она понесла расходы в сумме 270.000 руб. Расходы были документально подтверждены, предоставлены в компанию и компенсированы. Рассчитайте налогооблагаемый доход Елены и налоги за 2020 г.
Налоговая база по НПД у самозанятого 820 000 руб.
Налоговая база по НДФЛ у заказчика 270 000 руб.
НДФЛ: 270 000 * 13% = 35 100 руб.
НПД = 820 000*6% = 49 200 руб.
Страховые взносы не уплачиваются. Выплата учитывается в качестве расхода по налогу на прибыль.
Компенсация не учитывается в качестве расхода по налогу на прибыль.
Как сократить налоговые риски договора с самозанятым?
Интенсив «Как самостоятельно провести налоговый аудит компании?» 21, 22, 23 сентября
Топ-5 деталей и рисков работы с самозанятыми в 2021 году
Контрагенты-самозанятые — это теперь не экзотика, а обыденность. Для решения определенных задач компаниям гораздо выгоднее нанимать физлиц, зарегистрированных в качестве плательщиков НПД, чем обычных физлиц по договорам ГПХ.
Но чтобы процесс такого сотрудничества прошел гладко, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
В этом материале расскажем об общих принципах работы с самозанятыми и ответим на некоторые вопросы, которые были заданы в ходе недавнего вебинара.
Деталь № 1. Проверяем статус
Перед тем, как начать сотрудничество с самозанятым исполнителем, необходимо проверить его статус — действительно ли данный человек на данный момент является плательщиком НПД.
Для этой цели можно воспользоваться специальным бесплатным сервисом, который выдает сведения о наличии статуса плательщика НПД на заданную дату.
Деталь № 2. Проверяем наличие трудовых отношений в прошлом
Закон запрещает сотрудничество в рамках НПД с лицами, которые являются штатными сотрудниками компании или являлись таковыми в течение последних 2 лет.
Поэтому проверьте кадровые документы. Самозанятый не должен быть вашим бывшим сотрудником, недавно работавшим по трудовому договору.
При этом если он ранее привлекался по договору ГПХ, это не будет помехой для заключения с ним договора в рамках НПД.
Деталь № 3. Составляем договор
При составлении договора следует указать, что исполнитель имеет статус плательщика НПД.
Например, в преамбуле договора с самозанятым можно написать так:
Иванов Сергей Сергеевич, являющийся налогоплательщиком налога на профессиональный доход, именуемый в дальнейшем Исполнитель.
Также будет нелишним прописать в договоре ответственность самозанятого исполнителя за утрату им статуса плательщика НПД в процессе сотрудничества.
Дело в том, что в случае трансформации самозанятого в обычное физлицо компании-заказчику грозят финансовые потери. На фирму возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физлица, с даты утраты последним права на применение НПД. Об этом, в частности, предупреждает ФНС в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Еще один нюанс, который следует учесть при составлении договора — это его формулировки. Договор ГПХ ни в коем случае не должен содержать признаки трудового договора.
Налоговики предупреждают, что схему подмены трудовых отношений гражданскими с привлечением самозанятых будут пресекаться. Проверки уже идут.
Деталь № 4. Оплачиваем услугу
Перед тем, как произвести оплату, еще раз проверьте наличие у самозанятого статуса плательщика НПД в сервисе ФНС. Ситуация может поменяться за один день. Поэтому важно знать, что на дату икс человек все еще самозанятый и выплаченная ему сумму не будет облагаться НДФЛ и взносами.
В своей профессиональной деятельности самозанятые используют обычный банковский счет физлица, к которому привязана карта.
При оплате не забывайте, что вы производите перечисление на счет физического лица и за это взимается комиссия.
Если в силу специфики своей деятельности у компании много контрагентов-самозанятых, то производить оплату можно по реестру.
Такую услугу, в частности, предоставляет МТС-банк при помощи онлайн-сервиса выплат вознаграждений на счета самозанятых. Перед отправкой платежей проверяется статус самозанятости, если ответ ФНС отрицательный, то деньги не уйдут до корректировки статуса. По перечисленным суммам банк сам пробьет чеки за самозанятых и пришлет документы. Бухгалтерии больше не нужно собирать чеки.
Кроме того, МТС-банк оказывает своим клиентам и другие услуги:
Бесплатный счет для бизнеса. Открытие без визита в банк — представитель доставит документы в удобные время и место.
Деталь № 5. Получаем документы
После оплаты самозанятый обязательно должен выдать чек, который он формирует в приложении «Мой налог».
При безналичном расчете чек должен быть сформирован и передан заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Чек — это наиважнейший документ при работе с самозанятыми. Без чека учесть эту выплату в составе расходов заказчик не может. Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме от 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@.
Обратите внимание на содержание чека. Там должен быть указан ИНН компании-заказчика. Если самозанятый ошибся при формировании чека, он должен аннулировать неправильный чек и сформировать новый, с правильными данными.
Имейте в виду, что чек плательщик НПД обязан вам выдать даже если он является индивидуальным предпринимателем.
Кроме чека компании потребуется акт выполненных работ. Этот закрывающий документ фиксирует дату оказания услуги и влияет на отражение расходов в налоговом учете, ведь даты в чеке и акте могут быть в разных отчетных периодах.
Еще раз озвучим риски и опасности, которые возможны при сотрудничестве с самозанятыми исполнителями. Избегайте таких нарушений.
Риск № 1. Самозанятый — ваш бывший сотрудник
Об этом в компании, кстати могут и не помнить, если штат большой и текучесть кадров внушительная.
Риск № 2. Самозанятый — вовсе не самозанятый
Статус плательщика НПД — это не константа. Человек может добровольно от него отказаться, или же быть снят с учета в принудительном порядке, например, из-за превышения дохода.
Риск № 3. В договоре с самозанятым — признаки трудового
Отношения с самозанятыми должны быть гражданско-правовыми и не должны по сути своей являться трудовыми. Самозанятый исполнитель — это не ваш сотрудник. Он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.
Помните, что по договору ГПХ исполнителем выполняется какая-то конкретная разовая работа, а по трудовому договору работник выполняет определенные трудовые функции.
Риск № 4. Самозанятый не выдал вам чек
Мало произвести оплату, надо еще получить от исполнителя чек из «Моего налога». Следите за тем, чтобы чек вам предоставили.
Риск № 5. В чеке ошибка
Самозанятый может ненамеренно ошибиться при указании ИНН вашей компании или вида оказанной услуги. Поэтому проверяйте чеки.
Отвечаем на ваши вопросы
Можно ли нанять самозанятого для создания сайта компании в интернете?
Перечень видов деятельности, разрешенных для самозанятых, не является закрытым. Разрешено все, что не запрещено.
В частности, под запретом — продажа покупных товаров и сдача в аренду нежилой недвижимости.
Несомненно самозанятый может заниматься созданием сайтов, оказывать услуги по их поисковой оптимизации и т.д.
При этом не важно, где находится заказчик сайта. Работу можно выполнять дистанционно, будучи зарегистрированным в качестве плательщика НПД по месту жительства.
Применяется ли «антиотмывочный закон» 115-ФЗ к самозанятым?
115-ФЗ касается всех — и организаций, и ИП, и обычных физлиц, и самозанятых.
В своей деятельности самозанятые используют обычные счета физлиц.
ФНС считает налог самозанятых на основании дохода по выданным чекам в приложении «Мой налог», а не на основе мониторинга поступления денег на карту.
На заре введения НПД в 2019 году самозанятые нередко сталкивались с негативной реакцией банков на активные движения по счету, который для предпринимательской деятельности не предназначен. Самозанятым блокировали счета по 115-ФЗ.
Между тем деятельность самозанятых не предпринимательская, а профессиональная.
ЦБ выпустил рекомендации для банков, в которых отметил, что при определении источников денег необходимо учитывать информацию о статусе клиента как самозанятого и фиксировать эту информацию в анкете.
Об этом говорится в письме № ИН-06-59/46 от 30.05.2019 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых».
Кроме того, ЦБ в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 рекомендовал банкам не допускать необоснованные отказы от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие банковские счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД.
Но тем не менее самозанятым целесообразно завести отдельную карту, которая будет применяться только для профессиональной деятельности и на которую будут поступать доходы, облагаемые НПД.
Станьте самозанятым с бесплатной виртуальной картой #ЯСАМ: снимайте деньги в банкоматах любых банков, принимайте платежи от юрлиц без комиссий, переводите деньги на другие карты по номеру телефона.
Новые риски при работе с самозанятыми. Как составить договор, чтобы его не посчитали трудовым
Поговорим о взаимоотношениях самозанятых и бизнеса. Как только приняли ФЗ «О налоге на профессиональный доход», многие находчивые предприниматели — владельцы бизнеса решили, что это идеальный способ оптимизации и снижения налоговой нагрузки.
Если мы обратимся к истории понятия «самозанятости», то в 2016 году это понятие относилось исключительно к няням, уборщицам и репетиторам. Думая о самозанятых, законодатель прежде всего хотел выманить из тени тех, кто получает доход от физических лиц. И даже странно, что в ФЗ «О налоге на профессиональный доход» не внесено данное ограничение.
Но зато Федеральная налоговая служба создала специальную скоринговую систему, которая анализирует перечисления в адрес плательщиков налога на профессиональный доход и выявляет признаки подмены трудовых отношений.
В анализе участвуют такие показатели как:
периодичность и источники выплат,
взаимосвязь самозанятых и работодателей.
При заключении договора с самозанятым мы должны четко понимать, что это договор гражданско-правового характера. И самый главный риск, которого нужно избежать — это риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
Статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми: « Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается»
Если сотрудничество с самозанятым используется как схема уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов, то риск того, что налоговая переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой очень высок.
Семь правил для избежания риска переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор
1. Стороны в договоре должны называться «Исполнитель» или «Подрядчик» и «Заказчик». Это самое простое, но от этого не менее важное. Я имею ввиду не только письменную договора, но и ежедневное общение. Часто задают такие вопросы: «А если я возьму на работу самозанятого?» или «А могут мне как самозанятому зарплату 3 раза в месяц перечислять?»
« Сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам, осуществляют свою деятельность не по разовым заданиям Заказчика и не в один период (месяц, квартал), что могло бы относиться к гражданско-правовому договору, а перезаключают договоры без перерывов, выполняют лично однотипную работу, с одинаковыми условиями труда, то есть отношения носят системный, продолжительный характер» — это вывод Арбитражного суда по делу А57-4896/2019, на основании которого организации были доначислены страховые взносы
Приведу пример из решения Арбитражного суда: « договоры возмездного оказания услуг не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику услуг, их периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков, что свидетельствует об отсутствии существенных условий договоров гражданско-правового характера».
4. Самозанятый не должен работать только с вашей компанией . Согласно Гражданскому кодексу РФ «Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли». А чем больше заказов и клиентов — тем больше прибыли. Согласитесь, что крайне редко можно встретить реального предпринимателя, у которого был бы всего один-единственный Заказчик.
5. Отсутствие постоянного рабочего места на территории вашего офиса, цеха. Странно будет выглядеть, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в вашем офисе, пользоваться вашей оргтехникой и канцтоварами.
6. С родственниками — своими или своих работников — тоже лучше гражданско-правовые договоры не заключать. Напомню, что у ФНС есть доступ к данным ЗАГСа. Вот работал у вас в штате за 50 000 рублей слесарь. А тут раз, и договор с его братом-самозанятым. И тоже на выполнение слесарных работ. Только платят ему уже по 190 000 рублей в месяц.
При работе с самозанятыми мы не должны забывать о самом главном тренде налогового администрирования последних лет — проверки «реальности» сделок. Расходы должны быть документально обоснованными и экономически оправданными.
Решения судов, разъяснения ФНС и статья 54.1 Налогового Кодекса РФ дают четко понять: запрещено уменьшать налоговую базу на расходы по сделкам, если их единственной целью является налоговая экономия.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет:
исполнения надлежащим лицом;
действительного экономического смысла;
наличия деловой цели (конкурентные преимущества, уникальность специалиста, отсутствие в штате должности с аналогичными функциями).
Также не забываем, что существует обширная судебная практика по переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые. Просто раньше такие судебные споры касались претензий налоговых органов относительно взаимоотношений с индивидуальными предпринимателями и просто физическими лицами. Теперь же эта практика может быть применима и в отношении плательщиков налога на профессиональный доход.
В случае признания таких отношений трудовыми, трудовые отношения считаются возникшими с момента фактического допущения к работе (пункт 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 14.11.2018).
Доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также штрафов и пеней.
Возможные претензии работников по выплате отпусков, больничных и оплате работы в выходные в двойном размере.
Штраф по пункту 4 статьи 5.27 КоАП РФ:
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что с самозанятыми можно работать только если они реально выполняют работы, существует четкая деловая цель и гражданско-правовой договор с плательщиком налога на профессиональный доход составлен с соблюдением всех необходимых требований.
Кстати, форму договора с самозанятым вы можете найти по ссылке в шапке профиля у меня в инстаграм @blog.pro.nalog.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как сотрудничать с самозанятыми и не нарушить закон
Самозанятые — это физлица и ИП, которые работают на себя и платят щадящий налог на профессиональный доход. Компаниям и предпринимателям удобно отдать часть услуг на аутсорсинг самозанятым. За них не надо сдавать отчёты, платить налоги и заботиться о трудовых гарантиях.
С 19 октября 2020 года самозанятость действует во всех городах России. Мы вооружились письмами госорганов и ответили на самые частые вопросы о сотрудничестве с самозанятыми.
🇷🇺 Закон о налоге для самозанятых № 422-ФЗ
Когда нельзя работать с самозанятыми?
С самозанятыми есть два ощутимых ограничения. Они не должны быть действующими или бывшими работниками заказчика и работать агентами. Для заказчиков это значит следующее.
Сотрудничество с бывшими работниками не запрещено, но не ведёт к экономии на налогах. С дохода от бывшего или действующего работодателя самозанятые платят не 6% НПД, а 13% НДФЛ как физлицо.
Налог за физлицо платит заказчик. Это его обязанность как налогового агента по ст. 226 НК РФ. Ещё налоговый агент платит за физлицо взносы на пенсионное страхование в сумме 27,1 % от оплаты по ст. 420 НК РФ. Общие 40,1 % насчитывают сверху оплаты, а не вычитают. В итоге заказчик получает расходы и головную боль с отчётами — письмо от 14 сентября 2020 г. N 03-04-05/80357.
Самозанятым запрещено работать от лица чужого бизнеса по договорам поручения, комиссии и агентирования. Например, нельзя продавать автомобили с пробегом под маркой комиссионного салона.
Самозанятый работает на себя — в этом суть льготного налога. Налоговая вычислит работу от чужого лица и запретит платить пониженные 6 %. А заказчик попадёт на налоги как налоговый агент. Для продажи комиссионных автомобилей, туров и квартир лучше приглашать исполнителей с ИП на УСН.
Самозанятый не может работать курьером. Но есть исключение. Курьер может ездить к покупателям с кассой заказчика, а вознаграждение за доставку принимать отдельно.
Полный список запрещённой работы прописан в ч. 2 ст. 4 Закона о налоге для самозанятых.
А вот ограничений по месту нахождения самозанятого и масштабу его дела нет. Так пояснила налоговая в письме от 12 октября 2020 г. № АБ-4-20/16632@.
🌍 С самозанятым можно работать дистанционно. Он может находиться в другом городе или за границей. И даже утратить статус налогового резидента — главное, сохранить регистрацию в России. К примеру, разработчик с ПМЖ в Белоруссии может спокойно писать код для заказчика из России.
🧑🏭 Самозанятому нельзя нанимать работников, но можно привлекать субподрядчиков. Например, веб-мастер делает для заказчика корпоративный сайт. Фотографировать зовёт фотографа. Рисовать логотип — дизайнера. Писать текст — редактора. Самозанятый может привлекать целую команду помощников. Только без трудовых договоров.
Правда, что за самозанятого не платят налоги и взносы?
Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.
Самозанятые не платят НДФЛ, и их заказчики освобождены от обязанностей налоговых агентов. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.
Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого берут электронную справку о статусе на текущую дату — тоже из «Мой налог». Как вариант — самостоятельно смотрят статус самозанятого в сервисе налоговой.
Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого налоги отменяются. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.
Самозанятый может добровольно подписаться на уплату взносов в Пенсионный фонд. А самозанятый ИП может купить страховку на случай болезни и декрета. Соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Но оплата взносов по добровольному страхованию не перекладывается на заказчика.
Что будет, если перевести работников в самозанятые?
Предпринимателя ждёт вагон проблем, если его поймают на уклонении от официального оформления работников.
За соблюдением правил следят налоговая и трудовая. Трудовую беспокоит, что люди связаны трудовыми обязанностями, но лишены больничных, отпусков и пенсии. Налоговую заинтересуют регулярные переводы на счета самозанятых. К подозрительным фирмам придут с совместными проверками.
Трудовая инспекция подаст в суд, и самозанятых признают работниками в штате. Предпринимателя заставят оформить трудовые книжки и сдать отчёты в налоговую за прошлое время. Такая процедура прописана в ст. 19.1 ТК РФ
За прикрытие трудового договора гражданско-правовым оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф — от 10 000 до 100 000 ₽.
Налоговая доначислит НДФЛ и взносы на пенсионное страхование за каждый месяц по каждому самозанятому. За уплату налогов не в срок оштрафует на 40 % от суммы долга по ст. 122 НК.
Если предприниматель держал целый цех работников с самозанятостью, придётся доплатить огромные суммы и сдать ворох отчётов.
Условия работы с самозанятыми сравнят с признаками наёмного труда из ст. 15 ТК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15. Для признания отношений трудовыми достаточно пары-тройки совпадений. Сомнения растолкуют в пользу работников.
Признаки наёмного труда такие:
— исполнитель оказывает услугу сам, субподряд запрещён;
— исполнителя взяли на определённую трудовую функцию, за итог он не отвечает;
— заказчик говорит, как можно делать работу, как нельзя;
— клиентов приводит заказчик;
— исполнитель связан рабочим графиком;
— заказчик покупает расходники и инвентарь;
— исполнителю платят регулярно — что очень похоже на зарплату;
— стороны сотрудничают долго, время от времени перезаключают договор;
— исполнитель влит в рабочий коллектив;
— исполнителя не дёргают в выходные;
— у исполнителя нет других доходов.
❌ Вот пример прикрытия наёмного труда.
Клининговая компания набрала самозанятых для уборки у клиентов. Уборщикам выдали тряпки, моющие средства и фирменные футболки. Мыть полы надо по критериям качества, которые приняты в компании, а разговаривать с клиентами по скриптам. Уборщики работают по сменам.
✅ А вот пример, когда самозанятый работал на себя.
Водитель подключился к сервису Яндекс.Такси. Сервис открыл доступ к программе на обработку заказов от пассажиров. Водитель работал без графика, брал заказы когда хотел. Деньги от пассажиров получал сервис, но на счёт водителя. Пассажиры могли расплатиться с водителем напрямую. Сервис брал комиссию — дело № 33-53437/2019.
Как оформить договор с самозанятым и какие ещё нужны бумаги?
С самозанятым заключают обычный гражданско-правовой договор в зависимости от того, что он делает.
Это может быть договор на выполнение работ — с автомастером, оказания услуг — с фотографом, авторского заказа — с программистом, купли-продажи — на закупку хенд-мейд игрушек. Выполненные работы принимают по акту.
В договор можно включить пункт со следующим смыслом. Исполнитель обязан сообщить заказчику о прекращении применения режима НПД не позднее следующего дня после снятия с регистрации в налоговой. За несообщение прописать штраф. В идеале штраф покроет расходы исполнителя, если налоговая доначислит НДФЛ.
С самозанятыми можно сотрудничать по оферте — когда исполнитель принимает правила, написанные для всех. К примеру, водитель грузовика регистрирует аккаунт в сервисе заказа грузоперевозок и работает по их правилам.
С самозанятыми не заключают договоры агентирования, комиссии и поручения. Это запрещённые для них услуги.
Если с человеком сотрудничали ещё до оформления самозанятости, перезаключать договор не нужно — письмо налоговой от 20.02.2019 No СД-4-3/2899@.
Кадровые документы на самозанятого не оформляют.
Как платить самозанятому?
Самозанятому платят на карту, наличными или на электронный кошелёк. Ограничений по форме нет.
У самозанятого нет обязанности открывать специальный банковский счёт. Подойдёт обычная карта физлица. Банк России разрешил так делать в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.
Самозанятые не пользуются онлайн-кассами. Чеки пробивают через приложение «Мой налог». Чек выдают в бумажном виде, отправляют по электронной почте или смс. В чеке исполнитель указывает договор, по которому получает оплату, наименование заказчика и его ИНН. Остальные реквизиты чека встанут сами.
Исполнитель сохраняет чек, чтобы подтвердить факт оплаты и, если нужно, учесть в расходах.
Банковская комиссия за перевод ложится на заказчика. Исполнитель должен получить оплату в сумме из договора, вычитать комиссию за оплату нельзя.
Как учесть оплату самозанятому в расходах по УСН?
Заказчик может учесть оплату самозанятому в расходах по ОСНО, ЕСХН и УСН Доходы минус расходы.
Единственный документ, которым можно подтвердить расходы — чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Это требование налоговой из письма от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Подтвердить расходы актом оказанных услуг нельзя. Акт сохраняют, чтобы подтвердить период расходов.
Самозанятый обязан выдать чек сразу, если получил наличные или электронный перевод. На банковский перевод — не позднее 9 числа следующего месяца. А вот если платить посреднику самозанятого, чек отбивает посредник из своей кассы.
Чек можно хранить в электронном виде, распечатывать необязательно.
Если самозанятый не выдал чек, налоговая рекомендует жаловаться им через сервис обращений. Но как в этом случае учесть оплату в расходах, пока неясно.
Что делать, если самозанятый перестал быть самозанятым?
Если самозанятый слетает с режима, это предательская ситуация для заказчика. За такого человека придётся заплатить НДФЛ и пенсионные взносы. Исключение — когда с режима слетел ИП. Платить взносы обязан всё равно он, заказчику можно не беспокоиться.
Самозанятый слетает с режима НПД в следующих случаях:
— он сам снялся с учёта;
— его годовой доход превысил 2,4 миллиона рублей;
— он занялся запрещённой деятельностью, например, стал агентом юридической фирмы или открыл сигаретный киоск.
Самозанятому приходит электронное уведомление из налоговой с датой прекращения режима НПД. С этой даты заказчик услуг физлица становится налоговым агентом — письмо налоговой от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Чтобы налоги за бывшего самозанятого не стали сюрпризом, перед оплатой с самозанятого берут справку о его статусе из приложения «Мой налог». Или проверяют статус в специальном сервисе налоговой.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Могут ли два самозанятых оказать одну услугу вместе?
На одну услугу можно нанять двух самозанятых. Но важно, чтобы между собой они не работали по договору простого товарищества. Это когда два ИП складываются деньгами, чтобы больше зарабатывать.
К примеру, заказчику нужно развести по клиентам 200 заказов. Он нанимает двух перевозчиков. Заключить договор нужно с каждым и расплатиться по отдельности. Нельзя, чтобы договор был заключён с одним перевозчиком, а второй помогал как товарищ по договору. Иначе оба слетят с режима НПД — письма от 19 апреля 2019 г. № СД-4-3/7496@.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур