Доходное место о чем произведение
Пьеса «Доходное место» отражает проблему взяточничества, также морального выбора в определенной жизненной ситуации. Действие происходит в Москве во времена правления Александра 2. Комедия написана в пяти действиях.
Однажды главные герои – супруги Вышневские, повздорили из-за того, что молодая жена Анна Павловна холодно обходится со своим немолодым мужем Аристархом Владимировичем. Супруг немало денег тратит на жену, чтобы она ходила в мехах и бриллиантах, идет ради неё на должностные преступления. Тем временем ей приходит письмо от немолодого женатого человека, который в нее влюблен. Но Анна Павловна не выбрасывает его, чтобы был повод посмеяться над этим человеком.
У Вышневских есть племянник Василий Жадов, который служит в канцелярии своего дяди. Молодой человек принципиален, не богатый, взяток не берет. Он решил жениться на бедной девушке. Василий сообщает об этом дяде. Тот, в свою очередь, убеждает его смотреть на жизнь практически и убрать свои амбиции. Иначе ему стоит подумать, сможет ли он обеспечить будущее своей семье. Но Жадов отказывается жить не по совести.
Полина очень влюблена в Жадова, ее не тревожит, что он не сможет ее обеспечить. Василий же думает, что сможет сам воспитать свою жену как ему нужно. Он делает предложение девушке.
Через год после свадьбы Василий понимает, что жену ему не перевоспитать, потому что она считает, что умный человек должен быть богатым. А раз он бедный, значит, она не считает его умным. Он рассказывает об этом в трактире своему приятелю. В этом же трактире появляются люди из его канцелярии, они отмечают крупную сделку. Один из них предлагает помочь Жадову деньгами. Жадов оскорблен.
Сестры и мать Полины внушают девушке, что она недостаточно строга с мужем. Сестры Полины живут в богатстве, имеют гувернанток. Теща приводит Жадову в пример его коллег, на что он оскорбляется и просит ее покинуть их дом. Он говорит жене, чтобы она перестала общаться со своими сестрами и матерью. Супруги очень сильно ссорятся. В итоге Жадов решается попросить у своего дяди доходное место.
Анна Павловна Вышневская узнает, что ее поклонник после насмешки над ним отправляет все ее любовные письма Аристарху Владимировичу. Она ни сколько этим не смущена. В это же время к Вышневским приходит Юсов, служащий в канцелярии под началом Аристарха Владимировича. Он сообщает о том, что была проверка и обнаружены махинации, надеется на то, что к ответственности его не привлекут.
Вышневский выходит из своего кабинета с болезненным видом, жена вызывает доктора. Супруг кидает ей письма от поклонника и называет ее распущенной женщиной, она оправдывается.
Также читают:
Рассказ Доходное место (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Действие оперы происходит на рубеже 1612-1613 гг. Оно попеременно переносится из России в Польшу. В России смутное время. Идет война с польскими интервентами.
В древние времена, когда ещё все люди и животные были дикими, жил кот, который гулял сам по себе. Мужчина, которому надоело жить одному, познакомился с женщиной.
Пьеса под названием «Профессия миссис Уоррен» написана писателем Бернардом Шоу. В центре внимания произведения находится молодая девушка по имени Виви Уоррен.
7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.
Краткое содержание Островский Доходное место
Вышневский женился на женщине, которая на много моложе его. Он хочет, чтобы к нему жена «теплее» относилась. У него на службе находятся Юсов и Белогубов. Молодой человек во всём пытается угодить начальству, с удовольствием выполняет приказание руководства (списать красиво определённый текст). Услужить начальству для него не в тягость, однако он не достаточно грамотен. Его цель занять место «начальника за столом». Так просидеть он хочет всю жизнь, объясняя, что только тогда он может жениться.
Вдова Кукушкина воспитывает двух дочерей, имеющих правильные черты лица и достаточно хорошеньких девушек. Она поставила цель: срочно выдать их замуж, и посадить на содержание любящих мужей. Юля нравится Белогубову, но он ей не симпатичен, но она готова выйти за любого, лишь бы уйти из родительского дома.
Жадов и Полина испытывают обоюдную симпатию друг к другу. Все осуждают легкомысленность Жадова, который думает, его будущей молодой жене понравится проживать в бедности. Но, изъявляет, что желает прибавки к жалованию, которую хочет выпросить у своего дяди. Тут его начали осуждать Юсов и Вышневский, так как он распространяет «свободно мысленные фразы» и выбрал себе невесту «без кола и двора».
После не послушания, разгневанный дядя, не хочет помогать племяннику, пока он не поумнеет. По просьбе Вышневского, к матери Юлии, был послан Юсов, чтобы предотвратить не удачный брак. По их мнению, он погубит её дочь. Он не доволен, как современная молодёжь, которая не достигла никаких успехов в обществе, пытается «правила свои устанавливать».
Рассмотрим, что же происходит в скромной зале Кукушкиной. Сёстры обсуждают женихов. Полина полюбила Жадова. А Юлю не устраивает Белогубов, который на ней женится, только после получения «доходного рабочего места». Мать устраивает такой расклад, и она начинает давать советы: «Подтачивайте своих супругов постоянно, чтобы не расслаблялись и добывали для семьи средства для существования».
Когда пришли гости, то вдова сказала, что хочет, выпросить для зятя Белогубова столовое рабочее место. И Юсов пытается предупредить о необдуманных поступках Жадова. На, что у матери свой ответ, что он поменяется после свадьбы. Полина любит своего жениха и не скрывает, что у них все врут и они бедны. После свадьбы они живут скромно, и Полина заставляет мужа идти просить место.
Чтобы отомстить, поклонник жены главного руководителя, присылает её любовные письма. Об этом узнаёт её муж, который будет уволен и ждёт решения суда. Так как, пропало большое количество денег. Просьба молодой семьи дать место вызывает злой смех у начальника. Полина признаётся, что не собиралась бросать мужа, а только практиковала родственные указания.
Брак может быть удачным, если внутри между супругами есть открытые чувства. И не смотря ни на что, он будет сохранён.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
Доходное место. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главными героями рассказа являются злющая собачка Малька и конь по кличке Верный. Малька жила у одной одинокой пенсионерки тети Лидии. Лаяла собачка на всех и всяк проходящего мимо дома прохожего. И даже бывали случаи укусов.
В этом рассказе автор повествует нам об одном мистическом событии, и пытается навести читателя на размышления о чем-то сверхъестественном, и чудесном в нашей жизни
В 1965 году Александр Твардовский написал большую статью «О Бунине», в которой он проанализировал творчество великого русского писателя, получившего в 1933 году за свой редкий талант Нобелевскую премию.
На кухне хозяйка варила раков. Она брала одного рака за спинку, затем опускала его в кипящую воду в кастрюлю, и через несколько минут готовый красный рак красовался на блюде
Как всегда, автор занимался набросками своей будущей книги в уютном кафе. Как вдруг, в него вошла молодая прекрасная девушка. И он захотел посвятить ей часть страниц своего произведения
3066. Анализ пьесы Доходное место Островского Русский язык
Сочинение — Анализ пьесы Доходное место. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
История создания
Свое произведение под названием «Доходное место» писатель А. Н. Островский написал в 1856 году буквально за один месяц. Комедийная пьеса была опубликована в следующем году в журнале «Русская беседа». Несколько лет пьесу категорически запрещали ставить на сцене театра. Однако в 1963 году, «Доходное место» было впервые показано публике в Александрийском театре и с восторгом принята ею.
Сам же писатель признавался, что смог написать свое произведение только благодаря личному опыту. Так, как Островский сам довольное долгое время проработал в судах писарем и знал подробности многих судебных дел.
Жанр произведения
Пьеса «Доходное место» относится к комедийному жанру. Комедия являлась любимым жанром писателя, он считал, что именно комедия считается лучшей формой к достижению нравственных целей.
Сюжет и тема
Все действия в пьесе происходят в старой Москве, в те времена, когда царь Александр II только начинал править своей страной.
Молодой и бедный чиновник Жадов вынужден проживать у своего богатого дяди. Однако несмотря на свою бедность, Жадов ни желает брать пример со своего богатого родственника. Он отказывается угождать и прислуживать кому-то и брать с людей взятки. Жадов не согласен со взглядами своего богатого дяди и считает, что лучше честно работать и спокойно жить. Женившись по любви на бедной девушке Полине, он искренне считает, что та разделит с ним его взгляды на жизнь. Однако Полина под воздействием своей алчной матери начала часто ссорится с мужем из-за денег. В итоге под натиском любимой жены Жданов вынужден идти к дяде и просить доходное для себя место. Однако наткнувшись на насмешки старых чиновников, Жадов понимает, что ему легче отказаться от своей любимой жены, чем отступить от своих принципов. Полина не уходит от Жадова, так как тоже любит его.
В своей пьесе автор затронул актуальную, даже в наши дни, тему взяточничества и казнокрадства. Кроме того, показал нам проблемы семейной жизни и любви, чести и морального выбора. Так же в произведение сильно затронута тема конфликта разных поколений.
Главные герои
Главными героями в пьесе являются:
Композиция произведения
Пьеса состоит из пяти действий, в основе которых показаны конфликтные ситуации между персонажами.
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.
Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями
Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.
Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.
Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.
Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.
Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.
Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.
Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.
Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.
Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.
Островский, «Доходное место»: содержание, анализ, главные герои
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
Явление второе
Вышневская
(одна, сидит несколько времени задумавшись)
.
Входит мальчик, подает письмо и уходит.
От кого это? (Распечатывает и читает.)
Вот еще мило! Любовное послание. И от кого же! Пожилой человек, жена красавица. Мерзко! Оскорбительно! Что делать женщине в таком случае? И какие пошлости написаны! Какие глупые нежности! Послать его назад? Нет, лучше показать его кой-кому из знакомых да посмеяться вместе, все-таки развлечение… фу, как гадко!
(Уходит.)
Антон выходит из кабинета и становится у двери; входит Юсов, потом Белогубов.
Первое действие
Сюжет пьесы сразу развивается очень динамично. В первом действии описаны следующие события:
Второй и третий эпизод
Во втором действии Полина и ее сестра Юлинька разговаривают о своих женихах. Полина любит Жадова и с нетерпением ждет свадьбы, а вот Юлинька не в восторге от Белогубова, но женитьбе рада, потому что ей хочется выпорхнуть из родительского гнезда как можно скорее. Входит вдова Кукушкина, она говорит девушкам, что мужей надо направлять, чтобы они стремились больше зарабатывать.
В дом к Кукушкиным приходят Юсов и Белогубов. Оставшись наедине с Юсовым, вдова просит у него денежную должность столоначальника для будущего зятя Белогубова. Чиновник соглашается, и заодно говорит женщине, что жених Полины Жадов — партия крайне неперспективная. Кукушкина считает, что все глупости в жизни мужчин от холостой жизни и после свадьбы он станет другим человеком.
Оставшись вдвоем с Жадовым, Полина говорит, что она нищая и не образованная. Жениха это не расстраивает, он даже рад. Ему хочется самому научить будущую жену всему необходимому и вместе добиться успеха в жизни. Парень признается Полине в любви и просит у ее матери согласия на женитьбу.
В третьем действии после свадьбы Жадова и Полины прошел уже год. Василий сидит в трактире и встречает там своего старого друга, бедного учителя Мыкина. Товарищ ругает Жадова, за то, что он женился, не имея ни копейки за душой, взял на себя неподъемную ношу. Племянник Вышневского сетует на то, что ему некогда воспитывать супругу, а она не считает его умным. Полина верит в то, что все умные люди обязательно богаты.
В трактир заходят Белогубов, Юсов и еще несколько чиновников. Они отмечают заключение выгодной сделки, которая принесла Белогубову много денег. Он очень счастлив и в порыве радости даже пытается угостить Жадова, но тот отказывается в резкой форме. Белогубов осыпает Юсова благодарностями, ведь это он научил его всему, что нужно знать чиновнику, чтобы жить хорошо.
Юсов учит своих подчиненных действовать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Белогубов садится рядом с Жадовым и намекает, что жить надо по-родственному. Он видит, что Василий и Полина испытывают лишения и хочет помочь им деньгами, это предложение только оскорбляет Жадова.
Постановки
Назначенный на 20 декабря 1857 г. спектакль «Доходное место» в Малом театре был запрещен к показу, несмотря на отпечатанные афиши и распроданные билеты. Провинциальные антрепризы Казани и Оренбурга успели показать комедию зрителю, но дальнейшие представления цензура запретила. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 27 сентября 1863 г., в Малом театре — 14 октября 1863 г. Классический образ Жадова создал артист Малого театра С.В. Шумский. Наиболее значительные постановки в дальнейшем осуществили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (1923 г., театр Революции, Москва), Н.О. Волконский (1929 г., Малый театр), М.А. Захаров (1968 г., театр Сатиры, Москва).
). Старый чиновничий мир был одной из тех язв, которыми давно так мучительно болела дореформенная Россия. Комедия «Доходное место» изображает перелом в жизни русского чиновничества к «новой, более честной и чистой жизни».
Островский. Доходное место. Спектакль Малого театра, 1981
Вышневский – это мошенник высшего полета; он – «гений, Наполеон » – человек «ума необъятного», как характеризует его Юсов, преклоняющийся перед его талантами… Он – крупный хищник, который силен «быстротой и смелостью в делах». Он – циник, потому что сознает подлость своего поведения, но открыто и смело гладит всем в глаза, презирая всех. Когда ему говорят о суде общественного мнения, – он иронизирует:
«У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: «не пойман – не вор!»… Какое дело обществу, на какие доходы ты живешь, лишь бы ты жил прилично и вел себя, как следует порядочному человеку.
Совести он не боится, так как убежден, что «спокойствие совести не спасет от голода». Юному чиновнику, вступившему на службу с честными взглядами, он рекомендует бросать «завиральные идеи», – служить так, «как все порядочные люди»… Энергичный, сильный волей, он – отважный и ловкий боец на житейском поприще. Вооруженный эгоизмом и цинизмом, он хладнокровно и обдуманно устраивает свою карьеру, не задерживаясь на пути голосом совести.
Хищником более мелкого сорта представлен помощник его – Юсов, у которого нет гениального размаха Вышневского. – он может только подражать своему принципалу и подбирать крохи, которые оставлены тем. Он смотрит на службу просто, – как на средство «кормления». У него и этика своеобразная: он по-своему честен, – и, например, возмущается от души, когда узнает, что один из чиновников, взяв взятку, надул просителя…
«Не марай чиновников! – говорит он. – Ты возьми, так за дело, а не за мошенничество! Возьми так, чтобы и проситель был не обижен и чтобы ты был доволен. Живи по закону; живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы».
«Меня, давно уже это было, привели в присутствие в затрапезном халатишке, только что грамоте знал – читать да писать Года два был на побегушках, разные комиссии исправлял: и за водкой-то бегал, и за пирогами, и за квасом, кому с похмелья… И сидел то я не у стола на стуле, а у окошка, на связке бумаг, и писал-то я не из чернильницы, а из старой помадной банки. А вот, вышел в люди… Да-с, имею три домика, хоть далеко, да это мне не мешает. Лошадок держу четверню Оно подальше-то лучше и земли побольше, и не так шумно, да и разговору меньше, пересуду!»
Он не терпит «образованных», и сочувствует «простым» людям, которые в грамоте слабы, да в жизни покладисты.
«При нынешних строгостях, – говорит он, – случается с человеком несчастье, – выгонят из уездного училища за неуспехи, или из низших классов семинарии, – как его не призреть? Он и так судьбой убить: всего он лишен, всем обижен. Да и люди-то выходят… понятливее, подобострастнее… душа у них открытее».
Самодовольства и самомнения у него столько, сколько у Фамусова. Когда он подпил в трактире, он пляшет в кругу своих подчиненных – пляшет и философствует:
«Мне можно плясать. Я все в жизни сделал, что предписано человеку. У меня душа покойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил – мне теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на Божий мир! Птичку увижу, и на ту радуюсь, цветок увижу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу. Помня свою бедность, нищую братию не забываю. Других не осуждаю, как некоторые молокососы из ученых! Кого мы можем осуждать! Мы не знаем, что еще сами-то будем! Посмеялся ты нынче над пьяницей, а завтра сам, может быть, будешь пьяница; осудишь нынче вора, а может быть, сам завтра будешь вором. Почем мы знаем свое определение, кому чем быть назначено. Гордость, гордость! Я плясал от полноты души. На сердце весело, на душе покойно! Я никого не боюсь! Я хоть на площади перед всем народом буду плясать. Мимоходящие скажут: «Сей человек пляшет, должно быть, душу имеет чисту!»».
Около этого Фамусова «в миниатюре» ютится молодой чиновник Белогубов: как Подхалюзин под влиянием Большова, а Тишка – под влиянием Подхалюзина, учатся «торговать» – так Белогубов в «школе» Юсова проходит науку казнокрадства и лихоимства… И он от всей души благодарен Юсову за то, что тот пригрел его, «грамоты не знающего», и вывел в люди.
«Кому же я обязан? – говорит он Юсову после одного удачного «получения». – Разве бы я понимал что, кабы не вы? от кого я в люди пошел, от кого жить стал, как не от вас? Под вашим крылом воспитался! Другой бы того и в десять лет не узнал всех тонкостей и оборотов, что я в четыре года узнал. С вас пример брал во всем!».
И вот, в эту затхлую среду старого чиновничества попадает юный Жадов, племянник Вышневского: как Чацкий в фамусовском обществе
, так он идет против течения, но сил у него для борьбы немного: правда, он – человек с образованием, честный, но у него – семья; он окружен взяточниками. Перед нами заурядный средний человек, просвещенный, проникнутый возвышенными, благородными стремлениями; но, в столкновении с суровой действительностью, он оказывается далеко не всегда на надлежащей нравственной уровне и едва не терпит полного поражения. На первых порах, он думает еще о возможности честной, трудовой жизни:
«Не верю я вам, – восклицает он, – не верю и тому, чтобы честным трудом не мог образованный человек обеспечить себя с семейством. Не хочу верить и тому, что общество так развратно. Это – обыкновенная манера стариков разочаровывать молодых людей, представлять все в черном свете. Людям старого века завидно, что мы так весело, с такой надеждой смотрим на жизнь. А, дядюшка! Я вас понимаю. Вы теперь всего достигли – и знатности и денег. Вам некому завидовать. Вы завидуете только нам, людям с чистою совестью, с душевным спокойствием…»
Одним из наиболее выдающихся российских драматургов является Александр Островский. «Доходное место» (краткое содержание произведения будет предметом настоящего обзора) — это пьеса, которая занимает видное место в его творчестве. Она вышла в свет в 1856 году, однако до постановки в театре была допущена лишь через семь лет. Существует несколько известных сценических постановок произведения. Одна из самых популярных — работа с А. Мироновым в одной из главных ролей.
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Муж и жена сильно ссорятся. Жадов любит супругу и боится ее потерять, поэтому соглашается пойти к Вышневскому и попросить дать ему доходное место.
Явление первое
Вышневский в байковом сюртуке и без парика и Вышневская в утреннем наряде. Выходят из половины Вышневской.
. Какая неблагодарность! Какая злоба!
(Садится.)
Пять лет вы за мной замужем, и в пять лет я не могу ничем заслужить вашего расположения. Странно! Может быть, вы недовольны чем-нибудь?
. Я думаю. Не для вас ли я купил и отделал великолепно этот дом? Не для вас ли я выстроил в прошлом году дачу? Чего у вас мало? Я думаю, ни у одной купчихи нет столько бриллиантов, сколько у вас.
. Благодарю вас. Впрочем, я ничего от вас не требовала.
. Вы не требовали; но я должен был чем-нибудь вознаградить вас за разность в летах. Я думал найти в вас женщину, способную оценить жертвы, которые я вам принес. Я ведь не волшебник, я не могу строить мраморных палат одним жестом. На шелк, на золото, на соболь, на бархат, в который вы окутаны с головы до ног, нужны деньги. Их нужно доставать. А они не всегда легко достаются.
. Мне ничего не нужно. Я уж говорила вам не один раз об этом.
. Но мне нужно же наконец покорить ваше сердце. Ваша холодность меня сводит с ума. Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все! Я купил вам в нынешнем году подмосковную. Знаете ли, что деньги, на которые я ее купил… как бы это вам сказать. ну, одним словом, я рискнул более, нежели позволяло благоразумие. Я могу подлежать ответственности.
. Ради Бога, не делайте меня участницею ваших поступков, если они не совсем честны. Не оправдывайте их любовью ко мне. Я вас прошу. Для меня это невыносимо. Впрочем, я не верю вам. Пока вы меня не знали, вы жили и поступали точно так же. Я даже перед своей совестью не хочу отвечать за ваше поведение.
. Поведение! Поведение! Из любви к вам я готов даже на преступление. Чтобы только купить вашу любовь, я готов заплатить своим бесчестием.
(Встает и подходит к Вышневской.)
Вышневская
. Аристарх Владимирыч, я притворяться не могу.
Вышневский
(берет ее за руку)
. Притворитесь! Притворитесь!
. Но ведь я вас люблю.
(Дрожа, опускается на колени.)
Я вас люблю!
. Аристарх Владимирыч, не унижайтесь! Вам одеваться пора.
(Звонит.)
Вышневский поднимается. Входит Антон из кабинета.
Одеваться Аристарху Владимирычу.
. Пожалуйте, готово-с.
(Уходит в кабинет.)
Вышневский идет за ним.