Доходное место островский о чем
Краткое содержание Островский Доходное место
Вышневский женился на женщине, которая на много моложе его. Он хочет, чтобы к нему жена «теплее» относилась. У него на службе находятся Юсов и Белогубов. Молодой человек во всём пытается угодить начальству, с удовольствием выполняет приказание руководства (списать красиво определённый текст). Услужить начальству для него не в тягость, однако он не достаточно грамотен. Его цель занять место «начальника за столом». Так просидеть он хочет всю жизнь, объясняя, что только тогда он может жениться.
Вдова Кукушкина воспитывает двух дочерей, имеющих правильные черты лица и достаточно хорошеньких девушек. Она поставила цель: срочно выдать их замуж, и посадить на содержание любящих мужей. Юля нравится Белогубову, но он ей не симпатичен, но она готова выйти за любого, лишь бы уйти из родительского дома.
Жадов и Полина испытывают обоюдную симпатию друг к другу. Все осуждают легкомысленность Жадова, который думает, его будущей молодой жене понравится проживать в бедности. Но, изъявляет, что желает прибавки к жалованию, которую хочет выпросить у своего дяди. Тут его начали осуждать Юсов и Вышневский, так как он распространяет «свободно мысленные фразы» и выбрал себе невесту «без кола и двора».
После не послушания, разгневанный дядя, не хочет помогать племяннику, пока он не поумнеет. По просьбе Вышневского, к матери Юлии, был послан Юсов, чтобы предотвратить не удачный брак. По их мнению, он погубит её дочь. Он не доволен, как современная молодёжь, которая не достигла никаких успехов в обществе, пытается «правила свои устанавливать».
Рассмотрим, что же происходит в скромной зале Кукушкиной. Сёстры обсуждают женихов. Полина полюбила Жадова. А Юлю не устраивает Белогубов, который на ней женится, только после получения «доходного рабочего места». Мать устраивает такой расклад, и она начинает давать советы: «Подтачивайте своих супругов постоянно, чтобы не расслаблялись и добывали для семьи средства для существования».
Когда пришли гости, то вдова сказала, что хочет, выпросить для зятя Белогубова столовое рабочее место. И Юсов пытается предупредить о необдуманных поступках Жадова. На, что у матери свой ответ, что он поменяется после свадьбы. Полина любит своего жениха и не скрывает, что у них все врут и они бедны. После свадьбы они живут скромно, и Полина заставляет мужа идти просить место.
Чтобы отомстить, поклонник жены главного руководителя, присылает её любовные письма. Об этом узнаёт её муж, который будет уволен и ждёт решения суда. Так как, пропало большое количество денег. Просьба молодой семьи дать место вызывает злой смех у начальника. Полина признаётся, что не собиралась бросать мужа, а только практиковала родственные указания.
Брак может быть удачным, если внутри между супругами есть открытые чувства. И не смотря ни на что, он будет сохранён.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
Доходное место. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главными героями рассказа являются злющая собачка Малька и конь по кличке Верный. Малька жила у одной одинокой пенсионерки тети Лидии. Лаяла собачка на всех и всяк проходящего мимо дома прохожего. И даже бывали случаи укусов.
В этом рассказе автор повествует нам об одном мистическом событии, и пытается навести читателя на размышления о чем-то сверхъестественном, и чудесном в нашей жизни
В 1965 году Александр Твардовский написал большую статью «О Бунине», в которой он проанализировал творчество великого русского писателя, получившего в 1933 году за свой редкий талант Нобелевскую премию.
На кухне хозяйка варила раков. Она брала одного рака за спинку, затем опускала его в кипящую воду в кастрюлю, и через несколько минут готовый красный рак красовался на блюде
Как всегда, автор занимался набросками своей будущей книги в уютном кафе. Как вдруг, в него вошла молодая прекрасная девушка. И он захотел посвятить ей часть страниц своего произведения
Пьеса «Доходное место» отражает проблему взяточничества, также морального выбора в определенной жизненной ситуации. Действие происходит в Москве во времена правления Александра 2. Комедия написана в пяти действиях.
Однажды главные герои – супруги Вышневские, повздорили из-за того, что молодая жена Анна Павловна холодно обходится со своим немолодым мужем Аристархом Владимировичем. Супруг немало денег тратит на жену, чтобы она ходила в мехах и бриллиантах, идет ради неё на должностные преступления. Тем временем ей приходит письмо от немолодого женатого человека, который в нее влюблен. Но Анна Павловна не выбрасывает его, чтобы был повод посмеяться над этим человеком.
У Вышневских есть племянник Василий Жадов, который служит в канцелярии своего дяди. Молодой человек принципиален, не богатый, взяток не берет. Он решил жениться на бедной девушке. Василий сообщает об этом дяде. Тот, в свою очередь, убеждает его смотреть на жизнь практически и убрать свои амбиции. Иначе ему стоит подумать, сможет ли он обеспечить будущее своей семье. Но Жадов отказывается жить не по совести.
Полина очень влюблена в Жадова, ее не тревожит, что он не сможет ее обеспечить. Василий же думает, что сможет сам воспитать свою жену как ему нужно. Он делает предложение девушке.
Через год после свадьбы Василий понимает, что жену ему не перевоспитать, потому что она считает, что умный человек должен быть богатым. А раз он бедный, значит, она не считает его умным. Он рассказывает об этом в трактире своему приятелю. В этом же трактире появляются люди из его канцелярии, они отмечают крупную сделку. Один из них предлагает помочь Жадову деньгами. Жадов оскорблен.
Сестры и мать Полины внушают девушке, что она недостаточно строга с мужем. Сестры Полины живут в богатстве, имеют гувернанток. Теща приводит Жадову в пример его коллег, на что он оскорбляется и просит ее покинуть их дом. Он говорит жене, чтобы она перестала общаться со своими сестрами и матерью. Супруги очень сильно ссорятся. В итоге Жадов решается попросить у своего дяди доходное место.
Анна Павловна Вышневская узнает, что ее поклонник после насмешки над ним отправляет все ее любовные письма Аристарху Владимировичу. Она ни сколько этим не смущена. В это же время к Вышневским приходит Юсов, служащий в канцелярии под началом Аристарха Владимировича. Он сообщает о том, что была проверка и обнаружены махинации, надеется на то, что к ответственности его не привлекут.
Вышневский выходит из своего кабинета с болезненным видом, жена вызывает доктора. Супруг кидает ей письма от поклонника и называет ее распущенной женщиной, она оправдывается.
Также читают:
Рассказ Доходное место (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Действие оперы происходит на рубеже 1612-1613 гг. Оно попеременно переносится из России в Польшу. В России смутное время. Идет война с польскими интервентами.
В древние времена, когда ещё все люди и животные были дикими, жил кот, который гулял сам по себе. Мужчина, которому надоело жить одному, познакомился с женщиной.
Пьеса под названием «Профессия миссис Уоррен» написана писателем Бернардом Шоу. В центре внимания произведения находится молодая девушка по имени Виви Уоррен.
7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.
Доходное место
Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую «богато меблированную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упрекает её в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть её равнодушие. Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо, которое оказывается любовным посланием от немолодого человека, имеющего красавицу жену. Возмущённая Вышневская собирается вместе со знакомыми посмеяться над неприятным поклонником и уходит.
Появляется пришедший к Вышневскому с делами служащий в его департаменте старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Белогубов, молодой подчинённый Юсова. Заметно важничая, выходит от начальника Юсов и приказывает Белогубову переписать бумагу почище, сообщая, что в переписчики его выбрал сам Вышневский, довольный его почерком. Это вызывает восторг Белогубова. Он лишь жалуется, что в грамоте не силён и за это над ним смеётся Жадов, племянник Вышневского, живущий у него в доме на всем готовом и также служащий под начальством Юсова. Белогубов просит места столоначальника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и объясняет просьбу желанием жениться. Юсов благосклонно обещает и также сообщает, что недовольный племянником Вышневский намерен предложить ему покинуть дом и попробовать самостоятельно пожить на десятирублёвое жалованье. Появляется Жадов, чтобы поговорить с дядюшкой, но ему приходится ждать в обществе Белогубова и Юсова, который ворчит на него и упрекает в чрезмерных амбициях и нежелании выполнять чёрную канцелярскую работу. Появившейся тётушке, с которой он дружен, Жадов сообщает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим трудом. Тётушка высказывает сомнение в том, что молодая жена захочет жить в бедности, но Жадов думает её воспитать по-своему, уверяет, что, как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «миллионной доли тех убеждений, которыми обязан воспитанию». Однако сообщает, что хочет просить у дядюшки прибавки к жалованью. Появившийся Вышневский и Юсов принимаются ругать Жадова за неаккуратное хождение в должность, за «глупые речи», которые он произносит перед сослуживцами, смеющимися над ним за глаза. Вышневский резко осуждает намерение не имеющего средств племянника жениться на бесприданнице, они ссорятся, и Вышневский, заявив, что прекращает с Жадовым родственные отношения, уходит.
Вышневский расспрашивает Юсова, на ком собирается жениться его племянник, узнает, что на одной из дочерей небогатой вдовы чиновника Кукушкиной. Вышневский и поручает предупредить вдову, чтоб она не губила дочери, не отдавала «за этого дурака». Оставшись один, Юсов бранит новые времена, когда «мальчишки стали разговаривать», и восхищается «гением» и размахом Вышневского. Однако выражает опасение из-за того, что он «в законе не совсем твёрд, из другого ведомства».
Второе действие происходит в небогатой гостиной в доме вдовы Кукушкиной. Сестры Юленька и Полина разговаривают о своих женихах. Выясняется, что Юленьке не нравится Белогубов («дрянь ужасная»), но она рада-радёхонька хоть за него выйти, чтоб избавиться от воркотни и попрёков матери. Полина говорит, что влюблена в Жадова. Появляющаяся Кукушкина принимается пилить Юлию за то, что Белогубов долго не делает предложения. Выясняется, что Белогубов намерен жениться, как только получит место столоначальника. Кукушкина удовлетворена, но в завершение беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поминутно и точите, чтоб денег добывали».
Приходят Белогубов с Юсовым. Кукушкина, оставшись наедине с Юсовым, просит места для Белогубова, тот обещает. Юсов предупреждает Кукушкину о «неблагонадёжности» и «вольнодумстве» жениха Полины Жадова. Но Кукушкина уверена, что все «пороки» Жадова «от холостой жизни», женится — переменится. Появляется Жадов, старшие оставляют молодых людей наедине с девушками. Белогубов беседует с Юленькой и обещает, что свадьба не за горами. Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она искренне любит Жадова, честно рассказывает о своей бедности, о том, что дома у них «все обман». Однако спрашивает Жадова, есть ли у него знакомые купцы, которые, по словам Белогубова, будут делать им подарки. Жадов объясняет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое блаженство жить своим трудом». Жадов объясняется в любви и просит у Кукушкиной руки Полины.
Третье действие происходит в трактире, примерно через год. Входят Жадов и его университетский товарищ Мыкин, пьют чай и расспрашивают друг друга о житье. Мыкин учительствует, живёт, «сообразуясь со средствами», холостяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», — поучает он Жадова. Жадов оправдывается тем, что очень полюбил Полину и «женился по любви. Взял девушку неразвитую, воспитанную в общественных предрассудках», и жена страдает от бедности, «дуется немного, а иногда поплачет». Появляются Юсов, Белогубов и двое молодых чиновников, пришедших покутить по случаю удачного дела, принёсшего «куш» Белогубову, который угощает компанию. Он добродушно пытается пригласить и «братца» Жадова (теперь они родственники по жёнам), но тот довольно резко отказывается. Юсов формулирует своеобразную этику взяточника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей молодёжью Юсов пускается в пляс и произносит речь о своих добродетелях: отца семейства, наставника молодёжи, благотворителя, не забывающего и бедных. Перед уходом Белогубов «по-родственному» предлагает Жадову денег, но тот возмущённо отказывается. Чиновники уходят. К Жадову подсаживается стряпчий Досужев, иронически комментирует виденную сцену. Они пьют. Оставаясь один, захмелевший Жадов запевает «Лучинушку», половой выпроваживает его со словами: «Пожалуйте-с! Нехорошо-с! Безобразно-с!»
Четвёртое действие развёртывается в «очень бедной комнате» Жадова, где в одиночестве у окна сидит Полина, жалуется на скуку и запевает. Приходит сестра, рассказывает, как успешно идут дела у её мужа, как Белогубов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возмущаясь, что он «нынешнего тону не знает. Он должен знать, что человек создан для общества». Юлия дарит сестре шляпку и велит растолковать Жадову, что жена его «даром любить не будет». Оставшись одна, Полина восхищается умом сестры, радуется шляпке. Тут приходит Кукушкина. Она бранит Полину, что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыдницей» за то, что у неё «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуждает о вреде умников, полагающих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка? Сами же его выдумали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!»
Появляется Жадов, Кукушкина принимается его бранить, а Полина ей поддакивает. Происходит ссора, Жадов просит тёщу уйти. Он садится работать, но Полина, помня уроки родных, принимается его пилить за отсутствие денег на удовольствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они ссорятся, и Полина уходит. Жадов чувствует, что не в силах расстаться с женой, и посылает прислугу догнать Полину. Вернувшаяся Полина требует, чтобы он шёл к дядюшке просить доходного места. Жадов сдаётся, рыдая, он поёт песню взяточников из комедии Капниста «Ябеда». Испуганная Полина готова отступить, но Жадов зовёт её вместе идти к Вышневскому.
Последнее действие возвращает нас в дом Вышневского. Вышневская в одиночестве читает письмо своего осмеянного поклонника, который сообщает ей, что в отместку за её поступок с ним перешлёт её мужу случайно доставшиеся ему письма Вышневской к молодому чиновнику Любимову. Она даже не испугана, собирается упрекнуть мужа в том, что он купил её у родных и сломал ей жизнь. В это время появляется Юсов, бормоча туманные фразы о превратностях судьбы и губительности гордости. Наконец выясняется, что Вышневского «за упущения» и «открывшиеся недостатки сумм» отдают под суд, а осторожный Юсов говорит, что сам-то он «не подлежит большой ответственности», хотя при нынешних строгостях его, пожалуй, отправят в отставку. Появляется Вышневский. Гневно отталкивая выражающую сострадание жену, он обращается к Юсову: «Юсов! За что я погиб?» «Превратность. судьба-с», — отвечает тот. «Вздор! Какая судьба? Сильные враги — вот причина!» — возражает Вышневский. Затем он отдаёт Вышневской присланные ему письма к Любимову и называет её «развратной женщиной». В обширном монологе Вышневская отрицает обвинения.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ
В 1942 году Николаем I утверждается особый негласный орган — «Комитет, высочайше утверждённый в 2-й день апреля», известный как «бутурлинский комитет» по имени своего председателя Д. П. Бутурлина. «На сцену выступает Бутурлин с ненавистью к слову, мысли и свободе, проповедью безграничного послушания, молчания, дисциплины».
Драматическая цензура, ведавшая разрешением пьес к постановке, была, как и всегда, ещё придирчивее, чем общая цензура, ведавшая их опубликованием.
По представлению «Комитета 2 апреля» Николай I подтверждает в 1850 году запрет для сцены комедии Островского «Свои люди — сочтёмся!». Ещё раньше, 28 августа 1847 года, запрещается к представлению его же одноактная «Картина семейного счастья». Отметим, что цензурой запрещается в сентябре 1850 года и сделанный Островским перевод комедии Шекспира «Укрощение злой жены» («Укрощение строптивой»).
14 февраля 1856 года Некрасов даёт обед в редакции «Современника» в честь приехавшего в Петербург московского драматурга, который назван им на страницах «Современника» «нашим, бесспорно, первейшим драматическим писателем». Островский соглашается «на постоянное исключительное сотрудничество» в «Современнике», и в апрельской книжке этого журнала, как бы в залог достигнутого согласия, перепечатывается первая одноактная комедия Островского «Картина семейного счастья».
Между Островским и редакторами «Современника» Некрасовым и Панаевым завязывается оживлённая переписка. «Поверьте, что я всею душою предан «Современнику», — заверяет драматург Панаева.
«Пишите смелей — цензура пока шалит», — советует драматургу Некрасов
Первая же пьеса Островского, «Доходное место», написанная летом 1856 г. во время неудачного путешествия к истокам Волги (с лучилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся, несколько месяцев драматург лежал со сложными переломами), подтверждает, что драматург внял этому совету, хотя «шалости» цензуры попортили немало крови автору этой замечательной и действительно смелой комедии.
Представление «Доходного места» в Малом театре было назначено на 20 декабря 1857 г. Билеты были распроданы на несколько представлений вперёд. Премьера, однако, не состоялась. Режиссёр Малого театра С. А. Черневский в этот день эпически занёс в репертуарный гроссбух: «Объявленную комедию «Доходное место» по запрещению отменили».
«Доходное место» было под цензурой 6 лет.
Вторично ее разрешили в 1863 и 27 сентября она была поставлена в Александринском театре, в бенефис Левкеевой.
С этой поры пьеса вошла в постоянный репертуар Александринского театра и пользовалась неизменным успехом у зрителей.
Но, что интересно, «Доходное место» часто вызывало неудовольствие представителей самых разных режимов. Даже после «перемен» пьеса часто оказывалась «неудобной». Например, в 1967 году «Доходное место» Марка Захарова в Московском театре Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли было снято с репертуара.
В наше время пьеса также не теряет своей актуальности, к ней обращаются многие молодые режиссёры. Так что сегодня «Доходное место» для многих становится наваждением, знаком эпохи Денег.
«Доходное место» А.Островского — о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность — порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов. В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе.
Пьеса ставит вопросы актуальные для любого общества и любого времени:
Надо ли быть честным человеком и верить в любовь? Надо ли говорить правду или необходимо все время лгать? Надо ли воровать, чтобы разбогатеть? Можно ли усердно работать и заработать много денег, или коррупция неистребима и вечна? С одной стороны, быть бедным и гордым — стыдно, а с другой — быть честным богатым не получается. Мужчина не имеет право быть бедным, иначе его и за мужчину считать-то не будут; богатый — благороден, и не важно, каким способом это богатство нажито, а любовь к бедному — юродство и от нее нужно избавляться. Деньги правят миром и определяют место человека в этом мире. И снова люди, как Илья Муромец в русской сказке, стоят перед выбором — какую дорогу выбрать, какую часть души выгоднее продать.
Краткое содержание пьесы «Доходное место» Островского
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
Первое действие
Сюжет пьесы сразу развивается очень динамично. В первом действии описаны следующие события:
Финал
Неожиданно счастливой развязкой завершается пьеса «Доходное место». Островский, жанр которого – преимущественно комедия, умел даже в юмористических зарисовках показать общественные пороки современности. В последнем, пятом, действии Жадов униженно просит себе работу у дяди, однако в ответ последний вместе с Юсовым начинают высмеивать его за то, что он предал свои принципы жить самостоятельно и честным трудом, не воруя и не беря взяток. Выведенный из себя, молодой человек заявляет, что среди его поколения есть честные люди, отказывается от своего намерения и объявляет, что больше не проявит слабости.
Итак, Александр Островский («Доходное место» тому яркий пример) в своих произведениях умело соединял исторические реалии и острую сатиру. Пересказанная нами пьеса может быть предложена школьникам для более углубленного изучения творчества писателя.
Второй и третий эпизод
Во втором действии Полина и ее сестра Юлинька разговаривают о своих женихах. Полина любит Жадова и с нетерпением ждет свадьбы, а вот Юлинька не в восторге от Белогубова, но женитьбе рада, потому что ей хочется выпорхнуть из родительского гнезда как можно скорее. Входит вдова Кукушкина, она говорит девушкам, что мужей надо направлять, чтобы они стремились больше зарабатывать.
В дом к Кукушкиным приходят Юсов и Белогубов. Оставшись наедине с Юсовым, вдова просит у него денежную должность столоначальника для будущего зятя Белогубова. Чиновник соглашается, и заодно говорит женщине, что жених Полины Жадов — партия крайне неперспективная. Кукушкина считает, что все глупости в жизни мужчин от холостой жизни и после свадьбы он станет другим человеком.
Оставшись вдвоем с Жадовым, Полина говорит, что она нищая и не образованная. Жениха это не расстраивает, он даже рад. Ему хочется самому научить будущую жену всему необходимому и вместе добиться успеха в жизни. Парень признается Полине в любви и просит у ее матери согласия на женитьбу.
В третьем действии после свадьбы Жадова и Полины прошел уже год. Василий сидит в трактире и встречает там своего старого друга, бедного учителя Мыкина. Товарищ ругает Жадова, за то, что он женился, не имея ни копейки за душой, взял на себя неподъемную ношу. Племянник Вышневского сетует на то, что ему некогда воспитывать супругу, а она не считает его умным. Полина верит в то, что все умные люди обязательно богаты.
В трактир заходят Белогубов, Юсов и еще несколько чиновников. Они отмечают заключение выгодной сделки, которая принесла Белогубову много денег. Он очень счастлив и в порыве радости даже пытается угостить Жадова, но тот отказывается в резкой форме. Белогубов осыпает Юсова благодарностями, ведь это он научил его всему, что нужно знать чиновнику, чтобы жить хорошо.
Юсов учит своих подчиненных действовать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Белогубов садится рядом с Жадовым и намекает, что жить надо по-родственному. Он видит, что Василий и Полина испытывают лишения и хочет помочь им деньгами, это предложение только оскорбляет Жадова.
Анализ пьесы Островского «Доходное место»
В условиях общественного подъема накануне реформ 60-х гг. Островский не мог не чувствовать потребности возвратиться к сатирическому и обличительному направлению комедии «Свои люди — сочтемся!». Симптомом такого возвращения стала небольшая пьеса «В чужом пиру похмелье». Убедительным доказательством возвращения Островского на путь критики и отрицания российских патриархальных нравов стала комедия «Доходное место».
В центре этой комедии — темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам. Л. Н. Толстой назвал «Доходное место» «огромной вещью по глубине, силе, верности современного значения». Добавим, что и почти полтора столетия спустя «Доходное место» остается произведением современным, а чиновничьи нравы, изображенные в пьесе, не могли искоренить ни реформы, ни революции. Персонажи Островского, как и персонажи Гоголя, жили и живут и в дореволюционной, и послереволюционной, и современной, «посткоммунистической» России, и свидетельством тому — комедия «Доходное место», ибо, по выражению Бердяева, «тьма и зло» «не в социальных оболочках народа, а в его духовном ядре».
Конечно, такое обычное, повседневное явление русской чиновничьей жизни, как взяточничество, изображалось неоднократно в новой русской литературе, в том числе и драматургии, начиная с «Ябеды» В. В. Капниста. Но теме, разработанной самим Гоголем в «Ревизоре», Островский сумел дать самостоятельное и оригинальное воплощение.
Племянник Вышневского Василий Николаевич Жадов, молодой человек с университетским образованием, став чиновником, не может мириться ни с чиновничьими методами узаконенного разбоя, ни с затхлыми мещанскими традициями в быту. Его речи полны благородного негодования. Он стремится к новой жизни. Желанием честно служить, но не прислуживаться, он напоминает своего отдаленного предшественника — грибоедовского Чацкого. К сожалению, Чацкого он напоминает и тем, что произносит свои речи среди людей, которые не понимают его или относятся к ним с откровенной насмешкой и неприязнью.
Умный, образованный, красноречивый Жадов на почве практической жизни выглядит в глазах большинства как «мечтатель», человек «не от мира сего» или «вольнодумец» и терпит полное поражение в сравнении с ничтожным Белогубовым, живущим «как все», по наставлениям Юсова. Невесты, а потом жены Жадова и Белогубова — сестры Кукушкины, Полина и Юлия, обмениваются мнениями о своих мужьях до и после замужества. Полина в восторге от своего обаятельного и красноречивого жениха. Юленька откровенно говорит сестре о Белогубове: «Дрянь ужасная!» После замужества Жадовы едва сводят концы с концами, а у Белогубовых дом — полная чаша. Источник дохода Белогубова известен, и сам он его не скрывает.
Под давлением жены, которую властно наставляет Фелисата Герасимовна, слабохарактерный Жадов недолго остается на высоте своих благородных принципов и идет к дядюшке просить доходного места. Правда, приходит он в недобрый час. В ведомстве Вышневского открылись крупные злоупотребления и его ждет расплата. Жадов раскаивается в своей слабости, а Полина остается с мужем, готовым к трудам и лишениям в ожидании того времени, «когда взяточник будет бояться суда общественного, больше чем уголовного». Но наиболее проницательные истолкователи комедии Островского считали, что логике русской жизни и самого характера героя больше соответствовал бы финал, обрывающий действие на решении Жадова идти к Вышневскому с просьбой о доходном месте.
Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Муж и жена сильно ссорятся. Жадов любит супругу и боится ее потерять, поэтому соглашается пойти к Вышневскому и попросить дать ему доходное место.