Doing business что это такое
Как улучшить позиции страны в рейтинге Doing Business
Свой бизнес является лучшей профессией для любого человека, стремящегося к финансовой независимости. Но помимо страха прогореть на старте, существуют обстоятельства, которые, независимо от самого предпринимателя, могут помещать успешному запуску своего дела. Это бюрократия, налогообложение, контроль со стороны государства. Именно об этих обстоятельствах, обобщенных в рейтинге Doing Business, мы и поговорим далее.
Что это за рейтинг Дуинг Бизнес
Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.
Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.
Данный рейтинг имеет в основе индекс легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index), рассчитываемый Всемирным банком. Составляется он ежегодно, и позиции каждой страны в нем меняются в зависимости от перемены тех или иных условий ведения бизнеса на её территории. Прежде чем перейти к рейтингу Doing Business 2019, нужно понять, на каких параметрах строится оценка лёгкости ведения бизнеса.
Структура индекса включает в себя прежде всего законодательную базу, которая регламентирует процедуру открытия и ведения бизнеса. Посмотрим подробнее, какие еще индикаторы включает в себя индекс, на основе которого составлен рейтинг стран Doing Business?
Рейтинг Doing Business в 2019 году
Среди 190 стран, входящих в рейтинг, практически бессменными лидерами являются Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг и Дания. Эти страны год от года находятся в первой десятке рейтинга, изредка меняясь строчками между собой. К вашему возможному удивлению, США располагается лишь на шестом месте, за год улучшив положение на две строчки. Что же касается России, то она укрепила свою позицию на три пункта, поднявшись на 28 место. Стоит ли говорить, что этому событию было уделено большое внимание в официальных СМИ!
История инвестиций в IPO INARI MEDICAL
Как я участвовал в IPO с доходностью 132%
Нужно понимать, что для нашей страны даже вхождение в двадцатку рейтинга не способно кардинально повлиять на простоту занятия бизнесом. Ведь помимо правовой плоскости организации и ведения своего дела, существует давление со стороны силового блока, сложность выхода на международный рынок без покровительства «нужных людей» и не совсем лояльное налогообложение малого бизнеса.
Картину портит и тот факт, что в качестве оцениваемых территорий берутся только Москва и Санкт-Петербург. На наш взгляд, составление общей картины ведения бизнеса в России только по этим городам является грубейшей ошибкой. На развитие бизнеса в других регионах правительство уделяет гораздо меньше внимания. Конечно, небольшие подвижки в сторону улучшения делового климата в стране в целом всё же наблюдаются. Но, при наличии должной инфраструктуры и уровня жизни населения, бизнес в регионах был бы более рентабельным и успешным.
Что не так с рейтингом
Поскольку рейтинг опирается, в основном, на формальные показатели, он может выглядеть не совсем правдоподобным. Ведение бизнеса в теории всегда будет отличаться от реального положения дел. Иногда позиции страны в рейтинге и вовсе перестают пересекаться с действительностью, если анализировать индикаторы, не входящие в состав индекса, но при этом сильно влияющие на ведение бизнеса. Например, в расчёт не берутся показатели преступности в отношении предпринимателей, уровень коррупции в контролирующих органах, инфраструктура в бизнес-среде и доходы населения. Поэтому индекс не может рассматриваться как полностью объективный.
Что такое NFT токены и есть ли у них будущее
NFT токены – можно ли на них заработать?
Помимо того, чтобы повышать позиции в международных рейтингах (что само по себе неплохо), не помешало бы учесть отзывы реальных российских предпринимателей. Ведь устранение помех для предпринимателей и одновременное улучшение законодательства в сфере бизнеса способно принести более заметные плоды в виде роста экономики, нежели попадание в топы разных рейтингов.
А вы как считаете, заслуженно ли Россия входит в ТОП-30 по легкости ведения бизнеса? У меня есть определенные сомнения.
Экспертиза и реальность: почему от рейтинга Doing Business давно стоило отказаться
Решение Всемирного банка прекратить публикацию странового рейтинга Doing Business показывает, что не всегда нужно верить привычным инструментам оценки инвестиционного климата. В 2020 году публикация рейтинга была приостановлена из-за обнаружившихся манипуляций с данными нескольких стран — Китая, Азербайджана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Уже тогда некоторые эксперты предложили отказаться от Doing Business, посчитав, что он скорее запутывает экономистов и чиновников, чем служит надежной метрикой улучшения бизнес-климата в той или иной стране.
Легкие решения
Однако индекс много критиковали и до скандала. Предметом критики были как отдельные изменения в методологии, которые зачастую и позволяли некоторым странам резко улучшить свои позиции в рейтинге, так и общий метод его расчета. Можно отметить два основных недостатка.
Представители конкурирующей с логикой создателей рейтинга ветви институционального анализа, в частности, такие экономисты, как Дарон Аджемоглу и Саймон Джонсон, указывают на надежность защиты прав собственности как на основной фактор, влияющий на поведение компаний. В своих исследованиях они подчеркивают, что предпринимателям важнее всего быть уверенными в сохранении своей собственности.
Не уделявший должного внимания этому вопросу Doing Business рано или поздно становился бесполезным почти для любой экономики. Он достаточно точно отражал изменения к лучшему, пока скорость выдачи тех или иных разрешений являлась главным ограничением для развития бизнеса. Но как только издержки на подключение к инфраструктурным сетям или пропускная способность таможни становились приемлемыми, на первый план выходили другие проблемы. В частности, то, насколько защищены от экспроприации активы и прибыль.
С этого момента дальнейшее движение страны вверх в рейтинге Doing Business уже ни о чем не говорило. Теперь политикам и чиновникам надо было уже заниматься не административными барьерами, а серьезно бороться с коррупцией и преступностью, защищать собственность, в том числе и интеллектуальную, поддерживать макроэкономическую стабильность.
Рейтинг же был сфокусирован на алгоритмически простых решениях. Переоборудование таможенных пунктов может обойтись в немалую сумму, но при этом понятно, что и как нужно делать. Напротив, борьба с коррупцией и преступностью относится к задачам, отличающимся высокой алгоритмической неопределенностью и сложностью.
Алгоритм для чиновника
Неудивительно, что Doing Business был популярен среди чиновников в странах, которые не могли похвастаться благоприятной деловой средой. Продвижение в рейтинге легко можно было превратить в KPI с понятным алгоритмом: получи финансирование, установи систему контроля и занимайся мониторингом того, как обновляется законодательство, закупается оборудование и ведется строительство.
Это не сравнить с процессом борьбы с коррупцией, который требует готовности к экспериментам, тщательного и терпеливого анализа, решимости и возможности отменить ранее принятые решения, признав их ошибочными. Бюрократическая система на это, как правило, не способна.
И это касается не только состояния деловой среды. Например, об уровне образования граждан чиновникам проще судить по среднему числу лет, проведенных учащимися в образовательных учреждениях. Улучшить этот показатель достаточно просто — надо строить школы и оснащать их мебелью и учебниками. Конечно, это правильно, но не факт, что в этих школах будут хорошо учиться. Опыт Индии показывает, что связь между длительностью нахождения в школьных стенах и знаниями может быть довольно слабой.
Другим примером может быть показатель боеспособности армии, основанный на данных о численности военнослужащих, запасах военной техники и амуниции. По этим показателям регулярная афганская армия была вполне боеспособной еще в марте 2021 года. А американские чиновники, закупавшие для нее бронемашины и вертолеты, казалось, вполне справлялись с задачей создания современных Вооруженных сил в Афганистане. Которые, как мы знаем, прекратили свое существование за несколько недель, отказавшись от вооруженного сопротивления.
Проблема таких показателей, как Doing Business, кроется именно в алгоритмической сложности решений многих социальных проблем. Авторы, составляющие подобные индексы, предполагают, что они хорошо разобрались с устройством соответствующего явления. И что этот механизм универсален, поэтому их метод можно масштабировать. Однако очень часто оказывается, что это совсем не так.
Казалось бы, именно поэтому стоит измерять не ингредиенты, не составляющие решения проблемы, вроде числа построенных школ, а конечные результаты «лечения». Но дело в том, что такие результаты могут оказаться трудноизмеримыми. Легко ли оценить уровень знаний или запас ноу-хау в экономике? В том числе и по этой причине показатели, подобные Doing Business, будут использоваться и далее. Потребность в них снизится, если чиновники будут более профессиональны и мотивированы к решению сложных проблем, а не к простому выполнению KPI в виде улучшения позиций в очередном сомнительном рейтинге.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business
Всемирный банк 16 сентября объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.
«Руководство Всемирного банка приняло решение прекратить публикацию отчета Doing Business. В дальнейшем мы будем работать над новым подходом к оценке делового и инвестиционного климата», — говорится в сообщении банка.
Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business. «Мы будем действовать на основе полученных результатов и ретроспективно скорректируем данные стран, которые больше всего пострадали от нарушений», — заверили тогда в банке.
После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.
Какие места занимала Россия в рейтинге
Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.
Какие были претензии к рейтингу у российских властей
Рейтинг Doing Business широко использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.
Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.
В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (сейчас — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры. «Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что сейчас волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью», — пояснял Орешкин свою точку зрения. Речь идет о том, что Всемирный банк в рейтинге не учитывал ряд значимых для инвесторов параметров, таких как силовое давление на бизнес и степень защищенности собственности.
В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.
В рейтинге Всемирного банка имелась важная часть, которая касается возможности быстро открыть свое дело, однако критерии относились не столько к инвестиционным процессам и прибыльности, сколько к процедурным вопросам, сказал РБК доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. «Получались удивительные вещи: те страны, из которых мелкий и средний бизнес бежал, оказывались в числе лидеров по возможностям для инвестиций. В России и Белоруссии это можно сделать за пару дней или несколько часов. Открыть бизнес можно быстро, но закрыть его проблематично — столько организаций будут высасывать деньги. А внешне все выглядит привлекательно для инвесторов», — поясняет он. По мнению Суздальцева, стремление российских властей подняться в международных рейтингах является в значительной степени имиджевой историей.
Что показало расследование
В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада (.pdf) американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует.
Юрфирма сообщила, что, по ее оценкам, при подготовке исследования Doing Business за 2018 год тогдашний генеральный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева (сейчас возглавляет Международный валютный фонд) «использовала давление» на составителей рейтинга, чтобы задним числом внести конкретные изменения в используемые данные по Китаю. Это было сделано, чтобы улучшить позиции Китая в рейтинге на фоне чувствительных переговоров по докапитализации международного института, в чем Пекину отводилась значительная роль.
WilmerHale также сообщает о манипуляциях, предпринятых по инициативе бывшего ректора Российской экономической школы, создателя рейтинга Doing Business Симеона Дянкова, который «дал указания команде составителей рейтинга изменить данные по Азербайджану в исследовании 2020 года». Согласно утверждениям WilmerHale, Дянковым руководил «личный враждебный настрой» по отношению к Азербайджану, не позволивший ему признать прогресс страны, объективно фиксировавшийся составителями рейтинга.
Россия обошла Руанду и Испанию в деловом рейтинге Всемирного банка
Россия заняла 28-е из 190 мест в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business), который 24 октября опубликовал Всемирный банк. Она поднялась на три позиции по сравнению с прошлогодним рейтингом, в котором находилась на 31-й строчке, что позволило обойти Руанду и Испанию.
За последние три года Россия поднялась в рейтинге Doing Business на 12 позиций, напомнил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин. «Движение вперед продолжаем. Россия остается лучшей из стран БРИКС, мы опережаем половину Европы в этом рейтинге; такие страны, как Франция, Голландия, позади нас», — отметил он.
Министр подчеркнул, что конкуренция стран в рейтинге серьезная. Он обратил внимание на Китай, за год поднявшийся с 46-го на 31-е место. «Чтобы сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперед», — сказал Орешкин.
Всемирный банк составляет рейтинг Doing Business ежегодно с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оцениваются по 10 категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов и т.д.
Последний индекс учитывает изменения с мая прошлого года по май нынешнего. За этот период власти 115 стран провели 294 реформы, в результате которых условия ведения бизнеса там стали легче, отмечает Всемирный банк.
Успехи России Всемирный банк объясняет следующими факторами:
В прошлом году лучше всего в России дела обстояли с подключением к электросетям и регистрацией собственности (12-е места по этим критериям), хуже всего — с международной торговлей (99-е место).
Инвесторам важно не только это
Doing Business не отражает в полной мере состояние инвестиционного климата в стране, признал Орешкин. Индекс лишь демонстрирует, насколько стандартные процедуры, связанные с регистрацией компаний, налогообложением, прохождением таможни, легче или тяжелее по сравнению с другими странами.
По словам министра, инвесторы обращают внимание главным образом на стабильность регулирования. «Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что сейчас волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью. Это главная задача правительства на ближайшее время», — констатировал Орешкин.
Рейтинг Doing Business не руководство по инвестициям, а лишь измерение степени легкости ведения бизнеса, пишет в предисловии к новому рейтингу президент группы Всемирного банка Дэвид Малпасс. «Потенциальные инвесторы оценивают много других факторов, таких как общее качество деловой среды, национальная конкурентоспособность, макроэкономическая стабильность, развитие финансовой системы, размер рынка, верховенство закона, качество рабочей силы», — отмечает он.
Цель — попасть в двадцатку
В 2011 году Россия занимала в Doing Business 124-е место. В майских указах Владимира Путина 2012 года была установлена цель к 2018 году войти в топ-20. Задача выполнена не была.
В майском указе 2018 года этот пункт не упоминался. Но весной этого года Минэкономразвития сообщило, что президент дал поручение вывести Россию на 20-е место в Doing Business к 2024 году. Этому, в частности, должна способствовать реализация плана «Трансформация делового климата». Его ключевые показатели эффективности включают индикаторы рейтинга Doing Business.
Неполная картина
То, что измеряет Всемирный банк в рамках рейтинга, отражает только часть реальных условий ведения бизнеса, говорит директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. В первую очередь это технические характеристики, связанные с доступом к электросетям, возможностью быстрого получения разрешения на строительство, регистрацией компаний, доступом к кредитам и т.д.
«В этой системе координат за последние годы в России действительно произошло довольно заметное улучшение», — сказал Яковлев РБК. По его словам, это следствие политики, которая проводилась правительством не только с точки зрения формального улучшения места России в глобальном рейтинге Doing Business, но и с точки зрения давления на региональные органы власти, чтобы такого же рода изменения в лучшую сторону происходили и в регионах.
«Но важно понимать, что это только часть реальной картины. Всемирный банк в рамках своей системы измерений не учитывает ряд параметров, которые, может быть, менее важны для развитых стран, но весьма значимы для России. Это, в частности, силовое давление на бизнес и ситуация с защитой прав собственности», — отметил Яковлев.
«От того, что у вас ускорились процедуры получения разрешения на строительство или подключения к электричеству, экспортные и импортные операции стало проводить легче, но при этом у вас не защищены права собственности, у вас не будет стимула к инвестициям», — пояснил он.
Наконец, Всемирный банк в своем рейтинге рассматривает деловой климат только в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге. Составители анализируют нормативные акты, связанные с регулированием, и информацию, предоставляемую государством, опрашивают экспертов. Однако в опросе не участвуют компании. Как поясняли ранее во Всемирном банке, там не всегда есть необходимая юридическая информация. К тому же бизнес открывают один раз, а затем предпринимателям становится сложнее оценить трудности регистрации новой фирмы.