Доказать что бедная лиза произведение сентиментализма
Почему «бедная лиза» является произведением сентиментализма?
Потому что Карамзин, автор произведения, писал именно в жанре сентиментализма, он считается основоположником этого жанра. В этом произведении он много внимания уделяет проблеме личности, душевной жизни человека, идеализирует изображение людей, жизненных ситуаций, природы. Важнейшим качеством личности в нем считается умение сочувствовать и сопереживать. Кроме того, главными героями являются обычные люди, не богатые или знатные, как пропаганда идеи о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
Типично крестьянского в этой повести очень мало. Образы Лизы и ее матери не соответствуют реальности (крестьянка, даже государственная, не могла заниматься лишь тем, что продавать в городе цветочки), имена героев также взяты не из крестьянских реалий России, а из традиций европейского сентиментализма (Лиза является производным от имен Элоиза или Луиза, типичных для европейских романов).
В основе повести лежит общечеловеческая идея: каждому человеку хочется счастья. Поэтому главным героем повести можно даже назвать Эраста, а не Лизу, ведь он влюблен, мечтает об идеальных отношениях. Однако Карамзин считает, что такая чистая платоническая любовь не может выжить в реальном мире. Эраст перестает ее любить так же чисто, поскольку она больше не идеал, она стала такой же, как и прочие женщины в его жизни. Он начинает ее обманывать, отношения рвутся. В итоге Эраст женится на богатой женщине, преследуя при этом лишь корыстные цели, не будучи влюбленным в нее.
Сочинение на тему «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно и хорошо восприняли данную работу, и их тронула история взаимоотношений простой крестьянки и человека из дворянского рода. Стоит сказать о том, что сентиментализмом в литературе принято считать такой жанр, где на первый план ставились чувства и ощущения персонажей. Также, стоит сказать о том, что автор не смотрел на героев своего произведения исходя из того, какой социальный статус или материальное положение они занимали. Он старался отобразить нрав людей в их истинном образе, и для этого, он предпринимал попытку изобразить героев реалистичными, живыми и интересными.
В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.
В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.
Сочинение 3
Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.
В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.
Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.
После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.
Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.
Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.
ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»
ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Турсунова Адолат Гуломкодировна-
Узбекистан, Туракурганский район школа № 3
С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». ». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.
Сочинение на тему почему бедная лиза относится к сентиментализму
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
Урок 13. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока ««Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»
Сегодня на уроке мы:
· обсудим повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза»;
· проследим в ней основные признаки сентиментализма;
· узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.
Повесть «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин написал после возвращения из Европы. Ему тогда исполнилось 25 лет.
Повесть Карамзин опубликовал в 1792 году в «Московском журнале», который сам издавал. «Бедная Лиза» произвела фурор.
Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.
Пруд, который описан в повести, стал называться «Лизиным». К нему приезжали влюблённые, чтобы объясниться в любви или объявить о разлуке.
Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.
Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:
«Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже».
«Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, ‒ Топитесь, девушки, в пруду довольно места».
Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.
Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.
Это «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Прекрасная Татьяна» Владимира Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова и многие другие.
Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве
Пушкина, Достоевского и Толстого.
Читатели сострадали героям и восхищались новаторством автора. Карамзин перенёс европейский сентиментализм на русскую почву и навсегда изменил облик русской литературы.
Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.
В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.
Основная тема – любовь.
Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.
Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.
В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.
Теперь попробуем найти эти признаки в повести «Бедная Лиза».
Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».
В первом же предложении перед нами предстаёт образ автора-рассказчика. Он с самого начала выступает посредником между читателем и героями истории. Его отношение к героине повести ясно уже из названия повести «Бедная Лиза». Автор стремится заставить читателя сочувствовать судьбе несчастной девушки.
Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.
Такие слова адресованы влюблённой Лизе: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».
А так комментирует клятвы Эраста: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.
А теперь посмотрим на сюжет повести.
В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.
«И крестьянки любить умеют!», ‒ восклицает автор, когда рассказывает историю матери Лизы. Этим он показывает, что ценность человека не зависит от его сословия. Главное в человеке – его душа и нравственные качества.
Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.
Так он показывает радость и смущение героини: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».
В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.
Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.
Каким же мы видим героя повести?
«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
Он эгоистичен. Любовь Лизы возвышает его в собственных глазах: «видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».
Интересно, что Карамзин при этом подчеркивает ум и природную доброту Эраста. Даже осудить героя он хочет, но не может. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» Эраст – не отрицательный герой. У него нет злых мыслей и стремления развратить Лизу. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думает Эраст. Встреча с Лизой для него – шанс исполнить мечту и жить невинной жизнью со своей пастушкой на лоне природы.
Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.
Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.
Лиза – необыкновенно заботливая дочь. Её мать – безутешная вдова, «чувствительная, добрая старушка». После смерти мужа дочь стала её единственной опорой и радостью в жизни.
Лиза искренна, наивна и самоотверженна. Она готова на всё ради Эраста. Её цель – счастье любимого. «… она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастие».
Когда Эраст уходит на войну, она падает в обморок после прощания. А очнувшись, хочет ехать вслед за ним. «Ах! – думала она. – Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». Только мысль о матери остановила её.
Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.
Потеря невинности происходит тёмной мрачной ночью, и тут же начинается страшная гроза. Когда Лиза плакала в разлуке с Эрастом, «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».
Таким образом Карамзин сделал пейзаж средством психологической характеристики героев. Более того, во вступлении пейзаж создаёт настроение повести. «Ужасная громада алчной Москвы» противопоставлена светлой реке и густо-зелёным пышным лугам. Развалины монастыря и кладбище намекают на трагический конец повести.
Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.
Во вступлении Карамзин пишет: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»
Бедную Лизу автор не осуждает за самоубийство. Он призывает читателей посочувствовать ей. Вот так он пишет о её смерти: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»
Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.
Белинский в статье «Литературные мечтания» написал о Карамзине: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским. Одно уже это достаточно доказывает, что Карамзин, по своему образованию, целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и не твёрдо и не определённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».
ОГЭ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Н.М.КАРАМЗИН.
Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него «Ах. Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает её дома.
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.
Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Ещё со школьной скамьи помню, что сам Н. Карамзин считал главной мыслью своего произведения тот факт, что » и крестьянки любить умеют».
Носителем нравственности и образцом для подражания в повести является повествователь, который горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В читательском сознании сентиментальный рассказчик соединился с реальным автором.
КАК В ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» РАСКРЫВАЕТСЯ ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА?
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки.
Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл «живую душу» в «маленьком человеке», в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют», — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Писатель не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Он ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка.
Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям к бедам, защита слабых, утнетенных и безгласных. Гуманные чувства, умение сочувствовать» и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной дня эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внешний мир отдельной личности
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ЛИЗЕ?
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си. нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ЭРАСТУ?
(ПО ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Карамзин с удивительной тонкостью и мастерством описал переживания главной героини Лизы, передал её внутренние терзания, связанные с чувствами к молодому человеку по имени Эраст. Этот мужчина в итоге и решил судьбу Лизы.
Показав неоднозначность характера Эраста, Карамзин на протяжении повести меняет к нему своё отношение. В начале произведения автор так описывает героя: это молодой, хорошо одетый человек, весьма приятной наружности. Он знакомится с Лизой, легко завязав с ней разговор. Чувства быстро захватывают Эраста, и ему не составляет труда влюбить в себя неопытную деревенскую девушку. При этом герой прекрасно понимает, что они не смогут быть вместе, так как социальное положение их слишком разно:
Карамзин отмечает доброе сердце Эраста, его впечатлительную натуру, живое воображение. Так, герой читает романы, мысленно переселяется во времена происходящего в произведении. И в этом он автору симпатичен. Также Карамзину одобряет желание Эраста оставить большой свет ради Лизы. Но читатель уже догадывается, что желание это вряд ли до конца искренне. На эти мысли наводит уже то, что герой просит Лизу не говорить матери о нём как о своём возлюбленном, боясь, что это может наложить на него определенные обязательства.
«Страстная дружба» героев длилась бы ещё долго, если бы Лиза не отдалась Эрасту. Человек по природе ветреный, Эраст, получив всё, что могла отдать ему невинная девушка, охладевает к Лизе и забывает о своём стремлении оставить ради неё привычное общество и переменить образ жизни. Карамзин показывает, что девушка была для молодого человека лишь увлечением, чувства его не были глубоки. Хотя герой и уверял себя, что будет дружить с Лизой, как брат с сестрою, не станет употреблять во зло любви и будет с ней счастлив, он обманулся и обманул Лизу. В конце концов, проигравшись в карты, Эраст решает жениться, чтобы поправить своё материальное положение, а от Лизы откупиться деньгами. Карамзин по этому поводу восклицает: «Знаешь ли ты своё сердце. » Он упрекает героя в легкомыслии, в том, что он не послушался голоса разума.
Бог Эрот, давший имя и главному герою повести Эрасту, сыграл с Лизой злую шутку. Обещание невыразимого счастья обернулось для девушки смертью. Этого автор своему герою, несмотря на то, что тот до конца дней чувствовал себя виноватым в смерти Лизы и не мог утешиться, простить не может. Ни ему, ни тому обществу, что способно разлучить людей только потому, что они находятся на разных ступеньках социальной лестницы.
Таким образом, мы видим, что отношение Карамзина к Эрасту на протяжении повести меняется от симпатизирующего до резко отрицательного.