Доказать что человек психологическое существо
Homo Psychologicus – Человек Психологический
Психология занимает сегодня такое место в нашей жизни, что впору говорить о появлении нового человека – Человека Психологического.
Море определений, описывающих, с одной стороны, человека в отличие от других животных, а с другой – многообразие его граней. Homo Erectus – Человек Прямоходящий. Homo Sapiens – Человек Разумный. Homo Ludens – Человек Играющий. Homo Politicus – Человек Политический. И т.д. и т.д… Так надо ли добавлять к ним еще одно? Обходились же как-то тысячелетиями без него… Впрочем, обходились и без интернета, гаджетов, а когда-то и без очков. А Homo Psychologicus – сегодня реальность, заслуживающая того, чтобы поговорить о ней.
Человек начинался как существо, вся жизнь которого, подобно жизни в стае, рое, муравейнике, определялась правилами, обычаями, традициями племени, единицей которого он был, выполняя отведенную ему племенем роль. Потом на место племен приходили касты, сословия, социальные группы, но суть оставалась той же – человек был прежде всего объектом, функциональной единицей общности, в которую он родился и к которой принадлежал. Это звучит и сегодня: «Я выхожу замуж. – За кого? – За инженера» – правда, лет 60–70 назад ей бы позавидовали или порадовались за нее, а сегодня скорее посочувствуют – мол, нет бы за бизнесмена. Но сегодня человек видит себя уже иначе.
Читайте также
Сегодня он прежде всего личность, понятие которой в Европе появилось лишь в XVII веке и бурно развивалось в сторону индивидуализации, все больше наполняясь смыслами субъективными, психологическими. Он, конечно, продолжает быть членом общностей – религиозной, профессиональной, социальной и т.п., но переживает и ведет себя как субъект, воспринимающий себя, свое отношение к жизни и смерти, свой образ жизни и жизненные свои отношения прежде всего через призму психологии.
Это происходит с отдельным человеком, с группами и общностями, с обществом в целом, которое тоже становится более психологическим. У него есть мораль, оно живет по принятым законам, но все больше и больше вынуждено считаться с психологией своих членов. Когда-то группа и общество требовали от человека выполнения правил и законов по принципу: не умеешь – научим, не хочешь – заставим. Сегодня они обращаются и к тому, как психологически обеспечить научение и выполнение, как реализовать потенциал человека и человеческих отношений.
Трудно найти область жизни, в которой эти изменения не проявляются. Поддерживать позитивный взгляд на жизнь и повышать ее качество значит не напиться антидепрессантов и соблюдать пяток писаных или неписаных правил, а разбираться в своих переживаниях, оказывающихся барьерами на пути к счастью. Сохранять семью значит не только следовать правилам морали, но и практически исследовать свои семейные отношения, чтобы они не рассыпались или не связывали пару по рукам и ногам. Стать родителями значит не только освоить уход за ребенком, но и учиться понимать его и строить с ним отношения. Быть членом рабочей группы значит не только подчиняться начальству и вовремя являться на работу, но и уметь быть психологически совместимым с другими членами команды.
Психология становится массовой специальностью. В 1989 году в СССР было 5000 психологов, подавляющее большинство которых работало в институтах и лабораториях. Это много меньше, чем сегодня занятых практической помощью психологов в любом областном городе. Жили же и без них… Так, может быть, все сказанное выше – еще один шаг в зомбировании людей зловредными психологами, стремящимися косить рубли на психологических полянах? Некоторые так и считают, однако это скорее реакция на новизну и непривычность психологических практик, чем правда.
Человек как объект психологического изучения
психика характеризуется как свойство высокоорганизованной материи, выраженное в его способности к активному отражению[4], или как форма активного и объективного отображения субъектом объективной реальности [5].
В своей работе, посвященной проблемам человекознания, Б. Г. Ананьев писал:
Таким образом, Б. Г. Ананьев в системе человекознания выделял три основных понятия: индивид, личность, субъект деятельности, а также такое специфическое человеческое образование, возникающее в процессе социального развития человека, как индивидуальность. Что означают эти понятия?
В данном понятии подчеркивается биологическая сущность человека, который рассматривается как биологический объект, как природное явление. Человек как индивид обладает определенными свойствами, среди которых А. Б. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным свойствам он относил присущие всем людям особенности, такие как возрастные характеристики (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий.
выделял группу биологически детерминированных свойств, или группу так называемых индивидных свойств.
То, что подобная группа свойств существует, видимо, ни у кого не вызывает сомнения, поскольку никто не будет отрицать, что в поведении мужчины и женщины существуют различия, что 5-летний ребенок существенно отличается от взрослого, например 40-летнего человека. Никто не будет отрицать, что особенности телосложения также накладывают свой отпечаток на поведение человека, что имеющаяся патология нервной системы может отразиться на умственных способностях человека. Таких примеров можно привести огромное количество, и все они будут подтверждать, что биологические особенности человека отражаются на особенностях функционирования его психики. Следовательно, решая задачи отбора персонала и оценивая качества кандидатов, следует обращать внимание и на свойства психики, имеющие биологическую детерминацию.
понятие «личность» характеризует человека как представителя человеческого общества, как социальное существо. В этом понятии отражается ряд характеристик человека как социального существа. В рамах данного понятия рассматриваются такие психологические характеристики, как темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, статус в обществе.
В это же понятие некоторые исследователи включают волю и чувства.
Следует отметить, что многие исследователи считают (и не без основания) свойства психики, характеризующие человека как личность, наиболее значимыми в структуре всех психических свойств. Данное мнение обусловлено тем, что личностные свойства человека наиболее стабильны по сравнению с другими характеристиками психики. Они формируются в процессе всего онтогенеза относительно длительное время, поэтому не подвержены чрезмерной изменчивости. Подобные особенности свойств личности делают их весьма привлекательными для решения задач прогнозирования различных аспектов поведения человека.
Следует отметить, что если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то он вряд ли смог рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. В то же время исходя из выше приведенных суждений можно сделать вывод, что человек одномоментно может быть рассмотрен с нескольких позиций. Во-первых, как представитель живой природы, биологический объект.
Таким образом, решая задачи качественного комплектования персонала предприятия, руководители и кадровые службы имеют дело с людьми, обладающими своей особенной индивидуальностью, которая обусловлена спецификой физиологического, психофизиологического и социального развития.
Более детальный анализ методологического подхода Б. Г. Ананьева в рамках данной книги обусловлен прежде всего тем, что он в наибольшей степени соответствует представлениям о структуре психики, которая сложилась в отечественной психологии. Так, в настоящее время чаще всего принято выделять такие классы психических явлений, как психические свойства, психические процессы, психические состояния.
Таким образом, проблему отбора персонала, построенную на изучении психологических свойств человека, на первый взгляд необходимо свести к оценке особенностей развития психических процессов и свойств личности, а также выявлению наиболее распространенных психических состояний. Однако это весьма поверхностный вывод и по своей сути не только механистический, но и во многом ошибочный. Во-первых, изложенная выше структура психических явлений далеко не совершенна. Например, к какому классу явлений следует отнести такой феномен психики человека, как его сознание? Во-вторых, существует еще целый ряд проблем, которые не позволяют свести задачи профессионального психологического отбора персонала к механической оценке выраженности тех или иных качеств, и превращают отбор персонала в научную дисциплину. Об одной из таких проблем поговорим ниже.
Психологическая личность и сущность
Опыт, который мы обретаем в этой жизни можно разделить на личностный и сущностный. Наша личность опирается на ментальные знания, состоящие из различных идей и концепций. Сущность опирается на опыт прожитых переживаний. Личность – сфера ума. Сущность сфера интуитивного разума. Эта достаточно объемная статья, по сути, представляет собой один из способов описания нашей психической структуры, то как она проявляется в нашем поведении, в наших решениях и в последствиях этих решений.
Решения ума
Когда мы думаем и принимаем решения от ума – действует наша личность. Когда мы уверенно чувствуем нечто интуитивно, срабатывает наша сущность. Чаще всего опыт личности и опыт сущности в жизни человека смешаны, и большинство людей не различают — где одно, а где другое.
Личность может принимать решения наперекор цензору сущности. Иногда это проявляется как еле уловимая тревога, просачивающаяся из подсознания, словно некое послание. Если всмотреться в это переживание, может всплыть образ, «картинка». Это может быть что угодно. К примеру, вы опаздывали и совершили не вполне безопасный маневр за рулем на дороге. Умом вы радовались, что все получилось и вы успели вовремя. Затем к вечеру, вдруг почувствовали, что уже несколько часов в сознании фонит переживание, которое как бы говорит вам: «Ты был не осторожен, у тебя всего одно тело, которое следует беречь». Ситуации могут быть разные.
Опыт личности более «подвижный», гибкий. Нам легче оперировать этим опытом, скакать во времени туда-сюда по ментальному «телу» личности относительно легко. Однако в связи с «подвижностью» такого рода опыта, его опоры неустойчивы. Невозможно реально опираться на опыт личности как на что-то устойчивое и окончательно истинное. То, что вчера казалось верным, сегодня может оказаться ложью.
Здесь я не призываю к подобного рода безответственности, когда мы меняем собственные идеалы и ценности, как перчатки. Гибкий ум не должен становиться оправданием слабости. Когда человек говорит одно, а делает другое, либо не следует поставленным целям, это значит, что он просто не знает себя, в нем нет целостности, потому что он действует от лица несвязанных друг с другом ложных личностей, которые в нем живут. В идеале нам следует реагировать гибко на конкретную ситуацию, при этом, продолжая следовать поставленным целям.
Программное обеспечение
Можно условно уподобить опыт личности совокупности программного обеспечения на компьютере. Мы устанавливаем программы, используем их, до тех пор, пока они работают нормально, или пока не появятся их обновленные версии. Опыт сущности при этом можно уподобить операционной системе компьютера, куда программное обеспечение инсталлируется.
Также, как программное обеспечение может влиять на работоспособность операционной системы, сущность человека может быть подвергнута воздействию из личностной сферы, что проявляется в различных психических отклонениях, или в уникальных способностях. Поэтому важно быть разборчивым, чутким, прежде чем «устанавливать» новые ментальные программы поверх «системы» своей сущности. Чаще всего, однако, как бы личность не изворачивалась, ее решения ничего для сущности не значат. В итоге все поверхностные решения на следующий день становятся пустыми миражами.
Часто мы воодушевляемся, читая тексты, которые помогают нам разрешить внутренние противоречия, понять нечто новое для себя. После прочтения очередного текста может возникнуть ощущение, словно «уж теперь-то все понятно! Жизнь изменится!» Однако на деле сразу, как правило, ничего не меняется. Потому что понимание пришло к личности, а не сущности. Понимание личности без понимания сущности ничего не стоит. Понимание личности ценно, как напоминание. В чем заключается это напоминание?
Когда личность то и дело задумывается о какой-нибудь психологической концепции, сущность подсознательно начинает направлять внимание в те сферы психики, которые эта концепция отражает. Чем чаще, к примеру, человек думает о том, чтобы осознать себя во сне, тем выше шанс, что это действительно произойдет. Однако спрогнозировать на все сто «поведение» сущности, личность не способна.
Проявления
Проявление сущности можно отследить на животных. Животные редко понимают с первого раза, их поведение диктуется сущностью, поэтому животные не способны понять что-либо логически, но ощущают многое интуитивно: какую пищу можно есть, куда можно ходить, чего стоит опасаться и т.п. Почти все в их поведении диктуется сущностью, влияния которой проявляются по «бинарному» принципу: можно/нельзя. А почему можно, или нельзя, животное понять не способно. Да и вопросов таких не возникает. Есть просто прямое знание сущности. Примитивные животные сомневаться не умеют.
В человеческом теле сущность проявляется сложней. Ее проявления выходят за пределы «двухмерного» нельзя/можно. В человеческом теле сущность может предоставлять не только варианты действий, но и прямое знание причин, обосновывающих эти действия. Сущность не знает рассуждений. Все сомнения возникают, когда человек думает.
В сферах, которые касаются сложных логических построений, сущность не принимает участия. Ее проявления относятся к прямому контакту с реальностью. Сущность не знает математических формул, котировок акций, не понимает языков программирования, устройства компьютера и т.п. Все это — сфера личности. Иллюзорный мир идей — прерогатива ума. Сущность имеет прямое знание о происходящем здесь и сейчас вне временных концепций.
Каждая отдельно возникающая в нашем уме мысль для сущности не имеет информативной окраски в том смысле, как мы воспринимаем, например новости по телевизору. Информация, которую воспринимает сущность, поступает на уровне вибрации. Сущность хранит в своей сущностной памяти все, что человек ощущал. Ум хранит в своей памяти все, что человек думал. Можно назвать это единой сферой памяти, которую можно воспринимать из сферы ума на уровне мыслей, а из сферы сущности на уровне ощущений.
Иллюзии
У обывателя ум работает непрерывно. Ощущения воспринимаются опосредованно, сквозь грезы ума, в которых человек живет в забытьи. Это ментальное забытье притупляет способность ясно осознавать и различать происходящее в текущий момент времени. Почти все, что воспринимает среднестатистический человек ощущается не как сущностное переживание, но как очередная мысль из сферы личности. Сущность продолжает работать и воспринимать, но человек ощущает лишь работу собственного ума. В этих гранях между личностью и сущностью пролегает заметное различие. Наша личность не видит причин, а имеет дело с бесчисленными следствиями, принимая их за чистую монету. Личность не выбирает, а живет иллюзией выбора, который возникает как иллюзорное наслоение на деятельность сущности.
Здесь и сейчас обыватель воспринимает жизнь через уже имеющиеся шаблоны мыслей. На подсознательном уровне каждое отдельное мгновение как бы «складируется» в отдельные «стеки» памяти по принципу однородности заряда вибрации воспринятого. Когда человек пытается что-то понять, включается автоматический поиск по уже имеющимся данным сферы ума. На уровне ума эти данные несут информацию. На уровне сущности, наши мысли – просто ощущения, поэтому отличить работу ума, от работы сущности очень сложно. Подобное различение происходит, когда проявляется сфера сверхсознания, стоящая «поверх» сферы ума и сущности.
Реальные решения
На самом деле личность и сущность разделяются условно (как и все на уровне концепций), чтобы появился еще один удобный способ объяснить происходящее. Ум человека думает и принимает решения, которые являются просто очередной мыслью среди общего потока мыслей, поэтому решения ума ничего не стоят. «Реальные» решения принимает сущность.
Когда, к примеру, человек своим умом решает заняться медитацией, и пробует остановить мысли, он вдруг начинает осознавать, что реально, он, как личность, совершенно не способен управлять собственным умом. Может возникнуть ощущение, словно ум управляется как бы сам собою, относительно упорядоченно, или же иначе — относительно хаотично. На самом деле здесь мы подходим к важному факту. Нашим умом и нашей личностью управляет сущность. Управляя личностной сансарой, сущность для большинства людей так и остается невидимым рулевым. Стаж вождения у всех разный.
Какой толк в книгах, статьях и в обучении как таковом, если даже после обретения новых концептуальных знаний на уровне сущности мы продолжаем оставаться собой? Здесь первостепенное значение играет осознанность. Степень осознанности влияет на интенсивность усвоения знаний нашей сущностью. Если, к примеру, на уровне ума взрослый человек понимает, что вести себя аморально не стоит, он по прежнему, условно говоря, может иметь «карму» аморального человека до тех пор, пока это знание не станет сущностным.
То, как проявляется карма легко объяснить даже на мирском, социальном уровне. Если, к примеру, на дороге, наглый водитель вас подрезал, или не пропустил, у вас может возникнуть «справедливое» негодование. Кто-то даже может решить догнать наглеца и «наказать». Однако вполне достаточно понять, что наглец уже наказал сам себя своей наглостью. Если Вы мирный человек, наглец и без вас найдет наказание из-за своей неосмотрительности, и будет находить его до тех пор, пока не изменится. Когда встречаются два «наглеца», они почти неизбежно начинают отрабатывать карму друг с другом.
Жизнь всегда находит способ показать человеку его отражение. При этом стоит помнить, что осуждение и наказание – проявление «дурной» кармы осуждающего и наказующего. Жизнь подбирает подходящее зеркало для каждого, чтобы человек увидел свое истинное лицо, кто он есть, и что представляет собой на текущем этапе своего развития. Вполне может быть, что на дороге ситуация возникла именно для того человека, который пострадал сильней.
Иллюзия выбора
Как сущность может управлять умом, если сложные концептуальные сферы не ее прерогатива? Очень просто. Бесчисленные концепции таки продолжают вариться в уме. Сущность отвечает за вынос окончательных решений, которые приводят к реальному выбору и реальным действиям.
Представим себе, например, такую ситуацию, когда человек долго не может понять какую-нибудь сложную тему, много думает, сопоставляет, пытается удержать в своей оперативной памяти сложные концепции. И вдруг, в какой-то момент у него все сходится! Приходит понимание. Что происходит в это время на уровне личности и сущности? Что такое понимание? Это действительно непростой вопрос.
Понимание новых вещей происходит, когда мы впускаем свет сознания в потаенные уголки нашей психики. Можно представить себе чистое сознание как идеальную сферу, которая в нашем уме преломляется в бесчисленные оттенки радуги. Или же можно представить себе ее как чистый воздух, который, проходя ветром, через отверстия инструмента-ума, создает обертоны, которые напрямую зависят от его строения. Знание уже есть. Все, что от нас требуется – суметь пропустить воздух через те отверстия «инструмента», которые это знание «озвучивают».
Если описывать это практически, знание возникает, когда мы заполняем жизненной энергией ранее дремавшие энергетические каналы сущности. Ум озвучивает такое заполнение каскадом новых идей, структура которых выражает очередной оживший механизм сущности. Ум, как уже говорилось, принимает все за чистую монету, даже не задумываясь откуда к нему приходят в цельном виде его «гениальные» мысли.
Метафорично все это похоже на просверливание нового отверстия на поверхности флейты, благодаря которому инструмент может издавать новые звуки. Важно при этом, чтобы музыкант умел пользоваться инструментом, используя отверстия флейты для создания гармоничных вибраций.
Полноценная медитация и есть «высверливание» таких вот «отверстий», приоткрывающих дуновение спонтанного озаряющего знания. Если отверстия нашей психической флейты высверливаются слишком активно, «музыкант» не успевает учиться и флейта его сущности может зазвучать дисгармонично. Адаптация происходит постепенно. Как говорится: «все хорошо, что в меру».
Когда Вы слушаете музыку «умом», то можете ничего не почувствовать. Могут возникнуть оценки: нормально, скучно, красиво и т.п. Но, чтобы реально услышать музыку, необходимо отвлечься от ума и просто слушать. Погружение в вибрацию звуков сущностью (а не умом) дает ни с чем не сравнимое переживание пространства сознания, заполненного переливами сочетаний этих вибраций.
Общество. Докажи, что человек не только биологическое но и социальное существо.
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
вы че все повторяетесь у друг друга списали
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
создает долговременные пары, заботится о потомстве, предпочитает жить в группе других особей, а не по-одиночке в лесу, использует много видов передачи информации от особи к особи, собирается в коллективы, этнические группы
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
Человек нуждается в постоянном общении мне напомнил рассказ «робизон крузо» как он такм более 20 лет провел на необитаемом острове поэтому человек нуждается в общении, в поддержке. Человек обладает сознанием и разумом
Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладает сознаем и разумом. Человек способен и готов к общественному труду.
Человек, индивид, личность
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.