Доказать что делопроизводство развивающаяся наука
Документоведение как наука: эволюция, понятие, структура, место в системе наук (в порядке дискуссии)
«Делопроизводство», 2007, N 4
Понятие «документ» возникло в сфере права и в переводе с латинского означает «доказательство», «свидетельство», поэтому первоначально научные знания о документе развивались в рамках юридической науки. Однако как самостоятельная наука о документе она получила международное признание лишь в первой половине XX века. Основоположником документоведения был Поль Отле, благодаря которому значение понятия «документ» расширилось до того, что документом стали считать зафиксированную на любом материальном носителе информацию. А науку о таком документе он предложил назвать библиологией или документологией. Это была наука, которая изучала документационную деятельность: процесс сбора, систематизации, поиска, распространения документов. Идеи П. Отле вплоть до 30-х годов активно развивали библиографоведы, библиотековеды и книговеды. С середины 40-х годов XX века создание документа во всех сферах жизни стало называться книго-архиво-музееведением. Это был первый этап развития документоведения.
Так, А.В. Соколовым обосновывается термин «информационно-документационная наука». Ядром комплекса наук о документе ученый предлагает считать библиотековедение, книговедение, архивоведение, музееведение и информатику. Каждая из этих областей имеет специфические задачи и цели. Но есть и общетеоретическая проблематика: функции документа, особенности документов, классификация документов и др. Этим, по мнению А.В. Соколова, и призвано заниматься документоведение (3). При этом «классическое» документоведение, изучающее документ в рамках архивоведения, стремится ограничить термины «документ» и «документоведение» делопроизводственной и архивной сферой.
Полагаем, что формирование и развитие отрасли «Документационное обеспечение управления», описанное автором в (1), укрепляет позиции не только всей отрасли, но и документоведения как самостоятельной науки.
Именно этот подход к понятию документоведения закреплен и в Государственном образовательном стандарте по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». Содержание дисциплины ОПД Ф.12 «Документоведение» определяется следующим образом: «Документ, его функции и способы документирования; соотношения понятий «информация» и «документ»; материальные носители информации; свойства и признаки документа: оригинальность, подлинность, копийность; структура документа; формуляр документа, его развитие, современные требования к формуляру управленческого документа; лингвистические особенности документа; системы документации; унифицированные системы документации: унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) и другие системы, требования к составлению и оформлению основных видов управленческих документов; совершенствование документационных процессов; научно-историческая и практическая ценность документа, простые и сложные комплексы документов».
Говоря о структуре документоведения как науки в обозначенных выше границах, можно выделить два основных направления его дифференциации: аспектное (по аспектам изучения) и объектное (по объектам изучения) (см. табл. 1).
Таблица 1. Структура документоведения
В соответствии с первым, аспектным, направлением в документоведении как науке должно быть четыре основных раздела: теоретический, исторический, организационный и технологический.
Второе, объектное, направление дифференциации документоведения связано с выделением внутри отрасли «Документационное обеспечение управления» отдельных функциональных видов деятельности (практика, наука, управление, подготовка кадров), которые исследуются документоведческой наукой всесторонне, то есть в теоретическом, историческом, организационном и технологическом аспектах.
Оба направления дифференциации документоведения тесно взаимосвязаны, что можно наглядно выразить с помощью табл. 1.
Охарактеризуем кратко содержание и задачи основных «аспектных» разделов документоведения.
Теоретический раздел документоведения (теория документационного обеспечения управления) призван решать следующие главные задачи:
Теория должна порождать идеи, которые могли бы быть положены в основу новых направлений развития отрасли ДОУ.
Исторический раздел документоведения (история документационного обеспечения управления) изучает:
Организационный раздел документоведения (организация документационного обеспечения управления) пока не сформировался в качестве самостоятельного научного направления. Отсутствуют крупные работы, специально посвященные организационным аспектам документационного обеспечения управления. В специальных публикациях эти аспекты рассматриваются в связи с другими, теоретическими, историческими и методическими вопросами. Однако в настоящее время в связи с усложнением процессов ДОУ в стране, а также наметившейся тенденцией децентрализации управления этими процессами проблемы организации нуждаются в более пристальном внимании ученых-документоведов. Главными задачами этого раздела документоведения являются:
Организации работы с документами посвящены многие крупные работы: Д.В. Покровский «Рационализация делопроизводства» (М., 1924), К.Г. Митяев «История и организация делопроизводства в СССР» (М., 1956), М.В. Ларин «Управление документацией и новые информационные технологии» (М., 1998) и «Управление документацией в организациях» (М., 2002), В.А. Кудряев «Организация работы с документами» (М., 1998), М.П. Бобылева «Совершенствование документационного обеспечения управления» (М., 1984) и «Эффективный документооборот: от традиционного к электронному» (М., 2004) и др.
В современных условиях особенно актуальными и сложными методическими проблемами являются:
Перспективы успешного решения многих методических проблем связаны с внедрением электронных информационных технологий, внедрением в практику систем электронного документооборота. Это требует усиления контактов с другими науками и отраслями информационной деятельности и более активного освоения их достижений и опыта.
Следуя логике изложенного, можно утверждать, что в государственном стандарте по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» должно быть две документоведческих дисциплины: «Теория и история документационного обеспечения управления» и «Организация и технология документационного обеспечения управления».
Отсутствие общепризнанного, закрепленного в стандарте понятия документоведения и его структуры затрудняет и решение вопроса о месте документоведения в системе наук.
В Номенклатуре научных специальностей, утвержденной в 2000 г., отрасль науки, в которую входят документоведение и смежные с ним науки, называется «Документальная информация» (до 2000 г. этот подкласс назывался «Информатика и информационные системы»). Сегодня подкласс «Документальная информация» подчинен классу «05.00.00. Техника». В этой отрасли выделены три специальности:
05.25.02. Документалистика, документоведение, архивоведение.
05.25.03. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.
05.25.05. Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики.
Однако, несмотря на принадлежность подкласса «Документальная информация» к техническому классу, по специальности 05.25.02 предусмотрена защита не только на технические, но и на филологические, исторические и педагогические науки. Поэтому документоведение нельзя назвать сугубо технической наукой.
На основании этого положения мы можем сделать вывод о междисциплинарной, социально-гуманитарно-технической природе науки документоведения.
Какая же наука является метанаукой для всей системы информационно-коммуникационных наук: и социально-информационных, и информационно-технических? По мнению профессора А.В. Соколова, метанаукой для описанной выше системы наук является теория информации, информационный анализ (информация с философской точки зрения) [3]. Есть и другие научные подходы к данной проблеме. Так, И.И. Юзвишин выдвигает на роль такой науки информациологию [5].
Говоря о месте документоведения в системе наук, не следует его путать с местом документационной практики в системе отраслей деятельности. Нельзя забывать, что существует два ряда сопоставимых объектов.
Каждый ряд объединяет однородные, то есть сопоставимые между собой объекты. Нельзя сопоставлять объекты разных рядов, например документационное обеспечение управления (ДОУ) и информатику или документоведение и архивное дело. Но нельзя и отрывать друг от друга соответствующие объекты разных рядов, так как соотношения между смежными науками определяются в первую очередь соотношениями между объектами изучения, то есть между соответствующими областями практической деятельности.
Если взять за сущностную основу документоведения управленческий вектор его развития, то на первый взгляд изменится и его место в системе наук. В соответствии с действующей номенклатурой научных специальностей управление находится в рамках специальности «08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством» (отрасль «08.00.00. Экономические науки»). Однако названный перечень нельзя назвать идеальным, поскольку он не отражает современного состояния интеграционных процессов в науке. Так, управление в информационном обществе относится к информационным услугам, его информационная природа никем не подвергается сомнению. Поэтому по своей сути наука об управлении, как и названные выше науки, с которыми взаимодействует документоведение, является информационно-коммуникационной.
Очевидно, что в настоящее время проблема понятия и предмета документоведения продолжает оставаться дискуссионной. Полагаем, что она нуждается в обсуждении научной общественностью, а результаты дискуссии должны найти отражение в новой редакции терминологического стандарта по документационному обеспечению управления.
Доказать что делопроизводство развивающаяся наука
В настоящее время документ является наиболее значимым источником информации. Последняя, в свою очередь, стала важнейшим ресурсом общества и приобрела стратегическое значение. Представляя собой независимую систему, документ характеризуется наличием собственных признаков, свойств и функций и выступает как средство социальной коммуникации. Именно с развитием понятия «документ» возникает такая наука как документоведение.
Она относится к числу развивающихся наук и, фактически, еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина. Целый ряд публикуемых по ней теоретических изданий носит дискуссионный характер или посвящены главным образом вопросам организации и технологии документационного обеспечения управления (т.е. делопроизводству) и лишь в малой степени затрагивают теоретические проблемы работы с документами, что делает затруднительным формирование теоретической базы документоведения. Документоведение ‒ это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая методы деятельности и принципы построения документационных коммуникационных систем.
Документоведение, как комплексная наука, изучает процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе в историческом и прогностическом планах, а также принципы создания и функционирования комплексов фондов систем документации. Документоведение исследует особенности классификации документов, специфику зафиксированной в них информации, развитие документа, закономерности формирования и использования документных потоков и массивов [1, с. 13]. Основателем современного научного документоведения считается профессор Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) Митяев К.Г. (1902–1969), автор целого ряда учебных пособий и учебников по истории организации делопроизводства и архивного дела. Митяев К.Г. не был первооткрывателем термина «документоведение», однако он стал первым, кто этим словом обозначил специальную научную и учебную дисциплину, сформулировал предмет и задачи документоведения и определил область практического приложения новой дисциплины, которую он видел как в делопроизводстве, так и в архивном деле.
С деятельностью Митяева К.Г. в 1960-х гг. начинается первый этап развития документоведения, продлившийся до начала 1970-х гг. Митяев К.Г. относил документоведение к историческим дисциплинам, связанным с источниковедением и архивоведением. Вместе с историками-архивистами Лившицом Я.З., Кузнецовой Т.В., Илюшенко М.П. и др. Митяев К.Г. стоял у истоков общественного признания документоведения как самостоятельной научной дисциплины и начала подготовки кадров новой специальности «Документоведение и организация управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях» (1960 г.), создания во МГИАИ факультета государственного делопроизводства (1964 г.). В рамках учебных планов на факультете была развернута научно-исследовательская и учебно-методическая работа, вскоре заметно обогатившая методологию документоведения методами, принесенными из смежных отраслей науки и техники. Уже на начальном этапе стала понятной необходимость соединения комплекса научных знаний по документоведению и делопроизводству с управленческой, организационно-правовой, экономической и инженерно-технической подготовкой студентов новой специальности [2, с. 4]. Ускорению становления документоведения как самостоятельной научной дисциплины способствовало также создание в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 2 марта 1966 г. № 407 Всесоюзного (сейчас Всероссийского) научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). В качестве первоочередной перед ВНИИДАД была поставлена задача разработки Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Создание ЕГСД послужило импульсом к дальнейшему развитию отечественного документоведения.
Громадное воздействие на развитие документоведения оказала развернувшаяся в стране информатизация, создание и внедрение автоматизированных систем управления и общая тенденция информатизации управленческой деятельности. Информационная природа документа вызвала особый интерес исследователей, что отразилось на развитии методологии, инструментария, тематике научных поисков и, в конечном счете, в научно-теоретических достижениях документоведения. В 1960-х годах под влиянием информатизации и кибернетики объединилась и проявила высокую степень активности группа специалистов, представлявших в основном многочисленные отраслевые и межотраслевые органы научно-технической информации, научные и технические библиотеки, ВУЗы и другие организации. Образовавшееся неформальное сообщество проводило публичные научно-организационные мероприятия, среди которых следует, прежде всего, назвать симпозиум по документалистике. Руководителем этого общественного научного движения стал Воробьев Г.Г., возглавлявший Комиссию «Документалистика» [2, с. 5]. В 1970-х гг. начинается второй этап развития документоведения. Он связан с ближайшими последователями Митяева К.Г. историками-архивистами Илюшенко М.П., Банасюкевичем В.Д., Гельманом-Виноградовым К.Б., Магидовым В.М., Мингалаевым В.С., Соковой А.Н. В 1970–1980-е гг. ученые ориентировались на исследования в сфере документационного обеспечения управления, рассматривая делопроизводство лишь как техническую функцию, и обеспечили переход к изучению документа как явления. Вскоре появились первые исследования документоведения как науки, в ходе которых уточнили его объект и предмет, главную задачу связали с обеспечением высокого качества документов при их создании, а также эффективного функционирования документов как в оперативной, так и в архивной среде. Документ определяли уже как информационный ресурс общества, устанавливались междисциплинарные связи с архивоведением, объект которого симметричен объекту в документоведении. Несмотря на достижения в научном анализе документа, эмпирическая отраслевая, в данном случае управленческая, направленность оставалась доминирующей. Сохранилось заложенное К.Г. Митяевым разделение понятия «документ», исходя из «узкого» и «широкого» смыслов, при доминировании первого, а само документоведение рассматривалось в качестве теоретической части делопроизводства как локального процесса.
При этом преобладали работы по методике делопроизводства представителей научной школы профессора Кузнецовой Т.В. Главным итогом второго этапа стало оформление так называемого классического документоведения, которое сформировалось в рамках эмпирических представлений, т.е. совокупности не всегда логически связанных между собой высказываний об объекте: том или ином типе документа или его функциях. Если до середины ХХ в. основным видом научной деятельности было наблюдение за внешней формой документа, его формуляром, позволившее обобщить и построить единые формуляры документа для тех или иных областей, то начиная с 1970-х гг. основное внимание направлялось на использование документа в социальных процессах через рассмотрение выполняемых им функций. В результате полученного эмпирического знания возникли феноменологические концепции документа, представляющие собой логически организованное множество сведений, раскрывающих ту или иную функцию документа. В 1990-х гг. начался очередной этап развития документоведения, когда был расширен его объект, т.е. он вышел за рамки управленческой документации вследствие постановки новых задач. В первую очередь, это задачи общенаучного характера, заключающиеся в формировании информационной картины мира, ее документальной составляющей и соответствующей методологии познания, возложенные на документоведение наряду с библиотековедением, архивоведением и другими дисциплинами информационно-документального цикла. Начало исследований в этом направлении документоведения положил Гельман-Виноградов К.Б., задававшийся целью рассмотреть документальную память ноосферы (сферы человеческого разума). Он сформулировал понятие документальной среды и документальной памяти ноосферы как документального пространства, в рамках которого происходит заметное «завоевание» документами не только земного, но и подземного, водного и околоземного пространства с перспективой массового проникновения их в космические дали. Иными словами, документальная система была представлена как сложное саморазвивающееся, эволюционирующее образование [3, с. 24]. На современном этапе развития перед документоведением возникает необходимость разработки теоретической части и методологических задач, а также расширения границ исследований, охватывающих не только сам документ, но и документальные системы и порождающие их институты. Следует решить ряд проблем, таких как нормализация терминологии и согласование понятийного словаря, видовая классификация документов, понятие и принципы систем документации, место документоведения в системе наук и т.д. Одним из ключевых теоретических вопросов любой научной дисциплины является определение ее объекта и предмета.
От понимания этого вопроса во многом зависит развитие как теоретической части научной дисциплины, так и практических аспектов деятельности [4, с. 8]. В 1960-х гг. Митяевым К.Г., как основоположником документоведческой науки, не было дано четкого определения объекта и предмета. Поэтому, в первой половине 1970-х гг. в ВНИИДАД прошел цикл теоретических семинаров по определению объекта и предмета. Мнения участников дискуссии об объекте разделились: одни относили к нему любой документ, другие – исключительно управленческий. Зачастую четкие формулировки объекта документоведения в этих работах отсутствовали, а предмет раскрывался через определения документоведения как научной дисциплины. Выработанные советскими документоведами подходы к определению объекта и предмета в середине 1980-х гг. обобщила Сокова А.Н. [5, с. 9]. Она рассмотрела эти наработки в контексте формирования определенной парадигмы, демонстрирующей степень зрелости научной дисциплины, и выделила три этапа осмысления объекта и предмета документоведения, связанных с этапами развития науки. Для первого этапа (1960-е гг. – начало 1970-х гг.) характерны достаточно широкий взгляд на объект как совокупность документов, концентрация на изучении истории делопроизводства, объясняемая недостаточным развитием практики работы с документами. Второй этап (1970-е гг. – конец 1980-х гг.), связанный с созданием ВНИИДАД и разработкой ЕГСД, обусловил усиление практических работ главным образом в сфере управления и положил начало исследованиям в области теории документоведения. Тогда научное сообщество вплотную занялось определением объекта и предмета документоведения. Ориентированные на практику исследования способствовали, с одной стороны, конкретизации объекта, с другой – его ограничению управленческой документацией. Основные задачи и вопросы документоведения, задействованные в формировании его предмета, исходили из практической деятельности и включали способы и методы создания документов, принципы построения систем документирования, организации документооборота, закономерности образования документных систем в историческом развитии и др. Третий этап (1990-е гг.), связанный с применением автоматизированных информационных технологий, изменяет носитель информации, что, по мнению Соковой А.Н., должно не просто повлиять на понимание объекта документоведения, но и способствовать формированию новой парадигмы в документоведении.
Сокова А.Н. пришла к довольно широкому определению объекта документоведения, включив в него «системы и отдельные акты документирования объективной действительности в их историческом развитии». Формулируя предмет, Сокова А.Н. исходила главным образом из необходимости совершенствования системы документационного обеспечения государственного управления, поэтому видела его в изучении исторических тенденций документообразования, выявлении и формулировании на базе принципа историзма закономерностей развития документации для повышения качества функционирующих систем документационного обеспечения и сокращения документооборота в традиционных условиях и с использованием новейших средств ЭВТ, для научного прогнозирования развития документации. При этом Сокова А.Н. вычленила в предмете (представленном как круг вопросов, которыми должно заниматься документоведение) теоретическую и прикладную составляющие, связывая последнюю с созданием правил работы с документами и требований к самим документам [5, с. 11]. Таким образом, документоведение, возникшее в 1960-х годах как историческая дисциплина, под влиянием информатизации и кибернетики развивалась в управленческом и коммуникационном направлениях, что определило социальную природу документоведческой науки. Однако научнотеоретический уровень документоведения нуждается в проверке на соответствие современным требованиям науки по различным параметрам, иначе документоведение рискует попасть в разряд прикладных дисциплин.
1. Казакевич Т.А. Документационное обеспечение управления: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2017. 161 с. URL: www.biblio-online.ru/book/14309A03-1137-4585-91B2-7EBE89B533AA (дата обращения: 30.01.2018)
2. Мингалев В.С., Ларин М.В. Некоторые вопросы формирования теории документоведения // Делопроизводство. 2017. № 3. С. 3–18.
3. Плешкевич Е.А. Документоведение в контексте развития современной науки // Отечественные архивы. 2011. № 5. С. 23–27.
4. Сафиуллина З.А. Понятие об объекте и предмете исследования в документоведении // Делопроизводство. 2015. № 3. С. 8–13. 5. Суровцева Н.Г. Объект и предмет документоведения: историография определения (1960–2000-е гг.) // Отечественные архивы. 2015. № 5. С. 9–15.
Становление и развитие документоведения
С развитием человеческого общества, количественным и качественным изменением документации, особенно после изобретения книгопечатания в середине XV века, происходило разделение сфер документационной деятельности. В качестве
Документоведение как научная дисциплина
самостоятельных выделились делопроизводство, архивное, издательское, библиотечное дело. На первых порах все они имели ярко выраженный прикладной характер.
В нашей стране практическое документоведение стало зарождаться ещё в эпоху Древней Руси, когда были сделаны первые шаги в деле составления имущественных актов, привилегий, формировались традиции русского летописания. Известные договоры с Византией, датируемые 911 и 945 гг., были составлены с учётом уже существовавших тогда определённых правил. В последующие столетия сложились достаточно устойчивые формуляры отдельных видов документов с такими важными элементами их оформления, как «приписи», «скрепы», печати’. В системе церковной (монастырской) документации Древней Руси оформился такой своеобразный жанр как жития святых. Они составлялись по твёрдым, неизменным правилам, где форма господствовала над содержанием. Таким образом, уже в период Х-Х1У столетий на Руси формировались определённые традиции составления и оформления документов с учётом их функционального назначения.
Кузнецова Т. В. История профессии (с древнейших времён до XIX века)// Секретарское дело. 2003. № 1. С. 61-62.
Сокова А. Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документирование управленческой деятельности. М., 1986. С. 21.
С началом книгопечатания в России в середине XVI столе-, тия объектом практического документоведения становятся] также печатные издания. В XVII веке по приказу патриарха* Никоаа был составлен первый книжный свод с целью неправ-^ ления церковных книг.
Начиная с XVIII столетия, широкое распространение пол чили так называемые «письмовники» — практические пособи по составлению документов, которые включали многочислен ные образцы документов делового и частного характера.» предшественниками были «формулярники», известные на паде уже в VII веке, а в России — с первой трети XVI столе (в частности, формулярники московской митрополичьей федры). Одним из первых практических пособий был, в част*| ности, «Письмовник, содержащий в себе науку российское языка со многим присовокуплением разного учебного и поле4-| но-забавного вещесловия», изданный в 1777 г. Н. Кургановым*! К настоящему времени известно более 100 таких сбор* «Письмовники» нередко достигали значительных объемов.’ К примеру, «Руководство для составления деловых бумаг: 06*1разцы и формы; справочные сведения» В. Максимова (М.,| 1913) содержит свыше 2000 страниц.
Постепенно в каждой из обособившихся практических сфер | документной деятельности, по мере накопления эмпирическс-Г го материала и формирования общественных потребностей, в| различных странах стали проводиться теоретические изыска-
1 Полное название этого документа выглядит следующим обра-^ зом: «Генеральный регламент или устав, по которому государствен-,] ные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий И., контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, ч но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».
Документоведение как научная дисциплина
ния, которые привели к формированию специальных докумен-товедческих дисциплин— архивоведения, книговедения, библиотековедения, библиографии, бонистики, филателии и других. Зарождаются также палеография (наука о развитии письменности, о древних рукописях), фшигранология (изучает водяные знаки на бумаге), сфрагистика (наука, изучающая печати). В 1681 г. в Париже вышла «Книга об искусстве дипломатики» Жана Мабильона — основоположника этой субдисциплины документоведения, исследующей формы и содержание правовых актов.
Первые попытки теоретического осмысления документаци-онных процессов в российском обществе были предприняты в XVIII столетии. И не случайно. Именно к тому времени относится в целом процесс становления отечественной науки. В документной сфере научные изыскания были связаны прежде всего с книжным делом, у истоков которого стояли такие учёные и деятели русской культуры, как М. В. Ломоносов, А. И. Богданов, А. Т. Болотов, историк В. Н. Татищев. В частности, в Академию наук был представлен труд под названием: «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов, которыми ныне весь свет пишет и ими всякое приличное сочинение составляется купно же при том со внесением истории и о наших российских азбучных словах. Описание, сочиненное чрез Андрея Богданова. В Санкт-Петербурге 1755 году». Автор этого «Описания» заслуженно считается первым русским книговедом. Применительно к началу XIX века можно уже говорить о складывании книговедения как научной дисциплины. Тогда же в России появилась и научная библиография.
Во второй половине XVIII века началось формирование первых теоретических представлений об источниках и методах работы с ними, т. е. шёл процесс становления исторического источниковедения, которое в следующем столетии также стало самостоятельной научной дисциплиной. Важнейший вклад в её развитие внесли как западные, так и российские учёные, такие как Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос, А. С. Лаппо-Данилевский и другие. Особо следует отметить роль отечественного историка и источниковеда А. С. Лаппо-Данилевского, создавшего ориги-
период внесли также И. Е. Андреевский, Д. Я. Самоквасов давший в 1902 г. книгу «Архивное дело в России»), учебника «Архивоведение» А. П. Воронов.
Российские архивисты опирались, в свою очередь, на тижения западноевропейских учёных. В частности, ос архивной теории и методологии того времени заслуженно тался изданный в 1898 г. труд голландских арх:
С. Мюллера, И. Фейта и Р. Фруина «Руководство по клае,. кации и описанию архивов». Известность получила также ‘ га об архивах германского автора Ф. фон Леэра.
Примерно в этот же период, т. е. во второй пол: XIX — начале XX вв., в самостоятельную научную диск ну окончательно оформилась археография.
Таким образом, вплоть до конца XIX в. формирование/ кументоведения как обобщающей науки о документе и ментационных процессах в обществе было непосредс связано с практикой работы с документами. Одновременно, этого начального этапа были характерны разрозненные о
исторических, теоретических, методических разработок дельных документоведческих проблем и направлений, сфер документно-коммуникационной деятельности, отде видов документов и систем документации. Эти научные екания не содержали ещё целостного представления, ч концепции науки о документе и документной деятельности, как из отдельных ручейков постепенно вырастает мощный ток, так и из отдельных зарождавшихся документоведчес дисциплин постепенно формировалась общая теория докум та и документной деятельности.
Рождение документационной науки (общего документов** дения, или документологии) обычно относят к концу XIX —г началу XX века и связывают с именем бельгийского учёного Поля Отле (1868-1944), который вместе со своим единомыш ленником Анри Лафонтеном основал в 1895 г. в Брюсселе Международный библиографический институт с целью составления всемирного каталога человеческих знаний. Новая наука была призвана изучать не только печатную продукцию, не только делопроизводственную документацию, но также и все остальные документальные источники информации. «Админи-
Документоведение как научная дисциплина
Однако на первых порах документационная наука решала
достаточно скромные задачи. Почти до самой середины XX столетия она занималась изучением процессов сбора, систематизации, хранения, поиска и распространения документов в обществе, т. е. проблемами документной деятельности. Подобный подход во многом был связан с недостаточно глубоким проникновением в социальную и информационную сущность документа.
Что же касается России, то здесь исследование проблем, связанных с документом и документной деятельностью, в течение всей первой половины XX века продолжалось фактически в рамках отдельных документоведческих дисциплин. Причем активизация подобного рода исследований совпала с советским периодом истории. Уже в первые десятилетия после прихода к власти большевиков дальнейшее развитие получило практическое административное документоведение, главным образом, в направлении унификации документов, начиная от отдельных документных форм и заканчивая созданием унифицированных систем документации. Одновременно в литературе по делопроизводству тех лет поднимались и некоторые теоретические вопросы (в частности, в книгах П. В. Верховского, С. Н. Голубова, Н. В. Русинова).
Определённое отражение документоведческие проблемы нашли в 1920-е гг. и в исследованиях, посвященных в целом процессам управления. Тогда в Советском Союзе была создана целая система научно-исследовательских, хозрасчётных, ведомственных и общественных организаций, занимавшихся вопросами научной организации управления. Сложилось несколько самостоятельных школ управленческой мысли: школа А. К. Гастева (Центральный институт труда), направление
Отле Поль. Руководство к администрированию. М.-Л.: Изд-во «Техника управления», 1931. С. 19.
П. М. Керженцева, школа Е. Ф. Розмирович (Институт техники управления при Наркомате Рабоче-Крестьянской инспекции СССР). Вопросами научной организации труда и совершенствованием делопроизводства занимался также ряд других организаций.
Пожалуй, наиболее плодотворно эта работа велась в Институте техники управления, сотрудники которого, наряду с чисто прикладными организационно-технологическими вопросами, решали также и отдельные теоретические проблемы административного документоведения, связанные с терминологией, унификацией, классификацией документов. Здесь был подготовлен и в 1931 г. издан проект «Общих правил документации и документооборота», в котором обобщались теоретические исследования и практический опыт отечественных и зарубежных учёных. В перспективе «Общие правила. » должны были стать практическим руководством для организации делопроизводства в учреждениях, на предприятиях Советского Союза.
Между тем крутой поворот, произошедший в СССР на рубеже 1920-1930-х гг., привёл к существенным изменениям во всех сферах жизни советского общества. Он сопровождался
1 Циг. по: Исаев Г. Н., Фрайгаг Ю. Документальные источники научной информации (Теоретические основы). М, 1996. С. 4.
Документоведение как научная дисциплина
массовыми политическими репрессиями, которые тяжёлым катком прошлись по научным и управленческим кадрам. Исследования в области документоведения были свёрнуты, а многие наработки так и остались на бумаге, в том числе упомянутые выше «Общие правила документации и документооборота». Исключениями стали отдельные направления, которые были ориентированы либо на выполнение социального заказа тоталитарной власти (совершенствование системы учёта советских граждан, введение паспортной системы), либо проводились в рамках некоторых крупных ведомств (рационализация бухгалтерской, кадровой документации и т. п.).
Вместе с тем в период сталинизма создавались определённые предпосылки для развития документоведения в будущем. Дело в том, что в 1930 г. в Москве был открыт государственный историко-архивный институт (МГИАИ), призванный готовить специалистов высшей квалификации для работы в государственных архивах, а затем и работников государственного делопроизводства. В МГИАИ началось преподавание учебного курса «Общее делопроизводство» первоначально в рамках учебной дисциплины «Теория и практика архивного дела», а с 1942 г. был введён самостоятельный курс «История и организация делопроизводства в СССР». В 1943 г. впервые появился и сам термин документоведение, впрочем, ограниченный по содержанию рамками делопроизводственной проблематики. Такое узкое понимание предмета документоведения стало господствующим и сохранялось на протяжении нескольких последующих десятилетий. В 1952 г. в МГИАИ была создана кафедра «Истории государственных учреждений и делопроизводства», а в 1959 г. профессором К. Г. Митяевым было издано первое учебное пособие «История и организация делопроизводства в СССР».
Таким образом, изучение документоведческих проблем в учебных курсах в известной мере стимулировало научные разработки в этой области. Хотя, с другой стороны, длительное нахождение МГИАИ вместе со всей системой государственных архивов в составе Народного комиссариата внутренних дел СССР не способствовало бурному развитию научной мысли.
Переломными стали 1960-е гг., когда документоведеним становится самостоятельной научной дисциплиной. В 1969г1 оно было внесено в номенклатуру специальностей научныш работников. л
К тому времени обнаружилось, что сугубо делопроизводственный подход в организации и проведении документовед-ческих исследований во многом себя исчерпал вследствие
1 Митяев К. Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития // Вопросы архивоведения. 1964. № 2.
оей ограниченности. В рамках этого подхода изучались преимущественно документы текущего делопроизводства, павно как и процессы, происходившие с уже составленными документами.
С середины XX столетия началось бурное развитие наук об информации. Именно в это время появляется и быстро прогрессирует информационная наука, получившая в СССР название информатика. Всё это способствовало утверждению совсем иного взгляда на документацию, которая стала рассматриваться как единая информационная система, способствующая достижению тех или иных управленческих целей и задач. При этом само понятие управления значительно расширилось и стало представляться как упорядоченное воздействие на какие-либо объекты. Системный подход в документоведении позволил комплексно исследовать каждый документ или вид документов, существенно расширил их количественные и качественные характеристики. Таким образом, рубеж 1960 — 1970-х гг. явился своеобразным поворотным моментом в развитии отечественного документоведения.
Начало системного подхода в документоведческих исследованиях во многом было связано с появлением фундаментальных работ Г. Г. Воробьёва, прежде всего его книги «Документ: информационный анализ» (М., 1973). В дальнейшем в рамках этого подхода увидели свет многочисленные публикации В. Д. Банасюкевича, Б. С. Илизарова, М. П. Илюшенко, В.И.Кокорева, Т.В.Кузнецовой, М.В.Ларина, В. М. Маги-дова, К. И. Рудельсон, Е. А. Степанова, В. Ф. Янковой и других авторов. Итог научным исследованиям в области документоведения 1960-х— первой половины 1980-х гг. был подведён в докторской диссертации А. Н. Соковой (1986).
Новый этап в развитии отечественного документоведения начался на рубеже 1980-1990-х гг. В России произошла смена политического и экономического строя. Под влиянием внутренних и внешних факторов существенно изменились информационно-документационные процессы. В работе с документами стали широко использоваться новейшие компьютерные технологии, страна стала быстро входить в мировое информационное пространство. Приоритетное развитие в на-
2 у ‘в о » п ^ * я 8«2|йеХ’д’^К о _ ж п ю
исследования. Можно сказать, что документоведение интег ровано в сложившуюся к настоящему времени систему ее ально-коммуникационных наук.
Многие проблемы документоведческого характера в или иной степени исследуются такими фундаменталы общественными науками, как философия, история, социам психология, социология, культурология, теория информа лингвистика, семиотика.
Самым тесным образом документоведение связано с торической наукой. Фактически любая наука опирается исторический метод познания. Документоведение в Э1 отношении не является исключением. Более того, объект I исследования обязательно подвергается анализу в истор» ской ретроспективе, в динамике, позволяющей прбслед! этапы, закономерности, тенденции развития, взаимосв* документов во всём их многообразии. Происхождение функционирование документов и систем документаи складывание комплексов документов невозможно по* без знания социально-экономической, политической иа рии, истории культуры и т. д., т. е. без изучения историчв ского аспекта.
С другой стороны, сам документ, причем не только с точ! зрения его содержания, но также и формы, характеризуе относительной самостоятельностью, наличием собствен закономерностей функционирования, которые, в свою очерет оказывают определённое воздействие на те или иные сторо* общественного развития. Поэтому изучение прошлого прел латает знание генезиса документов, документных форм, осе бенностей документной коммуникации и т. д.
Кроме того, важнейшим и принципиальным отличием документоведения от исторической науки является ограничение последней кругом изучаемых проблем, связанных исключительно с прошлым человеческого общества (история— это моделирование прошлого), тогда как для документоведения в первую очередь важна оперативная, а также и перспективная (прогностическая) среда бытования документа.
На примере соотношения документоведения и истории видно, насколько сложным является определение его места в системе наук. Принципиальное значение в решении этой проблемы имеет прежде всего сам подход к объекту и предмету документоведения. Новейшие научные изыскания позволяют сделать вывод о том, что документоведение, изучающее в целом теорию и историю документа и документной коммуникации, является теоретической основой, фундаментом для всех научных дисциплин, объектом которых предстаёт документ. В этом качестве документоведение включает в свой состав практически все дисциплины документно-коммуникационного цикла.
Вместе с тем следует иметь в виду, что каждая из таких Дисциплин обладает определённой самостоятельностью, решая те или иные более узкие, прикладные задачи. К числу относи-
См.: Отечественная история: Энциклопедия. В 5-ти т. Т.1. М., 1994. С. 483.
тику редактирования, художественное конструирование кнш библиополистику и другие.
Рассмотрим эту диалектическую научную взаимосвязь примере нескольких дисциплин документно-коммуникационного цикла. Одной из наиболее значимых среди них являете* архивоведение. Оно решает важнейшую документоведческую задачу — формирование эффективной информационной среды в обществе, разрабатывает способы организации, хранения, поиска документированной информации. Одновременно архивоведение занимается изучением информационной ценности документа как исторического источника.
Традиционно менее очевидной представляется связь доку-ментоведения с книговедением. Включение последнего в число документоведческих субдисциплин нередко встречает возражения. Между тем книга по своей информационной, социальной сущности и основным функциям, по характеру материального носителя, способу передачи информации также является
КушнаренкоН. Н. Документоведеиие. Киев, 2000. С. 153-155.
Документоеедение как научная дисциплина
Всё большее сближение книговедения с документоведени-ем на основе признания общего для них теоретического фундамента— документологии— повлекло за собой также и трансформацию библиографии — отрасли, занимающейся учётом печатной и рукописной продукции и информацией о ней. Библиография постепенно превращается в документографию.
См.: Гречихин А. А. Общая библиография [Электронный ресурс]: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2000; Электрон, версия. — Электрон, дан. — М., 2001. Глава 1.7. Библиографоведение и смежные науки.— Режим доступа: ппр:// \у\у\у. Ы-еёи. ги/е-Ьоокз/СВ/Ыех. Ыга.
Мингалев В. С. Общие закономерности и тенденции документо-ооразования в социально-экономических системах управления (Проблемы изучения): Учеб. пособие. М., 1983. С. 9.
В свою очередь, рациональная организация работы с док ментами способствует совершенствованию управленческ деятельности, повышению её эффективности, поскольку пра тически все работники управленческого аппарата в той иной степени заняты работой с документами, затрачивая эти цели, по некоторым данным, до двух третей рабочего в
Появление и успешное развитие в последние годы нов научной дисциплины— информационного менеджмента ещё сильнее сблизило исследование управленческих и до ментоведческих проблем, поскольку большая часть инфор^ ции фиксируется в документах. Более того, некоторые авто (М. В. Ларин) в перспективе прогнозируют объединение слу документационного обеспечения управления и информаци ного менеджмента.
Документоведение испытывает также влияние таких пр’ кладных дисциплин, как социология управления, психолог управления и делового общения.
Нельзя не сказать и о связи документоведения с экономии скими науками. Оптимизация деятельности служб докуме
Документоведение как научная дисциплина
онного обеспечения управления невозможна без определе-
их экономической эффективности, без всестороннего ана-
за использования финансовых и материальньпуюсурсов, не-
ходимых для создания и обработки документов, без состав-
ния соответствующих методик, нормативов трудозатрат
т. д. В число систем документации, изучаемых документове-
нием входят и такие специальные системы, непосредствен-
отражающие экономическую сферу жизни и деятельности
щества, как бухгалтерская, отчетно-статистическая, техни-
-экономическая, внешнеторговая, банковская, финансовая.
В документоведении достаточно широко используются
юсения прикладной лингвистики, в частности, с целью
ификации текстов официальных документов, стандартиза-
и языковых единиц, а также в процессе редактирования до-
Стремительное наращивание информационных ресурсов,
-ное развитие компьютерных технологий и активное теоре-
еское осмысление информационных процессов во второй
ловине XX столетия не просто оказали влияние на характер
содержание документоведческих исследований, но и привели
встраиванию документоведения в цикл социально-
ммуникационных наук. В результате документоведение ока-
ось самым тесным образом связано с такими сравнительно
олодыми, но быстро развивающимися научными дисципли-
т, как социальная информатика, вычислительная техника
программирование, информационная безопасность и защита
формации и другие. Совместно с ними документоведение
1ило возможность эффективно решать на современном
«вне теоретические и прикладные задачи, связанные с про-
водством, передачей, поиском, хранением документирован-
Тенденция к интеграции отдельных научных дисциплин
окументоведческого цикла, с одной стороны, и информаци-
нных наук — с другой, характерна в целом для мирового раз-
г ия. В частности, в США произошло фактически слияние
иблиотечной и информационной науки в единую «1лЪгапап
^ Ьпогтайоп Заепсе (1Л8)», т. е. библиотечную и информа-
Для решения некоторых своих проблем.документоведени широко использует достижения в области технических и ест ственных наук, таких как химия, биология, физика и друг поскольку документ является одновременно и материальны объектом, носителем информации, обладающим вполне опр делёнными физическими свойствами. Кроме того, создание поиск, хранение документов, равно как и многие другие вид документной деятельности связаны с использованием различ ных средств документирования и передачи информаци включая сложную современную оргтехнику.