Доказать что личностью может быть человек
Доказать что личностью может быть человек
Вопрос:
Докажи, что личностью может быть только человек.
Подробный ответ:
Для того, чтобы доказать, что личностью может быть только человек и больше никто, нам нужно определить что есть личность.
Личность – определение, которое придумали для того, чтобы определить социальную природу человека. В определении «личности» человека рассматривают как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуальности, которая раскрывается в социальных отношениях, общении.
Кого мы можем назвать личностью (независимо от вида)?
• Ответственного – то есть того, кто готов понести ответственность за собственные слова и поступки
• Самостоятельного – того, кто не зависит от чужого мнения и имеет на все свое мнение
• С силой воли – того, кто способен взять себя в руки и контролировать свое поведение и мышление
• Способного изменяться – того, кто изменяется со временем, то есть развивается
• Осознанного – тот, кто обладает высокой степенью осознанности
• Целлостностью мировоззрения и убеждений, а также отсутствием или, наоборот, наличием противоречий в поведении
• Содержанием и определенным характером потребностей
• Проявлением личностных качеств
Так что получается, что только человек подходит под большинство этих критерий. У человека есть определенные личностные качества, характер, конкретные потребности, мировоззрение, он осознает происходящее, контролирует себя и происходящее, имеет силу воли и несет ответственность за свои поступки.
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое личность
Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.
Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.
Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.
Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Индивид и индивидуальность
Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.
Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.
Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.
Как и в какой среде формируется личность
Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.
Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.
Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.
Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.
Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
Воздействие личности на общества
Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:
Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.
Человек — личность
Урок обществознания в 6 классе
Цели и задачи: познакомить учашихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— Какое отношение притча имеет к теме наших уроков?
Тема уроков: «Человек — личность».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.
План уроков
1. Что такое личность.
2. Индивидуальность — плохо или хорошо?
3. Сильная личность — какая она?
Проблемные вопросы уроков
— Почему личностью может стать только человек среди людей?
— Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?
III. Введение в новый материал
Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Что я могу для него сделать?» В XXI в. люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» — и не могли на него ответить.
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
IV. Работа по теме уроков
1. Что такое личность
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
— Вспомните, какова двойственная сущность человека.
Человек — самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек — высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек — венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Задание: представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически.
(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)
Задание: откройте учебник на с. 8, внимательно изучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Ученые-обществоведы выделяют два этапа становления человека: 1) детское общество — семья и школа (игра, труд, учение); 2) взрослое общество — семья, работа (учение, труд).
Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»
(Проверка выполнения задания.)
Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становится личностью. Что же такое личность?
— Какой образ создается у вас при слове «личность»? Долго задумываться нельзя.
Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых-обществоведов.
Задание: изучите абзацы 3, 4 и 5 на с.8 и графически отобразите содержание понятий «личность» и «сознание».
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Проблемное задание. Предположите, с какого времени человек становится личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1 и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.
(Во время выполнения задания в тетради появляются следующие записи.)
1. Человек становится личностью:
а) когда начинает понимать себя;
б) с отделением своего «я» от других людей;
в) с появлением индивидуальности;
г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.
2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:
а) трудится (учится, играет);
б) относится к окружающему миру;
в) оценивает самого себя.
3. Важное качество личности — умение трудиться.
4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.
5. Личность должна уметь критически относиться к своим успехам.
6. Личность должна уметь преодолевать трудности.
Дополнительный материал
Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отличие от других людей.
Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н.М. Карамзиным (1766-1826).
В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.
Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность — всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубокого детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития от человека мало что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций он оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».
Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем-то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия, как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. п. Но чаще словосочетание «стал личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать свое поведение.
Вопросы к классу
— Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?
— Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие таковыми не считают?
Может быть, дело в смелости! Смелый человек не будет бояться неординарных поступков, идущих вразрез с ожиданиями окружающих. Не промолчит там, где нужно сказать правду, даже если это невыгодно лично ему, но поможет кому-то другому или некоему общему делу. Он никогда не откажется от ответственности, даже там, где от него фактически немного зависит.
Еще личностью делают человека трудолюбие и любознательность. Трудолюбие способствует накоплению большого количества полезного опыта, а любознательность — знаний.
Ученые пришли к выводу о том, что про человека можно сказать, что он стал личностью, в том случае, если он:
— имеет твердую жизненную позицию;
— полностью доверяет своему разуму, чувствам;
— умеет противостоять внушению со стороны;
— четко определился со смыслом своей жизни;
— имеет яркое желание развиваться, совершенствоваться;
— не боится ответственности;
— предпочитает говорить только правду;
— не нервничает, не переживает по пустякам;
— обладает силой воли.
Задание: изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своей жизни считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя данный талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, — это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знают, о чем Ришелье писал свои пьесы. Более широк круг высокообразованных людей, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения он принимал и проводил в жизнь. Всемирную известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.
Вопросы к классу
— О чем свидетельствуют приведенные факты?
— Какие выводы из приведенных фактов вы можете сделать? (Ответы учеников.)
Задание: оцените, насколько развиты у вас качества, необходимые для успешной деятельности. Над чем еще надо поработать?
(Проверка выполнения задания.)
2. Индивидуальность — плохо или хорошо?
Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера?
(Проверка выполнения задания.)
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
Задание: с помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием «Облака мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.)
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какие факторы формируют индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
Первая группа — наследственность и физиологические особенности человека;
вторая группа — факторы, проистекающие из окружения человека;
третья группа — черты и особенности характера человека.
Творческое задание. Представьте, что все люди одинаковые и придумайте рассказ-сказку с таким началом: «В некотором царстве, в некотором государстве все люди вдруг стали одинаковыми…» Победит тот, кто творчески и точно выполнит задание.
(Проверка выполнения задания.)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.
Проблемное задание. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: «Индивидуальность — это хорошо или плохо?» Класс делится на две творческие группы: первая группа готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая группа — против индивидуальности.
При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая группа — текст на с. 12 и дополнительный материал, вторая группа — текст на с. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13 учебника, Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13 учебника.
Дополнительный материал для первой группы
Основным и главным признаком индивидуальности личности является самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Индивидуальность проявляется в чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, умении ставить перед собой цели и добиваться их. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это свойство содержит те качества, которые индивид наработал посредством программных установок и путем внеплановых действий: личность является итогом двух данных видов накоплений.
Индивидуальность — это неповторимость человека и его способность всегда оставаться самим собой. Юмор Жванецкого неподражаем, как и музыкальный талант виолончелиста и дирижера Ростроповича или выступления политика Жириновского. Бойцовский стиль Мохаммеда Али так же уникален, как песни группы The Beatles. Яркая индивидуальность большой личности притягивает взгляды и сердца, каждому хочется стать таким же, т. е. непохожим на других.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Серова «Петр I» на с. 14 учебника. Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Картинная галерея».
(Проверка выполнения задания.)
3. Сильная личность — какая она?
Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
Задание: обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» нас. 15.
Вопросы к классу
— Можно ли назвать Бетховена сильной личностью?
Нам необходимо составить портрет сильной личности. Поможет вам в этом дополнительный материал.
Дополнительный материал
Ник Вуйчич — возможно все
Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 г. в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ним вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже… плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться.
Подвиг десантника Андрея Бочарова
Март 1995 г. Чечня. Группировка федеральных войск безуспешно пытается прорваться к селам Аргун и Гудермес, на пути серьезные укрепления боевиков. В районе села Комсомольское все господствующие высоты заняты бандитами. До тех пор пока федералам не удается сбросить их с гор, ни о каком продвижении не может быть и речи.
Тогда командование принимает решение: выслать к месту боя разведывательную группу 104-й Воздушно-десантной дивизии, 16 десантников под руководством старшего лейтенанта Андрея Бочарова. Задача: захват самого важного укрепления боевиков — высоты 238.1.
«Огонь был настолько плотный, что все «резалось» на уровне человеческого роста, не было ничего: ни деревьев, ни кустарников. Когда мы подходили, растительность была целая, но когда мы потом ушли, ничего не осталось, все было срезано. На тот момент я понимал, что необходимо выполнить поставленную задачу, и встал, чтобы повести за собой десантников в атаку, но тут меня с ног сбивает сержант, говоря: «Товарищ старший лейтенант, если с вами что-то случится, что мы будем делать?»», — рассказывает Бочаров.
Десантники должны были продвинуться к боевикам как можно быстрее; прячась за каждой кочкой, за каждым камнем, они ползли вперед. Когда расстояние между наступающими и обороняющимися сократилось до нескольких десятков метров, Андрей Бочаров поднял своих бойцов в атаку, 16 десантников молниеносным броском ворвались на позиции боевиков, уничтожая их одного за другим.
13 бандитов погибли на месте, троих взяли в плен, а остальные бежали. Казалось, задача выполнена, но в следующую секунду Андрей Бочаров заметил крупные силы боевиков — по данным радиоперехвата, к десантникам направлялись около трехсот боевиков плюс артиллерия и танки, через считанные минуты можно было ожидать вражеского артобстрела, а потом и штурма.
Бочаров принял решение отвести подразделение за скалу для того, чтобы было меньше потерь, а сам остался на позиции в качестве корректировщика для наведения огня артиллерии федеральных сил. Под градом вражеских снарядов он смог точно навести пушки и несколькими залпами полностью уничтожить тяжелое вооружение дудаевцев. Как только вражеские орудия затихли, десантники вернулись на свои позиции, и сделали они это вовремя, так как бандиты перешли в наступление.
Боевики подошли на расстояние броска гранаты, на некоторых участках обороны вспыхивали рукопашные бои, патронов оставалось все меньше и меньше. Андрей Бочаров принимает тяжелое решение: чтобы выполнить задание, он обязан пожертвовать своей жизнью и жизнью своих солдат.
«Тогда я прекрасно понимал, что высоту необходимо отстоять, если этого не сделать, потери среди основных федеральных сил будут огромные, и эти жертвы несопоставимы с нашим подразделением. В тот момент я осознавал, что другого пути у меня не было, как у командира группы, и мне пришлось вызвать огонь на себя, указав координаты места боя для поддерживающей и преданной артиллерии, где, собственно, мы и находились», — рассказывает Андрей Бочаров.
Боевики располагались на открытом месте, никто из них не смог укрыться от огня артиллерии. Когда взрывы затихли, старший лейтенант с удивлением обнаружил, что остался в живых, более того — ни один из 16 бойцов не получил серьезного ранения, только двое были легко ранены.
Боевики потеряли самый важный стратегический пункт в этом районе, в дальнейшем они уже не могли оказать серьезного сопротивления наступающим федеральным войскам и сдавали одну позицию за другой. После боя все 16 бойцов разведгруппы были награждены медалями, а их командир Андрей Бочаров 20 июля 1996 г. был представлен к званию Героя России.
Бочаров и его десантники могли отступить и не подвергать себя опасности, но у них был приказ отстоять высоту любой ценой, даже если за это придется расплатиться собственной жизнью. И они этот приказ выполнили!
(Во время выполнения задания составляется схема)
Мы приводили с вами примеры достаточно известных личностей. А теперь прочтите абзац 2 на с. 15 учебника — историю про мальчика Мишу.
— Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?
Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем. что может преодолеть свой страх.
V. Рефлексия
На большом листе группой или всем классом нарисуйте красками свое настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка. (Рисуют каждый свое настроение, из которого складывается общее настроение.)
Чтобы определить настроение по цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
розовый, оранжевый — радостное, восторженное настроение;
ярко-красный — нервозное, возбужденное состояние, агрессия;
синий — грустное настроение, пассивность, усталость;
зеленый — активность (но при насыщенности цвета — беззащитность);
желтый — приятное, спокойное настроение;
фиолетовый — беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый — замкнутость, огорчение;
черный — унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый — пассивность, беспокойство и неуверенность.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
1. Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16 и выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека.
— Какие положительные качества вы можете еще назвать?
— Какие качества вызывают у вас отрицательные чувства?
2. Используя приведенные примеры на с. 17 учебника, составьте словесный портрет сильного человека.
— Кого можно назвать сильной личностью?
3. Прочитайте следующие высказывания и определите, что их объединяет.
«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора).
«Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги).
«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль).
(Проверка выполнения заданий.)
Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на последние задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 1 учебника.
2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 1 учебника (задание 5, 6 или 8).