Доказать что личностью может быть только человек
Доказать что личностью может быть только человек
Вопрос:
Докажи, что личностью может быть только человек.
Подробный ответ:
Для того, чтобы доказать, что личностью может быть только человек и больше никто, нам нужно определить что есть личность.
Личность – определение, которое придумали для того, чтобы определить социальную природу человека. В определении «личности» человека рассматривают как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуальности, которая раскрывается в социальных отношениях, общении.
Кого мы можем назвать личностью (независимо от вида)?
• Ответственного – то есть того, кто готов понести ответственность за собственные слова и поступки
• Самостоятельного – того, кто не зависит от чужого мнения и имеет на все свое мнение
• С силой воли – того, кто способен взять себя в руки и контролировать свое поведение и мышление
• Способного изменяться – того, кто изменяется со временем, то есть развивается
• Осознанного – тот, кто обладает высокой степенью осознанности
• Целлостностью мировоззрения и убеждений, а также отсутствием или, наоборот, наличием противоречий в поведении
• Содержанием и определенным характером потребностей
• Проявлением личностных качеств
Так что получается, что только человек подходит под большинство этих критерий. У человека есть определенные личностные качества, характер, конкретные потребности, мировоззрение, он осознает происходящее, контролирует себя и происходящее, имеет силу воли и несет ответственность за свои поступки.
Докажи, что личностью может быть только человек
Ответ:
Для того, чтобы доказать, что личностью может быть только человек и больше никто, нам нужно определить что есть личность.
Личность – определение, которое придумали для того, чтобы определить социальную природу человека. В определении «личности» человека рассматривают как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуальности, которая раскрывается в социальных отношениях, общении.
Кого мы можем назвать личностью (независимо от вида)?
• Ответственного – то есть того, кто готов понести ответственность за собственные слова и поступки
• Самостоятельного – того, кто не зависит от чужого мнения и имеет на все свое мнение
• С силой воли – того, кто способен взять себя в руки и контролировать свое поведение и мышление
• Способного изменяться – того, кто изменяется со временем, то есть развивается
• Осознанного – тот, кто обладает высокой степенью осознанности
• Целлостностью мировоззрения и убеждений, а также отсутствием или, наоборот, наличием противоречий в поведении
• Содержанием и определенным характером потребностей
• Проявлением личностных качеств
Объяснение:
Так что получается, что только человек подходит под большинство этих критерий. У человека есть определенные личностные качества, характер, конкретные потребности, мировоззрение, он осознает происходящее, контролирует себя и происходящее, имеет силу воли и несет ответственность за свои поступки.
ГДЗ Параграф 1. Человек — личность Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверим себя (стр.16-17).
Он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества личности.
Как этот человек трудится, как относится к окружающему миру, как оценивает самого себя, каковы его способности к различной деятельности.
Мне стоит поработать над силой воли.
В классе и дома.
Смелость, отвага, храбрость — это положительные качества человека, которые мне также хотелось бы развить. Эгоизм, малодушие — это отрицательные качества.
Сильная личность — волевой человек, крепкие нервы, чудовищная внутренняя энергия, убийственный потенциал; широкие возможности. Он может сделать то, что показалось бы на первый взгляд бредовым, но если он решил, то без достигнутой цели его не ждите. Обычно умеет ждать и выжидать, правильно распоряжается временем.
а) Нет, это не сильная личность, потому что Петр силен физически, а не морально;
б) Нет, это не сильная личность, т.к. сильная личность должна уметь признавать свою вину и не врать, а Оксана не способна сделать это;
в) Да, это сильная личность, поскольку только сильная личность может выносить сложные жизненные ситуации без чужой помощи, и при этом не жаловаться;
г) Да, это сильная личность, ибо сильная личность может взять чужую вину на себя (принять удар);
Мое мнение в связи с поведением Алексея негативное.
У Алексея правильное желание стать сильной личностью. Однако не правильные методы достижения этой цели. Причина — не знание и отсутствие воспитания, именно поэтому взрослые люди называют его невоспитанным и некультурным человеком. Алексею надо объяснить и показать способы как стать сильной личностью. Сила личность в умении помочь слабым и защитить их. Ведь только сильная личность способна противостоять злу и стоять на стороне добра и истины. Сила дана человеку, чтобы помочь тому, у когда не хватает сил.
Алексей прирожденный лидер. И если бы ему смог кто-то рассказать по-доброму, по-дружески, я уверен, он бы понял и смог стать лучшим в классе и звездой всей школы.
Человек, индивид, личность
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.
Урок № 3. 20.09; 21.09.17. обществознание, 6класс.
Тема: Человек – личность. Сильная личность.
Цель урока: определение особенностей формирования личности человека.
Задачи:
1. Предметные: научить выделять признаки и качества, характеризующие человека как
индивидуальность, личность;
2. Метапредметные: продолжить формировать умение делать выводы, работать с текстом
(выделение ключевых слов), отстаивать собственную точку зрения;
3. Личностные: воспитывать стремление развивать в себе такие качества, как
целеустремленность, воля, старательность, терпеливость, настойчивость –
качества сильной личности.
Основные понятия: человек, индивид, личность, сознание.
Оборудование урока: учебник, наглядность.
Дидактические единицы: личность, индивидуальность, сознание, деятельность
? Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует
? Докажите, что человек не только биологическое существо, но и социальное.
? Что случалось с человеческими детьми, которых воспитывали животные?
Почему это происходило?
? В чем отличие человека от животного?
Моя маленькая дочка как и все маленькие детки говорила «Таня упала», «Таня хочет кушать», «Пожалей Таню». Местоимение «Я» совсем не употребляла, говорила о себе в третьем лице. Теперь она в любом случае говорит о себе в первом лице: «Я хочу есть», «Я упала», «Я хочу играть», «Купи мне сок» и т.д.
? Что же это означает?
Психологи считают, что это признак развивающейся личности.
Что такое личность.
Какими признаками обладает личность.
Что такое индивидуальность.
Какую личность можно назвать сильной.
ЗАПИСЬ: Человек – личность.
3. Понятие «личность». Качества личности.
Российский психолог А. Н. Леонтьев считал, что «Личностью не рождаются, а становятся».
На прошлом уроке мы выяснили, что мы рождаемся как биологические существа, а развиваемся как социальные существа.
В результате своего роста, развития человек приобретает определенный жизненный опыт, определенные знания о мире, о себе, учится общаться с другими людьми, приобретает определенные качества. Так вот это все и характеризует человека как личность.
Можно указать несколько определений личности:
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.
Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
? Будет ли правильным утверждение «Этот человек не личность?»
? А как же узнать, сформировалась ли у нас с вами личность или нет?
По мнению психолога Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. (Хочу играть, но надо делать домашнее задание; хочу купить себе жевачку или мороженое, но не покупаю, так как мама просила принести сдачу домой)
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (? Приведите примеры)
Каждая личность обладает:
Если этих качеств у личности нет, то это не личность.
? А что значит «сознательное» руководство своим поведением?
Сознание – это отношение человека к миру, способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни, действительности.
Читать с. 16 – Личность.
ЗАПИСЬ: Личность – это качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, общении с другими людьми, самовоспитания.
ЗАПИСЬ: Критерии сформировавшейся личности:
способность преодолевать свои побуждения ради чего-то другого
способность сознательно руководить своим поведением
Читать с. 16 последний абзац
Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать, определять свое отношение к жизни.
Попросить выйти к доске двух девочек или двух мальчиков. Задать учащимся вопросы:
? Мы можем утверждать, что биологически эти ребята одинаковые?
? А чем они друг от друга отличаются?
? Как называется отличие каждого из нас от другого человека?
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.
Индивидуальность выражает особенность отдельного человека.
? Объясните выражение: «Когда умирает один человек, умирает целый мир».
Рассмотреть иллюстрацию в учебнике – картина Серова В.А. «Петр I».
? Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявлялось?
Да, у них одинаковое строение, одинаковые физиологические потребности.
Цвет волос, глаз, кожи, телосложением, голосом, разный подчерк, по-разному ходят, учатся, дружат, по-разному общаются, разные увлечения, разные фильмы любят, разные книги, разные игры, куклы.
Индивидуальность— совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.
? Слышали такое утверждение «Сильная личность»?
? Как вы понимаете это выражение?
Примеры людей с сильной личностью:
Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.
В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (15 февраля 1910 — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения сопротивления. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. В 1943 году арестована по анонимному доносу. Её приговорили к пыткам (жестоко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.
Елена Бережная. Родилась в 1977 году в Невинномысске Ставропольского края. Спортсменка, фигурное катание. На одной из тренировок с предыдущим партнером получила сильную травму- конёк пробил висок и задел головной мозг. Делали трепанацию черепа – сложную операцию. После этого Елена очень долго восстанавливалась, заново училась говорить, ходить. Но от фигурного катания не отказалась! Чемпионка мира, Олимпийская чемпионка на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити в парном катании с Антоном Сихарулидзе. В их копилке 25 золотых медалей.
? Какими качествами обладает сильная личность?
? Можно ли стать сильной личность? Обязательно ли для этого совершать подвиг?
? А вот Адольф Гитлер – сильная личность?
Сильная личность ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть НРАВСТВЕННОЙ, т.е. свои способности и положительные черты характера употреблять на ПОЛЕЗНЫЕ для других людей и ДЛЯ ОБЩЕСТВА дела. ЧИТАТЬ с. 23, статья о Бетховене
Вывод, закрепление материала.
Нужно уважать себя, но относиться к своим поступкам критически : чем больше о себе думает человек, тем хуже к нему будут относиться окружающие.
? Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное
? Что такое личность?
? Какие качества характеризуют личность?
? Что такое сознание?
? Что такое индивидуальность?
? А что является пороками человеческой личности?
Пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, подлость.
? Перечислите добродетели личности.
К добродетелям относятся любовь к ближнему, порядочность, справедливость, честность.
§1 пункт 3. Изучить повторить 1- 2
выучить термины, з. 1-2 (п, по желанию)
индивидуальное задание-значение слов «отрок» и «отрочество»
по желанию: посмотреть худ. фильм «Повесть о настоящем человеке» или прочесть книгу Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».