Доказать что образование социальный институт

Доказать что образование социальный институт

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

Источник

Образование как социальный институт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и функции образования как социального института

Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.

Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.

Признаки института образования:

Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.

Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.

Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.

Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.

Компоненты системы образования

Система образования как институт состоит из следующих компонентов:

Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.

Функциями образования являются:

В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.

Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.

Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.

Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 02 2021

Источник

Образование как социальный институт — функции, признаки и структура

Образование является обязательным для человека и общества, так как без него будет потеря всех накопленных в веках знаний и принятых стандартов поведения. Но человеку необходимо знать культуру общества и принятые способы поведения в социуме. То есть он должен быть социализирован в культурную среду, и основной функцией образования как социального института является обучение индивидуума правилам такого поведения, какого от него ожидает социум.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Воспитывать и обучать

Термин образование (просвещение) имеет разные значения. И каждый человек интерпретирует слово с точки зрения своего прошлого опыта, потребностей и целей. Родители, учителя, администраторы, религиозные лидеры, политики по-своему трактуют этот термин. Например:

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Смысл образования, прошедшего в своём развитии через многие эпохи и этапы эволюции, менялся время от времени. И на каждом эволюционном этапе в него вкладывались различные значения в зависимости от существующих социальных условий.

Считается, что образование происходит от латинского слова «воспитывать» и означает вытягивать скрытые способности ребёнка. В подтверждение этого значения есть определение просвещения в виде воздействия старших поколений на тех, кто ещё не готов к общественной жизни. И цель этого воздействия — пробудить и развить в ребёнке те физические, интеллектуальные и моральные состояния, которые требуются от него обществом и средой существования.

Есть также мнение, что термин «просвещение» происходит от латинского слова «educatum», которое означает акт обучения или подготовки. Таким образом, его можно трактовать и как приобретение знаний или искусство преподавания, и как изучение ценностей, норм и навыков.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

В современной концепции образование означает формальное обучение специалистов в рамках официальной школы и является преднамеренной и организованной деятельностью, посредством которой развиваются физические, интеллектуальные, моральные и духовные возможности ребёнка и как личности,и как члена общества, чтобы он мог вести полноценную и насыщенную жизнь в этом мире.

Основные аспекты

В современной педагогике выделяют несколько социологических аспектов образования.

Во-первых, обучение — это творческий процесс. Когда человек реагирует на раздражители, он априори действует творчески. Другими словами, просвещение — это творческий акт для ученика.

Во-вторых, образование состоит из двух способов обучения:

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

При этом первый вариант используется непрерывно в течение всей жизни как механизм обучения, а также для закрепления знаний, полученных ранее.

Формальный же способ — это социально разработанный метод, очень сложная процедура для создания ситуаций, в которых ученик может чему-то научиться. И люди проходят формальное обучение только в течение короткого периода своей жизни.

В-третьих, процесс просвещения — это и сама жизнь в сети социальных отношений, и подготовка к жизни. Подготовка к жизни включает в себя наработку следующих способностей:

И в-четвёртых, образование включает в себя овладение инструментами обучения, такими как чтение и арифметика, а также отношениями с внутренним эго, близкими людьми, соседями и с окружающим миром в целом.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Две интерпретации смысла

Просвещение также может интерпретироваться в двух смыслах: «узком» и «более широком».

Образование в узком смысле — это спланированный, организованный и формализованный процесс. Он осуществляется в определённом месте (школа, колледж, университет) и в определённое время. И его учебная программа является формальной.

В более широком смысле просвещение не связано со школьным обучением или преподаванием. Каждый человек получает какое-то образование даже в том случае, если он не провёл ни одного дня в школе. В этом случае его приобретённые характеристики — это продукты опыта и деятельности, которые носят образовательный характер.

Просвещение в более широком смысле характеризуется непрерывностью. При этом его целью является обучение людей всем характеристикам, позволяющим им жить в обществе. Образовательный процесс человека начинается с рождения, а заканчивается только его смертью и опирается на опыт всей жизни. В то же время отмечается, что понятие образования включает в себя намного больше, чем термин обучение, так как непосредственно процесс обучения заканчивается в классе, а образование заканчивается только жизнью.

Функциональный набор

Структуры социального института образования играют жизненно важную роль в обществе. Их функции многоплановы как внутри школьной системы, так и вне её. А в число задач, возложенных на них, входят как социализация и развитие личности, так и часть контрольных механизмов социума.

Социализация членов общества

Важнейшей из функций, какие выполняет образование, является социализация. Люди от рождения не могут знать культуры своего общества, поэтому им нужно дать знания о том, как функционирует это общество. Поэтому социальная группа предоставляет программу обучения, чтобы привить маленьким индивидуумам ценности, нормы и социальные навыки, которые подойдут людям для их взрослой роли в обществе.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Предлагая детям инструменты знаний — как писать по буквам и осваивать арифметику, школа также обучает их социальным нормам и ценностям помимо тех, что доступны для обучения в семье и других группах. Хотя люди многому учатся у своих родителей или друзей, но всё-таки они узнают больше о культуре своего общества через образовательную систему. Ведь именно в школах молодёжь впервые попадает под воздействие социальных норм и ценностей, выходящих за семейные рамки.

Благодаря просвещению дети способны развивать социальные отношения и таким образом становиться социально эффективными. Когда говорят о социальной эффективности, то подразумевают её экономическую и культурную интерпретации.

Личностное развитие

Образование играет главную роль в развитии личностных признаков. Оно должно пробудить в маленьком человеке те моральные состояния, которые требуются от него обществом. Процесс просвещения помогает развитию в личности умственного и эмоционального облика, а также его темперамента и характера.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

С точки зрения педагогической науки, эго, или ядро ​​личности, развивается во время взаимодействия ребёнка с другими представителями социума. Впоследствии привычки, черты, отношения и идеалы человека возникают и формируются по образцу, данному в процессе начального воспитания.

Личность учащегося также развивается косвенно, когда он поощряется к формированию собственных установок и ценностей путём изучения выдающихся людей в истории и литературе. Кроме того, можно выделить и тот факт, что на ученика также влияют взгляды и отношения одноклассников и учителей.

Контроль социума

В регулировании индивидуального поведения образование играет ключевую роль путём передачи образа жизни, а также доминирующих идей и ценностей новым поколениям. И одним из способов, с помощью которого осуществляется регуляция социального поведения, является «ранняя социализация ребёнка».

Чтобы передать своё социальное наследие и сохранить социальный порядок, все общества разрабатывают образовательные системы для обучения своих молодых поколений. Молодёжь должна быть сознательно обучена своим взрослым ролям для последующего поддержания устоев общества. А через процесс воспитания общество регулирует поведение своих членов и обеспечивает соответствие его нормам.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Просвещение в широком смысле является жизненно важным средством социального контроля. Формальное обучение в современных социальных системах передаёт идеи и ценности, которые играют роль регулятора поведения. Новым поколениям предписано соблюдать социальные нормы, нарушение которых может повлечь за собой наказание.

Интеграция и статус личности

Через передачу ценностей осуществляется также интеграция молодых людей в общество. Учебная программа школы, «внеклассные» мероприятия и неформальные отношения между учениками и учителями передают определённые социальные навыки:

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Определение же самого статуса личности является, пожалуй, самой важной функцией образования. И так называемый образовательный объём считается хорошим показателем социально-экономического положения. Охват всех слоёв населения — от низшего рабочего до высшего управляющего класса — ведёт к общему росту экономических возможностей.

Именно благодаря системе просвещения молодые люди получают работу с более высоким статусом, чем их родители. А с большими доходами они имеют возможность повысить свой статус. Таким образом, образование обеспечивает канал для улучшения социально-экономического положения.

Мобильность и развитие

Образовательные квалификации всё чаще образуют основу для распределения людей по социальным статусам и социальной мобильности. Из-за уровня образования происходит устойчивый переход от одного статуса к другому. Индустриальное общество уделяет всё большее внимание приобретению навыков, полученных в начальной, средней и высшей школе.

Ожидается, что система просвещения предоставляет возможность для социальной и экономической мобильности путём отбора и подготовки наиболее способной и трудолюбивой молодёжи для более высокого положения в обществе.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Она ставит тех, у кого больше способностей и подготовки, на высокие должности, а остальных, — на более низкие. Таким образом, образование имеет тенденцию генерировать вертикальную социальную мобильность, увеличивая их заработок и подготавливая к занятиям с более высоким статусом, чем у их родителей.

Образовательные системы, будь то индустриальные или развивающиеся общества, имеют тенденцию создавать и поддерживать широкое разделение между элитами и массами, то есть между образованием для интеллектуальных и для ручных профессий. Подобная дифференциация тесно связана с социальной стратификацией и мобильностью.

В современной плановой экономике выпуск квалифицированных людей должен быть сознательно ориентирован на экономические и социальные приоритеты общества. Это объясняет жизненно важную роль просвещения в социальном развитии. Например, грамотность стимулирует экономическое и социальное развитие, и именно поэтому все развивающиеся страны осуществляют широкомасштабные программы ликвидации неграмотности.

Источник

Доказать что образование социальный институт

Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

Источник

Образование как социальный институт

Содержание:

Предмет:Экономика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:16.05.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Социология образования это раздел социологии, изучающий систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование это социальная подсистема со своей структурой. В качестве основных элементов образовательные учреждения можно выделить как социальные организации, социальные сообщества (учителя и студенты), образовательный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования построена по иным принципам, включает ряд звеньев:

Система образования в России претерпевает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными образовательными учреждениями появляются альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора альтернативных форм обучения. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование на всех уровнях, от детских садов до вузов. Меняется система взаимоотношений учебного заведения и церкви.

Все эти изменения в целом положительные. Несмотря на характерную для всего нового стоимость, они расширяют возможности самореализации личности, раздвигая границы свободы выбора.

Образование как социальный институт

Накопленные человечеством материальные и духовные ценности и знания должны передаваться новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его повышение невозможно без освоения культурного наследия. Образование важнейшая составляющая процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных институтов (школ, университетов), которые осуществляют процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется культурными стандартами, преобладающими в обществе, политическими взглядами, которые воплощаются в государственной политике в области образования.

Термин «неформальное образование» относится к бессистемному обучению человека, обладающего знаниями и навыками, которые он спонтанно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или посредством индивидуального усвоения информации. При всей своей важности неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее значимыми особенностями современной системы образования являются:

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

Модель социальной структуры образования можно представить в виде состоящий из трех основных компонентов:

В современном обществе образование важнейшее средство достижения успеха и символ социального положения человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования влияют на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

В процессе нормального функционирования и развития общества чрезвычайно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции, накопленные трудом предыдущих поколений, передаются новому поколению людей и ассимилируются ими. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является «систематическая подготовка и воспитание членов общества, ориентированная на усвоение определенных знаний (в первую очередь научных), идеологических и моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которой определяется социально-экономической и политической структурой общества, уровнем его материально-технического развития.

В современной социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, наличие в обществе специальных институтов (школ, колледжей, техникумов, университетов и т.д.), которые осуществляют процесс обучения. Во-вторых, система образования, преобладающая в современном индустриальном обществе, подчиняется официально установленному государством образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и навыков, необходимых обществу в различных сферах профессиональной деятельности.

Кроме того, государственный образовательный стандарт в явной или неявной форме содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с:

В социологии объектом исследования является прежде всего система формального образования, которая отождествляется с процессом обучения в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем определяющую роль. Что касается термина «неформальное образование», то он означает бессистемное обучение человека знаниям и навыкам, которые он сам осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и т. д.) или посредством индивидуального приобщения к культурным ценности, усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д. Неформальное образование является важным компонентом социализации человека, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе он играет вспомогательную роль.

Функции института образования

Рассмотрим подробнее функции, которые в современном обществе выполняет институт образования.

Передача и распространение культуры в обществе первая и самая важная из них. Его суть заключается в том, что через институт образования происходит передача от поколения к поколению культурных ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, нравственные ценности. нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. д.). На протяжении всей истории человечества образование было основным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Также не будем забывать, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности, и поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее уникальных и неповторимых черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальная психология и национальное самосознание данного народа.

Функция социализации, или формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, преобладающих в обществе у подрастающего поколения. Благодаря этому молодые люди включаются в жизнь общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования общепринятой системы ценностей у молодого поколения, принятой в данном обществе и культуре. Молодое поколение учится понимать других людей и себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от преобладающих в обществе ценностных норм, нравственности, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного образования. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует систему формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения важнейшая составляющая процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи, прежде всего, общечеловеческие ценности. И гуманистическая мораль. Во многом это достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура, философия и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школы, но и университетское образование, и в то же время положительное влияние преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.

Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Социальный отбор одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса выстроена таким образом, чтобы на самых начальных этапах можно было реализовать дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получения молодежи соответствующего образовательного статуса их индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие продолжают обучение в средней школе, а затем одни из них продолжают обучение в университетах, другие поступают в колледжи и школы. По окончании учебы одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т. д.

С точки зрения социологии, последствия процесса отбора, проводимого институтом образования, чрезвычайно важны, поскольку его конечным результатом (когда различные группы молодых людей завершают свое образование и получают профессию) является размещение людей в разные социальные позиции в социальной структуре общества. Благодаря этому механизму осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без которого невозможно его нормальное функционирование. Еще одним важным аспектом этого процесса является то, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, в том числе в профессиональной деятельности человека, особенно в крупной организации, открывает для многих людей профессиональный карьерный путь, переход к более престижный социальный слой. Система образования, в основном высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, поскольку без диплома о высшем образовании невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, развить и стимулировать его интерес. в обучении всячески, ведь его дальнейшая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Отметим, что уровень образования, наряду с доходами и престижем профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

Функция социальных и культурных изменений прерогатива современного образовательного учреждения. Эта функция реализована двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, осуществляемых в стенах университетов. Способствуя научному прогрессу, высшее образование вносит значительный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, благодаря тесной связи университетов с промышленностью, характерной для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все чаще становятся исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений. При этом интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию учебного процесса, поскольку новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебный план, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает значительное влияние на процесс социальных изменений из-за ее тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Примечательной особенностью школьного образования в нашей стране в последние годы стали инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность обучения.

Проводимые в настоящее время в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации доходов между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из основных причин социальной напряженности в стране. Изменения в системе социального расслоения и на рынке труда не могли не сказаться на системе образования: во-первых, необходимо готовить специалистов новых престижных специальностей: менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и т. д. обучение по этой и другим престижным профессиям, как в государственных, так и негосударственных вузах, становится платным. Отсутствие национальных программ поддержки талантливой молодежи, которые давали бы равные шансы получить престижную профессию людям из разных социальных слоев, в конечном итоге может привести к тому, что обладатели престижных профессий, в которых нуждается общество, могут оказаться функционально безграмотный. Единственная гарантия успешной карьеры только материальное благополучие родителей, а не личные таланты и способности.

Заключение

Присущая современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение более высокого статуса в обществе, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а иногда и отрицательным результатам.

Нарастающая тенденция к демократизации общественно-политической жизни страны вступает в противоречие с зарождающимися консервативными тенденциями в сфере образования, поскольку все больше воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшее образование начинает приобретать черты элитарности.

Таким образом, демократизация системы образования, проводимая в стране, не должна ограничиваться формальными аспектами предоставления больших прав и независимости образовательным учреждениям, но также призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования. образование и престижная профессия путем создания специальных программ для поддержки молодых людей из самых разных слоев общества, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала страны, что может ухудшить и без того сложную экономическую и политическую ситуацию в стране.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Доказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институтДоказать что образование социальный институт. Смотреть фото Доказать что образование социальный институт. Смотреть картинку Доказать что образование социальный институт. Картинка про Доказать что образование социальный институт. Фото Доказать что образование социальный институт

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *