Доказать что рассказ станюковича рождественская ночь святочный

Проблематика рассказа «Рождественская ночь» Станюковича

Произведения, приуроченные к определенной дате, получили названия святочные, а иногда рождественские рассказы. Они несут определенную смысловую нагрузку, раскрывают такие вопросы, которые всегда сохраняют свою актуальность и беспокоят умы множества людей во все времена. И рассказ «Рождественская ночь» следует отнести к данному жанру прозы, в котором совершаются чудеса с помощью мистических сил, а иногда – и простых людей.

О чем рассказ «Рождественская ночь»

Автор рассматриваемого произведения, Константин Михайлович Станюкович, часть своей жизни провел с морем. Именно там он собрал большое количество информации и интересных сведений, которые затем применил для написания своих рассказов. И «Рождественская ночь» также касается темы моря и моряков.

Жизненные условности, чистосердечные порывы и обыкновенные человеческие чувства рассматриваются в разрезе простого повествования, помогая читателю задуматься об их важности. Умение делать добро же в самых непростых обстоятельствах – важная тема, которая не теряет своей актуальности в любое время и при любых условиях.

Развитие сюжетной линии

События разворачиваются в особо звездную рождественскую ночь. Матросы рассказывают друг другу о волшебстве ночи, о том, что именно сегодня в море сбрасываются Господом самые мятежные звезды. И, вероятно, для экипажа судна мальчик и стал такой волшебной звездой. Когда на борт возвращаются офицеры, новость о новом члене команды воспринимается ими спокойно, и мальчик остается на клипере.

Однако по действующему закону о находке сообщается губернатору острова, в результате чего после недельного проживания на борту мальчик был вынужден отправиться в детский приют.

Замысел автора и рассматриваемые проблемы в рассказе

Простой сюжет рассказа, отсутствие слишком сложного или закрученного сюжета при максимальной приближенности к реальной жизни каждого из нас – именно об этом говорит автор в повествовании «Рождественская ночь». Используя простой, доступный для каждого читателя язык, Станюкович изучает движения души в ситуации, когда требуется проявить великодушие, отзывчивость и закрыть глаза на существующие в обществе условности и ограничения.

И хотя в итоге одинокий малыш все же оказался в приюте, а команда клипера была вынуждена пойти на такое решение губернатора, все же при прочтении рассказа остается приятое послевкусие. Ведь стремление сделать доброе дело, помочь слабому и сообща не допустить жестокости уже следует назвать важным шагом на пути к улучшению общества в целом, что в рассказе представляется на примере команды клипера.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.5 / 5. Количество оценок: 4

Источник

Действие данного рассказа происходит на острове Ява. Сейчас это один из остров Индонезии, там живет очень много людей (как во всей России). Однако в рассказе название страны или подробности быта местных жителей не раскрывается, говорится только, что все происходит в тропиках.

Далее можно прочитать Рождественская ночь Станюкович краткое содержание.

Персонажи рассказа

Главными героями произведения являются русские моряки. Матросы Живков и Ефремов встречают Рождество в тропиках и спасают местного мальчика. Однако их капитан, Андрей Егорыч, понимает, что ребенок не может остаться на судне.

Краткий пересказ «Рождественской ночи»

На дворе XIX век. Канун Рождества, но вот в тропиках нет снега или звона бубенцов – здесь ночью дует теплый ветер, шелестят листья пальм и тихонько плавают в поисках добычи крокодилы. Для русских моряков очень непривычно встречать большой праздник в тропиках. Матросы смотрели на звезды и вспоминали свою родину, где сейчас снежно и морозно. Они тосковали по России и грустили из-за того, что уже три года они находятся в плаванье в чужих краях.

Продолжая кратко читать «Рождественскую ночь» Станюковича мы видим, что матросы оказались правы. На берегу действительно сидел маленький мальчик, который громко плакал и тем самым привлек крокодила. Мальчик был совсем один, и на нем ничего не было надето, кроме одной рубашке.

Живков и Ефремов забрали малыша на судно, спасая его от нападения хищника. Они накормили ребенка, одели его и положили спать. Наутро они сообщили капитану о том, что случилось, и Андрей Егорыч разрешил мальчику остаться, пока судно стоит у берега, однако дал знать местному губернатору о том, что они нашли ребенка из местных.

Некоторое время мальчик провел на судне с русскими матросами и офицерами. К нему все относились хорошо, но Ефремов был особенно внимательной «няней». Однако когда пришло время отплывать, за мальчиком пришел местный сотрудник полиции. Несмотря на нежелание, русским морякам пришлось расстаться с маленьким гостем.

Долгие годы Ефремов потом вспоминал о том, какое важное дело они совершили в одну тропическую рождественскую ночь. Это было проявление милосердия, которое и должно происходить в этот славный праздник.

Главная мысль

Этот рассказ, пусть и имеет несколько религиозный оттенок (все-таки события происходят в Рождество и упоминается Иисус-спаситель), рассказывает о простых вещах, которые объединяют людей независимо от их веры. В данном случае это – добро и желание помочь ближнему. В славный праздник двое русских мужчин спасают иностранного мальчика, который относятся к совсем другой религии. Однако их это совсем не волнует, главное – что они могут дать этому ребенку. Они относятся к нему со всем добром, которое есть в их сердцах. И это помогает им чувствовать себя нужными и важными.

Источник

Урок внеклассного чтения «Святочный рассказ К.М.Станюковича «Ёлка» и история новогодней и рождественской открытки» (6 класс)

Цели:

Предварительная подготовка к уроку: прочитать рассказ «Ёлка», составить сюжетный план;

Задания по вариантам: найти описание обстановки, в которой живут герои произведения (1 вариант), описание города (2 вариант), портреты майора и Феди (3 вариант);

Индивидуальные задания: подготовить

Материал к уроку: презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу Константина Михайловича Станюковича «Елка» (1880г.). (Показываем слайд 1, рассказываем о писателе)

Наш урок будет необычным: мы не только проанализируем рассказ «Ёлка», но и узнаем много нового об истории новогодней рождественской открытки. Работать будем на рабочем листе, и слушать нас будут родители.

Ключевыми словами на нашем уроке станут слова «добро, сострадание», а эпиграфом урока – слова Лонгфелло: «Злоба – тень, любовь – свет солнца. Все есть в жизни – свет и тень». К эпиграфу мы обратимся в конце урока. (Показываем слайд 2)

2. Работа с учащимися.

2.1. – А теперь вернемся к рассказу. Когда происходит действие рассказа? («В этот поистине «собачий» вечер, накануне сочельника»)

– Что вы знаете об этом дне? (Во время рассказа показываем слайды 3-5. Индивидуальное задание: ученик рассказывает о сочельнике: объясняет лексическое значение слова; сообщает о том, что это канун (навечерие) Рождества Христова; рассказывает о том, что именно в этот день в домах ставили елки и украшали их.

Промежуточный вывод учителя. (Показываем слайд 6) Значит, события, описанные в рассказе, происходят в накануне Рождественского сочельника, то есть за день до Рождества Христова, одного из любимых праздников взрослых и детей. В Новый год, в Рождество всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных (рождественских) рассказов. С 1881 по 1906 год в журнале «Детский отдых» опубликованы 27 святочных рассказов как полагалось, по одному в год – в канун Рождества Христова. Святочный рассказ был заметным явлением русской городской культуры прошлого века.

2.2. Рассказ об истории открыток

(показать слайды 7-9).

2.3. Многие рождественские рассказы восходили к европейской традиции. Родоначальником таких произведений считают английского писателя Ч.Диккенса (показать слайд 10). В своих произведениях он обращался к следующим вопросам (показать слайд 11):

К этим же вопросам обращались и авторы святочных (рождественских) рассказов в России.

2.4.Знакомство с жанром святочного (рождественского) рассказа.

Святочный (рождественский) рассказ «строился» на основе определенных принципов. И обязательно в основе любого святочного рассказа была опора на христианские духовные традиции.

– Откуда эти духовные традиции появились у человечества? (Это библейские заповеди. И если мы говорим о Рождестве Христовом, то мы говорим о заповедях И.Христа (показать слайд 12). Давайте прочитаем на рабочем листе эти заповеди (запись под № 2). Так их сформулировал для себя Н.С.Лесков, автор целого ряда святочных (рождественских) рассказов (чтение заповедей).

– Подчеркните, что вам показалось самым главным, важным? (Ребята отмечают последние слова, сказанные Лесковым)

– С этим законом мы встречаемся и в нашей жизни. Где? (Это один из законов коммунарского движения)

2.5. Давайте рассмотрим схему «устройства» святочного рассказа (показываем слайд 13).

– Запишите особенности «устройства» святочного (рождественского) рассказа и дайте его определение (ученики выполняют задание 3 на рабочем листе).

Вывод. Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший.

– Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников)

Вывод. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

2.6. Работа с текстом. Особенности изображения действительности.

– Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе (проверка домашнего задания – составить сюжетный план рассказа). Но сначала познакомимся с непонятными словами (задание на рабочем листе под номером 1)

– Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Елка» обычная композиция, свойственная жанру рассказа.

– Вспомним, что такое композиция, и вычленим композиционные элементы в рассказе. Выполним задание № 4 на рабочем листе.

Вывод. Композиция обуславливает печальное, мрачное настроение рассказа, его эмоциональное движение. В конце рассказа настроение меняется на светлое и радостное.

– Обратимся к началу рассказа. Найдем описание героев (отвечают ученики 3 варианта). По внешности героев мы делаем первые выводы о его характере. Что вы можете сказать о характере героев? (Майор – бывший чиновник, потерявший работу, спившийся. Он берет на воспитание мальчика – сироту, забирает от родной тетки, бьющей и обижающей племянника. Майор трогательно заботится о ребенке, в мальчике и заботе о нем этот человек видит смысл своей жизни. Федя отвечает взаимностью: не пускает майора просить милостыню в холодный вечер накануне сочельника, так как тот болен.)

– Чтобы почувствовать состояние героев, его переживания, автор часто использует интерьер, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живут герои. (Отвечают ученики 1 варианта)

– Какое чувство вызывает картина этой комнаты? (Чувство безысходности)

– В рассказе Станюкович описывает не только эту комнату, но и город. Каким вы видите город? (Отвечают ученики 2 варианта)

– Как вы думаете, почему автор сопоставляет картины убогие, серые и празднично нарядные? (Наверное, для того, чтобы показать настроение героев, их бедность, безысходность их положения, чтобы мы могли увидеть противоречия между жизнью (бытом) героев рассказа и окружающим миром.)

Вывод. Для того, чтобы мы увидели противоречия в рассказе, чтобы поняли характер героев, автор использовал такие приемы, как портрет, интерьер и детали художественного пространства (описание улиц).

– Вспомните, когда мы говорили о рождественских рассказах Ч.Диккенса, то отмечали, что он обязательно обращался в них к теме детства. По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствовали нравственному перевоспитанию других персонажей. Давайте вспомним о майоре и его чувствах к ребенку. (Ученики читают отрывки из текста рассказа)

Вывод. Мы провели так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

– Как вы думаете, с какой целью, для чего К.М.Станюкович написал рождественский рассказ? (Выслушать ответы учащихся)

– «Злоба – тень, любовь – свет солнца. Все есть в жизни – свет и тень», – говорил Лонгфелло (слайд 14). Прав ли он? (Выслушать ответы учащихся)

Вывод. Очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью, чтобы он был уже с детства кому-то нужен. Тогда человек сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Я хочу, чтобы в вашей жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи, были милосердными, добрыми, сострадательными. Помните, что вера, добро, сострадание – это вечные человеческие ценности.

2.7. Прочитать домашнее задание 1 и 2 на рабочем листе.

2.8. Мы уже говорили с вами о том, что в качестве изображений для новогодних и рождественских открыток часто использовали картины известных русских художников. Но были среди них и художники-женщины. Одна из них это Е. М. Бем (показать слайд 15). (Рассказ о Е. Бем индивидуальное задание)

2.9. Особое внимание мы хотели бы уделить открыткам Е.Бем, героями которых стали дети (показать слайды 16-18).

– Какие цвета использует художница? Почему? (Коричневые, желтые. Это цвета теплые. Е.Бем использует теплые тона, так как рисует детей.)

– Обратите внимание на лица детей. Что вы можете сказать о них? (Лица добрые, открытые. Дети улыбаются, они радуются праздникам. У них очень добрые глаза.)

– На открытках художница написала поздравления, давайте их прочитаем. (Ученики читают поздравления)

– Среди них встретились не просто поздравления и пожелания, но в том числе и загадка. Эти пожелания произносят дети, но обращены они к взрослым.

– Давайте внимательно рассмотрим 2 открытки (слайд 19).

– Как вы думаете, кому пишет письмо девочка? Что написано на открытке? («К новому году. Хоть не складно, да ладно, хоть не хитро, да кстати»). Как вы понимаете эти слова?

– Посмотрите на открытку, где изображена девочка с игрушками. Она говорит: «Вы всегда нас баловали, и дарили, и ласкали. Как же нам вас отдарить? Что на елку подарить?» К кому обращены эти слова? (К родителям)

3. Обращение учителя к родителям.

Уважаемые родители! Думаю, что сегодня пора вспомнить трогательные и теплые рождественские истории. Когда в 19 веке эти рассказы печатали в журналах и альманахах, то их никогда не прятали в отдельные «детские» или «взрослые» рубрики. Это были рассказы для семейного, домашнего чтения, потому что перед чудом нет детей и взрослых.

Эти рассказы помогали оторвать от житейских забот и напомнили о всех «нуждающихся», о необходимости милости и любви. (Прочитать слова о детстве со слайда 20)

Предлагаю родителям принять участие в благотворительной акции регионального благотворительного общественного движения Архангельской области для детей из малообеспеченных и многодетных семей «Море тепла детям!»)

3.1 Домашнее задание 3: нарисуйте рождественскую открытку для героев рассказа, напишите на ней пожелание для майора и Феди.

Источник

Вопросы к рождественскому рассказу К. Станюковича «Рождественская ночь»

Вопросы по тексту К. Станюковича «Рождественская ночь»

Где происходило действие? ( Батавия – город на северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

В какое время суток начинается повествование? (Ночью).

Какая это ночь? (Рождественская ночь).

О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те, которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

Чей жалобный крик с берега услышали матросы? (Крик младенца).

Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? (Да).

Куда обещали поместить маленького малайца? (В приют).

Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел попросить, чтобы его оставили).

Согласился ли капитан оставить мальчика? (Нет).

Какие нравственные качества проявили матросы? (Милосердие, сострадание, доброту).

Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. (Письменные ответы учеников)

Источник

Константин Станюкович — Рождественская ночь:
Краткое содержание

XIX век, остров Ява, город Батавия, «волшебная тропическая ночь» накануне Рождества Христова. У берега на рейде стоит русский клипер (парусник) «Забияка». Город разделен на 2 части. В нижней части, у моря и акул, малайский квартал. Тут в грязи и нищете живут местные жители (туземцы). Здесь же – все склады и конторы голландцев. Сами они, хозяева Явы, живут наверху, на горе, в чистой и красивой части города.

Тихо, скоро полночь. Только крокодилы охотятся. Русские матросы на пристани ждут в катере офицеров с берега. Три года они в чужих краях. Надоело. Тянет в Россию, особенно в Рождество. Хотя офицеры у них хорошие, кормят тоже досыта. «Чернявый матросик» Живков глядит, как падают звезды. Белобрысый некрасивый гребец Ефремов объясняет, что в эту ночь Бог сбрасывает с неба в море мятежные звезды. «Велика эта ночь». Спаситель родился в бедности и пострадал за всех. В такую ночь грех обидеть ребенка.

Матросы слышат с берега детский плач. Пожилой унтер-офицер Андрей Егорыч нехотя отпускает Живкова и Ефремова узнать, в чем дело. Те приносят брошенного пятилетнего мальчонку-малайца «в одной рубашонке». Ефремов с ним, как нежная нянька. Хлебушка дал, спать уложил. Ждали реакции офицеров на «пассажира». Офицеры разрешили взять найденыша на клипер. Но дали знать о нем губернатору острова. Неделю мальчик был на корабле. Сшили ему костюмчик, дали обувку. Ефремов прикипел к нему всей душой. Матросы просили капитана оставить мальчика насовсем. Но тот передал его в местный приют. Долго потом Ефремов вспоминал и ночь под Рождество, и спасенного от беды ребенка.

Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича

Сюжет

Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.

Отзыв

Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры. Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *