Доказать что творчество грибоедова и пушкина связано с движением декабристов
XVII. Миф о том, что Пушкин и Грибоедов были декабристами
XVII. Миф о том, что Пушкин и Грибоедов были декабристами
Был ли Пушкин декабристом? Хотел ли он быть декабристом? И мог ли Пушкин быть декабристом? Вокруг этих трех вопросов уже свыше ста двадцати пяти лет идут ожесточенные споры. Левые усиленно поддерживают легенду о том, что если Пушкин и не был декабристом, то он хотел им быть и мог им быть.
Князь С. Вяземский в своей книге «О декабристах» утверждает, что его прадеду Сергею Волконскому было поручено завербовать Пушкина в декабристы.
«…Здесь уместно упомянуть подробность — пункт с Волконским — которая, кажется, в литературу не проникла; она сохранилась в нашем семействе, как драгоценное предание. Деду моему Сергею Григорьевичу было поручено завербовать Пушкина в члены Тайного Общества; но он, предвидя славное его будущее и не желая подвергать его случайностям политической кары, воздержался от исполнения возложенного на него поручения».
Передавая это семейное предание С. Волконский далее заявляет: «В отношениях, сближавших Пушкина с декабристами, есть некоторая недоговоренность, своего рода драматическое молчание с обеих сторон. Пущин остановился на краю признания. С другой стороны, Якушкин рассказывает, как однажды в Каменке, в присутствии Пушкина, говорили откровенно, настолько, что сочли нужным тут же замазать и превратить в шутку, а Пушкин воскликнул: «Я никогда не был так несчастлив, как теперь; я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой, а это была только злая шутка». Слова его остались без отклика. Может быть, боялись пылкости, неуравновешенности поэта. Драматическое молчание этой недоговоренности, длившейся столько лет, освещается горькими словами поэта при прощании с Александрой Григорьевной Муравьевой: «Я очень понимаю, почему они не хотели принять меня в свое общество, я не стоил этой чести». Как согласовать эту недоговоренность и опасливое отношение декабристов к Пушкину с преданием о возложенном на моего деда поручении, не берусь судить, но счел долгом упомянуть о нем».
Семейное предание Волконских с «опасливым отношением декабристов к Пушкину» согласовать, конечно, трудно. Едва ли С. Г. Волконский воздержался от вербовки Пушкина в ряды декабристов только потому, что, предвидя славное будущее Пушкина, не желал «подвергать его случайностям политической кары». Ни политические настроения декабристов, ни их действия, как известно, не отличались слишком большой осторожностью. Если бы они были уверены в том, что Пушкин будет преданным активным участником заговора, что он пойдет на все, то Волконский, конечно, завербовал бы Пушкина.
«От верховной думы, — говорит декабрист Горбачевский, — нам было запрещено знакомиться с Пушкиным; а почему? Прямо было указано на его характер.» (Русская Старина. 1880 г. стр. 13).
«Уже этот факт — непосвящения Пушкина в заговор необъясним одной ссылкой на недоверие к Пушкину за его легкомыслие, — правильно подчеркивает С. Франк, — мало ли легкомысленных и даже прямо морально недостойных людей было в составе заговорщиков. Он свидетельствует, что друзья Пушкина с чуткостью, за которую им должна быть благодарна Россия, улавливали уже тогда, что по существу своего духа он не мог быть заговорщиком».
То, что Пушкин по складу своего мировоззрения совершенно не способен быть участником революционного заговора, доказывает его записка «О народном воспитании», написанная Пушкиным в ноябре 1826 года.
«Последние происшествия, — пишет Пушкин, — обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий.
Лет 15 тому назад молодые люди занимались только военной службою, старались отличиться одною светской образованностью или шалостями. Литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний; десять лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический, литературу (подавленную самою своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и в возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные…
Ясно, что походам 13 и 14 года, пребыванию наших войск во Франции и Германии, должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли в наших глазах; должно надеяться, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой — необъятную силу правительства, основанную на силе вещей. Вероятно, братья, друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением, поймут необходимость и простят оной в душе своей. Но надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостью первой молодости, со всем ее восторгом и готовностью принимать всякие впечатления».
Свой вывод Пушкин подтверждает следующим заключением: «…Мы видим, что Н. Тургенев, воспитывавшийся в Гетингенском университете, не смотря на свой политический фанатизм, отличался посреди буйных своих сообщников нравственностью и умеренностью правил, следствием просвещения истинного и положительных познаний».
Русская история, по мнению Пушкина, должна преподаваться по Карамзину.
«История Государства Российского, — пишет он, — есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять, в окончательные годы, умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целью искренно, усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».
Отметив, что «не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества, воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания, есть корень всякого зла», Пушкин цитирует манифест Николая Первого от 13 июля 1826 года, в котором своевольство мыслей декабристов объясняются недостатком твердых познаний.
«Не просвещению (сказано в высочайшем манифесте от 13 июля 1826 года), но праздности ума, более вредной чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний, должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель». Скажем более: пишет Пушкин, одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».
В «Истории русского театра», написанной Н. Евреиновым и недавно изданной Чеховским издательством, Н. Евреинов утверждает, что и Грибоедов был декабристом. В Москве несколько лет назад вышла огромная книга Нечкиной «Грибоедов и декабристы». На протяжении шестисот с лишним страниц Нечкина пытается изобразить Грибоедова декабристом, но из ее попыток ничего не выходит. Приводя противоречивые показания декабристов, насчет того, был ли Грибоедов членом заговора, Нечкина в конце концов принуждена выдвинуть против оправданного следствием Грибоедова ту же самую версию, которую выдвигает С. Волконский в отношении Пушкина. Нечкина заявляет, что Грибоедов хотел быть декабристом, но его, как и Пушкина, не приняли декабристы, щадя его поэтический талант.
«Грибоедов, — уверяет Нечкина, — знал очень многое о тайных планах декабристов, сочувствовал им, но, — как утверждает Нечкина, — несмотря на тюрьму и допросы, он не выдал просто ничего, ни разу не поколебавшись, ни разу не изменив принятой линии. Он оказался замечательным товарищем и доверие, оказанное ему первыми русскими революционерами, оправдал вполне.». А дело-то было проще. При всем желании А. Грибоедов ничего не мог рассказать Следственной Комиссии о тайных планах декабристов. Он был таким же «декабристом», как и Пушкин, которого совсем не привлекали к допросам, так как правительству было ясно, что Пушкин не имеет никакого отношения ни к заговору, ни к восстанию.
Против Грибоедова подозрения возникли, и он был арестован. Но следствие доказало полную непричастность Грибоедова, и он был освобожден. Грибоедов был выпущен «с очистительным аттестатом» 2 июня 1826 года, через четыре дня, был принят Николаем Первым вместе с другими оправданными чиновниками. Грибоедову, как и другим оправданным, было выдано двойное жалованье. В письме к Одоевскому Грибоедов пишет: «Государь наградил меня щедро за мою службу».
Грибоедов так же как и Пушкин с тревогой смотрел на все расширяющуюся пропасть между образованным обществом, усваивавшим все больше и больше европейскую идеологию, и массами народа… Грибоедов писал в «Загородной прогулке» (в 1826 г.): «…Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги. Прислоняясь к дереву, я с голосистых певцов невольно свел глаза на самих слушателей — наблюдателей, тот поврежденный класс полуевропейцев, к которому я принадлежу. Им казалось дико все, что слышали, что видели: их сердцам эти звуки невнятны, эти наряды для них странны. Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими. Народ, единокровный, наш народ разрознен с нами и навеки. ». В. Розанов верно отмечает в «Уединенном», что «вообще семья, жизнь, не социал-женихи, а вот социал-трудовики — никак не вошли в русскую литературу. На самом деле труда-то она и не описывает, а только «молодых людей», рассуждающих «о труде». Именно женихи и студенты; но ведь работают-то в действительности — отцы. Но те все — «презираемые», «отсталые», и для студентов они то же, что куропатки для охотника».
Читайте также
Суд над декабристами и приговор
Суд над декабристами и приговор Арестованных (всего 316 человек) посадили в сырые и тесные казематы Петропавловской крепости. Там же началось следствие, там же заседал специально организованный Верховный уголовный суд. Все этапы расследования проходи ли под руководством
Грибоедов и масоны (31.03.2010)
Грибоедов и масоны (31.03.2010) Н. АСАДОВА: 00:11 в Москве. Это действительно передача «Братья», у микрофона Наргиз Асадова, и как всегда – наш экскурсовод в мир масонов Леонид Мацих.Л. МАЦИХ: Добрый вечер.Н. АСАДОВА: Заявленная тема нашей передачи сегодня – Грибоедов и масоны.
Грибоедов и последствия четверной дуэли
Грибоедов и последствия четверной дуэли Тайна этой дуэли будоражила умы современников и не утихла до сих пор. Ибо четверо блестящих мужчин России дрались из-за не менее блестящей женщины – танцовщицы Авдотьи Истоминой, воспетой самим великим Пушкиным. Дуэль оказалась
3.6. Когда были на самом деле нарисованы планы Москвы, выдаваемые сегодня за произведения якобы XVI–XVII веков
3.6. Когда были на самом деле нарисованы планы Москвы, выдаваемые сегодня за произведения якобы XVI–XVII веков Обратимся к картам Москвы якобы XVI–XVII веков и посмотрим — как на них изображены московские Кулишки, где, согласно нашей реконструкции, произошла Куликовская
Глава 6 А.С. Грибоедов 1795–1829
Глава 6 А.С. Грибоедов 1795–1829 Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как homo unius libri (человек одной книги). Комедия «Горе от ума» принесла ему славу блестящего комедиографа. В этом произведении парадоксально сочетались идеи
1. Автор — А. С. Грибоедов
1. Автор — А. С. Грибоедов Пословицы, поговорки, как и произведения других фольклорных жанров, обычно безымянны. Конечно, кто-то их придумал, сложил, но их имен мы не знаем, и всех этих неизвестных авторов объединяем под одним именем — народ: народ говорит, народ сложил…Но
XXI. ГРИБОЕДОВ В ПЕРСИДСКОМ ЛАГЕРЕ
3. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке Знаменитая дюреровская «Арка славы императора Максимилиана I»
3. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке Знаменитая дюреровская «Арка славы императора Максимилиана I» В книге «Тайна русской истории», гл. 1:5.3, мы уже обосновали
Разбуженный декабристами
Разбуженный декабристами Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию В. И. Ленин В XVIII и в первой половине XIX века российских политических эмигрантов, можно сказать, и не было. На дворе стоял век дворцовых переворотов. Когда все вопросы решаются
Наводнение, 1824 год Александр Грибоедов
Наводнение, 1824 год Александр Грибоедов В декабре 1824 года, словно предвещая бурные события года следующего, в Петербурге случился природный катаклизм: наводнение, самое катастрофическое в истории города – вода поднялась на 180 см выше ординара. Очевидцем наводнения
Грибоедов
Грибоедов Волны репрессий докатились до Кавказа. И среди прочих унесли бы в бездну каторги Александра Грибоедова, если бы не гигантская фигура Ермолова, заслонившая будущего классика от почти настигшей его беды.Грибоедову шел тридцатый год. Его комедия «Горе от ума»
Грибоедов
Грибоедов Волны репрессий докатились до Кавказа. И среди прочих унесли бы в бездну каторги Александра Грибоедова, если бы не гигантская фигура Ермолова, заслонившая будущего классика от почти настигшей его беды.Грибоедову шел тридцатый год. Его комедия «Горе от ума»
14. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска
14. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска В Можайске находится один из древних русских монастырей —
6. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке
6. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке В книге [ИМП], ХРОН4, гл. 13:5, мы уже обосновали гипотезу, что известный художник Альбрехт Дюрер жил, скорее всего, не в XV–XVI
Декабристы
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » Дмитриев С.Н. ГРИБОЕДОВ И ПУШКИН
Дмитриев С.Н. ГРИБОЕДОВ И ПУШКИН
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться125-10-2017 22:38:04
Пушкин и Грибоедов
Дело в том, что летом 1817 года Грибоедов и Пушкин почти одновременно поступили на службу в Коллегию иностранных дел, и по роду службы они, хотя и редко, но встречались. Как вспоминала об этих встречах актриса А. М. Колосова, Грибоедов и его друзья относились к Пушкину, «как старшие к младшему: он дорожил их мнением и как бы гордился их приязнью. Понятно, что в их кругу Пушкин не занимал первого места и почти не имел голоса». А П. П. Каратыгин указывал, что «никого не щадивший для красного словца, Пушкин никогда не затрагивал Грибоедова; встречаясь в обществе, они разменивались шутками, остротами, но не сходились столь коротко, как, по-видимому, должны были бы сойтись два одинаково талантливые, умные и образованные человека».
Сойтись теснее им помешала скитальческая судьба: Грибоедов уехал на Кавказ и в Персию в августе 1818 года почти на пять лет, а Пушкин в 1820 году более чем на 6 с половиной лет отправился в ссылку. Так два молодых поэта оказываются в самом расцвете сил в долгих странствиях. При этом они внимательно следят за творчеством друг друга. В декабре 1823 года Пушкин спрашивал Вяземского в письме из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева» (позднее Грибоедов, чтобы избежать ассоциаций с П. Я. Чаадаевым, сменил фамилию главного героя с «Чадский» на «Чацкий»). В этот период Пушкин нарисовал в своей тетради первый портрет Грибоедова, а всего их в портретной «рукописной» галерее поэта насчитывается, по разным интерпретациям, от 3 до 6, что само по себе говорит о многом.
Комедия Грибоедова оказала сильное влияние на многие произведения Пушкина, особенно на «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». Не вдаваясь в подробности и не упоминая скрытые параллели и созвучия, укажем лишь на то, что в «Онегине» поэт трижды прямо ссылается на «Горе от ума»: в шестой главе, когда он воспроизводит строку Грибоедова: «И вот общественное мненье!»; в эпиграфе к седьмой главе: Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! / — Где ж лучше? / — Где нас нет! « и в восьмой главе, где Онегин, «убив на поединке друга», «ничем заняться не умел» и отправился в путешествие:
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Как видим, в своём главном поэтическом творении Пушкин отдал весомую дань как теме путешествий (с частично восточным колоритом), так и памяти своего товарища по писательскому цеху – Александра Грибоедова.
А совпадения в судьбах двух великих поэтов продолжались. Прогремело восстание декабристов, и оба поэта оказались под подозрением в причастности к заговору. Грибоедов был арестован в крепости Грозной 22 января 1826 года, а выпущен с «очистительным аттестатом» лишь 2 июня того же года по милости императора Николая I, с которым имел через четыре дня важную беседу. Пушкина Николай I вызвал из ссылки в Михайловское и после беседы с глазу на глаз 8 сентября 1826 года простил. Однако встретиться двум «освобождённым» поэтам удалось только после 14 марта 1828 года, когда Грибоедов вернулся в Петербург из Персии с Туркманчайским договором и остановился в той же гостинице Демута на Конюшенной, где жил в те дни Пушкин. И какой же малый срок отпустила судьба для общения гениев русской поэзии, прежде чем они расстались уже навсегда!
По сведениям современников и исследователей, в этот период Пушкин и Грибоедов общались довольно близко и встречались не менее 7 раз, не считая не зафиксированных никем встреч, которые могли происходить, к примеру, в той же гостинице Демута. При этом поэты встречались на обедах у П. П. Свиньина и М. Ю. Вильегорского, в салоне графа И. С. Лаваля; в доме Жуковского вместе с Вяземским и Крыловым обсуждали план своей совместной поездки в Лондон и Париж. Как вспоминал об одной из таких встреч К. А. Полевой, «Грибоедов явился вместе с Пушкиным, который уважал его как нельзя больше, и за несколько дней сказал мне о нём: это один из самых умных людей России. Любопытно послушать его. В этот вечер Грибоедов читал наизусть отрывок из своей трагедии «Грузинская ночь».
Тяжёлые предчувствия тогда просто витали в воздухе, и не случайно ли 30 апреля во время ночной встречи в гостях у Пушкина тот предложил друзь- ям-поэтам (Грибоедова на этой встрече не было) для обсуждения событие, свидетелем которого поэт был в Одессе несколько лет назад: «. приплытие Чёрным морем к одесскому берегу тела Константинопольского Православного Патриарха Григория V, убитого турецкой чернью»? (Как иногда могут совпадать события, разделённые и по времени, и по месту действия!).
25 мая Пушкин и Грибоедов участвовали в устроенном Вяземским пикнике в Кронштадте, куда друзья добирались на пароходе. (Любопытно, но именно в этой поездке участвовал с молодой женой Дж. Кемпбелл, секретарь британской миссии в Персии, предсказавший Грибоедову, что его ждут большие сложности и неприятности в Тегеране). Наконец, накануне 6 июня 1828 года, как писал Пушкин, он расстался с Грибоедовым «в Петербурге перед отъездом его в Персию».
И, конечно, встречи с Грибоедовым не могли не сказаться на решимости Пушкина поучаствовать в тех грандиозных событиях, которые разыгрывались в это время на южных рубежах России, о чём свидетельствовали его многочисленные обращения к императору с просьбой отправить его в армию, действовавшую на Кавказе против турок. Получив отказ, поэт от огорчения сильно захворал, впав «в болезненное отчаяние. сон и аппетит оставили его, желчь сильно разлилась в нём, и он опасно занемог», как вспоминал навещавший Пушкина сотрудник III Отделения А. А. Ивановский.
16 июля 1828 года Грибоедов в Тифлисе сделал предложение юной, не достигшей ещё 16 лет Нине Чавчавадзе, с которой повенчался уже 22 августа, а Пушкин в конце декабря того же года впервые встретил на балу в доме Кологривовых юную красавицу Наталью Гончарову, которой было. 16 лет (вот ещё одно совпадение судеб двух поэтов, встретивших почти одновременно свою настоящую любовь). Как писал позднее Пушкин: «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начали замечать в свете. Я полюбил её. Голова у меня закружилась. » Своё предложение невесте Пушкин сделал 30 апреля 1829 года в Москве, когда он уже начал осуществлять план своего долгожданного побега на Кавказ: 4 марта поэт получил подорожную «на проезд от Петербурга до Тифлиса и обратно», подписанную Санкт-Петербургским почт-директором К. Я. Булгаковым, минуя III Отделение и нарушая при этом установленный порядок. Поэта ждало весьма длительное странствие: почтовый тракт от Петербурга до Тифлиса насчитывал 107 станций и 2670 верст.
Куда же всё-таки ехал Пушкин? Вопрос этот совсем не праздный, ведь не случайно же П. А. Вяземский, прекрасно знавший и Грибоедова, и Пушкина, писал в своих письмах и дневниках того периода, что Пушкин отправлялся куда-то «дальше», «на Восток». Позволим себе высказать предположение, которое, конечно, следует ещё подтвердить и доказать, что во время своих встреч в Петербурге Пушкин и Грибоедов могли договориться о том, что Грибоедов, имея полномочия по приёму в состав своего посольства новых сотрудников, в случае приезда Пушкина в Тифлис попытается принять его на службу или просто возьмёт его с собой в Персию. Для Пушкина как сотрудника Коллегии иностранных дел, которого никуда не отпускало начальство, такой поворот в судьбе мог быть весьма привлекательным, особенно учитывая его желание воочию увидеть Персию и постоянные неувязки в тот период с устройством им своей личной жизни (вспомним хотя бы о готовности поэта уехать в Китай в долгосрочную экспедицию).
В Москве поэт обсуждал тегеранскую трагедию со многими своими знакомыми и друзьями, в том числе с сёстрами Ушаковыми, о чём может свидетельствовать очень выразительный портрет Грибоедова, который Пушкин нарисовал позднее в альбоме Ел. Н. Ушаковой. Примечательно, что поэт изобразил Грибоедова именно в персидской шапке. (В последний раз Пушкин нарисовал Грибоедова в своих рукописях в мае 1833 года).
Исследовательская работа «Пушкин и Грибоедов»
Они встречались не только в Коллегии, но и в петербургских литературных и театральных сферах. Пушкин тогда был постоянным посетителем театра, принимал участие в заседаниях «Арзамаса» и вообще активно занимался общественной и литературной деятельностью. Пишет такие замечательные произведения, как «Вольность», «К Чаадаеву» и другие стихотворения, в которых воспевает идеи свободы. Грибоедов сотрудничает в журналах, сходится с кружком, объединившим людей, причастных к театру, пишет пьесы. Особенно интересна пьеса 1817 года «Студент», так как некоторые её персонажи (например, петербургский барин Звёздов) напоминают будущих героев «Горе от ума». Вообще, все петербургские комедии были творческой лабораторией и по языку, и персонажам, и бытовыми картинами они подготавливали главное произведение Грибоедова, которое явилось самой реалистичной пьесой на русской сцене.
Вскоре общение их прекратилось. Пушкина в 1820 году ссылают в Сибирь за политическую деятельность и стихи, но наказание смягчено – его переводят по службе из Петербурга в Екатеринославль, затем следует незабываемое путешествие для Пушкина на Кавказ и в Крым. Грибоедов тоже уезжает из Петербурга в Персию в качестве секретаря русской дипломатической миссии 28 августа 1818 года. На Кавказе Грибоедов пишет два первых акта комедии «Горе от ума», а затем, получив отпуск у Ермолова, ещё два акта в течение лета. В одной из записей Пушкина читаем: «Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединённых, неусыпных занятиях».
В 1824 году Грибоедов возвращается в Москву. Это событие, как вспоминает Пушкин, было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Рукописная комедия «Горе от ума» произвела необыкновенное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми поэтами тогдашнего времени.
В годы ссылки Пушкин продолжал интересоваться Грибоедовым, о чём свидетельствует переписка поэта с его братом, П.А. Вяземским, общим другом Пушкина и Грибоедова А.А. Бестужевым. Из этих документов следует, что Пушкин по достоинству оценил его ум и дарования Грибоедова. И не ошибся.
14 марта 1828 года Грибоедов приехал в Петербург из Персии с Туркманчайским договором. Поселился он в гостинице Демута, где в это время проживал и Пушкин. Сохранились свидетельства современников о частных встречах Пушкина и Грибоедова в 1828 году: 27 марта у Михаила Вильгородского; 17 апреля у В.А. Жуковского, где Пушкин, Крылов, Грибоедов и Жуковский – «4 русских литератора сговорились пуститься» в европейское путешествие и вместе писать путевые заметки; 25 марта (на Пасхе) у П.П. Свиньина, где Грибоедов читал отрывок из своей трагедии «Грузинская ночь»; 16 мая у Лавалей, где Грибоедов слушал «Бориса Годунова» в чтении автора, эта поэма очень понравилась Грибоедову, и в последующем он её не раз перечитывал; 25 мая на пароходе во время путешествия в Кронштадт и в конце мая у Вяземского. В одну из встреч с М.И. Глинкой Грибоедов подсказал композитору мелодию грузинской песни, которая легла в основу романса и вдохновила Пушкина на создание стихотворения «Не пой, красавица, при мне».
Дружба Грибоедова и Пушкина крепла изо дня в день и возникла она
Так уж сложилось, что А.С.Пушкин проводил А.С.Грибоедова и в последний путь. Во время путешествия в Арзрум Пушкин встретил в