Доказать что в первой половине 11 века на руси существовало государство
Образование Древнерусского государства
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, реферат
Краткое описание
Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..………..…2
Глава 1. Происхождение восточных славян…. …………………………..……………. 2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………. 4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..….5
2.2. Социально-политические предпосылки ………………………..…………………..7
2.3. Духовные предпосылки ……………………………………………………………..8
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……. …. …………………………………………. ……13
Заключение…………………………………………………………………………….……..19
Литература ……..……………………………………………………………………………20
Файлы: 1 файл
Образование Древнерусского гос-ва.docx
Глава 1. Происхождение восточных славян…. …………………………..………… …. 2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………. 4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..…. 5
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……. …. ……………………………………… …. ……13
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика – Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4000-3500 лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры. Во-вторых, по данным языка лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судя по общим для всех славянских народов обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор.
У ученых появилось два варианта определения прародины: одни исследователи полагали, что первичной областью праславян является лесостепь и леса Среднего Поднепровья с Киевом во главе, а другие считали, что прародина размещалась западнее, на Висле, и доходила до Одера; этот вариант условно можно назвать висло-одерским. Оба варианта полностью удовлетворяли требованиям лингвистов, и подтверждались археологами (так называемая «тшинецкая культура»).
Прародину славян в расцвет бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.
Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских «царств» и «царей» Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные «царские» курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати.
Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привел к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Именно в это время на новых местах поселения стали появляться патронимические названия племен вроде «радимичей» или «вятичей».
Новый и очень яркий период в истории славянства связан как с постепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с возрастающим могуществом Римской империи. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне (98-117 годы н. э.) Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря такому соседству вновь возродилось экспортное земледелие, и притом в крупных масштабах. О размахе славянского экспорта II-IV веков мы можем судить по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянской лесостепи. Недаром автор «Слова о полку Игореве», упоминая далекие времена благоденствия, назвал «века Траяновы».
Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева.
Вопрос происхождения восточных славян имеет далеко не последнее значение для выявления предпосылок к образованию Древнерусского государства.
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Другие историки в качестве главного фактора называют не изменения в хозяйстве и социальном делении, не необходимость удерживать с помощью государства своей власти и собственности князьями и боярами, а внешнюю опасность, давление соседей-врагов, под натиском которых объединяются восточнославянские союзы племен. Они понимают, что только в единстве сила, только в единстве можно выстоять, сохранить свой язык, традиции, стать более могущественными и изобильными. Государство, законы нужны, прежде всего, для того, чтобы защитить свои границы, создать войско, наполнить общую казну. Объединенный в государство народ может отстоять свою свободу, не платить дань соседям, даже, напротив, налагать ее на них. Объединенный в государство народ сможет основать могучие города, создать памятники архитектуры и искусства, обрести новую веру и идею.
Определенным фактором, влияющим на образование государства на Руси, являются и экспедиции к соседям, заимствование их опыта развития, внешний вызов. Таким соседом явилась для Руси Византия.
2.1. Социально-экономические предпосылки
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах. У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два-три года давал достаточно высокий урожай, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом. Основными орудиями в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона суковатка. Убирая урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотёрками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.
Эти наделы обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
Доказать что в первой половине 11 века на руси существовало государство
1.Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. 4
2.Киевская Русь: конец IX – начало XII вв. 7
3.Политическая дезинтеграция Древнерусского государства. Русские княжества периода раздробленности. 12
Логические задания 16
1. Доказать, что в первой половине XI в. на Руси существовало государство. 16
2.Сравнить древнерусское традиционное общество с восточным обществом «азиатского» типа. 17
3. Заполнить таблицу «Альтернативы общественного развития в Древней Руси XII-первой половине XIII в.». 18
Список использованных источников и литературы: 24
Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
История государственности и государственного управления на Руси IX—XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.
В дореволюционной историографии Древнерусское государство изучалось в русле или под влиянием «государственной школы», которая рассматривала Киевскую Русь как самобытное общество и государство, развивавшееся иным, чем Европа, путем (исключение составляли Н.П. Павлов-Сильванский и незначительный круг его последователей, доказывавших развитие в Киевской Руси феодализма). Советская историография была ограничена догматизированной вариацией теории общественно-экономических формаций. М.Н. Покровский первоначально развивал применительно к этой эпохе идею торгового капитализма. С конца 30-х гг. после работ Б.Д. Грекова в официальной историографии утвердились представления о Древнерусском государстве как раннефеодальной монархии. В то же время С.В. Юшков в большей степени склонялся к термину «дофеодальное государство», белорусская школа историков (А.П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий характер общественных отношений. И.Я. Фроянов и его школа (С.-Петербург) обосновывают теорию патриархального характера Древней Руси. С этой точки зрения, Киевская Русь не государство, а гигантский суперсоюз племен, в составе которого складываются города-государства. Все эти концепции строятся на основе аналогий с европейским историческим процессом и искусственно подгоняют факты под теорию общественно-экономических формаций.
1.Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.
На основе Полянского союза племенных княжеств сформировалось политическое образование под названием Русь, центром которого стал Киев.
Вопрос об образовании государства связан с возникновением древнерусской народности, которая объединила все восточнославянские племена. К IX-X вв. сложилась этническая территория древнерусской народности, а также древнерусский литературный язык.
Определение времени образования древнерусского государства является спорным вопросом, но большинство историков считают, что в IX веке сформировался территориальный союз с центром в Киеве – «Русская земля». Летописец Нестор называет князей данной государственности Кия, Дира и Аскольда. Новгородская летопись повествует о том, что в IX веке племенное объединение вокруг Новгорода возглавлял Гостомысл.
Развитие производительных сил, производство прибавочного продукта, военная добыча, значительная часть которой присваивалась князьями, дружинниками, приводили к расслоению среди славян и процессу классообразования на феодальной основе.
Таким образом, экономическое, социальное и политическое развитие восточных славян привело к формированию государственности.
По мнению многих историков, в процессе образования государства определённую роль сыграл и внешний фактор, а именно «призвание варягов на Русь». Историки с XVIII века ведут споры о степени скандинавского участия в процессе складывания Древнерусского государства. Решающую роль данному фактору отводят сторонники «норманской теории». Она сложилась в XVIII веке в Петербургском университете, авторами были академики Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер.
Норманисты основываются на главном письменном источнике средневековой Руси «Повести временных лет». первая редакция которой, составленная в 1093 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошла. Вторая редакция, составленная в 1116 г. игуменом Сильвестром Выдубецкого монастыря (Киев), известна по Лаврентьевс6кому списку 1377 г. (список назван по имени переписчика летописи Лаврентия, дополнившего ее хроникой событий, происходивших в Северо-Восточной Руси до 1305 г.). Третья редакция (1118 г.) сохранилась в Ипатьевской летописи (список содержит события до 1292 г.). «Повесть временных лет» рассказывает о начальном периоде истории Древней Руси и содержит важнейший материал для изучения ее социального строя.
2. Конспект для ученика по теме «Возникновение государственности у восточных славян»
Как вы думаете, почему возникло государство у древних славян?
Предпосылки возникновения государства
Почему возникло государство у древних славян? Выделяют множество предпосылок, которые можно объединить в несколько категорий:
Рис. 1. Причины возникновения государства у восточных славян.
Становление государства у восточных славян проходило в несколько этапов:
Три периода в истории Киевской Руси
История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:
1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;
2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.
Теории возникновения государства у восточных славян
«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.»
Согласно «Повести временных лет» — главному историческому источнику того времени, славяне пригласили на княжение норманнов — воинов из Скандинавии. Теория, утверждающая, что все правители руси пошли от варягов, называется норманнской. Основоположники теории — немцы Байер, Шлецер и Миллер. В XIX веке теорию разделяли русские историки Соловьев и карамзин. Согласно ей, древнерусское государство было основано варягами с согласия славян. Основной аргумент сторонников данной теории — скандинавское происхождение имен первых русских князей — Олега, Игоря и Ольги.
Антинорманнская (славянская) теория гласит что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство исторических источников говорят о том, что государство у восточных славян возникло раньше, чем у варягов. Родоначальником этой теории является известный ученый М.Ломоносов. Теория гласит что в VIII-XI в.в. славяне находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой. Используя «Окружное послание патриарха Фотия»,
Ломоносов опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда отождествление их со славянским населением.
Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод Ломоносова — были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Другие сторонники теории — Н. Костомаров, В. Антонович, В. Н. Татищев.
Рис. 2. Теории возникновения государства у восточных славян.
Рис. 3. Управление Древнерусским государством в X – XII вв.
Принятие христианства
На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.
Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.
Почему все-таки христианство?
Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.
Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.
Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..
Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.
Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.
Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.
Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.
Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Закрепление
Домашнее задание
Помогите доказать, что в 11 веке на Руси существовало государство.
Демократия –означает «власть народа». Первой
в мире демократией стала афинская демократия. Но афиняне не сразу пришли к
демократическому строю. Этот процесс занял много лет.
Начало демократии положил Солон. Он отменил
тем самым, почву к демократии.
Тирания Писистрата еще более ослабила
И только после реформ Клисфена Афины стали
демократическим полисом. Теперь демос (обычный народ) через народное собрание
определяли политику государства.
Наивысший расцвет афинская демократия
получила в конце греко-персидских войн при власти Перикла. Он внес большой
вклад в развитие демократии. Сделал оплачиваемыми государственные должности, а
также хорошо платил художникам, скульпторам, архитекторам, камнетесам,
землекопам и строителям.
Что и говорить, при демократии афинскому
демосу стало жить гораздо легче, хотя эта система и не была идеальной. Минусы
заключались в следующем:
Правами и свободами в Афинах владело меньшинство
населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского
гражданства) и рабы не имели право участвовать в народном собрании.
Крестьяне, жившие в поселениях на территории
Аттики, не всегда могли присутствовать на народных собраниях, которые
проводились слишком часто (каждые 8-9 дней).
Не каждый свободный гражданин мог занять важную
государственную должность, для этого необходимо было иметь образование, которое
стоило очень дорого.
Отношения с союзниками складывались не лучшим
образом. Дело в том, что Перикл стремился включить в Морскую державу как можно
больше греческих полисов, где сразу устанавливал демократический строй. Такое
усиление Афин пугало полисы, где, по-прежнему, у власти еще находились
аристократы или олигархи. Именно поэтому такие полисы и объединились в
последствии в Пелопоннесский союз во главе со Спартой, для борьбы с Афинами.
Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Известными землепроходцами были Пётр Бекетов, Иван Москвитин, Семён Дежнёв, Еналей Бахтеяров, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Иван Ребров, Владимир Атласов и др.
В процессе своей деятельности землепроходцы осуществляли далёкие экспедиции в неизведанные земли, которые наносили на карты («чертежи»), собирали ясак с местных жителей и основывали поселения в виде зимовий и острогов. Наименование землепроходец не исключало того, что новые земли могли быть открыты речным, либо морским путём с использованием кочей, струговили дощаников.
Путешественников более позднего времени принято называть уже не землепроходцами, но просто путешественниками или мореплавателями. Например, если Дежнёв именуется землепроходцем, то Беринг — уже мореплавателем[1].