Доказать что в россии смешанная экономика

ЕГЭ. Экономика. Тема 5. Экономическая система современной России

Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть фото Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть картинку Доказать что в россии смешанная экономика. Картинка про Доказать что в россии смешанная экономика. Фото Доказать что в россии смешанная экономика

Экономические системы бывают 4-х типов: традиционная, рыночная, командно — административная и смешанная. На сегодняшний день в чистом виде данные типы систем не встречаются, так как слишком сильны экономические связи стран. В основном — это смешанная экономика. Другое дело, признаки каких экономических систем в каждой отдельной стране преобладают. Это зависит от многих факторов, например, политической системы, особенностей религий стран и других.

Экономическая система России – смешанная. Это такой тип экономики, в котором основой является рыночная экономика, но государство играет значительную роль в экономических процессах. Рассмотрим особенности экономической системы России.

Особенности смешанной экономической системы России на современном этапе.

Основные направления в развитии экономики в РФ

Конечно, наряду с позитивными моментами в развитии экономики России, существуют и проблемы, которые постепенно решаются. Перечислим основные.

Основные экономические проблемы современной России

Данные негативные явления в экономике накапливались предыдущими десятилетиями. В одночасье их решить, конечно, невозможно. Однако государство проводит серьёзные меры по дальнейшему развитию экономики: антимонопольное законодательство, поддержка конкуренции, борьба с коррупцией, поддержка мелкого и среднего бизнеса и др. Подробно об этом будет вестись речь в лекции по теме « Роль государства в экономике».

Таким образом, экономическая система России сочетает в себе рыночные механизмы с её более гибкими способами управления, с государственным регулированием, планированием, которое, проводимое компетентными людьми, учитывающими все изменения, происходящие в стране, способно значительно развить экономику государства, решать социальные проблемы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Основные черты смешанной российской экономики

Современная российская экономика – продукт разнонаправленных усилий, предпринимавшихся государством в новейшей истории страны. При построении смешанной экономики России в начале 90-х годов была сделана попытка реализовать леворадикальный вариант либераль­ной экономической модели (классический либерализм). Его составными моментами являются: индивидуализм, личная свобода и самостоятельность, равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав, и политические свободы и минимум присутствия государства.

Однако, большинство из этих условий не было реализовано. Надо отметить, что этого следовало ожидать, поскольку классическая либеральная модель не отвечает реалиям сегодняшнего дня. А потому и не могла быть создана в принципе как система.

Реализация либерального подхода была возможна, то только на принципах идеях неолиберализма, который отошел от примитивного понимания рынка как совершенно свободной игры экономи­ческих сил и признал, что рыночная экономика нуждается в государстве как создателе и защитнике правил экономического поведения, арбитре в конфликтах, инициаторе создания благоприятных условий для развития бизнеса, субъекте определения национальных приоритетов развития и т.д.

Таким образом попытка построить работоспособную экономическую систему либерального типа, покоившаяся на ошибочных подходах, потерпела фиаско. Это проявилось в прогрессирующем развале экономики, реакцией на который стал уход в другую крайность – восстановление сильного вмешательства государства в экономику как средство ее стабилизации. В итоге и создано нечто, не похожее ни на американскую модель, ни на западноевропейскую, ни на японскую.

Как можно охарактеризовать сложившуюся российскую модель смешанной экономики? Любая национальная модель смешанной экономики специфична. Ее специфика определяется, прежде всего, тем, какую главную задачу и каким образом должна экономическая система решать на данном этапе общественного развития. Эта задача отражает понимание власти целей и возможностей экономического развития, а также способность этой власти реализовать это понимание.

Можно сказать, что современная российская система нацелена на восстановление экономической мощи страны посредством догоняющего развития. Отсюда попытка заимствования опыта передовых стран. При этом восстановление экономической мощи не рассматривается как задача, всецело предопределяемая необходимостью роста благосостояния. Рост благосостояния здесь – лишь одна из задач наряду с задачей обеспечения прочных геополитических позиций страны. Этот рост рассматривается скорее как необходимый фактор внутриполитической стабильности.

Однако, как это ни парадоксально, она не нацелена и на эффективность. Об этом говорит неизменность ситуации с уровнем производительности труда в стране. Сохранение высокой степени непосредственного участия государства в производстве, отсутствие должного внимания к формированию конкурентной среды говорят о том, что эффективность не является главным приоритетом государственной политики.

Третий важный момент, отражающий особенность национальной модели смешанной экономики – степень и формы присутствия в ней государства. Как уже говорилось, для России характерна высокая степень присутствия и в сфере непосредственного производства, и в сфере регулирования.

Действие обеих этих причин приводит к тому, что экономика воспроизводит экономические условия, ее породившие, и себя саму в неизменном качестве.

Специфика участия государства в экономике проявляется и в его регулирующей функции. Она многопланова.

Важной функцией государства в смешанной экономике является осуществление мер экономической политики, обеспечивающих устойчивость экономического роста. Следует отметить, что Правительство и Центробанк осуществляют достаточно активное макроэкономическое регулирование налогово-бюджетными и денежно-кредитными средствами. Однако главным его недостатком является фактическая направленность на стабилизацию экономического положения и предотвращение углубления кризисных явлений, а не на рост экономики.

Фактически, не смотря на декларации, не проводится какой – либо последовательной структурной политики, вследствие чего воспроизводится сложившая в последние десятилетия неэффективная структура экономики. Не смотря на провозглашение модернизации приоритетом экономической политики, не осуществляются системные меры, обеспечивающие качественную перестройку экономики. Не создаются необходимые инвестиционные и институциональные предпосылки модернизации.

Сильная поддержка инвестиционной и инновационной активности бизнеса в форме прямого финансирования и долевого участия в совместных проектах по линии государственно-частного партнерства отсутствует. Налицо хроническая нехватка и дороговизна инвестиционных ресурсов, которая сочетается с вялостью мотивации бизнеса к осуществлению долгосрочных инвестиций и инновационному поиску. Государство пытается закрыть эту брешь, направляя собственные ресурсы на инвестиционные цели и реализацию проектов инновационного развития. Однако эти ресурсы явно недостаточны в сравнении с текущими инвестиционными потребностями страны. Поэтому их вливание не в состоянии обеспечить комплексную инновационную модернизацию экономики. Кроме того их использование оказывается неэффективным вследствие действия коррупционного и ряда других факторов.

Государство с этими явлениями фактически не борется, хотя они серьезно деформирует рынок и принципы его функционирования. Для экономической среды России стал типичным высокий уровень рыночной власти, подрывающий конкуренцию и основы интенсивного развития. При этом надо учитывать, что масса крупных предприятий полностью либо частично находится собственности государства и имеет место влияние политических интересов власти на их экономический выбор. Это порождает нерыночную мотивацию их поведения, которая через механизм рыночной власти крупных предприятий на соответствующих рынках искажает ход происходящих на них процессов.

В непосредственной связи с поддержкой конкуренции находится поощрение предпринимательской активности. Следует отметить, что опредедленные меры государством в этом плане принимаются. Есть льготы для малых предприятий, предприятий-экспортеров, предприятий, связанных с импортозамещением (лекарства). У регионов РФ появились новые возможности для поддержки бизнеса (право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, право снижать с 6 до 1% ставки для работающих по упрощённой системе налогообложения). Определенные меры предпринимаются в части финансовой поддержки предпринимательства. Из федерального и местных бюджетов предоставляются субсидии на развитие сельского хозяйства, малого бизнеса, модернизацию и инновации. Кроме того, Правительство в 2013 году обещало не повышать налоги на бизнес до 2018 года. Это обещание пока что действует.

Однако нет системы мер поддержки, в комплексе решающих проблемы развития предпринимательства. В сфере бизнеса, особенно малого и среднего предпринимательства не устранены главные институциональные препятствия: неадекватная и нестабильная правовая база, регламентирующая предпринимательскую деятельность; незащищенность собственности; низкая эффективность судебной системы разрешения конфликтов; бюрократические препоны и проверки; влияние криминальных структур и коррупция.

Отсутствует поддержка инвестиций на фоне острой нехватки у бизнеса собственных финансовых ресурсов и неблагоприятной ситуацией на рынке заемных средств. В кредитной сфере налицо хроническая низкая склонность к кредитованию новых малых и средних предприятий, высокая ставка процента (15-17%) невысокие сроки кредитования (до 2-х лет).

Не смотря на предпринятые в начале 2000-х попытки оптимизации государственного регулирования под лозунгом дебюрократизации и снижения административных барьеров в экономике, которые частично удались и позволили снизить эти барьеры на 20-30%% (по данным Всемирного банка). Ситуация радикально не изменилась. Соответственно, для экономики РФ остается характерным высокий уровень трансакционных издержек, ограничивающий возможности роста.

· синхронизацией мер поддержки, которые уже выработаны для малого и среднего бизнеса

· поиском путей снижения административных барьеров

· облегчением доступа малого бизнеса к госзаказу

· привлечением денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса

· организацией информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса

· обеспечением информационного взаимодействия малого и среднего бизнеса

с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Российская модель смешанной экономики имеет специфику и в плане социальной ориентации экономических процессов.

Тот факт, что 37% расходов консолидированного бюджета государственных внебюджетных фондов РФ расходуется на социальные цели, означает, что социальные проблемы являются одним из приоритетов экономического развития. Вместе с тем, абсолютные размеры расходования экономических ресурсов на решение социальных проблем не соответствуют остроте этих проблем. Вследствие этого важнейшие из них оказываются не решенными на достаточном уровне. Так, в стране не обеспечен приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения. Нет прогресса в сфере выравнивания доходов и противодействия социальному расслоению населения.

Существуют проблемы в части эффективности использования ресурсов, расходуемых государством на социальные цели. Социальная ответственность бизнеса, его участие в решении вопросов социального плана несопоставимы с ситуацией в равитых европейских странах.

В качестве положительного факта следует отметить, что в стране обеспечен и стабильно поддерживался на протяжении предшествующего 10-летнего периода высокий уровень занятости. Вместе с тем, такое положение дел было обусловлено преимущественно экстенсивным развитием посткризисной экономики страны, базировавшимся на расширении производства в трудозатратных сферах деятельности. Такое развитие не могло создать прочную базу для поддержания высокой занятости в длительной перспективе. Современный кризис, сопровождающийся сокращением занятости. это наглядно показал.

Коррупция как элемент российской экономической системы

В начале 90-х годов старый механизм управления экономикой был разрушен, а новый еще не создан. Появилась потребность в экономических институтах, позволяющих решать проблемы в условиях высокой неопределенности, слабости государства как источника порядка.

Источник

Смешанная экономика: признаки и примеры

Содержание статьи:

В наше время стран, в которых бы присутствовал только один вид экономических отношений, практически не осталось. За последние сто лет за счет активных процессов переплетения и объединения отличающихся друг от друга цивилизационных образований сформировался совершенно новый тип экономики — смешанный.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика — это гибридная система экономических отношений, для которой характерно сосуществование частной, государственной и корпоративной коммерции. Все перечисленные категории участников этой системы могут иметь в собственности производственные объекты, предоставлять услуги, нанимать рабочую силу, заключать договора с другими субъектами и предпринимать прочие действия в качестве равноправных игроков рынка.

Основы смешанной экономики впервые были теоретически выведены в 30-х годах ХХ века англичанином Джоном Кейнсом и впоследствии были частично использованы президентом США Рузвельтом во времена экономического кризиса.

Само понятие экономики смешанного типа было впервые сформулировано и введено в оборот в 60-х годах американцем Полом Самуэльсоном, который опирался на труды Кейнса.

Более развернуто о том, что такое смешанная экономика, рассказано в видео ниже:

Что такое смешанная экономика

Признаки смешанной экономики

Чаще всего определить, что экономика государства относится к смешанному типу, можно по следующим признакам:

Примеры

Основная разница между ними обычно заключается в степени присутствия государственного регулирования рынков. Несколько десятилетий после Второй мировой войны в экономиках западных стран роль государства активно усиливалась. Но с начала 80-х стала наблюдаться обратная тенденция.

Например, в немецкой модели смешанной экономики государство создает социальные и правовые условия для частной коммерции, но конкретные экономические цели не устанавливаются — это происходит естественным путем вследствие принимаемых участниками рынка решений.

Японская модель смешанной экономики представляет собой регулируемый государством корпоративный капитализм, для кого характерно программирование экономических и инвестиционных целей, сопряженное с социальными гарантиями для всех участников этой системы. Также акцент делается на сохранение национальных традиций и обычаев наряду с внедрением опыта других стран.

В Швеции экономика построена по смешанной социал-демократической модели. В ее основе лежит отведение государству роли верховной демократически избранной силы, которой делегируются все регуляционные полномочия в социально-экономической сфере. Глобальной целью в этой системе является установление социального равноправия и обеспечение гражданских прав. Для этого государство стремится обеспечивать экономическую стабильность и перераспределение доходов путем создания общественных фондов потребления.

При этом существенные концептуальные различия между смешанным и рыночным типами экономических отношений практически стираются. То же самое сейчас происходит и в большинстве других западных и развивающихся стран — по сути, смешанная экономика в них является той же самой рыночной с усиленной ролью государства в ее регулировании.

Но процесс идет очень медленно, поскольку не выполняются основные условия для формирования такой системы. В частности, должно произойти отстранение государственной власти от влияния на хозяйственную деятельность предприятий и обеспечение должного уровня социальных гарантий и защищенности граждан, но с этим в РФ пока что дела обстоят не очень хорошо.

Смешанная экономика: плюсы и минусы

Экономика смешанного типа является естественной формой развития рыночных отношений современного общества.

За счет этого в развитых странах со смешанной экономикой наблюдается высокий уровень трудовой занятости населения и социальных гарантий для него (пенсия, страховка, субсидия).

Кроме того, взаимная интеграция частных и общественных начал в экономике дает следующие преимущества:

Как и любая другая из существующих в мире экономик, на практике смешанная не является идеальной и может характеризоваться следующими недостатками:

Что такое деньги. Виды и функции денег

Как заработать в интернете: 24 проверенных способа

Источник

Смешанная экономика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие положения смешанной экономики

Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть фото Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть картинку Доказать что в россии смешанная экономика. Картинка про Доказать что в россии смешанная экономика. Фото Доказать что в россии смешанная экономикаяпонской По данной теме мы уже выполнили реферат Японская подробнее и шведской моделей экономики»>

Рисунок 1. Основные черты японской и шведской моделей экономики

Готовые работы на аналогичную тему

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

Смешанная экономика в России

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

Условиями формирования рынка являются:

постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

обеспечение со стороны государства социальной защищённости граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть фото Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть картинку Доказать что в россии смешанная экономика. Картинка про Доказать что в россии смешанная экономика. Фото Доказать что в россии смешанная экономика

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объёму набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.

Как правило, в странах со смешанной экономической системой государство несёт расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.

Источник

Что такое смешанная экономическая система

Содержание статьи

Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть фото Доказать что в россии смешанная экономика. Смотреть картинку Доказать что в россии смешанная экономика. Картинка про Доказать что в россии смешанная экономика. Фото Доказать что в россии смешанная экономика

Конечно, это процесс не одного дня или одного года. Постепенная интеграция государства в требующие поддержки отрасли хозяйства требует четкого ограничения. Частный сектор со своим бизнесом и государство со своей финансовой мощью должны всячески содействовать друг другу для достижения максимального результата и процветания общества.

Смешанная экономика в России

Сегодня в России, если проследить новости за последний год, можно заметить тенденцию, как государство поддерживает малый бизнес, для среднего бизнеса в некоторых сферах уменьшает налоги и т.д., то есть всячески способствует бурному развитию интересующих сфер.
Как и во времена Российской Империи, существует подряд частных организаций на выполнение государственных заказов. Конечно, тогда это было гораздо примитивнее, чем сейчас, сегодня же это возможность заработать и помочь стране для действительно лучших фирм на рынке.

Существуют примеры объединения частных и государственных капиталов в различных областях производства и экономики в частности. Экономике Российской Федерации предстоит еще большой путь к конечной цели, но уже сейчас можно заметить, что движется она в правильном направлении.

Зачем нужна смешанная экономика

Такая политика государства направлена в первую очередь на стабилизацию экономики в стране, создание благоприятной почвы для дальнейшего роста, формирование среднего класса и другие задачи, которые не могли решаться за счет исключительно командной или рыночной экономики.

Самый яркий пример успешного применения этой системы – Китай. В этой стране даже в период экономического кризиса наблюдался рост ВВП, что очень хорошо. Бизнес и государство в поднебесной настолько понимают друг друга, что жить становится действительно лучше всем. Достигаются и цели государства и желания обычных людей, которые работают на заводах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *