Доказать можно все что угодно девиз
III. Античная философия.
8150
? По мнению киников:
!+ подлинное благо человека – его внутренняя свобода;
! «природа» и «культура» находятся в гармонии;
! государство приводит человека к истинному счастью;
!+ только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.
? Формулы, характеризующие античную философию:
! из ничего не может возникнуть нечто;
! подобное стремится к подобному и познается подобным;
! время – подвижный образ вечности;
? Представители античной философии:
? Укажите философские школы эпохи эллинизма:
? Атомистическое учение развивали:
? Что отличает древнегреческую философию от древневосточной философии?
? Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
? Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?
!+ учение Сократа об общих понятиях;
! учение стоиков о бессмертии и переселении души;
! атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.
? Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?
? Положения характерные для софистов:
!+ можно убеждать всех во всем;
!+ отрицание объективной истины;
! для развития мира характерны определенные закономерности;
! существуют истины не опровергаемые никем;
!+ слово – главное средство убеждения.
? По мнению Сократа:
!+ добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;
!+ самопознание является источником истинного знания;
! нравственно оправданно то, что полезно;
! диалектика – это передача знания от одного человека к другому.
? К сократическим школам относятся:
? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:
!Фалеса;
? Главный вопрос древнегреческой философии:
! о границах познания;
! о сущности человека;
! о строении природы;
! о структуре общества;
!+ о первоначале мира.
? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:
? Античный философ, который сравнивал свой метод с искусством повивальной бабки:
? Древнегреческий философ, который считал любовь и вражду основными силами всех изменений в мироздании:
? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:
? Основой всего по Гераклиту является:
? Платон и Аристотель считали, что в основе философского знания лежит такая способность человека как:
? Античная философия – это:
! философия древних китайцев;
! философия древних индийцев;
!+ философия древних греков и римлян;
? Древнегреческий философ, который предсказал солнечное затмение, доказал ряд геометрических теорем, определил высоту египетских пирамид:
? Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:
? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:
? Доказать можно все, что угодно – девиз:
? «Нравственное зло идет от незнания, – знание – источник нравственного совершенства» – этой позиции придерживался:
? Философ, который суть проблемы познания определил как припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала:
? Кто из философов принадлежал к школе софистов:
? Основателем школы киренаиков был:
? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:
? Понятие логос в античной философии означает:
? Главные препятствия на пути достижения счастья, согласно Эпикуру:
! вера человека в бессмертие;
! участие в политической жизни общества;
! вера во влияние богов на человеческую жизнь;
? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:
? Последнее самобытное течение античной философии:
? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:
? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии:
? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
? Какая из философских школ античности оказала наибольшее влияние на развитие средневековой арабо-мусульманской философии:
? Назовите философа, который первым разработал учение об идеях (ошибочные варианты):
? Кому из философов принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей, как существующих ныне, так и не существующих»:
? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:
? Главную задачу философии стоики видели:
! в познании окружающего мира;
! в размышлениях о природных явлениях;
!+ в исцелении нравственных недугов;
! в доказательстве превосходства разума над чувствами;
? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:
? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:
? Античный мыслитель, который утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу – источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела:
? Философской основой солидарного направления в античной медицине является учение:
? Начало идеалистической «линии» в философии положено:
? Представитель стоицизма:
? Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:
? Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:
? Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:
! материя;
!вещество;
!+ форма;
? Идею о «золотой середине» обосновали:
! Платону и Аристотелю.
? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:
! жизни социального целого;
!+ жизни отдельного человека;
? Причина болезни, по мнению Демокрита, заключается в ненормальном расположении:
! небесных тел (звезд);
? Гиппократ считал, что каждая болезнь имеет:
? Гиппократ опирался на положение о существовании в организме человека:
! асимметрии органов;
! множество мелких частиц.
? Гуморального направления в медицине придерживался:
? Взгляды римского натурфилософа и врача Галена сложились под значительным влиянием учения:
? Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:
!+ управлять своими ощущениями;
! выполнять установления общества;
! управлять другими людьми;
? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:
? Он является одним из первых физиологов-экспериментаторов, установил связь нервов с ощущениями:
? Как называют первых греческих философов?
? Первой философской школой др.Греции считается:
? Какой тезис принадлежит Галену:
! «Все течет, все меняется»;
? Согласно греческим мыслителям главный критерий добродетели:
? Из каких исторических источников мы знаем о Сократе?
! из трудов Аристотеля;
! из письменного наследия Сократа;
! из произведений Гомера и Гесиода;
!+ из произведений Платона и Ксенофонта.
? Какова природа платоновской идеи:
! идея нематериальна и неумопостигаема;
! идея материальна, но неумопостигаема;
! идея материальна и умопостигаема;
!+ идея нематериальна, но умопостигаема;
! идея как таковая не существует.
? К «правильным» формам государства Аристотель относит:
? Кто из философов признавал переселение душ?
? Философ, который рассматривал логику как главное орудие познания:
? Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:
? Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:
! человек реализует свой потенциал в политической борьбе;
!+ люди могут добиться блага только сообща;
ru_philosophy
Философское сообщество ЖЖ
«Вашей диалектикой, — сказали мне — можно доказать всё, что угодно. Даже то, что белое есть черное».
Продумывая это утверждение, я написал следующий диалог.
— Если диалектика доказывает действительно всё, то это значит, что она доказывает не только что-то одно, но с той же силой доказывает и обратное. Одинаково верно как то, что белое есть черное, так и то, что белое не есть черное. Если так, то каждый из противоречащих тезисов остается в целости и сохранности и не уничтожается один в угоду другого. Поэтому, если вам не хочется, чтобы белое было черным, то я с удовольствием докажу, что белое — вовсе не черное.
— Но как же можно утверждать, что тезисы остаются в целости и сохранности, если каждый из них опровергает другого? Вы мне сначала доказываете, что белое есть черное, а потом говорите, что белое вовсе не есть черное. Значит, по-вашему, белое есть черное и не черное? Из вашей диалектики следует именно это.
— Ну разумеется, следует. Но не только это. Вы ведь вы сами сказали, что диалектика доказывает всё что угодно. Значит, наряду с утверждением, что «белое есть черное и не черное» она доказывает и обратное, что «белое не есть черное и не черное». Так что, истина торжествует.
— Но не значит ли это, что нет никакого толку от таких доказательств? Доказать всё — значит не доказать ничего. Стало быть, диалектика вовсе не доказывает, что белое есть черное, как, впрочем, и того, что белое не есть черное.
— Да, я могу согласиться с тем, что диалектика — это вообще не доказательство, поэтому вы вправе просто проигнорировать то, что я вам говорил. Но с другой стороны, доказать всё — не то же самое, что не доказывать ничего. Доказать — значит продемонстрировать, как одно логически вытекает из другого. «Доказать всё» — значит продемонстрировать, как одно из всего вытекает из другого и всё вытекает из самого себя, поскольку кроме всего ничего больше нет. А сама диалектика разве не попадает в число всего? Очевидно, попадает. Следовательно, диалектика доказывает саму себя.
В свою очередь, «ничего не доказывать» значит просто констатировать некоторое положение дел. Поэтому диалектика вовсе не доказывает, что белое есть черное и белое не есть черное, потому что это и так ясно. Может быть вам это не ясно? Ну тогда обратитесь за доказательством к диалектике. Что? Диалектика ничего не доказывает? А кто это вам сказал? Это же вам сказала сама же диалектика, которая доказывает всё, в том числе и то, что она ничего не доказывает.
— Хороша же у вас наука! Сначала доказываете, а потом себя же и опровергаете! Это, скажу я вам, не наука, а бесконечное топтание на месте.
— Ну где же вы видите топтание на месте? Ведь мы начали с того, что белое есть черное, а пришли к тому, что белое есть черное и не черное и не есть черное и не черное. По-моему, прогресс очевиден.
— В таких «доказательствах» не может быть никакого прогресса, поскольку, как вы сами говорите, диалектика доказывает всё и не доказывает ничего. Так что, ничего нового в ваших рассуждениях вы не получите.
— Конечно. Что же может быть нового, помимо всего?
— Вот я и говорю, что никакой пользы для науки от ваших рассуждений не получить.
— А какую же еще пользу вы хотите, если всё уже доказано?
— Равно как и не доказано.
— Совершенно верно. Вот и докажите. Получите громадную пользу.
— В отличие от вас, я не собираюсь доказывать всего.
— Пожалуйста. Докажите хотя бы, что белое не есть черное. Раз вы не хотите, чтобы вам доказывали «всё, что угодно», значит вам нужен другой метод доказательств, отличный от диалектики. Эта ваша логика, в таком случае, должна доказывать не всё что угодно, а что-то одно, например то, что белое не есть черное. Но откуда, спрошу я вас, вы знаете, что белое не есть черное?
— То, что очевидно вам может быть неочевидно мне.
— Ну я же вижу, что белое это белое, а черное это черное!
— Нет, на самом деле вы не просто утверждаете, что видите это, но вы утверждаете, что знаете это. Чувствуете разницу? Я не сомневаюсь, что животные тоже видят белые и черные предметы и отличают одни от других, но они не знают того, что видят это. Собственно, я же не доказываю, что белый шар есть черный шар. Да и диалектика этим не занимается.
— Значит, ваша диалектика всё-таки не может доказать всего!
— Не правда ли, диалектика не так плоха? Правда, ваш последний тезис противоречит тому, с чего мы начали, а именно, что «моя» диалектика может доказать всё что угодно. Но вы не ответили на мой вопрос: откуда вы знаете, что белое не есть черное, если никогда не видели ни белого как такового, ни черного как такового?
— Значит, обобщая данные чувственного опыта, вы выводите из них законы вашей логики. Но раз так, то они основываются на эмпирических фактах, а следовательно в любой момент могут измениться буквально на противоположные. Как видите, у меня нет оснований доверять вашей логике, поскольку нет гарантий, что через некоторое время она не станет утверждать обратное тому, что утверждает сейчас. Законы вашей логики зависят не от самой логики, а от чего-то другого, нелогичного.
— А у меня нет оснований доверять вашей диалектике.
— «Моя диалектика» обосновывает саму себя, а ваша логика — нет.
— Ваша диалектика обосновывает себя так же, как и опровергает, а моя логика хоть и не обосновывает себя, но и не опровергает.
— Значит, ваша логика произвольна? Ведь она зависит от случая!
— Она зависит не от случая, а от фактов. А ваша диалектика может оправдать какие угодно факты.
— А ваша логика вообще никаких фактов не может оправдать, поскольку зависит от них.
— Лучше зависеть от фактов, чем доказывать всё что угодно.
— Но ведь факты тоже могут быть какими угодно!
— Они не могут быть какими угодно, потому что развиваются по определенным законам.
— Вы это можете доказать?
— Факты не доказывают.
— Значит, ваша логика ничего не доказывает? Раз она не может доказать, что белое не есть черное? Но ведь то, что белое не есть черное вовсе не факт!
— А так, что факт — это то, что белый шар не есть черный шар. А то, что белое не есть черное — это мысль.
— А факты мысли недоказуемы?
— Факты мысли основываются на фактах опыта.
— А это ваше утверждение (которое ведь тоже есть определенная мысль) тоже основывается на факте опыта?
— Значит, оно недоказуемо?
— Значит, ваша логика вообще ничего не доказывает.
Психологический юмор
Психологические афоризмы ))
—Межличностную аттракцию – каждой семье!
—Каузальная атрибуция — всенародное дело!
—Долой психологические барьеры!
—Малой группе – большую дорогу!
Поймёт только психолог
—Нет! Лабораторному эксперименту!
—Даешь приватизацию общественного сознания!
—Охваченный все той же установкой.
—Но — но! Извольте без акцентуаций!…
—Нам не уйти из этого гештальта…
Профессиональный юмор:
и ещё немного:
— Что ж, формируй! Но только поэтапно…
— Стреляй! Но знай, я это истолкую…
— Как я устал от личностного роста…
— Психфак не признает определений…
— Все возрасты покорны пубертату…
— Привычно сублимируя либидо…
— Давно забыл язык телодвижений…
— Нет, интеллект аффекту не товарищ…
— В какой тебя среде сформировало?…
— Не пересдашь не ту самооценку…
— Как ты некстати со своим инсайтом…
— Ригидность хороша в семейной жизни…
«Психологический юмор»:
«Психологический юмор»
Анекдоты психологов
Шизофреник — это человек, который строит воздушный замок.
Психоаналитик — человек, который подает кирпичики для строительства замка.
Психолог — замешивает раствор для укладки кирпичиков.
Психиатр — это человек, который приходит и грозится продать воздушный замок с аукциона.
Чем отличается интроверт от экстраверта?
Во время разговора интроверт смотрит на свои ботинки, а экстраверт — на ботинки собеседника.
Чем отличается флегматик от холерика?
Флегматик думает, что 2+2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2+2=4, но нервничает.
«Психологический юмор»:
Спрашивает сын у отца: — «папа, а что такое шизофрения. ». Отец подумав: — «понимаешь, сынок, это когда из всего многообразия личности осталось только две».
Если правы психологи, утверждающие, что лучший отдых это смена работы, то получается, что лучше всех отдыхает лошадь. То воду возит, то дрова. Стоит ли доверять популярной психологии?
II. Философия Древнего Востока
? Понятия, относящиеся к буддизму:
? Какие понятия древнеиндийской философии выражали объективное и субъективное начало сущего?
? Священные истины буддизма:
!+ жизнь есть не что иное, как страдание;
!+ причина страдания – привязанность к жизни;
! все существует по воле творца;
! невозможно преодоление страдания;
? Идеи, лежащие в основе джайнизма:
! отказ от категоричных суждений;
! отказ от собственности;
? Понятия, характерные для индийской философской мысли:
? В индуизме установилось триединство главных божеств, два из которых:
? Конфуций полагал, что благодаря своей деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что:
! способен изменять сущность вещей;
! разделяет враждебные начала – Небо и Землю;
!+ поддерживает равновесие мировых основ;
! создан, чтобы покорять Природу;
? Назовите положения, которые характерны для конфуцианства?
! высшей ценностью считается индивид;
!+ необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет;
!+ государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»;
! главное в жизни – получение выгоды;
! лучшая форма правления – конституционная монархия.
? Самый ранний источник философской мудрости Древней Индии:
? Главной для древнеиндийской философии стала проблема:
? Основателем йоги является:
? Четыре священные истины составляют основу:
? В какой из философских школ в наибольшей степени используются знания и народные наблюдения в области медицины и психологии:
? Нравственная судьба человека, согласно Буддизму, полностью подконтрольна:
? Конечная цель человеческого существования по Буддизму – это достижение:
? Кастовая система сложилась и получила классическое воплощение в:
? Государство, по Конфуцию – это большая:
! учение о загробном мире;
III. Античная философия.
? По мнению киников:
!+ подлинное благо человека – его внутренняя свобода;
! «природа» и «культура» находятся в гармонии;
! государство приводит человека к истинному счастью;
!+ только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.
? Формулы, характеризующие античную философию:
! из ничего не может возникнуть нечто;
! подобное стремится к подобному и познается подобным;
! время – подвижный образ вечности;
? Укажите философские школы эпохи эллинизма:
? Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
? Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?
!+ учение Сократа об общих понятиях;
! учение стоиков о бессмертии и переселении души;
! атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.
? Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?
? Положения характерные для софистов:
!+ можно убеждать всех во всем;
!+ отрицание объективной истины;
! для развития мира характерны определенные закономерности;
! существуют истины не опровергаемые никем;
!+ слово – главное средство убеждения.
? По мнению Сократа:
!+ добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;
!+ самопознание является источником истинного знания;
! нравственно оправданно то, что полезно;
! диалектика – это передача знания от одного человека к другому.
? К сократическим школам относятся:
? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:
!Фалеса;
? Главный вопрос древнегреческой философии:
! о границах познания;
! о сущности человека;
! о строении природы;
! о структуре общества;
!+ о первоначале мира.
? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:
? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:
? Основой всего по Гераклиту является:
? Античная философия – это:
! философия древних китайцев;
! философия древних индийцев;
!+ философия древних греков и римлян;
? Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:
? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:
? Доказать можно все, что угодно – девиз:
? Кто из философов принадлежал к школе софистов:
? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:
? Понятие логос в античной философии означает:
? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:
? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:
? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии:
? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:
? Главную задачу философии стоики видели:
! в познании окружающего мира;
! в размышлениях о природных явлениях;
!+ в исцелении нравственных недугов;
! в доказательстве превосходства разума над чувствами;
? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:
? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:
? Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:
? Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:
? Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:
! материя;
!вещество;
!+ форма;
! Платону и Аристотелю.
? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:
! жизни социального целого;
!+ жизни отдельного человека;
? Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:
!+ управлять своими ощущениями;
! выполнять установления общества;
! управлять другими людьми;
? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:
? Первой философской школой др.Греции считается:
? Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:
? Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:
! человек реализует свой потенциал в политической борьбе;
!+ люди могут добиться блага только сообща;
! политика определяет ход истории;
! политика – цель деятельности человека;
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2547; Нарушение авторского права страницы