Доказательная база технического регламента что это
Минстроем России разъяснены особенности обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ч.4 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
В этом случае для оценки соответствия требованиям технических регламентов допускается применение:
— предварительных национальных стандартов;
В Письме от 23.10.2019 N 40060-АС/08 указано, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, утверждённый Приказом Росстандарта от 17.04.2019 N 831, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ.
Таким образом, для обеспечения безопасности зданий и сооружений специалистам службы эксплуатации зданий будет достаточно применять соответствующие технические стандарты, включенные в Перечень, утверждённый Приказом Росстандарта от 17.04.2019 N 831.
Сообщаем, что Письмо от 23.10.2019 N 40060-АС/08 не противоречит нормам закона и является разъясняющей информацией.
Также напоминаем, что письма министерств и ведомств не являются нормативными актами. Содержащаяся в них информация не подлежит обязательному исполнению.
Доказательная база технического регламента что это
Доказательная база технического регламента
Что такое доказательная база для экспертизы и входит ли в доказательную базу для экспертизы ГОСТ 32965-2014?
ГОСТ 32965-2014 включен в доказательную базу технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 и подлежит применению в целях ТР ТС 014/2011 с 01.09.2016.
Понятие «доказательная база» используется для обозначения того факта, что стандарт включен в один из перечней документов, принятых в развитие технического регламента Таможенного союза:
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г.Астане 29.05.2014) в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза (пункт 1); технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза (пункт 2).
Согласно пункту 4 Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе («Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза»):
Неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента Союза.
В случае неприменения стандартов, включенных в указанный перечень, оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков.
ГОСТ 32965-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока» включен в «Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции» (пункт 87), утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 18.09.2012 N 159.
Соответственно, можно говорить о том, что ГОСТ 32965-2014 включен в доказательную базу технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011. Согласно примечанию к пункту 87 к указанному перечню ГОСТ 32965-2014 подлежит применению с 01.09.2016.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Груша Герман Афанасьевич
Доказательная база технического регламента что это
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 октября 2019 года N 40060-АС/08
[О разъяснении особенностей обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента N 384-ФЗ от 30.12.2009]
Документы, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 831, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона N 384-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.Степанов
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.
Техническое регулирование
Реформа технического регулирования и основные законодательные акты
Реформа технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия, имеет официальное начало с момента вступления в силу Закона « О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Конкретные дополнения в него, касающиеся строительной продукции, внесены федеральными законами от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ и от 30.12.2009 г. № 385-ФЗ.
В строительной отрасли реформирование предполагает поэтапную замену «Системы нормативных документов в строительстве» СНиП 10.01-94 другой нормативно-технической базой, содержание которой в полной мере пока не определено.
На правительственном уровне с участием общественных организаций решается принципиальный вопрос об направлениях технического регулирования строительства: на основе прежней системы уникальных СНиПов и ГОСТов или путем внедрения Еврокодов.
Процесс реформирования технического регулирования не завершен. По состоянию на 31.03.2011 г. действуют основополагающие законы:
Технические регламенты, национальные стандарты и своды правил
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Может быть принят международным договором (соглашением), или федеральным законом, или указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом Федерального органа власти в области техрегулирования.
Национальные стандарты и своды правил – документы в области стандартизации, которые должны содействовать соблюдению требований технических регламентов.
В основу технического регулирования положена двухуровневая система: технические регламенты – национальные стандарты и своды правил.
Обязательные требования технического регламента могут быть достигнуты путем применения национальных стандартов и сводов правил, которые принято называть доказательной базой техрегламентов.
Перечни национальных стандартов и сводов правил могут быть обязательными и добровольными.
Первый строительный технический регламент « О безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ вступил в действие с 1 июля 2010 г. В качестве сводов правил для соблюдения требований этого регламента использованы СНиПы.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р утвержден: Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (8 стандартов и 83 СП) – см.
В соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании исполнительным федеральным органом – Росстандартом РФ приказом от 01.06.2010 г. № 2079 утвержден: Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30 декабря 2009 г. (123 ГОСТа).
Дальнейшее развитие нормативного обеспечения строительства предусматривает его сближение с нормами Евросоюза, но окончательная система не принята.
Прогнозы федеральных органов
Редакция многих выпусков СНиПов устарела и в связи с развитием новых технологий и материалов требует внесения изменений или, как принято называть, проведения актуализации.
НОСТРОЙ за счет периодических взносов саморегулируемых организаций осуществляет софинансирование работы по актуализации сборников СНиПов, которая проводится по «Плану работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил», утвержденному приказом Минрегиона РФ от 4 октября 2010 г. № 438 – см.
Ход работы по разработке, актуализации и утверждению сводов правил освещается в информационно- справочных системах «Стройэксперт» и на сайте НОСТРОЙ.
По состоянию на 15.01.2013г. Минрегионом РФ Разработаны и утверждены 57 актуализированных редакций СНиПов (сводов правил СП) из перечня обязательных сводов правил в количестве 83 шт., установленного РаспоряжениемПравительства РФ от 21 июня 2010г. №1047-р:
СП 14.13330.2012 | «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №779 |
СП 15.13330.2012 | «СНиП II-22-81*. Каменные и армокаменные конструкции» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/5 |
СП 16.13330.2011 | «СНиП II-23-81* Стальные конструкции» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №791 |
СП 17.13330.2011 | «СНиП II-26-76 Кровли» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №784 |
СП 18.13330.2011 | «СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №790 |
СП 19.13330.2011 | «СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №788 |
СП 20.13330.2011 | «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №787 |
СП 21.13330.2012 | «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №624 |
СП 22.13330.2011 | «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №823 |
СП 23.13330.2011 | «СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №824 |
СП 24.13330.2011 | «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №786 |
СП 25.13330.2012 | «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 622 |
СП 26.13330.2012 | «СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №609 |
СП 27.13330.2011 | «СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №827 |
СП 28.13330.2012 | «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №625 |
СП 29.13330.2011 | «СНиП 2.03.13-88 Полы» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №785 |
СП 30.13330.2012 | «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №626 |
СП 31.13330.2012 | «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года 635/14 |
СП 32.13330.2012 | «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/11 |
СП 33.13330.2012 | «СНиП 2.04.12-86 Расчет на прочность стальных трубопроводов» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №621 |
СП 35.13330.2011 | «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №822 |
СП 37.13330.2012 | «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/7 |
СП 39.13330.2012 | «СНиП 2.06.05-84* Плотины из грунтовых материалов» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/18 |
СП 40.13330.2012 | «СНиП 2.06.06-85. Плотины бетонные и железобетонные» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 618 |
СП 41.13330.2012 | «СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/13 |
СП 42.13330.2011 | «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №820 |
СП 43.13330.2012 | «СНиП 2.09.03-85. Сооружения промышленных предприятий» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 620 |
СП 44.13330.2011 | «СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №782 |
СП 45.13330.2012 | «СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/2 |
СП 46.13330.2012 | «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635 |
СП 48.13330.2011 | «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №781 |
СП 51.13330.2011 | «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №825 |
СП 52.13330.2011 | «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №783 |
СП 53.13330.2011 | «СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №849 |
СП 54.13330.2011 | «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010 г. №778 |
СП 55.13330.2011 | «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №789 |
СП 56.13330.2011 | «СНиП 31-03-2001 Производственные здания» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №850 |
СП 56.13330.2011 | «СНиП 31-04-2001 Складские здания» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №850 |
СП 58.13330.2012 | «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения.» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №623 |
СП 59.13330.2012 | «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №605 |
СП 61.13330.2012 | «СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов.» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №608 |
СП 62.13330.2011 | «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №780 |
СП 64.13330.2011 | «СНиП II-25-80 Деревянные конструкции» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №826 |
СП 79.13330.2012 | «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №273 |
СП 92.13330.2012 | «СНиП II-108-78 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/16 |
СП 98.13330.2012 | «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/4 |
СП 105.13330.2012 | «СНиП 2.10.02-84 Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №270 |
СП 106.13330.2012 | «СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/15 |
СП 107.13330.2012 | «СНиП 2.10.04-85 Теплицы и парники» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №271 |
СП 108.13330.2012 | «СНиП 2.10.05-85 Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна.» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/3 |
СП 109.13330.2012 | «СНиП 2.11.02-87 Холодильники» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/6 |
СП 113.13330.2012 | «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9 |
СП 118.13330.2012 | «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10 |
СП 118.13330.2012 | «СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10 |
СП 126.13330.2012 | «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/1 |
СП 128.13330.2012 | «СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции» | Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №619 |
Статус сводов привил СНиП определен в разъяснениях Миноегиона России от 15 августа 2011г. №18529-08/ИП-ОГ
Все последующие утвержденные Минрегионом актуализированные редакции сводов правил будут размещаться в информационно-справочных системах.
Государственные органы, ответственные за техническое регулирование в строительстве
1. Государственная дума и ее комитеты – принятие федеральных законов, в т.ч. технических регламентов.
2. Правительство РФ – принятие постановлений и распоряжений по техрегулированию.
5. Общественные союзы и ассоциации: Российская торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальные объединения СРО (НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ).
Межгосударственное техническое регулирование. Отношение к Евронормам
Объектом технического регулирования являются требования к продукции или к процессам ее создания, использования и утилизации.
Ранжирование важности принимаемых нормативных документов осуществляется в порядке: Евр Аз ЭС – ТС – национальные стандарты каждого члена.
В настоящее время на стадии рассмотрения членами рабочей группы находится Объединенный Технический регламент Евр Аз ЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. После его принятия в установленном сообществом порядке Российский регламент № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. может утратить свою силу, либо должен полностью соответствовать ТР Евр Аз ЭС.
В качестве межгосударственных стандартов (МГС) до разработки новых действуют прежние ГОСТ.
Утверждаемые после 2004 г. национальные российские стандарты имеют аббревиатуру – ГОСТ Р. Они также используются в рамках системы МГС.
международные стандарты ИСО И МЭК, а также стандарты CEN
В связи с интеграцией России в международное экономическое сообщество и первоочередной необходимостью скоординировать программу действий в области технического регулирования со странами СНГ стоит вопрос о том, какая основа должна быть принята для нормативной системы в строительстве: СНиПы или Еврокоды.
Указанные системы имеют существенное различие
На государственном уровне до сих пор окончательно не решен вопрос полного отказа от российской системы нормативных документов в строительстве – СНиП 10.01-94.
Принцип формирования этой системы на передовых в мировой науке расчетных методах, многолетний опыт эффективного применения являются серьезным аргументом в пользу ее сохранения с учетом актуализации устаревших документов.
Система нормативных документов в строительстве согласно СНиП 10.01-94 функционирует до настоящего времени, официально ее никто не отменял.
Важнейшим преимуществом этой системы является ее комплексность: Строительные нормы и правила РФ (СНиП), межгосударственные стандарты (ГОСТ), национальные стандарты РФ в области строительства (ГОСТР), своды правил по проектированию и строительству (СП), руководящие документы Системы (РДС), введенные на территории РФ стандарты СЭВ (СТ СЭВ), территориальные строительные нормы (ТСН), нормативные документы, утвержденные Госстроем РСФСР (РСН) и Госстроем СССР (СН), ведомственные строительные нормы (ВСН), а также носящие рекомендательный характер сметные нормативные документы (ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ТСЦ) и др.
Указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории РФ по состоянию на 01.01.2009 г., который насчитывает 1242 документа, одобрен Минрегионом России.
Для коренного пересмотра наработанной десятилетиями системы требуется время и четко сформулированные пути и цели реформирования.
Пока рекомендуется членам СРО «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» руководствоваться действующей нормативной базой. Указатель подготовлен и ежегодно уточняется «Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»)
В области стандартизации неотложной задачей является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными ИСО и CEN, а также прямое принятие Евростандартов на материалы, изделия и конструкции.
Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ
В основе технического регулирования строительства в РФ лежат технические регламенты (о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов), национальные стандарты и стандарты предприятий ( № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.).
аморегулируемые организации вправе разработать и утвердить собственные стандарты (т.е. стандарты предприятия – СТО), устанавливающие правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ и системе контроля за их выполнением.
Для ряда работ разработаны стандарты и своды правил, которые вошли в официальные перечни документов, однако многие виды работ не имеют необходимой нормативной базы.
Отдельным СРО представляется затруднительным разработать стандарты предприятий, поэтому эти функции IIсъездом СРО поручены Национальному объединению (НОСТРОЙ).
Утверждена программа стандартизации НОСТРОЙ на 2010-2011 годы, в соответствии с которой разработаны и утверждены основополагающие стандарты, определяющие основные положения системы (СТО НОСТРОЙ 1.0), порядок разработки, утверждения, оформления и учета (СТО НОСТРОЙ 1.1), а также рекомендации о порядке оформления изменений стандартов (СТО НОСТРОЙ 1,1).
Программой предусмотрена разработка стандартов НОСТРОЙ на производство строительных работ, а также стандартов и рекомендаций по оценке соответствия. Утвержденные стандарты входят в Информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ и предназначены для приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при выполнении работ для соблюдения требования технических регламентов.
Саморегулируемая организация вправе принять и утвердить на общем собрании стандарт СРО НОСТРОЙ для обязательного исполнения своими членами.
Из числа разрабатываемых стандартов определенный интерес представляют:
Национальным объединением строителей разработана и 25.02.2011 г. зарегистрирована в Росстандарте «Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ». Правила добровольной сертификации в стадии утверждения, определяется базирование независимых органов сертификации и их структура.
Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ.
По состоянию на 15 января 2013г. решениями Совета НОСТРОЙ утверждены и введены в действие стандарты и рекомендации в количестве 91 шт. ( см. перечень ). Пять стандартов в стадии публичного обсуждения.
Конечной целью программы стандартизации НОСТРОЙ является обеспечение стандартами всех видов работ, включенных в Перечень к приказу №624 Минрегиона.
Указанные стандарты 1) устанавливают требования по выполнению работ и предназначены, также, для эксплуатационных организаций, обслуживающих инженерные системы на объектах капитального строительства; 2) учитывают применение современных материалов, технологий, а также актирование и сдачу систем в эксплуатацию; 3) могут служить полезными пособиями при подготовке специалистов и в процессе работ.
Предложение о разработке стандартов предприятия – СРО НП КСК «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» или о применении стандартов СТО НОСТРОЙ направлять в адрес Дирекции по адресу: г. Санкт-Петербург, ул Шпалерная, д.52, офис 316