Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 18

👉 Ответы к странице 18. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с такими географическими картами: физические, политические. На физической карте показаны рельеф местности, леса, пустыни, горы и так далее. На политической карте показаны границы и названия стран и городов, обозначаются столицы стран.

Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.

Чтобы показать объект на настенной карте, надо подойти к карте и, если объект небольшой, показать на него указкой, а если объект большой, то обвести указкой.

Найдите в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1-2 странах (по своему выбору).

Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Рассказ о Австралии

Австрия тоже небольшая, и тоже находится в Европе. Но у неё 8 соседей: Германия, Чехия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения, Венгрия и Словакия. У Австрии нет выхода к морю. Есть озёра и реки: река Дунай, река Инн, река Мур, река Драва, озеро Вёртер — Зе, озеро Траунзе, озеро Аттерзе, озеро Нойзидлер — Зе.

Самый большой город в стране — Вена, она же столица Австрии. Самые крупные города Австрии: Вена, Грац, Линц, Зальцбург и Инсбрук. Также в Австрии есть три крупных национальных парка: Высокий Тауэрн, Донау-Ауэн около Вены и Нойзидлер-Зе-Зеевинкель.

Рассказ о Венгрии

Венгрия — это довольно маленькое государство, расположенное в Европе. У Венгрии 7 соседей: Словакия, Украина, Румыния, Хорватия, Сербия, Австрия и Словения. Выхода к морю у Венгрии нет, но есть несколько крупных рек и озёр: река Дунай, река Тиса, река Кёрёш, река Раба, озеро Балатон.

Столица Венгрии — город Будапешт, расположенный на реке Дунай. Самые крупные города страны — Будапешт, Херенд, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ, Кечкемет, Сентендре. Также в Венгрии есть два национальных парка — Хортобадь около Дебрецена и Аггтелек около Мишкольца.

Обсудим!

Один учёный сказал: “Несомненно, географические карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли”. Как вы объясните это высказывание?

Известно, что географические карты создавались, когда нельзя было сверху увидеть большой участок земли. И людям было очень сложно, ориентируясь по ровной поверхности, где плохо видно, насколько от чего-то удалён тот или иной объект, составить верную карту. Так что это с уверенностью можно назвать великим творением человеческой мысли.

Проверь себя

Что изучает география?

География изучает природу земной деятельности, население и его хозяйственную деятельность.

Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать расположение материков, стран, городов, морей, океанов, рек, озёр, пустынь, гор, равнин, узнать форму рельефа на той или иной местности и многое другое.

Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

История создания глобуса и географических карт?

Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга, где центром была Греция, а вокруг располагались другие земли, известные тогда учёным. Вся суша была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но, судя по последующим картам, можно определить, как она выглядела.

Первый глобус появился более 500 лет в Германии. В данный момент он хранится в музее. Многие старинные глобусы и карты были очень красивыми из-за обилия украшения и витиеватых надписей.

Со временем в картах и глобусах стало появляться всё больше географических объектов — материков, островов, морей, рек и так далее.

Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Существует огромное количество разных географических карт. Самые известные — это политическая карта, на которой показываются границы государств, названия стран и государств, столицы, и физическая карта, на которой показываются формы рельефа, расположение пустынь, равнин, гор, морей, океанов и так далее.

Но есть ещё и тематические карты. Например, карта с обозначениями, где какие животные наиболее распространены или карта с обозначениями, где какой полезное ископаемое добывается. Из этого следует, что современные географические карты очень разнообразны.

Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: география, географ.

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Оно образовалось от двух слов: “ге” — Земля и “графо” — пишу.

Географ — специалист по географии.

Найди в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” сведения о самых высоких горах некоторых стран. Заполни таблицу в рабочей тетради. По книге подготовь сообщение о 2-3 географических объектах разных стран (равнины, горы, реки, озёра, острова и др.) по своему выбору.

Венгрия: гора Кекеш, 1014 м.

Австрия: гора Гросглоккнер, 3798 м.

Греция: гора Олимп, 2917 м.

Аргентина: гора Аконкагуа, 6959.

Дунай — важнейшая река Австрии и один из её символов. Её длина — 2860 км. Также Дунай вторая по величине река Европы после Волги. На берегах Дуная очень тёплый климат, поэтому там выращивают виноград. Знаменитый вальс “На прекрасном голубом Дунае”, созданный австрийским композитором, стал неофициальным гимном страны.

Гора Олимп — это самая высокая точка Греции. По легенде, на ней живут боги. Высота горы — 2917 метров. Олимп — одна из самых известных гор в мире из-за того, что в греческой мифологии она занимает одно из самых главных мест. Примечательно, что уже знакомая нам Олимпия находится в противоположной части страны от горы Олимп.

Песками обширной пустыни Рубль-Хали покрыты почти все Объединённые Арабские Эмираты. Эта пустыня широкой полосой протянулась через Аравийский полуостров. В Рубль-Хали есть зелёные островки — оазисы. В оазисах есть пресная вода, поэтому тут могут расти растения и селиться животные. Около оазиса Лива в эмирате Абу-Даби есть полсотни посёлков и даже отели!

Источник

Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.

Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

Проверь себя

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

География – наука о земной поверхности

Географ – учёный, занимающийся географией

2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.

Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.

Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.

Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.

Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.

Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

На следующем уроке

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.

Прошлое – это то, что уже случилось.

Будущее – это то, что только произойдёт.

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.

Источник

Урок № 4. «Мир глазами географа»

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Предметные ( знать, уметь)

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. – формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

География. Географи­ческие объекты. Глобус. Карта

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по­лучения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го­рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна­чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра­фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис­следовали и описывали нашу планету.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «земле­описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла­неты круглый год лежит снег, а в других рас­тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти.

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи­ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень раз­нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар­тах показана поверхность всей Земли, а на дру­гих — только какая-нибудь её часть.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче­ской карте, на политической карте?

2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли­чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль­зоваться

Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Смотреть картинку Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Картинка про Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс. Фото Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по­лушария, западное и восточное. Как будто гло­бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас­стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы­валась «Большой чертёж». На ней было показа­но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со­жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Один географ написал такие слова: «Несомнен­но, карты принадлежат к великим творениям че­ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что тебе известно об истории создания гло­буса и географических карт? 4. Докажи на при­мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

География изучает природу земной поверхно­сти, население и его хозяйственную деятель­ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча­тельных изобретений человечества.


Источник

Докажи на примерах что современные географические карты разнообразны 4 класс

Подробное решение часть 1 Мир глазами географа по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озера, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Ответ. В переводе с греческого «география» означает «землеописание».

Это слово образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу.

«Ге» – это сокращение от «Гея» – так звали греческую богиню, покровительницу Земли. География — это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. Изучают географию географы. Географ — специалист по географии.

На земном шаре находятся водные пространства (океаны) и суша (материки). Океанов всего – 4, материков – 6. Вода занимает большую часть планеты. Материки отличаются друг от друга своими размерами, поверхностью (можно встретить равнины, горы). На материках находятся реки, озёра. Разнообразные народы, проживающие на материках, образуют страны со своими городами. Самые крупные города России – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск.

1. Вспомните, с какими видами географических карт вы работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Ответ. Мы работали с физической картой России, физической и политической картой Европы, картой Золотого кольца России. На физической карте можно увидеть равнины, горы, реки, моря, озёра, океаны. Можно определить рельеф, высоту над уровнем моря. Можно определить направления, определить расстояние между городами, странами и т.д. На политической карте показаны страны, их столицы. Можно сравнить размеры стран, посмотреть кто с кем граничит

2. Сравните глобус и карту полушарий. В чем их сходство?. В чем различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Ответ. Сходства. Во-первых, это на карте и глобусе одинаково изображены страны, города, моря, океаны, реки, озера, континенты и меридианы. Если сказать одним словом, то одинаково изображен рельеф Земли. Во-вторых, информация на карте и глобусе абсолютно одинаковая.

Отличия. Глобус-модель Земли. Он наиболее точно передаёт её форму, а так же месторасположение материков и океанов, островов и полуостравов, равнин и гор, а карта — это изображение земной поверхности на плоскости выполненная в определенном масштабе. карта имеет свои искажения и в сравнение с ней глобус более точно передаёт поверхность нашей планеты.

Карты более подробные и в зависимости от цели можно использовать разные карты (полушарий, физические, политические), разных участков Земли (отдельного материка, города).

3. Вспомните знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

Ответ. Все, что можно увидеть на карте, называется географическими объектами. Все они уменьшены в тысячи и миллионы раз и показаны условными знаками. Внизу карты видна разноцветная полоска. Это шкала высот и глубин, выраженная в метрах. За начальную высоту – 0 метров – принят уровень Мирового океана. Зеленым и желтым цветом на картах показаны равнины.

Зеленым цветом окрашены низменные равнины. По шкале высот определите, на какой высоте они расположены? (до 200 м). Примером низменных равнин являются крупнейшие равнины мира – Амазонская низменность, сопоставимая по площади с материком Австралия, и Западно-Сибирская равнина – равнина, на которой мы с вами живем.

Желтым цветом показаны возвышенные равнины. По условным знакам на карте определите их высоту. (до 500 м). Примером является Валдайская возвышенность, где берет начало великая русская река Волга.

Есть равнины, лежащие ниже уровня моря, то есть ниже о метров. Каким цветом они показаны на карте? (темно-зеленым).

Коричневым цветом показаны горы. Глубина морей и океанов тоже неодинаковая. Чем глубже океан, тем синий цвет темнее, чем океан мельче, тем синий цвет светлее. Стрелками на карте показаны теплые и холодные течения. Вода в течениях движется подобно речному потоку и бывает либо теплее окружающей воды – теплые течения, либо холоднее – холодные течения. Синими извилистыми линиями показаны реки, пятнами – озера.

Кроме того, на карте можно увидеть большие массивы движущегося льда это ледники. Они обозначены белым цветом.

Города показаны кружочками.

Точками на картах обозначены отдельные горные вершины и впадины в океанах. Рядом с цифрами показана их высота или глубина.

4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

Ответ. Все объекты на карте нужно показывать с помощью указки. Стоять у карты нужно вполоборота, чтобы одноклассникам было видно.

Правила показа на карте различных объектов: 1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой; 2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте; 3) реки показываются по течению от истока к устью; 4) направления военных походов и передвижений — по имеющимся на карте стрелкам. При обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться.

Ответ. На Земле четыре океана: Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский. Материки: Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Экватор делит Землю на северное и южное полушарие. Поверхность Земли неровная – имеются равнины, возвышенности и горы. Глубина морей и океанов неодинаковая – есть более глубокие и более мелкие.

Как источник информации глобус и карта равнозначны. На них можно найти материки, океаны, реки, озера, равнины, горы, Но они имеют отличия. В отличие от географических карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому последний удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус. если брать его обычные размеры, имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

При измерении географическая карта намного удобнее глобуса, поскольку последний требует использования при измерении расстояний гибкой линейки. Хотя некоторые глобусы уже изначально оборудованы линейками, изогнутыми в виду дуги.

С. 26. Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям географической мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните.

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Людям стоило огромного труда создать карты земной поверхности и карты морей и океанов. Когда создавались первые карты, еще не было самолетов, люди не покорили космос. Расстояния измерялись приблизительно, также создавались очертания объектов. Постепенно с расширением знаний людей о мире карты менялись. Всё, что человек знает о мире, отражено в картах. Сейчас карты могут быть самые разные.

С. 26. Проверь себя

1. Что изучает география?

Ответ. География изучает природу земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

Ответ. Глобус — вращающаяся модель земного шара. На глобусе можно узнать расположение континентов, стран, океанов, понять почему меняются времена года, день сменяется ночью, пути международных экспедиций.

А географическая карта — изображение ограниченной части Земли в определенном масштабе. На ней более подробно указано расположение возвышенностей и низменностей, рек, стран, городов, и т. д.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Ответ. На старинных глобусах и картах не были изображены многие географические объекты. Их стали наносить на карты по мере изучения Земли. Созданием первого глобуса прославился немецкий географ и путешественник Мартин Бёхайм (1459–1507). В 1492 году он изготовил глобус «Земное яблоко» диаметром 54 сантиметра, отобразивший наиболее передовые географические представления того времени (накануне открытия Нового Света) о поверхности Земли.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась большой чертеж. На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озер.

4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Ответ. Есть физическая и политическая карты мира, физическая карта Африки, физическая карта России. Карта полушарий изображает поверхность земного шара, поделённую на западное и восточное полушарие. На ней наиболее точные изображения географических объектов.

С. 27. Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

Ответ. География — это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. Изучают географию географы. Географ — специалист по географии.

2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту»)

Ответ. Земля большей частью покрыта водой. Это Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.

Земля — планета людей. Все мы — разные. У нас разные языки, разные традиции и вера, разный цвет кожи, разная еда, а планета у нас одна. И глядя на глобус, я понимаю, до чего же она маленькая и хрупкая. Чтоб сберечь эту маленькую планету, надо начать с того, что по силам каждому: бережно относиться к воде, к окружающей природе, не жечь зря костры, и еще много небольших добрых дел можно совершать ежедневно, чтоб сохранить наш общий дом.

3. В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о рекордах Земли: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т.д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1–2 из этих географических объектов.

Самая длинная река — Амазонка 6992 км.

Самое глубокое озеро в мире — сибирское озеро Байкал. Его средняя глубина — более 700 метров, а максимальная — 1741 м. Средняя ширина — десятки километров. Горы на противоположном берегу словно повисли над туманной дымкой, которая стелется над поверхностью воды. А в длину озеро Байкал 636 км. Местные жители называют Байкал морем. Вода в озере чистая и прозрачная. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой воды. Сотни рек и речушек несут в Байкал свои воды. Вытекает из него только одна река Ангара — приток сибирской реки Енисея.

Самые высокие горы на Земле — Гималаи. Там находится высочайшая вершина мира — Джомолунгма (8848 м над уровнем моря). Даже в Гималаях она кажется гигантом. Опытные альпинисты разных стран не раз пытались покорить великана, но мороз, туманы, пурга заставляли их отступать. Воздух на высоте так разряжен, что каждое движение даётся с огромным трудом. Без специального кислородного аппарата подъём на вершину невозможен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *