Докажите что древнейшие люди пришедшие на современную территорию 6 класс
Докажите, пожалуйста! Нужно срочно.
Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т. е. вели присваивающее хозяйство.
Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.
80 тыс. лет назад на Земле началось похолодание, наступил ледниковый период. Изменилась природа: на смену теплолюбивыми животным пришли мамонты, бизоны, северные олени, лошади.
Человек выжил благодаря тому, что сумел приспособиться к суровым условиям жизни: научился добывать и использовать огонь, стал заниматься загонной охотой на крупных животных. Мясо употреблял в пищу, из шкур шил одежду и утеплял жилища. Именно в ледниковый период человек стал расселяться дальше на север – на территорию Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. От человеческого стада люди перешли к родовой общине, которая объединяла близких родственников. Несколько соседствующих общин соединялись в племя.
С изменениями условий жизни изменился и внешний облик человека, примерно 40 тысяч лет назад началось превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens).
С окончанием ледникового периода, примерно 12-14 тысяч лет назад, многие крупные животные, вымерли. Человеку вновь надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Занимаясь охотой и собирательством, человек не мог прокормить себя. Нужны были новые источники существования. 6-5 тысяч лет назад из собирательства возникает земледелие, а из охоты – скотоводство. От присваивающего хозяйства человек перешел к производящему хозяйству. Люди стали производить больше продуктов, чем требовалось, у них появились излишки. Это позволяло племенам обмениваться продуктами.
Презентация по истории России 6 класс на тему:»древние люди и их стоянки на территории современной России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Когда появились первые люди на Земле? Почему именно в этих местах? Как шло расселение древнейших людей?
Проблемный вопрос Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
Стоянка Сунгирь Сунгирьское захоронение было обнаружено в 1964 г. Могила палеолитического человека содержала большое количество вещей, которые, по мнению его соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени. жрец, выдающийся охотник или воин? Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. На его груди археологи обнаружили мозаику из 3500 мелких бусинок, изготовленных из кости мамонта. Такими же бусинами была расшита и его одежда. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежал и головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны, два скелета подростков 12 — I3 и 7 — 8 лет. Рядом с телами находились очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей покрывали костяные бусины. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у его плеча находилась статуэтка мамонта.
Докажите, что Древнейшие люди, Пришедшие на современную территорию нашей страны, Прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий земли?
Докажите, что Древнейшие люди, Пришедшие на современную территорию нашей страны, Прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий земли.
В этом не может быть никаких сомнений, ведь
наши предки представляли собой племена также как прочие народы, и сейчас мы
имеет такую форму общества как государства, и этот институт распространен
Отсюда, мы можем сделать вывод о том, что наши предки и прочие
народы прошли одинаковый путь развития общества от племени к государству.
Более того, технической развитие было
одинаковым – от традиционного до индустриального, и постиндустриального.
Однако, с тем, что на Земном шаре все государства представляют собой
постиндустриальное общество трудно согласиться.
Внешний вид, навыки, знания и повадки менялись
в одинаковом направлении у всех народов, включая наш.
Но в счет мы не берем
особенности географии, которые создают необходимость в очевидных внешних
На каких территориях современных стран жили древнейшие люди?
На каких территориях современных стран жили древнейшие люди?
На территориях каких современных стран жили древнейшие люди?
На территориях каких современных стран жили древнейшие люди.
На территориях каких современных стран жили древнейшие люди?
На территориях каких современных стран жили древнейшие люди?
На территории каких современных стран жили древнейшие люди?
На территории каких современных стран жили древнейшие люди.
Когда и где на территории нашей страны появились древние люди?
Когда и где на территории нашей страны появились древние люди?
На каких территориях современных стран жили древнии люди?
На каких территориях современных стран жили древнии люди.
На территории каких современных стран жили древние люди?
На территории каких современных стран жили древние люди.
На территории каких современных стран жили древнейшие люди?
На территории каких современных стран жили древнейшие люди?
Когда и где на территории нашей страны появились древние люди?
Когда и где на территории нашей страны появились древние люди?
На каких территориях современных стран жили древнейшие люди?
На каких территориях современных стран жили древнейшие люди?
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способств..
Если я не ошибаюсь, то в 1367 году.
Гиппократ с острова Кос Фалес Милетский Фидий Солон Демокрит Геродот Леонид I Архимед Пифагор Перикл Платон Аристотель Гомер Сократ Александр Великий.
Архимед, Аристотель, Платон.
Олчком к появлению реализма стала Великая Французская революция. Идеалы, которые провозглашались тогда, были похожи на сон, на мечту. Герои революции были теми самыми сильными личностями, которых стали воспевать романтики. Однако революция почти с..
При его правлении Российская империя не ввязывалась в войны, вело мирную политику, путём подкупов и взяток поминал под Россию царьков средней Азии. Ну ещё он прославился пьянством, ну очень любил спиртные напитки, особенно водку.
Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформ..
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
Просмотр содержимого документа
«Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;
Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).
Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов России, с общей характеристикой населения страны.
Способствовать развитию: умения работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение анализировать и делать выводы.
Воспитывать: внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
урок открытия новых знаний
Учебник для ОУ под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс
палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй
Технология: проблемно-диалогическая модель урока
Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.
Технологическая карта урока.
Создание проблемной ситуации
Познакомьтесь с оглавлением учебника, названием главы и параграфов. Какой период будет изучаться?
Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община? Изучив, как появились и жили первые люди на современной территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут?
Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину. (Ж. Ренан)
зачем люди изучают прошлое? Важно ли современному человечеству исследовать прошлое древнейших людей? Почему?
Определяют с помощью учителя хронологические рамки изучаемого периода
Рассматривают исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности. Сравнивают разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Участвовуют в дискуссии
Используют ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира).
Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;
Коммуникативные: владеют диалогической формой
в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
Как называют древнейший период жизни человечества? Почему его назвали каменным веком? Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит». Что такое ледниковый период? Нарисуйте в тетради хронологическую ленту времени, указав периоды каменного века. Рассмотрите реконструкции (воссоздание на основе скелетных остатков) облика питекантропа, неандертальца и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано (использовать, например, реконструкции А. П. Быстрова, М. М. Герасимова).
Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?»
Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически (лента времени). Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение
Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его
Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Регулятивные: Определять цель, проблему урока
(физкультминутка до начала работ в группах)
Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.
Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.
Читают текст учебника, заполняют соответствующий раздел
Правила работы в группе (. )
1.выбор руководителя, координатора работы
3.координатор анализирует работу каждого в группе
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
4 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний
1 гр. Появление людей на территории современной России:
Древнейшие люди на территории России
от 500 тыс. до 1 млн. лет назад
Дагестан, Таманский полуостров
Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)
Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)
Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)
Палеолит (древний каменный век)
Мезолит (средний каменный век)
Неолит (новый каменный век)
2 гр. Древнейшие стоянки человека на территории современной России
Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.
Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.
3 гр. Зарождение родового строя
Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.
Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:
— загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)
— добыча и поддержание огня
— совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда
— человек стал шить одежду при помощи иглы
Жизнь в коллективе:
— сплоченность и организованность
Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)
Племя – несколько живущих по соседству родов
Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.
4 гр. Совершенствование орудий труда
Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).
Работа в группах, отчеты групп вызванные ученики каждой группы рассказывают опираясь на текст учебника:
— Наша группа, поработав над учебным материалом, пришла к выводу:
— ученики говорят о развитии, выделяют достижения, отмечают характерные
1 гр. представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради
2 гр. представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок.
3 гр. перечисляют предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.
4 гр. Определяет эволюцию, группа представляет работу в форме экскурсий
Выступление координатора группы о работе одноклассников.
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Выражение решения, применение нового знания.
Проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.
-покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.
-перечислите основные занятия древних людей
-дайте характеристику присваивающего хозяйства
Учащиеся дополняют предложения.
6 этап. Информация о домашнем задании
«Появление людей на территории современной России»
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 1
Древние люди и их стоянки на территории современной России
1. Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?
Одни из самых древних стоянок людей обнаружены в центральном Дагестане и на Таманском полуострове. Также древнейшие стоянки людей были обнаружены у деревни Костёнки под Воронежем, Сунгирь – под Владимиром, на Южном Урале, на Алтае и др.
Люди объединялись в небольшие группы. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну. Формирование родовых общин и племен (несколько живущих по соседству родовых общин), разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) обусловило выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.
После завершения Ледникового периода наступил период мезолита. Изменение климата привело к вымиранию крупных животных (мамонтов и шерстистых носорогов), а, следовательно, и к изменению форм коллективной охоты – от загонной к засадной. Также люди были вынуждены уделять внимание собирательству и рыболовству. Были изобретены средства передвижения — лодки, лыжи, сани. Люди расселялись всё дальше на север. Они дошли до берегов Балтийского моря, а затем и до Северного Ледовитого океана.
2. Когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди?
На территории современной России одни из древнейших следов пребывания древнего человека обнаружены в центральном Дагестане и на Таманском полуострове.
3. Выясните, кто такие неандертальцы.
Неандертальцы – это ископаемые древние люди периода раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Период существования по разным оценкам – 300 тысяч — 28 тысяч лет назад. Как установили исследования генетического материала неандертальцев, они, видимо, не являются прямыми предками современного человека. Название дано по ранней находке ископаемого человека в долине Неандерталь, близ Дюссельдорфа (Германия). Основная масса останков неандертальцев и их предшественников обнаружена в Европе, главным образом во Франции, и относится к периоду 70-35 тыс. лет назад.
4. Что такое род, племя, община?
Род или родовая община – первые объединения древних людей, включавшие кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие, умудрённые опытом люди. Племя – несколько живущих по соседству родовых общин.
Вопросы к параграфу
1. Когда и где на территории нашей страны появились первые люди?
Следы пребывания древнего человека обнаружены в центральном Дагестане и на Таманском полуострове.
2. Дайте характеристику присваивающего хозяйства.
Присваивающее хозяйство – это древний способ организации жизни. Люди ничего не выращивают, не производят, а добывают и присваивают то, что создано природой. Основные виды деятельности: охота на зверей, ловля насекомых и земноводных, собирательство (плоды, ягоды, съедобные растения).
3. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период?
Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием по-прежнему оставалась охота. На охоту выходили небольшими группами. Форма охоты – загонная. Спасаясь от холода, люди стали постоянно использовать огонь, а затем научились и добывать его. Приготовленная на огне мясная пища лучше усваивалась, содержала важные для человеческого организма вещества. Увеличивалась продолжительность жизни. Техника обработки камня стала более совершенной, а орудия труда — более разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились хорошо обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, и человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий животных или растительных волокон. Появилось разделение труда между мужчинами и женщинами. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт способствовала развитию речи. Жизнь в коллективе становилась более сплочённой и организованной.
4. Почему древние люди использовали камень для изготовления своих орудий труда?
Для изготовления орудий труда древние люди применяли не только камень, но и кости животных, и дерево – материалы, которые были распространены и доступны. Все исходные материалы поддавались весьма примитивной обработке. Камень в отличие от кости и дерева обладает большей прочностью, а при удачной примитивной обработке приобретал нужный вес и остроту.
5. Перечислите главные особенности первобытно-общинного строя.
Древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты. Родовая община включала кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие, умудрённые опытом люди. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.
Покажите древнейшие стоянки человека на территории современной России
Показывать древнейшие стоянки на территории России удобно, если ориентироваться на современные российские города. Например, Сунгир расположен недалеко от города Владимира, Костёнки — рядом с Воронежем, а Бурсть и Мальта — чуть севернее Иркутска.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет и дополнительную литературу, укажите названия стоянок первобытного человека на территории России и других стран, помимо названных в параграфе.
Большинство самых древних археологических находок были сделаны на территориях Африки, Ближнего Востока и Кавказа, Восточной Азии (Пакистан, Индия, Китай), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Австралия), России, Европы и Южной Америки.
Так, одними из самых крупных стоянок древних людей считаются стоянка в Олдувайском ущелье в Африке (Танзания), Диринг-Юрях (Россия, Якутия), Карахач (Армения). В них жили древние люди почти 2 миллиона лет назад. Также среди самых известных — стоянки Айникаб (Дагестан) – 1,95 миллиона лет, Дманиси (Грузия) – 1,8 миллиона лет, на Таманском полуострове (Россия) – 1,7 миллиона лет.
Кроме того, на территории России самыми известными древними стоянками являются стоянки в Костёнках, Сунгирь, Мальта и Буреть (Иркутская область), Мысовая (Южный Урал, озеро Ташбулатовское), Макарово-4 (Сибирь, р.Лена), Мамонтова Курья (Сибирь, р.Уса), Берелех (Сибирь, р.Индигирка), Яна (Сибирь, р.Яна), Денисова пещера (Алтай), Усть-Каракол (Алтай) и др.
2. Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.
Древнейшие люди в разных частях света прошли одинаковый путь от первобытного общества, племен, родов, общин к возникновению первых государств. У них было одинаковое технологическое развитие. Ход истории человечества был почти одинаков вне зависимости от того, в каких регионах он проходил. Пути рождения и развития цивилизации оказываются общими. Это подтверждается при археологических раскопках.
3. Узнайте, какие древние стоянки найдены на территории вашего города, района, области, края, республики. Подготовьте краткое сообщение об одной из таких стоянок.
Московская область
Древнейшие археологические памятники на территории Московской области относятся к верхнему палеолиту, позднему периоду древнего каменного века, хронологические рамки которого определяются периодом с 40-35 до 12-10 тыс. лет назад. В это время происходило медленное и постепенное освоение человеком центральных районов Русской равнины, ранее занятых ледником. Климат тогда был более суровый, чем современный, и Подмосковье представляло собой холодную степь с небольшими перелесками. Здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади.
Зарайская стоянка — древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита на территории Московской области. Стоянка расположена в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области. Она относится к костенковско-авдеевской культуре. Археологические раскопки на стоянке велись с 1980 года. Найдена богатая коллекция кремневых изделий, насчитывающая более 15000 экземпляров. Среди орудий наибольшее внимание привлекли два наконечника с боковой выемкой и большая группа ножей.
1. Написать мини-сочинение о жизни древних людей, проживавших на территории современной России
На территории современной России древние люди появились многие тысячелетия назад, еще в эпоху раннего палеолита. Современная археология располагает доказательствами существования древних людей на территории России почти 2 миллиона лет назад. Места стоянок древних людей обнаружены в центре Дагестана и на полуострове Тамань. Это подтверждает старую археологическую теорию о том, что человечество зародилось на территориях Северо-Восточной Африки, Азии и в ареале Средиземного и Черного морей.
Однако открытие стоянки древних людей Диринг-Юрях, на территории современной Якутии, всего лишь в 480 км от Полярного круга ставит под вопрос теорию африканского происхождения человека. Ведь по последним исследованиям возраст стоянки Диринг-Юрях более 2 миллионов лет. Ученым придется еще долго спорить по этому вопросу.
Более новые поселения древних людей на территории современной России — Костёнки, Сунгирь, Денисова пещера – дают представление о том, как жили люди в эпоху палеолита, после Ледникового периода около 20-45 тысяч лет назад. Археологические находки этих стоянок показывают наличие развитого общества и традиционных технологий неолита. Например, на раскопках первобытной стоянки Костёнки были найдены кремниевые орудия труда, наконечники копий, костяные, каменные статуэтки женщин и животных. Также было найдено множество свидетельств того, что здешние Homo sapiens жили не только охотой, но и знали многие ремесла и даже занимались художественным творчеством, кроме того они умели строить жилые сооружения и делали многофункциональные орудия из костей и камня.
2. Заполните таблицу «Появление людей на территории современной России»
Хронологический период | Территория проживания | Основные занятия | Формы совместного проживания |
500 тысяч – 1 млн лет назад | Северный Кавказ, полуостров Тамань | Охота, собирательство | Первобытное человеческое стадо |
80 тысяч лет назад | Северный Кавказ, полуостров Тамань | Охота, собирательство, загонная охота. Человек учится добывать огонь. | Первобытное человеческое стадо |
40 тысяч лет назад | Омская, Воронежская, Владимирская, Тюменская обл. | Охота, собирательство, строительство жилых сооружений | Родовая община, племя |
10-14 тысяч лет назад | От Северного Кавказа до Балтийского моря и Северного Ледовитого океана | Охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, ремесленничество | Союзы племен, соседские общины |
Присваивающее хозяйство – это древний способ организации жизни. Люди ничего не выращивают, не производят, а добывают и присваивают то, что создано природой. Основные виды деятельности: охота на зверей, ловля насекомых и земноводных, собирательство (плоды, ягоды, съедобные растения).
Костёнки — одно из древнейших известных поселений на территории Европы обнаружено в районе деревни Костёнки под Воронежем. Возраст их оценивается в 35—45 тыс. лет. Здесь найдены не только орудия труда, но и многочисленные украшения и произведения древнейшего искусства. В их числе не только скульптурные изображения животных, но и ставшие всемирно известными так называемые «палеолитические венеры» — небольшие фигурки женщин, изготовленные из камня или кости. На некоторых из них видны изображения женских украшений.
Сунгирь — ещё одна стоянка древнего человека, находится под Владимиром. Её возраст — около 25 тыс. лет. Здесь археологи обнаружили многочисленные фрагменты изделий древних людей. Жители Сунгири охотились на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. Учёные восстановили одежду этих людей. Она оказалась очень похожей на традиционную одежду нынешних коренных северных народов Европы. Поверхность одеяний обитатели древней Сунгири богато украшали мельчайшими бусинками из кости мамонта. Из этого же материала изготавливали браслеты. В погребениях обнаружены и копья с наконечниками из кости мамонта. Одно из копий достигает в длину 2,4 м.
Ледниковый период – это период, который был около 80 тысяч лет назад. Ледяной панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а южнее — холодные степи. Вымерли теплолюбивые животные и растения. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади. Завершился ледниковый период 12-14 тысяч лет назад.
Загонная охота – это вид коллективной охоты. На охоту выходили небольшими группами. Выследив добычу, люди начинали громко кричать, размахивать огненными факелами, бросать камни, чтобы загнать её в овраг или специально вырытую яму. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями.
Разделение труда между мужчинами и женщинами появилось по мере формирования коллективов, общин. Охота стала мужским занятием. Женщины занимались собирательством, вели домашнее хозяйство. Дети помогали взрослым.
Первобытно-общинный строй – это устройство общества, при котором древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.
Мезолит – это период, пришедший на смену Ледниковому периоду. Изменения климата привели к вымиранию таких крупных животных, как мамонты и шерстистые носороги. Сократилось и количество других крупных зверей. Люди были вынуждены были уделять больше внимания собирательству, рыболовству. Изменился характер охоты – люди начали устраивать засады. Человек научился изготавливать составные орудия: мелкие, тщательно обработанные кусочки каменных пластинок вставлялись в деревянные или костяные основы. Появились наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, резцы для обработки дерева и кости, скребки, рыболовные снасти. В это же время были изобретены средства передвижения — лодки, лыжи, сани. Люди расселялись всё дальше на север. Они дошли до берегов Балтийского моря, а затем и до Северного Ледовитого океана.