Докажите что если функция y f x возрастает на r
Возрастание и убывание функций
1) Функция y=f(x) называется возрастающей на некотором промежутке, если бо́льшему значению аргумента из этого промежутка соответствует бо́льшее значение функции.
То есть для любых двух значений x1,x2 из этого промежутка выполняется условие
x_1 \Rightarrow f(x_2 ) > f(x_1 ). \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
2) Функция y=f(x) называется убывающей на некотором промежутке, если бо́льшему значению аргумента из этого промежутка соответствует меньшее значение функции.
То есть для любых двух значений x1,x2 из этого промежутка выполняется условие
x_1 \Rightarrow f(x_2 )
Предполагается, что промежуток принадлежит области определения функции y=f(x). Обычно промежуток — это отрезок, интервал или полуинтервал.
График функции на промежутках возрастания «идёт вверх» (чем правее x, тем выше y).
На промежутках убывания график «идёт вниз» (чем правее x, тем ниже y).
Пользуясь графиком, найти промежутки возрастания и убывания функции y=f(x), определённой на отрезке [x1;x5]:
Кратко это записывают так:
3) Функцию, возрастающую на промежутке либо убывающую на промежутке, называют монотонной функцией на этом промежутке (или строго монотонной).
4) Если функция возрастает на всей своей области определения, то её называют возрастающей.
Если функция убывает на всей своей области определения, то её называют убывающей.
Например, y=√x, y=x³ — возрастающие функции.
Линейная функция y=kx+b возрастающая при k>0 и убывающая при k x_1 \Rightarrow f(x_2 ) \ge f(x_1 ), \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
то функция y=f(x) называется неубывающей на этом промежутке.
6) Если для любых двух значений x1,x2 из некоторого промежутка выполняется условие
x_1 \Rightarrow f(x_2 ) \le f(x_1 ), \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
то функция y=f(x) называется невозрастающей на этом промежутке.
7) Функцию, невозрастающую на промежутке либо неубывающую на промежутке, называют не строго монотонной функцией на этом промежутке.
Пользуясь графиком, найти промежутки, на которых функции y=g(x), определённая на отрезке [x1;x3], является невозрастающей и неубывающей:
Функция y=g(x) является неубывающей на промежутке [x1;x2].
Функция y=g(x) является невозрастающей на промежутке [x2;x3].
Возрастание и убывание функции можно определять как с помощью графика, так и аналитически.
Как доказать, что функция возрастает или убывает, с помощью задающей эту функцию формулы?
группирует первое слагаемое с третьим, второе — с четвертым. В первых скобках — разность квадратов, из вторых выносим общий множитель 4 за скобки:
Теперь выносим общий множитель (x2-x1) за скобки:
Так как x2>x1, то x2-x1>0. Следовательно, знак произведения зависит от знака второго множителя.
Для x1, x2 ∈(-∞;-2) x2+x1+4
возрастает на промежутке (2;+∞).
Функция определена при x∈(-∞;2) и (2;+∞).
0. \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
Отсюда y(x2)-y(x1)>0. Поэтому данная функция возрастает на промежутке (2;+∞).
Что и требовалось доказать.
Исследование функции на монотонность гораздо удобнее проводить с помощью производной (начала математического анализа — производную и её применение — проходят в школьном курсе алгебры в 10-11 классах).
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №15. Возрастание и убывание функции.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) Нахождение промежутков монотонности функции,
2) Определение алгоритма нахождения промежутков возрастания и убывания функции,
3) Решение задачи на нахождения промежутков возрастания и убывания функции
Алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания функции y = f(x)
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Орлова Е. А., Севрюков П. Ф., Сидельников В. И., Смоляков А.Н. Тренировочные тестовые задания по алгебре и началам анализа для учащихся 10-х и 11-х классов: учебное пособие – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2011.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Функция y = f(x), определенная на промежутке Х, называется возрастающей на этом промежутке, если для любой пары чисел х1 и х2 из этого промежутка из неравенства х1 f(x2)
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Определите промежутки монотонности функции
1.Найдем область определения функции.
D(y) =
2.Найдем производную функции.
3.Определим, на каких промежутках производная положительна (на этих промежутках функция возрастает), на каких – отрицательна (на этих промежутках функция убывает).
Применим для этого метод интервалов. Для определения знака на каждом промежутке подставим произвольное значение из этого промежутка в выражение для производной.
Так как на интервале производная функции отрицательна, то на этом интервале функция убывает.
Так как на интервале производная функции положительна, то на этом интервале функция возрастает.
Так как на интервале производная функции отрицательна, то на этом интервале функция убывает.
Так как в точках функция непрерывна, то эти точки входят в промежутки возрастания и убывания данной функции.
Следовательно, функция возрастает на ; функция убывает на
и на
.
Ответ: Функция возрастает на
Функция убывает на и на
.
№2. Определите промежутки монотонности функции
у = х 5 –5х 4 +5х 3 – 4.
y‘ =
Ответ: Функция возрастает на ;
функция убывает на .