Докажите что естествознание целостная наука
Естествознание, как единая наука о природе
Естествознание – это наука о Природе как единой целостности или совокупность наук о Природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодняшняя дифференциация знаний о Природе должна смениться их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания Природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы Природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности для своего жизнеобеспечения.
Первоначально все знание о Природе относилось к физике. Именно физика является исходной основой всех наук о Природе.
Поскольку природа чрезвычайно многообразна по видам объектов, их свойствам и формам движения, то в процессе ее познания сформировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и другие. Каждая из наук занимается изучением каких-то конкретных свойств Природы.
Предметом изучения естествознания являются различные формы движения материи в природе.
Цели естествознания совпадают, таким образом, с целями самой человеческой деятельности, а именно использование законов природы для целесообразной деятельности человека.
В естествознании можно выделить стороны: 1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, который идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» (из работы В. И. Ленина). Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), и описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию). Теоретическая сторона выполняет функции: объяснения, обобщения, открытия (создание новых теорий, выдвижение новых гипотез и понятий, накопление новых законов), предсказания.
Особенные методы также применяются в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приема исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай-измерение. Исключительно важны математические приемы и методы как особые способы исследования и выражения количественных и структурных сторон и отношений предметов и процессов природы. Роль математических методов в естествознании неуклонно возрастает по мере все более широкого применения счетно-вычислительных машин. В целом происходит быстрая математизация современного естествознания. С ней связаны методы аналогии, формализации, моделирования, промышленного эксперимента.
Важнейшая роль в развитии естествознания принадлежит гипотезам и прогнозам, а чтобы прогнозировать, надо прежде всего располагать исходными данными о возможностях, ресурсах предполагаемого какого-либо явления, события, производства или процесса.
Место естествознания в жизни и развитии общества вытекает из его связей с другими социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через нее с производством, производительными силами вообще и с философией. В современную эпоху естествознание опережает технику в своем развитии, так как его объектами все чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется «фронтальное» их изучение,со стороны естествознания. Тем не менее техника с ее потребностями остается движущей силой развития естествознания.
Связь естествознания с философией вытекает из того, что естествоиспытатели без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, которые возникли на основе изучения природы, развивались и преобразовывались вместе с этим изучением и оформились в материализм. Поскольку материя постоянно изменяется, то материализм, опирающийся на это свойство материи, стали называть диалектическим материализмом. Диалектический материализм, опирающийся на конкретное естествознание, и является философией нашего мировоззрения.
История естествознания стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производительных сил, техники, отвечает своеобразный период в истории естествознания. Как самостоятельное, систематическое исследование природы, естествознание возникло во 2-ой половине XV века. Более ранние периоды естественно-научных знаний можно рассматривать как подготовительные к систематическому изучению природы. Соответственно выделяются периоды.
Первый подготовительный — натурфилософский характерен для древности. В целом техника была еще слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Все естественно-научные знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии.
Общеметодологические проблемы естествознания группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли естествознания:
г) взаимосвязь принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать в их взаимозависимости структуру и генезис объектов природы (космогонические гипотезы в звездной и планетной астрономии);
д) дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер физических микрообъектов); е) выявление качественных различий в природе, подобных различий между макро- и микрообъектами в физике;
ж) выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания;
з) комплексное изучение законов развития самого естествознания, его места в жизни общества.
Естествознание как целостная система. Структура естествознания
Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).
Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем есть и определенная упорядоченность, иерархичность.
В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности (а точнее, по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).
Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой. Так физику (правильнее было бы – часть физики, молекулярно-кинетическую теорию) называли механикой молекул, химию, физикой атомов, биологию – химией белков или белковых тел. Эта схема достаточно условна. Но она позволяет пояснить одну из проблем науки – проблему редукционизма.
Редукционизм (лат. reductio уменьшение) определяется как господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений (например, сведение биологии к механике и т.п.). Разновидностью редукционизма является физикализм – попытка объяснения всего многообразия мира на языке физики.
Редукционизм неизбежен при анализе сложных объектов и явлений. Однако здесь надо хорошо осознать следующее. Нельзя рассматривать жизнедеятельность организма, сводя все к физике или химии. Но важно знать, что законы физики и химии справедливы и должны выполняться и для биологических объектов. Нельзя рассматривать поведение человека в обществе только как биологического существа, на важно знать, что корни многих человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются результатом работы генетических программ, унаследованных от животных предков.
В настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного, холистического (англ. whole целый) взгляда на мир. Холизм, или интегратизм можно рассматривать как противоположность редукционизма, как присущее современной науке стремление создать действительно обобщенное, интегрированное знание о природе.
Систему естественных наук можно представить в виде своеобразной лестницы, каждая ступенька которой является фундаментом для следующей за ней науки, и в свою очередь, основывается на данных предшествующей науки.
Основой, фундаментом всех естественных наук, бесспорно, является физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Сегодня невозможно заниматься ни одной естественной наукой, не зная физики. Внутри физики выделяется большое число подразделов, различающихся специфическим предметом и методами исследования. Важнейшим среди них является механика — учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени. Механическое движение представляет собой простейшую и вместе с тем наиболее распространенную форму движения материи. Механика явилась исторически первой физической наукой и долгое время служила образцом для всех естественных наук. Разделами механики являются:
· статика, изучающая условия равновесия тел;
· кинематика, занимающаяся движением тел с геометрической точки зрения;
· динамика, рассматривающая движение тел под действием
приложенных сил.
Также в механику входят гидростатика, пневмо- и гидродинамика.
Механика — физика макромира. В Новое время зародилась физика микромира. В ее основе лежит статистическая механика, или молекулярно-кинетическая теория, изучающая движение молекул жидкости и газа. Позже появились атомная физика и физика элементарных частиц. Разделами физики являются термодинамика, изучающая тепловые процессы; физика колебаний (волн), тесно связанная с оптикой, электричеством, акустикой. Названными разделами физика не исчерпывается, в ней постоянно появляются новые физические дисциплины.
Следующей ступенькой является химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. То, что в ее основе лежит физика, доказывается очень легко. Для этого достаточно вспомнить школьные уроки по химии, на которых говорилось о строении химических элементов и их электронных оболочках. Это пример использования физического знания в химии. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.
В свою очередь, химия лежит в основе биологии — науки о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний — знания о веществе, химических элементах. Среди биологических наук следует выделить ботанику (предмет — растительное царство), зоологию (предмет — мир животных). Анатомия, физиология и эмбриология изучают строение, функции и развитие организма. Цитология исследует живую клетку, гистология — свойства тканей, палеонтология — ископаемые останки жизни, генетика — проблемы наследственности и изменчивости.
Науки о Земле являются следующим элементом структуры естествознания. В эту группу входят геология, география, экология и др. Все они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.
Завершает эту грандиозную пирамиду знаний о Природе космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, которые исследуют строение и происхождение планет, звезд, галактик и т.д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания, что, очевидно, отражает одно из важнейших свойств самой Природы.
Структура естествознания не ограничивается названными выше науками. Дело в том, что в науке идут сложнейшие процессы дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки — это выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки. Так, внутри физики выделились физика твердого тела, физика плазмы.
Интеграция науки — это появление новых наук на стыках старых, процесс объединения научного знания. Примерами такого рода наук являются: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геохимия, биогеохимия, астробиология и др.
Таким образом, построенная пирамида естественных наук значительно усложняется, включая в себя большое количество дополнительных и промежуточных элементов.
Необходимо также отметить, что система естествознания отнюдь не является незыблемой, в ней не только постоянно появляются новые науки, но и меняется их роль, периодически происходит смена лидера в естествознании. Так, с XVII в. до середины XX в. таким лидером, бесспорно, была физика. Но сейчас эта наука почти полностью освоила свою область действительности, и большая часть физиков занимается исследованиями, носящими прикладной характер (то же касается химии). Сегодня бум переживают биологические исследования (особенно в пограничных областях — биофизике, биохимии, молекулярной биологии). По некоторым данным, в середине 1980-х г. в биологических науках было занято до 50% ученых США, 34% — в нашей стране. США, Великобритания без возражений финансируют самые разные биологические исследования. Так что XXI в., очевидно, станет веком биологии.
Заключение
Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Вся совокупность проявлений материи образует единую систему — Вселенную. Потребовались тысячелетия, чтобы человек смог научно осмыслить своё бытие в глобальном масштабе. Это привело на современном этапе развития научного знания к представлению о глобальном единстве материального мира. В больших масштабах структуру Вселенной можно представить как некое собрание галактик, а ее микроструктуру — как совокупность атомов. В недрах строения вещества Вселенная представляет собой набор квантовых полей. Звезды очень похожи на Солнце. Земной атом совершенно неотличим от атома вблизи пределов наблюдаемой части Вселенной. Физические процессы, происходящие в отдаленных друг от друга областях космоса, идентичны. Взаимодействия и законы, их описывающие, оказываются универсальными. Ближний космос, включающий нашу Галактику, является типичным образцом Вселенной в целом. Это утверждение называется космологическим принципом. Различные элементы материального мира образуют единую систему, и процессы, протекающие в ней, описываются едиными фундаментальными законами. Если Вселенная — единое целое, то она и развивается, эволюционирует как целое. На определенном этапе в ней появляются структуры, способные познавать саму Вселенную. Таким инструментом самопознания (вполне вероятно, что не уникальным, а одним из возможных) является человек. И все, что доступно нашему наблюдению, в том числе и развитие общества, и мы сами — всего лишь составные части Вселенной, этапы ее эволюции. На каждом этапе развития основные закономерности поведения любых подсистем имеют связь, со всей системой — Вселенной, с ее общей эволюцией. Мир един, в нем все связано со всем, нет каких-то изолированных подсистем, в которых течет своя, автономная жизнь. Законы материального мира обладают единством на фундаментальном уровне. Поэтому, изучая какое-либо одно явление, получаю, часто не подозревая об этом, косвенные знания о целом ряде других. В процессе развития науки постоянно обнаруживаются все более новые взаимосвязи, казалось бы, независимых явлений. Всеохватность взаимосвязей в мире подмечали, помимо ученых, и люди искусства. Фундаментальное единство материального мира явилось основой общности научного знания, накапливаемого человечеством на ранних этапах становления науки. Постепенное познание многообразия мира служило истоком образования первоначально единой культуры. В течение многих веков, углубляясь в изучение окружающей природы и самого себя, человек выстроил разветвленную систему достоверных и обобщенных знаний об окружающем мире — науку.
Становление естествознания как науки
Носители, образующие материю, их взаимосвязи и генезис как предмет изучения естественных наук, анализ явлений природы. Структура естествознания как целостной системы. Научные и эмпирические факты мировоззрения В.И. Вернадского, понятие живого вещества.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.10.2014 |
Размер файла | 25,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук
2. Естествознание как целостная система. Структура естествознания
3. Что понимается под естественнонаучной концепцией. Раскройте на примере одной из концепций естествознания XX века
4. Какие научные проблемы могут решаться только в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знания. Аргументируйте и приведите примеры
Так как природа представляет собой единое целое, то существуют отдельные науки, изучающие различные проявления этого единого целого. Все вместе они представляют собой стройную систему. В своем развитии человечество приобретало знания исходя из опыта, наблюдения за природными явлениями, попыток осмыслить и использовать понятые явления в свою пользу. Таким образом, развившееся человеческое мышление дало толчок к развитию естественнонаучного знания.
1. Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук
Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.
Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.
Химия также подразделяется на ряд более узких наук: органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия, физическая химия, аналитическая химия, химия полимеров стали в значительной степени самостоятельными науками. На законах химии базируются такие технические науки, как химическая технология, металлургия.
В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. Поэтому естественные науки разделили на две:
1) отраслевые естественные науки, или отраслевое естествознание;
2) системные естественные науки, или системное естествознание.
Существует три главные отраслевые естественные науки: физика, изучающая неживую природу; биология, изучающая живую природу; и химия, изучающая как неживую природу (неорганическая химия), так и живую природу (биоорганическая химия), а также переходные состояния вещества (органическая химия). Поэтому химия занимает промежуточное положение между физикой и биологией.
К системным естественнонаучным дисциплинам относятся космология (синтезирующая все знания о Вселенной, включая Солнечную систему), науки о Земле (особенно география) и науки о микромире.
Медицина изучает человека как отдельный организм, составную часть природы. Цель этой высоко значимой науки, постоянно находящейся в развитии, исследование процесса зарождения жизни, борьба с заболеваниями и повышение качества жизни человечества.
Исходя из того, какие научные дисциплины включает в себя естествознание, можно сделать вывод о том, что оно занимает ведущую роль во всей системе наук. Доказательством тому служат открытия в физике: общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э.Резерфорда, работы по квантовой механике Н.Бора, открытие принципа неопределенности В.Гейзенбергом. Эти научные достижения, определяющие саму природу материи окружающего мира, обозначают базис всего существующего и показывают, что человеческое сознание изначально вплетено в систему объективных связей вещей и явлений. Один из принципов новой научной парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Естественные науки, в отличие от гуманитарных, раскрывают мир с объективной точки зрения, вне человеческой деятельности. Тем более рассматривают человека как частицу той же материи, природы.
2. Естествознание как целостная система. Структура естествознания
Структура естествознания определяется аспектами естествознания. Они носят объективный характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его познания. Отсюда следуют два главных аспекта естествознания:
1) предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например, их развитию и переходам одних в другие;
Взаимная связь отраслей естествознания отражает общий ход развития всей природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так: физика и химия подразделяется на неорганическую (путь к неживой природе) и органическую (путь к живой природе).
В естествознании существует также множество переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей, что свидетельствует об отсутствии резких границ между науками и об их взаимопроникновении. В современных условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (например, физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный характер (физическая химия, химическая физика).
Естествознание является основой для формирования научной картины мира. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий.
Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.
естествознание природа материя вернадский
3. Что понимается под естественнонаучной концепцией. Раскройте на примере одной из концепций естествознания ХХ века
В XX веке такой же по значению величиной в области естественных наук, как Аристотель, Авиценна, Леонардо да Винчи, Ломоносов, стал Владимир Иванович Вернадский. Труды В.И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека. Четыре его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.
Фундаментом научного мировоззрения В.И. Вернадского служит понятие живого вещества. В работе «Несколько слов о ноосфере» он говорил, что оставался в стороне от философских исканий и старался опираться на научные и эмпирические факты, обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы. Таким вот образом он ввел вместо понятия «жизнь» понятие «живого вещества», прочно утвердившееся в науке. Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни на Земле.
В своей работе «Очерки геохимии» Вернадский пишет, что живое вещество более или менее непрерывно распространенное на земной поверхности, образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. И дает понять, что этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс почти 60 лет назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом.
Наиболее распространённым и вместе с тем наиболее однобоким является представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно оболочке) планеты, то есть о достаточно автономной совокупности всех организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя другими геосферами Земли. Биосфера в духе геологического миропонимания Вернадского имеет неизмеримо большую глубину и характеризуется большим количеством фундаментальных параметров.
В.И. Вернадский подчеркивает два важнейших, с геологической точки зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в биосфере с деятельностью живого вещества.
Понимание жизни как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком смысле слова) процессами.
Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме возникновения биосферы, то есть к определению тех условий, при которых возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования Тихого океана. В. И. Вернадский говорил, что первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни.
4. Какие научные проблемы могут решаться только в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знания. Аргументируйте и приведите примеры
Что такое естественнонаучное и гуманитарное знание? Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что естественнонаучное знание включает в себя совокупный исторический объем знания и опыта о природе и обществе, о различных видах и сферах бытия, усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.
А результатом изучения гуманитарного знания является совокупный исторический объем знания философии, этики, искусствоведения, религиоведения, педагогики, литературоведения, социологии и других наук. Гуманитарное знание преследует цель конкретизировать и сохранить такие человеческие ценности как гуманизм, свобода, добро, идеалы красоты и совершенства и так далее.
Философы всегда уделяли большое внимание проблемам взаимоотношения различных областей научного знания, выделяя при этом (по мере развития научного знания) все новые грани этой проблематики. Большой интерес представляет в этом плане рассмотрение взаимоотношений между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Особенную актуальность этот вопрос приобретает в современных условиях, когда в научном знании идут процессы интеграции различных областей знания, формируются новые научные дисциплины системного характера.
Рассмотрим такую взаимосвязь на примере медицины. Эта наука берет свои истоки из глубокой древности. Еще VIII веке до нашей эры в Китае писались книги о врачевании, основой которых было лечение дарами природы. Современная же медицина высокотехнологична. Она представляет собой синтез физики, химии, биологии, психологии, социологии, а также наук о Земле, о Вселенной и даже о микромире. Её можно рассматривать как один из наиболее смешанных разделов естествознания, имеющий теснейшие связи с техническими и гуманитарными науками. Особенно это заметно, когда возникают проблемы, спорные моменты, которые не находят решения быстро и легко. Тогда требуется вмешательство средств из других областей наук.
Медицина давно работает над избавлением от болезней, разрабатывает их профилактику и даже ищет средства и пути к человеческому бессмертию. Все мы знаем об успешном клонировании. Овечка Долли, клонированная учеными из Великобритании, прожила 6 лет. После такого успешного эксперимента не утихают дискуссии по поводу клонирования человека. Репродуктивное клонирование (в результате которого должен появиться человеческий индивид, имеющий такие же права как и «обычные» люди) встречается со множеством этических, религиозных и юридических проблем, не решенных по настоящее время. И в некоторых государствах репродуктивное клонирование запрещено законом.
Проблемы клонирования и эвтаназии не нашли очевидного решения. Споры ведутся в настоящее время. В этих ситуациях цели и стремления медицины, естественной науки, и этики, религии, юриспруденции, гуманитарных знаний, расходятся. Безусловно, они требуют совместного решения сторон.
1. В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общий ход развития науки естествознания. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей. Развитие идеи эволюционного развития явлений природы.
реферат [26,2 K], добавлен 21.07.2011
Предмет и структура естествознания. Понятие естествознания как совокупности наук о природе. История естествознания и интеграция наук от времен древнегреческой натурфилософии, в средневековой культуре, новое время, эпоху глобальной научной революции.
реферат [54,1 K], добавлен 29.12.2009
Предпосылки возникновения и история развития естествознания, его значение как науки. Виднейшие философы античности, их взгляды и особенности мировоззрения. Характеристика эпохи средневековья. Строение и состав Вселенной. Этапы развития основных наук.
курсовая работа [27,0 K], добавлен 29.04.2009
Причины, от которых зависит развитие науки. Роль практики в развитии естествознания. Проявление относительной самостоятельности развития естествознания. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий, методов и приемов исследования.
реферат [21,3 K], добавлен 29.11.2009
Предмет и задачи естествознания как системы научных знаний. Характеристика этапов развития естествознания. Научная картина мира как одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, синтез различных научных теорий.
презентация [1001,9 K], добавлен 28.09.2014
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Предмет и метод естествознания. Динамика естествознания и тенденции его развития. История естествознания. Структурные уровни организации материи. Макромир. Открытые системы и неклассическая термодинамика.
книга [353,5 K], добавлен 21.03.2009
Определение естествознания как отрасли научного познания, его отличие от других наук, разделы естествознания. Наука как одна из форм общественного сознания. Описание и объяснение различных процессов и явлений действительности как основные цели науки.
реферат [19,6 K], добавлен 16.04.2011