Докажите что горение свечи химическая реакция

Урок-практикум «Горение свечи»

Разделы: Химия

Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс

Цель урока: посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

Задачи урока:

— Начать формирование важнейшего метода познания химических явлений – наблюдения и умения описывать его;

— Показать в ходе практической работы существенные отличия физических и химических реакций;

— Актуализировать опорные знания о процессе горения с учетом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин;

— Проиллюстрировать зависимость реакции горения свечи от условий проведения реакции;

— Начать формирование простейших приемов проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;

— Развивать познавательную активность, наблюдательность, расширять кругозор в области естественнонаучного и художественно- эстетического познания действительности.

I Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Свеча? — традиционное приспособление для освещения, представляющее собой чаще всего цилиндр из твердого горючего материала (воск, стеарин, парафин) служащий своего рода резервуаром твёрдого топлива, подводимого в расплавленном виде к пламени фитилём. Предки свечи — светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены. Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили их предназначение и сегодня у человека есть другие источники света в домах. Но, тем не менее, сегодня свечи символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку в доме, успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, масел, пчелиного воска, китового жира, парафина, который получают из нефти. Сегодня легче всего встретить свечи, изготовленные из парафина. С ними мы сегодня и будем проводить опыты.

II Актуализация знаний учащихся.

Инструктаж. Правила по технике безопасности

Беседа:

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Что происходит, когда горит свеча? Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?

— Что происходит, когда горит электрическая лампочка?

Учитель:

Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света. Большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале. Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше? Горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.

А теперь наша задача посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

III Изучение нового материала.

Опыт “Строение свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1. Рассмотрели парафиновую и восковую свечу.

Фитили сплетают из хлопчатобумажных нитей. Восковые свечи должны иметь рыхло сплетенный фитиль из толстых волокон, для всех остальных свечей фитили делают из туго сплетенных нитей. Это связано с вязкостью свечной массы в расплавленном состоянии: для вязкого воска нужны широкие капилляры, а легкоподвижные парафин, стеарин и жиры требуют более тонких капилляров, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить.

Опыт “Изучение физических и химических процессов, происходящих при горении свечи”

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция3. Свеча не горит вдоль всего фитиля. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Хлопчатобумажный фитиль перестает гореть на том уровне, где появляется жидкий парафин.3. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно. Растопленный парафин гасит пламя, поэтому свеча не горит вдоль всего фитиля.

Опыт “Изучение строения пламени свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Наблюдение за неоднородностью пламени”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу, поставленную в подсвечник. Дали ей хорошо разгореться.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакцияПламя свечи имеет продолговатую форму. В разных частях пламени наблюдается разный цвет.

В спокойном пламени свечи выделяются 3 зоны. Пламя имеет несколько вытянутый вид; вверху оно ярче, чем внизу, где среднюю его часть занимает фитиль, и некоторые части пламени вследствие неполного сгорания не так ярки, как вверху.Явление конвенции, теплового расширения, закона Архимеда для газов, а также закон всемирного тяготения с силами тяжести заставляют приобрести характерную конусовидную форму пламени.

Восходящий ток воздуха придает пламени продолговатую форму: т.к. пламя, которое мы видим, вытягивается под воздействием этого тока воздуха на значительную высоту.2. Взяли тоненькую длинную щепку, которую держим горизонтально и медленно проводим ее сквозь самую широкую часть пламени, не позволяя ей загореться и сильно задымиться.На щепке остается след, оставленный пламенем. Над его внешними краями копоти больше, над серединой больше.Часть пламени, которая непосредственно прилегает к фитилю, состоит из тяжелого пара парафина – кажется, что она сине – фиолетового цвета. Это самая холодная часть пламени.

Вторую, самую светлую часть, создают раскаленные пары парафина и частички угля. Это самая горячая зона.

Третий, внешний слой содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура его достаточно высока, но несколько ниже температуры светлой части. Он как бы охлаждается окружающим воздухом.3. Взяли кусок белого плотного картона, держим его горизонтально в руке, быстро опускаем его сверху на пламя горящей свечи.На верхней стороне картона появляется опалина от пламени.На картоне образовалась кольцевидная опалина, т.к. центральная часть пламени является недостаточно горячей, чтобы обуглить картон. Пламя имеет разные температурные участки.4. В пламя свечи внесли стеклянную палочку.Пламя свечи имеет желтовато оранжевый цвет и светится.

На поверхности стеклянной палочки образуется копоть.Светящийся характер пламени обусловлен степенью расходования кислорода и полнотой сгорания парафина, конденсацией углерода и свечением его раскалившихся частиц.

Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.5. Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернули вверх дном и держали над пламенем спиртовки.Стенки пробирки запотели. На стенках пробирки образуются капельки воды.Вода – продукт сгорания свечи.

Опыт “Изучение зависимости высоты пламени свечи от длины фитиля”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу.Фитиль свечи загорается, пламя свечи – высокое.Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно.
2. Подрезали часть подгоревшего фитиляРазмеры пламени изменились, оно уменьшилось в размерах. Пламя опускается вниз по фитилю до расплавленного парафина и меркнет. В верхней части оно горит дольше. Часть парафина, более близкая к фитилю, от тепла плавится.Капли жидкого парафина притягиваются друг к другу слабее, чем к фитилю, и легко втягиваются в мельчайшие щели между нитками. Такое свойство вещества называется капиллярностью.

Опыт “Доказательство горения свечи в кислороде воздуха”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1. Посреди тарелки поставили горящую свечку (тоненькую, небольшую, прикрепленную при помощи пластилина)

В тарелку долили подкрашенную воду (чтобы скрыло дно), свечу накрыли граненым стаканом.Вода начинает забираться под стакан

Свечка постепенно гаснет.Свеча горит, пока в стакане есть кислород. По мере расходования кислорода, свеча гаснет. За счет вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия компонентов горючего вещества с кислородом, протекающий с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света.

Опыт “Влияние воздуха на горение свечи. Наблюдение за пламенем горящей свечи”

1.Пламя отклоняется в сторону комнаты.

2. Пламя отклоняется в сторону коридора.

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
Поднесли зажженную свечу к приоткрытой двери. 1. Поставили свечку на пол. 2. Осторожно встали на табуретку возле приоткрытой двери, держим зажженную свечу в верхней части двери.Теплый воздух наверху вытекает из комнаты, тогда как внизу холодный поток направлен внутрь нее.
3.Опрокинули свечку так, чтобы горючее стекало на фитиль.Свечка погаснетПламя не успело нагреть горючее настолько, чтобы оно могло гореть, как это происходит наверху, где горючее поступает в фитиль в небольшом количестве и подвергается полному воздействию пламени.

Опыт “Изучение дыма погасшей свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1.Аккуратно затушили свечу.1.Появляется запах задутой свечки. От фитиля поднимается дымок.1.Дым – это твердые частицы. Задувая пламя, мы заставляем остыть газообразный парафин
2.Подожгли ленту дыма2. По струе дыма пламя перескакивает на фитиль2. Горящая лента дыма доказывает, что мы имеем дело с еще неостывшим парафином.

Опыт “Качественная реакция по обнаружению продуктов горения свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ?ЧТО НАБЛЮДАЛИ?ВЫВОДЫ
1.В стакан налили известковую воду.

Огарок свечи насадили на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в стакан.Известковую воду можно приготовить следующим образом: надо взять немного негашеной извести, разболтать ее в воде и процедить сквозь промокательную бумагу. Если раствор получится мутный, необходимо процедить его еще раз, чтобы он был совсем прозрачный.2. Зажгли огарок свечи и опустили его осторожно на дно пустого стакана.

Вытащили огарок, зажгли его и снова опустили в банку.Огарок некоторое время горит, а затем гаснет.

IV Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

— Перечислите последовательность процессов горения свечи.

— Какие фазовые превращения наблюдаются при горении свечи?

— Что является горючим материалом свечи?

— Для чего нужен хлопчатобумажный фитиль?

— Какое явление позволяет поднимать жидкий парафин на некоторую высоту?

— Где самая горячая часть пламени?

— Почему происходит уменьшение длины свечи?

— Почему пламя свечи не гаснет, хотя при горении образуются вещества, не поддерживающие горения?

— Почему свеча гаснет, когда мы на нее дуем?

— Какие условия необходимы для более длительного и качественного горения свечи?

— Как можно погасить свечу? На каких свойствах основаны эти способы?

— Что является качественной реакцией на углекислый газ?

Учитель:

Рассмотрение строения и горения свечи убедительно иллюстрирует сложность окружающих нас самых тривиальных бытовых предметов, свидетельствует о том, насколько неразрывны такие науки как химия и физика Свеча – настолько интересный объект изучения, что считать тему исчерпанной никак нельзя.

В заключение нашего урока хочу вам пожелать, чтобы вы, как и свеча, излучали свет и тепло для окружающих, и чтобы вы были красивыми, яркими, нужными, как пламя свечи, о котором мы с вами сегодня говорили.

V Домашнее задание.

1. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу:

Возьмите для опыта любую вещь, где есть застежка – молния. Несколько раз откройте и закройте застежку молнии. Запомните свои наблюдения. Натрите парафиновой свечкой застежку молнии, например, на спортивной кофте. (Не забудьте спросить разрешения у мамы, когда будете брать кофту для опыта). Изменилось ли движение застежки молнии?

Ответьте на вопрос: “Зачем иногда натирают застежки молнии свечкой?”

(Вещества, из которых делают столбик свечки (стеарин, парафин), являются хорошей смазкой, которая уменьшает трение между звеньями застежки.)

2. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу.

Возьмите 3 свечи разные по составу, сделанные из парафина, воска, стеарина. Свечи можно купить в магазине, а можно сделать самим. (Попросите маму или папу наблюдать с вами за прохождением опыта). Дождитесь сумерек, установите свечки недалеко друг от друга и подожгите их. Заполните таблицу, по мере наблюдения за горящими свечами.

ЗаданияВосковая свечаПарафиновая свечаСтеариновая свеча
Опишите внешний вид свечи
Опишите пламя свечи
Время горения свечи
Наличие запаха при горении свечи

Использованная литература.

1. Фарадей М. История свечи, М., Наука, 1980.

Источник

Изучаем процесс горения

В сегодняшнем эксперименте мы будем изучать химические основы горения на примере парафиновых свечей. Для проведения опыта нам понадобятся: одна 2-хлитровая банка, две пол-литровых, две свечи подходящей высоты, а также секундомер или часы с секундной стрелкой. Две свечи можно получить из одной большой, аккуратно разрезав ее ножом. Высота свечей должна быть немного меньше высоты пол-литровой банки.

Перед проведением эксперимента убедитесь, что вы соблюдаете все правила пожарной безопасности.

Для начала закрепим наши свечи в стеклянных банках: для этого достаточно поджечь одну из них, накапать расплавленного парафина на дно каждой банки и быстро поставить на него свечку. После затвердевания парафина свечи будут твердо стоять в банках.

На следующем шаге зажигаем правую свечу. Она горит стабильно, так как ее пламя действует в роли своеобразной “вытяжной трубы”: нагретый углекислый газ уходит вверх, а снизу подсасывается свежий воздух, содержащий кислород. В общем виде химическая реакция горения парафина описывается следующим образом:

(сам парафин представляет собой смесь углеводородов C18H38. C35H72)

Однако как только мы закроем горящую свечу сверху большой банкой, приток кислорода к пламени прекратится: доступным останется только тот, который был в банках. Следует ожидать, что, погорев немного, свеча погаснет сама собой (весь кислород “преобразуется” в углекислый газ, который заполнит всю банку). Так оно и происходит. Зафиксируем время, сколько смогло “продержаться” пламя: в нашем эксперименте оно составляет около 40 секунд.

В принципе, на этом можно было бы остановиться. Мы уже убедились, что образуется углекислый газ, который не поддерживает дальнейшее горение. Кроме того, при охлаждении на стенках банки можно наблюдать сконденсировавшиеся капли воды – это второй продукт реакции.

Однако можно и продолжить эксперимент. Убедимся, что в большой банке остался углекислый газ от горения правой свечи. Для этого закроем ее, пока разгорается левая свеча (в качестве крышки можно использовать любую тонкую пластину (я использовал обычный компакт-диск, заклеенный скотчем)). Потом быстро перенесем большую банку на левую свечу и уберем крышку. Так как в ней остался углекислый газ, то кислорода в новом объеме будет совсем немного, и левая свеча погаснет быстрее.

Итак, в ходе эксперимента мы выяснили следующее:
— при горении парафина выделяется углекислый газ и пары воды
— углекислый газ блокирует процесс горения (кстати, на таком же принципе основаны углекислотные огнетушители)
— можно собирать и переносить газ в емкости (углекислый газ в банке)

Домашнее задание:

— Можно ли сделать так, чтобы при горении свеча коптила? (Копчение указывает на неполное сгорание парафина, образующийся при этом свободный углерод и является копотью)

— Почему левая свеча горит так долго? Сделаем простую оценку: в момент закрытия правой свечи ей был доступен объем воздуха с кислородом 0.5 + 2 = 2.5 литра. Для левой – всего 0.5 литра (в 2-хлитровой банке остался только углекислый газ). Следовательно, она должна была погаснуть в 5 раз быстрее. В реальности же – всего раза в два. С чем это может быть связано?

За каждый из развернутых ответов на эти два вопроса – бонус 20 рублей на ваш номер сотового телефона.

Anatoly, также можно внести любой предмет в среднюю зону пламени, где происходит неполное сгорание. Тогда копоть осаждается на предмете. Именно так коптят стекла. А еще это можно пронаблюдать вот здесь:

Тут отлично видно, как закоптился стержень и полиэтиленовый пакет.

Источник

Урок «Роль свечи в открытии законов природы»

КГУ «Новосветловская средняя школа»

Интегрированный урок по физике,

химии, биологии, информатике в 8 классе

«Роль свечи в открытии законов природы»

Запорожец Ольга Витальевна

Миллер Ирина Сергеевна

Гагина Ульяна Васильевна

Цвиренко Надежда Анатольевна

Тема: Роль свечи в открытии законов природы

1. Рассказать о роли свечи в открытии законов природы.

2. Развивать умение мыслить, видение логических связей между предметами физика, химия, биология, информатика. Формировать целостную картину мира.

3. Воспитание всесторонней развитой, компетентной личности, путем развития интереса к предмету и вовлечение каждого учащегося в учебную деятельность.

1. Объяснять наблюдаемые физические, химические и биологические явления.

Средства обучения: мультимедийная техника, компьютеры, свечи, лабораторное оборудование.

«Явления, наблюдаемые при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или иначе, затронут».
М. Фарадей «История свечи»

Свеча является для человека не только источником света и тепла, а также источником знаний, творческих поисков и вдохновений. Наш урок – исследование посвящен анализу явлений, происходящих при горении свечи и ее роли в открытии законов природы.

В начале урока вспоминаем всё, что уже знаем о свече. Учащиеся работают за компьютером в программе Microsoft Word в котором заполняют лист самооценки первую графу «Я знаю» в течение 3 минут (Приложение 1)

Ученица 8 класса Иродовская Дина представляет заранее подготовленное сообщение о происхождении и истории свечи.

Перед выполнением практической части урока проводим инструктаж по технике безопасности.

Рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом явления, анализируем и объясняем их с точки зрения физики.

1. Наблюдаем плавление и отвердевание парафина.

2. Экспериментальные задания классу:

После обсуждения наблюдаемых физических явлений демонстрируем несколько опытов со свечой.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Опыт 1. “Исчезающий воздух”.

Помещаем свечу в тарелку с водой, зажигаем ее и накрываем стаканом. Видим, что свеча гаснет, а вода поднимается в стакан. Объясняем этот опыт: при горении свечи объем газа в стакане и давление в нем уменьшаются, поэтому под действием атмосферного давления вода втягивается в стакан.

Опыт 2. ”Парафиновый мотор “ или “ Танец свечи”.

Располагаем свечу в равновесии, как показано на рисунке. Зажигаем ее с двух сторон. Свеча начинает раскачиваться по мере поочередного падения капель расплавленного парафина. Объясняется раскачивание изменением силы тяжести, действующей на оба конца свечи из-за изменения их массы.

Еще раз внимательно рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом изменения, анализируем и объясняем их с точки зрения химии.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты.

Наблюдения за горящей свечой.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Опыт 1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Внимательно наблюдайте, как начинает таять парафин около фитиля, образуя, круглю лужицу. Погасите свечу. Парафин – органическое вещество с молекулярной формулой С17Н36.

Определить массовую долю углерода и водорода в парафине. Его молекулярная формула С17Н36.

Решение:
Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

где:
ω – массовая доля химического элемента;
n – число атомов химического элемента;
Ar – относительная атомная масса химического элемента;
Mr – относительная молекулярная масса.

Mr(С17Н36) = 12 * 17 + 1*36 = 240
Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция
Ответ: ω (C) = 85% ω (H) = 15%

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Опыт 2. Изучение строения пламени свечи.

Зажгите свечу. При внимательном рассмотрении пламени можно различить три зоны. Нижняя его часть состоит из паров парафина и воздуха – зона (а). В этой части пламени температура невысокая. Средняя часть пламени самая яркая – зона (б). Здесь происходит разложение углеводородов, из которых состоит свеча. Частицы углерода сильно накаляются и изучают свет.

Внешняя часть пламени – зона (в) самая горячая. Здесь происходит полное сгорание газов с образованием оксида углерода (IV) СО2 и воды. Пламя – светящееся.

Закрепите в держателе лучинку, внесите ее в нижнюю часть пламени и быстро удалите ее. Почему лучинка обгорела только по краям, а в центре осталась не опаленной?

Закрепите в держателе предметное стекло, внесите его в среднюю часть пламени, подержите несколько секунд и удалите его. Что наблюдаете? Откуда появилась сажа?

Горение свечи это процесс физический или химический?

Назовите признаки химической реакции, наблюдаемые при горении свечи?

Сделайте рисунок «Строение пламени» и подпишите зоны пламени.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Рис 1. Изучение строения пламени свечи.

Опыт 3. Обнаружение продуктов горения.

Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление. (Как вода попала в пробирку?)

В ту же пробирку быстро прилейте 1-2 мл известковой воды – Са(ОН)2. Что наблюдаете? При действии какого газа известковая вода мутнеет?

Составьте уравнение реакции. Проверка

Опыт 4. Влияние воздуха на горение свечи.

Зажгите две свечи. Одну накройте большим стаканом, другую – маленьким. В каком случае свеча горит дольше? Почему?

Запишите уравнение реакции горения, если вещество, из которого состоит свеча, имеет формулу С17Н36. (Работа у доски) Проверка задания.

Практическая работа за компьютерами учащиеся работают в программе Paint где зарисовывают строение свечи и подписывают её зоны.

Далее рассмотрим, как свеча помогла открыть еще одно удивительное явление в науке биология.

Юлиус Майер – немецкий врач писал об этом чудесном процессе: «Природа поставила себе задачу перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твёрдую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые живя, поглощают солнечный свет». Этими организмами являются растения.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Рис 2. Опыты Пристли

Английский химик Джозеф Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением свечи. Он помещал под колокол вместе с горящей свечой разные вещи. Так под колокол попал пучок мяты, который делал воздух пригодным для горения. Опыты Пристли произвели сильное впечатление. Шведский исследователь Карл Шееле, скромный аптекарь, попытался повторить опыты Пристли в своей домашней лаборатории, где он проводил эксперименты в своё свободное время – в основном по ночам, но у него получилось, что растения не улучшали воздух, а делали его непригодным для горения. На основании своих опытов Шееле обвинил Пристли в обмане. Пристли стал повторять опыты, и тут обнаружился интересный факт: растения то улучшали воздух, то нет.

Был ли прав Шееле в своих претензиях?

Почему у Пристли получились двоякие результаты?

Что Пристли и Шееле не учли в своих экспериментах?

Действительно, причина неудач Пристли была в том, что ни он, ни Шееле не выяснили, при каких внешних условиях растения очищают или портят воздух.

Точку в этом вопросе поставил Ян Ингенхауз – личный врач австрийской императрицы Марии Терезии. Он проделал 500 опытов с веточкой элодеи. На солнечном свету из растения поднимались пузырьки газа. Ингенхауз собрал газ, и оказалось, что это чистейший кислород. Но пузырьки выделялись только на свету, причём не зеленые части растений пузырьков не выделяли. Таким образом, Ингенхауз доказал, что растения действительно улучшают воздух, но только на свету. Этот процесс впоследствии назвали фотосинтезом. А открыть его помогла такая простая и в то же время сложная свеча. Рассмотрим уравнения фотосинтеза

Для закрепления ребята решают кроссворд по теме урока.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Вопрос учащимся приведите ассоциации, возникающие, при слове свеча? (Тепло, уют, свет, день рождения, праздник, гадание).

Есть что-то магическое в горящей свече. Ее образ вдохновлял многих художников и поэтов на создание удивительных произведений. Посмотрите на картины замечательных русских художников: Карл Брюллов «Гадающая Светлана», Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой», Михаил Нестеров «Князь Александр Невский», Илья Глазунов «Девушка со свечой во храме», Константин Васильев «Ожидание».

Учащимся дается возможность еще раз, самостоятельно, вспомнить пройденный материал. Они заполняют вторую графу «Я узнал» листа самооценки в программе Microsoft Word в течение 2-3 минут.

В заключение, учителя зачитывает слова Майкла Фарадея «Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».

Подведение итогов. По окончанию урока проводится рефлексия «Пока горит свеча». Учащиеся передают горящую свечу друг другу и высказывают свое мнение об уроке.

Формируется три группы учащихся, используя рисунки с урока составляют постер по темам:

1. Роль свечи в открытии законов физики.

2. Роль свечи в открытии законов химии.

3. Роль свечи в открытии законов биологии.

Лист самооценки учебной деятельности учащегося.

Тема урока: «Роль свечи в открытии законов природы».

Узнал новое о свече

1. История происхождения свечи.

2. Из каких веществ изготавливают свечи?

3. Какие физические процессы происходят при горении свечи?

4. Какие химические процессы происходят при горении свечи?

5. В какой части пламени наибольшая температура?

6. Какие виды энергии наблюдаются при горении свечи?

7. Какой продукт горения свечи участвует в процессе фотосинтеза?

8. Какие ученые использовали свечу в своих научных опытах?

9. Какие художники изображали свечи на своих картинах?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть фото Докажите что горение свечи химическая реакция. Смотреть картинку Докажите что горение свечи химическая реакция. Картинка про Докажите что горение свечи химическая реакция. Фото Докажите что горение свечи химическая реакция

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Северо-Казахстанская областьАйыртауский районКГУ «Новосветловская средняя школа» Интегрированный урок по физике, химии, биологии, информатике в 8 классе «Роль свечи в открытии законов природы» Урок подготовили: Запорожец Ольга Витальевна /учитель физики/ Миллер Ирина Сергеевна /учитель химии/ Гагина Ульяна Васильевна /учитель биологии/ Цвиренко Надежда Анатольевна /учитель информатики/ Тема: Роль свечи в открытии законов природыЦели урока:1. Рассказать о роли свечи в открытии законов природы. 2. Развивать умение мыслить, видение логических связей между предметами физика, химия, биология, информатика. Формировать целостную картину мира. 3. Воспитание всесторонней развитой, компетентной личности, путем развития интереса к предмету и вовлечение каждого учащегося в учебную деятельность. Задачи урока:1. Объяснять наблюдаемые физические, химические и биологические явления. Уметь применять полученные знания на уроках информатики по графическому и текстовому редактору. Средства обучения: мультимедийная техника, компьютеры, свечи, лабораторное оборудование.Ход урока:«Явления, наблюдаемые при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или иначе, затронут». М. Фарадей «История свечи» Свеча является для человека не только источником света и тепла, а также источником знаний, творческих поисков и вдохновений. Наш урок – исследование посвящен анализу явлений, происходящих при горении свечи и ее роли в открытии законов природы.В начале урока вспоминаем всё, что уже знаем о свече. Учащиеся работают за компьютером в программе Microsoft Word в котором заполняют лист самооценки первую графу «Я знаю» в течение 3 минут (Приложение 1)Ученица 8 класса Иродовская Дина представляет заранее подготовленное сообщение о происхождении и истории свечи. Перед выполнением практической части урока проводим инструктаж по технике безопасности. Рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом явления, анализируем и объясняем их с точки зрения физики.1. Наблюдаем плавление и отвердевание парафина.Вопросы к классу: Дайте определения плавления. Дайте определения кристаллизации. Какова особенность плавления парафина в отличие от плавления кристаллических тел? Дайте определение конвекции. Какие явления наблюдаются при горении свечи? Какие виды энергии наблюдаются при горении свечи? 2. Экспериментальные задания классу: Проведите ладонь вокруг пламени. Где ощущается больше всего тепла? Почему над пламенем теплее всего? Каким способом теплопередачи передается тепло вертикально вверх? (Конвекция). Расположите термометр сбоку от пламени. Наблюдаем незначительное повышение температуры. Каким способом передается тепло в этом случае? (Излучение). Как называется третий способ теплопередачи (теплопроводность) и почему воздух обладает низкой теплопроводностью? (Атомы и молекулы в газах расположены на большом расстоянии друг от друга, поэтому взаимодействие их слабое). После обсуждения наблюдаемых физических явлений демонстрируем несколько опытов со свечой.Опыт 1. “Исчезающий воздух”. Помещаем свечу в тарелку с водой, зажигаем ее и накрываем стаканом. Видим, что свеча гаснет, а вода поднимается в стакан. Объясняем этот опыт: при горении свечи объем газа в стакане и давление в нем уменьшаются, поэтому под действием атмосферного давления вода втягивается в стакан. Опыт 2. ”Парафиновый мотор “ или “ Танец свечи”.Располагаем свечу в равновесии, как показано на рисунке. Зажигаем ее с двух сторон. Свеча начинает раскачиваться по мере поочередного падения капель расплавленного парафина. Объясняется раскачивание изменением силы тяжести, действующей на оба конца свечи из-за изменения их массы.Еще раз внимательно рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом изменения, анализируем и объясняем их с точки зрения химии.Учащиеся выполняют лабораторные опыты.Наблюдения за горящей свечой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *