Жать рожь что это

Жать рожь что это. Смотреть фото Жать рожь что это. Смотреть картинку Жать рожь что это. Картинка про Жать рожь что это. Фото Жать рожь что это

Друзья жмут друг другу руку, сапоги жмут, крестьяне жнут рожь – одно и то же слово здесь используется или разные? Давайте разберемся с глаголом «жать».

Жать рожь что это. Смотреть фото Жать рожь что это. Смотреть картинку Жать рожь что это. Картинка про Жать рожь что это. Фото Жать рожь что это

Значение слова «жать»

Как гласят словари, существует целых 2 глагола «жать». Первый из них наиболее широкий по значению:

Иногда значение слова «жать» в разговорной речи может иметь в виду интенсивное действие: «Надо закончить проект к концу года: Жмем!». Оттуда же происходит и глагол «поднажать».

Может он и означать «надавливать, нажимать на педаль, кнопку»: водитель жал на газ, она долго жала на звонок, пока не открыли. Последнее значение обрело популярность с развитием интернета. Многочисленная реклама с виртуальными кнопками призывает нас «Жми!». Выражения «жми «нравится»» или «жми «поделиться с друзьями»» можно отнести к сленгу соцсетей, который достаточно близок к разговорному стилю, хотя и имеет письменную форму.

Можно заметить, что все эти значения слова «жать» очень близки и чаще всего связаны со сдавливанием, стискиванием или c приложением усилий.

Жать рожь что это. Смотреть фото Жать рожь что это. Смотреть картинку Жать рожь что это. Картинка про Жать рожь что это. Фото Жать рожь что это

«Потомство» глагола «жать»

Жать рожь что это. Смотреть фото Жать рожь что это. Смотреть картинку Жать рожь что это. Картинка про Жать рожь что это. Фото Жать рожь что это

Второй глагол «жать»

У омонимичного первому слова «жать» значение кратко можно сформулировать как «срезать колосья». Современному городскому жителю было бы интересно узнать, какие инструменты использовали для жатвы. Пшеницу и рожь жали серпом и косой. Более высокие и редко растущие колосья можно было собрать в пучок и срезать серпом, для низких и частых требовалась коса. Чаще всего рожь была высокой и требовала серпа. А сейчас хлеб убирают комбайном.

Жать рожь что это. Смотреть фото Жать рожь что это. Смотреть картинку Жать рожь что это. Картинка про Жать рожь что это. Фото Жать рожь что это

Происхождение слова «жать»

Происходит глагол от общеславянского — g’mti. Впервые фигурирует в источниках в XVIII веке. Совсем не созвучное ему норвежское kamsa — «мять, давить», как оказалось, ведет свое происхождение из того же источника.

Как можно заметить, в первоисточниках встречаются оба согласных звука – «М» и «Н», которые потом и дают о себе знать в формах настоящего времени, помогая установить различие между одинаково звучащими инфинитивами.

Так что если встает вопрос о лексическом значении слова «жать», стоит уточнить, о каком именно из двух глаголов идет речь. Или раскрыть значения обоих слов.

Источник

жать рожь

Смотреть что такое «жать рожь» в других словарях:

ЖАТЬ — 1. ЖАТЬ1, жму, жмёшь, д.н.в. не употр., несовер. 1. кого что. Давить, стискивать, сжимать. Жать руку. Жать друг друга в толпе. 2. что и без доп. Сдавливать, быть тесным (об обуви, платье). Сапог ногу жмет. Пиджак жмет в плечах. || безл., без доп … Толковый словарь Ушакова

жать — жать. В знач. «давить, сжимать» жму, жмёт. Жать руку. Жать виноград. В знач. «срезать под корень стебли злаков» жну, жнёт. Жать рожь (пшеницу) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

рожь — ржи, тв.; ро/жью; ж. см. тж. ржаной 1) Хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку чёрного хлеба. Засеять поле рожью. Озимая, яровая рожь. Густая рожь. Жать рожь. 2) собир. Зёрна, мука этого злака … Словарь многих выражений

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

рожь — ржи, тв. рожью; ж. 1. Хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку чёрного хлеба. Засеять поле рожью. Озимая, яровая р. Густая р. Жать р. 2. собир. Зёрна, мука этого злака. Пуд ржи. Хлебец из ржи. ◁ Ржаной, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь

вы́жать — 1) жму, жмешь; сов., перех. (несов. выжимать). 1. Сжимая, сдавливая, извлечь, заставить выйти наружу. Выжать сок из винограда. □ [Груня] размотала длинную тяжелую косу, упавшую ниже колен, выжала из нее воду. Скиталец, Кандалы. || Сжав, сдавив,… … Малый академический словарь

подоспе́ть — спею, спеешь; сов. (несов. подоспевать). разг. Наступить, подойти, вплотную приблизиться (о сроке, каком л. деле и т. п.). Только с неделю как начали жать рожь, а между тем уже подоспел ржаной сев, который там всегда начинался около 25 июля. С.… … Малый академический словарь

Обряды и обычаи белорусов — Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов» Обряды и обычаи белорусов совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории … Википедия

жатва — ▲ уборка урожая ↑ полевые культуры жатва уборка урожая с полей (# хлебов). жать (# рожь). жнец. жница. жнея. уборка хлебов. молотьба. молотить. обмолот. обмолотить. сторновать. триеровать. сноп. стог. солома. омет. сенокос. косовица. покос.… … Идеографический словарь русского языка

Источник

Жать рожь что это

Полезное

Смотреть что такое «ЖАТЬ» в других словарях:

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

жать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я жму, ты жмёшь, он/она/оно жмёт, мы жмём, вы жмёте, они жмут, жми, жмите, жал, жала, жало, жали, жмущий, жавший, жатый 1. Жать на что то означает сильно и быстро надавливать на это. Жать на кнопку. |… … Толковый словарь Дмитриева

жать — 1. ЖАТЬ, жму, жмёшь; нсв. 1. кого что. Стискивать, сжимать, сдавливать. Ж. руку кому л. Ж. кого л. в своих объятьях. // на кого что. Нажимать. Изо всей силы жмёт на кнопку звонка. Ж. плечом на дверь. // (кого). Разг. Притеснять, угнетать. Я и так … Энциклопедический словарь

жать — См. теснить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. жать давить, теснить; снимать урожай. Ant. распушивать; сеять Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

жать — жать. В знач. «давить, сжимать» жму, жмёт. Жать руку. Жать виноград. В знач. «срезать под корень стебли злаков» жну, жнёт. Жать рожь (пшеницу) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

жать — ЖАТЬ, жму, жмёшь; жатый; несовер. 1. кого (что). Давить, стискивать; прижимать. Ж. руку. Ж. противника к реке (перен.: теснить). 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), что. О платье, обуви: быть тесным. Сапог жмёт ногу. В плечах жмёт (безл.). 3.… … Толковый словарь Ожегова

ЖАТЬ 1 — ЖАТЬ 1, жму, жмёшь; жатый; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЖАТЬ 2 — ЖАТЬ 2, жну, жнёшь; жатый; несов., что. Срезать под корень (стебли зерновых). Ж. хлеб машинами. Ж. серпом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жать — I несов. перех. 1. Надавливать на что либо, давить, стискивать, сжимать что либо. 2. Выдавливать, выжимать что либо из чего либо. 3. перен. разг. Угнетать, притеснять кого либо. II несов. перех. Срезать под корень серпом или жатвенной машиной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

жать рожь

1 жать рожь

2 жать

См. также в других словарях:

ЖАТЬ — 1. ЖАТЬ1, жму, жмёшь, д.н.в. не употр., несовер. 1. кого что. Давить, стискивать, сжимать. Жать руку. Жать друг друга в толпе. 2. что и без доп. Сдавливать, быть тесным (об обуви, платье). Сапог ногу жмет. Пиджак жмет в плечах. || безл., без доп … Толковый словарь Ушакова

жать — жать. В знач. «давить, сжимать» жму, жмёт. Жать руку. Жать виноград. В знач. «срезать под корень стебли злаков» жну, жнёт. Жать рожь (пшеницу) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

рожь — ржи, тв.; ро/жью; ж. см. тж. ржаной 1) Хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку чёрного хлеба. Засеять поле рожью. Озимая, яровая рожь. Густая рожь. Жать рожь. 2) собир. Зёрна, мука этого злака … Словарь многих выражений

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

ЖАТЬ — или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

рожь — ржи, тв. рожью; ж. 1. Хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку чёрного хлеба. Засеять поле рожью. Озимая, яровая р. Густая р. Жать р. 2. собир. Зёрна, мука этого злака. Пуд ржи. Хлебец из ржи. ◁ Ржаной, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь

вы́жать — 1) жму, жмешь; сов., перех. (несов. выжимать). 1. Сжимая, сдавливая, извлечь, заставить выйти наружу. Выжать сок из винограда. □ [Груня] размотала длинную тяжелую косу, упавшую ниже колен, выжала из нее воду. Скиталец, Кандалы. || Сжав, сдавив,… … Малый академический словарь

подоспе́ть — спею, спеешь; сов. (несов. подоспевать). разг. Наступить, подойти, вплотную приблизиться (о сроке, каком л. деле и т. п.). Только с неделю как начали жать рожь, а между тем уже подоспел ржаной сев, который там всегда начинался около 25 июля. С.… … Малый академический словарь

Обряды и обычаи белорусов — Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов» Обряды и обычаи белорусов совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории … Википедия

жатва — ▲ уборка урожая ↑ полевые культуры жатва уборка урожая с полей (# хлебов). жать (# рожь). жнец. жница. жнея. уборка хлебов. молотьба. молотить. обмолот. обмолотить. сторновать. триеровать. сноп. стог. солома. омет. сенокос. косовица. покос.… … Идеографический словарь русского языка

Источник

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

. И прошел сенокос,
Скоро рожь и овес
Золотистым зерном наливается;
Много жниц и жнецов
С деревень-хуторов
Грозной ратью тогда ополчается…
Жнут полоски подряд,
Лишь серпами звенят —
Нипочем им работа тяжелая.
И вечерней порой
По дороге большой
Долго слышится песня веселая.
(Спиридон Дрожжин)

В разных регионах хлеба созревали в разное время в зависимости от климатических условий. В южной части России жатву начинали уже в середине июля – с праздника Казанской иконы Божьей Матери, в средней полосе – с Ильина дня или со дня свв. Бориса и Глеба (24 июля / б августа), а на севере – ближе к середине августа. Первой поспевала озимая рожь, за ней яровые хлеба, овес, а потом гречиха.

В ряде мест до начала жатвы хозяева ходили в поле смотреть, поспело ли зерно и пора ли приступать к жатве (ср. бел. название обычая «оглядины жита»).
Перед жатвой совершался также крестный ход на ниву, которую священник окроплял святой водой и благословлял.
Первые сжатые колосья несли освящать в церковь, торжественно вносили в амбар или в дом, ставили под иконы, где оставляли их до молотьбы.
Иногда день накануне жатвы отмечался общими празднествами и угощениями.

Хотя время уборки урожая определялось в каждой местности климатическими и погодными условиями, тем не менее во многих местах её стремились приурочить к календарным праздникам, близким по срокам к жатве. Например,
Фома Малеит серпы ладит (7/20 июля). Пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке. Звенят наковальни, крестьяне серпы к жатве готовят, косы точат. Жатва поспела, и серп изострён.
В этот день говорят: «Фома серпы ладит» – начинается жатва.

В южных местах начинали уборку (зажинали) яровых со дня Прокопия-жатвенника 8/21 июля. Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает. Зажин ржи. На Казанскую — зажин ржи. Зерно в колоске — не валяйся в холодке. Зерно в колосу — торопись жать полосу. Жнут порою — жуют зимою. Жатва — время дорогое, никому тут нет покою. Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Сухая погода в этот день сулит хорошую осень, а коли сильные дожди припустят урожай погибнет. Сильные дожди губительны для урожая.

В некоторых местах с этого дня делали первый зажин — торжественно жали первый сноп, который называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева.

Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.

Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом, считалось большим грехом косить пшеницу косой. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем. Гречиху, овёс, горох почти всегда косили косой.

В страду одна забота — не стояла бы работа. Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. Пот ключом бьёт, а жнец свое берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Уборка урожая считалась делом девушек и замужних женщин. Однако главными жнеями были девушки. Сильные, крепкие, ловкие, они легко справлялись с довольно трудной работой.

Уж вы жнеи, вы жнеи
Мои молодые!
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните не ленитесь!
А обжавши нивку,
Пейте, веселитесь.

Жатву полагалось начинать всем в один день. Перед этим женщины выбирали из своей среды зажинальщицу, которая совершит символический зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница, с «легкой рукой». Рано утром, тайком от всех, она бежала на поле, сжинала три небольших снопа, приговаривая, например, так:

Кыш, полышко, на конец,
Как татарский жеребец!
Бежи и ржи, уминай и рви
И у поля конец ищи!
Выбежи, выбежи,
Нам волюшку дай!
Мы пришли с вострыми серпами,
С белыми руками,
С мягкими хребтами!

После этого зажинальщица укладывала снопы крест-накрест на краю поля, а рядом оставляла кусочек хлеба с солью для Матери-Земли и иконку Спасителя для предохранения урожая от нечистой силы.
На жатву выходила вся женская половина семьи во главе с хозяйкой. Девушки и женщины надевали особую жатвенную одежду – подпоясанные белые холщовые рубахи, украшенные по подолу и на рукавах красным тканым или вышитым узором. В некоторых селах верхнюю часть рубахи шили из яркого ситца, а нижнюю – из холста, который прикрывали красивым фартуком. Головы повязывали ситцевыми платками. Жатвенная одежда была очень нарядной, соответствующей столь важному дню, когда Мать-Земля родит урожай. При этом одежда была еще и удобной для работы, свободной, в ней было не жарко под летним солнцем.
Первый день жатвы начинался с общей молитвы семьи на своей полосе. Жницы работали на поле в определенном порядке. Впереди всех шла хозяйка дома, приговаривая: «Благослови, Боже, ниву зажать! Дай, Господи, спорыньи и легкости, доброго здоровья!» (Народная традиционная культура Псковской области. С. 65). По правую руку от нее шла старшая дочь, за ней по старшинству – остальные дочери, а за ними снохи. Первый сноп полагалось сжать старшей в семье дочери, чтобы она осенью вышла замуж: «Первый снопик жать – жениха наживать». Верили, что первая пясточка срезанных стеблей ржи и первый собранный из них сноп обладают «спором», «споркостью» – особой жизнедающей силой, так необходимой будущей хозяйке и матери.
На поле жнеи отправлялись после того, как солнце осушит росу. Хлеб, покрытый росой, жать было нельзя, чтобы зерно и солома не сгнили до обмолота. Девушки вместе шли на поле, пели песни, которые получили название жатвенных. Главной темой песен была несчастная любовь:

Рано-рано наше подворьице зарастает.
Заросло-зацвело наше подворьице травою-муравою.
То не травушка в поле, не муравушка, розовы цветочки.
Там цвели в поле цветочки, цвели, да повяли.
Любил парень красну девицу, да покинул.
Покинувши девчонку, над ней насмеялся.
Ты не смейся, парень, над девчонкой, ты еще сам холост.
Холост-неженатый, нету жены взятой.

Во время работы девушкам петь не полагалось – это была прерогатива только замужних женщин. Замужние женщины обращались в песнях к Богу, ниве, солнцу, полевым духам с просьбой о помощи:

Да унеси, Боже, тучу грозовую,
Да спаси, Боже, ниву трудовую.

Крестьянские поля (полосы) располагались рядом. Жницы могли видеть, как работают соседки, перекликаться друг с другом, подбадривать уставших, укорять ленивых. Песни перемежались так называемым гуканьем, то есть криками, возгласами «У-у!», «Эй!», оханьем-уханьем. Гуканье было столь сильным, что его можно было услышать в отдаленных от полей деревнях. Весь этот многоголосный шум красиво назвали «пением жнивы».
Чтобы к вечеру была выполнена определенная часть работы, отстающих подгоняли: «Подтягай! Подтягай! Тяни! Тяни козу-то свою!» Каждая девушка старалась нажать побольше снопов, опередить своих подруг, а не попасть в отстающие. Над ленивыми смеялись, кричали: «Девка! Кила тебе!» – а ночью на полосу нерадивым девушкам «ставили килу»: втыкали в землю палку с привязанным к ней пуком соломы или старым лаптем. По качеству и быстроте работы определяли, «работлива» ли девушка, будет ли она хорошей хозяйкой дома. Если жница оставляла за собой несжатую бороздку, то говорили, что у нее «мужик будет нутрец»; если снопы получались большие, то и мужик будет большой, если ровные и красивые, то богатый и трудолюбивый. Чтобы работа спорилась, девушки приговаривали: «Полоска в край, как белый зай, кыш, погоняй, кыш, погоняй!» (Морозов И. А., Слепцова И. С. С. 119), а чтобы не уставать, перепоясывались жгутиком из стеблей со словами: «Как матушка рожь стала год, да не устала, так и моя спинушка жать бы не устала» (Майков Л. Н. С. 204).
Работа заканчивалась, когда солнце склонялось к закату и жнива покрывалась росой. Оставаться на поле после захода не разрешалось: по поверью, это могло помешать умершим предкам «гулять по полям и радоваться урожаю». Перед уходом с недожатой полосы полагалось для предохранения ее от порчи положить крест-накрест две горсточки стеблей. Серпы, спрятав, обычно оставляли в поле, а не несли их в дом, чтобы не накликать дождь.
После трудового дня девушки опять собирались в стайку и все вместе отправлялись отдыхать, распевая про несчастную любовь:

Песни пела, грудь болела,
Сердце надрывалося.
По лицу катились слезы –
С милым расставалася.

Услышав громкое пение, появлялись парни, которые заигрывали с девушками в расчете на их благосклонность. Шутки парней порой бывали довольно грубоватыми. Например, парни пугали девушек, неожиданно нападая на них из-за кустов, или ставили «кляпцы»: перевязывали верхушки трав, росших по обе стороны дорожки, по которой шли девушки. В темную пору девушки могли не заметить ловушки, падали, вызывая радостный смех парней.
Дальше шли вместе, а девушки «припевали» парням невест:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *